Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Илья Семененко-Басин

Канонизации святых в Украинской Православной Церкви Московского Патриархата: 1993 - 1996 годы

По публикации: И. Басин. Канонизация святых в Украинской Православной Церкви Московского Патриархата: 1993 - 1996 годы // Вестник Русского христианского движения. 1997. № 176. С. 209 - 234. С любезного разрешения автора

Церковная смута, начавшаяся на Украине во второй половине 1980-х годов, одним из своим последствий имела изменение статуса Украинского экзархата Русской Православной Церкви. Определением Архиерейского Собора, состоявшегося в Москве 25 - 27 октября 1990 года, экзархат вместе с новым именем - Украинская Православная Церковь - получил самую широкую автономию, сохраняя каноническую связь с Московским Патриархатом. После церковного суда над Киевским митрополитом Филаретом (Денисенко) и извержением его из сана в 1992 году, предстоятелем Украинской Православной Церкви стал митрополит Владимир (Сабодан). Через год на Украине состоялись первые канонизации местночтимых святых (ещё раз хочу подчеркнуть, что речь идёт о единственной каноничной Украинской Православной Церкви, а не об Украинской Автокефальной Православной Церкви и не об Украинской Православной Церкви-Киевском Патриархате).

К сожалению, недостаточная информационная связь между странами СНГ и кризис в середине 1990-х годов официальных изданий Московского Патриархата лишили значительную часть православных за пределами Украины известий о новых украинских святых. Мне приходилось сталкиваться с полным или частичным неведением об украинских канонизациях даже в среде моих коллег, агиологов и историков Церкви. Поэтому я надеюсь, что сведения, собранные здесь, принесут пользу самым разным людям.

Даты событий, происшедших до 31 января (старого стиля) 1918 года, указываются по юлианскому календарю, более поздние даты приводятся по календарю григорианскому. Даты празднования памяти святых даются по юлианскому и григорианскому календарям. Литература о святых указана выборочно, названы лишь самы важные и наиболее доступные издания.

* * *

В 1993 году Священный Синод Украинской Православной Церкви канонизировал для местного почитания (в пределах Украины) тридцать шесть святых: двадцать шесть священномучеников, трёх мучеников, одного исповедника и шесть преподобных (из этих шести двое - свв. Феофил и Паисий - почитаются церковным народом не столько как аскеты, сколько как юродивые).

Преподобный Досифей (17?? - 1776) в начале 1740-х годов поселился в пригороде Киева, на горе Китай. Вырыв пещеру и затворившись в ней, святой подражал подвигам древних печерских аскетов: держал строжайший пост, не пользовался огнём, проводя время в непрестанной молитве. В 1744 году, с разрешения императрицы, посетившей подвижника, пострижен в рясофор. Прославился прозорливостью, с паломниками разговаривал через затворённую дверь кельи-пещеры. Благословил Прохора Машнина, будущего преп. Серафима, отправиться в Саровскую пустынь. Ненадолго Досифея перевели в Киево-Печерскую Лавру, но через некоторое время отшельник добился, чтобы церковные власти отпустили его на прежнее место. Умер 25 сентября 1776 г., похоронен в своей Китаевской пустыни. Существует устойчивая легенда, будто бы отшельник в действительности был женщиной, дворянской дочерью Дарьей Тяпкиной. Мнение это, принятое некоторыми агиографами, не имеет никаких документальных подтверждений. Быть может, именно поэтому святой был канонизирован как преподобный Досифей, а не преподобная Досифея.

Литература: Свящ. В. Зноско. Рясофорный монах (девица) Досифей, затворник Киево-Печерской Лавры и первый руководитель-наставник пр. Серафима Саровского. Киев, 1906 (репринт: М., 1997); Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. М., 1909. [Далее - Жизнеописания]. Сентябрь. С. 255 - 270; Киевские подвижники благочестия. Киев, 1994. [Далее - Киевские подвижники]. Т. 1. С. 3 - 72.

Преподобный Феофил (1788 - 1853), в миру Фома Андреевич Горенковский, родился в Махнове (Киевская губерния) в семье приходского священника. В младенчестве пережил тяжелейшую психологическую травму - мать святого несколько раз покушалась на его жизнь. С 1812 г. послушник Киевского Братского монастыря, в 1821 г. пострижен с именем Феодорит. В 1827 г. посвящён в сан иеромонаха, вскоре после этого начал юродствовать. В 1834 г. пострижен в великую схиму с именем Феофил. Подвижник держал строгий пост, его келья была завалена толстым слоем мусора, кишащим насекомыми, одежда обшита грязными лоскутами. За провокационное поведение, чудачества, ужасающую грязь пользовался нерасположением монастырского начальства и Киевского митрополита, но был чрезвычайно любим народом. Славился прозорливостью. Принимал на послушание келейников из числа многочисленных поклонников. Из-за неспособности правильно отправлять богослужение в 1848 г. запрещён в служении, в 1849 г. переведён на жительство в Китаевскую пустынь при Киево-Печерской Лавре. Мрачный, нелюдимый, Феофил только к концу жизни перестал в беседах с паломниками отделываться притчами и символическими действиями, но начал вступать в прямой разговор. Умер 28 октября 1853 г., похоронен в Китаевской пустыни рядом со св. Досифеем. В 1993 г. обретены мощи святого, находящиеся ныне в храме возобновлённой обители.

Литература: Свящ. В. Зноско. Христа ради юродивый иеросхимонах Феофил, подвижник и прозорливец Киево-Печерской Лавры. Киев, 1906 (репринт: М., 1996); Жизнеописания. М., 1909. Октябрь. С. 779 -794; Киевские подвижники. Т. 2.

Преподобный Парфений Киево-Печерский (1790 - 1855), в миру Пётр Иванович Краснопевцев, родился в селе Симоново (Тульская губерния) в семье церковного причетника. Мистическая одарённость святого проявлялась с юности. С 1819 г. послушник Киево-Печерской Лавры, в 1824 г. пострижен с именем Пафнутий, в 1830 г. посвящён в сан иеромонаха. Строгий нестяжатель. Главным в духовном делании святого были совершенное незлобие, кротость и непрестанная Иисусова молитва. В 1838 г. пострижен в великую схиму с именем Парфений. С этого времени Иисусова молитва творится в сердце святого даже во сне. В трудные или переломные моменты жизни Парфению являлись святые-покровители и Богородица, от которой Парфений получил объяснение великой схимы: "Схимничество есть - посвятить себя на молитву за весь мир". Духовная жизнь святого строилась на размышлении о тайне Воплощения и на созерцании единства Иисуса Христа и Богородицы в домостроительстве спасения и в искупительных страданиях. Сложил несколько широко известных молитв ко Христу и Богородице. Парфений был духовником Киевского митрополита Филарета (Амфитеатрова), последние шестнадцать лет жизни ежедневно служил Литургию в его домовой церкви. Особое видение заставило Парфения периодически прерывать уединение ради приёма посетителей. Своим духовным детям заповедал борьбу со страстями, непрестанную молитву ради стяжания Святого Духа, ежедневное чтение Евангелия и Псалтири. Умер 25 марта 1855 г., в день Благовещенья, совпавшего с Пятницей Страстной недели. Широкое народное почитание Парфения началось сразу после его смерти. Память празднуется 17/30 марта.

Литература: Жизнеописания. М., 1907. Март. С. 211 - 231; Киевские подвижники. Т. 1. С. 121 - 181; Преподобный Парфений Киево-Печерский. М., 1996.

Преподобный Паисий (1821 - 1893), в миру Прокопий Григорьевич Яроцкий, родился в Лубнах (Полтавская губерния) в семье купца. В 16 лет тайно покинул дом и был принят послушником в Киево-Печерскую Лавру. С самого поступления в монастырь проявил множество странностей. В 1854 г. пострижен с именем Паисий. Начал юродствовать, был переведён в Китаевскую пустынь. Вскоре святой, уже не признававший приличия, в грязной одежде, с железным посохом, начал скитаться по Киеву, ночуя на улице или в Лавре. Питался объедками, зимой переносил морозы, стоя на коленях в снегу. Бывая в церкви, находился в постоянном движении, обличая молящихся, гоняясь за видимыми ему призраками, нарушая богослужение криками и причудливыми телодвижениями. Юродство привлекало к Паисию множество почитателей; для свидания с ним приезжали из отдалённых городов и сёл. Прославился чудотворениями и прозорливостью. При общении с людьми любимым занятием святого было грозное обличение. В 1867 г. Киевский митрополит пытался водворить Паисия в Китаевской пустыни под надзор в отдельной келье, но из этого ничего не получилось. Умер 17 апреля 1893 г., похоронен на кладбище Спасо-Преображенской пустыни при Киево-Печерской Лавре.

Литература: Жизнеописания. М., 1912. Т. дополнительный. Ч. 1. С. 590 - 648; Свящ. В. Зноско. Христа ради юродивый старец Паисий, рясофорный инок Киево-Печерской Лавры. Киев, 1992.

Преподобный Алексий Голосеевский (1840 - 1917), в миру Владимир Иванович Шепелев, родился в Киеве в дворянской семье. От рождения был немым, чудесно исцелён в возрасте 12 лет Киевским митрополитом Филаретом (Амфитеатровым). С 1853 г. послушник митрополита, под его руководством получил хорошее домашнее образование. В 1857 г. принят послушником в Киево-Печерскую Лавру, в 1872 г. пострижен с именем Алексий, в том же году посвящён в сан иеродиакона, в 1875 г. - в иеромонаха. С 1875 г. и до смерти несёт послушание духовника при разных храмах Лавры. Прославился прозорливостью. На исповедь к святому стекались люди со всей Украины, из Петербурга, Москвы, с Урала, Кавказа, из Сибири. Паства Алексия состояла преимущественно из представителей самых низших сословий, но часто совета у Алексия просили епископы, в частности, Киевские митрополиты. Духовное руководство святого было проникнуто любовью к кающемуся и сознанием долга общественного служения. Не требуя от духовных детей отсечения воли и полного послушания, Алексий воздействовал на жизнь пасомых прежде всего своей молитвой. Именно как пламенный молитвенник он и был знаменит. Занимался благотворительностью. В 1896 г. участвовал в открытии мощей св. Феодосия Черниговского, и св. Феодосий явился Алексию. Умер 11 марта 1917 г., похоронен в Голосеевской пустыни при Киево-Печерской Лавре. Почитание Алексия началось сразу после смерти святого, могила его была местом паломничества и в самые тяжёлые годы гонений. В 1993 г. обретены мощи св. Алексия, находящиеся ныне в храме возобновлённой Голосеевской пустыни.

Литература: Киевские подвижники. Т. 3. С. 279 - 334.

Священномученик Онуфрий, архиепископ Курский (1889 - 1938), в миру Антон Максимович Гагалюк, родился в местечке Посад-Ополе (Люблинская губерния, ныне на территории Польши) в семье лесничего. В юности, во время тяжёлой болезни, молодому семинаристу явился преп. Онуфрий Великий и исцелил его. Антон Гагалюк окончил Петербургскую Духовную Академию, принял постриг и священный сан, в 1915 г. назначен преподавателем Пастырско-миссионерской семинарии при Григориево-Бизюковском монастыре Херсонской епархии. После революции служил в Бориславле, позднее - в Кривом Роге. В 1923 г. посвящён во епископа Елизаветградского, викария Одесско-Херсонской епархии. После первой архиерейской литургии арестован. Находился в тюрьмах Елизаветграда, Одессы, Кривого Рога, Харькова; вёл миссионерскую работу среди уголовников. После освобождения на правах ссыльного жил в Харькове, по благословению св. Тихона, Патриарха Московского, управляя оттуда Одесской епархией. Боролся с обновленчеством, написал большое количество богословских, апологетических и исторических статей, неустанно проповедовал. С 1926 по 1928 г. находился в ссылке в глухом селе на Урале, потом год содержался в Тобольске и Сургуте. В заключении написал шестьдесят богословских статей. В 1929 г., после освобождения, признал церковную власть митрополита Сергия (Страгородского) и его Синода, назначен на кафедру в Старый Оскол. Несмотря на стеснения, Онуфрий много проповедует, активно борется с обновленчеством, добивается открытия храмов. В 1933 г. был под арестом, в том же году назначен епископом Белгородским, викарием Курской епархии, а вскоре - епископом Курским. В 1934 г. возведён в сан архиепископа. В 1935 г. приговорён к десяти годам концлагеря. В заключении работал в Средне-Бельском совхозе Дальневосточного лагеря. В марте 1938 г. арестован в концлагере и приговорён к казни. Расстрелян 1 июня 1938 г. (возможно, в Благовещенске). В Харьковской епархии имя Онуфрия окружено широчайшим народным почитанием. Память празднуется 19 мая/1 июня.

Литература: Прот. М. Польский. Новые мученики российские. Jordanville, 1957. [Далее - Польский. Мученики]. Т. 2. С. 122 - 123; I. Andreyev. Russia`s catacomb saints. Lives of the new martyrs. Platina, California, 1982. P. 385- 403. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917 - 1943 /Сост. М. Е. Губонин. М., 1994. [Далее - Акты Тихона]. С. 444, 446, 876, 913, 927, 930, 947, 985 - 986.

Священномученик Александр, архиепископ Харьковский (1851 - 1940), в миру Александр Феофанович Петровский, родился в городе Луцк Волынской губернии. Окончил юридический факультет Университета, принял постриг и священный сан. После революции архимандрит Александр организовал для монахинь, изгнанных из своих монастырей, скит на реке Псел; в 1932 г. скит был разгромлен. В 1932 г. посвящён во епископа Уманского; принадлежал к иерархии, признававшей церковную власть митрополита Сергия (Страгородского) и его Синода. В 1933 г. переведён на Винницкую кафедру, а в 1937 г. - на Харьковскую в сане архиепископа. Общительность, живость характера, сердечная мягкость сочетались у святого с мудростью, умением легко решать конфликты, мирить и вдохновлять людей. В Харькове еженедельные литургии Александра собирали тысячи человек, каждое воскресенье причащение длилось несколько часов. Уже в июле 1938 г. был арестован, в 1939 г. приговорён к десяти годам концлагеря. Во время доследования умер в тюремной больнице 24 мая 1940 г. С большим риском верующие выкрали тело архиепископа и тайно похоронили на Залютинском кладбище Харькова; в течение многих лет могила святого была местом молитвы и паломничества. Память празднуется 11/24 мая.

Литература: Польский. Мученики. Т. 2. С. 78 - 83; Акты Тихона. С. 703, 917, 953, 959.

Новомученики Слободской Украины

Священник Семён Кириллович Оськин (1880 - 1937). Родился 24 мая 1880 г. в селе Песчаное Харьковской губернии. Рукоположен после революции 1917 года. Ко времени ареста не служил, проживал в селе Печенеги Печенежского района Харьковской области. В июне 1937 г. арестован и приговорён к смертной казни. Расстрелян 5 сентября 1937 г. в Харькове.

Священник Иван Петрович Фёдоров (1871 - 1937). Родился в селе Старое Сеславино Тамбовской губернии. Рукоположен в 1930 г. Служил в селе Андреевка Балаклейского района Харьковской области. В августе 1937 г. арестован и приговорён к смертной казни. Расстрелян 7 сентября 1937 г. в Харькове.

Священник Степан Александрович Андронов (1867 - 1937). Родился 15 сентября 1867 г. в селе Золочёв Харьковской губернии. Рукоположен в 1923 г. С 1931 г. служил в селе Пришиб Балаклейского района Харьковской области. В октябре 1937 г. арестован и приговорён к смертной казни. Расстрелян 13 ноября 1937 г. в Харькове.

Священник Николай Тимофеевич Мигулин (1872 - 1937). Родился 4 декабря 1872 г. в селе Малая Волча Харьковской губернии. Рукоположен после революции 1917 года. Служил в селе Будёновка Ольховатского района Харьковской области. В сентябре 1937 г. арестован и приговорён к смертной казни. Расстрелян 13 ноября 1937 г. в Харькове.

Священник Дионисий Андреевич Чаговец (1886 - 1937). Родился в селе Дергачи Харьковской губернии. Служил в селе Андреевка Балаклейского района Харьковской области. В октябре 1937 г. арестован и приговорён к смертной казни. Расстрелян 28 ноября 1937 г. в Харькове.

Иеромонах Паисий (Москот) (1869 - 1937). Родился 8 декабря 1869 г. в селе Пески Радьковские Харьковской губернии. В 1909 г. принят в Святогорский Успенский монастырь. Рукоположен в 1911 г. После закрытия в 1922 г. Святогорского монастыря переехал в Тверскую область, где служил в одном из монастырей до 1924 г. В 1924 - 1936 гг. сельский священник в Сибири. В 1936 г. вернулся в село Пески Радьковские, где на дому крестил детей. В октябре 1937 г. арестован и приговорён к смертной казни. Расстрелян 15 декабря 1937 г. в Харькове.

Священник Иаков Ильич Мартыненко (1878 - 1937). Родился 4 января 1878 г. в селе Коротич Харьковской губернии. До 1937 г. был священником села Малиновка Чугуевского района Харьковской области, но к моменту ареста уже не служил. В октябре 1937 г. арестован и приговорён к смертной казни. Расстрелян 16 декабря 1937 г. в Харькове.

Священник Иван Васильевич Тимонов (1879 - 1937). Родился в селе Чернянск Курской губернии. Служил в селе Кочеток около Чугуева. В октябре 1937 г. арестован и приговорён к смертной казни. Расстрелян 16 декабря 1937 г. в Харькове.

Иеромонах Антоний (Горбань) (1866 - 1937). Родился 22 января 1866 г. в селе Горбани Полтавской губернии. Монашество принял до революции 1917 г. Служил в разных церквях Харькова, не имея собственного прихода. В ноябре 1937 г. арестован и приговорён к смертной казни. Расстрелян 22 декабря 1937 г. в Харькове.

Священник Алексей Николаевич Татаринов (1885 - 1938). Родился 30 марта 1885 г. в селе Кунье Харьковской губернии. Служил в посёлке Гнидовка (пригород Изюма). В декабре 1937 г. арестован и приговорён к смертной казни. Расстрелян 10 января 1938 г. в Харькове.

Священник Владимир Николаевич Василевский (1892 - 1938). Родился 6 января 1892 г. в Ташкенте. Рукоположен в 1924 г. Служил в селе Введенском около Чугуева. В декабре 1937 г. арестован и приговорён к смертной казни. Расстрелян 11 января 1938 г. в Харькове.

Священник Виктор Николаевич Яворский (1873 - 1938). Родился 2 апреля 1873 г. в селе Корочино (ныне - Седлецкое воеводство на территории Польши). Служил в разных церквях Харькова, не имея собственного прихода. В декабре 1937 г. арестован и приговорён к смертной казни. Расстрелян 13 января 1938 г. в Харькове.

Священник Иларион Николаевич Жуков (1863 - 1938). Родился в селе Чабановка (ныне - Луганская область). Служил в селе Осиновке около Чугуева. В декабре 1937 г. арестован и приговорён к смертной казни. Расстрелян 16 января 1938 г. в Харькове.

Священник Николай Сергеевич Ефимов (1890 - 1938). Родился 3 февраля 1890 г. в селе Верхний Салтов Харьковской губернии. Рукоположен в 1923 г. Служил в селе Терновая Чугуевского района Харьковской области. В декабре 1937 г. арестован и приговорён к смертной казни. Расстрелян 16 января 1938 г. в Харькове.

Протоиерей Пётр Варфоломеевич Дорошенко (1882 - 1938). Родился в Чугуеве. В сан посвящён в 1906 г. Служил в селе Преображенка около Чугуева. В декабре 1937 г. арестован и приговорён к смертной казни. Расстрелян 17 января 1938 г. в Харькове.

Священник Лукьян Петрович Федотов (1895 - 1938). Родился 13 октября 1895 г. в Изюме. Рукоположен в 1920 г. В 1924 г. окончил Киевскую богословскую школу. Служил в Изюме, в кладбищенской церкви. В октябре 1937 г. арестован и приговорён к смертной казни. Расстрелян 17 января 1938 г.

Архимандрит Варсонофий (1875 - 1938), в миру Валентин Михайлович Мамич, родился в Петербурге. В 1899 - 1917 гг. иеромонах Толгского монастыря Ярославской епархии, затем - Покровского Харьковского монастыря. После закрытия обители служил в разных церквях Харькова, не имея собственного прихода. В декабре 1937 г. арестован и приговорён к смертной казни. Расстрелян 19 января 1938 г. в Харькове.

Протоиерей Иаков Иванович Редозубов (1871 - 1938). Родился в Чугуеве. Служил в селе Осиновке около Чугуева. В декабре 1937 г. арестован и приговорён к смертной казни. Расстрелян 19 января 1938 г. в Харькове.

Священник Гавриил Александрович Протопопов (1880 - 1938). Родился 26 марта 1880 г. в селе Печенеги Харьковской губернии. Служил в церкви Трёх Святителей в Харькове. В марте 1938 г. арестован и приговорён к смертной казни. Расстрелян 23 мая 1938 г. в Харькове.

Дьякон Спиридон Макарович Евтушенко (1883 - 1938). Родился 31 октября 1883 г. в селе Солоницевка Харьковской губернии. Рукоположен после революции 1917 г. Служил в церкви Трёх Святителей в Харькове. В марте 1938 г. арестован и приговорён к смертной казни. Расстрелян 25 мая 1938 г. в Харькове.

Архимандрит Киприан (1897 - 1938), в миру Лев Николаевич Янковский, родился 31 октября 1897 г. в Харькове. Окончил Духовную Академию. Служил в Харькове, в Никольской церкви на Лысой Горе. В марте 1938 г. арестован и приговорён к смертной казни. Расстрелян 26 мая 1938 г. в Харькове.

Священник Иван Фёдоров (? - 1941). Служил в церкви Архангела Михаила в городе Краснокутске. Утоплен в уборной в 1941 г. солдатами Красной армии.

Священник Павел Михайлович Краснокутский (1883 - ?). Родился в станице Покровское Чугуевского уезда Харьковской губернии. Служил в селе Зарожное Чугуевского района Харьковской области. В феврале 1930 г. приговорён к десятилетнему заключению в концлагере. Более сведений о нём нет.

Священник Сергей Павлович Шипулин (1872 - ?). Родился 21 декабря 1872 г. в Бельске. Служил в разных церквях Харькова, не имея собственного прихода. В октябре 1937 г. арестован и приговорён к десятилетнему заключению в концлагере. В январе 1940 г. приговор пересмотрен, св. Сергей приговорён к пятилетней ссылке в Красноярский край. Более сведений о нём нет.

Протоиерей Николай Михайлович Загоровский (1872 - 1943). Родился 27 июля 1872 г. в Ахтырке. Один из самых известных харьковских священников, пользовался большой популярностью в народе. Впервые арестован в марте 1923 г., после этого жил в Петрограде, отбывал ссылки на Соловках, на Дальнем Севере. Существует предание, что о. Николай был тайно пострижен в монашество с именем Серафим. В конце 1930-х годов жил в городе Обоянь Курской области, втайне совершал Литургию, был известен как старец. После оккупации Украины немецкими войсками вернулся в Харьков, где служил в своём доме при большом стечении народа. При отступлении немецкой армии уехал из Харькова на запад и умер в дороге, в Перемышле, 13 октября 1943 г. (следовательно, св. Николай не мученик, но исповедник).

Иван Андреевич Кононенко (1880 - 1938). Родился 7 января 1880 г. в селе Солохи Харьковской губернии. С женой и тремя детьми жил в Харькове, был регентом в церкви Трёх Святителей. В апреле 1938 г. арестован и приговорён к смертной казни. Расстрелян 25 мая 1938 г. в Харькове.

Филипп Михайлович Ординец (1888 - 1938). Родился 1 июня 1888 г. в Мирополье. С женой и четырьмя детьми жил в Харькове, был регентом в Никольской церкви на Лысой горе. В марте 1938 г. арестован и приговорён к смертной казни. Расстрелян 25 мая 1938 г. в Харькове.

Андрей Никитович Мищенко (1893 - 1938). Родился 30 октября 1893 г. в Харькове. До революции 1917 года работал учителем, позднее стал регентом Софийской церкви в Харькове. В апреле 1938 г. арестован и приговорён к смертной казни. Расстрелян 25 мая 1938 г. в Харькове.

Кроме двадцати четырёх священномучеников, трёх мучеников и одного исповедника, в числе новомучеников Слободской Украины почитаются архиепископы св. Александр Харьковский и св. Онуфрий Курский. Память новомучеников празднуется в день мученической кончины св. Онуфрия - 19 мая/1 июня.

Литература: о св. Николае Загоровском см.: I. Andreyev. Russia`s catacomb saints. Lives of the new martyrs. Platina, California, 1982. P. 371 - 382; И. М. Концевич. Оптина Пустынь и её время. Jordanville, 1970. С. 437 - 451.

Преподобный Лаврентий Черниговский (1868 - 1950), в миру Лука Евсеевич Проскура, родился в селе Карильское Черниговской губернии в крестьянской семье. В молодости поступил в Пустынно-Николаевский Рыхловский монастырь Черниговской епархии, вскоре переведён в Троицкий монастырь в Чернигове; проходил послушание главного регента. В 1895 г. посвящён в сан иеромонаха, позднее - духовник Троицкого монастыря, архимандрит. Был известен как пламенный молитвенник. В годы революции пострижен в великую схиму. В это время вместе с игуменом Алипием и учениками по ночам рыл возле Троицкого монастыря пещерную обитель, которая просуществовала до 1925 г. Позднее служил на приходе, в 1930 г., после закрытия храма, вновь перешёл на нелегальное существование. В 1930 - 1942 гг. святой тайно жил на частной квартире, посвящая всё время молитве; духовных детей принимал по ночам. После оккупации Чернигова немецкими войсками организовал две монашеские общины - мужскую (35 человек) и женскую (70 человек). Последняя разместилась в Троицком Черниговском монастыре, где Лаврентий на Пасху 1942 г. открыл храм, ставший одним из главных центров религиозной жизни Черниговской области. Множество людей, подавленных ужасами войны, нашли в святом доброго пастыря.

Отличался неистощимым милосердием, полностью отказался от практики епитимий. В то же время старец был строг в вопросах супружеской морали; воспитывал в духовных детях любовь к девственности, неукоснительное соблюдение постов. Стяжал непрестанную Иисусову молитву, прославился дарами целительства и прозорливости. Отрицательно относился к Римо-Католической Церкви и Украинской Автокефальной Церкви; верил в спасение иудеев, живущих по заповедям своей религии. Ожидал скорого пришествия антихриста, которому, по слову святого, не подчинятся только православные славяне. После восстановления на Украине советской власти схиархимандрит Лаврентий репрессиям не подвергался. Умер 11 января 1950 г., похоронен в малом храме Троицкого Черниговского монастыря. Имя старца было окружено широким народным почитанием. В 1993 г. мощи святого перенесены в собор Троицкого монастыря.

Литература: Преподобный Лаврентий Черниговский. Воспоминания духовных чад. Свято-Троице-Серафимо-Дивеевский монастырь, [1996]; Поучения и пророчества старца Лаврентия Черниговского и его жизнеописание /2-е изд. М., 1996.

* * *

В 1994 году Священный Синод Украинской Православной Церкви канонизировал для местного почитания (в пределах Украины) двух преподобных.

Преподобный Гавриил Афонский (1849 - 1901), в миру Георгий, родился в Киевской губернии. Учился в сельской школе; в одиннадцать лет осиротел. В 1860-е годы принят послушником в Феофановскую пустынь в Киеве; в 1867 г. переехал на Афон, поступил в Ильинский скит при Русском Пантелеимоновом монастыре. В 1869 г. принял постриг, в 1874 г. рукоположен в иеродиакона, в 1876 г. - в иеромонаха. С 1876 г. исполнял обязанности эконома монастырского корабля, казначея скита, настоятеля подворья Ильинского скита в Стамбуле. С 1887 г. настоятель Ильинского скита, в 1891 г. возведён в сан архимандрита. Много потрудился для процветания обители, неустанно занимаясь храмостроительством. Умер 19 октября 1901 г. во время объезда подворий Ильинского скита в России. Похоронен в Одессе, в крипте церкви Ильинского подворья. Мощи святого обретены 22 июля 1994 г. и перенесены в храм; в тот же день у раки святого начались чудесные исцеления. Память празднуется 9/22 июля, в день обретения мощей.

Литература: Канонизация Одесских святых. Одесса, 1995. С. 5 - 51.

Преподобный Кукша Одесский (1875 - 1964), в миру Косьма Кириллович Величко, родился в селе Арбузинка Николаевской губернии в крестьянской семье. В 1896 г. поступил в Русский Пантелеимоновский монастырь на Афоне, преодолев решительное сопротивление отца. Пострижен в рясофор с именем Константин, в мантию с именем Ксенофонт. Святой был почти неграмотен, с трудом мог читать и не умел писать; положенное молитвенное правило совершал по памяти. В 1913 г., во время "имяславческой смуты" на Афоне, Ксенофонт был в числе имяславцев, насильно переселённых в Россию. Жил в Киево-Печерской Лавре, во время Первой мировой войны служил братом милосердия в санитарном поезде, перевозившем раненных. В 1931 г., во время тяжёлой болезни пострижен в великую схиму с именем Кукша. В 1934 г. рукоположен в сан иеродиакона и иеромонаха. Святой отличался смирением и кротостью; в 1920-х годах у него уже были преданные духовные дети, не покидавшие святого во всех перипетиях его дальнейшей жизни. После закрытия Лавры Кукша служил в единственной действующей киевской церкви. В 1938 г. арестован, пять лет работал на лесоповале в Сибири. В 1943 г., после освобождения, сослан на пять лет в деревню около города Кунгур Пермской области. Здесь святой имел возможность иногда служить Литургию. В 1948 г. духовные дети Кукши помогли ему вернуться в Киев, в Киево-Печерскую Лавру.

Смиренный, просветлённый, овеянный духовной радостью, Кукша снискал огромную любовь верующих. Постоянным послушанием святого была исповедь паломников и посетителей Лавры. Прославился прозорливостью и чудотворениями. Всероссийская известность святого привлекла к нему внимание властей, по их требованию Кукша был в 1953 г. переведён в Успенскую Почаевскую Лавру. Из-за притеснений со стороны благочинного Лавры в 1951 г. переселился в уединённый Иоанно-Богословский монастырь Черновицкой епархии, но в 1960 г. обитель была закрыта. Схиархимандрита Кукшу перевели в Успенскую пустынь при Патриаршьей даче в Одессе. Власти старались изолировать старца от многочисленных духовных детей, омрачив этими преследованиями последние годы жизни святого. Умер в ночь на 24 декабря 1964 г., похоронен на кладбище Успенской пустыни. Имя Кукши с момента его смерти было окружено широким народным почитанием, на могиле святого происходят чудесные исцеления. Память празднуется 16/29 сентября, в день обретения мощей.

Литература: Житие преподобного Кукши Нового. Каменец-Подольский, 1995; То же. Житомир, 1995; Жизнеописание преподобного Кукши (Величко) Исповедника с акафистом. М., 1995; Канонизация Одесских святых. Одесса, 1995. С. 69 - 127.

* * *

В 1995 году Священный Синод Украинской Православной Церкви канонизировал для местного почитания трёх святых: одного святителя, одного преподобного и одного святого праведного иерея.

Преподобный Иоанн Святогорский (1795 - 1867), в миру Иван Крюков, родился в Курске в семье мещан. В возрасте девяти лет был отдан на обучение мастеру по изготовлению изразцов, долгое время переносил чудовищную жестокость своего хозяина. Позднее открыл собственную мастерскую по изготовлению изразцовых печей. После смерти жены поступил в Глинскую пустынь Курской епархии. Носил вериги, был усерден в молитве. Уже в это время у святого стал проявляться дар целительства. Был пострижен в мантию с именем Иоанникий. По приглашению настоятеля древней Успенской Святогорской пустыни Харьковской епархии, восстановленной в 1844 г., перешёл в неё, получив послушание эконома. Посвящён в сан иеромонаха. В 1850 году, получив благословение епископа (и преодолев сопротивление настоятеля монастыря) ушёл в затвор, поселившись в одной из пещер монастыря. Спал в гробу, держал строгий пост, посвящая всё время молитве с сотнями поклонов. Раз в месяц святой покидал затвор, чтобы причаститься Святых Тайн в монастырской церкви. После 18 месяцев затвора пострижен в великую схиму с именем Иоанн. Братия монастыря обвиняла подвижника в гордости и глумилась над ним, но Иоанн приобрёл много почитателей среди мирян. С середины 1850-х годов Иоанн причащается раз в неделю, после службы благославляет толпящийся в церкви народ, ради бесед с посетителями открывает двери своей кельи. Прославился прозорливостью и даром целительства. От постоянного пребывания в темноте подвижник ослеп, и в последние годы жизни мог творить лишь непрестанную Иисусову молитву. Умер 11 августа 1867 года в монастырской больнице. Похоронен у алтаря больничной церкви. Широкое народное почитание Иоанна началось со дня его смерти. У мощей святого произошло множество чудесных исцелений, запись которых велась в монастыре. После революции 1917 года, несмотря на препятствия, чинимые властями, паломничества к могиле Иоанна продолжались. Канонизирован для местного почитания (в пределах Горловской епархии). Память празднуется 11/24 августа.

Литература: [А. Ф. Ковалевский]. Очерк жизни затворника Святогорской пустыни иеросхимонаха Иоанна /3-е изд. Харьков, 1881; [Г. И. Кулжинский]. Святогорская Успенская общежительная пустынь в Харьковской епархии/ 6-е изд. Одесса, 1898. С. 170 - 171; Жизнеописания. М., 1909. Август. С. 230 - 236.

Святой праведный Иона Одесский (1855 - 1924), Иона Моисеевич Атаманский, родился в Одессе, в семье диакона. Рано лишившись родителей, стал бродягой. Со временем закончил духовное училище; отличался благочестием и любовью к молитве. После окончания учёбы женился (у святого было впоследствии девять детей). В 1886 г. посвящён в сан священника, назначен сельским миссионером. Восемь лет служил в селе Кардашовка, населённом штундистами; благодаря миссионерской работе святого Ионы, двести штундистов вместе со своим пресвитером вернулись в Церковь. В 1897 г. переведён в Одессу, в церковь Успения Богородицы. Для своей обширной паствы Иона был отцом и утешителем; дом его всегда был открыт для нищих, обездоленных, скорбящих. Особенно Иона покровительствовал сиротам, помня своё нищее детство. Пламенный молитвенник, святой практиковал ежедневную ночную молитву за своих духовных детей.

С 1901 г. настоятель Портовой Николаевской церкви в сане протоиерея. В это время у святого уже проявился дар экзорцизма; Иона исцелял бесноватых, которых постоянно к нему приводили. Подобно святому Иоанну Кронштадтскому, святой Иона в центр молитвенных подвигов своей общины ставил таинство Евхаристии, поощряя частое причащение своих духовных детей. При храме Иона устроил приют и столовую для нищих; в этой среде святой постоянно вёл успешную миссионерскую работу. Были засвидетельствованы многочисленные случаи чудесных исцелений по молитве святого Ионы. В 1920-х годах святой был в числе трёх одесских священников, не примкнувших к расколам обновленцев и автокефалистов. От своих противников Иона вытерпел много притеснений и клеветы. Позднее обновленческие священники, желавшие вернуться в Церковь, с покаянием приходили именно к святому Ионе. В эти же годы Иона окормлял два женских монастыря: Свято-Михайловский в Киеве и Благовещенский около Одессы. Умер 30 мая 1924 г. При огромном стечении народа похоронен на Слободском кладбище. С 1924 года и по сей день могила святого окружена широким народным почитанием; зафиксированы многочисленные чудесные исцеления, происшедшие у мощей Ионы. Канонизирован для местного почитания (в пределах Одесской епархии). Память празднуется 17/30 мая.

Литература: Польский. Мученики. Т. 2. С. 222 - 224; Митр. Вениамин (Федченков). Жизнеописание, поучения и пророчества старца Ионы Атаманского // Надежда. Христианское чтение. 1977. Вып. 1. С. 95 - 109; Житие праведного Ионы, Одесского чудотворца. Одесса, 1996; И. Басин. Святой праведный иерей Иона Одесский // Православная община. 1996. № 36. С. 103 - 107.

Святитель Лука, архиепископ Симферопольский (1877 - 1961), в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, родился в Керчи, в дворянской семье. В 1903 г. окончил медицинский факультет Киевского университета. Женился на сестре милосердия (в дальнейшем у святого было четверо детей). Жил и работал в провинции, совершенствуя свой профессиональный уровень в лучших медицинских учреждениях страны. В 1916 г. защитил докторскую диссертацию "Регионарная анестезия", удостоенную особой премией. В 1917 г. вместе с семьёй переезжает в Ташкент, где получает место главного врача и хирурга Ташкентской больницы; вскоре становится одним из инициаторов создания Ташкентского университета. В 1919 г. овдовел. С 1920 г. - профессор топографической анатомии и оперативной хирургии Ташкентского университета.

В 1921 г. посвящён в сан священника. Св. Тихон, Патриарх Московский, узнав о посвящении о. Валентина, благословил его совмещать священническое служение с медицинской и научной деятельностью. В 1923 г., в условиях обновленческой смуты, посвящён во епископа ссыльными архиереями, находившимися в окрестностях Ташкента (предварительно пострижен в монашество с именем Лука). Св. Тихон, Патриарх Московский, узнав о посвящении, признал его правильным, утвердив св. Луку в звании епископа Ташкентского. Через десять дней после хиротонии святой арестован, обвинён в связях с контрреволюционным казачеством, шпионаже в пользу Англии, создании контрреволюционной организации "Союз Ташкентских приходов" и приговорён к двум годам ссылки в Туруханский край Сибири. Находясь в тяжелейших условиях, оказывал медицинскую помощь множеству людей, делал сложные операции. После освобождения, в 1926 г., вернулся в Ташкент; осенью того же года митрополит Сергий (Страгородский) издал почти подряд три указа о переводе Луки с Ташкентской кафедры в Рыльск, потом - в Елец, потом - на Ижевскую кафедру. В ответ Лука подал прошение об увольнении его на покой, что и произошло в 1927 году. Весной 1930 г. вторично арестован в Ташкенте, приговорён к трём годам ссылки на Север. В 1931 - 1933 гг. находился в Котласе и Архангельске, не прекращая медицинской практики. После ссылки вернулся к медицинской работе в клиниках Ташкента, занимался научной работой. В 1934 г. опубликовал монографию "Очерки гнойной хирургии" (выдержала три издания тиражом 60 000 экз.), над которой работал с 1917 г. В 1937 г. арестован в третий раз, вместе со всем духовенством Ташкента и правящим архиереем. Все арестованные были обвинены в создании "контрреволюционной церковно-монашеской организации, ставившей целью свержение существующего строя", а также в шпионаже. После пыток и издевательств, в феврале 1940 г., приговорён к ссылке в Красноярский край. В 1941 г., вскоре после начала войны, назначен главой местного госпиталя, а также главным консультантом всех госпиталей Красноярского края. Несмотря на это, по прежнему жил в крайней нищете, голодал.

В 1942 г., когда закончился срок ссылки святого, митрополит Сергий (Страгородский) назначил его на Красноярскую кафедру в сане архиепископа. В 1943 г. Лука опубликовал второе, переработанное и вдвое увеличеное издание "Очерков гнойной хирургии", в 1944 г. - книгу "Поздние резекции при инфицированных ранениях больших суставов". Лука участвовал в Соборе 1943 г., избравшем Сергия (Страгородского) Московским Патриархом, на том же Соборе святой назначен постоянным членом Патриаршего Синода. В 1944 году намечает широкую программу возрождения церковной жизни в СССР, восстановления проповеднического и апологетического служения, предусматривающего синтез веры и научного знания; власти наложили запрет на все инициативы св. Луки. В 1944 г. Красноярский госпиталь переехал в Тамбов, и Лука был переведён на Тамбовскую кафедру. В 1944 г., после смерти Патриарха Сергия, настаивает на том, чтобы избрание нового Патриарха проводилось в соответствии с определением Собора 1917- 1918 гг., то есть тайным голосованием и с предварительным отбором кандидатов самими участникми Собора; в результате Лука не был допущен на Собор 1945 г., избравший Патриарха Алексия I. В 1946 г. Лука награждён Сталинской премией за монографии "Очерки гнойной хирургии" и "Поздние резекции..."; большую часть денежной части премии передал в помощь детям, пострадавшим в войне. В 1945 - 1947 гг. работает над апологетической книгой "О духе, душе и теле", продолжает медицинскую практику.

В 1946 г. по требованию властей, недовольных активностью святого, Лука переведён в Крым, на Симферопольскую кафедру. К 1956 г. полностью ослеп, но до конца жизни оставался правящим архиереем и продолжал служить. Выдающийся проповедник, Лука произнёс за десятилетия своего епископства более 1250 проповедей. В 1954 г. за проповедническое служение избран почётным членом Московской Духовной Академии. Во второй половине 1950-х гг. мужественно сопротивлялся правительственной кампани по закрытию храмов. Умер 11 июня 1961 г. При громадном стечении народа похоронен в Симферополе у церкви Всех святых. Могила святого стала местом паломничества. Канонизирован для местного почитания (в пределах Симферопольской епархии). В 1996 г. мощи св. Луки перенесены в кафедральный Свято-Троицкий собор Симферополя. Память празднуется 29 мая/11 июня.

Литература: Войно-Ясенецкий // Большая медицинская энциклопедия. М., 1976. Т. 4. С. 388; М. Поповский. Жизнь и житие Войно-Ясенецкого, архиепископа и хирурга. Paris, 1979; Он верил в возрождённое Православие // "Московский церковный вестник". 1992. № 12/13. С. 10 - 11; Н. П. Пузин. Несколько штрихов к биографии профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого, архиепископа Луки // Вестник Р. Х. Д. 1994. № 170. С. 205 - 215; Архиеп. Лука (Войно-Ясенецкий). "Я полюбил страдание..." Автобиография. М., 1995.

* * *

В 1996 году Священный Синод Украинской Православной Церкви канонизировал для местного почитания (в пределах Украины) одного святителя.

Святитель Пётр Могила, митрополит Киевский (1596 - 1647), родился в аристократической семье, юность провёл во Львове, где получил образование, продолженное в Западной Европе. Служил в польской армии, принимал участие в войне с Турцией. В 1625 г. принял постриг в Киево-Печерской Лавре, с 1627 г. её настоятель. В 1629 г. от Константинопольского Патриарха Кирилла Лукариса принимает титул Экзарха Константинопольского престола. В 1631 г. святым учреждена богословская школа, будущая Киево-Могилянская коллегия (позднее - Академия). В 1633 г. при поддержке польского короля и с согласия Константинопольского Патриарха поставлен на Киевскую митрополичью кафедру. Несмотря на противодействие католического духовенства, св. Пётр, пользуясь своим сословным положением и влиянием в обществе, много сделал для юридического признания Православной Церкви польским правительством, содействовал возвращению из Унии в Православие большого числа приходов и монастырей. Одновременно в 1636 и в 1644 - 1645 гг. вёл переговоры с Римской Курией и с украинскими греко-католиками об учреждении Украинского Патриархата и об объединении всех христиан Украины византийского обряда под омофором Киевского Патриарха; переговоры окончились безрезультатно из-за неуступчивости Рима.

Митрополит Пётр много потрудился на издательском, литературном и церковно-учительном поприще, став поистине отцом украинского Православия. Им написано знаменитое "Православное исповедание кафолической и апостольской Церкви Восточной" (1640), выпущен Большой Требник (1646), до сих пор употребляемый в Православной Церкви. На многих литературных трудах св. Петра лежит печать его участия в богословской полемике своего времени, в частности, с Константинопольским Патриархом Кириллом Лукарисом, разделявшим специфические богословские мнения кальвинизма. На Украине митрополит Пётр восстановил множество храмов и монастырей. Святой не успел осуществить два замысла - исправление и новое издание славянского перевода Библии и перевод на славянский язык полного корпуса Житий святых; всё это было исполнено уже в XVIII в. учёными украинскими монахами, вызванными в Великороссию (самый известный из них святитель Димитрий Ростовский). Умер св. Пётр 1 января 1647 г., похоронен в уже несуществующем ныне соборе Киево-Печерской Лавры. Народного почитания не было.

Литература: С. Т. Голубев. Киевский митрополит Пётр Могила и его сподвижники. Опыт исторического исследования. Киев, 1883 - 1897. Т. 1 - 2; A. Malvy, M. Viller, S.J. La Confession orthodoxe de Pierre Moghila, metropolite de Kiev (1633 - 1646). Rome, 1927. (Orientalia Christiana. Vol. X. № 39); Прот. Г. Флоровский. Пути русского богословия. Париж, 1937. С. 44 - 51; А. В. Карташёв. Очерки по истории Русской Церкви. Париж, 1959. Т. II. С. 281 - 287; F. J. Thomson. Peter Mogila`s Ecclesiastical Reform and the Ukrainian Contribution to Russian Culture // Slavica Gandensia. 1993. № 20. P. 67 - 119; Митр. Макарий (Булгаков). История Русской Церкви. М., 1996. Кн. 6. С. 445 - 571, 675 - 691.

* * *

Начиная с 1993 года местные канонизации святых происходят в Московском Патриархате и вне пределов Украины, в епархиях России, Белоруссии и Казахстана. Но поскольку рассказ о местных канонизациях во всём Московском Патриархате не входит в задачу моей статьи, ограничусь лишь перечнем имён сорока одного местночтимого святого, канонизированного в 1993 - 1996 годах.

Двое святых XVI века: преподобный Иоасаф Нижегородский; преподобная София Суздальская (в миру великая княгиня Московская Соломония).

Двое святых XVIII века: святитель Георгий (Конисский), архиепископ Белорусский; преподобный Зосима Александровский.

Восемь святых XIX века: святитель Феофилакт Ставропольский; преподобные Лев, Макарий, Моисей, Антоний, Исаакий I, Иларион и Анатолий Старший Оптинские.

Двадцать девять святых XX века: священномученики Никодим, архиепископ Костромской, Иувеналий, архиепископ Рязанский, Исаакий II Оптинский, Константин Богородский и двое мучеников, иже с ним; преподобномученики Иосиф, Сергий, Антоний, Варлаам, Иов и Пётр Раифские; преподобномученики Серафим, Феогност, Пахомий и Анатолий Казахстанские; преподобномученица Евдокия Казахстанская; мученики Алексий Ёлнатский, Виктор Казахстанский; исповедники Ираклий Казахстанский, Никон Оптинский; святитель Василий Кинешемский; преподобный Варнава Гефсиманский; преподобные Иосиф, Варсонофий, Анатолий Младший и Нектарий Оптинские; преподобная Рахиль Бородинская; блаженная Любовь Рязанская, Христа ради юродивая.

Надо отметить, что двое из новопрославленных святых после Окружного послания ("Декларации") 1927 года, опубликованного митрополитом Сергием (Страгородским), были "непоминающими" - свв. Василий Кинешемский и Нектарий Оптинский.

* * *

Канонизация святых характеризует состояние церковного самосознания, путь, выбранный Церковью, её ориентацию в истории. Местные канонизации Украинской Православной Церкви последних лет позволяют сделать некоторые суждения о самосознании церковного народа в Московском Патриархате, тем более, что перечисленные выше местные канонизации в России и Белоруссии существенно ничем не отличаются от украинских.

Прежде всего следует отметить особое внимание к святым нашего века: мученикам, исповедникам, а также к знаменитым духовникам времён гонений. Период церковной истории после революции 1917 года остаётся малоизвестным и потому не до конца осмысленным. Принимая решение о канонизации Онуфрия Курского или Лаврентия Черниговского, члены Синода Украинской Православной Церкви откликались на уже существующее народное почитание этих святых.

Но стремление найти в своей собственной истории некие опорные точки для дальнейшего движения вперёд - дело для нас сравнительно новое и непростое. О трудностях внутреннего свойства говорит уже тот факт, что при подготовке канонизации новомучеников Слободской Украины для прославления были выбраны только те, кто попал в мясорубку 1937 года... Официально насаждавшуюся легенду о том, что репрессии в СССР были лишь в 1937 году, в своё время подверг сокрушительной критике Александр Солженицын. Трагикомично выглядит сегодня старая боязнь отступить от "официальной линии", при том, что исчезли все институции, эту "линию" утверждавшие.

Среди местночтимых святых видим несколько юродивых и аскетов прошлого столетия, которых простой народ почитал как харизматиков, духоносных пророков. Невозможно представить канонизацию Феофила или Паисия Синодом дореволюционной Церкви, да и сегодня их общерусская канонизация едва ли возможна. Перед нами одно из проявлений общего хаотического состояния общества в бывшем СССР. Епископы, быть может, и понимали, что канонизация Феофила и Паисия будет позднее названа поступком необдуманным, но в виду расколов и раздробления паствы на Украине сочли за благо молча скрепить своей подписью vox populi.

Характерно, что среди прославленных на Украине святых почти нет мирян. Для нашего церковного сознания святой по-прежнему либо учительный старец, говорящий по наитию Святого Духа, либо почтенный архиерей, отец своей паствы. К этой двоице прибавился теперь мученик, что само по себе уже является большим шагом вперёд. В недавние ещё времена иерархи Московского Патриархата предпочитали обходить стороной тему мученичества за веру в XX веке, и лишь некоторые священники и миряне, хранившие память о мучениках, осмеливались говорить о них вслух.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова