Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Виталий Камышев

ВСПОМИНАЯ ОПЕРАЦИЮ «СЕВЕР»

Сталинские гонения на верующих нашли продолжателей


10 апреля в конференц-зале иркутского «Байкал-Бизнес-центра» прошел круглый стол «Операция "Север". 50-летие высылки верующих в Сибирь», организованный региональным отделением общества «Мемориал».
Так случилось, что Иркутская область стала местом ссылки христиан-иеговистов. Тогда, зимой 1951-го, репрессии были осуществлены не по национальному или социальному, а по религиозному принципу. Но процесс реабилитации незаконно репрессированных, начатый еще в 50-е годы, затянулся и продолжается в XXI веке. Мы должны извлекать из отечественной истории горькие, но необходимые нам уроки. Свидетели Иеговы подвергались репрессиям за отказ брать в руки оружие — в до предела милитаризированном государстве... А сегодня обсуждается закон об альтернативной гражданской службе.
Из «Записки МГБ СССР о необходимости выселения из западных областей Украины и Белоруссии, Молдавской, Латвийской, Литовской и Эстонской ССР участников антисоветской секты иеговистов и членов их семей».

19 февраля 1951 г.
СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО
Сталину И.В.
...В целях пресечения дальнейшей антисоветской деятельности иеговистского подполья, МГБ СССР считает необходимым, наряду с арестом руководящих участников иеговистской секты, выселить из пределов Украины, Белоруссии, Молдавии, Латвии, Литвы и Эстонии выявленных иеговистов с семьями в Иркутскую и Томскую области.
Всего выселению подлежит 8576 человек (3048 семей), из них:
По Украинской ССР — 6140 человек (2020 семей);
По Белорусской ССР — 394 человека (153 семьи);
По Молдавской ССР — 1675 человек (670 семей);
По Латвийской ССР — 52 человека (27 семей);
По Литовской ССР — 76 человек (48 семей);
По Эстонской ССР — 250 человек (130 семей).
Своими воспоминаниями о трагедии полувековой давности поделились ведущий круглого стола, доктор философских наук Николай Гордиенко и лидер российских Свидетелей Иеговы Василий Калин (его семья в числе прочих была выселена в Иркутскую область).
Мало кто знает, что в этом своем «окончательном решении» конкретной «религиозной проблемы» Иосиф Сталин был последователем Адольфа Гитлера: в Третьем Рейхе в той или иной форме подверглись преследованиям 97% иеговистов Германии. Свидетели Иеговы были единственной религиозной группой в нацистских концлагерях, отмеченной особым знаком — лиловым треугольником. Западные историки сравнивают репрессии против Свидетелей Иеговы с трагедией еврейского народа в ХХ веке. Об этом размышлял профессор Иркутского педагогического университета Владимир Томилов.
Репрессированные сталинским режимом Свидетели Иеговы — лишь одна одиннадцатитысячная всех жертв этого режима. Но и свобода, и трагедия не дробятся на части. Свобода — она или есть, или ее нет. Свидетели Иеговы продемонстрировали всем урок духовного сопротивления. Не случайно и Гитлер, и Сталин чувствовали в них угрозу: верующие христиане не боролись против светской власти, но отказывались произнести «хайль Гитлер!» или взять в руки автомат Калашникова даже под страхом смерти.
У них был Бог, и поэтому они были свободны и не признавали легитимность тоталитарного режима.
Тема выступления Владимира Томилова в программе круглого стола была обозначена так: «В сознании людей все еще живы стереотипы, в сознании многих реабилитация еще не произошла». Иллюстрация к этому тезису не заставила себя ждать.
Руководитель отдела по взаимодействию с религиозными организациями аппарата уполномоченного по правам человека РФ Михаил Одинцов продемонстрировал участникам круглого стола изданную в Иркутске в прошлом году книгу — справочник «Иркутские религиозные объединения». В этом справочнике, в частности, рассказывается о ряде религиозных организаций; при этом авторы голословно утверждают, что данные организации занимаются растлением малолетних, — и здесь же сообщены, к примеру, домашний адрес и номер телефона одного из иркутских последователей этого религиозного течения, ни сном, ни духом о том не ведающего... (В результате жизнь этого человека превратилась в настоящую пытку. Ему постоянно звонят неизвестные, оскорбляя и угрожая расправой).
В этом же издании католиков называют «нехристианами», и авторы говорят об «особых отношениях католицизма с иудаизмом», а также обвиняют католиков в том, что те «закладывают бомбу под будущее России».
Справочник вышел в серии «Иркутск. Хроника событий. Документы. Социальные технологии», учрежденной Иркутским региональным институтом социальных инициатив. Главным редактором всей серии назван Фарид Арсланов, сотрудник комитета по связям с общественностью Иркутской областной администрации. А по вопросам доставки, подписки и иным, как сказано в издании, предложено обращаться напрямую к Александру Васильеву, тоже не последнему человеку в администрации Говорина. Книга издана при финансовой поддержке администрации Иркутска.
Складывается впечатление, что мы возвращаемся если не к сталинским временам, то в начало 60-х, в эпоху Хрущева... И понимаешь, что защита прав и свобод граждан, в том числе верующих, не становится менее необходимой. А когда подобное издается при участии госструктур (в данном случае это так) — это совершенно недопустимо! Это прямое нарушение конституции.
Из «Докладной записки МВД СССР о жилищно-бытовых условиях выселенцев».

7 августа 1949 г.
СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО
Зам. председателя Совета Министров СССР Берия Л.П.
...690 выселенцев, работающих на шахтах... треста «Молотовуголь», комбината «Кузбассуголь», с 1947 года проживают в совершенно не пригодных для жилья помещениях и в землянках с двухъярусными нарами.
Выселенцы, работающие на шахтах имени Вахрушева, **3, 1-2, 7-б... проживают по 5 семей в одной комнате; 38 выселенцев, занятых на работах в совхозе этого же треста, проживают в помещениях курятника и овощехранилища... Аналогичное положение с жилищно-бытовым устройством выселенцев, работающих на предприятиях комбината ««Востсибуголь».

Круглый стол «Операция «Север». 50-летие высылки верующих в Сибирь» завершился выступлениями очевидцев и жертв тоталитарных репрессий — Николая Бычкова, Виктора Поповича и Анны Вовчук.

Виталий КАМЫШЕВ


Иркутск

©   "Русская мысль", Париж,
N 4363, 26 апреля 2001 г.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова