Ко входуБиблиотека Якова КротоваПомощь
 

РОНАЛЬД РОБЕРТСОН

ВОСТОЧНЫЕ ХРИСТИАНСКИЕ ЦЕРКВИ:

Церковно-исторический справочник

К оглавлению

III.А.9. Грузинская Православная Церковь

Расположенная на Кавказе, к востоку от Черного моря, Грузия - страна, история которой имеет очень древние корни. В 337 году Иверское царство (Восточная Грузия) приняло христианство после

85


РОНАЛЬД РОБЕРСОН

апостольской проповеди Св. Нины, бывшей рабыни из Каппадокии. Западная Грузия, тогда часть Римской империи, христианизовалась постепенно, этот процесс закончился в V веке.

Сначала в Иверии служили иерусалимскую литургию Св. Апостола Иакова по-гречески, потом в VI веке ее перевели' на грузинский. В Западной Грузии служили византийскую литургию, которую в VIII - К веках перевели с греческого на грузинский. После того как в 1008 году Восточная и Западная Грузия образовали одно царство и один католикосат, в Восточной Грузии стали также служить византийскую литургию.

Сперва Иверийская Церковь входила в Антиохийский патриархат, но в 467 году царь Вахтанг Горгаслан сделал ее независимой. После Халкидонского Собора 451 года иверские грузины заодно с соседями-армянами отвергли его, но в 607 году они порвали с армянами и приняли решения Собора.

Монашество распространялось в Грузии с VI века и достигло своего расцвета в VIII-IX веках. Монастыри являлись важными центрами миссионерской и культурной деятельности. Грузины основали Ивиронский монастырь на Афоне, где с греческого на грузинский были переведены многие религиозные сочинения.

XI-XIII века стали для Грузии золотым веком, в это время появилось множество замечательных произведений на грузинском языке. Этому периоду был положен конец опустошением страны в XIII веке Чингиз-ханом, а в XV веке - Тамерланом. С 1500 по 1800 год Грузия пережила культурное возрождение, в основном, благодаря тому, что враждующие друг с другом турки и персы не позволили друг другу установить полное господство над Грузией. В это время Грузия завязала новые контакты с Западом и Россией.

В 1801 году Грузия была присоединена к России, а когда в 1811 году умер грузинский патриарх, Россия патриархат упразднила. Грузинская Церковь стала управляться из Петербурга Священным Синодом через специально поставленного экзарха. 30 епархий Церкви были сокращены до 5, в семинариях и на литургии грузинский язык заменили русским и церковнославянским.


ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

После того как 1 марта 1917 года царь Николай II отрекся от престола, авторитет Русской Православной Церкви в нерусских областях империи был сильно подорван. 12 марта 1917 года собрание епископов, священников и мирян Грузии объявило о восстановлении автокефалии. В сентябре того же года собор Грузинской Православной Церкви избрал нового католикоса-патриарха. Эти действия не были признаны Русской Православной Церковью. После большевистской революции 1917 года Грузия на время обрела независимость (с мая 1918 по февраль 1921 года), а затем была аннексирована Советами. Вместе с тем, несмотря на жестокие гонения со стороны советской власти, Грузинская Церковь сохранила свою независимость от Московского патриархата. В 1943 году Московский патриархат даровал Грузинской Церкви автокефалию.

Положение в этой Церкви при советской власти напоминало положение в Русской Православной Церкви. Если в 1917 году в Грузии действовало 2 455 церквей, то в середине 1980-х годов - только 80, 4-5 монастырей и одна семинария. Грузинская Церковь была вынуждена следовать курсу Московского патриархата в его экуменической деятельности и внешней политике.

Начатые Михаилом Горбачевым реформы сказались и на Грузинской Церкви. Было открыто множество церквей, 1 октября 1988 года в Тбилиси была учреждена Грузинская Православная Богословская Академия на 150 студентов с факультетами богословия, христианской антропологии и христианского искусства. Были открыты одна академия в Гелати и 3 семинарии в Тбилиси, Батуми и Ахалцихе. В каждой епархии появился центр по подготовке катехизаторов и миссионеров, призванных проповедовать слово Бо-жие в Грузии.

4 марта 1990 года Вселенский Патриархат подтвердил, что Грузинская Церковь является автокефалией и патриархией. Статус Грузинской Церкви обсуждался между Москвой и Константинополем, поскольку Вселенский патриарх довольно долго не признавал автокефальный статус, дарованный Москвой в 1943 году,

87


РОНАЛЬД РОБЕРСОН

и считал Грузинскую Церковь автономной. Последнее решение Константинополя урегулировало положение Грузинской Церкви в православном мире.

Процесс обновления Церкви пошел еще быстрее, когда в 1991 году Грузия стала независимой. Потребовалось много новых священников, началось обновление монашеской жизни, открылись новые церкви. Крещение в конце 1992 года президента Грузии Эдуарда Шеварднадзе в Грузинской Православной Церкви символизировало усиление ее значения в новой независимой республике. В 1994 году Православная Церковь и грузинское правительство достигли соглашения о религиозном обучении в средней школе на основе программы, разработанной совместно с Церковью. В Тбилиси при поддержке правительства начали строить величественный собор в честь Святой Троицы. В марте 1996 года патриарх Илия заложил его первый камень.

В сентябре 1995 года был созван собор Грузинской Православной Церкви, собравший всю церковную иерархию вместе с делегатами священниками и мирянами. Собор принял несколько решений о пасторском и духовном обновлении Церкви, призвал к прояснению положения Грузинской Церкви в диптихах и приступил к канонизации пяти новых святых.

В 1997 году в Грузии получили поддержку резко антиэкуменические взгляды и возникла напряженность, связанная с участием Церкви в экуменическом движении. В опубликованном 17 мая 1997 года открытом письме настоятели 5 монастырей угрожали порвать литургическое общение с патриархом Илией (одним из президентов Всемирного Совета Церквей с 1979 по 1983 год) за его экуменическую деятельность. Напряженность достигла особой силы, и во избежание возможного раскола 20 мая 1997 года Священный Синод проголосовал за выход из ВСЦ и Европейского Совета Церквей. Это, однако, не привело к полному разрешению проблемы, и некоторые лидеры оппозиции, которые оказались близки к греческим старостильникам, призвали Церковь прервать литургическое общение с Православными Церквями, участвующими в экуменическом движении. Немалую роль в этом споре играет политический фактор:


ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

патриарх Илия поддерживает тесные отношения с Эдуардом Шеварднадзе, а антиэкуменисты - со сторонниками бывшего президента Звиада Гамсахурдия.

В 1991 году около 65% грузинского населения (5,5 миллионов) считали себя грузинскими православными, 11%-мусульманами, 10%- русскими православными, 8% - членами Армянской Церкви. В 1995 году у Грузинской Православной Церкви было около 500 приходов, в которых служит примерно столько же священников, действует 27 монастырей.

МЕСТОНАХОЖДЕНИЕ: ГРУЗИЯ, НЕБОЛЬШАЯ ДИАСПОРА

ГЛАВА: КАТОЛИКОС Илия II (РОДИЛСЯ в 1932 ГОДУ, ИЗБРАН в 1977 ГОДУ)

ТИТУЛ: КАТОЛИКОС-ПАТРИАРХ ВСЕЯ ГРУЗИИ

РЕЗИДЕНЦИЯ: ТБИЛИСИ (Грузия) ЧИСЛЕННОСТЬ: 3 500 000


III.A.10. Кипрская Православная Церковь

Происхождение Кипрской Церкви прослеживается до апостольских времен. Согласно Книге Деяний Апостолов, на острове благовествовали Ann. Павел и Варнава (см. Деян. 13. 4-13). Кипр принадлежал Восточным провинциям, центром которых была Антиохия, поэтому Антиохийский патриарх претендовал на юрисдикцию над Кипрской Церковью и на право назначать кипрского архиепископа. Тем не менее на Соборе в Ефесе (431 год) была признана независимость этой Церкви, и Синод кипрских епископов получил право самостоятельно избирать архиепископа Кипра.

С середины VII по середину Х века Кипр был постоянным объектом арабских нападений, опустошавших остров. Опасаясь арабского нашествия, Византийский император Юстиниан II с 688 по 695 год эвакуировал христианское население Кипра и поселил большинство киприотов в новый город на Дарданеллах, названный Новая Юстиниана. Архиепископ Кипрский перенес сюда свою резиденцию, почему он до сих пор носит титул архиепископа Новой Юстинианы. После победы императора Никифора II Фоки над арабами

89


РОНАЛЬД РОБЕРСОН

(963-969) наступил мирный период, когда были восстановлены церкви и монастыри и Кипрская Церковь процветала. Вместе с тем, в XI-XII веках на острове росло недовольство византийскими губернаторами, которые нередко использовали Кипр как плацдарм для восстания против императоров в Константинополе.

В 1191 году Кипр был захвачен английским королем Ричардом Львиное Сердце, появившемся здесь во главе крестового похода. Через несколько месяцев Ричард продал остров тамплиерам, которые в свою очередь продали его французу Ги де Люзиньяну, королю Иерусалимскому в изгнании. Он установил на Кипре феодальное общество западного типа и основал династию, просуществовавшую 300 лет. Вскоре латинская церковная иерархия вытеснила греческую. К 1260 году все православные монастыри на острове были подчинены латинским епископам, число православных епископов уменьшилось с 15 до 4, и все они были подчинены новому латинскому архиепископу Кипра. Несколько западных монашеских орденов основали на острове монастыри, используя конфискованное у православных имущество. Ситуация несколько улучшилась после того, как Кипр был завоеван в 1489 году. В 1571 году Кипр стал добычей османских турок, которые положили конец феодальной общественной системе, упразднили латинскую церковную иерархию и признали православную. Хотя православным вновь было разрешено избирать своего архиепископа, у них сохранилось всего 4 епархии. Как и в других частях Османской империи, православный епископ стал гражданским главой греческого населения. Когда же разразилась греческая революция 1821 года, турки обвинили кипрский епископат в сочувствии восставшим. Все епископы и иные видные церковные деятели были доставлены к губернаторскому дворцу и там убиты. Впоследствии патриарх Антиохии послал на Кипр новую иерархию, которой удалось несколько улучшить положение греческой общины, но бремя жестокого налога осталось прежним.

В 1878 году Великобритания арендовала Кипр у Турции, а в 1914 году аннексировала его. Вскоре среди греческого населения острова, составлявшего большинство, началось движение за присоединение острова к Греции. В движение были вовлечены и православные

90


ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

религиозные лидеры, которые по традиции участвовали в политической жизни. Когда в I960 году Великобритания даровала Кипру независимость, первым его президентом был избран архиепископ Кипра Макариос III. Апогей противоборства греков и турков на Кипре приходится на 1974 год, когда турки вторглись на остров и учредили "Турецкую республику Северного Кипра". На севере острова были разрушены и разграблены многие церкви и монастыри, а православным было запрещено посещать церкви. Только 30 ноября 1994 года двум священникам разрешили пересечь северную границу и отслужить литургию в монастыре Св. Андрея на Карпасском полуострове - первый такого рода случай за последние 20 лет.

В апреле 1973 года в Кипрский Церкви разразился кризис: три митрополита объявили о смещении архиепископа Макариоса, поскольку, с их точки зрения, невозможно быть одновременно президентом и епископом. Однако уже в июле все три митрополита были смещены "Большим Синодом", состоящим из епископов Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского Патриархатов и Греческой Церкви. Были назначены новые епископы, число епархий увеличили с 4 до 6.

В Кипрской Церкви в 1997 году насчитывалось 9 мужских монастырей с 84 монахами и 14 женских со 142 монахинями. Самая известная монашеская община находится в Киккоском монастыре в Троодосских горах, она руководит духовной семинарией Кипрской Церкви - Богословской Школой Апостола Варнавы в Никосии.

МЕСТОНАХОЖДЕНИЕ: КИПР

ГЛАВА: АРХИЕПИСКОП ХРИЗОСТОМ (РОДИЛСЯ в 1927 ГОДУ, ИЗБРАН в 1977

ГОДУ) ТИТУЛ: АРХИЕПИСКОП НОВОЙ ЮСТИНИАНЫ И ВСЕГО КИПРА

РЕЗИДЕНЦИЯ: Никосия (КИПР) ЧИСЛЕННОСТЬ: 442 000

АДРЕС В ИНТЕРНЕТЕ: HTTPy/WWW.LOGOS.CY.NET/CYPRUS/CHMAIN.HTML

91

Дополнения к книге:

Schabel, Chris. Greeks, Latins, and the Church in Early Frankish Cyprus. Aldershot, Ashgate Variorum, May 2010, 346 pp., 6 b&w illustrations Series : Variorum Collected Studies Series: CS949 ISBN: 4094-0092-9


РОНАЛЬД РОБЕРСОН


III.A.11. Греческая (Элладская) Православная Церковь

Восстание греков против турок началось в 1821 году и закончилось в 1832 году после вмешательства европейских стран и признания Турцией независимости греческого государства. Православная Церковь сыграла заметную роль в восстании и заплатила за это дорогой ценой: вскоре Константинопольский патриарх Григорий V и несколько митрополитов были повешены турками как предатели.

Несмотря на традиционные связи, греческое правительство не захотело, чтобы Греческая Православная Церковь попала под юрисдикцию Константинопольского патриарха, оставшегося на турецкой территории. В 1833 году Греческая Церковь была объявлена автокефальной и поставлена под начало Синода из 5 епископов и короля, который стал главой Церкви. В 1850 году Константинопольский патриарх в своем Томосе признал автокефалию и утвердил архиепископа Афинского постоянным председателем Синода.

После увеличения территории Греции за счет Турции в Греческую Церковь были включены новые епархии. Православные на территории в северной Греции, завоеванной Турцией в 1912 году, до 1928 года оставались под юрисдикцией Вселенского патриарха, а потом были "временно" переданы под юрисдикцию Греческой Церкви.

С развитием соответствующих церковных институтов государственный контроль над Греческой Церковью постепенно уменьшился, хотя в последней конституции (1975 года) православие называется "господствующей религией в Греции". Впрочем, конституция признает право на исповедание других религий, но оно не должно нарушать общественного порядка, причем любого рода прозелитизм запрещен. В отличие от прежних конституций, президент Греции не обязан быть православным и не дает клятвы защищать господствующую религию страны. В конституции записано, что Греческая Православная Церковь является "автокефальной и управляется Священным Синодом всех действующих епископов, а также постоянным Священным Синодом, состоящим из членов первого". Это выражение явно ориентируется на идеи, заложенные в Томосе об автокефалии 1850 года. Ныне

92


ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

постоянный Священный Синод состоит из 13 епископов, включая архиепископа Афинского, его председателя. В 1995 году, имея в виду планируемые изменения в греческой конституции, Церковь и государство начали диалог о возможных изменениях в их взаимоотношениях. Однако в мае 1996 года правительство объявило, что положения конституции останутся неизменными. Согласно официальной статистике 96% греческого населения - православные, 1% - католики и протестанты, 2% - мусульмане.

Епархии в Греции небольшие, их всего 80 плюс 8 на Крите и 4 на Додеканесских островах, находящихся под юрисдикцией Вселенского патриарха.

Монашество, пребывавшее, с XIX века в упадке, в последнее время постепенно возрождается. В 1986 году в Греческой Церкви было 2000 монахов и 2000 монахинь. Монашеская республика Горы Афон, хотя и находится на территории Греции, входит в юрисдикцию Вселенского патриарха (см. III.A.1. Константинопольский Патриархат).

После Второй мировой войны в Греческой Церкви наблюдалось заметное движение обновления. Это движение было начато "новым монашеством", или братствами мирян, возникшими в начале XX века. Самая известная из этих групп "Зои" ("Жизнь") достигла наибольшей известности в середине 1960-х годов, когда в нее входило около 130 членов, практически все богословы, причем 34 - еще и священники. Община пыталась изменить представление греков о Православной Церкви, делая особый акцент на личное благочестие. Движение соединяло монашескую духовность с активной проповеднической деятельностью и в какой-то мере напоминало апостолическое религиозное движение в Западных Церквях. В I960 году традиционалистски настроенные члены порвали с "Зои" и организовали новое братство "Сотир" ("Спаситель"). Хотя сейчас эти движения пребывают в упадке, а большинство их членов достигло преклонного возраста, они сумели выработать новую модель православной религиозной жизни и оказать большое влияние на Греческую Православную Церковь.

93


РОНАЛЬД РОБЕРСОН

Церковь активно занимается благотворительной деятельностью:

она не ограничивается изложением церковного учения о социальной справедливости, но и содержит сиротские приюты, дома для престарелых, больницы и т.п.

Богословское образование сосредоточено в Греции -на богословских факультетах Афинского и Фессалоникийского университетов. Имеется несколько семинарий для подготовки приходских священников. Среди знаменитых греческих богословов немало мирян.

В апреле 1998 года на место почившего архиепископа Серафима, возглавлявшего Церковь с 1974 года, был избран архиепископ Христодул, в настоящее время архиепископ Афинский и всея Греции. 9 мая, в день своей интронизации, энергичный новый архиепископ, занимавшийся когда-то организацией церковного радио- и телевещания, обещал поднять значение Церкви в обществе, искоренить проявления ксенофобии и расизма, усилить влияние Церкви на молодежь, улучшить отношения Церкви со Вселенской Патриархией и способствовать росту престижа Греции в Европе, поддерживая участие страны в Европейском Союзе.

Греческая православная диаспора находится под юрисдикцией Константинопольского Патриархата (см. III.A.1).

МЕСТОНАХОЖДЕНИЕ: ГРЕЦИЯ

ГЛАВА: АРХИЕПИСКОП ХРИСТОДУЛ (РОДИЛСЯ в 1939 ГОДУ, ИЗБРАН в 1998

ГОДУ)

ТИТУЛ: АРХИЕПИСКОП АФИНСКИЙ И ВСЕЯ ГРЕЦИИ

РЕЗИДЕНЦИЯ: АФИНЫ (ГРЕЦИЯ) ЧИСЛЕННОСТЬ: 9 025 000


ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ


III.A.12. Польская Православная Церковь

При восстановлении Польши как независимого государства в конце Первой мировой войны, на ее территории оказалось около 4 миллионов православных христиан, в большинстве своем белорусы и украинцы, проживавшие в восточной части страны и пребывавшие под юрисдикцией Московского патриархата.

Вскоре после обретения независимости польское правительство выдвинуло идею автокефальной Православной Церкви в Польше, независимой от Москвы. Идею автокефальности поддержал первый православный митрополит Варшавы Георгий Ярошевский, незадолго до того назначенный Москвой и получивший определенную свободу действий. В 1923 году он был убит русским монахом, не согласным с его взглядами на Церковь.

После этого польское правительство обратилось к Константинопольскому Патриархату, который после тщательного рассмотрения издал 13 ноября 1924 года постановление о предоставлении Польской Православной Церкви автокефалии. В 1927 году Константинополь даровал Варшавскому митрополиту титул "блаженнейший". Московский патриархат усмотрел в этом вмешательство в его дела и признать автокефалию Польской Церкви отказался.

В период между двумя мировыми войнами в Польской Православной Церкви возникла определенная напряженность, связанная с тем, что все ее епископы были русскими, тогда как 70% верующих - украинцами. Епископат отвергал требования о назначении украинских епископов и о том, чтобы литургию служили по-украински. В это время в Церкви было 5 епархий, 2 духовных семинарии (в Вильне и Кшеменце), где училось 500 студентов, факультет богословия в Варшаве со 150 студентами, 1624 прихода и 16 монастырей.

В 1930-х годах в Польше то и дело имели место удручающие конфликты между католиками и православными. Митрополит Варшавский Дионисий заявил протест в связи с антиправославными выступлениями, сообщив о том, что православных священников заставляют проповедовать на польском языке, православные церкви

95


РОНАЛЬД РОБЕРСОН

насильно закрывают и разрушают, а на православных верующих оказывают давление, с тем чтобы они переходили в католичество. Украинский католический митрополит Андрей Шептицкий поддержал его заявление и присоединился к протестам православных в пастырском послании к своим прихожанам.

Когда в 1939 году Восточная Польша была аннексирована Советским Союзом, большинство польских православных опять оказалось в Советском Союзе и в составе Московского патриархата, из-за чего численность Польской Православной Церкви заметно сократилась.

В 1948 году, когда к власти в Польше пришли коммунисты, православный митрополит Польши был смещен за свое противостояние коммунизму. В том же году по просьбе Синода православных епископов Польши Московский патриархат объявил Константинопольское дарование автокефалии 1924 года недействительным и издал собственную декларацию об автокефалии. Тем не менее, место митрополита Варшавского оставалось вакантным до 1951 года, когда православные епископы Польши обратились к Московскому патриархату с просьбой назначить нового митрополита. Москва назначила архиепископа Макария Оксанюка Львовского, известного тем, что в 1946-1947 годах он участвовал в упразднении Украинской Католической Церкви. С тех пор Польская Православная Церковь поддерживает с Московским патриархатом самые тесные отношения.

У Церкви есть 3 небольших православных монастыря: Ябло-чинский, Супрасльский (близ Белостока) и на горе Грабарка. Монастырский комплекс в Супрасле оказался предметом раздора между польскими католиками и православными. Основанный в XV веке, он по очереди переходил то к католиком, то к православным, то к греко-католикам. В 1944 году часть монастыря была передана православным под монастырь, а в сентябре 1993 года Совет министров Польши решил возвратить Православной Церкви весь монастырь. Передача собственности была отложена из-за протестов со стороны католиков и греко-католиков, но в феврале 1996 года польское правительство подтвердило свое решение передать весь монастырский комплекс православным.

96


ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

В последние годы Польская Церковь все больше интегрируется в польскую культуру, на литургии все чаще используется польский язык. Издается 4 церковных периодических издания, Церковь все активнее занимается делами благотворительности. В настоящее время в Церкви имеется 6 епархий, 250 приходов с 410 церквями, в которых служат 259 священников и диаконов. В Православной Богословской Семинарии в Варшаве учатся 80 студентов, кроме того в Христианской Богословской Академии в Варшаве есть Православный Богословский факультет, где учатся 35 студентов.

МЕСТОНАХОЖДЕНИЕ: ПОЛЬША

ГЛАВА: МИТРОПОЛИТ САВВА (РОДИЛСЯ в 1938 ГОДУ, ИЗБРАН в 1998 ГОДУ)

ТИТУЛ: МИТРОПОЛИТ ВАРШАВСКИЙ и ВСЕЯ Польши

РЕЗИДЕНЦИЯ: ВАРШАВА (ПОЛЬША)

ЧИСЛЕННОСТЬ: 570 000


III.A.13 Албанская Православная Церковь

См. очерк Скурата.

Христианство пришло в Албанию ранее IV века с двух сторон. Геги на севере страны стали христианами латинского обряда, а тоски на юге приняли византийскую традицию. Однако после турецкого завоевания в XV веке большинство албанцев стало мусульманами. Во времена турецкого владычества православное население Албании находилось под юрисдикцией Константинопольского патриархата.

Албания получила независимость после Балканских войн 1912-1913 годов, и сразу же в стране началось движение за независимость Албанской Православной Церкви. После 1918 года это движение возглавил о. Фан Ноли, албанский православный священник из США. В 1922 году собравшийся в Берате Православный Конгресс в одностороннем порядке провозгласил автокефалию Албанской Православной Церкви, после чего греческие епископы покинули страну.

97


РОНАЛЬД РОБКРСОН

В 1926 году Константинополь предложил подписать соглашение, которое привело бы к автокефалии, но албанское правительство его отвергло. В 1929 году епископ Иоанн Виссарион при участии сербских православных епископов рукоположил еще двух епископов Албанской Православной Церкви, в Тиране был образован Синод епископов, и Церковь подтвердила свою автокефалию.

В ответ Константинополь запретил албанских епископов, а албанское правительство, в свою очередь, изгнало из страны представителя Константинополя. Фактически возник раскол, однако 12 апреля 1937 года Константинополь признал Албанскую Православную Церковь автокефальной, и положение было урегулировано.

В период между мировыми войнами православные епархии имелись (помимо архиепископии в Тиране) в Берате, Гирокастре и Корче. В качестве языка богослужения широко использовался греческий, но в 1930 году начался процесс перевода богослужебных текстов на албанский язык. В 1937 году была открыта православная семинария в Корче.

После коммунистической революции 1945 года в Албании началось жестокое преследование всех религиозныех групп. В это время 22% населения были православными и 10% - католиками. Многие православные священники были репрессированы, в 1949 году сместили архиепископа Тиранского Христофора Кисеи. К 1951 году православными епископами были поставлены люди, угодныме режиму.

Албанское правительство организовало самые жестокие в Восточной Европе религиозные гонения. В 1967 году было объявлено, что все религиозные учреждения, включая 2169 церквей, монастырей, мечетей и т.п., закрыты и любого рода религиозная практика является незаконной. В том же году православный архиепископ Тираны Дамиан был посажен в тюрьму, где в 1973 году и скончался.

Когда в 1990 году начался распад коммунистического режима, долгому периоду гонений на религию пришел конец. В Албании не осталось в живых ни одного православного епископа, и потому Вселенский Патриархат, даровавший Албанской Церкви автокефалию, в январе 1991 года назначил профессора Афинского Университета митрополита Андрусисского Анастасия патриаршим


ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

экзархом в Албании. В его задачу входило наблюдать за процессом канонического восстановления автокефальной Албанской Церкви. 24 июня 1992 года Священный Синод Вселенского Патриархата избрал Анастасия архиепископом Тираны и всея Албании и еще трех греков - епископами всех православных епархий страны. Хотя правительство не признало назначения этих епископов, в августе того же года Анастасий был интронизирован. В июле 1996 года Вселенский патриархат хиротонисовал трех епископов, предназначенных для Албании, однако правительство отказалось впустить их в страну и продолжало настаивать на назначении епископами албанцев.

В конце 1994 года положение архиепископа Анастасия оказалось под угрозой. В октябре президент Бериша заявил, что архиепископ был назначен временно и что правительство разработало новый проект конституции, согласно которому главой большой религиозной общины может быть только албанский гражданин, родившийся в Албании и проживавший в ней не менее 20 лет. Тем не менее, 6 ноября 1994 года на референдуме по конституции она была отклонена 60-ю процентами голосов. К декабрю отношения между Православной Церковью и правительством улучшились, но положение архиепископа-грека по-прежнему остается сложным. Определенную роль в этом играет напряженность между Грецией и Албанией, возникшая в связи с положением греков в Албании. Согласно переписи 1989 года, в Албании проживает не менее 60 000 греков, так что большинство православных в Албанской Церкви - албанцы.

Проблема новых албанских православных епископов была разрешена в 1998 году. По взаимному соглашению Вселенского Патриархата, Албанской Православной Церкви и албанского правительства двое епископов оставили свой пост, а один из них (митрополит Игнатий Бератский) был интронизирован 18 июля. В тот же день архиепископ Анастасий и митрополит Игнатий встретились на внеочередной сессии с двумя представителями Вселенского Патриархата и избрали двух новых епископов - этнических албанцев. Архимандрит Иоанн Пелуши (43 года) был избран митрополитом

99


РОНАЛЬД РОБЕРСОИ

Корчинским, а о. Косма Кирьо (77 лет) - епископом Аполлон. Таким образом был сформирован Священный Синод Албанской Православной Церкви.

За 6 лет после падения коммунистического режима было построено 70 новых церквей, 63 восстановлено и 100 отремонтировано. Всего коммунисты конфисковано 324 церкви. В марте 1992 года в бывшей гостинице в Дурресе была открыта Богословская Академия Воскресения Христова, 60 юношей готовятся здесь стать священниками. В конце 1996 года семинария перебралась в монастырь Св. Влаша в Дурресе. К моменту падения коммунистического правительства в стране осталось в живых 22 православных священника, а к началу 1998 года - только пять, зато были рукоположены 92 новых, и тем не менее священников по-прежнему не хватает. В октябре 1992 года начал выходить церковный ежемесячник "Ngjallia" ("Воскресение").

МЕСТОНАХОЖДЕНИЕ: АЛБАНИЯ И НЕБОЛЬШАЯ ДИАСПОРА

ГЛАВА: МИТРОПОЛИТ АНАСТАСИЙ (РОДИЛСЯ в 1929 ГОДУ, ИЗБРАН в 1992 ГОДУ)

ТИТУЛ: АРХИЕПИСКОП ТИРАНЫ И ВСЕЯ АЛБАНИИ

РЕЗИДЕНЦИЯ: ТИРАНА (АЛБАНИЯ) ЧИСЛЕННОСТЬ: 160 000


I1I.A.14. Православная Церковь в Чешской и Словацкой Республиках

Возникшая после окончания Первой мировой войны Чехословакия была преимущественно католической страной, но вскоре после получения независимости группа католических священников и верующих решила обратиться в православие. В 1921 году духовный лидер этого движения отец Матей Павлик был рукоположен в Белграде православным сербским епископом во епископа с именем Горазд. Большая часть группы вскоре откололась и организовала

100


ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

протестантскую Церковь. К этому моменту в стране насчитывалось около 40 000 православных, но вскоре их стало больше, поскольку часть католиков восточного обряда в Закарпатье перешла в православие.

В дальнейшем произошло разделение православной общины страны. В 1923 году Константинопольский патриарх даровал Чехословацкой Церкви автономию и прислал митрополита Саббазда возглавить верующих. В 1930 году Сербский патриарх послал своего епископа в Закарпатье, но большинство православных в Чехословакии осталось под юрисдикцией епископа Горазда.

Во время Второй мировой войны Церковь была практически уничтожена нацистами, казнившими в 1942 году Горазда и его ближайших сотрудников. Все священники оказались в нацистских концентрационных лагерях. Согласно переписи 1931 года, в стране насчитывалось 145 583 православных, 117 897 из которых жило в Закарпатье. Аннексия этой области Советским Союзом в 1945 году сократила число православных верующих в Чехословакии до 40 000. В 1946 году чехословацкие православные верующие вошли в юрисдикцию Московского патриарха Алексия и попросили прислать им епископа. Все православные в стране объединились и имели одну церковную иерархию.

8 1950 году католики восточного обряда в Словакии были интегрированы в Чехословацкую Православную Церковь (см. IV.D.8. Словацкая Католическая Церковь). К Церкви добавилось 200 000 новых членов, вместо одной епархии стало 4, однако большинство верующих покинуло Православную Церковь, как только во время Пражской весны 1968 года им это позволили. Церковные здания при этом остались у православных.

9 декабря 1951 года Московский патриархат даровал Чехословацкой Православной Церкви автокефалию. Константинопольский Патриархат долгое время не признавал этот статус за Чехословацкой Церковью, но 8 сентября 1998 года издал Томос о ее автокефалии.

Первым самостоятельным актом Чехословацкой Церкви стала канонизация в сентябре 1987 года епископа Горазда как основателя Православной Церкви в стране и мученика за веру.

101


РОНАЛЬД РОБЕРСОН

Падение коммунистического режима в стране в 1989 году и появление 1 января 1993 года независимых Чешской и Словацкой республик потребовали реорганизации Церкви. В ноябре 1992 года Священный Синод решил разделить Церковь на две митрополии, по две епархии в каждой. Митрополит Прешовский Николай стал предстоятелем Православной Церкви в Словакии; объединенный Священный Синод продолжает заседать под председательством митрополита Пражского Дорофея.

Правительство Словакии решило возвратить большинство принадлежавших греко-католикам церквей, конфискованных в 1950 году и переданных православным, их прежним владельцам. В марте 1993 года из 170 церквей 135 было возвращено. С этого времени было построено более 50 православных храмов. Согласно переписи населения 1991 года, православные составляют 0,6% населения страны (около 34 000) и живут в основном на востоке страны.

Кандидаты в священники получают образование в Духовной Семинарии в Прешове, находящейся под ведением Священного Синода. В 1991 году она вошла в университет имени Шафарика, расположенный в Кошице. В январе 1997 года университет распался на две части, в Прешове из расположенных здесь факультетов возник новый университет. Ныне Православный Богословский факультет Прешовского университета предлагает курсы для семинаристов, учителей религии и этики и других работников Православной Церкви в Чешской и Словацкой республиках, готовит священников. Факультет имеет свое отделение в Оломоуце (Чехия), где обучаются православные чехи.

МЕСТОНАХОЖДЕНИЕ: ЧЕШСКАЯ и СЛОВАЦКАЯ РЕСПУБЛИКИ

ГЛАВА: МИТРОПОЛИТ ДОРОФЕЙ (РОДИЛСЯ В 1913 ГОДУ, ИЗБРАН В 1964

ГОДУ)

ТИТУЛ: МИТРОПОЛИТ ПРАЖСКИЙ И АРХИЕПИСКОП ЧЕШСКОЙ И СЛОВАЦКОЙ

РЕСПУБЛИК

РЕЗИДЕНЦИЯ: ПРАГА (ЧЕШСКАЯ РЕСПУБЛИКА)

ЧИСЛЕННОСТЬ: 55 000

102


ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ


III.A.15. Православная Церковь в Америке

Православие появилось в Северной Америке вместе с группой русских православных миссионеров из Валаамского монастыря, которая добралась до Аляски в 1794 году, когда она еще принадлежала Российской империи. Первую церковь построили на острове Кадьяк, в ней крестили немало местных жителей. В 1840 году была учреждена епархия на Камчатке, Курильских и Алеутских островах с центром в Ситке. Первым епископом стал Иннокентий Вениаминов, будущий митрополит Московский. К 1867 году, когда Аляску продали США, русская миссия процветала, Библия и православная литургия были переведены на несколько местных языков.

В 1872 году резиденция епархии переместилась из Ситки в Сан-Франциско. В 1898 году, когда в Америку прибыл епископ Тихон (Белавин), православное население на Восточном побережье заметно выросло по причине многочисленных иммигрантов. В этой ситуации в 1905 году кафедру перенесли в Нью-Йорк. В 1903 году Тихон посвятил викарного епископа на Аляску, а в 1904 году для арабских приходов - другого викарного епископа, с резиденцией в Бруклине (Нью-Йорк). В 1905 году епископ Тихон стал архиепископом. В 1907 году он покинул Америку, служил в нескольких епархиях ив 1917 году был избран патриархом Московским и всея Руси. Он умер под домашним арестом в 1925 году и был прославлен в 1989 году Русской Православной Церковью как исповедник веры.

В конце XIX века большое число католиков восточного обряда в Америке присоединилось к православию. Отчасти это объяснялось нежеланием некоторых католических епископов иметь в своих епархиях женатых священников восточного обряда. Например, архиепископ Сент-Польский Джон Айерленд отказался принять отца Алексиса Тота (1854-1909), патера Русинской католической общины в Миннеаполисе, поскольку он был вдовцом. В результате Тот со своими прихожанами перешел в 1891 году в Русскую Православную Церковь и основал в США 17 православных приходов для бывших русинов-католиков. В 1994 году Православная Церковь в Америке канонизировала Тота.

103


РОНАЛЬД РОБЕРСОН

В 1921 году в Америке была учреждена православная архиепископия, подчиненная Греческой Церкви, но впоследствии переданная Вселенскому Патриархату. Это положило конец православному единству в Северной Америке, где стали возникать православные юрисдикции различных этнических групп, зависящих от своих материнских Церквей.

После революции 1917 года в Америку хлынул поток русских эмигрантов. Многим из них было известно о гонениях, которые коммунисты устроили на Церковь-мать, и потому в апреле 1924 года Северо-Американская епархия объявила себя временно самоуправляемой Церковью, сохранив при этом духовное общение с Церковью в России.

В 1935 году было достигнуто соглашение между этой Церковью и Русской Православной Церковью Заграницей (см. III.D.2), порвавшей с Московским патриархатом, согласно которому Северо-Американская "Митрополия" становилась частью Зарубежной Церкви, хотя на практике она оставалась независимой.

К 1946 году стало ясно, что Русской Зарубежной Церкви не достает в глазах большинства Православных Церквей легитимности, поэтому Митрополия решила вновь признать Московского патриарха своим духовным главой при условии сохранения Церковью полной административной автономии.

В 1970 году Московский патриархат даровал Митрополии статус автокефалии, и она стала называться Православной Церковью в Америке (ПЦА, английская аббревиатура-ОСА). Приходам, которые захотели остаться под прямым главенством Москвы, такая возможность была предоставлена (см. III.A.5. Русская Православная Церковь). Последовал обмен посланиями между Московским и Константинопольским Патриархатами: Константинополь оспаривал право Москвы даровать автокефальный статус своей дочерней Церкви. Тем не менее автокефалия ПЦА была признана Болгарской, Грузинской, Польской и Чехословацкой Церквями.

Этот спор не разрешен до сих пор, хотя между ПЦА и Вселенским Патриархатом происходили важные контакты. Делегации ПЦА побывали в Стамбуле в 1990 и 1991 годах, еще одна

104


ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

встреча состоялась во время визита патриарха Димитрия в США в июле 1991 года. В декабре 1992 года митрополит Феодосии возглавил делегацию, посетившую Патриархат. Делегация была принята патриархом Варфоломеем и вела переговоры с Синодальной Комиссией по межправославным делам. Обе стороны выразили приверженность православному каноническому единству и порядку в Америке. Следующий шаг в этом направлении - встреча православных епископов США и Канады в Лигонире (штат Пенсильвания) с 30 ноября по 2 декабря 1994 года. Собравшиеся на встрече епископы отказались употреблять слово "диаспора" для обозначения более чем двухвекового пребывания православной Церкви в Америке и решили предпринять конкретные шаги для достижения православного единства на континенте. Однако Вселенский Патриархат отверг выработанные в Лигонире документы.

На практике ПЦА находится в литургическом общении с другими православными Церквями в Америке, ее епископы принимают участие в Постоянной Конференции канонических православных епископов в Америке. Вместе с тем, ПЦА не занимается такой православной деятельностью, как богословские диалоги с другими христианскими общинами, поскольку не все Православные Церкви признают ее статус автокефальной или автономной Церкви.

Три другие православные юрисдикции различного этнического происхождения пребывают в полном каноническом единстве с ПЦА, придавая ей тем самым многонациональный характер: Албанская епархия с 13 приходами, Болгарская епархия с 16 приходами и Румынская епархия с 59 приходами.

У Церкви 6 монашеских общин, находящихся в ведении митрополита. Самая большая - Новоскитский монастырь (12 монахов) и находящийся по соседству женский Знаменский монастырь (12 монахинь) в Кембридже (штат Нью-Йорк), а также Свято-Тихоновский монастырь (10 монахов) в Саут-Кейнане (штат Пенсильвания). 13 монашеских общин ПЦА находятся под юрисдикцией местных епархий.

В настоящее время у ПЦА имеется 3 богословских школы. Православная Богословская семинария Св. Германа в Кадьяке (штат

105


РОНАЛЬД РОБЕРСОН

Аляска), была основана для подготовки местного священства и церковных работников. Семинария Св. Тихона открыта в 1937 году в Саут-Кейнане (штат Пенсильвания), она поддерживает связь со Свято-Тихоновским монастырем. Самая большая и известная Свято-Владимирская семинария в Крествуде (штат Нью-Йорк) основана в 1938 году. В декабре 1994 года в распоряжение Православной Церкви в Америке была передана церковь Св. Екатерины в Москве как ее подворье.

Всего в США 12 епархий и 623 прихода, миссии и других учреждений. Этнические епархии распространяются и на Канаду, где есть, однако, и неэтническая епархия, во главе которой стоит епископ Серафим. Всего в Канаде 91 приход. К ПЦА относится Мексиканский экзархат, в котором 9 приходов и миссий, и 5 приходов в Южной Америке. Кроме того, есть 3 прихода в Австралии под каноническим покровом ПЦА: 2 в Сиднее и один в Брисбене.

МЕСТОНАХОЖДЕНИЕ: СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА

ГЛАВА: МИТРОПОЛИТ ФЕОДОСИИ (РОДИЛСЯ в 1933 ГОДУ, ИЗБРАН в 1977

ГОДУ)

ТИТУЛ: АРХИЕПИСКОП ВАШИНГТОНСКИЙ, МИТРОПОЛИТ ВСЕЯ АМЕРИКИ И

КАНАДЫ ЧИСЛЕННОСТЬ: 1 000 000

АДРЕС В ИНТЕРНЕТЕ: http://www.oca.org/

106


 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова