Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Иерей Александр Мазырин

ВЫСШИЕ ИЕРАРХИ О ПРЕЕМСТВЕ ВЛАСТИ В РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В 1920-х-1930-х ГОДАХ

К оглавлению. Номер страницы перед текстом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», принятых Юбилейным Архиерейским Собором 2000 года в разделе «Церковь и государство» сказано: «Церковь сохраняет лояльность государству, но выше требования лояльности стоит Божественная заповедь: совершать дело спасения людей в любых условиях и при любых обстоятельствах.

Если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении» 1.

С такой силой (не просто «может отказать», а «должна») соборным голосом Русской Церкви на исходе тяжелейшего для нее XX века была заявлена невозможность повиновения власти, ставящей своей целью вытравить имя Христово из сердец людей. В этом сделанном во всеуслышание заявлении нашел свое выражение многолетний опыт сопротивления Церкви давлению на нее со стороны безбожного государства. Это сопротивление, конечно, не носило вооруженного характера. Можно повторить уже звучавшие во введении слова святителя Тихона: «Российская Православная Церковь аполитична и не желает отныне быть ни "белой ", ни "красной " Церковью»2. Неповиновение власти заключалось в отказе политически солидаризироваться с ней. В этом нежелании «тихоновцев», как позднее выразился агитатор из «Известий», «перекрашиваться в советские цвета»1 власть чувствовала сильнейший вызов себе: ей хотелось видеть Церковь именно «красной», причем не для сотрудничества с ней, а для глумления над ней.

Внутреннее неприятие церковным организмом навязываемой ему «красноты» привело к возникновению в Русской Церкви ряда юрисдикционных конфликтов, поскольку для достижения своих целей безбожное государство старалось активно воздействовать на


 


 


1 Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. Храм Христа Спасителя, 13—16 августа 2000 года: Материалы. М.: Издат. Совет МП; Фонд «Рождество— 2000», 2001. С. 341—342. Выделено жирным шрифтом в документе.

2 Акты... С. 164.

3 Известия ВЦИК. 1927 г. № 188 (3122). 19 авг. С. 4.


398

церковную власть. Позиции, занятые в ходе этих конфликтов митрополитами Кириллом, Агафангелом и Петром, были, конечно, не во всем одинаковы, хотя бы в силу того, что неодинаковыми были обстоятельства, в которых приходилось действовать этим святителям. Однако в главном их взгляды были удивительно схожими. Они до конца были верны линии Патриарха Тихона, утверждавшей аполитичность Русской Церкви. Каждый из них ценой отказа от этой линии мог бы оказаться во главе высшего церковного управления. Но повиноваться власти в том, что не позволяла совесть, они не стали.

Можно заключить, что святитель Тихон, выбирая себе возможных преемников, сумел удивительно точно среди многих видных иерархов прозреть тех, кто несмотря ни на что остался на том пути, по которому он вел Русскую Церковь.

399

Приложение 1

КРАТКИЕ БИОГРАФИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

О ПОИМЕНОВАННЫХ В ПОСЛЕДНЕМ

ЗАВЕЩАТЕЛЬНОМ РАСПОРЯЖЕНИИ

СВЯТОГО ПАТРИАРХА ТИХОНА ИЕРАРХАХ

И БЛИЗКИХ К НИМ ЦЕРКОВНЫХ ДЕЯТЕЛЯХ1

Священномученик митрополит Кирилл (Смирнов Константин Иларионович, 1863—1937). Родился в городе Кронштадте Санкт-Петербургской губернии в семье псаломщика. В 1887 году окончил Санкт-Петербургскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. В 1904 году хиротонисан во епископа Гдовского, викария Санкт-Петербургской епархии. С 1909 года епископ Тамбовский и Шацкий. В 1913 году возведен в сан архиепископа. Член Поместного Собора 1917—1918 годов, избран заместителем члена Священного Синода. В апреле 1918 года назначен митрополитом Тифлисским и Бакинским, Экзархом Кавказским, добраться до Тифлиса не смог. Вернулся в Москву, принимал участие в работе Священного Синода. С марта 1919 года исполнял обязанности председателя финансово-хозяйственного отдела Высшего Церковного Совета. В декабре 1919 года арестован, через два месяца освобожден. С апреля 1920 года митрополит Казанский и Свияжский. В августе 1920 года арестован в Казани. В декабре 1921 года освобожден. В августе 1922 года вновь арестован в Казани. В декабре 1922 года отправлен в ссылку в Зырянский край. В ноябре 1923 года, согласно завещательному распоряжению Патриарха Тихона, назначен вторым кандидатом в Местоблюстители Патриаршего Престола. В июне 1924 года был вызван в Москву для участия в новооб-разуемом высшем церковном управлении с включением в него живоцерковного «протопресвитера» В. Красницкого. После срыва переговоров с В. Красницким возвращен в Зырянский край. 7 января 1925 года, согласно последнему завещательному распоряжению Патриарха Тихона, назначен первым кандидатом в Местоблюстители Патриаршего Престола. В октябре 1926 года переведен на проживание в город Котельнич Вятской губернии. Осенью 1926 года в ходе проведенных без его ведома тайных выборов Патриарха получил наибольшее число голосов епископов. 21 декабря 1926 года арестован, помещен в тюрьму города Вятки. 28 марта 1927 года приговорен к трем годам ссылки, отправлен в Туруханский край. В мае 1929 года открыто выступил с осуждением действий митрополита Сергия. 8 февраля 1930 года арестован, приговорен к трем годам ссылки. Вторично отправлен в ссылку в Туруханский край. В августе 1933 года освобожден. Поселился в городе Гжатске Западной области. 14 июля 1934 года арестован, приговорен к трем годам ссылки в Казахстан. Отбывал ссылку в поселке Яны-Курган Южно-Казахстанской


1 Составлены на основе материалов следственных дел и базы данных «За Христа пострадавшие» (http://www.pstbi.ru/bdn/bd.htm).


400

Высшие иерархи о преемстве власти в Русской Православной Церкви

области. 7 июля 1937 года арестован, приговорен к высшей мере наказания. 20 ноября 1937 года расстрелян под городом Чимкентом вместе с митрополитом Иосифом (Петровых) и епископом Евгением (Кобрановым). Архиерейским Собором 2000 года причислен к лику святых.

Свяшенноисповедник митрополит Агафангел (Преображенский Александр Лаврентьевич, 1854—1928). Родился в Тульской губернии в семье священника. В 1881 году окончил Московскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. В 1889 году хиротонисан во епископа Киренского, викария Иркутской епархии. С 1893 года епископ Тобольский и Сибирский. С 1897 года епископ Рижский и Митавский. В 1904 году возведен в сан архиепископа. С 1910 года архиепископ Виленский и Литовский. С 1913 года архиепископ Ярославский и Ростовский. Член Поместного Собора 1917—1918 годов. В декабре 1917 года возведен в сан митрополита. В марте 1918 года избран членом Высшего Церковного Совета. В мае 1922 года, согласно распоряжению Патриарха Тихона, назначен Заместителем Патриарха. В июне 1922 года арестован, приговорен к трем годам ссылки в Нарым-ский край. В ноябре 1923 года, согласно завещательному распоряжению Патриарха Тихона, назначен первым кандидатом в Местоблюстители Патриаршего Престола.

7  января 1925 года, согласно последнему завещательному распоряжению Патриар
ха Тихона, назначен вторым кандидатом в Местоблюстители Патриаршего Пре
стола. В марте 1926 года доставлен в тюрьму города Перми. 18 апреля 1926 года
объявил о своем вступлении в должность Патриаршего Местоблюстителя, вернул
ся в Ярославль. Столкнувшись с противодействием митрополита Сергия, в июне
1926 года окончательно отказался от местоблюстительства. 6 февраля 1928 года во
главе группы Ярославских иерархов заявил об отделении от митрополита Сергия и
его Синода. 10 мая 1928 года дал компромиссное разъяснение февральского заяв
ления. 16 октября 1928 года скончался в городе Ярославле. Архиерейским Собором
2000 года причислен к лику святых.

Священномученик митрополит Петр (Полянский Петр Федорович, 1862—1937).

Родился в Воронежской губернии в семье священника. В 1892 году окончил Московскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. С 1897 года магистр богословия. С 1906 года ревизор духовных учебных заведений в Учебном комитете при Святейшем Синоде. В октябре 1920 года хиротонисан во епископа Подольского, викария Московской епархии. Вскоре после хиротонии арестован и сослан в город Великий Устюг Вологодской губернии. В 1923 году вернулся в Москву, возведен в сан архиепископа. С 1924 года митрополит Крутицкий. 7 января 1925 года, согласно последнему завещательному распоряжению Патриарха Тихона, назначен третьим кандидатом в Местоблюстители Патриаршего Престола. 12 апреля 1925 года решением почти 60 епископов утвержден в должности Патриаршего Местоблюстителя. 10 декабря 1925 года арестован. В ноябре 1926 года приговорен к трем годам ссылки, отправлен отбывать ссылку в упраздненный Абалакский монастырь недалеко от города Тобольска. В апреле 1927 года арестован, сослан в поселок Хэ Обдорского района Тобольского (впоследствии Ямало-Ненецкого) округа.

8  мае 1928 года срок ссылки был продлен на два года. В августе 1930 года арестован, переведен в тюрьму города Свердловска. В июле 1931 года приговорен к пяти годам заключения в концлагере. Содержался в одиночной камере в Свердловской, затем в Верхнеуральской тюрьмах. В июле 1936 года срок заключения был продлен еще на три года. В октябре 1937 года приговорен к высшей мере наказания. 10 ок тября 1937 года расстрелян в тюрьме города Магнитогорска. Архиерейским Собором 1997 года причислен к лику святых.

401

Митрополит Иосиф (Петровых Иван Семенович, 1872—1937). Родился в городе Устюжне Новгородской губернии в семье мещанина. В 1899 году окончил Московскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. С 1903 года магистр богословия. В 1909 года хиротонисан во епископа Угличского, викария Ярославской епархии. Член Поместного Собора 1917—1918 годов. С 1920 года архиепископ Ростовский, викарий Ярославской епархии. 6 декабря 1925 года, согласно завещательному распоряжению митрополита Петра, назначен третьим кандидатом на должность Заместителя Патриаршего Местоблюстителя. В августе 1926 года назначен митрополитом Ленинградским, совершил в Ленинграде одно богослужение в качестве митрополита, после чего был отправлен в город Ростов Ярославской губернии без права выезда из него. В конце ноября 1926 года после ареста митрополита Сергия вступил в исполнение обязанностей Заместителя Патриаршего Местоблюстителя. 16 декабря 1926 года был вызван в Москву, откуда был направлен в ссылку в Моденский монастырь Череповецкой губернии. В сентябре 1927 года получил разрешение вернуться в город Ростов, указом митрополита Сергия переведен на Одесскую кафедру, от исполнения указа отказался. 6 февраля 1928 года вместе с архиереями Ярославской епархии подписал акт отхода от митрополита Сергия. В конце февраля 1928 года вторично выслан в Моденский монастырь. 9 сентября 1930 года арестован, приговорен к пяти годам заключения в лагере с заменой на высылку в Казахстан на тот же срок. С 1931 года в ссылке в городе Аулие-Ата (в 1936 году переименован в Мирзоян). С января 1937 года переписывался с митрополитом Кириллом. В июне 1937 года арестован, приговорен к высшей мере наказания. 20 ноября 1937 года расстрелян под городом Чимкентом вместе с митрополитом Кириллом и епископом Евгением (Кобрановым).

Архиепископ Варлаам (Ряшенцев Виктор Степанович, 1878—1942). Родился в городе Тамбове в семье купца. В 1900 году окончил Казанскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. В 1913 году хиротонисан во епископа Гомельского, викария Могилевской епархии. В 1922 году временно управлял Могилев-ской епархией. Уклонялся в обновленческий раскол. В 1923 году принес покаяние, назначен епископом Псковским. В конце 1924 года арестован, приговорен к двум годам тюремного заключения. Отбывал срок в Ярославском политизоляторе. Весной 1926 года освобожден, митрополитом Агафангелом назначен управлять Лю-бимским викариатством Ярославской епархии. В июле 1927 года возведен в сан архиепископа и назначен на Пермскую кафедру, к месту назначения не поехал. 6 февраля 1928 года в составе группы Ярославских иерархов заявил об отделении от митрополита Сергия и его Синода. 10 мая 1928 года присоединился к компромиссному разъяснению февральского заявления. В октябре 1928 года исполнял обязанности управляющего Ярославской епархии. С июля 1929 года в дополнение к Лю-бимскому викариатству управлял также Ростовским викариатством Ярославской епархии. 7 сентября 1929 года арестован, приговорен к трем годам заключения в лагере. В 1931 году срок заключения был увеличен до десяти лет. В феврале 1933 года досрочно освобожден, сослан в Северный край, поселился в городе Вологде. В ноябре 1940 года арестован. Скончался в тюрьме города Вологды.

Священномученик архиепископ Прокопий (Титов Петр Семенович, 1877—1837). Родился в городе Кузнецке Томской губернии в семье священника. В 1901 году окончил Казанскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. В 1914 году хиротонисан во епископа Елисаветградского, викария Херсонской епархии. Член Поместного Собора 1917—1918 годов. С 1921 года епископ Херсонский. В феврале 1923 года арестован, выслан за пределы Украины. В начале 1925

402

года выехал в Москву. В июне 1925 года возведен в сан архиепископа. В ноябре 1925 года арестован по делу митрополита Петра, приговорен к трем годам заключения в лагере. Отбывал срок заключения в Соловецком лагере. В декабре 1928 года приговорен к трем годам ссылки на Урал. Отбывал ссылку в Тюменском и Тобольском округах, переписывался с митрополитом Петром. В июле 1931 года арестован, приговорен к трем годам ссылки в Казахстан. В апреле 1934 года освобожден. 2 октября 1934 года арестован в городе Камышине, приговорен к пяти годам ссылки. С мая 1935 года отбывал ссылку в городе Турткуле в Каракалпакии, переписывался с митрополитом Кириллом. В августе 1937 года арестован, приговорен к высшей мере наказания. 23 ноября 1937 года расстрелян. В 1996 году прославлен Украинской Православной Церковью как местночтимый святой. Архиерейским Собором 2000 года причислен к общечтимым святым.

Священномученик архиепископ Серафим (Самойлович Семен Николаевич, 1880— 1937). Родился в Полтавской губернии. В 1902 году окончил Полтавскую духовную семинарию. В 1920 году хиротонисан во епископа Угличского, викария Ярославской епархии. В 1924 году возведен в сан архиепископа, временно управлял Ярославской епархией. 8 декабря 1926 года, согласно завещательному распоряжению-посланию митрополита Иосифа, назначен третьим кандидатом на должность временно исполняющего обязанности Заместителя Патриаршего Местоблюстителя. С 29 декабря 1926 года по 7 апреля 1927 года Заместитель Патриаршего Местоблюстителя. 6 февраля 1928 года в составе группы Ярославских иерархов заявил об отделении от митрополита Сергия и его Синода. 15 февраля 1928 года получил предписание от ОГПУ оставить пределы Ярославской губернии, выслан в Буйничский монастырь под городом Могилевом. В мае 1928 года признал правильность компромиссного разъяснения февральского заявления. 20 января 1929 года выпустил новое послание, обличающее митрополита Сергия. 2 марта 1929 года вновь арестован, приговорен к трем годам заключения в лагере. Отбывал срок в Соловецком лагере. В январе 1932 года освобожден, поселился в городе Козмодемьянске Марийской АО. В декабре 1932 года арестован, приговорен к трем годам ссылки в Северный край. В июне 1933 года выслан в город Архангельск, переписывался с митрополитом Кириллом. 21 мая 1934 года арестован, приговорен к пяти годам заключения в лагере. Отбывал заключение в Сиблаге. В октябре 1937 года приговорен к высшей мере наказания. 4 ноября 1937 года расстрелян в Сиблаге. Архиерейским Собором 2000 года причислен к лику святых.

Священномученик епископ Амфилохий (Скворцов Александр Яковлевич, 1885— 1937). Родился в Казанской губернии в семье псаломщика. В 1910 году окончил Казанскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. В марте 1925 года хиротонисан во епископа Красноярского. В июле 1926 года арестован, приговорен к трем годам заключения в Соловецком лагере. В апреле 1928 года освобожден. Удалился в одно из сел в Хакасии, где организовал женский монастырь. В апреле 1931 года арестован, приговорен к пяти годам заключения в лагере. Отбывал срок в Сиблаге вместе с епископом Иоасафом (Удаловым). В январе 1934 года срок наказания был увеличен на один год. По истечении срока из лагеря освобожден не был. В сентябре 1937 года приговорен к высшей мере наказания. 1 октября 1937 года расстрелян в Сиблаге. Архиерейским Собором 2000 года причислен к лику святых.

Священноисповедник епископ Афанасий (Сахаров Сергей Григорьевич, 1887— 1962). Родился в Тамбовской губернии в семье чиновника. В 1912 году окончил

403

Московскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. Член Поместного Собора 1917—1918 годов. В 1921 году хиротонисан во епископа Ковровско-го, викария Владимирской епархии. В 1922 году арестован, приговорен к двум годам ссылки в Зырянский край. В ссылке встретился и близко сошелся с митрополитом Кириллом. В 1925 году освобожден. Осенью 1926 года принял участие в тайных выборах Патриарха. В январе 1927 года арестован, приговорен к трем годам заключения в Соловецком лагере. В марте 1930 года этапирован в Туруханский край, где с февраля по июнь 1932 года жил в станке Селиваниха с митрополитом Кириллом. В августе 1933 года освобожден. С 1933 по 1936 год жил во Владимирской области, переписывался с митрополитом Кириллом, весной—летом 1934 года приезжал к нему в город Гжатск. В апреле 1936 года арестован, приговорен к пяти годам заключения в лагере. С 1942 года в ссылке в Омской области. В ноябре 1943 года арестован, приговорен по делу «Антисоветского церковного подполья» к восьми годам заключения в лагере. В 1955 году освобожден. В 1956 году возглавлял Календарно-богослужебную комиссию при Патриархе Алексии I. Архиерейским Собором 2000 года причислен к лику святых.

Священноисповедник епископ Василий (Преображенский Вениамин Сергеевич, 1876—1945). Родился в городе Кинешме Костромской губернии в семье священника. В 1900 году окончил Киевскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. В 1921 году хиротонисан во епископа Кинешемского, викария Костромской епархии. В 1923 году арестован, приговорен к двум годам ссылки в Зырянский край. В ссылке встретился и близко сошелся с митрополитом Кириллом. В 1925 году освобожден. В сентябре 1928 года арестован, приговорен к трем годам ссылки в Уральскую область. Переписывался с митрополитом Кириллом. В сентябре 1932 года освобожден, поселился в городе Орле. В марте 1933 года арестован, приговорен к пяти годам заключения в лагере. Отбывал срок в ИТЛ близ города Рыбинска. В январе 1938 года освобожден. Проживал в Ярославской области. В ноябре 1943 года арестован, приговорен по делу «Антисоветского церковного подполья» к пяти годам ссылки. Скончался в ссылке в Красноярском крае. В 1993 году прославлен как местночтимый святой Ивановской епархии. Архиерейским Собором 2000 года причислен к общечтимым святым.

Священномученик епископ Вениамин (Воскресенский Василий Константинович, 1871—1931). Родился в Ярославской губернии в семье священника. В 1896 году окончил Московскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. В 1921 году хиротонисан во епископа Романово-Борисоглебского (Тутаевского), викария Ярославской епархии. В 1922 году арестован, приговорен к семи годам лишения свободы. В 1926 году освобожден, вернулся на кафедру. 12 июня 1927 года арестован, приговорен к трем годам ссылки в Казахстан. Отбывал срок ссылки в Западно-Казахстанской области. 1 апреля 1930 года арестован. Скончался в тюремной больнице. Архиерейским Собором 2000 года причислен к лику святых.

Священномученик епископ Дамаскин (Цедрик Дмитрий Дмитриевич, 1877— 1937). Родился в Херсонской губернии в семье чиновника. Окончил Владивостокский Восточный институт и миссионерские курсы при Казанской Духовной Академии. В сентябре 1923 года хиротонисан во епископа Глуховского, викария Черниговской епархии. В 1924 году выслан в Харьков. В сентябре 1925 года выслан в Москву. В ноябре 1925 года арестован по делу митрополита Петра, приговорен к трем годам ссылки, выслан в Туруханский край. В ссылке встретился и близко сошелся с митрополитом Кириллом. В ноябре 1928 года освобожден, поселился в

404

городе Стародубе Западной области. Летом 1929 года организовал отправление гонца в поселок Хэ к митрополиту Петру. 27 ноября 1929 года арестован, приговорен к десяти годам заключения в лагере. Отбывал срок заключения в Соловецком лагере. В ноябре 1933 года освобожден, поселился в городе Нежине Черниговской области. В феврале 1934 года посетил митрополита Кирилла в городе Гжатске. 1 августа 1934 года арестован, приговорен к трем годам ссылки в Северный край. С февраля 1935 года проживал в ссылке в городе Архангельске, переписывался с митрополитом Кириллом. В марте 1936 года арестован, приговорен к пяти годам заключения в лагере. Отбывал срок заключения в Карлаге. В сентябре 1937 года приговорен к высшей мере наказания. 15 сентября 1937 года расстрелян в Карлаге. Архиерейским Собором 2000 года причислен к лику святых.

Епископ Евгений (Кобранов Евгений Яковлевич, 1892—1937). Родился в Смоленской губернии в семье сельского учителя. В 1916 году окончил Московскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. С 1917 года магистр богословия. В марте 1926 года хиротонисан во епископа Муромского, викария Владимирской епархии. Осенью 1926 года принял активное участие в проведении тайных выборов Патриарха, был арестован, вскоре освобожден. С 14 декабря 1927 года епископ Ростовский, викарий Ярославской епархии. 6 февраля 1928 года в составе группы Ярославских иерархов заявил об отделении от митрополита Сергия и его Синода. В мае 1928 года присоединился к компромиссному разъяснению февральского заявления. 7 августа 1928 года арестован, приговорен к трем годам ссылки в Казахстан. В 1931 году освобожден. В июле 1934 года арестован в городе Вологде, приговорен к пяти годам ссылки в Казахстан. В начале 1935 года встретился с митрополитом Кириллом в тюрьме города Алма-Аты, после этого имел с ним переписку. В июне 1937 года арестован в городе Чимкенте, приговорен к высшей мере наказания. 20 ноября 1937 года расстрелян под городом Чимкентом вместе с митрополитами Кириллом и Иосифом.

Епископ Иоасаф (Удалов Иван Иванович, 1886—1937). Родился в Уфе в семье купца. В 1910 году окончил Казанскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. В 1920 году хиротонисан во епископа Мамадышского, викария Казанской епархии. С 1922 года епископ Чистопольский, викарий той же епархии. В мае 1924 года вызван в Москву, где был арестован. В августе 1924 года освобожден под подписку о невыезде. В ноябре 1925 года арестован по делу митрополита Петра, приговорен к трем годам ссылки, выслан в Туруханский край. Переписывался с митрополитом Кириллом. После отбытия срока ссылки поселился в городе Козмо-демьянске Марийской АО. В декабре 1930 года арестован, приговорен к трем годам заключения в лагере. Отбывал срок в Сиблаге вместе с епископом Амфилохием (Скворцовым). В январе 1934 года срок наказания был увеличен на два года. В 1936 году освобожден, вернулся в Казань, возобновил переписку с митрополитом Кириллом. В ноябре 1937 года арестован, приговорен к высшей мере наказания. 2 декабря 1937 года расстрелян в городе Казани.

Священномученик епископ Серафим (Звездинский Николай Иванович, 1883— 1937). Родился в Москве в семье единоверческого священника. В 1909 году окончил Московскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. В 1920 году хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской епархии. В 1922 году арестован, приговорен к двум годам ссылки в Зырянский край. В ссылке встретился и близко сошелся с митрополитом Кириллом. В апреле 1925 года освобожден. С сентября по декабрь 1925 года помогал митрополиту Петру в

405

управлении Московской епархией. В декабре 1925 года удалился из Москвы. В октябре 1927 года подал прошение об уходе за штат. В апреле 1932 года арестован, приговорен к трем годам ссылки в Казахстан. В 1935 году освобожден. Проживал в городе Ишиме Омской области. В июне 1937 года арестован, приговорен к высшей мере наказания. 26 августа 1937 года расстрелян. Архиерейским Собором 2000 года причислен к лику святых.

Архимандрит Неофит (Осипов Николай Александрович, 1875—1937). Родился в Сувалкской губернии (Царство Польское) в семье военного врача. В 1901 году окончил Санкт-Петербургскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. Член Учебного комитета при Святейшем Синоде, старший цензор Духовно-цензурного комитета. С 1918 года личный секретарь Патриарха Тихона. В мае 1922 года арестован, приговорен к трем годам ссылки в Зырянский край. Один из самых близких митрополиту Кириллу людей. В 1925 году вернулся в Москву. В сентябре 1927 года арестован, приговорен к трем годам ссылки в Сибирь. Переписывался с митрополитом Кириллом. В 1934 году вернулся в Москву. В апреле 1935 года арестован, приговорен к пяти годам заключения в лагере. Отбывал заключение в Сиблаге. В октябре 1937 года приговорен к высшей мере наказания. 3 ноября 1937 года расстрелян в Сиблаге.

Священник Евлампий Иванович Едемский-Своеземцев (1893—1951). Родился в Вологодской губернии в семье крестьянина. С 1915 года служил в царской армии, дослужился до младшего офицера. В 1918 году был мобилизован в Красную армию. В 1920 году демобилизовался. В 1921 году рукоположен во священника, служил в Курской, затем Ярославской епархиях. В 1922 году арестован, приговорен к трем годам ссылки в Зырянский край. В ссылке встретился и близко сошелся с митрополитом Кириллом. В марте 1926 года освобожден. В июне 1927 года арестован, осужден по одному делу с епископом Вениамином (Воскресенским), приговорен к трем годам ссылки в Казахстан. Регулярно переписывался с митрополитом Кириллом. После освобождения из ссылки поселился в Казани. В июне 1931 года арестован, осужден по одному делу с епископом Иоасафом (Удаловым), приговорен к трем годам концлагеря. Осенью 1933 года освобожден, встретился с митрополитом Кириллом в Красноярске и прожил у него около двух месяцев. В мае 1934 года арестован в Ярославле, осужден по одному делу с архиепископом Серафимом (Самойловичем), приговорен к трем годам концлагеря. Отбывал срок заключения в Сиблаге. Последующая судьба в течение более чем десяти лет неизвестна. В 1948 году принял монашеский постриг с именем Спиридон, включен в число братии Троице-Сергиевой Лавры. В 1951 году, за полгода до смерти, назначен настоятелем Чебоксарского кафедрального собора и секретарем Епархиального управления, возведен в сан архимандрита.

Дулов Николай Николаевич (1885—1937). Родился в Москве в семье дворянина. Окончил Московское Александровское военное училище и Санкт-Петербургскую Юридическую Академию. В Первую мировую войну служил в царской армии. В 1920 году рукоположен во священника, служил в Москве. В 1922 году арестован, приговорен к трем годам ссылки в Зырянский край. В ссылке встретился и сблизился с митрополитом Кириллом. В 1925 году освобожден, вернулся в Москву. Овдовел, имея пятерых малолетних детей. Переписывался с митрополитом Кириллом. 29 октября 1929 года арестован, приговорен к пяти годам заключения в концлагере. Отбывал срок заключения в Соловецком лагере. В 1930 году привлечен по делу «Всесоюзной организации ИПЦ». Находясь под следствием, исполнял пору-


406

чения ОГПУ. В сентябре 1931 года приговор был изменен на условный с освобождением из заключения. В декабре 1931 года снял с себя сан, женился второй раз и поступил на государственную службу. В 1932 году был привлечен по делу епископа Серафима (Звездинского), освобожден. В сентябре 1937 года арестован приговорен к высшей мере наказания. 25 ноября 1937 года расстрелян на Бутовском полигоне под Москвой.


407


Приложение 2

ПРАВИЛА ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ, УПОМИНАЕМЫЕ В РАБОТЕ1


34-е Апостольское правило: «Епископам всякого народа подобает знати первого в них, и признавати его яко главу, и ничего превышающаго их власть не творити без его разсуждения: творити же каждому только то, что касается до его епархии и до мест к ней принадлежащих. Но и первый ничего да не творит без рассуждения всех. Ибо тако будет единомыслие и прославится Бог о Господе во Святом Духе, Отец и Сын и СвятыйДух».

76-е Апостольское правило: «Яко не подобает епископу, из угождения брату, или сыну, или иному сроднику, поставляти в достоинство епископа, кого хощет. Ибо несть праведно творити наследников епископства и собственность Божию даяти в дар человеческому пристрастию. Не должно бо церковь Божию под власть наследников поставляти. Аще же кто сие сотворит: поставление да будет недействительно, сам же отлучением наказан да будет».

6-е правило II Вселенского Собора: «Поелику многие, желая привести в замешательство, и низпровергнути церковное благочиние, враждебно и клеветнически вымышляют на правящих церквами православных епископов некия вины, не с иным каким намерением, как токмо, дабы помрачити добрую славу священников, и произвести смятение в мирном народе: того ради святый собор стекшихся в Константинополе епископов заблагоразсудил: не без изследования допускати обвинителей, низке по-зволяти всякому приносити обвинения на правителей церкви, но и не всем возбраняти. Но аще кто принесет на епископа некую собственную, то есть, частную жалобу, как-то, в притязании им имения, или в иной какой-либо потерпенной от него неправде: при таковых обвинениях не принимати в разсуждение, ни лица обвинителя, ни веры его. Подобает бо всячески, и совести епископа быти свободною, и объявляющему себя обиженным обрести правосудие, какая бы веры он ни был. Аще же возводимая на епископа вина будет церковная: тогда подобает разсмотряти лице обвинителя. И во-первых, не позволяти еретикам приносити обвинения на православных епископов по делам церковным. Еретиками же именуем как тех, которые издавна чуждыми церкви объявлены, так и тех, которые после того нами анафеме преданы: кроме же сего и тех, которые хотя притворяются, будто веру нашу исповедуют здраво, но которые отделились, и собирают собрания против наших правильно поставленных епископов. Еще же, аще которые из принадлежащих к церкви, за некия вины, прежде были осуждены и извержены, или отлучены из клира, или из разряда мирян: и сим да не будет позволено обвиняти епископа, доколе не очистят себя от обвинения, которому сами


 


1 Приводятся по изданию: Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского. В 2 т. М.: Международный издательский центр православной литературы, 1994. (Репр. воспр. изд.: СПб., 1911—1912.)

408

подпали. Такожде и от тех, кои сами предварительно подверглися доносу, доносы на епископа, или на других из клира могут приемлемы быти не прежде, разве когда несомненно явят свою невинность противу возведенных на них обвинений. Аще же некоторые, не будучи ни еретиками, ни отлученные от общения церковного, ни осужденные, или предварительно обвиненные в каких-либо преступлениях, скажут, яко имеют нечто донести на епископа по делам церковным: таковым святый собор повелевает, во-первых представити свои обвинения всем епископам области, и пред ними подтверждати доводами свои доносы на епископа подвергшагося ответу. Аще же епископы соединенных епархий, паче чаяния, не в силах будут восстановити порядок, по возводимым на епископа обвинениям: тогда обвинители да приступят к большему собору епископов великия области, по сей причине созываемых: но не прежде могут они настояти на свое обвинение, как письменно поставив себя под страхом одинокого наказания с обвиняемым, аще бы, по производству дела, оказались клевещущими на обвиняемого епископа. Но аще кто, презрев, по предварительному дознанию, постановленное решение, дерзнет или слух царский утруждати, или суды мирских начальников, или вселенский собор безпокоити, к оскорблению чести всех епископов области: токовый отнюдь да не будет приемлем с своею жалобою, яко нанесший оскорбление правилам и нарушивший церковное благочиние».

23-е правило Антиохийского Собора: «Епископу не позволяется, вместо себя, поставляти другого, в преемника себе, хотя бы он был и при конце жизни: аще же что таковое соделано будет: то поставление да будет недействительно. Но да соблюдается постановление церковное, определяющее, что епископа должно поставляти не инако, разве с собором и по суду епископов, имеющих власть произвести достойного, по кончине преставльшагося».

123-е (137-е) правило Карфагенского Собора: «Аще епископ нерадети будет о возвращении от еретиков принадлежащего церкви по спискам, или самых кафедр: то да увещают его соседние тщательные епископы, и да покажут ему его небрежение, дабы не имети ему извинения. Аще же в течение шести месяцев, от дня увещания, пребывая в той же епархии не возьимеет попечения о долженствующих возвратитися к кафолическому единению: с таковым да не сообщаются, доколе не исполнит того. Аще же не приидет в оныя места содействователь: то епископу да не поставится в вину недействование».

13-е правило Двукратного Собора: «Вселукавый, посеяв в церкви Христовой семена еретических плевел, и видя, что они мечем Духа посекаются из корени, вступив на другой путь козней, покушается безумием раскольников разсекати тело Христово: но и сей его навет совершенно воспящая, святый собор определил ныне: аще который пресвитер или диакон, по некоторым обвинениям, зазрев своего епископа, прежде соборного изследования и разсмотрения, и совершенного осуждения его, дерзнет отсту-пити от общения с ним, и не будет возносити имя его в священных молитвах на литургиях, по церковному преданию: токовый да подвергнется извержению, и да лишится всякия священническия чести. Ибо поставленный в чине пресвитера, и восхищающий себе суд, митрополитам предоставленный, и, прежде суда, сам собою осуждать своего отца и епископа усиливающийся, не достоин ни чести, ни наименования пресвитера. Последующие же таковому, аще суть некие от священных, такожде да лишены будут своея чести: аще же монахи или миряне, да отлучатся вовсе от церкви, доколе не отвергнут сообщения с раскольниками, и не обратятся к своему епископу».

14-е правило Двукратного Собора: «Аще который епископ, поставляя предлогом вину своего митрополита, прежде соборного разсмотрения, отступит от общения с

409

ним, и не будет возносити имя его, по обычаю, в божественном тайнодействии: о таковом святый собор определил: да будет низложен, аще токмо обличен будет, яко отступил от своего митрополита, и сотворил раскол. Ибо каждый должен ведати свою меру: и низке пресвитер да пренебрегает своего епископа, ниже епископ своего митрополита».

15-е правило Двукратного Собора: «Что определено о пресвитерах и епископах, и митрополитах, то самое, и наипаче, приличествует патриархам. Посему, аще который пресвитер, или епископ, или митрополит дерзнет отступити от общения со своим патриархом и не будет возносити имя его, и по определенному и установленному чину, в божественном тайнодействии, но прежде соборного оглашения и совершенного осуждения его учинит раскол: таковому святый собор определил быти совершенно чужду всякого священства, аще токмо обличен будет в сем беззаконии. Впрочем сие определено и утверждено о тех, кои, под предлогом некоторых обвинений, отступают от своих предстоятелей и творят расколы, и расторгают единство церкви. Ибо отделяющиеся от общения с предстоятелем, ради некия ереси, осужденныя святыми соборами или отцами, когда, то есть, он проповедует ересь всенародно и учит оной открыто в церкви, таковые аще и оградят себя от общения с глаголемым епископом, прежде соборнаго разсмотрения, не токмо не подлежат положенной правилами епитимий, но и достойны чести, подобающей православным. Ибо они осудили не епископов, а лжеепископов и лжеучителей, и не расколом пресекли единство церкви, но потщились охранити церковь от расколов и разделений».

16-е правило Двукратного Собора: «По причине случающихся в церкви Божией распрей и смятений, необходимо и сие определити: отнюдь да не поставляется епископ в той церкви, которой предстоятель жив еще и пребывает во своем достоинстве, разве аще сам добровольно отречется от епископства. Ибо надлежит прежде привести к концу законное исследование вины, за которую он имеет удален быти от епископства, и тогда уже, по его низложении, возвести на епископство другого, вместо его. Аще же кто из епископов, пребывая в своем достоинстве, и не хощет отрещися, и не желает пасти народ свой, но, удаляясь из своея епископии, более шести месяцев остается в другом месте, не быв удерживаем ни царским повелением, ни исполнением поручений своего патриарха, ниже быв одержим тяжкою болезнию, делающею его совершенно недвижимым: таковый ни единою из реченных причин не воспящаемый, но удалившийся от своея епископии, и в ином месте долее шестимесячного времени пребывающий, да будет совершенно чужд епископския чести и достоинства. Ибо нерадящему о врученной ему пастве, и в ином месте более шести месяцев закосневающему, святый собор определил совершенно быть чужду и архиерейства, в которое поставлен, дабы пасти, и на его епископию возводить другого, вместо его».

 


 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова