Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Билл Вэнн

Папа и Пиночет

Почему Ватикан защищает массовые убийства

18 марта 1999 г.

Cм. библиографию.

Нижеследующая статья была впервые опубликована на англоязычной странице Мирового Социалистического Веб Сайта 4 марта 1999 г.
http://www.wsws.org/ru/1999/mar1999/pope-m18.shtml

Сообщения о том, что Папа Иоанн Павел II обратился к британскому правительству с призывом освободить Аугусто Пиночета по "гуманитарным мотивам", вызвали бурное возмущение организаций по защите прав человека и родственников жертв кровавого режима Пиночета в Чили.

Представитель Ватикана Джоакин Наварро Валлс (Valls) подтвердил, что Папа ходатайствовал за бывшего чилийского диктатора. Он отказался подтвердить сообщения прессы о том, что вмешательство Ватикана осуществилось в форме письма, адресованного Папой Каролем Войтылой Палате лордов Британии, которая в настоящее время решает, выдать ли Пиночета Испании, где ему предъявляют обвинения в массовых убийствах и пытках, или же позволить ему вернуться в Чили.

"Папский престол поддерживает национальное примирение везде, в том числе и в Чили", - сказал представитель Ватикана.

В Чили организация, представляющая родственников "исчезнувших", опубликовала открытое письмо Папе, в котором было заявлено: "Католическая церковь не может проповедовать, что убийства, похищения и пытки тысяч оппозиционеров могут относиться к преступлениям, которые окажутся безнаказанными".

В Аргентине организация под названием "Матери Плаца де Майо", самая известная организация родственников десятков тысяч жертв военной диктатуры, которая правила этой страной в семидесятые и в начале восьмидесятых годов, пошла дальше, обвинив Иоанна Павла II в "защите убийц".

"Мы обращаемся к Вам как к простому гражданину, потому что нам кажется абсурдным, что от имени папского престола в Ватикане, не зная или не пострадав лично от пыток электрошоком, увечий, насилий, Вы решили, во имя Иисуса Христа, просить милосердия для убийцы", - говорится в письме, которое эта организация передала папскому нунцию в Буэнос-Айресе.

"Иисус был распят, а над его телом надругались иудеи, которые, подобно Вам сегодня, защищали убийц", - говорится далее в этом письме.

По-видимому, усилия Папы по защите Пиночета начали предприниматься с прошлого ноября, вскоре после того, как представители чилийского правительства, возглавляемого христианскими демократами, встретились с госсекретарем Ватикана кардиналом Анджело Содано. В обращении от имени Ватикана Содано повторил аргументы, выдвигаемые защитниками Пиночета, в том числе чилийской военщиной и вообще правыми в Латинской Америке. Он представил это как вопрос национального суверенитета, безоговорочно поддерживая пытки и массовые убийства политических оппонентов как законные действия государства. В то же время он выразил озабоченность относительно "равного отношения к малым государствам", предполагая, что в случае судебного преследования Пиночета, надежного орудия империалистической политики США в Латинской Америке, может пострадать национальная независимость Чили.

Для многих латиноамериканских стран, основной религией которых является католичество, "гуманная" забота Папы о человеке, который руководил уничтожением и пытками десятков тысяч рабочих, студентов и интеллигентов, произвела жестокое и страшное потрясение. Однако для тех, кто знаком с ролью Ватикана в течение десятилетий существования латиноамериканских диктатур, защита Папой Пиночета не является ни удивительной, ни непонятной.

Лорд Ламонт (Lamont), экс-министр финансов при премьер-министре тори Маргарет Тэтчер, выразил уверенность, что вмешательство со стороны Ватикана было осуществлено непосредственно самим Папой и сделано им как человеком, который признает "вклад этого генерала в защиту свободы в ходе "холодной войны"". Ламонт добавляет: "Папа мог бы понять довод в пользу спасения страны от угрозы марксистской диктатуры".

Ватикан полностью поддерживал кровавые преступления, которые осуществлялись против трудящихся Чили и всей Латинской Америки поддерживаемыми со стороны США диктатурами в период с шестидесятых по восьмидесятые годы. Несмотря на то, что тысячи воспитанных в католических традициях студентов вдохновлялись в течение этого периода - отчасти также и доктринами II Ватиканского собора - на борьбу с огромным социальным неравенством, которое захватило весь континент, церковные власти осуществляли свою историческую функцию защитника частной собственности, государства и вооруженных сил правящих олигархий и фундаментальных интересов империализма США.

Некоторые латиноамериканские критики защиты Папой Пиночета сравнили эту ситуацию с Нюрнбергским процессом по делу нацистских военных преступлений по окончании Второй Мировой войны. Ватикан, говорят они, не требовал освобождения Геббельса, Геринга и других обвиняемых на этом процессе. Однако этот аргумент игнорирует тот факт, что хотя Ватикан и не мог подать свой голос в защиту обвиняемых на процессе в Нюрнберге, он использовал свои значительные ресурсы для того, чтобы как можно больше фашистских массовых убийц избежали наказания.

Так называемая "крысиная тропа", созданная Ватиканом, позволила многим из них бежать из руин Третьего рейха в Латинскую Америку, используя фальшивые паспорта Ватикана и защиту Международного Красного Креста. Массовые убийцы вроде Адольфа Эйхмана, Клауса Барбье и Анте Павелича препровождались в порт Буэнос-Айреса под видом священников. Сотни других офицеров СС тайно переправлялись из Европы подобным путем. Некоторые, как Барбье, прибывали в качестве опытных специалистов для латиноамериканских диктатур в делах репрессий и пыток, которые столь охотно использовались нацистами.

Несмотря на недавнюю декларацию, выражающую сожаление по поводу Холокоста, Ватикан так никогда и не представил отчета о своих усилиях по спасению от ответственности тех индивидов, которые руководили геноцидом против евреев. Многие документы, относящиеся к этому постыдному альянсу, остаются запертыми в подвалах Ватикана.

В период революционных социальных сражений, которые потрясали Латинскую Америку, начиная с шестидесятых годов, церковные власти были более чем готовы оказывать свою помощь похожим на нацистов силам. В Brasil Nunca Mais, книге, опубликованной католическим архиепископством Сан-Паулу, где содержится страшный список репрессий, убийств и пыток, совершавшихся в течение существовавшей 21 год военной диктатуры в Бразилии, сделано следующее признание:

"Церковные власти играли фундаментальную роль в создании идеологического климата, благоприятного для выступления военных, участвуя в антикоммунистической кампании, поддержанной консервативными элитами: против аграрной реформы, против забастовочного движения".

Именно католическая церковь цементировала движение бразильского среднего класса, которое достигло своей кульминации в массовых маршах, прошедших в главных городах страны под лозунгом "Семья, Бог и свобода" и которые создали почву для захвата власти военными. Бразилия стала прототипом для переворотов, подготовляемых ЦРУ в одной стране за другой, а ведущая роль католических властей воспроизводилась в Чили, Уругвае, Аргентине и других странах.

В статьях, опубликованных в прошлом году по поводу двадцатипятилетней годовщины военного переворота, свергнувшего выбранного чилийского президента Сальвадора Альенде, лидеры Христианско-демократической партии этой страны, тогда находившейся в парламенте в роли правой оппозиции, отвергали указания на то, что они ответственны за призывы к военным свергнуть правительство. Нет, говорили они, именно церковь играла в этом руководящую роль.

После переворота церковь и чилийская хунта поддерживали чрезвычайно тесные связи. В самом деле, лицо, сегодня руководящее кампанией Ватикана по освобождению бывшего диктатора, кардинал Содано, госсекретарь Ватикана, был представителем Папы в Сантьяго с 1978 по 1988 годы. Он был одним из главных организаторов визита Папы в Чили в 1988 году, в ходе которого он дал причастие диктатору и провел личную аудиенцию для него во дворце Ла-Монеда, подвергнутому воздушному налету и ставшему местом убийства всего 15 лет назад.

В Аргентине существует достаточное количество свидетельств по поводу в равной степени тесных и зловещих связях между церковью и диктатурой. После переворота 1976 года в этой стране, монсиньор Тортоло, глава католического епископата, зашел так далеко, что сравнивал военную хунту с пасхальным воскресением, а ее главаря генерала Хорхе Виделу - с Ииусом Христом.

Некоторые из бывших военных палачей, которые дали показания об ужасах того периода, рассказывали, что церковь выступала в роли средства поддержания работы механизма подавления. Католические священники назначались капелланами в воинские подразделения, которые обеспечивали функционирование мест пыток и концентрационных лагерей, в которых заключенные подвергались чрезвычайно жестоким пыткам.

В местах, где беременные женщины подвергались пыткам электрошоком, а у маленьких детей ломали одну кость за другой перед их матерями, чтобы вырвать признания и вызнать сведения, эти капелланы принимали исповедь заключенных перед смертью, в то же время уверяя палачей, что их деятельность являлась и необходимой, и нравственной.

Адольфо Франциско Сцилинго (Scilingo) является бывшим морским офицером, который признал свою роль в так называемых "переводах" из центров пыток, при которых политические заключенные после впрыскивания им успокаивающего лекарства сбрасывались с вертолета в залив Ла-Плата. Он рассказал священнику о чувстве вины, которое охватывало его во время этих миссий. "Он говорил мне, что это была христианская смерть, потому что они не страдали, что они не получали повреждений, что они должны быть уничтожены, что война есть война и даже в Библии говорится об уничтожении сорной травы с плодородного поля", - вспоминал он.

Другие морские офицеры подтвердили, что хунта обсуждала свой способ казни заключенных с высокопоставленными церковными чинами. Одно из наиболее суровых обвинений, выдвинутых против церкви семьями пропавших без вести в Аргентине, это то, что Ватикану и его представителям представлялись подробные списки тех, кого военные держали в заключении и казнили. Эти списки, содержавшие тысячи имен, никогда не публиковались и использовались только в том случае, если члены известных и состоятельных католических семей попадали в лапы хунты.

Наконец в 1991 году, после того, как главари военной хунты были признаны виновными в политических массовых убийствах, пытках и других преступлениях и после этого помилованы перонистским президентом Карлосом Менемом, они присоединились к нему в качестве почетных гостей на приеме, данном представителем Ватикана в Буэнос-Айресе по случаю тринадцатой годовщины избрания Войтылы Папой.

Даже тогда, когда военные репрессии затрагивали саму церковь, Ватикан продолжал играть роль политической и идеологической опоры реакции. В Сальвадоре, когда архиепископ Арнульфо Ромеро испрашивал аудиенции у Папы в 1980 году, чтобы рассказать о полномасштабном насилии поддерживаемой США военщины против народа, он получил резкий отказ и ему сказали, чтобы он не "преувеличивал". Через несколько недель, после проповеди, критиковавшей военную помощь США сальвадорскому режиму и убеждавшей сальвадорских солдат не повиноваться приказам убивать безоружных граждан, Ромеро был убит во время публичной церковной службы. Вскоре после этого Ватикан назначил на его место Фернандо Саенца Лакалле, бывшего католического капеллана вооруженных сил Сальвадора.

Таким образом, в то время как по Латинской Америке ходят известия о "гуманном" призыве Папы простить Пиночета, обращенном к Британии, возникает вопрос: кто простит Папу?


 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова