Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

РОНАЛЬД РОБЕРТСОН

ВОСТОЧНЫЕ ХРИСТИАНСКИЕ ЦЕРКВИ:

Церковно-исторический справочник

К оглавлению

III.B. АВТОНОМНЫЕ ПРАВОСЛАВНЫЕ ЦЕРКВИ

Пять Православных Церквей являются независимыми в своей текущей деятельности, но канонически зависят от автокефальных Церквей. На практике это означает, что статус главы автономной Церкви подтверждает Священный Синод материнской автокефальной Церкви. Православные Церкви Финляндии и Эстонии зависят от Вселенского Патриархата, а Гора Синай - от Патриархата Иерусалимского. Кроме того, Московский патриархат даровал автономный статус Церквям Японии и Китая, хотя Вселенский Патриархат этого не признает.


III.B.1. Православная Церковь Горы Синай

Ввиду особой важности места, где, согласно Книге Исход, Моисей получил от Бога скрижали Завета, гора Синай уже с древних времен стала привлекать к себе паломников. В III веке здесь начинают селиться христиане-отшельники, а в IV веке возникает несколько монашеских общин.

Ситуация в этих местах была нестабильной, монахам угрожали нападения, и в 528 году император Юстиниан решил укрепить монастырь. Он переселил сюда из Египта и Трапезунда 200 семейств, чтобы те защищали и обслуживали монастырскую общину.

Вначале монастырь был многонациональным: наряду с греками здесь подвизались славяне, арабы, латиняне, армяне, эфиопы, сирийцы. Вероятно, одним из самых знаменитых подвижников монастыря был преподобный Иоанн Лествичник, игумен монастыря в VII веке. К этому времени район был уже захвачен арабами-мусульманами. Мусульманские правители проявляли обычно веротерпимость, но несколько раз кочевые племена разграбляли монастырь, из-за чего монахам приходилось находить временное убежище в Каире или Александрии. В этот период монахи других национальностей покинули монастырь, и в нем остались одни греки.

107


РОНАЛЬД РОБЕРСОН

Монастырь Св. Екатерины, известный с IX века, изначально принадлежал Фаранской епархии Иерусалимского Патриархата. После того как в 681 году епископ Фарана был смещен за монофелитство, епископский престол был перемещен непосредственно в монастырь, и его игумен становился епископом Фарана. Вскоре к монастырю присоединили епархию Райто, и все христиане Синайского полуострова оказались под юрисдикцией архиепископа-игумена.

В 1575 году Константинопольский Патриархат даровал Горе Синай автономию, подтвержденную в 1782 году. Единственная сохранившаяся связь с Иерусалимским Патриархатом проявляется в том, что игумен, которого выбирает собрание монахов, должен быть поставлен во епископа Иерусалимским патриархом. Имя последнего, в свою очередь, возглашают во время монастырской литургии.

Монастырская библиотека прославилась своими древними рукописями. Именно здесь в 1859 году Тишендорф нашел Синайский кодекс Библии. Ныне в библиотеке хранится 4000 рукописей. Самые древние в мире иконы также обнаружены в этом монастыре, который находился за пределами Византийской империи во времена иконоборчества, когда почти все иконы в империи были уничтожены.

В настоящее время в монастыре, помимо библиотеки, имеется гостиница и больница для местных жителей. Монахи руководят также школой в Каире. Монастырь издавна имел множество подворий в других странах. Ныне одно подворье находится в Каире (где часто бывает игумен), 7 - в Греции, 3 - на Кипре, одно - в Ливане и одно - в Стамбуле.

Помимо 20 монахов монашеской общины к Церкви Горы Синай принадлежат несколько сот живущих здесь бедуинов и рыбаков. В 1984 году между греческим и египетским правительствами было подписано соглашение, по которому монастырь мог принять до 50 новых монахов.

После израильского вторжения 1967 года монастырь столкнулся с новой проблемой: как сохранить монашеский уклад в условиях огромного наплыва туристов. Эта проблема не исчезла и после возвращения этой территории Египту.

МЕСТОНАХОЖДЕНИЕ: СИНАЙСКИЙ ПОЛУОСТРОВ (ЕГИПЕТ)

108


ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

ГЛАВА: АРХИЕПИСКОП ДАМИАН (РОДИЛСЯ В 1935 ГОДУ, ИЗБРАН В 1973 ГОДУ) ТИТУЛ: ИГУМЕН МОНАСТЫРЯ CB. ЕКАТЕРИНЫ, АРХИЕПИСКОП СИНАЯ, ФАРАНА и РАЙТО

РЕЗИДЕНЦИЯ: КАИР (ЕГИПЕТ)

ЧИСЛЕННОСТЬ: 900


II1.B.2. Финская Православная Церковь

Хотя первыми христианами в Финляндии были византийцы, страна была крещена в латинскую веру шведскими миссионерами. Тем не менее, восточная ее область Карелия была крещена монахами-византийцами из древнего Валаамского монастыря, расположенного на острове в Ладожском озере.

В XIII веке Финляндия оказалась местом столкновения католической Швеции и православной Руси. Большая часть Финляндии отошла к Швеции, Карелия осталась под властью Руси.

В 1617 году Карелия была захвачена шведами, которые к тому времени уже стали лютеранами. Поначалу шведы преследовали православных, но в конце XVII века их положение улучшилось.

В 1721 году Карелию вновь заняли русские, а в 1809 году Россия присоединила всю Финляндию, которая в составе России стала автономным Великим Княжеством. Позднее, в XIX веке, православные карелы начали утверждаться в своей национальной особенности. Литургия и многие православные богословские и духовные сочинения были переведены на финский язык, до сих пор являющимся литургическим языком этой Церкви.

В 1917 году Финляндия получила независимость от России, а в 1918 году православные в Финляндии объявили себя автономной Церковью, связанной с Москвой. В 1921 году патриарх Московский Тихон признал этот статус, в 1923 году Финская Православная Церковь была принята Константинопольским Патриархатом в качестве автономной.

109


РОНАЛЬД РОБЕРСОН

Война 1939-1940 годов между Финляндией и Советским Союзом и последующая аннексия СССР части Карелии привела к потере 90% собственности, принадлежавшей Финской Православной Церкви. Большая часть православных финнов была эвакуирована в Финляндию, где они начали новую жизнь.

В 1957 году Московский патриархат признал автономию Финской Православной Церкви под юрисдикцией Вселенского Патриархата. В 1980 году Генеральная Ассамблея Финской Православной Церкви проголосовала за то, чтобы просить у Вселенского Патриархата о предоставлении Церкви автокефалии, но никакой реакции на это прошение не последовало.

У финского православного монашества в Карелии своя большая история. Во время советско-финской войны монастырям пришлось эвакуироваться, поскольку они оказались на территории, занятой советскими войсками. Знаменитый Валаамский монастырь обосновался под названием Новый Валаам в центральной Финляндии близ Хейнявеси. Среди его насельников были и монахи из других карельских монастырей. Последний монах из тех, кто попал сюда из старого Валаамского монастыря, скончался в 1981 году. Недалеко от Нового Валаама был основан женский монастырь Линтула. В настоящее время оба монастыря - важные центры духовной жизни Финской Православной Церкви.

Распад Советского Союза способствовал улучшению отношений между Финской и Русской Православными Церквжи. В 1994 году 6 групп, возглавляемых священниками, были посланы Финской Церковью для участия в праздновании Рождества и Святок в православные приходы русской части Карелии. В сентябре 1994 года патриарх Алексий II посетил Финляндию и поблагодарил местную Православную Церковь за гостеприимство, оказанное общине Валаамского монастыря. Сейчас Финская Церковь помогает восстанавливать Валаамский монастырь в России.

В 1918 году, сразу после обретения Финляндией независимости, в Сортавале (Карелия) была открыта финская православная духовная семинария, которую после занятия в 1940 году города советскими войсками, пришлось перевести в Хельсинки. В 1957 году семинария

110


ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

перебралась в Хумалярви, а еще через 4 года - в Куопио. 31 июля 1988 года она была закрыта, а вместо нее осенью 1988 года был открыт факультет православного богословия при университете Йоэнсу.

При выборах нового архиепископа Финляндии его избрание должно быть подтверждено Вселенским Патриархатом. Представители Финской Православной Церкви принимают участие во всеправо-славных совещаниях наряду с делегациями автокефальных Православных Церквей.

Правительство Финляндии признает Финскую Православную Церковь второй национальной Церковью после самой многочисленной Евангелической Лютеранской Церкви. Финская Церковь - единственная из Православных Церквей - празднует Пасху и непереходящие праздники по григорианскому календарю. В 1990-е годы отмечена миграция православного населения в Хельсинки и густо населенные южные районы страны. В настоящее время у Финской Церкви 50 церквей и 100 часовен, принадлежащих 25 приходам.

МЕСТОНАХОЖДЕНИЕ: Финляндия

ГЛАВА: АРХИЕПИСКОП ИОАНН (РОДИЛСЯ в 1923 ГОДУ, ИЗБРАН в 1987 ГОДУ)

ТИТУЛ: АРХИЕПИСКОП КАРЕЛИИ И ВСЕЯ ФИНЛЯНДИИ

РЕЗИДЕНЦИЯ: КУОПИО (Финляндия) ЧИСЛЕННОСТЬ: 57 000

АДРЕС В ИНТЕРНЕТЕ; http://www.ort.fi/


III.B.3. Японская Православная Церковь

Эта Церковь возникла в 1861 году после прибытия в Японию молодого русского миссионера иеромонаха Николая Касаткина. До своей кончины в 1912 году он окрестил в православную веру около 20 000 японцев и перевел на японский язык Новый Завет и многие богослужебные книги. За особую роль в основании Японской Православной Церкви он был в 1970 году прославлен во святых.

Православие в Японии вскоре укоренилось, что позволило ему пережить период враждебных отношений между Россией и Японией. Этот процесс достиг своего апогея в 1972 году, когда был интро-низирован первый митрополит-японец Феодосии.

111


РОНАЛЬД РОБЕРСОН

Из-за канонических разногласии с Русской Православной Церковью после большевистской революции 1917 года Японская Православная Церковь с 1945 по 1970 год находилась под юрисдикцией Американской Митрополии (см. III.A.15. Православная Церковь в Америке). Когда в 1970 году Московский патриархат предоставил Православной Церкви в Америке автокефалию, последняя возвратила Японскую Православную Церковь под юрисдикцию Москвы, а Москва, в свою очередь, объявила Японскую Церковь автономной.

Таким образом, избрание предстоятеля Японской Церкви должно ныне подтверждаться Московским патриархатом. Автономия Японской Церкви не была признана Вселенским Патриархатом и большинством поместных Церквей. Тем не менее, митрополит Феодосии встречался со Вселенским патриархом Варфоломеем I, который в апреле 1995 года посетил Японию.

В настоящее время у Церкви 3 епархии, где в 150 приходах служат 30 священников и 5 диаконов. Большинство приходов расположено на северном острове Хоккайдо. Все духовенство - японского происхождения и получило образование в духовной семинарии в Токио.

МЕСТОНАХОЖДЕНИЕ: Япония

ГЛАВА: МИТРОПОЛИТ ФЕОДОСИИ (годился в 1935 ГОДУ, ИЗБРАН в 1972

ГОДУ)

ТИТУЛ: АРХИЕПИСКОП Токийский и ВСЕЯ Японии

РЕЗИДЕНЦИЯ: Токио (Япония)

ЧИСЛЕННОСТЬ: 30 000


II1.B.4. Китайская Православная Церковь

Появление православия в Китае прослеживается с 1686 года, когда китайский император взял нескольких русских казаков в качестве своих телохранителей. Их потомки постепенно интегрировались в китайскую культуру, но остались православными и послужили ядром Православной Церкви в Китае.

112


ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

В конце XIX века Русская Православная Церковь начала в Китае миссионерскую деятельность. В 1914 году здесь было 5 000 православных китайцев, в том числе священники, кончившие семинарию в Пекине.

После революции 1917 года православное население Китая возросло за счет притока русских иммигрантов. В 1939 году в стране было 5 епископов, в Харбине действовал Православный Университет. К 1949 году в Манчжурии насчитывалось 100 000 православных верующих и 200 священников, имелось 60 приходов, два монастыря и семинария в Манчжурии, а также 150 приходов и 200 000 верующих в других районах Китая.

После коммунистической революции в Китае большинство русского православного священства и верующих были либо возвращены в Советский Союз, либо сумели бежать на Запад. В 1955 году здесь оставалось только 30 русских священников.

В 1956 году Московский патриархат даровал Китайской Православной Церкви автономию и отозвал всех русских священников. В это время в Китае насчитывалось 20 000 православных верующих, один епископ в Шанхае и один в Пекине. Сейчас в стране действует всего одна православная церковь в Харбине.

В 1996 году Вселенский Патриархат учредил митрополию в Гонконге, имеющую юрисдикцию над всем Китаем, а также над Индией, Филиппинами, Сингапуром и Индонезией. Однако в феврале 1997 года Синод Русской Православной Церкви подтвердил свои связи с Китайской Православной Церковью и заявил, что до избрания главы этой Церкви ответственность за поддержание православия в Китае несет Московский патриархат.


III.B.5. Эстонская Православная Церковь

В конце XVI века эстонцы оказались под властью Швеции и вскоре приняли лютеранство - религию своих правителей. В начале XVIII века эту территорию завоевал Петр I. При русском правлении, особенно в XIX веке, многие эстонцы перешли в православие. К тому же сюда прибыло немало русских, благодаря чему в Эстонии оказалась значительная православная община.

113


РОНАЛЬД РОБЕРСОИ

После отречения в 1917 году царя Эстония провозгласила независимость, и в 1920 году была признана советской властью. Имея в виду эту независимость и гонения на Русскую Православную Церковь, епископ Таллинский Александр обратился к Вселенскому Патриархату с просьбой принять Церковь под свою юрисдикцию. 7 июля 1923 года патриарх Константинопольский Мелетий IV издал Томос, принимающий Эстонскую Православную Церковь и дарующий ей автономию. Он присвоил епископу Александру титул митрополита Таллинского и всея Эстонии. К 1940 году Церкви принадлежало 210 000 верующих, 3 епископа, 156 приходов, 131 священник, 19 диаконов, 2 монастыря и духовная семинария. Большинство верующих было эстонцами.

В 1940 году Советский Союз аннексировал Эстонию. Во время Второй мировой войны страну оккупировали немцы, но в 1944 году сюда вернулась советская власть. Митрополиту Александру вместе с 23 священниками пришлось эмигрировать в Швецию. Церковь, обосновавшаяся в Стокгольме, осталась под юрисдикцией Вселенского Патриархата, в нее входило около 10 000 эстонцев, живущих во многих странах. После кончины в 1953 году митрополита Александра Вселенский патриарх поставил нового эстонского православного епископа Юрия Вяльбе главою Эстонской Православной Церкви в Стокгольме. После его кончины в 1961 году местные эстонские приходы были переданы под управление епископов Вселенского Патриархата.

Что касается Эстонской Православной Церкви в Эстонии, то после аннексии Эстонии она была присоединена к Московскому патриархату. В 1978 году по требованию Русской Православной Церкви Вселенский Патриархат объявил Томос 1923 года, учреждавший автономную Эстонскую Церковь, недействительным. К концу советского правления в Эстонии русские, по причине демографического сдвига, составляли здесь большинство православного населения.

После распада Советского Союза и восстановления в 1991 году независимости Эстонии в ее православной общине разгорелся спор между теми, кто желал сохранить связи с Московским патриархатом, и теми, кто хотел восстановить автономную Эстонскую Православную Церковь под юрисдикцией Вселенского Патриархата (см. III.A.5. Русская Православная Церковь). После долгих переговоров между Константинополем и Москвой соглашения достичь так и не удалось.

114


ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

20 февраля 1996 года Священный Синод Вселенского Патриархата возобновил действие Томоса 1923 года и учредил автономную Церковь под своей юрисдикцией, назначив архиепископа Иоанна Финляндского местоблюстителем предстоятеля этой Церкви. Московский патриархат отреагировал быстро и решительно: он порвал отношения со Вселенской Патриархией и перестал поминать имя Вселенского патриарха на литургии.

В апреле 1996 года делегации обеих сторон встретились в Цюрихе (Швейцария) и достигли по этому вопросу принципиального соглашения. 16 мая оба Священных Синода приняли рекомендации Цюрихской встречи. Соглашение допускает существование в Эстонии двух параллельных юрисдикции, причем приходам предложено самостоятельно решить, относиться ли им к Эстонской Церкви, находящейся в юрисдикции Вселенского Патриархата, или к входящей в Московскую патриархию епархии. Константинополь наложил четырехмесячный мораторий на свое решение от 20 февраля об учреждении автономной Эстонской Церкви, а Московская патриархия согласилась отменить прошения, наложенные на примкнувших к автономной Эстонской Церкви. Оба патриархата готовы сотрудничать с эстонским правительством, с тем чтобы все эстонские православные могли воспользоваться равными правами, в том числе правом на собственность. В результате соглашения было восстановлено полное литургическое общение между Москвой и Константинополем, а имя патриарха Варфоломея вновь внесено в диптихи в Москве.

Из 80 православных приходов Эстонии 50 приходов с 7 000 верующих присоединились к новой автономной Эстонской Церкви под юрисдикцией Константинополя. Остальные 30 приходов, в которых намного больше верующих (от 50 000 до 100 000), и монашеская община Пюхтицкого монастыря остались в Таллинской епархии Русской Православной Церкви.

13 марта 1999 года Священный Синод Вселенского Патриархата избрал епископа Назианзинского Стефана митрополитом Таллинским и Эстонским. Митрополит Стефан (Родился в 1940 году в Заире, посвящен в сан епископа в 1987 году) пребывал до этого в Ницце (Франция) викарным епископом митрополии Вселенского Патриархата во Франции.

115


РОНАЛЬД РОБЕРСОН


III.C. КАНОНИЧЕСКИЕ ЦЕРКВИ ЮРИСДИКЦИИ ВСЕЛЕНСКОГО ПАТРИАРХАТА

К этой группе принадлежат Церкви, которые по причине особых исторических обстоятельств или политических беспорядков в своих странах оказались под каноническим покровительством Вселенского Патриархата. Эти Церкви получают от Патриархата святое мирро, он же утверждает избранных епископов.


III.C.1. Американская Карпаторосская Православная Греко-католическая Епархия

Эта Церковь существует только в США и состоит из потомков русинов-католиков (см. IV.D.3. Русинская Католическая Церковь), иммигрантов из Прикарпатья и Закарпатья - области Австро-Венгерской империи, находящейся ныне на Украине и в восточной Словакии.

Русинов-католиков, эмигрировавших в США в XIX веке, часто сопровождали священники, которым разрешалось жениться. Наличие женатого духовенства вызвало в США сопротивление со стороны католических епископов.

Принимая во внимание просьбу католической иерархии США, Ватикан издал в 1929 году постановление Cum Data Fuerit, согласно которому новорукоположенные священники восточного обряда, прибывающие в США, должны быть целибатами, вопреки прежнему соглашению с Римом, гарантировавшему русинам-католикж право сохранить женатое духовенство. Это постановление вызвало сильнейшее сопротивление со стороны католиков восточного обряда.

В 1937 году недовольные русины под руководством отца Ореста Чернока собрались в Питтсбурге (штат Пенсильвания). Собрание обратилось к Вселенскому патриарху Вениамину I с просьбой принять их в Православную Церковь, организовав в отдельную епархию, и рукоположить отца Ореста первым епископом. В 1938 году эта просьба

116


ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

была удовлетворена, и отец Чернок был рукоположен Вселенским патриархом во епископа. Новая епархия включена в Греческую Православную архиепископию Северной и Южной Америк.

Вскоре после учреждения епархии в Нью-Йорке была открыта духовная семинария, которая после нескольких переездов обосновалась в Джонстауне (штат Пенсильвания) и получила название семинарии Христа Спасителя. В настоящее время епархия насчитывает 75 приходов и 6 миссий.

МЕСТОНАХОЖДЕНИЕ: США

ГЛАВА: МИТРОПОЛИТ НИКОЛАЙ Амиссосский (годился в 1936 ГОДУ,

ИЗБРАН в 1985 ГОДУ)

РЕЗИДЕНЦИЯ: ДЖОНСТАУН, ШТАТ ПЕНСИЛЬВАНИЯ (США)

ЧИСЛЕННОСТЬ: 50 000


III.C.2. Украинская Православная Церковь США и Рассеяния

С XIX века немало православных украинцев иммигрировало в США. Кроме того, было несколько волн обращения украинских греко-католиков в православие. В 1919 году под воздействием событий на Украине, в результате усиления национального чувства несколько групп украинцев в США организовали автономную Украинскую Православную Церковь. В декабре 1923 года недавно возникшая Украинская Автокефальная Церковь (см. III.D.3. Украинская Православная Церковь - Киевский патриархат и Украинская Автокефальная Православная Церковь) послала митрополита Иоанна Теодоровича возглавить смешанную Американо-Канадскую епархию. В 1924 году он прибыл в США. Будучи хорошим администратором, митрополит Иоанн сумел объединить многие православные украинские приходы в новую юрисдикцию в США и Канаде, однако характер посвящения епископов его Церкви на родине ставил серьезный вопрос о его легитимности в качестве епископа.

Тем временем стала оформляться и другая украинская православная юрисдикция - Украинская Православная Церковь Америки.

117


РОНАЛЬД РОБЕРСОН

Она возникла в 1920-х годах в связи с озабоченностью некоторых украинских греко-католиков вопросом о собственности Церкви и принуждении Ватиканом духовенства к целибату. Эти украинские греко-католики высказали желание стать православными, но хотели примкнуть к юрисдикции, признанной другими православными Церквями, и разделяли озабоченность православных украинцев относительно легитимности посвящения митрополита Иоанна Теодоровича. Эта группа из 15 священников и 24 мирян собралась 9 апреля 1929 года в украинской греко-католической церкви Св. Марии в Аллентауне (штат Пенсильвания) с тем, чтобы организовать особую украинскую православную епархию. Вторая встреча группы произошла в июле 1931 года в Нью-Йорке, где она избрала отца Иосифа Жука своим епископом. В сентябре 1932 года он был рукоположен первым предстоятелем новой епархии, но уже в 1934 году умер. В 1937 году епархия была принята под юрисдикцию Вселенского Патриархата:

сменивший Жука отец Богдан Шпилька был рукоположен в Нью-Йорке во епископа архиепископом Американским Афинагором, будущим Вселенским патриархом. Во время его правления в епархии насчитывалось 45 миссий и приходов.

В 1949 году митрополит Теодорович был вторично посвящен каноническими православными епископами, что положило конец обсуждению легитимности его епископства. Многие приходы Украинской Православной Церкви Америки присоединились к его юрисдикции, которая стала самой большой украинской Церковью в США. Тем не менее, остальные Православные Церкви по-прежнему не признавали ее каноничной.

В 1971 году митрополит Теодорович скончался, его сменил митрополит Мстислав, в 1990 году избранный в Киеве патриархом Украинской Автокефальной Церкви. Его кончина в 1993 году вызвала серьезные разногласия среди православных на Украине, но украинские православные в США от участия в этих спорах воздержались.

12 марта 1995 года та часть украинской православной иерархии, которая еще не состояла в юрисдикции Вселенского Патриархата, включая Украинскую Православную Церковь США, получила ее. К этой группе принадлежат около 150 000 верующих и 200 приходов в США,

118


ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

а также в Бразилии, Западной Европе и других местах. Украинские православные в Канаде были приняты в юрисдикцию Вселенского Патриархата в 1990 году (см. Ш.С.6. Украинская Православная Церковь Канады).

Принятие Украинской Православной Церкви США в юрисдикцию Вселенского Патриархата устранило все препятствия к полному единству Украинской Православной Церкви в Америке. Объединение состоялось в ноябре 1996 года. Епископ Всеволод, глава Украинской Православной Церкви Америки, стал епископом с епархиальным центром в Чикаго (штат Иллинойс).

К несчастью, единство было поставлено под вопрос, едва оно было достигнуто. В 1996 году митрополит Украинской Автокефальной Церкви издал Томос, учреждающий приход в Кливленде (штат Огайо), и рукоположил местного священника во епископа с именем Стефан. В 1998 году 4 прихода этой Церкви были приняты в юрисдикцию Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата (см. III.D.3). Священники этих приходов были запрещены в служении и захотели установить связь с Украинским патриархатом, несмотря на его неканонический характер. Епископы Украинской Православной Церкви США резко осудили эти действия Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата на своем съезде в июне 1998 года в Виннипеге.

Украинская Православная Церковь в США имеет 115 приходов, 2 монастыря, 5 миссий. Украинская Православная Церковь в Великобритании находится в ведении епископа Ивана Деревянко. Церковь имеет свои приходы в Австралии и Новой Зеландии, где их возглавляет отец Мыкола Сердюк.

МЕСТОНАХОЖДЕНИЕ: США, ДИАСПОРА

ГЛАВА: МИТРОПОЛИТ ИРИНОПОЛЬСКИЙ КОНСТАНТИН (РОДИЛСЯ в 1936

ГОДУ, ИЗБРАН В 1995 ГОДУ)

РЕЗИДЕНЦИЯ: САУТ-БАУНД-БРУК, ШТАТ НЬЮ-ДЖЕРСИ (США)

АДРЕС В ИНТЕРНЕТЕ: http://www.uocofl'sa.org/

119


РОНАЛЬД РОБЕРСОН


III.C.3. Русская Православная Архиепископия в Западной Европе

После большевистской революции 1917 года многие русские православные верующие и священники оказались за пределами родины. В 1920 году группа русских православных епископов собралась в Константинополе, чтобы образовать автономную церковь, которая призвана была восстановить отношения с Московским патриархатом, как только это станет возможным. Эта встреча положила начало будущей Русской Православной Церкви Заграницей (см. III.D.2).

Резко антикоммунистический по своим политическим взглядам Синод епископов был осужден патриархом Тихоном, назначившим в 1921 году пребывавшего в Париже митрополита Евлогия своим законным представителем в Западной Европе*. В 1927 году Карловацкий Синод запретил митрополита Евлогия в служении и порвал с ним литургическое общение, что вызвало среди русских православных эмигрантов в Европе раскол на верных Синоду и верных Московскому патриархату, представляемому Евлогием.

В 1928 году патриарший местоблюститель митрополит Сергий (Страгородский) призвал всех русских епископов отказаться от политической деятельности и признать советскую власть. Евлогий сначала принял это требование, но в 1930 году принял в Лондоне участие в совместном с англиканами богослужении, где вознес молитвы за гонимых в Советском Союзе христиан. В ответ на это митрополит Сергий сместил Евлогия и назначил для патриарших приходов в Западной Европе другого епископа**.

Большинство русских православных епископов и верующих этой юрисдикции остались, однако, верны Евлогию и сочли требование митрополита Сергия признать советскую власть неприемлемым. В этой ситуации Евлогий обратился за помощью к Вселенскому Патриархату,

• По мнению Зарубежной Церкви, указ патриарха Тихона был принят по принуждению, в чрезвычайных обстоятельствах, и потому силы не имеет. Вместе с тем, патриарх несомненно противился участию Церкви в политической борьбе и ее идеологизации, (Прим. перев.)

** Митрополит Сергий требовал не просто отказа от политической деятельности, но и лояльности к советской власти, в том числе от тех, кто не проживал на территории СССР. Это оказалось неприемлемым и для Церкви митрополита Евлогия, и для Русской Зарубежной Церкви. (Прим. перев).

120


ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

и в 1931 году патриарх Фотий II принял Евлогия и его последователей под юрисдикцию Константинополя. С тех пор русская архиепископия стала многокультурной юрисдикцией. В настоящее время в ней 60 приходов, где служат 58 священников и диаконов; имеются 4 монашеские общины. Центр епархии - во Франции с самой большой православной общиной, у экзархата есть приходы в Бельгии, Голландии, Германии, Норвегии, Швеции и Италии.

После распада Советского Союза отношения этой группы с Русской Православной Церковью улучшились. В ноябре 1994 года, впервые после присоединения к Константинопольскому Патриархату в 1931 году, официальная делегация архиепископии посетила Московский патриархат. В мае 1995 года последовал исторический визит архиепископа Сергия в Русскую Православную Церковь.

Архиепископии принадлежит знаменитый Православный Богословский Институт Св. Сергия Радонежского в Париже. Он был основан митрополитом Евлогием в 1925 году и всемирно известен как центр православной богословской мысли.

МЕСТОНАХОЖДЕНИЕ: ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА

ГЛАВА: АРХИЕПИСКОП СЕРГИЙ КОНОВАЛОВ (РОДИЛСЯ В 1941 ГОДУ, ИЗБРАН

в 1993 ГОДУ)

ТИТУЛ: РУССКИЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ АРХИЕПИСКОП ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ

РЕЗИДЕНЦИЯ: ПАРИЖ (ФРАНЦИЯ) ЧИСЛЕННОСТЬ: около 100 000


III.C.4. Албанская Православная Епархия Америки

После установления по окончании Второй мировой войны коммунистического правления в Албании и уничтожения в 1967 году Албанской Православной Церкви (см. III.A.13), албанские православные в рассеянии, главным образом в США, оказались без окормления Церковью-матерью. В конце концов большинство из них образовали Албанскую православную архиепископию в Америке, влившуюся в Православную Церковь в Америке (см. Ш.А.15).

Небольшая группа верующих предпочла принять юрисдикцию Константинопольского Патриархата и образовала Албанскую

121


РОНАЛЬД РОБЕРСОН

Православную Епархию Америки. Ныне два прихода этой епархии (в Чикаго и Бостоне) возглавляются викарным священником, непосредственно подчиняющимся архиепископу Греческой Православной Архиепископии Америки Спиридону. МЕСТОНАХОЖДЕНИЕ: США

ГЛАВА: ОТЕЦ ИЛИЯ КАТРЕ, ВИКАРИЙ

РЕЗИДЕНЦИЯ: ЛАС ВЕГАС, ШТАТ НЕВАДА (США) ЧИСЛЕННОСТЬ: 5 100


III.C.5. Белорусский Совет Православных Церквей в Северной Америке

Эта группа состоит из 4 белорусских православных приходов в США и одного в Канаде, находящихся под юрисдикцией Вселенского Патриархата. У нее нет своего епископа, но имеется администратор, который непосредственно подчиняется архиепископу Греческой Православной Архиепископии Америки Спиридону.

МЕСТОНАХОЖДЕНИЕ: США и КАНАДА

ГЛАВА: ПРЕОСВЯЩЕННЫЙ СВЯТОСЛАВ КУС, АДМИНИСТРАТОР РЕЗИДЕНЦИЯ: САУТ-РИВЕР, ШТАТ НЬЮ-ДЖЕРСИ (США)


III.C.6. Украинская Православная Церковь Канады

В 1918 году группа украинских греко-католиков, опасаясь, что, оставаясь католиками, украинцы утратят свою самобытность, решила стать православными. После большевистской революции в России положение в Канадском православии было сложным, и прошло некоторое время, прежде чем группа нашла юрисдикцию, к которой смогла примкнуть. В конце 1919 года ее приняла в общение самопровозглашенная Украинская Православная Церковь (см. III.D.3. Украинская Православная Церковь - Киевский патриархат и Украинская Автокефальная Православная Церковь). Митрополит Иоанн Теодо-рович, рукоположенный на Украине в нарушение канонов, стал в 1924 году первым главой новой Американо-Канадской епархии. Хотя Канадская Церковь признала Теодоровича своим предстоятелем, она так и осталась особым образованием, управляемым из Виннипега.

122


ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

Эта группа бывших греко-католиков получила значительное подкрепление, когда в Канаду в большом количестве стали прибывать православные с Украины. В 1940 году она стала самой многочисленной православной общиной в Канаде и имела около 150 приходов.

В 1947 году во главе Украинской Православной Церкви Канады вместо митрополита Иоанна стал архиепископ Мстислав Скрипник из Украинской Автокефальной Церкви, прибывший из Европы. В 1950 году он ушел на покой. Церковь установила связь с Украинской Православной Церковью Заграницей, которая тогда находилась в Западной Европе.

В 1955 году Украинская Православная Церковь Канады имела 270 приходов и 76 священников. В I960 году Институт Св. Андрея в Виннипеге (основан в 1945 году) перебрался в новое место и стал отделением Манитобского университета. В это время число верующих в Церкви достигло 140 000.

В конце 1980-х годов были предприняты новые усилия урегулировать канонический статус Церкви, которые увенчались успехом 1 апреля 1990 года, когда Украинская Греко-Православная Церковь Канады была принята под юрисдикцию Вселенского Патриархата. У Церкви есть свои епископы в Виннипеге, Саскатуне и Эдмонтоне.

Несмотря на отдельные попытки проводить богослужения на английском языке, церковные власти неоднократно напоминали, что официальным литургическим языком Церкви является украинский. Институт Св. Андрея до сих пор - единственный православный институт в Канаде. В настоящее время здесь более 200 церквей и часовен Церкви, в которых служат около 100 священников.

МЕСТОНАХОЖДЕНИЕ: КАНАДА

ГЛАВА: МИТРОПОЛИТ ВАСИЛИЙ (РОДИЛСЯ в 1909 ГОДУ, ИЗБРАН в 1985

ГОДУ)

ТИТУЛ: МИТРОПОЛИТ ВИННИПЕГСКИЙ И ВСЕЯ КАНАДЫ РЕЗИДЕНЦИЯ: ВИННИПЕГ, ШТАТ МАНИТОБА (КАНАДА)

ЧИСЛЕННОСТЬ: 120 000

АДРЕС В ИНТЕРНЕТЕ: http://l'occ.ca/

123


РОНАЛЬД РОБЕРСОН


III.D. ПРАВОСЛАВНЫЕ ЦЕРКВИ НЕОПРЕДЕЛЕННОГО СТАТУСА

Канонический статус Церквей этой группы так или иначе ставится под вопрос Православием в целом. Это не значит, что все они имеют одинаковый статус; некоторые из них считаются неканоническими, некоторые - находящимися в расколе и не имеющими общения с Православной Церковью*.


III.D.1. Староверы

Староверы, или старообрядцы, появились в результате раскола Русской Православной Церкви в XVII веке. К этому времени ряд обрядов и богослужебных текстов в Русской Церкви оказались отличными от греческих. Патриарх Никон (1605-1681) "выправил" их, чтобы согласовать практику Русской Церкви с Греческой. Те верующие Русской Церкви, кто считал, что она вправе иметь свою собственную традицию, восприняли это как оскорбление*. Оппозиция сплотилась вокруг протопопа Аввакума, который в 1682 году был сожжен. Его последователей стали называть староверами, то есть теми, кто

* Как отмечено в предисловии редактора, этот раздел книги является исключением, ибо не все Церкви, собранные в ней, находятся друг с другом в литургическом общении. Их непринадлежность к Церквям, перечисленным в разделе III .А, также имеет разные причины.

С одной стороны, большая часть Церквей, помещенных автором в эту группу - греческие, румынские, болгарские старостильники и Русская Православная Церковь Заграницей, - находятся в литургическом общении друг с другом. Свое противостояние они понимают не как раскольничью деятельность и стремление организовать альтернативную Церковь, а как борьбу за единство Церкви на началах истинного православия. Разрыв с "большой Церковью" не является для них окончательным.

С другой стороны, староверы уже давно отделились от Московского патриархата и не проявляют стремления вновь соединиться с ним. Наконец, ряд "национальных" Церквей, входящих в этот раздел, возникли при распаде СССР и Югославии, их образование произошло самовольно и остается непризнанным, хотя сами они желают принадлежать к тем или иным патриархатам.

124


ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

придерживается старых, дониконовских обрядов. Староверы, число которых достигало 10% населения России, жестоко преследовались царями. В XVIII веке одни из них бежали в Сибирь и на Север, других насильно изгнали из Европейской части России. Многие староверческие общины веками жили практически в изоляции. В результате они лишились епископского окормления, у них исчезло священство. Все это, наряду с разбросанностью общин по большой территории, привело к тому, что староверы распались на 12 групп ("согласий"), каждая из которых имеет свои особенности. Староверы сохранили традиционную русскую иконопись, в то время как официальная Церковь насаждала более современные художественные формы, ориентирующиеся на светское искусство.

Староверы делятся на "половцев", сохранивших священство и таинства, и "беспоповцев", которые их отвергают. Беспоповцы живут по всей территории России от крайнего Севера и Карелии до Урала. В 1847 году бывший митрополит Сараевский (Босния) Амвросий примкнул к староверам и посвятил двух епископов для староверов, сохранивших верность священству и таинствам. Таким образом возникла иерархия самой многочисленной группы поповцев.

Только 3 мая 1905 году царь Николай II издал указ, разрешивший староверам беспрепятственно отправлять свой культ. Положение староверов после большевистской революции 1917 года плохо изучено, однако известно, что имели место попытки преодолеть раскол между староверами и патриархией. В 1929 году митрополит Сергий и Священный Синод предприняли безуспешную попытку

* Такое объяснение причин раскола, конечно, - упрощение. Раскол - явление не менее сложное, чем разрыв протестантов с католиками на Западе, и объяснять его только оскорблением национальных чувств явно недостаточно. Само исправление богослужебных книг по греческим образцам (унисрикация православного богослужения) имело в виду далеко идущие цели. Речь шла о новой роли России в мировой истории, той роли, которую она сыграла в период империи. В конечном счете старообрядцы воспротивились именно этому. Как известно, их претензии к греческим текстам (более позднего происхождения, чем церковно-славянские переводы с древних греческих подлинников) были совершенно правильными. (Прим. перев.)

125


РОНАЛЬД РОВЕРСОН

устранить разделение. В послевоенное время происходили официальные встречи с главами староверов, в результате которых в 1971 году с них были сняты анафемствования, однако литургическое общение между Русской Православной Церковью и староверами до сих пор не установлено. Самая большая группа поповцев - Белокриницкая Церковь (Согласие), названная по имени деревни на Западной Украине, где пребывает многочисленная община. До революции эта деревня находилась на территории Австрии.

В 1997 году Белокриницкая Церковь канонизировала митрополита Амвросия, от которого происходит ее священство. В настоящее время Церковь возглавляет митрополит Московский и Всея Руси Алимпий (родился в 1929 году, избран в 1988 году), руководство Церкви находится в Москве. У Церкви 120 приходов в России и 4 (не считая митрополита) епископа в Костроме, Сибири, на Украине и в Молдавии. В 1996 году Церковь открыла в Москве свою семинарию. Белокриницкая Церковь находится в полном литургическом общении со Старообрядческой Церковью Румынии, которую возглавляет митрополит Леонтий, находящийся в Брэила (Румыния).

Другая группа староверов-поповцев гораздо меньше, ее возглавляет архиепископ Новозыбковский, Московский и всея Руси Аристарх, пребывающий в Новозыбкове. Церковь обрела свою иерархию в 1920-е годы, в период всеобщей смуты. Сегодня у нее около 50 приходов, епископы в Камышине, Курске, на Урале и в Бурятии, а также в Грузии и Белоруссии.

После революции 1917 года число староверов заметно сократилось. В настоящее время они получили официальное признание, один за другим открываются староверческие храмы, испытывающие большую нужду в церковнослужителях. Точная численность староверов неизвестна, по приблизительным оценкам их от 2 до 2,5 миллионов.

126


ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ


III.D.2. Русская Православная Церковь Заграницей

После большевистской революции 1917 года более миллиона русских оказалось в эмиграции во многих странах мира. Многие бежали из России после поражения Белой армии, пытавшейся бороться с советским режимом. С этой группой Россию покинуло значительное число священников. В 1920 году 20 русских православных епископов собрались в Константинополе. Они решили создать временную автономную Церковь для русских эмигрантов, готовую восстановить канонические отношения с Московским патриархатом, как только это станет возможным. Был создан Синод епископов во главе с Антонием Храповицким, бывшим митрополитом Киевским. По приглашению Сербской Православной Церкви Синод разместился в Карловцах (Югославия).

В 1921 году Синод высказался за восстановление в России династии Романовых и тем самым заявил о своей приверженности к монархии. (Впоследствии в 1981 году Синод канонизировал царя Николая II и его семью). В мае 1922 года патриарх Тихон упразднил Синод за поддержку монархии*.

В 1928 году, после того как Карловацкий Синод решительно отверг обращение патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия Страгородского ко всем епископам об отказе от политической деятельности, Сергий издал указ о роспуске Синода. В 1934 году

* Вот как об этом событии пишет пресвитер М. Польский: "В мае месяце 1922 года во время процесса... над группой московских священников, желая предотвратить смертный приговор над ними, Патриарх исполняет настойчивое требование властей закрыть Заграничное Церковное Управление за антибольшевнцкие политические выступления заграничного духовенства. Но вырвав в таких условиях этот акт, большевики через несколько дней приговаривают священников к расстрелу и самого Патриарха арестовывают и затем заключают в тюрьму" (Новые мученики российские. Ч. 1. М. С. 101-102). Задолго до Московской патриархии Патриарх Тихон был канонизирован Русской Православной Церковью Заграницей (Прим. перев.).

127


РОНАЛЬД РОБЕРСОН

митрополит Сергий и Русский Православный Синод в Москве объявили всех епископов Карловацкого Синода подлежащими церковному суду (который так и не состоялся)*.

Большинство епископов Синода либо не пережили Второй мировой войны, либо в индивидуальном порядке вернулись в Московский патриархат. Но к карловчанам примкнули те православные епископы, которые оказались на территории Советского Союза, оккупированной нацистской Германией, а затем покинули страну. Во время войны руководство Церковью перебралось из Карловцов в Мюнхен, а в 1950 году - в США.

Московский патриархат неоднократно призывал эту группу вернуться к каноническому общению, но до сих пор безрезультатно. В 1974 году патриарх Пимен обратился к Синоду епископов, клириков и мирян Зарубежной Церкви и призвал их признать Московский патриархат и вступить в литургическое общение с ним. Патриархат более не говорил о поддержке советской власти, однако Синод по-прежнему отрицает подлинную церковность как Московского патриархата, так и тех Церквей, которые, как Православная Церковь в Америке, находятся в полном литургическом общении с ним.

Поместный собор Русской Православной Церкви, проходивший в июне 1988 года в Загорске по случаю тысячелетия Крещения Руси, обратился с призывом к единству всех русских православных и выразил надежду на скорое начало диалога для его достижения.

После падения коммунистического режима и распада Советского Союза Русская Зарубежная Церковь начала открывать свои приходы в России. В настоящее время в России и других странах СНГ насчитывается около 100 религиозных общин, которые окормляют 4 епископа. Двое из них, порвав в апреле 1994 года в Нью-Йорке

* Согласно постановлению Всероссийского Собора 1917-1918 годов от 3 (16) августа 1918 года, канонически недопустимо налагать церковные наказания за политические выступления, на что указывали митрополиту Сергию заключенные на Соловках епископы в связи с его угрозами в адрес духовенства Заграничной Церкви (см. Русская Православная Церковь в советское время. Кн. 1. М., 1995. С. 276). (Прим. перев.)

128


ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

отношения с митрополитом Виталием, основали свою "Свободную Русскую Православную Церковь" и посвятили еще 3 епископов. И хотя уже в ноябре 1994 года они вернулись в Зарубежную Церковь, а посвящение 3 епископов было объявлено недействительным, определенная напряженность в отношениях осталась*.

В середине 1990-х годов оживленные дебаты в Церкви вызвали предложения о примирении с Московской патриархией. Синод епископов Русской Православной Церкви Заграницей продолжает настаивать на том, что никакого примирения не может быть до тех пор, пока Московский патриархат не отвергнет "апостазию" "сергианства" (так Синод называет отношения между Церковью и государством в советское время) и экуменизм, который Синод считает "отречением от чистоты Православия".

Русская Православная Церковь Заграницей имеет 400 приходов, женские и мужские монастыри в 40 странах мира.

МЕСТОНАХОЖДЕНИЕ: ПО ВСЕМУ МИРУ, С НЕДАВНИХ ПОР И В РОССИИ

ГЛАВА: МИТРОПОЛИТ ВИТАЛИЙ (РОДИЛСЯ В 1910 ГОДУ, ИЗБРАН В 1986

ГОДУ)

ТИТУЛ: ПЕРВОИЕРАРХ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ

РЕЗИДЕНЦИЯ: НЬЮ-ЙОРК (США) ЧИСЛЕННОСТЬ: 150 000**

АДРЕС В ИНТЕРНЕТЕ: http://www.synod.org/

* Насколько нам известно, в настоящее время Зарубежная Церковь не имеет литургического общения с так называемой Свободной Русской Православной Церковью. (Прим. перев.)

** Цифра представляется нам сильно заниженной (Прим. перев.).

129


РОНАЛЬД РОБЕРСОН


III.D.3 Украинская Православная Церковь - Киевский патриархат и Украинская Автокефальная Православная Церковь

Несмотря на то что Церковь в Киеве пережила разрушения города монголами в 1240 году, киевские митрополиты вскоре обосновались в Московском княжестве. Эта ситуация продолжалась до 1448 года, когда в Киеве, находившемся под властью Речи Посполитой, была учреждена особая митрополия под юрисдикцией Константинополя. С 1461 года московские епископы стали именовать себя митрополитами Московскими, а не Киевскими. Наконец Москва стала центром Русского государства, и Киев оказался под ее властью. В 1686 году православный митрополит Киева был переподчинен Москве (Константинополем акт этот никогда не был призан).

Итак, Православная Церковь на Украине оставалась частью Русской Православной Церкви вплоть до провозглашения Украиной независимости в тот смутный период, что последовал за Первой мировой войной и русской революцией. В 1919 году правительство молодой республики издало закон, разрешающий учреждение автокефальной Украинской Православной Церкви. Среди христиан на Украине началось движение за создание автокефальной Церкви, которая, была учреждена на собравшемся в 1921 году соборе. Поскольку в движении не участвовало ни одного епископа, собор решил поставить своего лидера пресвитера Василия Липкивского в митрополита Киевского и всея Украины посредством возложения на него рук присутствовавших на соборе священников и мирян. Из-за столь неправославного способа установления иерархии и из-за пренебрежительного отношения к каноническим правилам эта Церковь не была признана ни одной православной Церковью. Тем не менее, в 1924 году у нее уже было 30 епископов и 1500 священников и диаконов, служивших в 1100 приходах, и около 6 миллионов членов. Из-за активного участия мирян Церковь стала известна как "соборно-правная", то есть управляемая соборно.

Когда Украина стала частью Советского Союза, новые власти сперва положительно отнеслись к Украинской Православной Церкви,

130


ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

но в конце 1920-х годов усмотрели в ней опасное выражение украинского национализма. Под давлением властей Церковь объявила о самороспуске и в 1930 году влилась в Московский патриархат. Тем не менее, во время немецкой оккупации Украины Украинская Православная Церковь была временно восстановлена епископами, рукоположенными канонически законными польскими православными епископами. Впоследствии это дало основание говорить об апостоличности этой Церкви, что некоторыми Церквями по-прежнему отрицается.

Как бы то ни было, после возвращения советской власти Украинская Православная Церковь была вновь подавлена. Ситуация оставалась такой до тех пор, пока в последние годы существования Советского Союза не была гарантирована религиозная свобода. В новых условиях в июне 1990 года в Киеве собрался собор Украинской Православной Церкви, который избрал патриархом находившегося в эмиграции в США митрополита Мстислава. В октябре 1990 года он вернулся на Украину, чтобы возглавить возрождающуюся Церковь.

После 21 мая 1992 года, когда Московский патриархат сместил митрополита Филарета Киевского, лишив его 11 июня священства, ситуация еще более усложнилась. Филарета обвинили в том, что он хотел отколоть свою Церковь от Москвы. Тогда он примкнул к автокефальной Украинской Православной Церкви и объявил себя местоблюстителем патриарха Мстислава, вернувшегося в США. Попытки Филарета учредить Украинскую автокефальную Церковь были поддержаны украинским правительством. Все это произошло, однако, без ведома патриарха Мстислава, который в ноябре прервал все связи с Филаретом.

Это, в свою очередь, привело к расколу автокефальной Церкви на приверженцев Мстислава и Филарета. Последние стали называть себя "Украинская Православная Церковь - Киевский патриархат". После смерти 11 июня 1993 года патриарха Мстислава каждая из двух Церквей избрала своего предстоятеля. 7 сентября 1993 года патриархом Украинской автокефальной Церкви стал 77-летний отец Владимир Ярема, получивший имя Димитрий I, a 21 октября 1993 года патриархом Украинской Православной Церкви Киевского патриар-

131


РОНАЛЬД РОБЕРСОН

хата - 67-летний отец Василий Романюк, получивший имя Владимир I. В 1995 году он умер, и его место занял Филарет, который принял патриаршество 22 октября 1995 года. В феврале 1997 года Филарет был отлучен от Церкви собором епископов Московского патриархата. В результате на Украине в настоящее время имеется три православные юрисдикции. Самая многочисленная-Украинская Православная Церковь Московского патриархата, возглавляемая митрополитом Владимиром Сабоданом. Согласно официальной статистике, обнародованной в марте 1998 года, она насчитывает 7541 приход. Ее руководство размещается в пещерном монастыре Киево-Печерской Лавры в Киеве.

Следующая по численности - Украинская Православная Церковь Киевского патриархата, возглавляемая патриархом Филаретом I;

у нее 21 епархия, 14 монастырей, 4 семинарии и 1977 приходов. Ее руководство размещается в церкви Св. Владимира в Киеве.

Украинская Автокефальная Церковь является третьей по численности, ее 1085 приходов находятся, в основном, в Западной Украине. В конце 1996 года собор епископов Автокефальной Церкви сместил патриарха Димитрия за приписываемые ему финансовые злоупотребления, что привело к разделению Церкви на две соперничающие группировки. Многие члены Украинской Православной Церкви принадлежат к диаспоре, все они находятся под юрисдикцией Константинопольского патриархата (см. III.С.2. Украинская Православная Церковь США и Рассеяния; III.C.6. Украинская Православная Церковь Канады).


I1I.D.4. Белорусская Автокефальная Православная Церковь

На протяжении столетий Белоруссия была частью Российской империи, а затем Советского Союза. Все это время большинство ее православных верующих входило в Русскую Православную Церковь. Когда власть Москвы ослабла во времена хаоса после революции 1917 года, были предприняты (в 1922 и 1927 годах) безуспешные попытки

132


ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

учредить автокефальную Белорусскую Православную Церковь. Во время нацистской оккупации немцы поддерживали возрождение религиозной жизни и открытие православных церквей, с тем чтобы ослабить связь местного населения с Москвой. В этой ситуации в 1942 году группа белорусских епископов провозгласила Белорусскую Православную Церковь автокефальной. К 1944 году у Церкви было 10 иерархов в 9 епархиях - митрополит, 2 архиепископа, 7 правящих епископов и один викарный епископ. Когда советские войска заняли Белоруссию, автокефальный статус Церкви был отменен. Епископы эмигрировали на Запад, и большинство из них примкнуло к Русской Православной Церкви Заграницей, однако в 1949 году группа белорусских епископов-эмигрантов объявила свою автокефалию. Эта группа существует только в диаспоре и не признана ни одной православной Церковью.

В 1991 году, после обретения Белоруссией независимости, Автокефальная Церковь здесь так и не возникла. В конце 1970-х годов после смерти архиепископа Андрея Крита в Белорусской автокефальной Церкви, имеющей сейчас 12 приходов, произошел раскол. Одну группу возглавляет архиепископ Михаил Мацюкевич (один приход в Канаде, один в Австралии и 5 в США), другую - митрополит Изяслав Бруцкий (2 прихода в Австралии и 3 в Англии). Общая численность Белорусской Православной Церкви оценивается в 140 000. Есть еще 4 прихода Белорусской Православной Церкви в США и один в Канаде под юрисдикцией Вселенского Патриархата (см. III.C.5. Белорусский Совет Православных Церквей в Северной Америке).


III.D.5- Македонская Православная Церковь

С давних пор Македония является важным геополитическим центром на Балканах, за который вели борьбу Турция, Сербия, Болгария и Греция. Во времена пребывания Македонии под управлением Османской империи Православная Церковь в Македонии была частью Константинопольского Патриархата. После окончания Балканских войн (1912-1913) турецкому правлению был положен конец, и южная

133


РОНАЛЬД РОБЕРСОН

Македония стала частью Греции. При этом северная Македония, населенная славянами, которые по имени страны называют себя македонцами, вошла в новообразованное Югославское королевство. По соглашению со Вселенским Патриархатом православные верующие северной Македонии объединились в Сербский патриархат и образовали в нем три епархии. Когда после окончания Второй мировой войны к власти в Югославии пришли коммунисты, они решили реорганизовать Югославию на федеративной основе и способствовали появлению в ее составе Македонской республики. Коммунисты поддержали чаяния македонцев, которые хотели утвердить свою национальную самобытность, с тем чтобы те поддержали новое правительство. Тогда же правительство одобрило усилия македонцев, мечтавших создать отдельную Македонскую Православную Церковь. В октябре 1958 года в Охриде состоялся Церковный и Национальный собор, собравший 220 священников и мирян, на котором было решено восстановить древнюю архиепископскую кафедру в Охриде и автономию Македонской Православной Церкви. На Соборе были избраны 3 новых епископа для трех новых епархий Церкви. Это избрание было расценено как неканоническое, поскольку на нем присутствовал всего один епископ. Тем не менее новая Церковь заявила, что пребывает в каноническом единстве с Сербской Православной Церковью в лице Сербского патриарха. В июне 1959 года Сербский Священный Синод признал свершившийся факт, и в следующем месяце избранные епископы были хиротонисованы сербскими православными епископами. Осенью 1966 года Македонская Православная Церковь официально обратилась к Сербскому Патриархату с просьбой предоставить ей автокефальный статус, но в мае 1967 года собор епископов Сербской Церкви отверг эту просьбу. Македонцы настаивали на своем и 17-19 июля 1967 года созвали собор в Охриде. 19 июля, основываясь на резолюции собора, Священный Синод Македонской Церкви провозгласил автокефалию Православной Церкви Республики Македония. Митрополит получил новый титул "архиепископ Охридский и Македонский". Все это открыто поддерживалось правительством Македонии, члены которого присутствовали на поставлении архиепископа и воздали ему подобающую честь.

134


ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

В сентябре 1967 года Синод Сербской Церкви объявил Македонскую Православную Церковь раскольничьей религиозной организацией и порвал с ее иерархией все литургические и канонические отношения, хотя и сохранил их с простыми верующими. Это решение было поддержано другими Православными Церквями: ни одна из них не признала каноничности Македонской Церкви.

Распад Югославии в 1991 году привел к провозглашению независимой Македонской Республики, но название этой республики оспаривается Грецией, и она не получила признания большинства стран мира. В декабре 1991 года архиепископ Гавриил покинул свой пост предстоятеля Церкви, как полагают, по причине разногласий среди иерархии относительно канонического статуса Церкви, однако его упросили отказаться от отставки после того, как Священный Синод заявил о солидарности с ним.

В середине 1992 года Сербский патриарх Павел принял делегацию епископов Македонской Православной Церкви и обсудил с ней канонический статус Церкви, но переговоры так и не привели к восстановлению литургического общения. И если нынешнее правительство бывшей Югославской Республики Македония решительно выступает за церковную автокефалию, то Константинопольский патриарх Варфоломей заявляет, что этот статус не может быть признан, поскольку мотивы его требования чисто политические. Ко времени объявления в 1967 году об автокефалии Македонская Православная Церковь насчитывала 334 священника, служивших в 400 приходах. Монашество находилось в сильнейшим упадке: в 1992 году в Церкви было всего-навсего 10 монахинь, которые жили при общинах Битолы и Прилепа, тогда же возникла община монахов в старинном монастыре Св. Наума на озере Охрид. Около двух третей населения Македонии - православные.

МЕСТОНАХОЖДЕНИЕ: БЫВШАЯ ЮГОСЛАВСКАЯ РЕСПУБЛИКА МАКЕДОНИЯ,

ДИАСПОРА В СЕВЕРНОЙ АМЕРИКЕ И АВСТРАЛИИ

ГЛАВА: АРХИЕПИСКОП МИХАИЛ (РОДИЛСЯ В 1912 ГОДУ, ИЗБРАН В 1993

ГОДУ)

ТИТУЛ: АРХИЕПИСКОП ОХРИДСКИЙ И МАКЕДОНСКИЙ

РЕЗИДЕНЦИЯ: СКОПЛЕ (БЫВШАЯ ЮГОСЛАВСКАЯ РЕСПУБЛИКА МАКЕДОНИЯ)

ЧИСЛЕННОСТЬ: 1 200 000

135


РОНАЛЬД РОБЕРСОН


III.D.6. Старостильные Православные Церкви

После Первой мировой войны некоторые Православные Церкви, начиная с Константинопольского Патриархата, по разным причинам стали переходить с юлианского календаря на григорианский (называемый на Востоке "новым стилем"), который опережает первый на 13 дней. В настоящее время большинство Православных Церквей (за исключением Иерусалима, России, Сербии и Горы Афон) используют "новый стиль" для непереходящих праздников, а юлианский календарь - для Пасхи и связанных с нею переходящих праздников. Подобные расхождения есть и среди католиков восточного обряда: например, украинские греко-католики в США используют юлианский календарь.

Когда в 1924 году Священный Синод при поддержке правительства проводил реформу календаря в Греческой Церкви, она вызвала среди простых клириков и мирян сильнейшее сопротивление. Они утверждали, что такого рода реформу можно проводить только после созыва Вселенского Собора. Хотя разногласия возникли по поводу календаря, оппозиция усмотрела в принятии "нового стиля" одно из последствий воздействия народившегося экуменизма и неправославных Церквей, которое, с ее точки зрения, нарушало чистоту православной веры.

В мае 1935 года 3 епископа Греческой Церкви вернулись к старому календарю и возглавили возникшее движение. Вскоре они посвятили еще 4 епископов, но потом один из инициаторов и двое вновь посвященных вернулись в Греческую Церковь. Священный Синод немедленно сместил 4 остальных "старостильных" епископов, лишил их епископского сана и на пять лет сослал в отдаленный монастырь. Кроме того, Священный Синод призвал правительство либо принять строгие меры против оппозиции, либо согласиться на возвращение к юлианскому календарю. Власти, однако, отказались от решительных мер - отчасти потому, что те, кто находился в оппозиции реформам, поддерживали монархию, бывшую тогда слабой.

Через несколько месяцев четыре смещенных епископа вернулись в Афины. Противники нового календаря известны как "старо-стильники", или Истинно Православная Церковь Греции. Вначале их

136


ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

возглавлял митрополит Флоринский Хризостом. Вскоре в этой группе начались расколы из-за споров о действительности таинств в Греческой Православной Церкви: меньшинство настаивало на том, что таинства официальной Церкви безблагодатны. После смерти Хризостома в 1955 году старостильники остались без иерархов, пока в I960 году епископы Русской Православной Церкви Заграницей не посвятили для них нескольких новых епископов. В 1970 году возник новый раскол, который привел к тому, что в 1979 году образовались два соперничающих Синода: возглавляемый архиепископом Гардикским Авксентием и митрополитом Коринфским Каллистом. В 1983 году Каллист ушел на покой, и его сменил митрополит Мегарский Антоний.

В 1984 году от Авксентиевского Синода откололась группа, возглавляемая митрополитом Пирейским Геронтием. В том же году Синод митрополита Антония самораспустился и примкнул к Синоду митрополита Геронтия, то есть к тем, кто отрицает благодатность таинств Греческой Церкви. Главою Синода был избран архиепископ Хризостом II. К этому времени из епископов-старостильников таинства Греческой Церкви признавали только митрополит Оропосский и Филейский Киприан и митрополит Сардинский Иоанн. В 1985 году они хиротонисовали новых епископов и нашли поддержку у старо-стильников Румынии и Болгарии. В 1994 году архиепископ Авксентий умер, и к середине 1998 года новый глава его Синода избран не был. В настоящее время Синод, возглавляемый архиепископом Хризостомом II, - самый многочисленный среди групп старостильников в Греции. Второй по численности - Синод во главе с митрополитом Киприаном. Число приверженцев Синода, прежде возглавляемого архиепископом Авксентием, в Греции заметно сократилось, но достаточно велико за ее пределами, в частности, в США.

Существует небольшая группа крайнего толка, так называемых "матфеевцев", имеющая в Греции около 40 священников и сильную монашескую традицию в женском Введенском монастыре в Кератеа (300 монахинь) и мужском Преображенском монастыре (60 монахов). Несколько десятков тысяч приверженцев этой группы уверены, что они единственные православные, оставшиеся в мире.

Несмотря на все эти разделения, греческие старостильники воспринимают себя как единое движение. Хотя в Греции, особенно в 1950-е годы, старостильники подвергались сильным гонениям, сегодня

137


РОНАЛЬД РОБЕРСОН

они существуют вполне свободно. Они утверждают, что их сотни тысяч, что у них более 200 священников в 120 приходах, 38 из которых находятся вокруг Афин, и около 100 монастырей. Церкви старо-стильников можно узнать по отсутствию в них электрического освещения и скамеек, и по таким особенностям богослужения, как традиционное византийское пение и частые всенощные бдения.

Сходное движение старостильников возникло в Румынии после того, как в 1924 году патриарх Мирон Кристя ввел григорианский календарь. Во главе оппозиции стоял настоятель молдавского Покровского Скита иеромонах Гликерий. К 1936 году он построил 40 церквей, в основном, в Молдавии. Румынское правительство приняло строгие меры по пресечению движения: перед началом Второй мировой войны все старостильные церкви были закрыты. После войны Гликерий возобновил свои усилия, и более половины церквей было вновь открыто. Коммунисты позволили движению выжить, хотя время от времени и подвергали его гонениям. В 1955 году ушедший на покой румынский православный митрополит Галактион Кордун примкнул к старостильникам, поставляя им священников. Он самостоятельно поставил трех новых епископов, установив, таким образом, непрерывную иерархию. Румынские старостильники, в отличие от греческих, не претерпели расколов. Сегодня, как полагают, румынские старостильники насчитывают 500 000 верующих. В 1998 году в этой Церкви было 6 епископов, 119 священников, 30 диаконов, 218 монахов, 427 монахинь, 110 приходов и 13 больших монашеских общин (6 мужских и 7 женских). Первоиерарх митрополит Власий (избран в 1992 году) имеет резиденцию в Преображенском монастыре в Слэтьоара, духовном и административном центре Церкви.

Старостильная Православная Церковь существует и в Болгарии, где патриарх в 1960-х годах ввел новый календарь. Болгарских старостильников возглавляет епископ Триадицкий Фотий (родился в 1956 году, хиротонисован в 1993 году), это довольно большая община. К ней относятся 19 священников, 3 диакона, 17 приходов, 9 часовен, один женский монастырь (25 монахинь) и один мужской (20 монахов). Административный центр Церкви - в Софии.

Старостильники Румынии и Болгарии, умеренные старостильники Греции, возглавляемые митрополитом Киприаном, и Русская Православная Церковь Заграницей находятся в полном литургическом общении.

138

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова