Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

 

М.А.Бабкин

К 130-летию "Богоданного Вождя": три документа эпохи

С расширенным научным аппаратом данная публикация увивдела свет на страницах общественно-политического журнала "Посев" (2009. № 12. С. 23–28). – Прим. ред.

См. библиографию

Сталин (настоящая фамилия Джугашвили) Иосиф Виссарионович – один из известнейших политических деятелей XX в. Многолетний руководитель коммунистической (большевистской) партии и советского государства, видный теоретик и пропагандист марксизма-ленинизма. Родился 9 (21) декабря 1879 года (по некоторым сведениям – 1878) в г. Гори Тифлисской губернии. Окончив в 1894 г. Горийское духовное училище, поступил в Тифлисскую духовную семинарию, но в ней не доучился. С 1898 г. – в социал-демократическом движении, после 1903 г. примкнул к большевикам. В 1917 г. – один из руководителей Октябрьского вооружённого восстания в Петрограде. С 3 апреля 1922 г. – генеральный секретарь ЦК РКП(б), с 6 мая 1941 г. – председатель Совета народных комиссаров (с марта 1946 г. – Совета министров) СССР. С 6 марта 1943 г. – маршал Советского Союза, с 27 июня 1945 г. – генералиссимус. Почётный член Академии наук СССР (1939), герой Социалистического труда (1939), герой Советского Союза (1945). Скончался 5 марта 1953 г. в Москве.

Парадоксально, что И.В. Сталин – один из главных организаторов множества преступлений против народов России (вспомнить хотя бы "добровольно-принудительную" коллективизацию и голодоморы) – в историю Русской православной церкви (РПЦ) вошёл как …положительный персонаж. И это несмотря на массовые репрессии священно- и церковнослужитей во время "безбожных пятилеток" 1930-х гг.(!)

Положительный имидж Сталина был сформирован во многом благодаря соответствующей проповеднической деятельности высшего духовенства: в первую очередь – иерархов, стоявших в 1940–1950-х гг. у кормила РПЦ.

Рубежной датой в истории взаимоотношений "советской" церкви (Московской патриархии) и государства является 4 сентября 1943 г. В тот день в Кремле состоялась историческая встреча генсека с тремя высшими иерархами РПЦ. (Во многом она была обусловлена желанием Сталина накануне запланированной на конец ноября 1943 г. в Тегеране встречи глав СССР, США и Великобритании создать себе в глазах мировой общественности "положительный имидж"). На следующий день в газете "Известия" появилось следующее лаконичное сообщение: "4 сентября у Председателя Совета Народных Комиссаров СССР тов. И.В. Сталина состоялся приём, во время которого имела место беседа с Патриаршим Местоблюстителем Митрополитом Сергием, Ленинградским Митрополитом Алексием и Экзархом Украины Киевским и Галицким Митрополитом Николаем. Во время беседы Митрополит Сергий довёл до сведения Председателя Совнаркома, что в руководящих кругах православной церкви имеется намерение в ближайшее время созвать Собор епископов для избрания Патриарха Московского и всея Руси и образования при Патриархе Священного Синода. Глава правительства тов. И.В. Сталин сочувственно отнёсся к этим предложениям и заявил, что со стороны Правительства не будет к этому препятствий. При беседе присутствовал Заместитель Председателя Совнаркома СССР тов. В.М. Молотов" (Известия Советов депутатов трудящихся СССР. М., 1943. № 210 (8203). 5 сентября. С. 1).

Уже через 3 дня (8 сентября) в Москве был созван Собор епископов Русской православной церкви в составе 19 архиереев. Тогда же на безальтернативной основе в патриархи был избран митрополит Московский Сергий (Стагородский). И 12 сентября вышел первый номер (после 8-летнего перерыва) печатного органа РПЦ – "Журнал Московской патриархии" (ЖМП). Со страницах этого издания стали звучать высокие слова в адрес Сталина. Высшие иерархи называли его "Богоданным Вождём" (прозвучало от патриарха Московского и всея Руси Сергия (Страгородского)) (ЖМП. 1943. № 3. С. 3–4), "богодарованным Верховным Вождём нашим", "возлюбленным Вождём", "великим Верховным Вождём", "мудрым Вождём, которого Промысл Божий избрал и поставил вести наше Отечество по пути благоденствия и славы" (выражения митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (Симанского)) (ЖМП. 1944. № 2. С. 11–12, 1945. № 2. С. 70, № 5. С. 10, 1947. № 11. С. 4–5), "любимейшим вождём нашего народа, гениальным Верховным Главнокомандующим нашего воинства, Богом поставленным на свой подвиг служения нашей Родине", "любимым Вождём", "нашим гениальным Верховным Главнокомандующим, нашим богоданным вождём", "величайшим из людей современной нам эпохи, гениальным вождём многомиллионного государства" (ЖМП. 1944. № 5. С. 7, № 10. С. 8, № 11. С. 20, 1945. № 5. С. 26) (слова митрополита Крутицкого и Коломенского Николая (Ярушевича)) и т. п.

Впрочем, в год 130-летнего юбилея "вождя" (с лета 2009 г.) со стороны высокопоставленных представителей духовенства РПЦ стали раздаваться весьма резкие высказывания в адрес Сталина. Например, председатель Отдела внешних церковных связей РПЦ архиепископ Иларион (Алфеев) в июне 2009 г. сказал: "Я считаю, что Сталин был чудовищем, духовным уродом, который создал жуткую, античеловеческую систему управления страной, построенную на лжи, насилии и терроре. Он развязал геноцид против народа своей страны и несёт личную ответственность за смерть миллионов безвинных людей. […] И количество жертв сталинских репрессий вполне сопоставимо с нашими потерями в Великой Отечественной войне. Победа в Великой Отечественной войне была действительно чудом, потому что Сталин перед войной Сталин сделал всё, чтобы разгромить страну. Он уничтожил всё высшее руководство армии, в результате массовых репрессий поставил некогда могущественную страну на грань выживания. В 1937 году, когда была перепись населения, страна недосчиталась десятков миллионов людей. Куда делись эти миллионы? Их уничтожил Сталин" (Силаев Н., Мацан К. Миссия в миру. [Интервью с архиепископом Волоколамским Илларионом (Алфеевым)] // Эксперт. М., 2009. № 23 (661). 15–21 июня. С. 68). Несколько позже схожие слова прозвучали и от председателяСинодального отдела РПЦ по взаимодействию Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина: "О том, что Сталин был тайным христианином, серьезных свидетельств нет. Более того, все поведение этого человека вплоть до последнего дня показывает, что у него не было ни тени покаяния или иных признаков отхода от безбожия. […] Да, Сталин укреплял государство, восстанавливал его внешнюю мощь, но не смог отказаться от безбожной идеологии и большевицкой социальной механики, которая и привела в конечном итоге Союз к гибели. Сталинский ум и эффективность в вопросах государственной политики и управления вовсе не дают оснований считать его христианином". Фактический отказ от "веры своих отцов" в "Богоданность Сталина" прозвучал и от заместителя председателя ОВЦС иеромонаха Филипп (Рябых). Эти высказывания ставят вопрос насколько безошибочным является мнение иерархов Московского патриархата.

Публикуемые документы выявлены в ставшей библиографической редкостью подшивке официального церковного издания – "Журнала Московской патриархии" за 1940-е и 1950-е гг. В двух её номерах (№ 12 за 1949 г. и № 1 за 1950 г.) заметное место отведено материалам, посвящённым церковным торжествам по случаю 70-летнего юбилея "глубокочтимого и дорогого" Иосифа Виссарионовича. Публикуемые документы иллюстрируют отношение иерархов РПЦ к личности "Вождя, Учителя и Друга трудящихся". Они позволяют прикоснуться к историческим корням такого общественно-политического феномена, как "православный сталинизм".

Публикация исполнительного директора Благотворительного фонда "Общество любителей древней письменности",

доктора исторических наук М.А. Бабкина.

№ 1.

Поздравительная телеграмма патриарха Московского и всея Руси Алексия (Симанского) председателю Совета министров СССР, генеральному секретарю ЦК КПСС И.В. Сталину по случаю его 70-летнего юбилея

21 декабря 1949 г.

МОСКВА. КРЕМЛЬ.

ПРЕДСЕДАТЕЛЮ СОВЕТА МИНИСТРОВ, ГЕНЕРАЛИССИМУСУ

ИОСИФУ ВИССАРИОНОВИЧУ СТАЛИНУ 1.

Среди бесчисленных со всех концов мира приветствий от преданных Вам и любящих Вас, примите, дорогой и глубокочтимый Иосиф Виссарионович, от Русской Православной Церкви, всегда Вам благодарной за Ваше исключительное внимание к её нуждам, и от меня лично самые искренние и сердечные поздравления в близкий для всех нас день славного семидесятилетия Вашего вместе с горячими пожеланиями Вам многих и многих лет здоровья и счастья.

Мы усердно молимся об этом и искренно свидетельствуем, что эти пожелания исходят от заветных чувств наших к Вам, неуклонно ведущему Родину нашу к благоденствию, счастью и славе. Благоволите, дорогой Иосиф Виссарионович, принять подносимый Вам от лица всего Епископата Русской Православной Церкви приветственный адрес2.

АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ.

Журнал Московской патриархии. М., 1949. № 12. С. 3.

1 Здесь и далее выделено в источнике.

2 См. документ № 2.

№ 2.

"Приветственный адрес от духовенства и мирян Русской Православной Церкви Вождю народов СССР, генералиссимусу Иосифу Виссарионовичу Сталину в день семидесятилетия со дня рождения"1

21 декабря 1949 г.

ГЛУБОКОЧТИМЫЙ И ДОРОГОЙ ИОСИФ ВИССАРИОНОВИЧ!

В день Вашего семидесятилетия, когда всенародное чувство любви и благодарности к Вам – Вождю, Учителю и Другу трудящихся – достигло особой силы и подъёма, мы, церковные люди, ощущаем нравственную потребность присоединить свой голос к мощному хору поздравлений и выразить Вам те мысли и пожелания, которые составляют особенно драгоценную часть нашего духовного достояния.

Как граждане великой Советской страны и верные чада своего народа, мы прежде всего глубоко чтим подвиг Вашей многоплодной жизни, без остатка отданной борьбе за свободу и счастье людей, и усматриваем в этом подвиге исключительную силу и самоотверженность Вашего духа. Нам особенно дорого то, что в деяниях Ваших, направленных к осуществлению общего блага и справедливости, весь мир видит торжество нравственных начал в противовес злобе, жестокости и угнетению, господствующим в отживающей системе общественных отношений.

Так, торжество справедливости раскрывается для нас в Вашем мудром и твёрдом руководстве благодетельными преобразованиями внутри страны, а стремление к общему благу одушевляет дальновидную внешнюю политику нашего Государства, направленную к установлению длительного и прочного мира между народами. Ваша последовательная борьба за равноправие больших и малых народов свидетельствует о глубокой вере в достоинство человека, независимо от расы, национальности и религии, а неустанная забота о человеке, проявляющаяся в государственных мероприятиях по охране народного здоровья, по воспитанию детей и обеспечению немощной старости, постоянно оживляет горячую к Вам любовь трудящихся.

Ощущая на каждом шагу Ваши благородные усилия, направленные к тому, чтобы сделать жизнь людей мирной и счастливой, мы видим в Вашем лице не только великого государственного человека и Вождя, направляющего жизнь народов в новое русло истории, но и отечески заботливого попечителя всех сторон нашего человеческого существования со всеми его разнообразными нуждами. Близость последних Вашему сердцу сделало Ваше имя близким и дорогим всем простым людям на свете, всему передовому человечеству.

Как и все вообще интересы трудящихся, близки Вам и нужды верующих русских людей, составляющих Русскую Православную Церковь. Свидетельствуя о Вашем отношении к этим нуждам, мы прежде всего с чувством глубокого удовлетворения воздаём должное правам и обязанностям граждан Советского Государства, закреплённым Сталинской Конституцией2. В ряду этих прав нам, церковным людям, особенно дорога ничем не стесняемая свобода и возможность исповедовать свою православную веру, как и полное гражданское равноправие нашего православного духовенства. Благодаря Сталинской Конституции церковные люди нашей страны могут не только свободно осуществлять свои церковные идеалы, но и принимать участие в общественной и государственной жизни.

Обязанные Вашей государственной мудрости полнотой и свободой своей церковной жизнедеятельности, русские православные люди ещё твёрже встали на страже интересов своей великой Родины, и тем самым заслужили ещё большее внимание с Вашей стороны к нуждам Православной Церкви. Когда для неё созрел вопрос о каноническом возглавлении Патриаршей властью, Вы, несмотря на бесчисленные заботы и тревоги военного времени, лично приняли в сентябре 1943 года трёх высших иерархов нашей Церкви и благосклонно отнеслись к их планам благоустроения церковной жизни. Благожелательным содействием встретили Вы и их намерение созвать Собор епископов в 1943 году, на котором состоялось избрание Митрополита Сергия Патриархом Московским и всея Руси3.

