ДЕЯНИЯ СОВЕЩАНИЯ
ГЛАВ И ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ АВТОКЕФАЛЬНЫХ ПРАВОСЛАВНЫХ ЦЕРКВЕЙ В СВЯЗИ С ПРАЗДНОВАНИЕМ 500-ЛЕТИЯ АВТОКЕФАЛИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
1948 год
Том второй
К оглавлению
Состав комиссии
1. От Грузинской делегации: Митрополит Мелхиседек и протоиерей А. Савчук.
2. От Румынской делегации: еписком Николай.
3. От Болгарской делегации: Митрополит Кирилл.
4. От Польской делегации: архипресвитер И. Коваленко.
5. От Албанской делегации: епископ Паисий и священник Я. Ристо.
6. От Чехословацкой делегации: архиепископ Елевферий и Игумен Мефодий.
7. От Американской делегации: архиепископ Макарий.
8. От русских приходов в Югославии: протоиерей И. Сокаль.
9. От Сербской Церкви: Митрополит Иосиф.
10. От Русской Церкви: архиепископ Гермоген и протопресвитер д-р Г. Костельник, архиепископ Варфоломей и протоиерей Д. Введенский.
Всего 16 человек.
Председатель Митрополит Скоплянский Иосиф (Сербская Церковь). Секретарь протоиерей Дмитрий Введенский.
Утреннее заседание 13 июля 1948 г.
Председатель: Приступим к работе. (Обращаясь к епископу Корчинскому Паисию). Я просил бы Вас огласить Ваш доклад. Что значит Римско-католическая Церковь в странах славянских, это мы все чувствуем, но я хочу сказать несколько слов перед Вашим докладом. Начиная с древних времен, католичество — это постоянная война против православных сербов и болгар. Это нам известно и мы не будем на это тратить времени. Я хотел бы сказать, о том, что делалось во время войны.
В первую войну папа захотел разорить Сербию, как гнездо постоянного бунта. Говорили, что надо покончить с этими бунтовщиками, но им это не удалось. Потом начались разговоры о конкордате. Велась борьба. Правительство Югославии желало как-то уладить этот вопрос с папой и жить дружно. В 1933—1934 гг. делалось очень много попыток к заключению конкордата и, наконец, правительство во главе с королем Александром решило заключить конкордат. Православная Церковь поняла, что конкордат направлен и против Церкви, и против народа и выступила против его заключения. И правительство было вынуждено от него отказаться.
Началась вторая война, во время которой все было как-то направлено против нас, славян. Что же сейчас делается у нас? Министр Хорватской независимой страны официально заявляет, что одну часть православных сербов нужно уничтожить, уничтожить совсем, чтобы их не было — а на территории находится около 2 300 000 православных сербов,— другую часть — выгнать в Сербию, а третью часть надо окатоличить.
В эту войну пострадало 850 тысяч сербов. Сначала их послали в лагери; а те, которые остались в Сербии, заявили протест. Некоторые перебрались через границу, но в Россию не было возможности попасть. Было окатоличено около 240 тысяч православных сербов. В это время уничтожили Горно-Карловскую епархию — это в центре Хорватии. Там осталось около 25 храмов. Ксендзы вели пропаганду против православных. Они говорили своим прихожанам: «Убивайте сербов!» И такие случаи были.
Среди убитых был престарелый Митрополит Петр, пре красный, редкий человек, очень культурный. Его взяли из города, а потом в лесу его уничтожили. Затем пострадал епископ Платой. Его арестовали и отдали под суд. Все сказанное подтверждается документами. У нас нет ни одного случая, который не подтверждался бы документально. Епископ Савва, смело говоривший: «Я православный! Я серб! Делайте со мной, что угодно!» — был так же убит.
В г. Загребе был убит Митрополит; епископ Ерофей был замучен до смерти. Чехословацкого епископа расстреляли. Мы пытались протестовать, насколько это было возможно.
Я забыл сказать, что в тюрьму отправили Патриарха и еще двух-трех епископов. Мы собрались и защищались, насколько было возможно. Там был русский человек по имени Гермоген, который заявил, что ничего не будет делать вопреки желанию Сербского Синода.
Он стал митрополитом новой Хорватской Церкви. Что же получилось?
Сербов православных не стало, кроме хорватов. Мы протествовали.
Ко мне приходили немцы и говорили, что мы должны признать Хорватскую Церковь Православною Церковью, что народы Белоруссии, Польши и других стран признали уже эту Церковь. Мы ответили, что не будем в это вмешиваться. Приезжали представители от вас — русские. Есть письменное заявление о том, что мы делали. Говорили, что нужно иметь епископа, и нам прислали его. Так всеми силами старались уничтожить Православие среди сербов. Нам говорили: «Переходите в католицизм, при знайте папу, и вы останетесь живыми». 600 священников перебрались в Сербию из Герцеговины. Мы их распределили, как могли. Некоторые из них до сих пор здравствуют, некоторые уезжают в Боснию и Хорватию.
Есть люди, которые говорят, что папа здесь не виноват. Нет, виноват. Хорватский представитель приезжал в 1941 —1942 гг. в Рим. Он был у папы в то время, когда у него не было аудиенции. Причем первый вопрос папы был «А как у вас развивается католицизм»? Представитель города Загреба Ссупенец устраивает совещание со своим епископом и говорит, как надо поступать при переходе в католицизм.
Итак, никто ничего не сделал, чтобы облегчить судьбу Православной Церкви.
Недавно вышла книга Виктора Новака «Великое преступление». Привожу цифры: 30—40% православных сербов и 36—38% католиков. Нам при таких обстоятельствах трудно бороться.
После этого председатель, Митрополит Скоплянский Иосиф, слово для доклада: «Папство и Православная Церковь» предоставляет епископу Корчинскому Паисию.
Епископ Корчинский Паисий (читает доклад «Папство и Православная Церковь»).
Ваши Преосвященства, дорогие братья!
Прежде чем начать свой доклад, считаю своим долгом от имени делегации, которую я имею честь возглавлять, сердечно приветствовать с этой трибуны и выразить самую глубокую благодарность Его Святейшеству Патриарху Московскому и всея Руси Алексию и Священному Синоду Великой Русской Православной Церкви за хорошую и очень ценную инициативу по созыву этого Совещания, а также и за оказанную нам Церковью и народом великую честь приглашения нас принять участие в этом Совещании.
На меня в одинаковой степени возложена задача по благодарить от имени Албанской делегации Правительство Великого Советского Союза, руководимого Великим стратегом, Генералиссимусом Сталиным, за гостеприимство, оказанное нам в столице социализма, в героической Москве, которая своим непокоренным сопротивлением против кровавых захватчиков стала символом непобедимости и победы свободолюбивых народов.
Приступая к изложению темы доклада: «Папство и Православная Церковь» с точки зрения Албанской Православной Церкви, я думаю, уважаемый Председатель и уважаемые делегаты других братских Православных Церквей, принимающих участие в этом грандиозном совещании, что надо точно определить название темы, которую нам предстоит развивать. Было бы неправильным и не соответственным исторической действительности, если бы вместо вышеуказанного названия мы дали бы ей такое название: «Католическая Церковь и Православная Церковь». И это потому, что не только те, которые прекрасно знакомы с историей и понимают правильно и объективно внутреннее развитие церковных событий в течение веков, но и даже те, которые не знакомы с церковными вопросами, хорошо знают, что католическая церковь, являющаяся учреждением папы и действующая по его непосредственным указаниям, без него самого не могла бы существовать и оставалась бы непонятой. Наоборот, Православная Церковь в своем существовании и понимании утверждается на общих согласных мнениях ее равноправных епископов.
Речь идет, как мы все знаем, о двух течениях внутри Церкви, которые зародились, развивались и систематизировались на двух противоположных принципах толкования христианской веры во всех ее аспектах и особенно в вопросах о форме и образе определения догм веры и об административной системе.
Давным-давно, в противоречие с демократическими принципами Святой Книги, на базе которых образовалась первая Церковь, против святых распоряжений и решений Вселенских Соборов, которые образовали базу для создания Церкви в соответствии с волей ее Основателя, в недрах Общей Святой Церкви начало развиваться новое и чуждое течение, хотя слабое и медленное вначале, но со стремлением всегда быстро двигаться вперед. Это — назойливое и безумное стремление римского епископа, хотевшего возвыситься над остальными епископами, с течением времени превратилось в страшную систему абсолют ной монарха-политической религии, известной в истории под именем папизма во главе с римским понтифексом с сухим умом.
Мне кажется, что нет необходимости напоминать о Ереде, который приносила и приносит человечеству эта антихристианская система. Страдания, причиненные человечеству этой системой, которая к несчатью, образовалась в недрах нашей Церкви, пытки, преследования, убийства, заключения, антиморальные действия и войны, которые велись в течение веков во имя Христа и с целью, чтобы папа стал единственным церковным и политическим монархом, известны всем и могут быть сравниваемы только с деятельностью Гитлера. Достаточно вспомнить эпоху Середних Веков, с пытками так называемых судов инквизиции, торговлю святым пеплом, злоупотребления в деле прощения грехов путем известных формул и выпи сок, противозаконные действия папы, основанные на принципе «цель оправдывает средства» и направленные к идеологическому утверждению его стремления к господству над миром, чтобы ненавидеть представителя анти-Христа на земле.
Наша Православная Церковь как в своей совокупности, так и ее отдельные Автокефальные Церкви из-за многих известных вопросов сделались объектом ожесточенных нападений папизма, который в свои критические моменты не пренебрегал даже принципами Иуды.
Превосходящая сила Православной Церкви, оставшейся верной принципам и демократическому духу Святой Книги и Своего Основателя, на основе которых она стала такой Церковью, в которой монархические тенденции не нашли места и потому не могло быть пап, естественно, не нравилась папе, не нравилась именно потому, что она по своей моральной силе и правильному толкованию догм вероисповедания и организационных форм христианской веры представляет великую опасность для цезаропапизма. Как нам известно из церковной истории, нет ни одной Православной Церкви, в жизнь которой не вмешивался бы папизм с целью раздробления и поглощения ее в те времена, когда ее народ переживал трудные моменты своего существования. Повсюду, где на народ обрушивались несчастия, вы найдете вмешательство папы, чтобы усугубить и умножить несчастия ради личных выгод и авантюрных целей. Почему же не напомнить о многообразной деятельности папизма в ущерб всему человечеству? И если бы еще сегодня папизм не представлял собой одного из опаснейших врагов не только нашей Церкви, но и наших народов и народов всего мира, если бы он, особенно сей час при современном международном положении, с угнетательскими и империалистическими тенденциями от крыто и в широком масштабе не выступал против счастья народов, в частности наших народов, было бы бесполезно заниматься изложением аналогичной его деятельности в прошлом которая всем хорошо известна.
Но папизм, особенно сегодня, со своей Церковью, которую он открыто предоставляет к услугам мирового империализма, стремящегося порабощать народы, и со своей ложной беззастенчивостью, так характерной для него, превращает христианскую веру, объединяющую равноправные массы, в веру одного привилегированного класса фарисеев и сребролюбцев, веру, против которой выступал ее Основатель, и, таким образом, является не только опаснейшим врагом Православной Церкви, но и главной опасностью для счастья народов и прогресса всего человечества.
Автокефальная Православная Албанская Церковь исходит из принципа, что она послужит лучше нашему общему делу, Церкви и народу, если через мое смирение передаст настоящему Совещанию о своих страданиях и страданиях албанского народа от нацизма, подготовки нападения на нашу родину итальянского фашизма 7 апреля 1939 г. и его притеснений в течение всего периода оккупации, а также его заговоров после освобождения до сегодняшнего дня.
Как вы все знаете Албания, наша родина, вследствие малочисленности ее населения и по своему географическому положению, в течение веков не раз становилась жертвой империалистических намерений папы под религиозным и политическим знаменем. И в настоящее время этот постоянный союзник, питатель и поджигатель тенденций фашистских и профашистских правительств Рима, через посредство своих прислужников делает все, чтобы полностью поработить нашу родину и наш народ.
Приводим некоторые неопровержимые факты из деятельности папы в нашей стране в течение последних десяти лет, чтобы иметь ясное представление об этих без застенчивых действиях папизма, хотя такое представление уже сложилось у каждой делегации на основании собственного опыта и в силу одинаковой деятельности папизма в каждой стране.
Ватикан, как главный центр деятельности папизма, как духовный представитель католицизма всего мира, по всюду, где были католики, посылал своих представителей с задачами религиозного воспитания и установления связи Ватикана с католицизмом данной страны.
Но это только так казалось, а на самом деле это представительство было агентурой, которая через клерикальную, религиозную сеть выполняла задачи итальянского империализма. Так длилось в течение столетий. И в Албании в последние годы, незадолго до итальянской оккупации, Ватикан имел свое представительство, центром которого был город Шкодер. Все это стало возможным по тому, что в нашей стране католическая Церковь посредством школьного воспитания и религиозной пропаганды подготовляла для этого почву. С приездом апостолической делегации в Албанию, через посредство официальных и тайных клерикальных и неклерикальных агентов стала усиливаться пропаганда, чтобы подготовить почву для фашизма, чем подрывалась самостоятельность Албании. Через своих агентов Ватикан стал по всей стране рассылать монахов и монахинь, которые под видом религиозной проповеди, ложью привлекали детей, якобы под предлогом дать религиозное воспитание, но фактически воспитывали их в духе не известного до того времени фашизма.
Ватикан через своего делегата инструктировал своих агентов, чтобы рассматривать католическую часть населения как меньшинство и выдвигать требования через Ватикан и фашизм. Католическая церковь косвенно стала пропагандировать в пользу фашизма также и в созданных ею школах. Некоторые ее представители как, напри мер, патер Мати Прендуши, Бернардин Паляй и др. были связаны с главным агентством по организации фашизма в Албании «Мелони». По его заданиям они шли в горы и там посредством денег и агентов подготовили почву для фашизма. С другой стороны, Ватикан и фашизм поддерживали предательские элементы в нашей стране, как, на пример, Мустафа Круя, Эрнест Каличи, Кязим Копули и др., используя их в своих интересах.
В течение этого времени фашистская Италия развернула более широкую пропаганду, посылая в Албанию клерикалов, как, например, о. Фулио, о. Кординяно, о. Валентина, которые наряду с религиозной деятельностью развивали и широкую фашистскую пропагандистскую деятельность. В своих печатных выступлениях они старались представить албанский народ не способным к самоуправлению и тем самым оправдать и легализовать фашист скую оккупацию.
Благодаря деятельности вышеупомянутых и других им подобных лиц была подготовлена почва для фашизма и для нападения на нашу страну 7 апреля 1939 г. Вместе с фашистскими войсками в Албанию приехало и много клириков, как, например, дон Лазар, агент СИС, который в Италии имел связь с албанскими эмигрантами: Мустафа Круя, Кязим Копули, Али Келыдюра и др. Их он снабжал деньгами, выполняя, таким образом, роль по средника между Ватиканом и фашистским правительством. Все клирики, встретив фашистскую армию, рукоплесканиями старались подавить сопротивление албанского народа.
После оккупации Албании руководители католической Церкви,—Антон Харапи, о. Георг Фишта, монсиньор Винчеци Прендуши и многие другие,— сбросили маску и стали сотрудничать с оккупантами, пропагандируя в массах, что фашистская Италия и итальянская армия являются спасителями нашей страны. Со дня оккупации католическая Церковь установила открытые связи с фашистскими властями и стала получать от них всякого рода помощь и директивы для пропагандистской деятельности в пользу Италии. Ее руководители поставили глав ной задачей держать народ посредством веры в послушании предательскому правительству. Начавшееся в Южной Албании освободительное движение они старались представить в глазах народа вредным и чуждым ему. Они стали проповедывать, будто бы оно направлено против веры, так как им руководили коммунисты-атеисты. В силу этого Ватикан 27 апреля 1942 г. своим письмом дает своему апостолическому делегату руководящее указание создать «демократическую партию» с целью бороться против национального освободительного движения и против коммунизма. Тотчас же представитель Ватикана со звал специальное совещание, в котором приняли участие апостолический делегат города ШкоДера монсиньор Ниг-рис и монсиньоры: Тачи, Булечи, Гици, Шлаку, Волай, Прендуши; патеры: Антон Харапи, дон Курти, Феличи, Клеза, Валентини; дон Микель-Количи.
После прочтения письма папы начались прения о со здании партии. Был избран комитет под председательством апостолического делегата монсиньора Нигриса. По мимо него в комитет вошли: главный член монсиньор Тачи, член патер Антон Харапи и секретарь дон Том Ляца.
С избранием комитета они начали систематическую пропаганду против освободительного движения, развивавшегося среди народных масс, выступая против него и особенно против коммунистов в таких органах печати, как «Дрита», «Юлли», «Лека» и др. Позднее апостолический делегат получил письмо от папы, который рекомендовал ему развернуть более острую борьбу против освободительного движения. Так, на основе приказов Ватикана он приказал клирикам: Антону Харапи, патеру Зефу Шестани, патеру Ген Шлаку, патеру Даниэлю Даяни, дон Дре Зиден и др. принимать участие в предательских организациях Балли-Легалитети, чтобы лучше организовать борьбу против освободительного движения.
Католическая Церковь ненавидела национальное освободительное движение и особенно коммунистов и свою ненависть к нему проявляла среди народных масс.
Клирики, принимавшие участие в предательских организациях, стали работать среди масс в пользу этих организаций. Так, например, Зеф Шестани, который в организации «Балли Комбетар» города Шкодера был ответственным руководителем «действия». Таким образом, он стал главной опорой «Балли Комбетар» в этом городе, а о. Люли, который участвовал в организации «Легалитети», стал развертывать свою деятельность, пропагандируя против освободительного движения в горных мест ностях.
О. Антон Харапи по приказанию Ватикана вошел в «Режане» и стал его членом («Режане» создали немецкие оккупанты). По случаю клятвы «Режане» в 1944 г. перед парламентом он произнес речь, в которой старался оправдаться, почему он в такое критическое время взял на себя эту ответственную задачу, и выдвигал лозунг «объединения албанцев». Тех, кто сражался в горах, он называл продажными и не имеющими идеала «албанскими коммунистами». Потом он требовал от ассамблеи, чтобы велась более жестокая борьба против народного освободительного движения.
В то время, как Италия была уже близка к капитуляции, Париани в последний раз перед своим отъездом из Албании встретился с монсиньорами Франо Гани и Тачи и просил их придерживаться идеи национализма, создав из Албании неприступную крепость против большевизма. Католическая Церковь, разумеется, встретила итальянскую капитуляцию с сожалением. Но с приходом немецких частей ее надежды воскресли и она начала развивать широкую деятельность в пользу нового оккупанта — Гер мании и в пользу предательских огранизаций «Балли» и «Легалитети».
Несколько дней спустя, после приезда германских оккупантов, все фамультары (прислужники) собрались в Шкодер, где, по указанию Ватикана, получили задание поддерживать немцев, оказывая им всяческую помощь. На основании этих указаний фамультары начали свою работу среди населения, ведя пропаганду в пользу немцев и помогая «Балли» и «Легалитети» в борьбе против народного освободительного движения. Накануне осво бождения Албании народно-освободительной армией монсиньор Тачи встретился с английским майором Нейль, который предложил ему продолжать жестокую борьбу даже при освобождении Албании. После освобождения Албании Римско-католическая Церковь некоторое время проявила бездеятельность, очевидно, в надежде на скорое изменение положения. Но это длилось недолго, поскольку монсиньор Нигрис лично встретился с английской миссией, находившейся в Шкодере, чтобы подготовить восстание к январю, к моменту высадки англо-американских войск.
Таким образом, мы видим, что католики во время оккупации были скомпрометированы их открытым сотрудничеством с оккупантами и предательскими организациями При освобождении они стали вести пропаганду за то, чтобы народ с оружием в руках выступал против власти. Делали они это на основании указаний монсиньора Нигрис. Бежавший преступник Леш Мараши и др., связанные во время оккупации с церковью, также и при освобождении получали помощь от дон Альфон Траски, Дон Никола Гачули, дон Дре Зиден и др.: эти лица помогалигали им в мятеже, происходившем в Кошгане. Целью этого мятежа было — спровоцировать вмешательство англо-американцев в нашей стране. Мятеж был неудачен, но католическая Церковь не потеряла надежды и с по мощью монахов и духовенства стала применять другую тактику против власти, отстраняя молодежь от участия в молодежных организациях и предлагая заниматься только вопросами религии, которая де является дорогой, ведущей к Богу. С другой стороны, в целях отвлечения от народной освободительной борьбы, они собирали молодежь на прогулки за город и вели пропаганду против власти. Монахини со своей стороны на национальных народных праздниках организовывали пикники для молодых девушек и вечера с тем, чтобы препятствовать молодежи участвовать в национальных праздниках. Помимо этого, монахини за претили в религиозных школах петь партизанские песни. Они среди масс вели пропаганду, чтобы ни один мальчик и ни одна девочка не посещали государственных школ, потому что эти школы портят молодежь. Эта пропаганда велась не только внутри города Шкодера, но и в селах, где духовники получали указания поступать таким же образом, как и монахини в городе. Им было предписано смотреть на власть, как на временную, которая не в состоянии долго удержаться, потому что придут новые силы. В это время Ватикан посылает апостолическому делегату новые указания о реорганизации демократической партии в Албании. Соответственно этим указаниям упомянутый делегат организовал и расширил эту партию новыми лаическими членами, как Зер Хаджи, Петр Деда, Цин Сиречи, Гульеш Сума, назвав ее «Башнилис Шкиптари» и которая по существу являлась демократической партией, имевшей целью вербовать в нее другие, некатолические группы. Члены этой организации на собрании решили создать ее центральный комитет во главе с монсиньором Тачи. Эта организация предпочла действовать подпольным путем с тем, чтобы в день выборов 2 декабря 1945 г. создать волнения и, таким образом, спровоцировать вмешательство англо-американцев. Выбрав комитет, они начали свою деятельность против власти, опираясь на не довольные элементы: торговцев, раскулаченных и подвергшихся реформе, офицеров и служащих из остатков старого режима, банды, а также и простых фанатичных людей. Это все делалось с целью подготовки вооруженного восстания в Албании для свержения власти. Развивается деятельность для подготовки вожаков, которые в свою очередь должны давать указания народу при привлечении чуждых элементов к борьбе против власти.
Постоянная работа комитета началась с сентября 1945 г. во главе с инициаторами этого направления патерами Фаустином и Даниэлем Даяни. Прежде чем начать работу патер Даяни собрал вожаков Марка Цуни, дон Вате, дон Шляну, Георг Вате, Пуде Джони и Нден Крочи и предупредил об опасности, которой подвергается религия со стороны настоящей власти, а также для спасения креста и религии призывал к неотложному созданию антикоммунистической организации. Его основная задача состояла в том, чтобы создать недовольство среди масс и саботировать выборы 2 декабря. Ответственным группы был избран Марк Чуни. Эти указания были посланы так же и находящемуся в различных селах духовенству. Были установлены регулярные связи с беженцами, а союзники призывались к вмешательству в выборы 2 декабря. Однако для успеха их работы одной политической пропаганды, проводимой против власти среди масс, не было достаточно. В связи с этим инициативная группа созвала собрание и на нем поставила вопрос о необходимости организации нападения на руководителей народной власти и фронта, для чего был создан особый аппарат под названием «Черная рука», руководителем которого был некий Керим Садик, поддерживавший связь с нелегальными бандами. Эта организация имела разветвления и в других местах Албании, а также имела связи с другими группами, как, например, с группой Тираны, в состав которой входили офицеры старого режима. Эта группа была связана со Шкодером через патеров Берши и Нино Курти. Между тем группа Сами Керебаши была связана через Дон Стефана Курти. Группа Джони Шлака, состоящая из офицеров и служащих Шкодера, была связана непосредственно с самим Джони Шлака. Но эта организация просуществовала недолго, потому что была раскрыта через распространителей напечатанных в Семинарии листовок. Листовки разоблачили всю их влаждебную против власти деятельность. О всех описанных действиях Ватикан были информирован через дон Стефана Курти, который отправлял Ватикану подробные отчеты и получал оттуда различные указания, как действовать против на родной власти. Ватикан снабжал эту организацию и деньгами.
Католический делегат Нигрис был назначен в Албанию для политических, а не для религиозных целей. Между тем другие, упомянутые выше, держали связь с оккупантами, а потом и с бандитскими группами, рассеявшимися в Албании, оказывая им материальную и моральную помощь в попытках захвата власти. Например, преступник Леш Мараши вел переписку и поддерживал непосредственные связи с католической Церковью в Шкодере через архиепископа монсиньора Тачи, требуя указаний, как действовать против власти. Кроме этого, он имел тесные связи с патером Мати Прендуши и организацией «Башкими Шкиптар». С другой стороны, монсиньор Тачи был связан с «Басши Колбхар», Пегалитетол — предательскими организациями. Здесь он организовал верующих и поддерживал связь с Джон Марко Диони и другими преступниками, совершавшими разные преступления против народа. Он же был и организатором союза горных мест против национально-освободительного движения, в котором приняли участие и патер Антон Харапи, агитируя в этом союзе совершать нападения на руководителей народной власти, особенно на руководителя албанского народа генерал-полковника Энвер-Ходжи. Как монсиньор Тачи, так и другие упомянутые церковные лица имели связи с иностранными миссиями в Албании, представляя через них отчеты Ватикану и, в свою очередь, получая от него разные указания. Из этого видно, что Ватикан при помощи иностранных миссий получал все то, что было ему необходимо.
В мае 1946 г. монсиньор Тачи получил письмо от Ватикана с предложением продолжать работу по организации, так как в сентябре того года готовилась высадка англо-американцев, к каковому моменту нужно было под готовить вооруженное восстание, для чего и требовалось держать тесную связь с вооруженными бандитскими группами в Албании. Ватикан был связан с англо-американскими империалистами в момент всех происходивших событий. Получив эти указания, монсиньор Тачи и его товарищи начали свою работу, связываясь с бандитскими группами. Они созвали собрание с участием многих преступников и духовенства. Целью собрания было — укрепить связи с недовольными элементами для того, чтобы быть готовыми к сентябрю, согласно указаниям Ватикана. Восстание, конечно, должно было вспыхнуть не только в г. Шкодере, но и других местах Албании, ибо к нему были подготовлены все антинародные элементы. Несмотря на тщательную подготовку они не получили ожидаемого результата: их деятельность была раскрыта.
Таким образом, Ватикан и католическая Церковь, теряя влияние в народе, пытаются посредством остатков фашизма и заговоров иностранных империалистов изменить политическое положение в Албании. Отсюда понятна и их поддержка империалистами, наступление которых окрыляло их надеждами.
Ватикан не ограничился использованием католической Церкви в Албании и другой агентуры в борьбе против современного строя Албании. Он и сам стал убежищем и поддержкой военных преступников, особенно преступников и предателей албанского народа. Все это сделано как посредством преступных лиц из албанского духовенства — дон Зеф Шестани, Франо Карма, П. Валентини, Кордияно и др., так и посредством остальных агентов — Эрнест Колики, Зеф Сереки, Ген Марка Гены, Мустафа Круя и Аш Кенцыра,— которые борются против албанского народа.
После ухода преступников в Италию Ватикан при поддержке англо-американцев формировал разные группы с участием элементов из групп: «Бава Комбатара», «Лега-литета» и «Индепенденты», все они связываются с Ватиканом через ксендзов. Например, группа «Индепенденты», руководимая Эрнестом Колчи, Ген Марка Геном, Мустафа Круги и др., связываются через патера Валентини, а группа «Бава Комбатара» под руководством Метат Фрашера и Али через Зеф Шестани, одного из организаторов «Бава Комбатара» в районе Шкодера. На средства Ватикана печатаются листовки и газеты «Бава Комбатара», «Флямуры», в которой часто печатает статьи патер Валентини.
Все его статьи направлены против албанского строя и албанского народа. Патер Валентини — один из руководителей организации студентов в Италии и в то же время участник Института «Понтифик» для восточных исследований в Санта-Мария Мажоре. При поддержке Ватикана организованы студенченская столовая и реакционное студенческое албанское общество под руководством патера Валентини и дон Зеф-Шестани. В 1945 г. по инициативе Ватикана и при поддержке англо-американцев в Риме был создан «Вспомогательный комитет» во главе с ксендзом Франо Карма и предателем Нуредин Влера. Целью его было помогать и организовать всех военных преступников и врагов албанского народа. В собрании по этому поводу Шефнет Верлацы и Эрнест Колики отметили помощь, оказываемую Ватиканом, и связи с греческой миссией в Риме. В этом собрании агент Ватикана Франко Карма сказал: «Этот комитет поможет всем эмигрантам албанцам, которые являются врагами современного строя Албании».
Ватикан создал в Риме также общество «Восточный институт» с целью контролировать религию на Балканах, который сам по себе является не чем иным, как связующим центром Ватикана между Италией и Балканскими странами, где принимали участие разные католические агенты Словении, Албании и другие лица, руководимые Ватиканом. Ватикан имеет еще один общий институт для иммигрантов из разных стран. В конце 1947 г. Эрнест Ногини с рекомендацией от Ватикана ездил в Египет и Сирию, чтобы встретиться с руководителями церкви.
Вот, дорогие браться, деятельность, которую выполнял и выполняет папизм против нашей Церкви и нашего народа, в ущерб Церкви и верующим, которых мы имеем честь представлять.
В лице католического ксендза совершались и совершаются действия, которые очень дорого обошлись Церкви и народу. Не пора ли Православным Церквам объединиться в единый непобедимый лагерь и сказать: «Стой!» сатанинской силе, которая ищет случая напасть на Православную Церковь с ножом за спиной. Не пришло ли время, говорю я, чтобы Православная Церковь, которая последовательна в своих вековых принципах, подняла свой голос против этой дозорной деятельности представителей анти-Христа в мире? Конечно, время пришло и даже с опозданием... У всех на виду горький опыт балканских народов и особенно албанского народа, когда агенты Ватикана, почти всегда в лице католического ксендза, действовали в нашей стране как будто у себя на родине, под защитой штыков фашистской армии, употребляя любой метод пропаганды и создавая новые церкви, в которые все-таки не вступила Албанская Церковь.
Стоит напомнить, что для такого поведения мы не найдем оправдания ни на одной странице Евангелия. Оно — плод сухих мозгов лживых руководителей. По этому, если мы должны руководствоваться Евангелием, то мы знаем, против кого нужно поднять бич. Но пришло уже время, когда нет слепых людей, пришел тот момент, в который народы могут ясно видеть, какая Церковь нарушает заветы Евангелия и действует против них, и какая стоит на их стороне и разоблачает современных фарисеев.
Последней и является наша Православная Церковь. Она охватывает широкие народные массы, она содействует им в героической борьбе, которую ведет народ для построения новой жизни и залечивания вековых ран и ран последней войны, причиненных угнетением и жестокой эксплуатацией тиранов и коварными интригами Ватикана и его проклятыми пособниками. Мы должны направлять нашу Церковь, Церковь народа, туда, где страдания и раны народа ждут нашей поддержки и нашего утешения. Лозунгом Православной Церкви должен стать лозунг — «счастье народу», которому она служила и счастье которого является одновременно и счастием Церкви. Основатель Церкви пошел на распятие не для блага фарисеев и любителей серебра, Его распяли за измученный народ. Символом Православной Церкви должно быть укрепление народной власти, которая стремится дать счастье всему народу. В этом направлении нам остается выполнить еще одно дело, одно священное задание. Как в Церкви, так и всюду мы, православное духовенство, имеем одну миссию: проповедывать среди масс дух братства и указывать правильный путь, разоблачая грабительские и кровавые Цели империалистов всюду, где бы они ни появлялись и ни действовали, даже в Церкви во главе с папой. Пусть все Церкви начнут проповедь за прочный мир, за восстановление и осуществление наших планов, которые облегчат построение нового общества, согласно принципам Евангелия. Мы должны быть бдительными не только как граждане, а и как люди церковного лагеря, как люди демократического лагеря, согласно правилам признаваемой нами религии, которую мы представляем собой, лагеря, жизнь которого определяется только сотрудничеством между церквами через общие съезды и конституцию.
Таким образом, Православная Церковь, согласно ее традициям и правильному направлению, является важным оплотом в помощи широким народным массам в их героической борьбе за построение новой жизни. Она становится передовой Церковью для всего человечества, она становится непреодолимым препятствием для папизма, главного орудия империалистов для угнетения свободолюбивых народов. Она становится непреодолимым препятствием и для тех подлых агентов папы, которые во время войны стали слепым орудием кровавого фашизма и которые сегодня ради стерлингов, нарушая самые элементарные правила Церкви, ведут враждебную политику против собственного народа.
Воздушный замок, построенный руками мирового империализма при посредстве Ватикана в Православной Церкви для того, чтобы ее уничтожить, будет разрушен, как было разрушено все то, что не имело своих корней в народе. Мы не должны забывать, что в этом деле за нами стоят миллионы подавляющих масс нашего народа и всех передовых и свободолюбивых народов всего мира, а также и миллионы прогрессивных католиков, которые, как явно показали выборы в Италии, несмотря на известный террор, не побоялись проклятий и отлучения от Церкви озверелым Ватиканом.
И та Церковь, которая имеет за собой народ, для счастья которого она оказывает всестороннюю помощь, имеет за собой и Бога, Который именно за счастье народов и был распят на кресте. Доклад, который только вы слушали, может быть длинен, но я от всего сердца благодарю вас, что вы его прослушали. В силу тех страданий, которые мы пережили, мы ранее не могли всего написать и рассказать.
Албанская Православная Церковь и албанский народ по своему географическому положению были, как говорит народная пословица, «во рту собаки», и поэтому мы больше всех пострадали. Ватикан вел очень большую пропаганду, но наши священники не внимали этой пропаганде. Так как священники Православной Албанской Церкви не слушали итальянской фашистской пропаганды, большая часть их была выслана. Это было до начала войны в 1940 г.
После возвращения преследования продолжались, и мы вынуждены были уйти в горы и там, вместе с нашими сынами и нашим народом, бороться за свободу и счастье народа.
Я очень жалею, что не могу сам говорить по-русски. Еще раз благодарю вас от всего сердца, что вы заслушали этот доклад.
Председатель: Мы должны поблагодарить Преосвященного брата Паисия за то, что он сообщил нам интересные подробности. Кто еще желает выступить с док ладом?
С докладом на тему: "Католицизм в Трансильвании" выступает епископ Клужский Николай.
Еще в XIII в. пытались распространить в Трансильвании католичество. Габсбург утверждал, «если станете униатами, будете свободными». Уния появилась у нас в 1700 г., ее приняли епископы и несколько священников. Начались преследования православных; у них забирали церкви, священников и верующих сажали в тюрьмы. Были люди, которые просидели в тюрьме за православную веру 30 лет. Вторым большим ударом было разрушение монастырей. Униаты закрыли все монастыри. От монастырей ничего не осталось; они были уничтожены. В Трансильвании в настоящее время есть монастыри, но это уже новые.
В таком положении было дело с Православием до войны 1914 г.
Румынский король Фердинанд был католик. Он заключил не благоприятный для Православия конкордат с папой. Народ православный защищался, почему этот конкордат не дал положительных результатов для католичества: многие приходы возвратились в Православную Церковь.
Мы ведем мирную пропаганду. Конечно, у католиков больше средств, у них кадры более сильные, у них большой епископат, школы, в школах преподается закон Божий. Мы всегда стремились к равенству, хотели, чтобы у нас было равенство с католиками. Мы ничего больше не хотели. И теперь мы больше ничего не желаем, как только равенства. Мы стремимся к тому, чтобы православным дали равные права с католиками, чтобы нам дали равные права. Мы желаем лишь равенства.
Католиков меньше 200 тысяч, и они имеют 6 епископов, а православных — 2 с половиной миллиона и они имеют тоже 6 епископов. Нас в 10 раз больше и мы просим о пропорциональной субсидии. Сейчас у нас католичество находится в упадке, но Ватикан действует новыми методами и средствами. Эти методы сводятся к деньгам.
Патриарх Юстиниан произнес две речи, первую — в парламенте, а другую — в соборе. Он высказал мысль, что приближается конец унии. С унией мы покончим приблизительно к октябрю этого года. Начнется возвращение всех униатов с епископами в лоно Православной Церкви. В октябре исполнится 250 лет унии.
Архиепископ Казанский Гермоген: Для нас, конечно, ясно, что представляет Ватикан. У нас отпечатан проект резолюции. Мы раздадим по экземпляру проекта резолюции и будем обсуждать. (Оглашает проект резолюции по вопросу «Ватикан и Православная Церковь», а также проект предлагаемых мероприятий).
Митрополит Урбнисийский Мелхиседек: В 1920 г. по является в Тифлисе представитель от католической Церкви. Он предлагал нашей автокефальной Церкви принять главенство папы. Его предложение было отвергнуто.
Архиепископ Пражский и Чешский Елевферий: У нас Церковь не отделена от государства. В каждом учреждении и высоком и низком у католиков сидят свои люди. К Православию питают глубокую ненависть, но внешне вежливы, деликатны. Они нас православных никогда не приглашают ни на какие торжества и никогда нас не поздравляют. У нас 51 тысяча православных а остальные — католики. Всякое наше начинание, поскольку оно должно было пройти через какое-нибудь учреждение, задерживалось. По конкордату с Римом все католические храмы принадлежат папе. Если даже в Православие переходит целый приход, он не может воспользоваться храмом, а должен строить себе новый храм.
Теперь в новом составе правительства есть люди, которые стараются дать равенство всем религиям, но до моего отъезда никакого закона по этому вопросу не было. Было слышно, что намереваются издать какое-то распоряжение, но пока все остается попрежнему. Католики при новом правительстве чувствуют себя так же, как и раньше.
Нам нужно принять какое-то предложение. Нам нужно знать своего врага, а для этого необходимо получать все информации. Нам нужно иметь Бюро, чтобы знать, что они намерены делать. Это нужно включить в ряд мероприятий.
Председатель: Мы принимаем с благодарностью ваше предложение.
Архипресвитер И. Коваленко. Я являюсь представителем Православной Церкви в Польше. В 1924 г. нам была предоставлена автокефалия по решению Константинопольского Патриарха, но с предупреждением, что когда наступит благоприятная обстановка и время, будет испрошено согласие Матери-Церкви. Такое время сейчас и на ступило: Святейшим Патриархом Алексием и Св. Синодом дана нам автокефалия.
Наша жизнь очень сложна. Мы живем в гуще католического населения. Мы как бы находимся в орбите католичества. Нам приходится считаться с тем направлением, которое дают и католическая Церковь и правительство.
Был период восстановления Польского государства, это было до начала войны, до 1939 г., тогда Церковь не имела определенного статута, были временные правила, которые нас не могли удовлетворить. Нас старались ли шить мест молитвы. У нас было разрушено 130 храмов Они были разрушены, сожжены.
С места: По распоряжению католиков?
— Да. Я видел, когда полиция и католики забрасывали канаты за купола и стаскивали их, а православное население молилось и умоляло не делать этого. Право славным людям было больно видеть это. У меня у самого были слезы, меня не допустили к храму.
Сейчас у нас другой период. При нынешнем государственном строе нет такого неблагожелательного отношения. Католичество сейчас присмирело; оно безмолвствует. У нас нет официального отделения Церкви от государства, но фактически оно существует. Пособия, жалование мы не получаем. Некоторое пособие на церковное управление выдают, но это мелочь.
До войны у нас была Духовная Семинария. Было православное богословское отделение в Варшавском университете. Православных до войны было 4,5 миллиона, но области с православным населением — Волынская епархия, Виленская и Гродненская — отошли к Советской России, так что у нас осталось православных тысяч 500.
В Польских областях, отошедших от Германии, организуется церковная жизнь. Там благожелательно относятся к нам. Там сейчас 22 прихода и еще будет приходов 30 Наша задача — обеспечить себя церковными вещами, иконами. Мы помогаем священникам, которые живут бедно, мы выдаем им ежемесячное пособие, так что нам нужны средства.
С места: Сколько сейчас в Польской республике приходов?
— Сейчас 145 действующих приходов, три епископа, две епархии: Варшавская и Белостокская епархии. Организуются Лодзинская и Бреславская. Там среди населения масса православных. Сейчас на польском языке издается «Вестник митрополии». Мы недавно через суд вернули типографию, была синодальная типография. Хотя фактически Церковь отделена от государства, но тем не менее закон Божий в школах преподается. Теперь у нас более благоприятные условия для существования Церкви. До войны у нас было несколько приходов с богослужением на польском языке; обряд западный. Они воссоединились с нашей Православной Церковью, но сохранили обряд западный. Было большое движение в пользу Православной Церкви. В нашу Церковь прибывает много католиков.
Я думаю что надо дать некоторые добавления к резолюции. Было бы полезно, если бы от имени иерархов предстоящего Совещания было обращение ко всем верующим. Это имело бы большое значение и несомненно утверждало православную веру. Если бы такое обращение было прочитано в храмах, это было бы моральной поддержкой для всего православного народа.
Положение Римско-католической Церкви. Правительство не признало конкордата, который был заключен прежним правительством, ввиду того, что папа в местах, захваченных тогда немцами, назначил епископов, а он должен был действовать согласованно. Это было первым поводом для нарушения этого конкордата, а также были и другие обстоятельства.
Сейчас в Польше настроение против папы. Сейчас католики на полдороге; они не знают, что делать. Ксендзы, рядовое духовенство полагает, что папа своими выступлениями вредит Польше, что его выступления идут вразрез с национальными стремлениями Польши.
По вопросу экуменического движения. Экуменисты не против нас. Их теперь немного. Есть, так называемая «Рада», или «Совет экуменический», который свою работу ставит на почву практической работы, не вторгаясь в область догматическую.
С места: Нет ли у католического духовенства желания отделиться и организовать самостоятельную Церковь в Польше?
— Эта возможность не исключена.
С места: Старокатолики есть?
— Есть. Я говорю о Варшаве, а провинции активной деятельности не проявляют.
Политика Ватикана идет вразрез с государственными стремлениями Польши. Мне приходилось слышать от некоторых католиков, которые прямо высказываются, что у них так организованы религиозные общества, что они не смеют поднять голоса, опасаясь навлечь на себя разные репрессии со стороны епископата.
Я нахожу, что у нас после войны положение с Православием в Польше более прочно, потому что правительство относится к нам невраждебно. Даже священникам в западных областях представляют службы в магистрате, в земельном отделе и других местах, им представляют такие должности, которые не мешают им исполнять свои пастырские обязанности.
С места: У вас есть баптисты?
— Есть, но они больше работают среди католиков.
Протоиерей Иоанн Сокаль: Прекрасное предложение внес о. архипресвитер, чтобы помимо резолюции было обращение к народу. Я читал послание Святейшего Патриарха в 1945 г., оно произвело колоссальное впечатление. Надо выразить пожелание, чтобы это послание было направлено тем народам, которые страдают, чтобы в этом послании были оттенены две мысли.
Утвердить в сознании живущих на Балканах и в восточной части Европы людей ту мысль, что фашизм при нес неизмеримые беды и несчастия всему человечеству. Этот факт несомненен и доказательств не требует. Но вот чего люди не знают, это то, что фашизм есть детище папства.
В чем же духовная связь фашизма с папством? Папство всегда стремилось к власти. В немецкой газете писалось: «Мы с оружием в руках достигнем власти». Думали при помощи штыков силою осуществить эту идею. Католичество учит, что кто не католик, тот не человек. Гитлер объявляет в газетах, что немецкая нация – культурная нация, имеющая право на существование, остальные — не люди. Эта мысль взята от Рима.
Если же они не люди, а паразиты, то их можно уничтожить и греха в этом нет. Человечество освободится от паразитов. Эти мысли взяты от папства. Человечество должно понять эту духовную связь и только тогда можно говорить о борьбе с папством. Здесь надо отделить папство от католичества. Есть много католиков в Чехии. Борьбу с папством надо повести так, чтобы показать, что папство приносит беды и несчастия и что оно в своей борьбе прикрывается идеалами христианства.
По предложению председателя объявляется перерыв до 6 часов вечера.
Заседание закрывается.
Вечернее заседание, 13 июля 1948 г.
Председатель Митрополит Скоплянский Иосиф: В порядке заседания рассмотрение проекта резолюции по вопросу «Ватикан и Православная Церковь». Слово предоставляется Владыке архиепископу Казанскому Гермогену.
Архиепископ Казанский Гермоген: «Совещание Представителей и Предстоятелей Православных Автокефальных Церквей, заслушав доклады: «Папство и Православная Церковь», «Отношение Ватикана к Православным славянским Церквам за последние 30 лет», «Ватикан и Православная Церковь» и «Римская Церковь и единство Христовой церкви», определяет, что Римская курия во главе с епископом г. Рима на протяжении ряда веков, как еще давно писали отцы Африканского Собора папе Целестину, под влиянием «мирского дымного надмения» и Других чисто человеческих мотивов, извратили истинное евангельское учение, полученное от Господа через святых апостолов, этих «святых труб Духа» (1-е правило VII Вселенского Собора). Презрев категорическое повеление отцов VI Вселенского Собора» хранити неприкосновенную нововведениям веру, преданную нам от самовидцев и служителей Слова, богоизбранных апостолов 91-е правило VI Вселенского Собора, ср. 1-е правило VII Вселенского Собора), римские епископы нарушили чистоту учения древневселенского Православия новоявленными догматами: Filioque, Непорочном Зачатии Божьей Матери и, в особенности, совершенно антихристианским учением о главенстве в Церкви папы и его непогрешимости».
Сейчас в Риме не придается большого значения Filioque, даже совершенно опускается это, а папство требует только главенства, вот почему и требуется слово «в особенности».
Тут никаких добавлений или изменений не будет?
Принимается.
Дальше: «Вследствие этого антихристианского нововведения римские епископы причинили огромный вред единству Вселенской Церкви Христовой и вообще домостроительству спасения человеков на земле».
Митрополит Пловдивский Кирилл: В одном из послед-• них католических изданий слова «и Сына» заключены в скобки "и в конце сказано, что «и Сына» может употребляться и не употребляться, в зависимости от того, как найдут нужным. Это еще раз доказывает, что Римская Церковь не придает никакого значения этому, а потому правильно, что тут сказано «в особенности».
Слова «в особенности» решено оставить.
Архиепископ Новосибирский Варфоломей: Домостроительство— это факт, который совершен, а нужно сказать, что они отвлекают людей от правильного пути.
Протоиерей Иоанн Сокаль: Совершенно правильное замечание. Они мешают спасению. Домостроительство нельзя изменить. Это правильно. Здесь идет речь о спасении. Христос закончил искупление, а сейчас период спасения. Папство мешает этому спасению.
Здесь нужна большая точность. Ведь это будут читать и католики, будут обсуждать каждое слово. Поэтому необходимо внимание каждому слову.
Архиепископ Казанский Гермоген: Конечно, католики будут не только обсуждать, но и отвергать. Они считают, что тот, кто не признает главенства папы, не может получить спасения. Мы же считаем, что учение о главенстве папы мешает домостроительству спасения и папство своим учением мешает домостроительству спасения.
Архиепископ Новосибирский Варфоломей: Мешает спасению людей, а не домостроительству. Это лучше выразить так: «Вследствие этого антихристианского нововведения римские епископы причинили огромный вред единству Вселенской Церкви Христовой и вообще делу созидания спасения человечества на земле».
Председатель: Согласны с такой редакцией? Принимается.
Архиепископ Казанский Гермоген (продолжает читать): Отцы VI Вселенского Собора (1-е правило VI Вселенского Собора), провидя огромный вред для Церкви от догматических нововведений, совершенно решили ниже прибавляти что-либо, ниже убавляти в отношении тех святых догматов, какие установлены шестью Вселенскими Соборами (ср. 1-е правило VII Вселенского Собора). И поэтому не мы, но благочестивые уста Отцов Вселенских Соборов произносят сейчас осуждение римского папства за все новоявленные римские догматы, которые являются чисто человеческими измышлениями, не имеющими основания ни в Святом Писании, ни в Святом Предании, ни в святоотеческой литературе и церковной истории».
Председатель: Сюда никаких изменений не предлагается?
Этот абзац принимается без изменений.
«Наше определение не является новым, оно лишь повторяет исповедание Восточных Патриархов. В 1723 г. они писали: «Достоуважаемым Архиепископам и епископам Великобритании: «Наши догматы и учение Восточной Церкви еще издавна исследованы, правильно и благочестиво определены и утверждены Святыми и Вселенскими Соборами; прибавляти к ним или отнимати от них что-либо непозволительно». «Послание Патриархов Восточной Кафолической Церкви о православной вере».
Протопресвитер Г. Костельник: Я имею сказать по поводу резолюции в целом. Поэтому начну издалека. С Востока нам ничто не угрожает, вся тяжесть угрозы с Запада, от Римско-католической Церкви, которая сильна и в которой кроется наша опасность. Наша комиссия является основной комиссией, все остальные комиссии, как бы ветви нашей комиссии. Как сам бывший католик, я хорошо знаю значение Римско-католической Церкви. И должен сказать, что здесь не умеют бороться с католиками. Я следил за православными энцикликами и писаниями за последние 20 лет и должен сказать, что в них, как и здесь, в этой резолюции, находил свидетельство непонимания, как надо действовать. Это не то, что надо иметь против Римско-католической Церкви...
Архиепископ Казанский Гермоген: Говорите более по вопросу, который мы обсуждаем,— о проекте резолюции, которую читают, иначе мы можем упустить основное.
Протопресвитер Г. Костельник: Я человек очень логичный и к этому приду. Нужно, чтобы в резолюции было больше об агрессии Римско-католической Церкви против народа. А в проекте этой резолюции в первой части говорится о ереси, а об агрессии только в выводах. Это не логично. Надо больше сказать об агрессии. Я бы просил сделать эту резолюцию более компактной, выпустив все то, что говорится о догме, а в основном остановиться на агрессии Римско-католической Церкви. Ведь мы пишем резолюцию не для себя и поэтому надо показать, что мы думаем, а то, что здесь написано, это непонятно для других.
Архиепископ Казанский Гермоген: Мы имеем в виду, что надо обратиться с воззванием ко всему миру и не только к католикам, ко, ведь, есть еще и униаты и даже православные, которые колеблются, говоря: «А, может быть, на стороне католиков все-таки правда». Даже у нас в России было много людей, которым очень импонирует Римско-католическая Церковь. Нужно показать, от кого исходит эта резолюция, с каких позиций к ним обращаются. Позиции наши—Соборы, Священное Писание. И мы должны об этом заявить. Для вас Filioque не является стержнем, а для православных это — стержень. Это есть нововведение, с точки зрения Соборов, с точки зрения учения Священного Писания. И мы должны об этом сказать. Мы не только говорим против кардиналов и папы, но мы убеждаем рядовых католиков, и, может быть, зерно сомнения посеем и среди них. Мы не должны писать политического памфлета, мы — люди Церкви и должны базироваться на Священном Писании.
Митрополит Пловдивский Кирилл: Правильно, что мы не должны пускаться в политику и поэтому наше начало проекта резолюции правильно. Но для нас очень важно обратить внимание на агрессию — это опорные исторические точки. Надо прямо сказать: тогда-то и тогда-то на Украине было сделано то-то и то-то, тогда-то в Румынии было сделано то-то, в Трансильвании — то-то. Указать, как православных болгар хотели насильно обратить в унию. И прямо сказать о лукавстве и агрессии папства, которое всегда было в союзе с политическими силами и веками несло насилие, насилием обращало православных в католичество. Указать, что даже теперь, в XX в., в Югославии насилием тысячи православных были обращены в унию.
Это конкретные факты. О них надо говорить.
Архиепископ Казанский Гермоген: Мы читаем только проект резолюции, читаем для того, чтобы внести необходимые поправки и добавления.
Протопресвитер Г. Костельник: Я хочу, чтобы с латинами говорили более решительно, а не так как мы Может быть, надо написать две резолюции — одну догматическую, другую — об агрессии.
Архиепископ Казанский Гермоген: Не надо думать, что чем резче мы напишем, тем лучше. Не все думают так: чем резче ставить вопрос, тем лучше. Ко мне тут подходили многие митрополиты и говорили, что не надо излишней резкости. Что такая резкость только оттолкнет тех католиков, которые колеблются. Мы можем забраковать этот проект и написать новый.
Но давайте сначала обсудим предложения тех, кто стоит за резкость.
Митрополит Мелхиседек: Я поддерживаю это предложение. Мы стремимся сделать, как лучше. Обсудим эту резолюцию, дополним, если нужно. Если есть такие, которые возражают, выслушаем. Изберем комиссию, которая примет это во внимание. Ведь, это только канва.
Я думаю, что будет составлено воззвание, которое должно быть обнародовано. Думаю, что наша резолюция будет одним из элементов воззвания. Но западные митрополиты говорят о том, что надо полегче, не надо излишней резкости.
Архиепископ Казанский Гермоген (продолжает читать): «В Окружном послании по поводу энциклики Папы Льва XIII о соединении Церквей (1894)» Восточные Патриархи еще яснее подтверждают свою верность традициям Вселенской Православной Церкви. «И мы предадим Святую Веру в грядущие поколения, какою сами приняли без всякого изменения, дабы и они, подобно нам, непостыдно и без упрека могли говорить о вере своих предков. Забвение Ватиканом традиций Вселенского Православия завело корабль Римско-католической Церкви в несродную для нее стихию антихристианского папизма».
«Как известно, сущность папизма выражается не только в искажении подлинно Вселенского Православия привнесением в него таких новоявленных догматов, как учение о главенстве в Церкви папы и его непогрешимости. Вся история папства вопиет пред правосудием Божиим за извращение папистами новозаветного учения о Церкви Христовой. Из мистического Тела Христова, из «столпа и утверждения истины», Церковь Бога живого (1 Тим. III, 15) превращена папистами в земную политическую организацию.
«Рядовая масса католиков, которая верит папе, как высшему духовному авторитету, не знает того, что вся деятельность Ватикана направлена против интересов трудящихся, что это — центр международных интриг против интересов народов, центр международной реакции».
Принимается без поправок.
«Сущностью христианский морали является призыв Спасителя к любви (Иоанн. XIII, 34—35), а Ватикан, наоборот, является одним из поджигателей двух империалистических войн, покровителем изуверного фашизма и в настоящее время принимает активнейшее участие в разжигании еще новой войны и вообще в политической борьбе с мировой демократией».
Принимается без поправок.
Митрополит Пловдивский Кирилл: Где говорится о рядовых массах католиков, нужно сказать о том, как было в прошлом, какова агрессия была в прошлом и затем сказать об агрессии в аспекте современности.
Архиепископ Казанский Гермоген (продолжает чтение резолюции): «Когда в церковной истории дается характеристика того или иного церковного деятеля, то данное лицо характеризуется с точки зрения осуществления им заветов Христа; но последние папы настолько предались мирским течениям, что они не смущаются предстать пред мировым христианским общественным мнением в качестве политических деятелей. В этом отношении знаменательно издание сборника, выпущенного в августе 1945 г. парижским католическим издательством «Spes» «Его Святейшество Пий XII. Послания военного времени к миру».
В предисловии к этому сборнику католический публицист Габриель Луи Жарэ называет Пия XII весьма ловким дипломатом, называет его «политическим папой».
Итак доблестью «непогрешимого наместника Бога на земле» папы Пия XII является в глазах его почитателей политическая деятельность Пия XII, т. е. участие в разжигании братоубийственных войн, в борьбе с демократией и защитой фашизма.
Весь христианский мир и все истинно-верующие католики должны осознать, в какую пучину их ведет современное папство.
Все христиане, без различия наций и вероисповеданий, Не могут не заклеймить за это политику Ватикана, как антихристианскую, антидемократическую я антинациональную.
Мы горячо молим Пастыреначальника, Госпола нашего Иисуса Христа, чтобы Он просветил светом Своего Божественного учения католическую иерархию и помог бы ей осознать ту пучину греховного падения, в какую низвели они Западную Церковь, как своим новоявленным учением о главенстве и непогрешимости папы, так и использованием Церкви в интересах политической борьбы».
Протоиерей Иоанн Сокаль: Здесь есть строгое разделение мысли: первая часть говорит о догматических грехах; вторая часть критики говорит о социальной стороне, об интересах трудящихся и третья часть о политической стороне в смысле разжигания войны и агрессии. О социальной стороне сказано очень кратко. Может быть, тут надо добавить, какой вред папство приносит трудящимся? По-моему это тут надо вставить.
Митрополит Пловдивский Кирилл: Надо сказать о грехах католической Церкви против национальной целостности народов, как в Румынии они насильно принуждали славян входить в унию. За границей сейчас очень много говорится о том, что сделано в Румынии в отношении возвращения в Православную Церковь и поэтому надо упомянуть, как в прошлом в унию их переводили насилием. Это исторический факт, подтверждающий агрессию и насилие Римско-католической Церкви. Это очень важно и надо сказать: «она агрессией и привела в католичество православных людей».
Протопресвитер Г. Костельник: Разве только «последние папы предались мирским течениям?» Они всегда были политическими деятелями. Здесь нужно больше злободневности, больше фактов из последних событий.
Архиепископ Казанский Гермоген: Но, ведь, не все же католики резали славян. Нельзя всех обвинять. Тут надо быть очень осторожным. И хотя Вы и говорите, что на Востоке не умеют бороться с папами, но я считаю, что восточные полемисты очень сильны. Но тут нужна осторожность, слишком большая резкость будет только вредна.
Протопресвитер Г. Костельник: Вся деятельность папства направлена была всегда против интересов трудящихся. Это реальная правда. Но формально вам могут ответить: «А где вы были, когда Лев XIII написал энциклику о трудящихся. Так что говорить здесь «всегда» — нельзя».
Архиепископ Казанский Гермоген: Контроверсы будут всегда, на это нам приходится рассчитывать. Нужно, однако, учитывать настроение католической массы, для которой не вся политика Ватикана ясна. И излишней резкостью мы только оттолкнем от себя. Причем должен отметить, что Ваша теория противоречит Вашей практике. Когда я приехал во Львов, после того, как он присоединился, Вы все время там говорили: «Надо бережно относиться». Ведь мы это пишем к народам.
Протопресвитер Г. Костельник: И против Ватикана.
Архиепископ Казанский Гермоген: И совершенно не надо, чтобы это было бранью, а совершенно объективным историческим освещением.
Протопресвитер Г. Костельник: Ватикан идет против интересов трудящихся — это современный термин.
Архиепископ Казанский Гермоген: Православная, ортодоксальная Церковь идет за народ, за демократию, а верхушка Ватикана идет за фашизм. Но это отрицается, стараются показать наоборот. Известно, что Пий X разжигал войну против Сербии, а теперь стараются представить, что он умер от горя, что эта война возникла против сербов.
Архиепископ Новосибирский Варфоломей: Конечно, не только последние папы предались мирским течениям. Они все занимались мирскими делами.
Архиепископ Казанский Гермоген: Я понимаю, что здесь слишком свежи последние события, они кровоточат, но нужно взвешивать каждое слово.
Протопресвитер Г. Костельник: Действия папской церкви всегда были направлены в особенности против славянских народов.
Председатель: Еще будут какие-нибудь замечания?
Митрополит Мелхиседек: Предлагаю все поправки, которые были сделаны, передать в комиссию, а резолюцию в целом принять за основу.
Председатель: Согласны ли присутствующие с этим предложением? Предлагаю поправки представить завтра к 11 часам в письменной форме.
Резолюция принимается за основу, комиссии поручается внести поправки на основе состоявшегося обмена мнений и письменных поправок, которые поступят.
Председатель: Теперь рассмотрим проект конкретных решений.
Протопресвитер Г. Костельник: Нам нужно иметь какой-то пропагандистский
центр, какой-то пропагандистский орган, я не нахожу для него подходящего названия, но должна быть какая-то физическая единица, сосредоточивающая эту работу.
Архиепископ Казанский Гермоген: У нас есть редакция журнала, вокруг нее может быть организована такая работа. Когда в журнал поступят соответствующие сообщения о том, что происходит там-то или там-то, это может быть напечатано и тогда можно будет помочь. А так мы не можем принять туг какие-то решения, обязывающие, скажем в Болгарии, сделать то-то и то-то.
Архиепископ Новосибирский Варфоломей: Тут говорится об ответах на «новые энциклики». А откуда мы будем о них знать? Нужно, чтобы наш журнал печатал их.
Архиепископ Казанский Гермоген: Мы, конечно, должны отдавать себе отчет, что перед нами Ватикан, у него громадные возможности и нам с ним бороться очень трудна И вопрос, как бороться. Для того, чтобы обсудить этот вопрос, мы должны стать на путь соборного разрешения его.
Живым телом, которое будет руководить, должна быть редакционная коллегия при нашем журнале. Когда мы соберемся вокруг этого живого тела — редакционной коллегии, тогда к нам будут поступать сообщения: «в Сербии, Болгарии или СССР происходит то-то», и тогда об этом можно будет писать статьи.
Председатель: Может быть, обратить внимание духовных школ, чтобы они больше занимались изучением Римско-католической Церкви.
Архиепископ Казанский Гермоген: Я еще раз повторяю, когда мы создадим такое живое тело, хотя бы в виде редакционной коллегии, тогда будет легче просить о помощи. К нам поступят информационные сведения, скажем из Сербии, или Болгарии, и мы сумеем что-то сделать. Нужно подумать, как это организовать. Где она должна находиться.
Председатель: Завтра в 11 часов мы продолжим нашу работу.
Заседание закрывается.
Заседание комиссии 14 июля 1948 г.
Председатель Митрополит Скоплянский Иосиф: Приступим к работе.
Архиепископ Казанский Гермоген: После вчерашнего заседания мы с протопресвитером о. Костельником долго поработали над согласованием нашей резолюции. Я ее сейчас прочту в той редакции, какая принята нами (оглашает проект резолюции).
Председатель: Это приняли. Хорошее дело. Кончили. Слава Богу!
Все мы сердечно благодарны нашим референтам. Все поют «Многая лета».
Архиепископ Казанский Гермоген: Сейчас мы пели «Многая лета» Митрополиту Иосифу за его умелое ведение собрания, а сейчас споем «Многая лета» за дальнейшее объединение Автокефальных Церквей, а символом этого объединения является Митрополит Иосиф.
Вновь поют «Многая лета».
Если мы будет объединены, мы будет непобедимы для Ватикана.
Голоса: Мы очень благодарны за такое умелое руководство, которое помогло нам так быстро закончить этот вопрос.
Заседание закрывается.
|