Лев Регельсон
К оглавлению
См.: документы по истории Церкви;
хронологический указатель ХХ в.
1939 год
Заключительный этап ликвидации легальной Церкви. На Украине —
осталось 3% дореволюционного числа храмов.
Алексеев,
стр. 174
1939 год
Продолжение тайной деятельности "непоминающих". Обслуживание
"непоминающими" священниками верующих, не отходивших от митр. Сергия, но оставшихся
без храмов и духовенства.
"Безбожник", 1939, 21 апр., статья "Церковь в чемодане".
У священников, изгнанных НКВД из приходов и путешествующих, "все
необходимые принадлежности для совершения обряда находятся в чемодане. Если нужно
помочь хозяйке на кухне, они и это делают, покупают продукты для больных".
Д. В. Константинов, "Православная молодежь в борьбе за Церковь
в СССР", Мюнхен, 1956, стр. 54.
"...Тайные богослужения, под которыми в основном и понимается
тайная или катакомбная Церковь, если и относились в большинстве случаев к так
называемым "иосифлянам", отвергавшим декларацию митр. Сергия, то не были чужды
и остальной массе верующих, которые тоже принимали участие в них, вынуждаясь к
тому весьма многими причинами. Открытых же храмов было так мало, что нужда в тайных
богослужениях была большая".
Митр. Мануил о "непоминающих".
"...27 апр. 1929 г. еп. Андрей (Комаров) Астраханский был уволен
на покой временно, согласно прошению.
В окт. 1939 г. назначен на штатное место приходского священника
Покровской церкви г. Куйбышева той же области. Занял это место по просьбе верующих
и особому благословению Митрополита Сергия, для оздоровления церковной жизни в
епархии, которая в то время состояла почти из одной этой церкви. Управление такими
епархиями тогда централизовалось в Московской Патриархии, а для архиереев практиковалось
назначение на штатные места настоятелей. В Куйбышеве, как в бурном водовороте,
сталкивались влияния и левых и правых ориентации. Настоятеля народ не уважал и
не доверял ему до такой степени, что многие считали за грех ходить в церковь,
где он служит. Эти чувства распространились и на Митрополита Сергия, принявшего
настоятеля в общение с Церковью (т. е. с сергианским Синодом — Л. Р.), и на всё
духовенство. Появилось мнение, что "истинная Церковь ушла в пустыню", а все открыто
служащее духовенство безблагодатно, и отступления от Церкви в своеобразные маленькие
раскольничьи группы приняли массовый характер".
Польский,
т. 2, стр. ХVIII |