Дальнейшие шаги нашей Церкви, направляемые к укреплению своего внутреннего строя, встречают с Вашей стороны такое же неизменное сочувствие. После кончины Патриарха Сергия, так верно определившего направление церковной жизни, Ваше внимание к нуждам Русской Православной Церкви сказалось в широком содействии созыву Поместного Собора 1945 года, на который были приглашены восточные патриархи и представители других Православных Церквей4. Как известно, этот Собор, избравший на место почившего Патриарха Сергия нового Патриарха5, принял "Положение об управлении Русской Православной Церкви" и положил начало целому ряду мероприятий по укреплению её правового положения.

С чувством глубокой признательности должны мы вспомнить и о Вашем содействии историческому путешествию представителей русского православного духовенства во главе с Патриархом в Святую Землю6, как и поездкам многих патриарших делегаций за границу с целью укрепления связей Русской Церкви с православным миром зарубежных стран. Благодаря этим путешествиям и связям, наша Церковь не только укрепила общение с другими Православными Церквами, но и собрала под своё крыло многих своих чад, рассеянных по всему миру.

Навсегда останется памятным и Ваше внимание к патриотической деятельности православного духовенства и верующих во время Великой Отечественной войны, когда решались судьбы нашего Отечества. В то трудное время на всякую жертву Церкви, приносимую на алтарь победы, Вы отвечали отеческой благодарностью, запечатлённой Вашими многочисленными телеграммами на имя Патриарха, епархиальных архиереев, настоятелей храмов и верующих.

В 1948 году Русская Православная Церковь вновь ощутила Ваше содействие в деле проведения церковных торжеств по случаю 500-летия её автокефалии7 и приуроченного к ним Совещания Глав и Представителей Автокефальных Православных Церквей8. Это событие, ставшее достоянием мирового общественного мнения, показало всему миру какие отношения возможны между Церковью и Государством, когда они построены на началах взаимного уважения и свободы.

И теперь, ощущая на каждом шагу своей церковной и гражданской жизни благие результаты Вашего мудрого государственного руководства, мы не можем таить своих чувств, и от лица Русской Православной Церкви приносим Вам, дорогой Иосиф Виссарионович, в день Вашего семидесятилетия, глубокую признательность и, горячо приветствуя Вас с этим знаменательным для всех нас, любящих Вас, днём, молимся об укреплении Ваших сил и шлём Вам молитвенное пожелание многих лет жизни на радость и счастье нашей великой Родины, благословляя Ваш подвиг служения ей и сами вдохновляясь этим подвигом Вашим.

[Подписали:]9.

Журнал Московской патриархии. М., 1949. № 12. С. 5–11.

1 "Адрес" был вложен в ларец художественной работы, на крышке которого, с внутренней стороны, была прикреплена золотая пластинка с надписью: "Иосифу Виссарионовичу Сталину в день его семидесятилетия от Русской Православной Церкви" (Журнал Московской патриархии. М., 1950. № 1. С. 13). Три фотографии этого ларца см.: Там же. С. 14–16.

Название "Приветственного адреса" некорректно. В нём значится, что он – "…от духовенства и мирян". Но поскольку ничьих подписей под ним, кроме архиерейских, не стоит, то фактически он является посланием от епископата.

2 Имеется в виду Конституция СССР 1936 г. Среди прочего, в ней(как и в Конституциях СССР 1924 говорилось о "свободе отправления религиозных культов" и "свободе антирелигиозной (атеистической) пропаганды". То есть в СССР граждане с атеистическими убеждениями могли пропагандировать их, а верующим предоставлялась лишь возможность "отправлять религиозные культы" (Русская Православная Церковь и право: комментарий /Отв. ред. М.В.Ильичёв. М., Изд. БЕК. 1999. С. 35).

3 Избрание московского митрополита Сергия (Страгородского) в патриархи состоялось на Соборе епископов Русской православной церкви 8 сентября 1943 г. В тот же день Собор принял ещё одно важное постановление, касающееся общественно-политических событий. Оно гласило: "Всякий, виновный в измене общецерковному делу и перешедший на сторону фашизма, как противник Креста Господня, да числится отлучённым, а епископ или клирик – лишённым сана" (Журнал Московской патриархии. М., 1943. № 1. С. 16, № 3. С. 6, 25).

4 Этот Поместный собор РПЦ работал в Москве с 31 января по 2 февраля 1945 г. В его работе принимали участие все 45 архиереев РПЦ, а также 126 представителей приходских клириков и мирян. В качестве почётных гостей присутствовали патриарх Александрийский, патриарх Антиохийский, католикос всея Грузии, делегации Константинопольского и Иерусилимского патриархатов (Журнал Московской патриархии. М., 1945. № 2. С. 3). Для прибытия на него зарубежных гостей советское правительство специально выделило транспортые средства и тёплую одежду. Помимо этого всем членам Собора были предоставлены помещения и питание, автомобили и автобусы для поездок по Москве (Там же. 1945. № 5. С. 25).

5 Имеется в виду избрание (2 февраля 1945 г.) и настолование (4 февраля) на патриаршество Алексия (Симанского) (Журнал Московской патриархии. М., 1945. № 2. С. 3–7, 30, 48–50).

6 Эта поездка по Ближнему Востоку и Египту проходила с 28 мая по 26 июня 1945 г. (см. о ней: Журнал Московской патриархии. М., 1945. № 7. С. 9–10, № 8. С. 6–26, № 9. С. 16–25).

7 Автокефальная церковь (в буквальном переводе с греческого) – самоглавенствующая. Другое название – поместная церковь.

8 См. об этих торжествах, состоявшихся 8-19 июля 1948 г.: Журнал Московской патриархии. М., 1948. № 8. С. 3–35, № 10. С. 3–5, № 11. С. 16–17; 1948. Специальный номер. С. 5–68.

9 Приветственный адрес подписан последовательно поименованными в источнике всеми 74 архиереями, состоящими в то время в "штате" РПЦ: патриархом, 5 митрополитами, 21 архиепископом и 47 епископами (все – с указанием занимаемых кафедр).

№ 3.

Речь патриарха Московского и всея Руси Алексия (Симанского) в Елохово-Богоявленском патриаршем соборе перед молебном в день празднования 70-летия председателя Совета министров СССР, генерального секретаря ЦК КПСС И.В. Сталина1

21 декабря 1949 г.

Сегодня наша Страна празднует день рождения и семидесятилетие своего Вождя, Иосифа Виссарионовича Сталина.

Со всех концов мира несутся к нему выражения любви, приветствия, благожелания, признание его великих заслуг пред Родиной, пред всем тем нравственно-высоким, что составляет идеал стремлений человечества.

Он – признанный всем миром Вождь не только народов Советского Государства, но и всех трудящихся; он – первый в ряду поборников и защитников мира среди народов, мира во всём мире.

Мне нет нужды, ибо это всем нам хорошо известно, излагать здесь его великие заслуги перед Родиной нашей в деле укрепления её мощи, в деле её необыкновенного преуспеяния во всех отношениях, во всех отраслях труда; нет надобности напоминать вам и о том, что благодаря его гениальному руководству наша славная армия в годину тягчайших испытаний, постигших наше Отечество, когда на него напал сильный и злобный враг, – одержала победу над этим врагом, и Родина наша вышла из горнила испытаний ещё более сильной, славной и мощной.

Всякий, кто лично знаком с нашим Вождём, поражается обаянием его личности; он покоряет собеседника своим внимательным отношением ко всякому делу; ласковостью; своей необыкновенной осведомлённостью во всяком деле; силой и мудростью слова; быстрым и благоприятным решением каждого представляемого ему дела и вопроса.

Мы, церковные люди, должны благодарить его особенно за его участливое отношение к нашим церковным нуждам; всякий церковный вопрос, соприкасающийся с гражданскими сферами, он разрешает в благоприятном для Церкви смысле. Святая Церковь наша имеет в нём верного защитника.

Мы собрались сегодня в великом множестве в храмах наших, чтобы, как это свойственно нам, верующим и церковным людям, молитвою принять участие в праздновании этого знаменательного для него и для всех нас дня и испросить у Господа ему и в дальнейшем благословение на его великий подвиг служения родному Отечеству и народу и успех во всех его благих начинаниях.

Да даст ему Господь много лет в здравии и благоденствии стоять у кормила правления родной Страной, и да процветает Страна наша под его мудрым водительством многая и многая лета на радость и счастье её народов. Аминь.

Журнал Московской патриархии. М., 1950. № 1. С. 4.

1 Молебен был отслужен соборно: патриархом, тремя архиереями и настоятелями всех московских храмов. Торжественные службы в тот день прошли и во всех столичных церквах (Журнал Московской патриархии. М., 1950. № 1. С. 10–11).

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова