/Священномученик/ ТИХОН (Шарапов), архиепископ Алма-Атинский
АЛМА-АТИНСКАЯ ЕПАРХИЯ МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА В 1937 ГОДУ
Оп. в кн.:
История иерархии Русской Православной Церкви. Комментированные списки иерархов по епископским кафедрам с 862 г.
М.: Православный Свято-Тихоновский государственный университет, 2006.
Номер страницы после текста на этой странице.
См. библиографию.
Публикуемый ниже документ был обнаружен в Московской Синодальной библиотеке в Андреевском монастыре. Он представляет собой машинописную копию, выполненную, вероятно, в 1960 — 1970-е гг. для митрополита Антония (Мельникова). Ныне известно, что еще один экземляр машинописи хранится в епархиальном архиве в Санкт-Петербурге, где митрополит Антоний был на кафедре в последние годы своего архипастырского служения. Митрополит Антоний не только интересовался вопросами церковной истории, но и сам потрудился на ее ниве. Он особенно внимателен был ко всему, что связано с Жировицким Свято-Успенским монастырем в Белоруссии, настоятелем которого он сам был в трудные 1950-е - 1960-е годы. Архиепископ Тихон (Шарапов) — одна из ярких личностей в истории Жировицкой обители, и его труд, безусловно, был ценен для митрополита Антония (Мельникова), чье обширное собрание в значительной части вошло в состав Синодальной библиотеки.
Эта небольшая работа представляет исключительный интерес. Прежде всего обращает на себя внимание время создания. Труд архиепископа Тихона (Шарапова) создан в печально знаменитом 1937 году, создан весьма скоро, но, несмотря на предельную краткость, весьма информативен. В нем изложена вкратце история епархии, сообщены сведения о мученической кончине одного из ее архиереев, наконец, изложены исчерпывающие данные о положении епархии в первой половине 1937 года и приведены имена всех (всего двенадцать священнослужителей), кто вскоре разделил со своим архиереем его трагическую и славную участь.
«История Алма-Атинской епархии» (условное название) архиепископа Тихона (Шарапова) имеет и немаловажное методологическое значение для церковной истории и истории церковной иерархии в частности. В своем труде автор дает последовательность имен иерархов, соблюдая принцип единства преемства кафедры, кафедрального града. Он не дробит список иерархов, не следует за переименованием кафедры, за перенесением ее изначального именования в иной град, последовательность имен архиереев у него не прерывается и когда статус кафедры понижается и из самостоятельной она становится на некоторое время викарной. Этого же же принципа придерживался с начала своей работы над списками иерархов и М. Е. Губонин, глубоко чтивший память архиепископа Тихона, но не подозревавший о наличии его «иерарховедческого» труда. Авторитет архиепископа Тихона (Шарапова) и М. Е. Губонина позволили в настоящем труде предпочесть этот принцип принятым ныне иным установкам, которые не опираются на выработанные в XX в. лучшие традиции «иерарховедения».
Созданный в тяжких условиях гонения труд является своего рода церковно-историческим памятником, свидетельствующим о подвиге архипастырского служения его автора, выдающегося иерарха, младшего современника и сподвижника святителя Тихона, Патриарха Московского, соименного ему новомученика архиепископа Тихона (Шарапова). Вот краткие сведения о его жизни.
Архиепископ Тихон (в миру Константин Иванович Шарапов) родился в 1886 году в Туле в семье служащего управления Тульского оружейного завода. О его молодых годах известно мало, но достоверно, что он окончил одну из духовных академий, принял постриг и был в сане иеромонаха насельником Свято-Успенской Почаевской Лавры. Был редактором журнала «Русский инок». С началом мировой войны посвятил себя служению в армии, сначала в одном из госпиталей, затем в качестве полкового священника Изборского пехотного полка. С 1918 года служил на одном из подворий Почаевской Лавры на Волыни, арестовывался петлюровцами, в марте—мае 1919 года был под стражей вместе с митрополитом Антонием (Храповицким) - неутомимым борцом с автокефалистскими движениями на Западной Украине и в Польше, основал Богородичное братство, получившее от Святителя Тихона права ставропигии. В 1922 году прибыл в Москву для неофициального доклада Патриарху Тихону о положении Церкви в Польше и об автокефалистской деятельности митрополита Георгия (Ярошевского). Патриархом Тихоном был возведен в сан архимандрита и назначен управляющим Жировицким Свято-Успенским монастырем в Западной Белоруссии (тогда на территории Польши). С именем архимандрита Тихона связано возвращение чудотворного Жировиц-кого образа Божией Матери из Москвы, где он находился со времени эвакуации в 1915 г., в родную обитель. От верных Московскому Патриарху архиереев - епископов Владимира (Тихоницкого) и Пантелеймона (Рожновского) -получил полномочия замещать их на всех собраниях Патриархата. Его верность Церкви, сопротивление авто-кефалистам были причиной ареста, заключения и последующей ссылки в Германию в 1924 году. В 1925 году архимандрит Тихон вернулся в Россию и 22 марта бьш поставлен Патриархом Тихоном во епископа Гомельского с параллельным назначением временноуправляющим Могилевской епархией. Пользовался исключитель-
895
ным доверием святителя Тихона, Патриарха Московского, поручившего ему попечение о чадах Русской Церкви, находящихся в Польше. Уже в мае 1925 года был арестован и находился в тюрьмах Гомеля, Могилева и Москвы. В декабре 1925 года снова арестован и сослан, в 1927 — 1930 годах был в Соловецком лагере особого назначения. В 1931 - 1934 годах вновь в концпагере. В 1934 году был назначен епископом Череповецким, но не смог вступить в управление епархией из-за нового ареста и ссылки в Самарканд, где находился в 1934 — 1936 годах. 17 июля 1936 года был назначен епископом Алма-Атинским, но вступил в управление епархией только в 1937 году. В том же году возведен в сан архиепископа, получил во временное управление и соседнее Петропавловское викариат-ство Омской епархии. В последний раз был арестован 21 августа 1937года, заключен в тюрьму в Алма-Ате. 17 октября был осужден по обвинению в «шпионской деятельности в пользу иностранной разведки» и расстрелян 10 ноября 1937 года. Во главе Алма-Атинской епархии архиепископ Тихон был немногим более полугода, но память о нем сохраняется православными людьми главного города Казахстана до сего времени. Архиепископ Тихон (Шарапов) принадлежит к числу многих еще не прославленных мучеников и исповедников XX века.
Настоящий труд был создан, скорее всего, незадолго до ареста, весной — летом 1937года, когда владыка еще не знал о возведении его в сан архиепископа — на титульном листе его имя обозначено «Епископ Тихон (Шарапов)». В публикации автор поименован в соответствии со своим последним, архиепископским, саном.
АЛМА-АТИНСКАЯ ЕПАРХИЯ МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА В 1937 ГОДУ
Алма-Атинская епархия Московского Патриархата в главной и основной своей части совпадает (в 1937 году) с гражданскими границами Алма-Атинской области Казахской ССР. Впрочем, к канонической юрисдикции Епископата Алма-Атинского по близости и удобству сношения теперь и по прежним фаницам епархии относится и столица Киргизской ССР г. Фрунзе со своим районом, а также г. Кара-Кола той же республики с районом своим и, наконец, часть Южно-Казахстанской области до г. Мирзояна (б. Аулис-Ата) включительно, где границы Алма-Атинской епархии соприкасаются с границами Ташкентской.
Епархиальный архиерея престольный фад Алма-Ата - Верный в прошлом, основан в 1854 году при реке Алма-атинке. Епархиальным градом он становится со 2-го марта 1870 года, когда по определению Святейшего Правительствующего Всероссийского Синода и с утверждения Верховной власти, образована в новозавоеванных Среднеазиатских владениях Туркестанская епархия с архиерейскою кафедрою в городе Верном'.
Первоепископом новообразованной кафедры был очень образованный епископ Преосвященный Софония (Сокольский), занимавший кафедру с 1871 по 1877 год, когда и скончался, будучи уже в сане архиепископа, и по-фебен в Верном, в старом войсковом Софийском соборе, что в Большой Алмаатинской казачьей станице, за клиросом. Над могилою его доселе видно (1937 г.) мраморное надгробие с соответствующей надписью. Этот храм в данное время находится в руках обновленцев. Его преемником, вторым по счету, был епископ Александр (Кульчицкий) с 1877года.
Третьим - епископ Неофит (Неводчиков) с 1883 года. Четвертым — епископ Григорий (Полетаев) с 1892 года и пятым - епископ Никон с 1895 года. Этот святитель, так же как и Преосвященный Софония, скончался в г. Верном и погребен в том же Софийском соборе, рядом с первосвятителем града сего Преосвященным Софониею. Шестым считается епископ Анастасий (из Астрахани) в 1897 году, но он в Верный не прибыл, т. к. скончался до приезда в оный. Седьмым был епископ Аркадий с 1897 года, а восьмым — Преосвященный епископ Паисий с 1903 года (это бывший Викарий Волынской епархии, уволенный затем на покой с управлением Жировицким 2-х классным Св. Успенским монастырем Гродненской епархии (ныне в пределах Польши), в Западной Белоруссии, откуда и получил назначение на Верненскую кафедру)2.
Таким образом, пишущий эти строки Тихон (Шарапов) епископ Алма-Атинский был дважды преемником Преосвященного Паисия, а именно: сначала (1922 - 1925 гг.) по управлению Жировицким монастырем в сане Архимандрита, а затем с 1936 г. и по Алма-Атинской кафедре.
Девятым - епископ Димитрий (Абашидзе) с 1906 г. (ныне в 1937 г. — схиархиепископ Антоний), пребывающий на покое в Киеве. В 1912 году Владыка Димитрий перемещен на Таврическую кафедру, а в Верном ему преемствовал десятый по счету от основания кафедры епископ Иннокентий (Пустынский) с 1912 года, бывший ректор Киевской Духовной Академии, пробывший в Верном до 1917 года, когда кафедра епископа Тур-
1 Архиепископ Тихон приводит дату синодального определения, но Высочайший указ об учреждении Туркестанской и Таш кентской еперхии с кафедрой в г. Верном последовал лишь 4 мая 1871 года. С этой даты и следует полагать начало епархии.
2 Имеются в виду епископ Никон (Богоявленский), епископ Анастасий (Опоцкий), епископ Аркадий (Карпинский) и епископ Паисий (Виноградов), назначенный в Верный 18 декабря 1902 года. Очевидно, архиепископ Тихон не располагал не только епархиальным архивом, но и сколь-нибудь полноценными материалами по истории епархии, и сведения собраны им «с нуля», скорее всего, с помощью старосты Введенского храма Алма-Аты и кого-либо из прихожан.
897
кестанского была перенесена в Ташкент, а г. Верный с Семиреченской областью образовал самостоятельную епархию3.
Первым Верненским, как таковым, и одиннадцатым от основания архиерейской кафедры в Верном был Преосвященный Епископ Пимен (из начальников Урмийской Миссии) с 1918 г., убиенный в Верном. Кончина его (расстрел) последовала на участках казенной рощи Малой Станицы и там найдено его тело, узнанное по высокому росту, белому подряснику. До обретения тело лежало прикрытое листьями, а по обретении погребено на участке знавшего его человека к северу от г. Алма-Ата.
Известный советский писатель Дмитрий Фурманов в своей книге «Мятеж» на 120 странице описывает, при каких обстоятельствах последовала мученическая кончина Владыки: «Хулиганство мамонтовского отряда дошло, например, до того, что из домашней церкви пьяною ватагой был выхвачен архиерей и за городом расстрелян - без суда, без предъявления должных обвинений. Такие дикие выходки, конечно, настраивали жителей робко и злобно... Так было в конце восемнадцатого. Нечто подобное продолжалось в 19 году» (Дм. Фурманов. «Мятеж». Казахстанское краевое издательство, 1936. Алма-Ата — Москва)4.
После Владыки Пимена Святейший Патриарх Тихон назначил Верненским епископом Леонида. Сей епископ был (двенадцатый, второй по счету) старик, и в Верный не прибыл, оставаясь после хиротонии в Москве. Он в 1922 году был использован как епархиальный архиерей инициаторами «живой церкви» (А. Введенским, Е. Анто-нином и Е. Евдокимом). Старик умер вне общения5.
За сим, после длительного перерыва (во время которого наскакивали в Верный обновленцы Алексей Марков из вдовых Ташкентских протоиереев, Георгий, самосвят Кроткевич, григорьянцы Серафим и Анатолий) по назначению Московской Патриархии прибыл в г. Алма-Ата тринадцатый (третий) Преосвященный Лев (Черепанов), епископ Алма-Атинский 1929-1931, когда он был лишен свободы. Его преемником четырнадцатым (четвертым) был Преосвященный епископ Герман (Вейнберг) 1932—1933, при коем в конце захвачена обновленцами Дмитровская церковь с. Лебединки близ г. Фрунзе, Киргизской ССР. Он также был лишен свободы и отправлен в Карагандинский лагерь (Владыка Герман лишен свободы в 1932 г. перед зимним Николой).
После него, пятнадцатым (пятым) был Преосвященный епископ Александр (Толстопятов) (из морских офицеров), хиротонисан в Москве блаженнейшим митрополитом Сергием 21 августа 1933 года и управлявший до 1936 года, когда он также был лишен свободы и услан в область Коми зырян (Владыка Александр лишен свободы в марте 1936 года перед Пасхой, 2/15 июля 1936 года уволен на покой). От Преосвящ. Александра остались 2 православные общины в станице Каскелан в 35 км. от Алма-Аты и в г. Сарканде, причем последняя перешла из обновленчества в православие благодаря трудам местного священника Феодора Девюна. Но с лишением свободы епископа Александра начались внутренние нестроения в клире Никольской общины, при которой была кафедра православного епископа, и церковь в результате также была закрыта и обращена в антирелигиозный музей6.
В городе Алма-Ата, кроме обновленческой, оставалась еще григорианская община при Введенской церкви на Клеверных участках за рекой Алма-Атинкой. Уже когда епископ Александр был лишен свободы, священник Димитрий Млодзиновский объявил себя староцерковником, к нему перешел и протодиакон из обновленческого
1 Туркестанская кафедра была перенесена в Ташкент по указу от 16 декабря 1916 года, тогда в Ташкент был перемещен и епископ Иннокентий (Пустынский). Архиепископ Тихон совершенно верно пишет о формировании Алма-Атинской и Ташкентской епархий, начальная история которых и по сей день не совсем ясна для исследователей.
Архиепископом Тихоном пропущен в ряду иерархов архиерей, бывший первым Верненским по титулованию. 21 января 1917 года в Алма-Ату был назначен епископ Сергий (Лавров), но на кафедру он не прибыл. С началом революции отпал в англиканство (!), был отлучен от Церкви, по покаянии был воссоединен в 1919 году в Новороссийске.
4 Автор кратко сообщает о мученической кончине епископа Пимена (Белоликова), причисленного Архиерейским Собором 2000 года к лику святых, и излагает версию кончины епископа Пимена «по Фурманову». На самом деле он был расстрелян 21 сентября 1918 года по тайному распоряжению исполкома Верненского РСДРП(б). Епископ Пимен действительно был одет в белый подрясник, а тело его было засыпано листвою.
5 Сообщение о епископе Леониде (Скобееве) совершенно справедливо. Он был единственным архиереем в Москве, которым смогли воспользоваться лидеры обновленцев при формировании Высшего Церковного Управления «Живой церкви» в апреле 1922 года. В Алма-Ату он был назначен в 1921 году. Но еще ранее, с 10 (23) июня 1919 года, епископом Алма-Атинским был Софроний (Арефьев), который не мог по обстоятельствам времени управлять епархией. После Леонида (Скобеева) в ряду алма-атинских ар хиереев значится уклонившийся в обновленческий раскол Сергий (Лавров), будто бы тот же, что назначался в 1917 году.
6 Сообщения архиепископа Тихона о трех последних своих предместниках, как и о бывших в Алма-Ате раскольничьих архиереях, не только подтверждают сведения М. Е. Губонина, но и уточняют их.
898
храма. О. Димитрий лишен свободы и услан в ссылку. Зарегистрировавшийся на его место о. Тихон Костенко также был лишен свободы в конце 1936 года.
В это время Патриарх7 делает постановление об увольнении епископа Александра «за продолжающимся отсутствием» на покой и назначает епископом Алма-Атинским Преосвященного Тихона (Шарапова), бывшего Гомельского, Могилевского, Череповецкого, проживавшего в 1934 - 1936 годы на покое в городе Самарканде. Это было в июле 1936 года. Но понадобилось полгода времени и 2 поездки в Москву, пока уже дубликат Указа Патриархии вручен был накануне Рождества Христова в Самарканде Преосвященному Тихону, который и выехал из Самарканда в Алма-Ату 9 января 1937 года, т. е. на третий день Рождества Христова. 12 января нового стиля 1937 года епископ Тихон Шарапов прибыл в г. Алма-Ата. 15 января зарегистрирован, 16-го перед Всенощной совершилось его настолование, а 17-го января, в Неделю перед Просвещением, епископ Тихон совершил первую Божественную Литургию во Введенской же церкви и вступил в управление Алма-Атинской Епархией.
С этого дня Введенская церковь на Клеверных участках стала Кафедрою православного Алма-Атинского епископа. При предшественниках епископа Тихона - Владыках Льве, Германе и Александре - кафедра архиерея была при Никольской церкви, закрытой в 1936 году и в 1937 году приспособленной под антирелигиозный музей.
Закрытию этой церкви предшествовали печальные случаи: публичное оскорбление действием (во время служения) Преосвященного Александра со стороны протодиакона и публичное отречение от сана священнослужителя этой церкви, семидесятилетнего архимандрита Афанасия, растраты церковных сумм церковным Советом.
Состояние епархии к моменту приезда епископа Тихона было удручающее. В единственной православной Введенской церкви в короткое время были лишены свободы один за другим два священника, служившие по приглашению Церковного Совета. Третий, которого застал епископ Тихон на месте, протоиерей Поликарп Чернявский самовольно прибыл из Актюбинска без отпускной грамоты своего епископа. Ему сослужил протодиакон, перешедший из обновленчества, формально не воссоединенный православным епископом и принятый чрез исповедь о. Димитрием Млодзиновским.
Настроение этого самочинного и неисправленного причта и не очень авторитетного церковного совета было антиепископское и только под влиянием общего настроения верующих, неимущих пастырей, примирились с фактом назначения и прибытия правящего архиерея. И потребовалось много гибкости, такта и твердости, чтобы «причесать» кафедральный причт. О протодиаконе еще до приезда в Алма-Ату были запрошены инструкции Патриархии, а по прибытии на место произведено формальное расследование, ему было запрещено служить, на всех священников, сослуживших с ним до формального принятия его епископом, наложена епитимия, затем состоялось его воссоединение. Протоиерей Чернявский путем сношений с епископом Актюбинским был канонически легализован, но все это были такие сотрудники, на которых опереться было нельзя. Посему 2-м священником зарегистрирован игумен Аркадий Перепечин, прибывший с епископом Тихоном, и кроме того, приглашен из Мерва давний друг и соузник о. Аркадия - протоиерей Киприан Соловьев, которого Ташкентский архиепископ Борис8 во внимание к нужде Алма-Атинской епархии отпустил беспрепятственно.
К 15 марта 1937 года клир Алма-Атинской епархии состоял: Алма-Ата.
1. Введенская обшина при Введенской кафедральной церкви (соборе), что на Клеверных участках за рекой Малой Алма-Атинкой.
1. Тихон Епископ Алма-Атинский (Шарапов), хирот. П. Тихоном и Митрополитом Петром Крутицким. 2. 3. Протоиерей Поликарп Чернявский. 4. 5. Архимандрит Аркадий Перепечко. 6. 7. Митрофорный протоиерей Киприан Соловьев9. 8. 9. Протодиакон Михаил Поненко. 10. 11. Митрофорный протоиерей Иоанн Червинский. 12. П. Каскелен (район) Мих. Арх. община. Молитвенный дом.
7. Настоятель священник Симеон Афанькин. 8. 9. Псаломщик Сергей Григорьевич Дворянинов. 10.
7 Так в тексте. Правильно: Патриарший Местоблюститель (или — Патриархия?).
8 Архиепископ Тихон пишет о хорошо знакомом ему архиепископе Борисе (Шипулине), одновременно с которым он был в Соловецком концлагере. В 1937 году архиепископ Борис, как и архиепископ Тихон, был арестован, осужден и расстрелян в Ташкенте.
* Архимандрит Аркадий (Перепечко) и протоиерей Киприан Соловьев, а также иподиакон Николай Нигородов и староста Введенской церкви были арестованы одновременно с архиепископом Тихоном.
899
III. Сарканд. Казанско-Богородичная община. Молитвенный дом.
9. Настоятель священник Феодор Довгопол.
IV. с. Семеновское, Исыккульского района, Киргизской ССР. Михаил-Архангельская община при молитвенном доме.
10. Настоятель Архимандрит Геннадий Лобачев. 11. 12. Диакон Семен Климентов. Горборуков. 13. V. с. Сазановка, Исык-Кульского района, Киргизской ССР. Никольская община при молитвенном доме.
12. Настоятель священник Исайя Климентов. Горборуков.
VI. г. Фрунзе.
13. Священник Всеволод Надеждин при группе верующих.
Впервые опубликовано: Материалы по истории русской иерархии. М., 2002. С. 215 — 223. Публикация и примечания П. Н. Грюнберга
|