Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Яков Кротов

Выписки по истории кино и Церкви из монографии З.И.Перегудовой "Политический сыск России: 1880-1917" (М.: РОССПЭН, 2000). Книга вообще примечательная, но о кино (глава 8, параграф 2) материал выбивается в отдельный сюжет. 1898 г.: постановление Синода "о воспрещении при устройстве зрелищ показывать путем живой фотографии священные изображения Христа Спасителя, Пресвятой Богородицы, святых Угодников Божьих" (319). 6.9.1902 - циркуляр Департамента полиции, подтвердивший постановление Синода и заодно запретивший граммофонные записи духовного содержания (319). В 1910 г. в Николаеве церковь возражала против открытия кино в 25 саженях от храма (разрешили, но с условием, что во время богослужений не будет музыки) (319-320). По этому случаю товарищ министра вн. дел Курлов издал циркуляр о том, что в губерниях власти полномочны сами цензурировать карины, не допуская демонстрации тех, которые могут "оскорблять религиозное, патриотическое или национальное чувство зрителей".

Но ведь что считать оскорблением. В 1910 г. в Москве духовенство было против кино "Легенда о храбром Георгии", а губернатор разрешил -- нормальный благочестивый фильм (320). в "Московских ведомостях" от 3.3.1913 кн. Кудашев возмущался тем, что в картинах к юбилею Романовых актер изображает святого - патриарха Гермогена, он это полагал кощунством (328).

А вот фильм Ханжонкова "Пьянство и его последствия", сделанный по заказу Всероссийского трудового союза христиан-трезвенников к дню Всероссийского праздника трезвости в апреле 1913 г. (двухчасовой!) был разрешен еп. Нарвским Никандром к демонстрации в одном из храмов (324).

В январе 1916 г. еп. Саратовский Амвросий обратился в думу Саратова с призывом запретить по праздникам работу кино, т.к. оно "отвлекает значительную часть слабовольных людей от посещения церковных богослужений" (325). Но обычно светские власти разрешали работы кинотеатров даже Великим постом.

28 января 1916 г. министр финансов подал царю доклад о необходимости введения в империи государственной монополии на кинематограф. Министр вн. дел А.Н.Хвостов поддержал это предложение, считая, что кино должно быть средством воспитания населения (332). Директор департамента полиции Климович тоже поддержал идею "воспитания населения в духе требований русской государственности" (332). Но воплощать эту мечту пришлось уже другим - от Ленина до Михалкова.


 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова