Лев Регельсон
К оглавлению
См.: документы по истории Церкви;
хронологический указатель ХХ в.
1933
9/22 марта
Постановление митр. Сергия и сергианского Синода о командировке
арх. Вениамина (Федченкова) в качестве временного Экзарха Московской Патриархии
для обследования и упорядочения дел Северо-Американской Епархии.
ЖМП, 1933, № 14-15
10/23 марта
Послание митр. Сергия Сербскому Патриарху по поводу Карловацкой
группы.
"...Они устроили свой церковный центр в виде архиерейского Синода
и Собора, присвоивший себе права высшего управления и суда над всей заграничной
русской паствой. Центр этот стал учреждать за границей новые епархии и викариатства,
ставил для них архиереев и т. д.
...Самый факт этого самочиния, организованного на глазах у всех,
не может не действовать разлагающе на сознание православного общества далеко за
пределами Русской Церкви, не может не колебать авторитет церковных установлений
и не подрывать необходимость вообще считаться с указаниями Церкви.
...Сомнительность канонической почвы, на которой построено всё
здание (точнее говоря, её отсутствие), неотвратимо ведет к краткосрочности здания...
Одним из главных членов символа веры монархической партии, заправляющей Карло-вацкой
группой, было предположение, что в ближайшие годы, если не месяцы, у нас произойдет
желательный для партии государственный переворот. Тогда Карловацкая организация
полностью войдет в государственную систему и в этом победном торжестве потонут
все дефекты здания, как бы ни были они существенны. Государство найдет возможным
затушевать все канонические недочеты и заставить смолкнуть всякие возражения и
протесты". (ВСЕ ЭТО — в полной мере относится также и к сергианской Московской
Патриархии — Л. Р.).
1933 год
Послание митр. Сергия и сергианского Синода арх. Вениамину, временному
Экзарху Московской Патриархии в Америке, против митр. Платона.
ЖМП, 1933, № 16-17
15/28 июля?
Письмо неизвестного автора-иерарха ("предположительно митр. Иосифа
Петровых" — ЧС-1) — митр. Сергию.
"Достигнув возраста, являющегося, по слову Св. Псалмопевца, начальным
пределом земной человеческой жизни, стоя, так сказать, в преддверии могилы, сознаю
свой долг разъяснить своим собратьям-архипастырям, пастырям и верующему народу,
почему я считаю Вас узурпатором церковной власти и отказываюсь повиноваться административно-церковным
распоряжениям Вашим и учрежденного Вами Синода. Между тем у меня нет непосредственной
возможности довести своё исповедание до слуха Церкви и потому я вынужден это сделать,
обращая его к Вам, дерзновенно утверждающему себя первым епископом страны; может
быть и по искреннему заблуждению и во всяком случае с молчаливого попустительства
части собратий епископов, повинных теперь вместе с Вами в разрушении канонического
благополучия Православной Русской Церкви"...
"1. Патриаршие права и обязанности определены, утверждены и изложены
Собором 17-18 гг. Завещание патриаршее, на основании коего митр. Петр воспринял
свои полномочия, издано не в силу этих, Собором утвержденных патриарших прав,
а на основании соборного поручения, данного Собором 17-18 г.г. лично Святейшему
Патриарху Тихону на случай, "когда не окажется в наличии Собором уполномоченного
учреждения", — цитирую Вашу статью. Святейший Тихон не мог передать и не передал
с ними лично ему на определенный случай Собором данного и им исполненного поручения,
а митр. Петр, действительно воспринявший после патриаршего завещания все патриаршие
права и обязанности, не мог воспринять и не воспринял права передавать все патриаршие
права и обязанности архипастырю по своему выбору. Утверждение, будто митр. Петр
совершил такую передачу своим распоряжением 23.11/6.12 1925 г. на основании патриаршего
завещания, делает почившего Патриарха повинным в установлении для Русской Православной
Церкви осужденного Вселенской Церковью порядка завещательной передачи церковных
полномочий, а митр. Петра — в применении такого порядка в жизни церковной. Всеми
силами души протестую против такого оговора почившего Патриарха и его Местоблюстителя.
2. Если бы распоряжение митр. Петра от 23.11/6.12 1925 г. по
своему тексту было даже до буквальности сходно с текстом патриаршего завещания,
то и тогда оно не могло бы иметь одинакового с ним смысла и значения для церковной
жизни, на самом же деле митр. Петр в своем распоряжении поручает только временное
исполнение обязанностей Местоблюстителя такому-то, ничего не говоря о патриарших
правах. Только Вашей смелой мыслию могло быть понято такое распоряжение в более
широком значении, чем уполномочие вершить только дела так называемые текущие и
не... брать на себя решение дел принципиальных, общецерковных.
3. Известная резолюция митр. Петра от 19.1/1.2 1926 г. не только
не усиливает значения документа от 23.11/6.12 1925 г., на который Вы опираетесь,
но весьма помогает уразумению его действительного смысла и произвольности Ваших
на него толкований... Излагая второй документ с оговоркой, что "дела принципиальные
и общецерковные оставляет за собой", он приписывал не новое какое-либо распоряжение,
а предупреждал возможность возникновения чего-нибудь нового. Он лишь пояснил первое
свое распоряжение..., подтверждая и для коллегии из трех архиереев, что ей не
представляется прав больших, чем какие даны были единоличному заместителю... Воспринимая
снова заместительские полномочия по резолюции, уничтожавшей коллегию из трех архиереев,
Вы воспринимали никак не больше того, что было поручено, но не передано коллегии
и за ее упрзднением снова возвращалось прежнему исполнителю. Пояснять это Вам
для митрополита Петра не было повода, так как предшествовавшим своим поведением
Вы являли правильное понимание своих полномочий и полную корректность к своему
доверителю, поддерживая с ним деловые отношения. Лишившись возможности таких сношений
с окончанием "дела митр. Петра", Вы автоматически становились в положение остальных
своих собратий и должны были не новый центр церковного управления утверждать,
а сами обратиться и призвать остальных собратий к руководству в церковной жизни
патриаршим указом 7/20 ноября 1920 г., изданным именно на случай возникновения
невозможности сношений с действительным церковным центром и остающимся в составе
действующего права Русской Православной Церкви. Если бы по силе сего указа некоторые
архипастыри обратились к братскому руководству Вашему, ценя Вашу просвещенность,
долголетний опыт и архипастырскую мудрость, то нельзя было бы возражать что-нибудь
против такого добровольного объединения. Если бы для удобства сношений и поддержания
единообразия епархиальной жизни Вы с объединившимися архипастырями учредили для
своей группы нечто вроде Синода, но при этом не претендовали бы на обязательность
принимаемых Вами решений для всей Русской Церкви, нельзя было бы возражать и против
такого учреждения. Тогда не понадобилось бы Вам обременять совесть Вашу обильными
прещениями и запрещениями. Все, и объединившиеся под братским руководством Вашим,
и замедлившие с таким объединением, по-прежнему оставались бы в каноническом и
литургическом единении под затруднительным хотя, но отнюдь не утратившим своей
реальности каноническим главенством своего Первоиерарха митр. Петра.
Только отказавшись от своего домысла о тожественности полномочий
Местоблюстителя и его Заместителя, обратившись под руководство патриаршего указа
от 7/20 ноября 1920 г. и признавши к тому же единомысленных с Вами архипастырей,
возможете Вы возвратить Русской Церкви Её каноническое благополучие..."
1. ЧС-1
2. Сб. док.
1933 год
Назначение митр. Алексия (Симанского) на Ленинградскую кафедру.
"Патр. Сергий и его
духовное наследство", стр.284
3/16 авг.
Постановление митрополита Сергия и сергианского Синода об окончательном
упразднении автономии Сев.-Американской Епархии. Запрещение митр. Платона в священнослужении.
ЖМП, 1934, № 18-19
Август
Возвращение во Владимир из ссылки еп. Афанасия (Сахарова) и его
пребывание на свободе до 18 апреля 1936 г.
"Даты и этапы..."
Сентябрь
Письмо еп. Афанасия еп. Владимирскому Иннокентию с обвинением
митр. Сергия в присвоении прав Первоиерарха и с сообщением о своем отделении от
митр. Сергия, в соответствии с Патриаршим Указом от 7/20 ноября 1920 г.
ЧС-2
27 ноября/10 дек.
Письмо еп. Иннокентия Владимирского еп. Афанасию с требованием,
во исполнение решения Синода от 23 окт. 1933 г., разъяснить свою позицию по отношению
к Синоду и с угрозой запрещения в служении.
ЧС-2
8/21 дек.
Письмо еп. Афанасия митр. Сергию с разъяснением своей позиции.
ЧС-2
1933 год
Закрытие последнего в Москве храма "непоминающих": церкви Сербского
Подворья на Солянке.
Польский,
т. 2, стр. ХIV
1933 год
Развертывание нелегальной деятельности духовенства. Свидетельство
атеистической брошюры: "Поп-передвижка стал теперь довольно обычной фигурой в
ряде районов. Предприимчивый батя захватывает в узелочек всё необходимое культовое
имущество и — от села к селу, от базара к базару, переезжая на лошади, выполняет
по заказу требы, не давая верующим забывать о Боге. Верующие трудящиеся, если
они верят в Бога и желают совершать Богослужения, имеют для этой цели официально
зарегистрированные храмы. Но религиозные организации уходят в подполье... За последнее
время в целом ряде мест, например в Западной Сибири, Центрально-Черноземной области,
на Урале, Северном Кавказе и др., причем организовывается молитвенный дом где-нибудь
в частном помещении, в подполье, куда вход доступен только ограниченному числу
лиц, да и контроль со стороны власти отсутствует".
Ф. Плещук, "Борьба против
религии па новом этапе", 1933
|