Н.Е.Емельянов
Умер в 2010 г. в ночь с 14 на 15 января. Доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой информатики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.
Его киига "За Христа пострадавшие в ХХ веке: кровь мучеников – семя Церкви". Шесть детей, трое из которых служат священниками РПЦ МП.
Оценка статистики гонений на Русскую Православную
Церковь (1917 - 1952 годы)
(по данным на май 1998 года)
1. Гонения на Русскую Православную Церковь в 20
веке.
В истории Вселенской Церкви никогда не было таких масштабных ивсеохватывающих,
долгих и непрерывных гонений, как в России в XX веке.В первые три
века существования христианства гонения носили локальныйхарактер
и длились не более нескольких лет. Даже самое страшное гонение Диоклетиана
и его преемников, начавшееся в 303 г., продолжалосьвсего 8 лет.
Гонения в России распространились по всей территории огромной страны,
занимавшей 1/6 часть планеты; охватили все организации: учебные,
хозяйственные, административные, научные; все слои общества и всевозрасты:
от детей, подвергнутых безбожному воспитанию и преследованиям за
веру в детских садах и школах до глубоких стариков, вспомнимрасстрел
в 1918 г. детей - царственных мучеников и расстрел в 1937 г.81-го
летнего сщнмч. митрополита Серафима (Чичагова), который по болезни
уже не мог ходить. Более ста миллионов православных верующихРоссии
подверглись, все без исключения, разнообразным гонениям, притеснениям,
дискриминации - от издевательств и увольнения с работы дорасстрела.
И это продолжалось более 70 лет с 1917 года до "перестройки"
конца 1980-х годов.
Советская власть с первых дней своего существования поставила задачу
- полное, с самой беспощадной жестокостью, уничтожение Православной
Церкви. Эта установка лидеров большевиков ярко выражена в известном
ленинском письме ("Членам Политбюро. Строго секретно")
от 19 марта1922 г.: "...изъятие ценностей, в особенности самых
богатых лавр, монастырей и церквей, должно быть произведено с беспощадной
решительностью, безусловно ни перед чем не останавливаясь и в самый
кратчайшийсрок. Чем большее число представителей реакционной буржуазии
и реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять,
тем лучше"(Архивы Кремля. В 2-х кн./ Кн.1. Политбюро и Церковь.
1922-1925 гг. М. - Новосибирск, "Сибирский хронограф",
1997 г., стр.143).
Через два десятилетия деятельности по этому плану разрушение зримой
структуры Церкви было близко к завершению. К 1939 г. по всей стране
оставалось незакрытыми менее 100 храмов из 60000 действующих в 1917г.
На свободе пребывали только 4 правящих архиерея, причем и на них
вНКВД были сфабрикованы "показания" для ареста, который
мог произойти влюбое время. Изменение государственной церковной
политики и восстановление церковной жизни началось только во время
Отечественной войны1941-1945 гг. и было очевидным следствием общенародной
трагедии. Однако и этот отказ от искоренения религии в кратчайшие
сроки не означалпрекращения преследования Церкви. Хотя и в меньших
масштабах, чемпрежде, аресты архиереев, священников и активных мирян
продолжались ив послевоенный период. (см. Акты, За Христа пострадавшие).
Массовоеосвобождение из лагерей и ссылок репрессированных священнослужителей
имирян произошло только в 1955-1957 годах. А в 1959 году началось
новоестрашное хрущевское гонение, во время которого было закрыто
более половины из десяти тысяч церквей, действующих в 1953 г.
В статье делается попытка оценить по годам количество пострадавших
за веру иерархов, клириков и мирян Русской Православной Церкви жертвах
большевистского режима с 1917 по 1952 годы. С одной стороны,это
только оценка количества жертв, с другой стороны, представленные
встатье материалы были рассмотрены Комиссией при Президенте РоссийскойФедерации
по реабилитации жертв политических репрессий и одобрены ею20 декабря
1995 г. (см. *) В эту комиссию входили Главный прокурорРоссии, руководители
ФСБ, Министерства внутренних дел, Министерстваюстиции и др. Следовательно,
статистические данные, приводимые встатье, получили официальное
подтверждение на самом высоком государственном уровне.
2. Компьютерная база данных о гонениях.
Оценка статистики гонений проводилась на основе компьтерной базыданных.
Систематический сбор материалов и разработка базы данных о гонениях
на Русскую Православную Церковь начались в 1990 г. в информационной
секции Братства во Имя Всемилостивого Спаса, которая была впоследствии
преобразована в кафедру информатики Православного Свято-Тихоновского
Богословского Института. Сразу после образования Института в1992
г. было получено благословение Святейшего Патриарха Алексия "сосредоточить
работы по исследованию истории Русской Православной ЦерквиXX века
в Православном Свято-Тихоновском Богословском Институте".
Сведения о гонениях постоянно собираются, обрабатываются, систематизируются
и вводятся в базу данных, где к марту 1998 г. накопленоболее 10000
биографических справок и около 1400 фотографий. В этой работе, почти
полностью ваполненной энтузиастами в свободноеот основной работы
время, приняли участие с разной интенсивностью втечение 7 лет более
40 человек.
Биографические материалы располагаются в базе данных по единойсхеме,
состоящей из последовательно заполняемых блоков: имя, священныйсан
или наименование церковного служения, фотографии. Далее в хронологическом
порядке следуют: дата и место рождения, сведения об образовании,
рукоположении, постриге, сведения о работе, о местах служения ипроживания,
сведения об арестах, ссылках, пребывании в заключении,сведения о
кончине, погребении и о всецерковной или местной канонизации (если
она проведена). Как комментарии к каждому блоку, может даваться
рассказ о тех или иных ярких эпизодах жизни или обстоятельствахкончины
пострадавшего за веру, а иногда и развернутая статья о каком-либо
выдающемся церковном деятеле.
Подобная структура размещения данных позволяет быстро получатьинформацию
по самым разнообразным тематическим запросам (например, выявить
всех пострадавших выпускников Московского государственного университета
(см. газету "Татьянин День" NN 18,19,20 за 1998 г.), или,например,
священников Воронежской епархии, расстрелянных в 1937 г.).Из базы
данных регулярно выдаются справки по запросам различных организаций
и частных лиц, информация в базе постоянно проверяется и пополняется.
В 1996 г. был организован доступ к базе в международнойкомпьютерной
сети Internet (адрес: http://www.pstbi.ccas.ru).
Результатом данной работы явилась подготовка издания биографического
справочника "За Христа пострадавшие. Гонения на Русскую Православную
Церковь, 1917-1956". Настоящее издание представляет из себя
дватома по 700 страниц в каждом с многочисленными фотографиями.
Изданиеявляется уникальным как по объему (содержащим более 9.000
имен пострадавших), так и по содержанию, поскольку в немалой степени
базируетсяна труднодоступных и малоизвестных материалах. При этом
список источников приводится в конце каждой биографической статьи
в книге (равнокак и в компьютерной базе данных).
3. Источники информации
По благословению святейшего патриарха Алексия II в ПСТБИ был передан
архив данных (около 2000 имен), собранный Синодальной Комиссиейпо
изучению материалов о реабилитации духовенства и мирян Русской Православной
Церкви, работавшей под руководством ВысокопреосвященногоВладимира
(Сабодана), тогда митрополита Ростовского и Новочеркасского.
Помимо материалов собранных Синодальной Комиссией,представляющих
из себя, главным образом, письма родственников и очевидцев, непосредственно
Институтом было получено более 1.000 писем.(Обращения с просьбой
сообщить сведения о новомученниках были разосланы Институтом во
все центральные газеты и журналы, более чем в 200 переферийных газет
и во многие издательства; был проведен целый ряд радиопередач.)
И хотя зачастую имеющаяся у родственников информация оказывалась
достаточно скудной, в целом, присланные письма являются длянас одним
из важнейших источников. Именно в них можно услышать поистине драгоценные
живые голоса людей переживших те страшные времена. Ценность этих
свидетельств особенно высока, так как самих свидетелей остается
сейчас все меньше и меньше.
Главным же в количественном отношении источником явились становшие
сейчас доступными архивные документы: документы из Центрального
Архива ФСБ РФ, ГА РФ, а также документы местных городских архивови
краеведческих музеев, других государственных и частных хранилищ.Здесь
одно дело может принести сведения о десятках и сотнях пострадавших
(так по Белозерскому делу N 95221/32149 от 02.10.1937 расстреляноровно
100 человек). В некоторых областях нашлись даже общие спискиосужденных
по церковным делам, составленные в свое время исполнительными сотрудниками
НКВД-МВД-КГБ. Там сразу многие сотни жерт. (Так поТверской обл.
- 409, по Саратовской - 921). К сожалению, как правилоэти списки
представляют из себя лишь скупые колонки дат: арестован,осужден,
расстрелян.
Следующий источник, приобретающий все более важное значение публикуемые
печатные материалы. Здесь особенно хочется выделить вышедший уже
в двух томах труд иеромонаха Дамаскина (Орловского) "Мученики,исповедники
и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХстолетия"
и книгу "История Русской Церкви, 1917-1997" протоиерея
Владислава Цыпина.
Помимо перечисленных источников в нашей работе также широко использовались
неопубликованные рукописи; аудио- и видеозаписи; материалы, собранные
сотрудниками Православного Свято-Тихоновского Богословского Института
и присланные отдельными исследователями-энтузиастами.
Работа над базой данных и над книгой поставила вопрос об отборелиц,
которых можно считать пострадавшими за веру и Церковь. В базуданных
включались сведения о представителях Русской Православной Церкви,
осужденных по так называемым церковным делам (дела связанные свскрытиями
мощей, с изъятием церковных ценностей, дела о всевозможныхмифических
"контрреволюционных организациях церковников"). Учитывалисьтакже
сведения о православных клириках, осужденных и по уголовным делам,
фабрикация которых была одним из способов компрометации преданныхЦеркви
людей. Значительное число людей было казнено и вовсе без всякого
суда и следствия (особенно в годы гражданской войны). Единственнойих
"виной" была вера в Бога. В книгу были включены также
сведения олицах, добровольно отправившихся в ссылку вслед за своими
духовнымиотцами, родными и близкими. Это - часто жены священников
или духовныечада арестованных и сосланных духовников.
4. Оценка общего количества новомучеников и исповедников РусскойПравославной
Церкви в 20 веке
Трудно оценить общее количество пострадавших за Христа в годы советской
власти. В дореволюционной России было около 100.000 монашествующих
и более 110.000 человек белого духовенства. С учетом их семей ксословию
духовенства относилось на рубеже веков 630.000 человек (см.Энциклопедический
словарь "Россия", Брокгауз и Ефрон, С-Пб., 1898, с.86).
Гонениям подверглось подавляющее большинство священников и монахов,
как служивших в церквях и монастырях России в канун революции,так
посвященных в дальнейшем, вплоть до 1940-50-х годов. В брошюре"Крестный
путь Церкви в России" (изд-во "Посев", 1988) говорится
о320000 пострадавших священнослужителях.
В 1937 г. секретарь ЦК ВКП(б) Г.М.Маленков писал Сталину о существовавших
религиозных объединениях как о "широко разветвленнойвраждебной
советской власти легальной организации в 600.000 человек повсему
СССР". (Цит. по: Прот. В.Цыпин. История Русской Церкви,1917-1997,
М., 1997, с.248). И это после 20 лет кровавого террора против Церкви!
И хотя здесь Маленков ведет речь о "церковниках и сектантах",
очевидно, что в бывшей преимущественно православной стране большая
часть из этих 600.000, намеченных к скорейшему уничтожению людей,не
сектанты, а православные, главным образом оставшиеся еще в живыхсвященно-
и церковнослужители и члены "двадцаток".
Таким образом, ясно, что счет пострадавшим шел на сотни тысяч:
поразным оценкам, их было от 500.000 до миллиона православных людей,
заХриста пострадавших. Мы располагаем данными о том, что более чем
300архиереев подверглись репрессиям. Из них свыше 250 архипастырей
быликазнены или скончались в заключении. Но даже и эти огромные
цифрыпотерь среди православного епископата далеко не являются исчерпывающими,
и можно ожидать заметного увеличения этого списка. Несопоставимотруднее
будет получить относительно полную картину гонений среди священников,
диаконов и монахов. И практически неразрешимой задачейпредстает
сбор сведений о большей части пострадавших за Церковь мирян.
Сейчас у нас в базе данных около 10000 имен. Таким образом, можноговорить
о том, что у нас собраны сведения приблизительно об 1/50 или1/100
части пострадавших.
5. Построение графика репрессий (статистики гонений)
На графике репрессий (см. рис. 1) по одной оси откладываются годыот
1917 до 1951, по другой - количество респрессий по годам, фиксированные
в базе данных, умноженные на коэффициент, равный отношению общего
числа репрессий к числу репрессий, введенному в базу данных. Получаем
график оценки общего числа репрессий по годам. (График представляет
число репрессий: арестов и расстрелов, а не число репрессированных.
Так, например, в лагерях в 1939 году находились сотни тысячосужденных
за веру, в частности, все арестованные и нерасстрелянные в1937 и
38 годах. Как правило все, кто в 20-е и 30-е годы были арестованы
по церковным делам, оставались лишенными в правах до 80-х годов.Например,
С.И.Фудель, см. "Новая Европа" N?, скончался в 1977 г.
можносказать в "ссылке" за стокилометровым рубежом от
Москвы, где родился игде жила семья сына.)
Коэффициент, на который нужно умножать фиксированное в базе данных
число репрессий будет (может?) уточняться в процессе уточнения общего
числа репрессий. Если общее число репрессированных за веру людей500000
(как мы полагаем это нижняя оценка), то этот коэффициент равен(500000
: 10000) = 50, если 1000000 - 100. Мы при построении графикавыбрали
коэффициент 50, так, например, в 1922 году в базе данных естьсведения
о 215 пострадавших (аресты, ссылки или расстрелы) и 35 казненных,
поэтому на графике отложено 10750 (верхний график) - как оценка
общего числа людей, подвергшихся репрессиям в 1922 году, и 1750(нижний
график) - оценка общего числа расстрелов в 1922 г.
Если бы у нас были сведения о всех пострадавших, мы смогли быточно
нарисовать по годам количество репрессий и изучить этот процесс.Мы
имеем сведения только об ~1/50 части репрессий. Вопрос правомерности
изучения процесса по этой выборке сводится к вопросу представительности
(репрезентативности) , как говорят математики, этой выборки:насколько
эта выборка равномерна и случайна. В виду разнообразия источников
информации, эта выборка представляется достаточно представительной.
(Есть математические методы проверки представительности выборки,
на которых, видимо, здесь неуместно останавливаться, хотя ониочень
интересные и убедительные. Один из главных методов проверки расчет
статистики по разным эшелонам выборки. Такие расчеты производились
в 1995г. по трем тысячам имен, в конце 1996 по пяти тысячам имен,они
дали качественно близкие результаты с нынешними по десяти тысячамимен,
коэффициенты выбирались, соответственно равными 150, 100 и 50).
6. Периоды гонений и связанные с ними государственные и церковные
события
После октябрьского переворота 1917 г. и захвата власти большевики
ни на один год не оставляют Церковь своим жестоким вниманием. Нижеприводятся
периоды гонений и происходящие в это время основные государственные
и церковные события.
Первая волна гонений (1917-1920 годы). Захват власти, массовыеграбежи
церквей, расстрелы священнослужителей.
07.11.17 - Октябрьский переворот, захват власти большевиками.
20.01.18 - Декрет Советской власти об отделении Церкви от государства
- изъяты все капиталы, земли, здания (включая и храмы).
15.08.17 - 20.09.18 - Поместный Собор Православной РоссийскойЦеркви.
05.11.17 - избрание св. митрополита Тихона Патриархом Московским
и Всея Руси.
01.02.18 - Послание св. Патриарха Тихона, анафематствующеевсех,
проливающих невинную кровь.
07.02.18 - расстрел священномученика Владимира, митр. Киевского.
16.07.18 - расстрел императора Николая II и царской семьи.
14.02.19 - Постановление наркомата юстиции о вскрытии мощей,что
вызвало массовые сатанинские издевательства над святыми останкамив
1919 г. и последующие годы.
1-ая волна гонений унесла в расстрелах более 16000 жизней тольков
1918 г. (нижняя линия см. Рис.). Общее число репрессий 19000 (верхняя
линия). Почти все столкновения, все аресты заканчивались расстрелами.
Вторая волна гонений (1921-1923 годы). Изъятие церковных ценностей,
под предлогом помощи голодающим Поволжья.
21.08.21 - образование св. Патриархом Тихоном Всероссийскогокомитета
помощи голодающим, который был закрыт по распоряжению властейчерез
неделю (27.02.21).
23.02.22 - декрет ВЦИК об изъятии Ц. ценностей, 19.03.22 секретное
письмо Ленина ("чем большее число духовенства мы расстреляем,
тем лучше", и указание Троцкому (Бронштейну) тайно возглавить
гонение).
09.05.22 - арест св. Патриарха Тихона
Июнь 1922 г. - "Суд" над свщмч.Вениамином, митрополитом
Петроградский и расстрел его 13.08.22. 2-ая волна гонений - около
10000 репрессий, расстреляно около 2000человек. Расстрелян каждый
пятый, в отличие от 1918 года, когда былирасстреляны восемь из девяти.
Большевики изображают справедливость,в отличие от самосудов 1918
года, устраивают показательные суды.
Гонения 1923-28 годов. Насаждение при поддержке ВЧК-ГПУ-ОГПУ обновленческого
раскола для уничтожения Церкви изнутри.
Апрель 1923 г. - подготовка суда и расстрела св. ПатриархаТихона
(см. переписку Политбюро с наркомом иностранных дел Г.В.Чичериным
"о нерасстреле патриарха" и Записку в Политбюро Дзержинского
от21.04.23 (..."необходимо отложить процесс Тихона в связи
с разгаромагитации за границей (дело Буткевича)", Архивы Кремля
(с.269-273)).
29.04.23-09.05.23 - 1-й "собор" обновленцев.
16.06.23 - заявление св. Патриарха Тихона ("...я отныне Советской
власти не враг").
25.06.23 - освобождение св. Патриарха Тихона.
07.04.25 - кончина св. Патриарха Тихона.
01.10.25 - 2-й "собор" обновленцев.
12.04.25 - свщмч. Петр, митрополит Крутицкий приступил кисполнению
обязанностей патриаршего Местоблюстителя
10.12.25 - арест свщмч. Петра
29.07.27 - Послание (Декларация) заместителя патриаршего местоблюстителя
митрополита Сергия - попытка найти компромисс с бозбожнойвластью
("Мы хотим... сознавать Советский Союз нашей гражданской родиной,
радости и успехи которой - наши радости и успехи.").
В 1923-1928 годы количество репрессий равно примерно половинерепрессий
1922 года. Большевики не решаются провести запланированныйна 11.04.25
суд и расстрел св. патриарха Тихона. Арестовываются и ссылаются
многие епископы, борьба идет за каждый храм. Обновленцы вводятженатый
епископат. Обновленческих епархий и храмов к 1925 г. становится,
с поддержкой ОГПУ, почти столько же, сколько и православных, новсе
их церкви пусты - народ не ходит в храмы, где служат обновленцы.Давление
ОГПУ на воспреемников св. Патриарха Тихона и всех священнослужителей
"тихоновцев". В 1928 году, несмотря на Декларацию, гонениеусиливается.
Третья волна гонений (1929-1931 годы). "Раскулачивание"
и коллективизация.
Начало 1929 г. - письмо Кагановича: "церковь единственная
ле
гальная контрреволюционная сила".
08.03.29 - Постановление ВЦИК о религиозных объединениях.
02.02.30 - Интервью заместителя патриаршего местоблюстителямитрополита
Сергия: "...нет гонений на Церковь".
05.12.31 - Взорван в Москве кафедральный храм Христа Спасителя.
3-ья волна гонений в 5 раз сильнее 1922 года (около 50000 арестов
и5000 казней) в 1930 и 1931 годах.
Гонения 1932-36 годов. "Безбожная пятилетка", названная
такпо поставленной цели: уничтожение всех храмов и верующих.
05.12.36 - принятие Сталинской конституции
22.12.36 - Акт о переходе прав и обязанностей Местоблюстителяпатриаршего
престола к Заместителю патриаршего Местоблюстителя митр.Сергию,
так как советские власти объявили о кончине в тюрьме патриаршего
местоблюстителя митрополита Петра, хотя он был жив.
Несмотря на гонения сравнимые по силе с 1922 годом, провал "Безбожной
пятилетки" - в переписи населения 1937 года православным верующими
назвали себя 1/3 городского населения и 2/3 сельского, то естьболее
половины населения СССР. Четвертая волна - 1937-38 годы. Страшные
годы террора. Стремлениеуничтожить всех верующих (включая и обновленцев).
05.03.37 - завершение работы Пленума ЦК ВКП(б), санкционировавшего
массовый террор.
10.10.37 - расстрел после восьмилетнего пребывания в одиночной
камере патриаршего Местоблюстителя свщмч. Петра.
В 1937 году председатель Союза воинствующих безбожниковЕм.Ярославскй
(Губельман) заявил, что "в стране с монастырями покончено"
(Алексеев В.А. Иллюзии и догмы. М., 1991, с.299). 4-ая волна гонений
- в 20 раз превышает гонение1922 года (в 5 разбольше 1930 года)
Расстрелян каждый второй (200000 репрессий и 100000казней в 1937
г.).
Гонения 1939 - 1952 годов. Вторая мировая война. Преследованиясвященнолужителей
в присоединенных Прибалтике и западных областях Украины и Белоруссии,
а также в освобождаемых областях.
1939-1940 - Присоединение к СССР Прибалтики, западных областей
Украины и Белоруссии, Северной Буковины и Бессарабии.
30.11.39 - Начало Советско-финской войны.
22.06.41 - Нападение Германии на СССР.
04.09.43 - встреча Сталина с патриаршим Местоблюстителеммитр.
Сергием и митрополитами Алексием и Николаем.
08.09.43 - Архиерейский Собор и избрание Патриарха Сергия.
15.05.43 - кончина Патриарха Сергия.
31.01.45-02.02.45 - Поместный Собор Русской ПравославнойЦеркви.
Избрание Патриарха Алексия I. К 1939 г. закрыты все (их было в 1917
г. более 1000) монастыри иболее 60000 храмов - служба совершалась
только в 100 храмах. Но победабезбожников была не долгой, в 1939
г. с присоединением Прибалтики изападных областей Украины и Белоруссии
в СССР опять стало много православных монастырей и храмов. 1939-1940
гг. - гонения близки к 1922 году (1100 казней в год). 1941-1942
гг. - по казням сравнимы с 1922 годом (2800 казней). 1943-1946 гг.
- число репрессий резко сокращается. 1947, 1949-1950 гг. - опять
всплески репрессий (по докладу Абакумова "с 1.01.47 по 1.06.48
арестовано за активную подрывную деятельность679 православных священников",
см. [9]).
График заканчивается 1952 годом потому, что в 1953 - 1989 годырепрессии
носили другой характер, расстрелов было мало, арестов сотнив год.
В этот период производились массовые закрытия храмов, лишениясвященнослужителей
государственной регистрации и тем самым и средств ксуществованию,
увольнения верующих людей с работы и т.п. Эти гонениятребуют специальных
методов исследования.
7. Некоторые закономерности А). В 1927 и 1930 годах заместитель
патриаршего местоблюстителямитрополит Сергий Страгородский пытается
пойти на компромисс с большевистской властью, но эти шаги не приносят
положительных результатов:гонения не ослабевают, а усиливаются.
Б). Чем объяснить, с точки зрения властей, провалы в гонениях1934,
1936, конца 1938 и начала 1939? В эти годы происходит замена шефов
ОГПУ - НКВД! Гонения явно ослабевают во время смены власти. Видимо,
новые правители уничтожают аппарат предыдущих. И только это ослабляет
гонения.Как только новый правитель набирает силы, гонения становятся
еще болеемассовыми. В). Каждому "пику гонений" соответствует
конкретный комиссар внутренних дел.
1) Дзержинский (комиссар в 1917-26) - пик 1918 года и пик 1922года
(изъятие ценностей), тайным руководителем которого являлся Троцкий
(Бронштейн).
2) Менжинский (1926-34) - пик 1930 года.
3) Ягода (Иегуда) (1934-36) - пик 1935 года.
4) Ежов (1936-38) - пик 1937 года.
5) Берия (1938-53) - пик 1941 года.
Конечно сами по себе комиссары внутренних дел это пешки в борьбеза
власть. Так, например, пик 1935 года связан с убийством 1.12.34
Кирова. Г). Любому человеку с техническим образованием график (рис.
1) свозрастающими амплитудами репрессий напоминает поведение самовозбуждающихся
систем, которые, как правило, заканчивают свое существованиесаморазрушением.
Война в 1941 остановила этот разрушительный процесс.
Д). Все страдания, которые испытывает русский народ, разделяет
иЦерковь: - уничтожение дворянства и офицерства 1917-19 годы; -
уничтожение крестьянства (раскулачивание) 1929-32; - уничтожение
интеллигенции 1937-38. Геноцид русского народа - это, в первую очередь,
геноцид православия. 8. Заключение
Каждый (верующий или неверующий), кто знакомится с базой данных
оновомучениках, не может остаться равнодушным.
Какое великое противостояние оказала Русская Православная Церковьтоталитарному
сатанинскому режиму, когда все силы ада обрушились нанее!
Тысячи простых сельских священников, над которыми кто только неиронизировал
в России, оказались великими героями. Какие поразительныекрасивые
и смиренные лица! С какой верой и верностью, с каким самопожертвованием
прошли они свой жизненный путь.
2500 святых почитала Русская Православная Церковь в начале 20 века,
из них русских святых - 450. Собранные в Институте сведения вомногом
еще не являются законченными материалами для канонизации. Неисключено,
что в ряде случаев сама ее возможность окажется сомнительной. Однако
несомненно то, что количество действительно святых мучеников и исповедников,
которых дала Русская Церковь в ХХ веке, исчисляется десятками тысяч
человек.
Таким образом, если будут прославлены великие русские подвижники20
века, то Православная Церковь станет в основном Церковью новомучеников
российских.
В конце II века христианским апологетом Тертуллианом были сказаныслова,
ставшие крылатыми: "Кровь мучеников - семя христианства".
ВекХХ обильно засеял этим семенем Русскую землю, наша задача - донестиего
до сердец человеческих, и оно принесет свой благодатный плод сторицею!
Литература 1. За Христа пострадавшие. Гонения на Русскую Православную
Церковь,1917-1956: Биографический справочник. Кн.1. А-К // М., Изд-во
Православного Свято-Тихоновского института. 1997. 704 стр. 2. Акты
Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России,позднейшие
документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной
власти, 1917-1943 гг./ Сост. М.Е.Губонин// М., Изд-во Православного
Свято-Тихоновского института. 1994. 1064 стр. 3. База данных по
новомученикам и исповедникам Русской ПравославнойЦервки 20 века
( http://www.pstbi.ccas.ru ). 4. Архивы Кремля. В 2-х кн./ Кн.1.
Политбюро и Церковь. 1922-1925гг.// М., Новосибирск. "Сибирский
хронограф". 1997 г. 600 стр. 5. Прот. В.Цыпин. История Русской
Церкви, 1917-1997/ История Русской Церкви. Книга девятая// М., 1997,
832 стр. 6. СПРАВКА. Репрессивная политика РКП(б)-ВКП(б)-КПСС по
отношению крелигии и Церкви. 1917-1980 гг. от 20.12.95 и ПРЕСС-РЕЛИЗ.
напресс-конференции А.Н.Яковлева 25.11.95 (Архив Православного Свято-Тихоновского
богословского института.
|