Из книги:
Россия на рубеже веков. М.: Российский независимый институт
социальных и национальных проблем, РОССПЭН; 2000. 447 с.
Номер страницы предшествует тексту на ней.
Все материалы - исследования криптоправительственного института, проводившиеся,
помимо прочего, на деньги германского фонда им. Фридриха Эберта. Религиозный отдел
(Центр "Религия в современном обществе") в институте возглавляет Мих.
Петр. Мчедлов.
Раздел 7 - из исследования по молодежи 1997 г. См. мониторинг
2000 г. его же.
7. РЕЛИГИОЗНОСТЬ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Анализ религиозности российской молодежи позволяет прежде всего
констатировать новое - по сравнению с данными доперестроечного периода
явление. Речь идет о преодолении ранее бытовавших среди молодежи
отрицательных, насаждаемых школьными программами и атеистическим
воспитанием в целом, стереотипов (вроде того, что "религия
мешает развитию науки", "религия - удел старушек"
и т. д.).
Если еще 10-15 лет тому назад среди всех возрастных групп самый
низкий показатель религиозности (1 - 2%) был среди молодых (среди
взрослых - около 10%), то ныне возрастные различия не влияют сколько-нибудь
заметно на религиозность населения. В этом можно убедиться по ответам
респондентов всех мировоззренческих групп. Так, верующих в Бога
среди опрошенной молодежи оказалось 32,1%, а среди взрослых - 34,9%;
колеблющихся между верой и неверием - соответственно 27% и 27,6%;
/стр. 144/
безразлично относящихся к религии - 13,9% и 14,7%; неверующих -
14,6% и 13,5%. Относительно заметная разница фиксируется лишь среди
верующих в сверхъестественные силы (соответственно, 12,4% и 9,3%),
что, видимо, связано с увлечением молодежи различными формами нетрадиционной
религиозности, в том числе вневероисповедной мистикой (вера в общение
с духами, магию, знахарство, гадание, колдовство, астрологию). Развитию
отмеченного интереса к оккультизму, эзотерическим направлениям,
всегда возрастающего в эпохи крутых общественных перемен, содействует
и распространяемая в последнее время в изрядном количестве оккультная
литература.
Для объективного понимания роли и места религии в сознании молодежи
важно учесть и то, что значительное число молодых людей - отнюдь
не только верующих в Бога, но и представителей других мировоззренческих
групп, включая индифферентных и неверующих, - считают себя сторонниками
традиционных религий.
Сказывается здесь, среди прочих причин, тесная связь религиозного
и национального самосознания. Отрицая свою религиозность при мировоззренческой
самоидентификации, молодежь в то же время относит себя к приверженцам
традиционных религиозных объединений. Таким образом, православие
или ислам воспринимаются не только как собственно религиозная система,
а как естественная культурная среда, национальный образ жизни ("русский
- поэтому православный", "татарин - поэтому мусульманин").
Так, к православным отнесли себя не только 56,2% колеблющихся, 24,1%
верующих в сверхъестественные силы, но и 8,8% индифферентных и даже
2,1% неверующих молодых людей.
Религиозное мировоззрение многих молодых людей довольно рыхло,
размыто. Например, к колеблющимся между верой и неверием отнесли
себя 32,7% православных, 30,0% мусульман, 14,3% протестантов; к
верующим в сверхъестественные силы -6,5% православных, 6,7% мусульман,
6,3% католиков, 10,0% иудеев, а также 37,7% верующих, не принадлежащих
к какой-либо конкретной конфессии.
Уважение к национально-конфессиональным традициям, однако, вовсе
не означает готовности беспрекословно следовать социально-политическим
и духовным предписаниям религиозных лидеров. Так, на вопрос: "Какую
роль, по Вашему мнению, должны
/стр. 145/
играть религиозные организации в духовной и общественной жизни
нашей страны? ", ответы распределились следующим образом. in
активную роль конфессий именно в общественно-политической жизни
общества высказалось лишь 5,4% молодых респондентов. значительно
больше (24,0%) считают, что деятельность конфессий должна быть направлена
только на удовлетворение религиозных шчребностей верующих, и почти
половина (49,2%) молодых людей полагает, что деятельность конфессий
должна быть строго ограничена - служить укреплению духовности и
нравственности в обществе. Сходные ответы были получены и среди
взрослого населения (соответственно 7,0%; 24,0%; 59,7%).
Этот тезис примерно в равной мере распространен в общественном
мнении молодежи, принадлежащей к самым разным мировоззренческим
группам (верующие в Бога - 56,1%, колеблющиеся - 52,4%, верующие
в сверхъестественные силы - 58,4%, индифферентные - 35,0%, неверующие
- 34,2%), а также конфессиональных групп (православных - 56,0%,
мусульман - 60,0%, католиков 75,0%, протестантов - 64,3%, буддистов
- 50,0%).
Таким образом, большинство молодежи, положительно относясь к возрастанию
влияния религиозных организаций, фактически выражает пожелание,
чтобы религиозные организации четко определили свое место в общественной
жизни и не вмешивались я сферы, лежащие вне их компетенции.
Довольно чуткое и заинтересованное отношение верующая молодежь
проявляет к государственно-церковным отношениям. Интересно, что
верующая молодежь, как и население в целом, воспринимает идеи религиозного
плюрализма. Тезис о том, что православие должно стать государственной
религией, разделяют 11,5% молодых респондентов и 16,3% взрослых.
Равенство же религий перед законом, независимо от их вероучения
и истории поддержали 40,0% молодых и 40,8% взрослых. Готовы отдать
пред-шгггение традиционным религиям, ограничивая деятельность новых
конфессий, соответственно 23,2% и 28,2%.
Примечательны суждения на этот счет в мировоззренческих и конфессиональных
группах. Больше всего поддерживают идею придать православию государственный
статус верующие в Бога (17,4%), а наименее расположены к этому верующие
в сверхъестественные силы (5,7%). За равенство религий выступает
большинство во всех мировоззренческих группах с удивительно равными
/стр. 145/ показателями - около среднего значения по молодежной
выборке 40,0%. Знаменательно, что аналогичный показатель также среди
взрослого населения - 40,8%. Среди сторонников оказывать предпочтение
традиционным религиям выявился известный разброс мнений от 22,0%
(верующие в Бога) до 18,5% (неверующие).
В конфессиональных группах государственный статус православия готовы
поддержать 18,4% православных и 5,6% буддистов при полном отказе
от этого респондентов-мусульман, като ликов, протестантов, иудеев.
Идея равенства религий нашла более значительную поддержку у 37,0%
православных, 44,0% буддистов, 57,1% протестантов, 70,0% иудеев,
80,% мусульман. За предпочтение традиционным религиям высказались,
естественно, представители этих же конфессий - 24,2% православных,
20,0% мусульман, 22,2% буддистов и только 14,3% протестантов.
Для понимания роли религии в мировоззрении молодежи важны, конечно,
не только вербальные суждения. Убедиться в том, что отношение к
вере, восприятие ее норм и правил в системе ценностей современной
молодежи занимает далеко не ведущее место, помогают ее ответы на
ряд вопросов, раскрывающих действительное место религии в повседневной
жизни опрошенных.
Так, на вопрос: "Чем Вы занимаетесь в свободное время? "
лишь 3,2% опрошенных ответили "посещаю церковь (религиозные
объединения)". При этом среди конфессиональных групп наибг
лее склонны посещать религиозную обитель молодые мусульмане (13,3%)
и протестанты (57,1%). Менее популярным у молодежи и плане проведения
досуга, чем посещение церкви, является только посещение политических
организаций (0,4%). Заметим, что, хотя к православным себя относят
46,3% опрошенной молодежи, около 4,0% из них посещают церковь. На
вопрос: "Каков Ваш обычный круг неформального общения?"
только 4,4% ответили "единомыш ленники, разделяющие мои религиозные
и политические взгляды"
Рассматриваемая проблема очевидного "обмирщения" цен
ностей и предпочтений молодежи может быть раскрыта и путем анализа
ответов на вопрос об ее идеалах. Так, если только у 22,0° опрошенных
в жизни есть идеал, которому бы хотелось подри жать, то из них лишь
у 11,4% в качестве идеала для подражани i выступает духовный наставник.
На вопрос "С кем бы Вы могли поделиться своими самыми сокровенными
мыслями? " лишь 3,4% опрошенных назвали духов /с. 147/ ного
наставника. Небезынтересно, что среди верующих в сверхъестественные
силы этот показатель составил 6,9%, то есть в два раза больше, чем
в среднем. Видимо, это говорит о том, что в их жизни большую роль
играют новоявленные идолы, гуру, современные "колдуны"
и т. д.
Обратимся далее к кругу вопросов, раскрывающему взаимоотношения
конфессионально-мировоззренческих факторов с социально-экономическими,
политическими установками и ориен-(гциями молодежи. Выяснилось,
что среди верующих в Бога менее остро воспринимаются потери в ходе
реформ: выигравших- 13,6%, я проигравших - 20,4%, среди неверующих
- соответственно, 12,5% и 33,8%. Та же сдержанность наблюдается
в ответах верующих на вопрос: проводятся ли нынешние реформы в России
в интересах молодежи, будущего страны. О том, что реформы не соот-пстствуют
интересам молодежи, заявили 46,6% верующих в Бога (уверены в таком
соответствии только 12,3%), 43,6% колеблющихся (считают, что соответствуют,
12,2%), 49,0% верующих в сверхъестественные силы (считают, что соответствуют,
11,8%), 53,7% неверующих (считают, что соответствуют, 11,0%).
Примечательно, что верующая молодежь чуть менее пессимистично оценивает
перспективы развития России в ближайшие 5-10 лет.
Более сдержанная позиция молодых верующих проявляется и по другим
пунктам. Например, в ответах на вопрос, нравится ли им в целом сегодняшняя
жизнь в России, безоговорочное "да" высказали 9,2% верующих
и 6,8% неверующих.
Определенные различия между верующей и неверующей молодежью сказываются
и в степени проявления интереса к политике (среди группы неверующих
в 1,5 раза больше, чем в группе перующих, тех, кто внимательно следит
за политической информацией в стране), а также в степени участия
в работе политических партий, митингах, демонстрациях, забастовках
и т. д. (в течение последнего года группа неверующих в два раза
больше участвовала в подобных акциях). Исследование также показало,
что верующие менее склонны к открытым формам протеста: в случае
значительного ухудшения жизни молодежи и их семей готовы принять
участие в рпчличных акциях протеста 8,2% верующих в Бога, 4,9% колеблющихся,
4,1% верующих в сверхъестественные силы, 9,5% без-ршлично относящихся
к религии и 15,7% неверующих.
О РЕЛИГИОЗНОСТИ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ
МЧЕДЛОВ М.П.
(МЧЕДЛОВ Михаил Петрович - доктор философских наук,
профессор,
директор исследовательского центра Российского независимого института
социальных и национальных проблем.)
Российский независимый институт социальных
и национальных проблем в ноябре-декабре 1997г. по заказу московского
представительства Фонда им. Ф. Эберта провел общероссийское репрезентативное
социологическое исследование на тему: "Молодежь в новой России:
Какая она? Чем живет? К чему стремится?"
Объект исследования, проведенного
по специальной социологической анкете (формализованное интервью),
включал две группы: основную, собственно молодежь в возрасте от
17 до 26 лет включительно (всего опрошено 1974 чел.), и контрольную,
представляющую старшее поколение в возрасте от 40 до 60 лет (всего
опрошено 774 чел.).
Исследование проведено в 12-ти территориально-экономических
районах РФ (согласно районирования ГКС России), а также в Москве
и Санкт-Петербурге по квотной выборке с соблюдением общероссийских
параметров квот по полу, возрасту, национально-этническому составу
и социально-профессиональной принадлежности (с учетом данных ГКС
РФ на 1.01.1997 г.). В соответствии с имеющимися статданными и задачами
исследования, опрос проводился среди следующих социально-профессиональных
групп молодежи: рабочие предприятий, шахт и строек; инженерно-техническая
интеллигенция; гуманитарная и творческая интеллигенция; работники
сферы бытовых и интеллектуальных услуг; кадровые офицеры армии и
милиции; предприниматели малого и среднего бизнеса; студенты вузов
и молодежь села. В целях осуществления межпоколенческого анализа
результатов исследования, в составе старшего поколения были опрошены
представители тех же социально-профессиональных групп (за исключением
студентов).
Одна из задач исследования касалась
выявления параметров религиозности молодежи России.
Анализ позволил прежде всего констатировать
новое - по сравнению с данными доперестроечного периода - явление.
Речь идет о преодолении ранее бытовавших среди молодежи отрицательных,
насаждаемых школьными программами и атеистическим воспитанием в
целом, стереотипов (вроде того, что "религия мешает развитию науки",
"религия - удел старушек" и т.д.).
Если еще 10-15 лет назад среди всех
возрастных групп самый низкий показатель религиозности (1-2%) был
среди молодых (среди взрослых- около 10%), то ныне возрастные различия
не влияют сколько-нибудь заметно на религиозность населения. В этом
можно убедиться по ответам респондентов всех мировоззренческих групп.
Так, верующих в Бога среди опрошенной молодежи оказалось 32,1%,
а среди взрослых-34,9%; колеблющихся между верой и неверием соответственно
27% и 27,6%, безразлично относящихся к религии 13,9% и 14,7%, неверующих-
14,6% и 13,5%. Относительно заметная разница фиксируется лишь среди
верующих в сверхъестественные силы (соответственно 12,4% и 9,3%),
что, видимо, связано с увлечением молодежи различными формами нетрадиционной
религиозности, в том числе вневероисповедной мистикой (вера в общение
с духами, магию, знахарство, гадание, колдовство, астрологию).
Для объективного понимания роли и
места религии в сознании молодежи важно учесть и то, что значительное
число молодых людей - отнюдь не только верующих в Бога, но и представителей
других мировоззренческих групп, включая индифферентных и неверующих,
- считает себя сторонниками традиционных религий.
Сказывается здесь среди прочих причин
тесная связь религиозного и национального самосознания. Отрицая
свою религиозность при мировоззренческой самоидентификации, молодежь
в то же время относит себя к приверженцам традиционных религиозных
объединений. Таким образом, православие или ислам воспринимаются
не только как собственно религиозная система, а как естественная
культурная среда, национальный образ жизни ("русский - поэтому православный",
"татарин - поэтому мусульманин"). Так, к православным отнесли себя
не только 56,2% колеблющихся, 24,1% верующих в сверхъестественные
силы, но и 8,8% индифферентных и даже 2,1% неверующих молодых людей.
Особо подчеркнем и то, что само мировоззрение,
в том числе и религиозное, многих молодых людей далеко от "монолитности",
его характеризует довольно сложная структура и размытость. Например,
к колеблющимся между верой и неверием отнесли себя 32,7% православных,
30,0% мусульман, 14,3% протестантов; к верующим в сверхъестественные
силы 6,5% православных, 6,7% мусульман, 6,3% католиков, 10,0% иудеев,
а также 37,7% верующих, не принадлежащих к какой-либо конкретной
конфессии.
Уважение к своим национально-конфессиональным
традициям, однако, вовсе не переходит в готовность беспрекословно
следовать социально-политическим и духовным предписаниям религиозных
руководителей. Тем интереснее проследить, каким видится место религиозных
организаций нынешней молодежи в новых условиях общественно-политической
жизни России. Так, на вопрос: "Какую роль, по Вашему мнению, должны
играть религиозные организации в духовной и общественной жизни нашей
страны?", ответы распределились следующим образом. За активную роль
конфессий именно в общественно-политической жизни общества высказалось
лишь 5,4% молодых респондентов. Значительно больше (24,0%) считают,
что деятельность конфессий должна быть направлена только на удовлетворение
религиозных потребностей верующих, и почти половина (49,2%) молодых
людей полагает, что деятельность конфессий должна быть строго ограничена
- служить укреплению духовности и нравственности в обществе. Сходные
ответы были получены и среди взрослого населения (соответственно
7,0%, 24,0%, 59,7%).
Полулярность этого тезиса в общественном
мнении молодежи подтверждает и то, что в поддержку духовно-нравственной
деятельности религиозных организаций выступают представители всех
мировоззренческих групп (верующие в Бога- 56,1%, колеблющиеся -
52,4%, верующие в сверхъестественные силы - 58,4%, индифферентные
- 35,0%, неверующие - 34,2%), а также конфессиональных групп (православных
-56,0%, мусульман - 60,0%, католиков - 75,0%, протестантов - 64,3%,
буддистов -50,0%).
Таким образом, большинство молодежи,
положительно относясь к возрастанию влияния религиозных организаций,
фактически выражает пожелание, чтобы религиозные организации четко
определили свое место в общественной жизни и не вмешивались в сферы,
лежащие вне их компетенции. Эти настроения и мнения воплощаются
также в гражданские действия, политическое поведение населения,
что можно проиллюстрировать, например, на отношении верующих к политическим
объединениям на конфессиональной основе. Напомним, что на парламентских
выборах в декабре 1995 года "Христианско-демократический союз- христиане
России" набрали лишь 0,3% голосов электората, общероссийское мусульманское
движение "Hyp" - 0,6%, а общественно-политическое движение "Союз
мусульман России" не смогло собрать подписи для участия в выборах.
Нельзя сбрасывать со счетов и другую,
пока недостаточно проявляемую тенденцию: наличие хотя и малого числа
респондентов в мировоззренческих и конфессиональных группах, выступающих
за активную роль конфессий в собственно мирской сфере- общественно-политической
жизни (среди верующих в Бога 10,9%, верующих в сверхъестественные
силы- 3,7%, православных- 8,0%, мусульман -10,0%). Подобные, по
сути клерикальные настроения и ориентации, могут при определенных
условиях (ущемление национальных чувств, нарушение конституционных
принципов, в первую очередь равенства религиозных организаций перед
законом, использование религиозных чувств экстремистскими лидерами
и т.д.) расшириться. Современная жизнь дает основания для таких
предположений.
Довольно чуткое и заинтересованное
отношение верующая молодежь проявляет к разным аспектам политического
бытия конфессий, в том числе государственно церковным отношениям.
Интересно в этой связи проследить, насколько уважительно в стране,
где Конституция провозглашает светский характер государства, равенство
конфессий перед законом, верующая молодежь, как и население в целом,
воспринимает идеи религиозного плюрализма. Разумеется, тут перекрещиваются
интересы различных религиозных организаций, поэтому восприятие и
трактовка этой проблемы не могут быть одинаковыми. И все же главное,
как показало исследование, то, что, в отличие от некоторых религиозных
руководителей, население, в том числе молодое, не соглашается с
идеей исключительности одной религии. Тезис о том, что православие
должно стать государственной религией, разделяют 11,5% молодых респондентов
и 16,3% взрослых. Равенство религий перед законом, независимо от
их вероучения и истории, поддержали 40,0% молодых и 40,8% взрослых.
Готовы отдать предпочтение традиционным религиям, ограничивая деятельность
новых конфессий, соответственно 23,2% и 28,2%.
Как видим, хотя в нашем обществе поутихли
дискуссии, связанные с миссионерской деятельностью зарубежных религиозных
организаций, как и новых конфессий, в общественном мнении (разделяемом
почти четвертью опрошенных) существует на этот счет устойчивый иммунитет.
Примечательны суждения на этот счет
в мировоззренческих и конфессиональных группах. Больше всего поддерживают
идею придать православию государственный статус верующие в Бога
(17,4%), а наименее расположены к этому верующие в сверхъестественные
силы (5,7%). За равенство религий выступает большинство во всех
мировоззренческих группах с удивительно равными показателями- около
среднего значения по молодежной выборке 40,0%. Знаменательно, что
аналогичный показатель также среди взрослого населения - 40,8%.
Среди сторонников оказывать предпочтение традиционным религиям выявился
известный разброс мнений от 22,0% (верующие в Бога) до 18,5% (неверующие).
В конфессиональных группах государственный
статус православия готовы поддержать 18,4% православных и 5,6% буддистов
при полном отказе от этого респондентов-мусульман, католиков, протестантов,
иудеев. Идея равенства религий нашла более значительную и довольно
дружную поддержку, хотя и с разными показателями, у 37,0% православных,
44,0% буддистов, 57,1% протестантов, 70,0% иудеев, 80% мусульман.
За предпочтение традиционным религиям высказались, естественно,
представители этих же конфессий - православные 24,2%, мусульмане
20,0%, буддисты 22,2% и только 14,3% протестантов.
Для понимания роли религии в мировоззрении
молодежи важны толкования ею нравственных сдержек, характера возможных
действий в различных жизненных ситуациях, в том числе неординарных.
Вниманию молодежи был предложен перечень действий, не поощряемых
общественной моралью, тем более религиозной. Сравнение ориентации
и действий верующей молодежи с общими данными по выборке наглядно
показывает, как это ни парадоксально, что в отношении к сомнительным
мирским "развлечениям", и даже к девиантным формам поведения нет
принципиальной разницы ответов верующей молодежи от средних данных
по выборке. Убедиться в том, что отношение к религии, восприятие
ее норм и правил в системе ценностей современной молодежи занимает
далеко не ведущее место, помогают ответы и по другим позициям.
Так, на вопрос: "Чем Вы занимаетесь
в свободное время?" лишь 3,2% опрошенных ответили "посещаю церковь
(религиозные объединения)". При этом среди конфессиональных групп
наиболее склонны посещать религиозную обитель молодые мусульмане
(13,3%) и протестанты (57,1%). Менее популярным у молодежи в плане
проведения досуга, чем посещение церкви, является только посещение
политических организаций (0,4%). Заметим, что хотя к православным
себя относят 46,3% опрошенной молодежи, около 4,0% из них посещает
церковь. На вопрос: "Каков Ваш обычный круг неформального общения?"
только 4,4% ответили "единомышленники, разделяющие мои религиозные
и политические взгляды".
Рассматриваемая проблема очевидного
"обмирщения" ценностей и предпочтений молодежи может быть раскрыта
и путем анализа ответов на вопрос об идеалах. Так, если только у
22,0% опрошенных в жизни есть идеал, которому бы хотелось подражать,
то из них лишь у 11,4% в качестве идеала для подражания выступает
духовный наставник.
На вопрос "С кем бы Вы могли поделиться
своими самыми сокровенными мыслями?" лишь 3,4% опрошенных назвали
духовного наставника. Небезынтересно, что среди верующих в сверхъестественные
силы этот показатель составил 6,9%, то есть в два раза больше, чем
в среднем. Видимо, это говорит о том, что в их жизни большую роль
играют новоявленные идолы, гуру, современные "колдуны" и т.д.
Обратимся далее к кругу вопросов,
раскрывающему взаимоотношения конфессионально-мировоззренческих
факторов с социально-экономическими, политическими установками и
ориентациями молодежи. В частности, ответы во всех мировоззренческих
группах - будь то верующая, колеблющаяся, индифферентная или неверующая
молодежь - выявили общую тенденцию: тех, кто считает, что проиграл
от проводимых в России реформ, значительно больше, чем тех, кто
считает, что выиграл от них. Однако среди верующих в Бога это противоречие
менее острое: выигравших -13,6%, а проигравших - 20,4%, среди неверующих
соответственно 12,5% и 33,8%. Еще более разительны ответы на вопрос:
проводятся ли нынешние реформы в России в интересах молодежи, будущего
страны. В различных мировоззренческих группах ответы отличаются
значительной убежденностью в том, что реформы не соответствуют интересам
молодежи, будущего страны. Так считает 46,6% верующих в Бога (уверены
в таком соответствии только 12,3%), 43,6% колеблющихся (считают,
что соответствуют, 12,2%), 49,0% верующих в сверхъестественные силы
(считают, что соответствуют, 11,8%), 53,7% неверующих (считают,
что соответствуют, 11,0%).
Примечательно, что на фоне отсутствия
оптимизма среди значительной части молодежи относительно судеб своей
страны все же верующие чуть менее пессимистично оценивают перспективы
развития России в ближайшие 5-10 лет.
Более сдержанна позиция молодых верующих
по другим позициям. Например, в ответах на вопрос, нравится ли им
в целом сегодняшняя жизнь в России, безоговорочно "да" высказали
9,2% верующих и 6,8% неверующих. Сравнительно большая склонность
и тяга верующей молодежи к спокойному образу жизни, вечным жизненным
ценностям проявилась и в том, что среди достижений желаемого в различных
сферах наибольший интерес у нее, впрочем, как и у всей молодежи,
вызывают получение хорошего образования, создание счастливой семьи,
занятие любимым делом.
Определенные различия между верующей
и неверующей молодежью сказываются и в степени проявления интереса
к политике (среди группы неверующих в 1,5 раза больше, чем в группе
верующих, тех, кто внимательно следит за политической информацией
в стране), а также в степени участия в работе политических партий,
митингах, демонстрациях, забастовках и т.д. (в течение последнего
года группа неверующих в два раза больше участвовала в подобных
акциях). Исследование также показало, что верующие менее склонны
к открытым формам протеста. Показательна в этой связи возможная
реакция мировоззренческих групп в случае значительного ухудшения
жизни молодежи и их семей. Готовы при таком повороте событий принять
участие в различных акциях протеста 8,2% верующих в Бога, 4,9% колеблющихся,
4,1% верующих в сверхъестественные силы, 9,5% безразлично относящихся
к религии и 15,7% неверующих.
В группе верующих больше проявляется
и патриархальное, исконно русское понимание "правильности" (справедливости)
норм социального общежития, что продемонстрировали ответы на вопрос
о том, как надо относиться к Закону. Среди склонных его соблюдать
во всех случаях, даже если он не вполне соответствует сегодняшним
реальностям, верующих в Бога и в сверхъестественные силы меньше,
чем безразличных и неверующих (7,9% и 8,2% против 13,9% и 11,0%).
Значительно ближе для верующих идея "не так важно, соответствует
ли что-либо закону или нет, - главное, чтобы это было справедливо"
(соответственно 36,5% и 42,4% против 28,1% и 28,8%).
Итак, религиозность, как и все мировоззрение
современной молодежи, имеет довольно сложную структуру. При общем
возрастании по сравнению с прошлыми десятилетиями числа верующих,
среди молодых людей выявляется довольно значительная часть (более
50%) неопределившихся - колеблющихся между верой и неверием, а также
индифферентных и верящих в безликие сверхъестественные силы. Нерелигиозный
тип мировоззрения продолжает занимать значительное место в сознании
молодежи. Сама же религиозная молодежь в большей мере выступает
за сохранение семейных и национальных ценностей, и, при всей озабоченности
злободневными общественно-политическими реалиями, не готова в настоящее
время к их решительной переделке.
Социологические исследования
|