Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

ПЕРЕПИСЬ

Ист.: http://www.mrezha.ru/vera/7/9.htm

Перед нами документы, находившиеся под строжайшим запретом полвека. Это ответы на вопрос переписного листа Всесоюзной переписи населения 1937 г. об отношении к религии. На первый взгляд вопрос довольно обычный. Ведь в дореволюционной переписи населения 1897 г. задавался вопрос о вероисповедании (православный, мусульманин, иудей, буддист и т.д.), к которому люди принадлежали от рождения, и тайны здесь никакой не было. При этом свободно допускалось, что опрашиваемые могли и не отвечать на этот вопрос. Однако одно дело 1897 год, а другое - 1937 год. В это время подобный вопрос имел далеко не безопасный смысл: требовалось раскрыть свои откровенные убеждения, хорошо сознавая, что такое признание может вызвать самые серьезные последствия не только для отвечающего, но и для его семьи. Это было время инквизиторских преследований за инакомыслие, за неподчинение официально признанному мировоззрению, составной и обязательной частью которого был атеизм.

Учитывая щепетильность самого вопроса, советские статистики избегали его в переписях 20-х годов, считали данную обстановку некорректной. И разрабатывая переписной лист 1937 г., они вновь обошли этот вопрос. Однако последнее слово здесь принадлежало не им. Перепись и ее документацию под строжайший контроль взял лично Сталин. Почему он настоял на включении вопроса об отношении к религии, нам неизвестно.

Уже первые сообщения с мест о ходе переписи показали, что вопрос этот стал предметом острых конфликтных столкновений: “Разговоры идут главным образом о пункте - “верующий - неверующий”,- сообщалось в одном из донесений. Одна часть граждан категорически отказалась отвечать на этот вопрос, другая - на всякий случай предпочла заявить о своем отрицательном или безразличном отношении к религии (речь в данном случае не идет о тех, кто действительно не веровал в Бога, был атеистом), и третья группа - наоборот, демонстративно стала заявлять о своей религиозной принадлежности и даже ратовать за признание в своей вере. На этой почве произошли недоразумения, размолвки и драмы.

В деревне Рудня Рудне-Бертоломеевского сельсовета граждане в пяти хозяйствах отказались давать ответы на вопросы счетчика, мотивируя это религиозными убеждениями.

В Копаткевичском районе был пущен слух: “будут клеймить народ. Надо прятаться в лес”. Там же говорили: “верующих будут клеймить”, кто запишется верующим, тех японцы перебьют”.

Круглянский район. Колхозник колхоза “Гая” в деревне Николаевка, Круглянского сельсовета распускают слухи, что будут всех клеймить, а верующих в бока колоть.

“К чему Вы задаете вопрос о религии, верует человек или нет? - с недоумением спрашивали некоторые работники Комгэсстроя. - Раз человек на производстве и рабочий, разве он может быть верующим. Я вот 10 лет на производстве и 10 лет не верю в бога. Пиши меня неверующим”.

Одновременно со слухами о возможном преследовании за веру шли разговоры прямо противоположного характера.

Отмечались факты уговоров и агитации за то, чтобы “писать - верующий”. В одних случаях, к примеру в Копыльском районе, “ходили по домам и агитировали” женщины, в других агитацию вели священнослужители. Судя по всему, люди надеялись, что если все честно скажут о своей религиозности, назовут свое вероисповедание, то власти, убедившись в том, что многие продолжают, как и прежде, верить в Бога, вынуждены будут снова открыть храмы и молитвенные дома, которые так поспешно были закрыты. Однако и такие настроения расценивались как провокационные.

Климовичский район. Милославицкому с/с - пущены провокационные слухи по вопросу религии, чтобы записывались все верующими и тогда им откроют церкви, потому что эта перепись пойдет на рассмотрение Лиги нации, а Лига наций спросит у тов. Литвинова, почему мы закрываем церкви, когда у нас много верующих.

В Копыльском районе. Пущен слух, что “перепись проводится для того, чтобы знать сколько верующих и построить в соответствии с этими церкви” (Старослободский с/с).

В Богушевском районе: (в Будском сельсовете) было обнаружено, что какой-то гражданин собрал крестьян и агитирует против переписи. Когда с ним познакомились поближе - оказалось, что это переодетый поп Кошелев из Ветковского р-на (3 года тому назад он был попом в д. Нарейся, Сидоринского с/с Сенненского р-на); он агитировал граждан записываться в листки, что они верующие. В результате этого по сравнении с другими с/с процент верующих в данном с/с оказался выше. Органами НКВД поп Кошелев задержан.

Православный поп в Первоуральске в церкви с амвона держал “проповедь” о том, чтобы верующие без всякого опасения показывали о своей вере. Эти “дальновидные” церковники вместо запугивания избрали другой способ вредительства переписи: показать многочисленность верующих, мобилизовать на свою сторону колеблющиеся элементы, считая, что это даст для них практическую выгоду - прекратится дальнейшее закрытие церквей.

Двойная, одновременно проводимая вредительская агитация церковников, особенно наглядно проявилась в Чермрвском районе: поп Усть- Косьвинского Сельсовета вел “агитацию” и даже проводил под своим председательством собрания гр-н вне церкви, агитируя за то, чтобы население писалось верующим - ставя под угрозу, что если запишется мало верующих, могут закрыть церковь; органы НКВД прибрали этого “агитатора”.

Следует отметить, что значительная часть населения, невзирая на слухи о жестоких последствиях признания в вере, не только открыто заявила о своем вероисповедании, но и активно отстаивала право на свободу совести, требуя открытия церквей, возвращения священнослужителей, уповая даже на помощь Лиги ниций.

В Дрибинском районе: имели место случаи требования записать по 5 пункту “православный христианин верующий в единого господа бога Иисуса Христа” и по 7 пункту “гражданин Российской державы”. Поскольку счетчик отказался это сделать 5 граждан (единоличников) подали жалобы в ЦУНХУ Госплана СССР...

Из 43 случаев, зарегистрированных в Пермском районе по информациям счетчиков, 20 случаев представляют из себя выражение крайне отсталых религиозных воззрений: “Сколько не спрашивай о религии, нас не убедишь” или “хоть и говорят, что всех верующих, будут увольнять со стройки, но пиши нас верующими”, или “кто его знает верую я или нет - не знаю, но в душе вот что-то есть, что свыше нас чего-то есть, какая-то сила, хотя я богу не молюсь давно, но все же пиши - верующей”.

Выбирая альтернативу “верующий - неверующий”, люди нередко впадали в острые конфликтные ситуации не только с представителями официальной власти, но и с родными, близкими.

Вот три факта по Камгэстрою:

1. В бараке № 9 (комната № 5) домохозяйка Т. настойчиво просила, чтобы ее сына М.Т., столяра 18 лет, записали верующим: но когда переписывали самого М., то последний в присутствии матери сказал: “Я неверующий и никогда не верил”. После чего мать заплакала и вторично уговаривала счетчика, чтобы она записала его верующим, но этого сделано не было, Т. по адресу сына сказала, “с сегодняшнего дня ты мне не сын и я тебя прокляну”.

2. В доме № 1 на Самострое по ул. Дегтярка гр-ка Л. после ответа ее мужа, что он неверующий сказала: “Как тебе не стыдно, почему ты мне не говорил раньше, что ты неверующий. Если ты неверующий, то сейчас же уходи от меня, я больше с тобой не живу”.

3. Имелся и такой факт 5/1-1937 г. в одном из сельсоветов отец избил 17-летнюю дочь за то, что она записалась неверующей.

Счетчики приходили к опрашиваемым по несколько раз по поводу вопроса о религии, многие из респондентов в конце концов сдавались и писались неверующими, но многие и упорствовали.

В такой ситуации трудно было рассчитывать на получение полной и объективной информации, и все же собранные сведения очень любопытны. Они уникальны, поскольку подобных вопросов в переписях, проводившихся впоследствии, естественно, больше не ставилось.

Опрашивали население по вопросу о религии начиная с 16 лет, с разграничением во всех возрастных группах на грамотных и неграмотных. Данные показали, что среди грамотных веруют 44% человек, а среди неграмотных - 74%. Всего же опрошено 68 473 289 человек, из них 30 862 087 заявили о своей вере в Бога. Даже в группах комсомольского возраста - от 16 до 19 лет и от 20 до 29 лет - признались верующими значительное число молодых людей, хотя здесь преобладали неверующие: верующих среди молодых людей 16-19 лет - 3,3 млн., а атеистов - 6,1 млн.; соответственно, в возрастной группе 20-29 лет - 9,5 и 15,2 млн. В старших возрастных группах число верующих возрастает. Например, среди людей зрелого возраста 40-49 лет их 4,7 млн., а неверующих - 4,3 млн. Среди пожилых соотношение это меняется в пользу верующих - 739,4 тыс., а атеистов - 462,4 тыс.

Верующих среди женщин было в полтора раза больше, чем среди мужчин.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова