Лев Регельсон
К оглавлению
См.: документы по истории Церкви;
хронологический указатель ХХ в.
1922
17/30 янв.
Указ Патриарха Тихона и Синода о возведении в сан митрополита
временно-управляющего Зап.-Европейскими русскими приходами — архиепископа Волынского
и Житомирского Евлогия (Георгиевского).
митр. Евлогий,
стр. 401
10/23 февр.
Декрет ВЦИК об изъятии церковных ценностей на нужды голодающих.
Известия, 1922, 26 февр.
15/28 февр.
Послание Патриарха Тихона о помощи голодающим и изъятии церковных
ценностей.
"Среди тяжких бедствий и испытаний, обрушившихся на землю нашу
за наши беззакония, величайшим и ужаснейшим является голод, захвативший обширное
пространство с многомиллионным населением.
Еще в августе 1921 г., когда стали доходить до нас слухи об этом
ужасном бедствии, Мы, почитая долгом своим прийти на помощь страждущим духовным
чадам Нашим, обратились с посланиями к главам отдельных христианских Церквей (Православным
Патриархам, Римскому Папе, Архиепископу Кентерберийскому и епископу Йоркскому)
с призывом, во имя христианской любви, произвести сборы денег и продовольствия
и выслать их за границу умирающему от голода населению Поволжья.
Тогда же был основан Нами Всероссийский Церковный Комитет помощи
голодающим и во всех храмах и среди отдельных групп верующих начались сборы денег,
предназначавшихся на оказание помощи голодающим. Но подобная церковная организация
была признана Советским Правительством излишней и все собранные Церковью денежные
суммы потребованы к сдаче и сданы правительственному Комитету.
Однако в декабре Правительство предложило Нам делать, при посредстве
органов церковного управления: Св. Синода, Высшего Церковного Совета, Епархиального,
Благочиннического и Церк.-приходского Совета — пожертвования деньгами и продовольствием
для оказания помощи голодающим. Желая усилить возможную помощь вымирающему от
голода населению Поволжья, Мы нашли возможным разрешить церковно-приходским Советам
и общинам жертвовать на нужды голодающих драгоценные церковные украшения и предметы,
не имеющие богослужебного употребления, о чем и оповестили Православное население
6(19) февраля с.г. особым воззванием, которое было разрешено Правительством к
напечатанию и распространению среди населения.
Но вслед за этим, после резких выпадов в правительственных газетах
по отношению к духовным руководителям Церкви, 10(23) февраля ВЦИК, для оказания
помощи голодающим, постановил изъять из храмов все драгоценные церковные вещи,
в том числе и священные сосуды и прочие богослужебные церковные предметы. С точки
зрения Церкви подобный акт является актом святотатства, и Мы священным Нашим долгом
почли выяснить взгляд Церкви на этот акт, а также оповестить о сем верных духовных
чад Наших. Мы допустили, ввиду чрезвычайно тяжких обстоятельств, возможность пожертвования
церковных предметов, не освященных и не имеющих богослужебного употребления. Мы
призываем верующих чад Церкви и ныне к таковым пожертвованиям, лишь одного желая,
чтобы эти пожертвования были откликом любящего сердца на нужды ближнего, лишь
бы они действительно оказывали реальную помощь страждущим братьям нашим. Но Мы
не можем одобрить изъятия из храмов, хотя бы и через добровольное пожертвование,
священных предметов, употребление коих не для богослужебных целей воспрещается
канонами Вселенской Церкви и карается Ею как святотатство — миряне отлучением
от Нее, священнослужители — извержением из сана (Апостольское правило 73, Двухкратн.
Вселенск. Собор. Правило 10)".
1. Введенский,
"Церк. и гос."
2. Вест. РСХД,
1970, № 8
3. ЧС-1
Февраль
Приписываемый Патриарху Тихону указ ("секретная инструкция")
по вопросу об отношении к изъятию церковных ценностей.
"...Хвалим и лобызаем архимандрита Никодима, настоятеля Юрьева
монастыря Новгорода, богодухновенно отдавшего из монастыря ценности на многие
миллионы рублей на священную войну против тевтонов (немцев).
Мы с гневом отвергаем и караем отлучением от Церкви даже добровольное
пожертвование священных риз и чаш: важно не что давать, а кому давать. Читая строки
послания Нашего, указуйте о сем своей пастве на собраниях, на которых вы можете
и должны бороться против изъятия ценностей.
Мы разрешаем отдавать только лом и подвески с образов..."
1. "Обвин. закл.
по делу Патр."
2. Попов,
3. "Учебник для анти-
религ. кружков", 1930
6/19 марта
Приписываемое В. И. Ленину секретное письмо членам Политбюро
по поводу изъятия церковных ценностей.
Из комментария редактора "Вестника РСХД" Н. Струве: "...Подлинность
его (документа — Л. Р.) вне сомнения: на него есть прямая ссылка в "Полном собрании
сочинений Ленина", т. 45, М., 1964 г., стр. 666-667: "Март 19. Ленин в письме
членам Политбюро ЦК РКП (б) пишет о необходимости решительно подавить сопротивление
духовенства проведению в жизнь декрета ВЦИК от 23 февраля 1922 об изъятии церковных
ценностей в целях получения средств для борьбы с голодом". (В "Архиве" имеет шифр
ЦПА ИМЛ, ф.2, ед. хр. 22954). Но бдительные цензоры ленинских писаний не посмели
включить это письмо в так наз. "Полное собрание сочинений", насчитывающее 55 томов".
Текст письма (полностью):
"Товарищу Молотову
для членов Политбюро
Строго секретно
Просьба ни в коем случае копий не снимать, а каждому члену Политбюро (тов.
Калинину тоже) делать свои замтки на самом документе.
Ленин.
По поводу происшествия в Шуе, которое уже поставлено на обсуждение
Политбюро, мне кажется, необходимо принять сейчас же твердое решение в связи с
общим тоном борьбы в данном направлении. Так как я сомневаюсь, чтобы мне удалось
лично присутствовать на заседании Политбюро 20 марта, то поэтому я изложу свои
соображения письменно.
Происшествие в Шуе должно быть поставлено в связь с тем сообщением,
которое недавно РОСТА переслало в газеты не для печати, а именно сообщение о подготовляющемся
черносотенцами в Питере сопротивлении декрету об изъятии церковных ценностей.
Если сопоставить с этим фактом то, что сообщают газеты об отношении духовенства
к декрету об изъятии церковных ценностей, а затем то, что нам известно о нелегальном
воззвании Патриарха Тихона, то станет совершенно ясно, что черносотенное духовенство
во главе со своим вождем совершенно обдуманно проводит план дать нам решающее
сражение именно в данный момент.
Очевидно, что на секретных совещаниях влиятельнейшей группы черносотенного
духовенства этот план обдуман и принят достаточно твердо. События в Шуе лишь одно
из проявлений этого общего плана.
Я думаю, что здесь наш противник делает громадную ошибку, пытаясь
втянуть нас в решительную борьбу тогда, когда она для него особенно безнадежна
и особенно невыгодна. Наоборот, для нас именно данный момент представляет из себя
не только исключительно благоприятный, но и вообще единственный момент, когда
мы можем с 99-ю из 100 шансов на полный успех разбить неприятеля на голову и обеспечить
за собой необходимые для нас позиции на много десятилетий. Именно теперь и только
теперь, когда в голодных местах едят людей и на дорогах валяются сотни, если не
тысячи, трупов, мы можем (и поэтому должны) провести изъятие церковных ценностей
с самой бешеной и беспощадной энергией, не останавливаясь перед подавлением какого
угодно сопротивления. Именно теперь и только теперь громадное большинство крестьянской
массы будет либо за нас, либо, во всяком случае, будет не в состоянии поддержать
сколько-нибудь решительно ту горстку черносотенного духовенства и реакционного
городского мещанства, которые могут и хотят испытать политику насильственного
сопротивления советскому декрету.
Нам во что бы то ни стало необходимо провести изъятие церковных
ценностей самым решительным и самым быстрым образом, чем мы можем обеспечить себе
фонд в несколько сотен миллионов золотых рублей (надо вспомнить гигантские богатства
некоторых монастырей и лавр). Без этого никакая государственная работа вообще,
никакое хозяйственное строительство в частности и никакое отстаивание своей позиции
в Генуе в особенности совершенно немыслимы. Взять в свои руки этот фонд в несколько
сотен миллионов золотых рублей (а может быть и несколько миллиардов) мы должны
во что бы то ни стало. А сделать это с успехом можно только теперь. Все соображения
указывают на то, что позже сделать это нам не удастся, ибо никакой иной момент,
кроме отчаянного голода, не даст нам такого настроения широких крестьянских масс,
который бы либо обеспечил нам сочувствие этих масс, либо, по крайней мере, обеспечил
бы нам нейтрализование этих масс в том смысле, что победа в борьбе с изъятием
ценностей останется безусловно и полностью на нашей стороне.
Один умный писатель по государственным вопросам справедливо сказал,
что если необходимо для осуществления известной политической цели пойти на ряд
жестокостей, то надо осуществлять их самым энергичным образом и в самый короткий
срок, ибо длительного применения жестокостей народные массы не вынесут. Это соображение
в особенности еще подкрепляется тем, что по международному положению России для
нас, по всей вероятности, после Генуи окажется или может оказаться, что жестокие
меры против реакционного духовенства будут политически нерациональны, может быть
даже чересчур опасны. Сейчас победа над реакционным духовенством обеспечена полностью.
Кроме того, главной части наших заграничных противников среди русских эмигрантов,
т. е. эсерам и милюковцам, борьба против нас будет затруднена, если мы именно
в данный момент, именно в связи с голодом проведем с максимальной быстротой и
беспощадностью подавление реакционного духовенства.
Поэтому я прихожу к безусловному выводу, что мы должны именно
теперь дать самое решительное и беспощадное сражение черносотенному духовенству
и подавить его сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в
течение нескольких десятилетий. Самую кампанию проведения этого плана я представляю
следующим образом:
Официально выступать с какими бы то ни было мероприятиями должен
только тов. Калинин, — никогда и ни в каком случае не должен выступать ни в печати,
ни иным образом перед публикой тов. Троцкий.
Посланная уже от имени Политбюро телеграмма о временной приостановке
изъятий не должна быть отменяема. Она нам выгодна, ибо посеет у противника представление,
будто мы колеблемся, будто ему удалось нас запугать (об этой секретной телеграмме,
именно потому, что она секретна, противник, конечно, скоро узнает).
В Шую послать одного из самых энергичных, толковых и распорядительных
членов ВЦИК или других представителей центральной власти (лучше одного, чем нескольких),
причем дать ему словесную инструкцию через одного из членов Политбюро. Эта инструкция
должна сводиться к тому, чтобы он в Шуе арестовал как можно больше, не меньше,
чем несколько десятков, представителей местного духовенства, местного мещанства
и местной буржуазии по подозрению в прямом или косвенном участии в деле насильственного
сопротивления декрету ВЦИК об изъятии церковных ценностей. Тотчас по окончании
этой работы он должен приехать в Москву и лично сделать доклад на полном собрании
Политбюро или перед двумя уполномоченными на это членами Политбюро. На основании
этого доклада Политбюро даст детальную директиву судебным властям, тоже устную,
чтобы процесс против шуйских мятежников, сопротивляющихся помощи голодающим, был
проведен с максимальной быстротой и закончился не иначе, как расстрелом очень
большого числа самых влиятельных и опасных черносотенцев г. Шуи, а по возможности
также и не только этого города, а и Москвы и нескольких других духовных центров.
Самого Патриарха Тихона, я думаю, целесообразно нам не трогать,
хотя он несомненно стоит во главе всего этого мятежа рабовладельцев. Относительно
него надо дать секретную директиву Госполитупру, чтобы все связи этого деятеля
были как можно точнее и подробнее наблюдаемы и вскрываемы, именно в данный момент.
Обязать Дзержинского, Уншлихта лично делать об этом доклад в Политбюро еженедельно.
На съезде партии устроить секретное совещание всех или почти
всех делегатов по этому вопросу совместно с главными работниками ГПУ, НКЮ и Ревтрибунала.
На этом совещании провести секретное решение съезда о том, что изъятие ценностей,
в особенности самых богатых лавр, монастырей и церквей, должно быть произведено
с беспощадной решительностью, безусловно ни перед чем не останавливаясь и в самый
кратчайший срок. Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного
духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше. Надо именно теперь
проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении
они не смели и думать.
Для наблюдения за быстрейшим и успешнейшим проведением этих мер
назначить тут же на съезде, т. е. на секретном его совещании, специальную комиссию
при обязательном участии т. Троцкого и т. Калинина, без всякой публикации об этой
комиссии с тем, чтобы подчинение ей всех операций было обеспечено и проводилось
не от имени комиссии, а в общесоветском и общепартийном порядке. Назначить особо
ответственных наилучших работников для проведения этой меры в наиболее богатых
лаврах, монастырях и церквах.
Ленин.
Прошу т. Молотова постараться разослать это письмо членам Политбюро
вкруговую сегодня же вечером (не снимая копий) и просить их вернуть Секретарю
тотчас по прочтении с краткой заметкой относительно того, согласен ли с основою
каждый член Политбюро или письмо возбуждает какие-нибудь разногласия. Ленин."
Примечание составителя: дата 10.II.22, помещенная в перепечатке
в "Вестнике", безусловно, вызвана ошибкой при переписывании, т. к. в документе
говорится о событиях, происходивших в марте, а "Полное собр. соч." указывает дату
документа 19.III.22.
Вестник РСХД № 97,
1970, стр. 54-57
15/28 марта
Публикация в "Известиях" "Списка врагов народа". Первым указан
Патриарх Тихон "со всем своим церковным собором", далее десятки епископов и священников.
Известия, 1922, 28 марта
18 марта/1 апр.
Предложение Патриарха Тихона Синоду и Высш. Церк. Упр. проекта
указа на имя митр. Евлогия, в котором говорится, что в силу политического характера
выступлений Карловацкого Собора:
"1. Я признаю Карловацкий Собор заграничного духовенства и мирян
не имеющим канонического значения и послание его о восстановлении династии Романовых
и обращение к Генуэзской конференции не выражающим официального голоса Русской
Церкви.
2. Ввиду того, что заграничное русское церковное управление увлекается
в область политических выступлений, а с другой стороны, заграничные русские приходы
уже поручены попечению Вашего Преосвященства, Высшее Церковное Управление за границей
упразднить.
3. Священному Синоду иметь суждение о церковной ответственности
некоторых духовных лиц за границей за их политические от имени Церкви выступления".
1. Церкв. Вед., 1928, № 12.
2. ЖМП, 1945, № 9.
3. митр. Евлогий,
стр. 402-403
Весна 1922
Массовые кровавые столкновения при изъятии ценностей (по подсчетам
В. Красницкого — 1414).
Шишкин, стр. 14
Первая половина 1922
Массовые уголовные процессы по делам об изъятии церковных ценностей
(по сведениям первых 55 трибуналов об окончании 231 дела привлечены 732 человека).
Кандидов, стр. 63
13/26 апр.
Начало судебного процесса в Москве по делу о церковных ценностях.
11 человек — к расстрелу.
Известия, 1922, 9 мая
22 апр./5 мая
Выступление Патриарха Тихона в здании Политехнического музея
на судебном процессе в качестве свидетеля.
1. Фиолетова
2. Воспоминания
Н, Асафовой
22 апр./5 мая
Указ Патриарха Тихона, Синода и Высш. Церк. Совета об упразднении
Карловацкого ВЦУ и передаче временного управления всеми заграничными русскими
приходами — митрополиту Евлогию.
1. Церк. Вед.,
1922, № 12
2. ЖМП, 1945, № 9
З. митр. Евлогий,
стр. 402-403
29 апр./12 мая
Аудиенция обновленческой "инициативной группы" у Патриарха Тихона:
прот. А. Введенский, свящ. А. И. Боярский и Е. Белков, псаломщик С. Стаднюк, в
сопровождении двух работников ГПУ.
Левитин, т. 2
29 апр./12 мая
Устное заявление Патриарха Тихона "инициативной группе":
"Я никогда не хотел быть Патриархом, патриаршество меня тяготит
как Крест — это вы хорошо знаете. Я с радостью приму, если грядущий Собор снимет
с меня вообще патриаршество, а сейчас я передаю власть одному из старейших иерархов
и отойду от управления Церковью".
1. Введенский,
Церк. и рев."
2. ВСС, 1927, № 3(16)
29 апр./12 мая
Письмо Патриарха Тихона Председателю ВЦИК М. И. Калинину.
"Ввиду крайней затруднительности в церковном управлении, возникшей
от привлечения меня к гражданскому суду, почитаю полезным для блага Церкви поставить
временно, до созыва Собора, во главе церковного управления или Ярославского митрополита
Агафангела (Преображенского) или Петроградского Вениамина (Казанского)".
1. ЧС-1
2. ЧС-2
29 апр./12 мая
Послание Патриарха Тихона митр. Агафангелу о поставлении его
временно, до созыва Собора, во главе церковного управления.
"Вследствие крайней затруднительности в церковном управлении,
возникшей от привлечения меня к гражданскому суду, почитаю полезным для блага
Церкви поставить Ваше Высокопреосвященство во главе церковного управления до созыва
Собора. На это имеется и согласие гражданской власти, а потому благоволите прибыть
в Москву без промедления.
Патриарх Тихон".
Левитин, т.1
29 апр./12 мая
Письмо Патриарха Тихона о. Николаю Любимову о передаче церковного
управления митр. Агафангелу с просьбой о его помещении в Донском монастыре.
1. ЧС-1
2. ЧС-2
30 апр./13 мая
Воззвание ("декларация") обновленцев: "Верующим сынам Православной Церкви России".
"Братья и сестры во Христе!
В течение последних лет, по воле Божией, без которой ничего не
совершается в мире, в России существует Рабоче-Крестьянское правительство. Оно
взяло на себя задачу устранить в России жуткие последствия мировой войны, борьбы
с голодом, эпидемиями и прочее нестроение государственной жизни. Церковь фактически
осталась в стороне от этой борьбы за правду и благо человечества. Верхи священноначалия
держали сторону врагов народа. Это выразилось в том, что при каждом подходящем
случае в церкви вспыхивали контрреволюционные выступления. Это было не раз. А
теперь на наших глазах происходит также тяжелое дело с обращением церковных ценностей
в хлеб для голодающих. Это должно было быть подвигом любви к погибающему брату,
а превратилось в организованное выступление против государственной власти. Это
вызвало кровь. Пролилась кровь, чтобы не помочь Христу — голодающему. Отказом
помощи голодному церковные люди пытались создать государственный переворот. Воззвание
Патриарха Тихона стало тем знаменем, около которого сплотились контрреволюционеры,
одетые в церковные одежды и настроения. Но широкие массы народные и большинство
рядового духовенства не пошли на их призыв. Совесть народная осудила виновников
пролития крови, и смерть умирающих от голода падает тяжким упреком на тех, кто
захотел использовать народное бедствие для своих политических целей. Мы, нижеподписавшиеся
священнослужители православной церкви, являющиеся выразителями широких народных
кругов, осуждаем действия тех иерархов и тех пастырей, которые виновны в организации
противодействия государственной власти по оказанию ею помощи голодающим и в ее
других начинаниях на благо трудящихся. Церковь, по самому существу своему, должна
являться союзом любви и правды, а не политической организацией, не контрреволюционной
партией. Мы считаем необходимым немедленный созыв поместного Собора для суда над
виновниками церковной разрухи, для решения вопроса об управлении церковью и об
установлении нормальных отношений между нею и Советской властью. Руководимая высшими
иерархами гражданская война церкви против государства должна быть прекращена.
Каждый верный и любящий сын церкви несомненно поддержит наше заявление, с коим
мы обратились к государственной власти, о предоставлении нам возможности скорого
созыва поместного Собора для устроения церкви и умиротворения народной жизни".
Декларацию подписали:
Епископ Антонин
Представители прогрессивного духовенства:
г. Москвы: священник С. Калиновский
г. Петрограда: священник В. Красницкий
прот. Ал. Введенский
свящ. Ев. Белков
псаломщик Стефан Стаднюк
г. Москвы: свящ. И. Борисов
свящ. Вл. Быков
г. Саратова: прот. Русанов
прот. Ледовский
1. Левитин, т.1
2. Известия,
1922, 14 мая
2/15 мая
Прием обновленцев М. И. Калининым. Заявление Калинина:
"Правительство РСФСР принимает к сведению заявление Патриарха
о его временном самоустранении. Однако взять на себя передачу патриаршего поручения
к его заместителю оно не может, т. к. Советская Конституция предусматривает отделение
Церкви от государства".
Левитин, т.1
3/16 мая
Письмо обновленческой группы "прогрессивного духовенства" Калинину
с сообщением о создании ВЦУ (Высшего Церк. Управления), "ввиду устранения Патриархом
Тихоном себя от власти".
1. ЧС-1
2. ЧС-2
3. Сб. док.
4/17 мая
Подача обновленческими лидерами прошения к сов. власти о помиловании
приговоренных к расстрелу на московском процессе (по настоянию еп. Антонина, еще
раньше подавшего такое прошение).
"Председателю ВЦИК
нижеподписавшихся священнослужителей Церкви
Усерднейшая просьба
Среди общей массы православного духовенства, находившегося в
зависимости от экономически господствующих классов, народилась за пять лет революции
небольшая группа священнослужителей, нашедших в себе силу и смелость подать свой
голос о справедливости борьбы Советской России с ее классовыми врагами. Выступая
ныне на открытое служение народу русскому в деле умиротворения враждующих и объединения
всех честных граждан для возрождения Родины, мы, нижеподписавшиеся, обращаемся
с горячей просьбой о помиловании всех осужденных на высшую меру наказания по делу
московских священников. Пусть дело милосердия ознаменует начало нового периода
Церкви русской, пусть наша просьба за осужденных справедливо будет началом доброго
влияния на русскую жизнь.
Братья-товарищи! Услышьте наш голос, дайте людям жизь".
Подписали: Свящ. С. Калиновский, В. Красницкий, Е. Белков, прот.
Введенский, псал. С. Стаднюк, прот. Русанов, прот. Ледовский.
1. Левитин, т. 1
2. "Живая Церк.",
1922, № 2, стр 14
5/18 мая
Посещение Патриарха Тихона Введенским, Белковым и Калиновским,
вручившими ему документ следующего содержания:
"Его Святейшеству, Святейшему Патриарху Тихону!
Ввиду устранения Вашего Святейшества от управления Церковью вплоть
до созыва Собора с передачей власти одному из старейших иерархов, фактически сейчас
церковь осталась без всякого управления. Это чрезвычайно губительно отражается
на течении наличной церковной жизни, московской в частности, порождая этим чрезмерное
смущение умов. Мы, нижеподписавшиеся, испросили разрешение государственной власти
на открытие и функционирование канцелярии Вашего Святейшества. Настоящим мы сыновне
испрашиваем благословения Вашего Святейшества на это, дабы не продолжалась пагубная
остановка дел по управлению Церковью. По приезде Вашего заместителя он тотчас
вступит в исполнение своих обязанностей. К работе канцелярии мы привлекаем временно,
до окончательного сформирования Управления под главенством Вашего заместителя,
находящихся на свободе в Москве святителей.
Вашего Святейшества недостойные слуги:
протоиерей Ал. Введенский
священник Евг. Белков
священник С. Калиновский"
ВСС, 1927, № 1, стр. 8
5/18 мая
Резолюция Патриарха Тихона на обращении обновленцев.
"Пятого (восемнадцатого) мая 1922 г.
Поручается поименованным ниже лицам принять и передать Высокопреосвященному
митрополиту Агафангелу, по приезде в Москву, синодские дела при участии секретаря
Нумерова, а по Московской епархии — Преосвященному Иннокентию, епископу Клинскому,
а до его прибытия Преосвященному Леониду, епископу Верпенскому, при участии столоначальника
Невского.
Патриарх Тихон."
ВСС, 1927, №- 1, стр.9
5/18 мая
А. И. Введенский (от петроградской группы) и С. Калиновский (от
имени московского прогрессивного духовенства) приветствуют еп. Леонида (Скобеева)
как главу нового церковного управления. Комментарий Левитина и Шаврова:
"Имя... ничем не замечательного епископа Леонида придавало всей
живоцерковной затее в глазах Патриарха сравнительно безобидный характер... Епископ
Леонид был единственным человеком, который придавал совершившемуся перевороту
видимость законности".
Предложение бывшего обер-прокурора В. Н. Львова принять участие
в Высшем Церковном Управлении, так как он "имеет опыт церковной реформации". Отказ
обновленцев принять В. Н. Львова ( в дальнейшем Львов все же стал активным обновленцем).
Левитин, т. 1
6/19 мая
Вызов Патриарха Тихона из Троицкого подворья и заключение его
в Донском монастыре "под строжайшей охраной, в полной изоляции от внешнего мира"
(домашний арест). Один раз в день, в 12 часов, заключенному Патриарху разрешалось
выходить на балкон, откуда он. издали благословлял верующих.
Левитин, т. 1
Без даты
Письмо Введенского, Калиновского и Белкова еп. Антонину (Грановскому)
с приглашением возглавить ВЦУ, в соответствии с якобы предоставленным им Патриархом
Тихоном правом привлекать московских святителей для участия в ВЦУ.
ЧС-1
Без даты
Резолюция еп. Антонина на письме обновленческой группы с согласием
возглавить ВЦУ.
Этот документ, по-видимому, был неизвестен Левитину и Шаврову,
т. к. они сообщают, что еп. Антонин сам заявил претензию на возглавление ВЦУ.
ЧС-1
Начало мая
Проект докладной записки во ВЦИК, исходящий от "некоторой части
духовенства и мирян православной Церкви", написанный Калиновским.
"Желая по мере своего разумения и сил способствовать Государственной
Советской власти в деле возрождения Родины, мы, нижеподписавшиеся, считаем необходимым
учреждением при ВЦИК особого Всероссийского Комитета по делам Православной Церкви,
духовенства и мирян, во главе с главным уполномоченным по делам Православной Церкви
в сане православного епископа. На этот Комитет возложено должно быть:
1) Выделение из общей массы православного духовенства и мирян
тех лиц, которые признают справедливость Российской социалистической революции
и лояльны по отношению к Советской власти. Ограждение их от церковных прещений
и судебных кар со стороны патриаршего управления.
2) Объединение означенных лиц в общегосударственном масштабе
путем выработки общей программы в делах церковных и в отношениях государственных.
3) Наблюдение за деятельностью патриаршего управления.
4) Способствование мирному и закономерному проведению в жизнь
государственных мероприятий, не затрагивающих религиозного чувства православного
человека.
Комментарий Левитина и Шаврова: "Подтекст этого... документа
таков: надо выделить группу духовенства, которая должна стать частью государственного
аппарата. Именно это и было заветной мечтой всех деятелей Живой Церкви. Если эта
мечта не осуществилась, то в этом вина отнюдь не Живой Церкви. Надо сказать, что
идея сращивания церковного аппарата с государственным пережила не только С. В.
Калиновского, но и самую Живую Церковь. Особенно широкое распространение получила
эта идея среди церковных людей в первые годы после Отечественной войны. Ее главным
носителем в это время был законный наследник деятелей Живой Церкви — известный
московский священнослужитель, до 1956 года — всемогущий... (протопресвитер Н.
Ф. Колчицкий, умерший в январе 1971 г., — примечание от руки, сделанное Левитиным).
...Живая Церковь являлась в этом отношении лишь своеобразным
рецидивом победоносцевщины в советских условиях. О том, что эта идея является
порождением антихристианского духа, лишний раз свидетельствует судьба С. В. Калиновского.
В августе 1922 года подал он в ВЦУ заявление о своем выходе из его состава, а
еще через несколько месяцев в газете "Безбожник" появляется его краткое заявление
о снятии им с себя сана".
1. Левитин, т. 1
2. "Живая Церковь",
1922, №-2, стр. 10
6/19 мая
Переезд обновленческого ВЦУ в Троицкое подворье. Начало функционирования
ВЦУ (без участия Красницкого, находящегося в это время в Ярославле).
Левитин, т. 1
Без даты
Посещение митр. Агафангела в Ярославле прот. В. Д. Красницким,
сообщение митр. Агафангела о невозможности выехать в Москву.
ВСС, 1927, № 9-10
10/23 мая
Первая встреча членов ВЦУ с московским духовенством Хамовнического
района. Категорический отказ духовенства поддержать ВЦУ.
Левитин, т. 1
12/25 мая
Заседание английской Палаты лордов, на котором архиепископ Кентерберийский
Фома (Томас) Девизен сделал английскому правительству запрос с просьбой дать сведения
об аресте Патриарха Тихона и смертной казни, угрожающей представителям русского
духовенства, со ссылкой на письмо митр. Евлогия от 28 апр./11 мая, сообщившего
арх. Кентерберийскому об этих слухах.
Изложение речи арх. Кентерберийского в газете "Тайме" (от 26
мая 1922 г.):
"Архиепископ Кентерберийский сказал, что считает своим долгом
довести до всеобщего сведения нужду, которую, как ему кажется, Русская Церковь
испытывает хотя бы в одном только сочувствии христиан всей Европы вообще, а также
ознакомить общество с тем, что в настоящее время происходит. С возмутительной
наглостью большевики говорят, что Русская Церковь несет теперь наказание за то,
что она отказалась содействовать в деле помощи голодающему населению. На самом
же деле в трех, если не в четырех, отдельных случаях Церковь предлагала организовать
в самой широкой мере сбор большего количества средств, чем те, которые могли бы
быть собраны каким-нибудь иным путем, и следить за их правильным израсходованием.
Однако эти предложения были категорически отклонены Советскими властями. Несмотря
на протесты Патриарха, церковные ценности были захвачены, причем, если верить
сообщениям, этот захват производился с ужасающей грубостью и насилием; сам же
Патриарх, если ему даже и не угрожает смертная казнь, все же арестован. Мы, как
христиане, не можем смотреть безразлично на такое положение вещей. (Внимание.
Внимание)".
Требования членов Палаты лордов к английскому правительству о
соответствующем представлении по этому поводу советскому правительству.
Валентинов, стр. 61-63
Май
Протест епископальной Церкви США (глава — еп. Брент, президент
Всемирного Совета Церквей) против гонений на религию и церковь в СССР.
Протест английской Рабочей партии против гонений на духовенство
в СССР.
Рев. и Церк.,
1924, № 1-2, стр. 26
12/25 мая
Посещение А. И. Введенским митр. Вениамина. Предъявление Введенским
"удостоверения" за подписью еп. Леонида и секретаря Невского, "в том, что он,
согласно резолюции Святейшего Патриарха Тихона, является полномочным членом ВЦУ
и командируется по делам Церкви в Петроград и другие местности Российской Республики".
Отказ митр. Вениамина признать удостоверение ввиду отсутствия подписи Патриарха.
Левитин, т.1
13/26 мая
Вскрытие мощей св. Евфросинии Полоцкой (г. Полоцк). "Труп мумифицирован"
(т. е. мощи нетленны — Л. Р.).
Рев. и Церк.,
1924, №- 1-2
15/28 мая
Послание митр. Вениамина к петроградской пастве по поводу самочинного
обновленческого ВЦУ.
"...По учению Церкви, епархия, почему-либо лишенная возможности
получать распоряжения от своего Патриарха, управляется своим епископом, пребывающим
в духовном единении с Патриархом. Епархиальный епископ есть глава епархии. Епархия
должна быть послушна своему епархиальному епископу и пребывать в единении с ним.
Кто не с епископом, тот не в Церкви, — говорит мужеапостольный Игнатий Богоносец.
Епископом Петроградским является митрополит Петроградский. Послушаясь ему, в единении
с ним, и вы будете в Церкви".
Далее в послании говорится о петроградских священниках Введенском
и Белкове, без воли своего митрополита отправившихся в Москву и принявших там
на себя высшее управление Церковью. "Этим самым по церковным правилам (Двукратный
Собор, правила Василия Великого) они ставят себя в положение отпавших от общения
со Святой Церковью, доколе не принесут покаяния перед своим епископом. Таковому
отлучению подлежат и все присоединившиеся к ним".
1. Введенский, т. 1, стр. 249.
2. Сб. док.
16/29 мая
Арест митр. Вениамина. При обыске в канцелярии присутствует Введенский
как представитель ВЦУ, явившийся принимать канцелярию. Вступление в обязанности
управляющего Петроградской епархией викарного еп. Ямбургского Алексия (Симанского).
Из воспоминаний о митр. Вениамине (Казанском) (приведены в словаре
митр. Мануила).
"...Ни блеском церковного красноречия, ни остротой богословского
дара не отличался приснопамятный Вениамин, митрополит Ленинградский, но это не
помешало ему оставить по себе память одного из любимых и популярнейших архипастырей.
Одна его чисто русская внешность располагала к себе. Простое открытое лицо, круглое,
с румянцем на щеках и длинной русой бородкой.
Был он прост, доступен и приветлив. Говорят, что в ранние годы
мечтал об исповедничестве. Временами в обществе он был молчалив и с ним трудно
было поддерживать беседу.
При воспоминании о нем неизменно рядом встает фигура обновленческого
митрополита Александра Введенского, сыгравшего роковую роль в его жизни. Митрополит
Вениамин, не распознав обновленческих домыслов Введенского, в начале его священнослужения
искренне его полюбил, всюду выдвигал, возил с собой и во время своего служения
поручал ему проповедь. Вскоре для нецерковного слуха и неправославного взора эффектная
фигура обновленческого протоиерея заслонила собою облик смиренного, истинно христианского
архипастыря, а красивая, несколько истерическая проповедь его заглушила задушевное,
кроткое, простое, строго православное слово скромного митрополита.
Но всеосвещающее время скоро выявило смертельный яд обновленческого
миросозерцания Введенского и открыло непереходимую пропасть, образовавшуюся между
этими двумя противоположными церковными деятелями, подобно пропасти, лежащей между
Лазарем и богатым.
Церковная история навечно сохранит оба эти облика, как сохранило
Евангельское повествование яркие образы из последних дней земной жизни Спасителя
— образы Иосифа Аримафейского, Никодима, первосвященников, фарисеев, саддукеев,
Пилата, Ирода и Иуды..."
Левитин и Шавров пишут о встрече Введенского и митр. Вениамина
при аресте:
"Завидев митрополита, он (Введенский) подошел к нему под благословение.
"Отец Александр, мы же с вами не в Гефсиманском саду", — спокойно и вежливо сказал
Владыка, не давая своему бывшему любимцу благословения, а затем с тем же спокойствием
выслушал объявление о своем аресте".
Левитин, т. 1
18/31 мая
Телеграмма Ленину представителей церквей Великобритании. Подписали:
Архиепископ Кентерберийский и Йоркский, Председатель Общего Собрания Шотландской
Церкви, Председатели Союзов и Собраний главных Нонконформистских Церквей Англии
и Уэллса.
"Во имя христианских вероисповеданий, которые мы представляем,
мы горячо протестуем против нападений на Русскую Церковь в лице Патриарха Тихона.
Общественное мнение и совесть не только христианства, но и всего
цивилизованного мира не может обойти молчанием эту глубокую несправедливость".
1. Валентинов, стр. 170
("Таймс", 1922, 1 июня)
2. Рев. и Церк.,
1924, № 1-2, стр.27
23 мая/5 июня
Обращение к петроградской пастве епископа Алексия (Симанского)
о признании им ВЦУ и снятии запрещения с обновленцев.
"В настоящее время Петроградская православная паства находится
в чрезвычайном волнении, которое в иных местах переходит в открытые выступления,
как мне официально сообщено государственной властью и некоторыми представителями
духовенства, выступления, явно нарушающие общественный порядок и тишину, навлекающие
подозрения в политических побуждениях. Такие обстоятельства могут принести губительные
последствия для всей церкви. Новые беды и испытания лягут не только на прямых
виновников нарушения общественного порядка, но, может быть, и на многих невинных
в чужих преступлениях.
Я обращаюсь ко всем верующим с архипастырским призывом к миру.
Мир имейте и любовь христианскую между собой и ко всем и успокойтесь в сознании,
что я, как архипастырь ваш, стою на страже блага Церкви и уповаю с Божьей помощью
это благо охранить и дать мир, к которому так стремится душа христианская..."
Далее в послании говорится, что поводом к запрещению Введенского
и других лиц, присоединившихся к нему, была для митр. Вениамина недостаточная
доказанность наличия благословения Патриарха на участие Введенского в ВЦУ. Еп.
Алексий, рассмотрев представленные доказательства о наличии такого благословения,
счел возможным пересмотреть дело.
"...Ввиду исключительных условий, в какие поставлена Промыслом
Божиим Церковь Петроградская, и не решаясь подвергнуть в дальнейшем мира церковного
каким-либо колебаниям, я, призвав Господа и его небесную помощь, имея согласие
Высшего Церковного Управлени, по преемству всю полноту власти замещаемого мною
Владыки Митрополита, принимая во внимание все обстоятельства дела, признаю потерявшим
силу постановление Митрополита Вениамина о незакономерных действиях прот. А. Введенского
и прочих упомянутых в послании Владыки Митрополита лиц и общение их с церковью
восстановленным.
В тяжелую минуту церковных смут соединимся любовью друг к другу,
будем молиться, чтобы грядущий православный церковный Собор успокоил все мятущееся
и дал новые благодатные силы всем служить Господу и миру церковному.
"Наипаче же всего, — по Апостолу, — мир возлюбим и яже к созиданию
друг к другу" (Римл. 14,19).
Управляющий Петроградской епархией
Алексий, епископ Ямбургский
Настоящее обращение благословляем прочитать во всех церквах.
Епископ Алексий".
1. Левитин, т. 1
2. Троицкий, 2, стр. 90
митр. Елевферий,
"Нед. в Патр."
4. Дейбнер (текст
только у Левитина)
Июнь
Состояние викариатства Петроградской епархии: еп. Ладожский Венедикт
(Плотников) и еп. Кронштадтский Иннокентий (Благовещенский) — в заключении (в
"Крестах"); еп. Лужский Артемий (Ильинский) — безоговорочно признал ВЦУ; еп. Ямбургский
Алексий (Симанский) и еп. Петергофский Николай (Ярушевич) — дипломатическая тактика
отсрочек и оттяжек, полупризнаний, письменных переговоров с ВЦУ и т. д. Большинство
Петроградской паствы и духовенства настроено против ВЦУ.
Левитин, т. 1
26 мая/8 июня
Письмо архиепископа Кентерберийского на имя английского торгового
агента в СССР, через которого шла переписка:
"В ответ на присланное Вами от имени Российского правительства
письмо, сообщаю, что архиепископ Кентерберийский не может взять обратно ни одного
из заявлений, сделанных им 25 мая в Палате лордов, — заявлений, основанных на
совершенно достоверных сведениях из России.
Сведения, имеющиеся в распоряжении архиепископа, подчеркивают
тот факт, что Патриарх русской церкви неоднократно предлагал помощь Церкви в деле
помощи голодающим и что предложения всякий раз отклонялись советским правительством.
Но ввиду категорического опровержения, опубликованного советским
правительством, архиепископ считает своим долгом просить о разрешении небольшой
группе представителей различных церквей в Англии въезда в Россию для обследования
положения на месте, дабы избежать недоразумений в будущем".
Ответ советского правительства (опубликован в "Тайме" 11 июля
1927 г., Валентинов, стр. 65), на имя торгового агента:
"Милостивый государь,
В ответ на присланное Вами от имени архиепископа Кентерберийского
письмо от 7 июня считаю долгом известить Вас, что российское правительство не
видело и не видит никакого основания настаивать на том, чтобы архиепископ Кентерберийский
брал обратно заявления, сделанные им 25 мая в Палате лордов. Наоборот, факт этих
заявлений, почерпнутых явно из источников, не заслуживающих доверия в глазах трудящихся
масс России и всего мира, только ярко демонстрирует классовую солидарность князей
различных церквей, своим острием направленную против трудящихся масс.
Предложение архиепископа Кентерберийского послать в Россию комиссию
из священников для обследования положения на месте представляет собой претензию
во всяком случае менее обоснованную, чем явилось бы предложение со стороны советского
правительства отправить в Англию небольшую комиссию для выяснения того, в какой
мере иерархи различных англиканских церквей эксплуатируют материально и духовно
трудящиеся массы для поддержания господства эксплуататоров".
26 мая /8 июня
Телеграмма кардинала Гаспари с протестом против ареста Патриарха
Тихона.
Рев. и Церк.,
1922, №- 1-2, стр. 10
28 мая/10 июня
Телеграмма Ленину Эрнеста Сорена, председателя евангелического
союза Швейцарии, с протестом против ареста Патриарха Тихона.
Рев. и Церк.
1924, № 1-2, стр. 26
29 мая/11 июня
Начало процесса в Петрограде по делу о церковных ценностях. Привлечено
86 человек.
А. И. Введенский, намеревавшийся защищать митр. Вениамина, в
первый день процесса тяжело ранен фанатичной женщиной, бросившей в него огромный
булыжник при выходе из здания суда.
Митр. Вениамин еще раньше пригласил быть своим защитником адвоката
Я. С. Гуровича.
Из речи Я. С. Гуровича (рассказ очевидца, приведенный Левитиным
и Шавровым):
"...Русское духовенство плоть от плоти и кость от костей русского
народа. Красиков (обвинитель) ни одним звуком не обмолвился об огромной заслуге
духовенства в деле народного образования, что духовенство самоотверженно служило
делу образования. В дни процесса Бейлиса именно духовенство было против процесса.
Эксперты свящ. А. Глаголев и профессора Духовной Академии решительно отвергли
употребление евреями христианской крови. Я, еврей, счастлив и горд засвидетельствовать,
что еврейство всего мира питает уважение к русскому духовенству и всегда будет
благодарно последнему за позицию, занятую русским духовенством в дни Бейлиса".
В зале послышался плач, некоторые, подбежав к защитнику, обнимали
его, целовали. Наконец, он получил возможность продолжать речь. "Пережитое волнение,
— сказал он, — может быть, прообраз единения всех народов..."
Из речи Я. С. Гуровича (рассказ очевидца, приведенный у Валентинова):
"...Одна из местных газет выразилась о митрополите (по-видимому,
желая его уязвить), что он производит впечатление "обыкновенного сельского попика".
В этих словах есть правда. Митрополит совсем не великолепный "князь церкви", каким
его усиленно желает изобразить обвинение. Он смиренный, простой, кроткий пастырь
верующих душ, но именно в этой его простоте и смиренности — его огромная моральная
сила, его неотразимое обаяние. Перед нравственной красотой этой ясной души не
могут не преклониться даже его враги. Допрос его трибуналом у всех в памяти. Ни
для кого не секрет, что, в сущности, в тяжелые часы этого допроса дальнейшая участь
митрополита зависела от него самого. Стоило ему чуть-чуть поддаться соблазну,
признать хоть немного из того, что так жаждало установить обвинение, и митрополит
был бы спасен. Он не пошел на это. Спокойно, без вызова, без рисовки, он отказался
от т а к о г о спасения (подч. в тексте). Многие ли из здесь присутствующих —
способны на такой подвиг? Вы можете уничтожить митрополита, но не в ваших силах
отказать ему в мужестве и высоком благородстве мысли и поступков..."
По поводу обновленчества: "...Секта всегда представляет в начале
своего возникновения меньшинство, и притом г о н и м о е большинством (подч. в
тексте). Героическое сопротивление большинству, власти, насилию часто увлекает
массы на сторону сектантов, "бунтарей". В настоящем случае далеко не то. За "живую
церковь" стоит, очевидно для всех, гражданская, советская власть со всеми имеющимися
в ее распоряжении скорпионами и принудительными аппаратами. Принуждение не создает
и не уничтожает убеждений. "Церковная революция", происшедшая с разрешения и при
благоволении атеистического "начальства", истинных христиан, даже из фрондирующих,
привлечь не может. Народ еще может поверить богатому и властному Савлу, после
того, как он, превратившись в Павла, по своей охоте, променяет свое богатство
и положение на рубище нищего, на тюрьму и муки гонения. Обратные превращения не
только не создают популярности, но заклеймляются соответствующим образом. Люди,
ушедшие из стана погибающих в лагерь ликующих, да еще готовящие узы и смерть своим
недавним братьям, — кто пойдет за ними из истинно верующих?
Нет, не сбудутся ожидания, возлагаемые советской властью на нового
"союзника"..."
По поводу доказательств, представленных обвинителями: "...Все
такие "данные", представленные обвинителями, свидетельствуют, в сущности, лишь
об одном: что обвинение, как таковое, не имеет под собой никакой почвы. Это ясно
для всех. Но весь ужас положения заключается в том, что этому сознанию далеко
не соответствует уверенность в оправдании, как должно было бы быть. Наоборот:
все более и более нарастает неодолимое предчувствие, что, несмотря на фактический
крах обвинения, некоторые подсудимые, и в том числе митрополит, — погибнут. Во
мраке, окутывающем закулисную сторону дела, явственно виднеется разверстая пропасть,
к которой "кем-то" неумолимо подталкиваются подсудимые... Это видение мрачно и
властно царит над внешними судебными формами происходящего процесса, и никого
эти "формы" обмануть не могут..."
Заключение речи: "Чем кончится это дело? Что скажет когда-нибудь
о нем беспристрастная история?
История скажет, что весной 1922 года в Петрограде было произведено
изъятие церковных ценностей, что, согласно донесениям ответственных представителей
советской администрации, оно прошло, в общем, "блестяще" и без сколько-нибудь
серьезных столкновений с верующими массами.
Что скажет далее историк, установив этот неоспоримый факт? Скажет
ли он, что, несмотря на это и к негодованию всего цивилизованного мира, советская
власть нашла необходимым расстрелять Вениамина, митрополита Петроградского, и
некоторых других лиц? — Это зависит от вашего приговора. Вы скажете мне, что для
вас безразличны и мнения современников и вердикт истории? Сказать это не трудно
— но создать в себе действительное равнодушие в этом отношении невозможно. И я
хочу уповать на эту невозможность...
Я не прошу и не "умоляю" вас ни о чем. Я знаю, что всякие просьбы,
мольбы, слезы не имеют для вас значения, — знаю, что для вас в этом процессе на
первом плане вопрос политический и что принцип беспристрастия объявлен неприемлемым
к вашим приговорам. Выгода или невыгода для советской власти — вот какая альтернатива
должна определять ваши приговоры! Если ради вящего торжества советской власти
нужно "устранить" подсудимого — он погиб, даже независимо от объективной оценки
предъявленного к нему обвинения. Да, я знаю, таков лозунг. Но решитесь ли вы провести
его в жизнь в этом огромном по значению деле? Решитесь ли вы признать этим самым
пред лицом всего мира, что этот "судебный процесс" является лишь каким-то кошмарным
лицедейством? Мы увидим...
Вы должны стремиться соблюсти в этом процессе выгоду для советской
власти? Во всяком случае — смотрите не ошибитесь... Если митрополит погибнет за
свою веру, за свою безграничную преданность верующим массам — он станет опаснее
для советской власти, чем теперь... Непреложный закон исторический предостерегает
вас, что на крови мучеников растет, крепнет и возвеличивается вера...
Остановитесь над этим, подумайте и... не творите мучеников!!..."
Реакция публики: "...Оказалось, что в аплодисментах приняли живейшее
участие... многочисленные коммунисты, занявшие часть зала... Рядовые "массовые"
коммунисты глубоко не сочувствовали созданию данного процесса и, как выяснилось
впоследствии, довольно откровенно выражали свое возмущение по этому поводу".
Из последнего слова митр. Вениамина:
"...Я верный сын своего народа, я люблю и всегда любил его. Я
жизнь ему свою отдал, и я счастлив тем, что народ — вернее, простой народ — платил
мне тою же любовью, и он поставил меня на то место, которое я занимаю в Православной
Церкви".
Это было все, что митрополит сказал о себе в своем "последнем
слове". Остальное, довольно продолжительное, время своей речи он посвятил исключительно
соображениям и объяснениям в защиту некоторых подсудимых, ссылаясь на документы
и иные данные и обнаружив при этом большую память, последовательность и невозмутимое
спокойствие. Одно из его утверждений представлялось, как он сам это признал, не
доказанным. По этому поводу он заметил, со свойственной ему тихой улыбкой: "Думаю,
что в этом отношении вы мне поверите без доказательств. Ведь я, по всей вероятности,
говорю сейчас публично в последний раз в своей жизни, человеку же, находящемуся
в таком положении, принято верить на слово".
Момент был воистину потрясающий и незабываемый. Всем ясна была
огромная нравственная мощь этого человека, который в такую минуту забывая о себе,
думает только о несчастье других и стремится им помочь...
Среди наступившей за заключительными словами митрополита благоговейной
тишины — раздался голос председателя, голос, в котором, как будто, прозвучала
какая-то доселе ему не обычная мягкая нота: "Вы всё говорили о других; трибуналу
желательно узнать, что же вы скажете о самом себе?" Митрополит, который уже сел,
вновь приподнялся и, с некоторым недоумением посмотрев на председателя, тихо,
но отчетливо сказал: "О себе? Что же я могу вам о себе еще сказать? Разве лишь
одно... Я не знаю, что вы мне объявите в вашем приговоре — жизнь или смерть, —
но, что бы вы в нем ни провозгласили, — я с одинаковым благоговением обращу свои
очи горе, возложу на себя крестное знамение (при этом митрополит широко перекрестился)
и скажу: Слава Тебе, Господи Боже, за всё!"...
Таково было "последнее слово" митрополита Вениамина.
Передать настроение, охватившее публику, — невозможно. Иное легче пережить,
чем описать.
Трибунал сделал перерыв..."
Приговор (объявлен 5 июля): 10 человек к расстрелу, остальные к тюремному
заключению, случайные подсудимые (из уличной толпы) — оправданы.
Постановление ВЦИК о помиловании 6 приговоренных. Расстрел (в
ночь с 12 на 13 августа) митр. Вениамина, архимандрита Сергия (в миру — В. П.
Шеин, член Гос. Думы), проф. Ю. Л. Новицкого и И. М. Ковшарова.
1. Валентинов,
стр. 198-238
2. Левитин, т. 1
З. Рев. и Церк.,
1923, № 1-3
3/16 июня
Воззвание трех иерархов ("меморандум трех") о признании каноничности
ВЦУ, согласии со всеми его мероприятиями и с призывом ко всем членам Церкви признать
ВЦУ.
"Мы, Сергий, Митрополит Владимирский и Шуйский, Евдоким, архиепископ
Нижегородский и Арзамасский, и Серафим, архиепископ Костромской и Галичский, рассмотрев
платформу Высшего Церковного Управления и каноническую законность Управления,
заявляем, что целиком разделяем мероприятия Высшего Церковного Управления, считаем
его единственной, канонически законной, верховной церковной властью и все распоряжения,
исходящие от него, считаем вполне законными и обязательными.
Мы призываем последовать нашему примеру всех истинных пастырей
и верующих сынов Церкви, как вверенных нам, так и других епархий.
Подписи".
Примечание составителя сборника ЧС-1: "Подлинный экземпляр был
тогда же подписан также и случайно присутствовавшим в Нижнем Новгороде епископом
Вильсурским Макарием Знаменским, но при опубликовании документа в обновленческой
печати подпись последнего была опущена. Сообщил епископ быв. Ковровский Афанасий
Сахаров".
Комментарий митр. Мануила: "Мы не имеем права скрывать от истории
тех печальных потрясающих отпадений от единства Русской Церкви, которые имели
место в массовом масштабе после опубликования в журнале "Живая Церковь" письма-воззвания
трех известных архиереев. Многие из архиереев и духовенства рассуждали наивно
и правдиво так: "Если же мудрый Сергий признал возможным подчиниться ВЦУ, то ясно,
что и мы должны последовать его примеру".
Комментарий Левитина и Шаврова: "Тихо, осторожно, без нажимов,
сохраняя достоинство, но не обостряя ни с кем отношений, — такова линия митрополита
(впоследствии Патриарха) Сергия. Придя в обновленческое движение, митрополит Сергий
занял ту же позицию. Признав ВЦУ, он спокойно и тихо сидел у себя во Владимире,
пока не наступил "раскол в расколе", а в сентябре выступил в союзе с Антонином
Грановским против Живой Церкви".
Комментарий анонимного автора статьи "Крестный путь вл. Афанасия
Сахарова" (Вестник РСХД, 1973, № 107, стр. 181): "Вероятно, он в глубине души
надеялся встать во главе ВЦУ и потом повернуть по-своему кормило правления в более
правильную сторону, но Красницкий оказался хитрее и вл. Сергию власти не дал.
Под давлением преосв. Феодора Поздеевского митрополиту пришлось принести публичное
покаяние в Донском монастыре, стоя на паперти в одном подряснике".
1. ЧС-1
2. Левитин, т. 1
З. Жив. Церк.,
1922, № 4-5, стр. I
4. митр. Мануил
Конец мая/начало июня
Переговоры в Ярославле Е. А. Тучкова, уполномоченного ГПУ по
делам религий, с митр. Агафангелом. Предложение митр. Агафангелу возглавить церковное
управление при условии отречения от Патриарха Тихона и осуждения его деятельности.
1. Фиолетова
Левитин, т. 1
5/18 июня
"Послание
Заместителя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, митрополита
Ярославского Агафангела (Преображенского) к архипастырям, пастырям и всем чадам
Православной Русской Церкви.
Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа!
Святейшему Патриарху и Отцу нашему Тихону угодно было от 3/16
мая 1922 г. обратиться ко мне со следующей грамотой:
"Вследствие крайней затруднительности в церковном управлении,
возникшей от привлечения меня к гражданскому суду, почитаю полезным для блага
Церкви поставить Ваше Высокопреосвященство во главе Церковного Управления до созыва
Собора. На это имеется согласие гражданской власти, а потому благоволите прибыть
в Москву без промедления.
Патриарх Тихон".
Во имя святого послушания и по долгу моей архипастырской присяги,
я предполагал немедленно вступить в отправление возложенного на меня служения
Церкви и поспешить в Москву. Но вопреки моей воле, по обстоятельствам от меня
не зависящим я лишен и доныне возможности отправиться в Москву, на место служения.
Между тем меня официально известили, что явились в Москве иные люди и встали у
кормила правления Русской Церкви. От кого и какие на то полномочия получили они,
мне совершенно неизвестно. А потому я считаю принятую ими на себя власть и деяния
их незакономерными. Они объявили о своем намерении пересмотреть догматы и нравоучение
нашей Православной веры, священные каноны Св. Вселенских Соборов, Православные
богослужебные уставы, данные великими молитвенниками христианского благочестия,
и организовать таким образом новую, именуемую ими "Живую" Церковь. Мы не отрицаем
необходимости некоторых видоизменений и преобразований в богослужебной практике
и обрядах. Некоторые вопросы этого рода были предложены к рассмотрению Всероссийским
Собором в 1918 г., но не получили решения, вследствие преждевременного прекращения
его деятельности, по обстоятельствам тогдашнего времени. Но, во всяком случае,
всевозможные изменения и церковные реформы могут быть проведены только соборною
властью. А посему я почитаю своим долгом, по вступлении в управление делами Церкви,
созвать Всероссийский Поместный Собор, который правомерно, согласно с словом Божиим
и в мере правил св. Вселенских Соборов — этих первых и основных источников нашего
церковного строительства — рассмотрит все то, что необходимо и полезно для нашей
церковной жизни. Иначе всякие нововведения могут вызвать смятение совести у верующих,
пагубный раскол между ними, умножения нечестия и безысходного горя. Начало всего
этого мы уже с великою скорбью видим.
Возлюбленные о Господе Преосвященные Архипастыри! Лишенные на
время высшего руководства, вы управляете теперь своими епархиями самостоятельно,
сообразуясь с Писанием, церковными канонами и обычным церковным правом, по совести
и архиерейской присяге, впредь до восстановления Высшей Церковной Власти. Окончательно
вершите дела, по которым прежде испрашивали разрешения Св. Синода, а в сомнительных
случаях обращайтесь к нашему смирению.
Честные пресвитеры и все о Христе служители Алтаря и Церкви!
Вы близко стоите к народной жизни, вам должно быть дорого ее преуспеяние в духе
Православной веры. Умножьте свою священную ревность. Когда верующие увидят в вас
благодатное горение духа, они не уйдут никуда от своих священных алтарей.
Братья и сестры о Господе, наши духовные чада! Храните единство
святой веры в союзе братского мира. Не поддавайтесь смущению, которое новые люди
стремятся внести в ваши сердца по поводу учения нашей Православной веры; не склоняйтесь
к соблазнам, которыми они хотят обольстить вас, производя изменения в Православном
богослужении, действуя не законными путями соборного установления, но по своему
почину и разумению, не повинуясь голосу древних вселенских отцов и великих подвижников,
создавших наши церковные уставы; не обольщайтесь беззаконным путем, которым хотят
повести вас новые люди к какой-то новой Церкви. Ищите законных средств и путей,
которыми должно устранять церковное нестроение; держитесь и не порывайте связи
со своими законными духовными пастырями и архипастырями. Повинуйтесь с доброй
совестью, просвещенною Христовым светом, государственной власти; несите в духе
любви и мира свои гражданские обязанности, памятуя завет Христа: "Воздадите кесарево
кесареви, а Божие Богови". Наипаче же увеличьте молитвенный подвиг, оградив себя
им от наветов духа злобы, врага нашего спасения.
Итак, возлюбленные о Христе чада, храните учение, чины и уставы
веры нашей, храните вся преданная нам, держитесь Церкви Божией. Знайте, что уходящие
от Святой Церкви оставляет своего Спасителя. "Тем же убо, братие, стойте", словом,
или посланием нашим" (2 Солун. XI, 25).
15/18 июня 1922 г. № 214.
Заместитель Святейшего Патриарха - Агафангел
(Преображенский) Божией милостию митрополит Ярославский.
(подписи правителя дел и секретаря)".
1. Сб. док.
2. ВСС. 1927. № 1
З. Церк. Вед.,
1922, № 10-11
4. Левитин
11/24 июня
Приезд в Петроград В. Д. Красницкого, потребовавшего от еп. Алексия
(Симанского) более четкого определения своего отношения к ВЦУ: "Предлагаю Вам
именем Высшего Церковного Управления Православно-Российской Церкви — немедленно
вступить в обязанности председателя Епархиального Управления, без чего не может
быть осуществлено Вами Управление Петроградской епархией.
Петроградское Епархиальное Управление должно действовать строго
по указаниям Высшего Церковного Управления".
Левитин, т. 1
11/24 июня
Заявление еп. Алексия (Симанского) об отказе от управления Петроградской
епархией:
"В Высшее Церковное Управление.
Ввиду настоящих условий, признаю для себя невозможно дальнейшее
управление Петроградской епархией, каковые обязанности с сего числа с себя слагаю".
Отказ лидера петроградских обновленцев А. И. Боярского вступить
в Епархиальный Совет по требованию Красницкого.
Левитин, т. 1
12/25 июня
Вскрытие мощей католического святого Андрея Боболи в г. Полоцке
("мумифицирован") и помещение их на выставке в Москве.
Рев. и Церк.,
1922, № 1-2
22 июня/5 июля
Приговор по делу петроградского духовенства и верующих. Из 86
обвиняемых: 10 человек — к расстрелу; 22 — оправданы; остальные — к разным срокам
заключения.
Валентинов, стр. 67
27 июня/10 июля
Меморандум Архиепископа Кентерберийского. Изложение в газете
"Таймс", 1922 г., И июля:
"Архиепископ Кентерберийский внимательно обсудил сообщение, переданное
ему в ответ на его ходатайство от 7-го июня о допущении в Россию Советским Правительством
небольшого числа представителей различных Церквей, от имени которых был отправлен
протест от 31-го мая. Целью этой делегации было бы выяснить подробности действий
Советского Правительства, послуживших основанием для этого протеста.
Архиепископ обращает внимание на то обстоятельство, что полученный
ныне ответ, отклоняющий его ходатайство, не опровергает сделанных по поводу ареста
и преследований заявлений, полученных Архиепископом непосредственно.
Обвинение в том, что представители Англиканской Церкви, а также
представители других христианских исповеданий, подписавшие протест, были побуждаемы
политическими или классовыми соображениями, лишено основания. Они были побуждаемы
исключительно гуманитарными соображениями и христианским чувством.
Архиепископ глубоко сожалеет об отказе Советского Правительства
дать возможность получить желаемые сведения. Много лиц в Великобритании стремятся
к образованию дружеских отношений между русским народом и народами стран, говорящих
на английском языке; письма, получаемые Архиепископом из Америки, тоже говорят
о наличии такого движения. Настоящее действие Советского Правительства, если не
воспрепятствует, то во всяком случае замедлит осуществление этой надежды. Если
окажется, что сообщение, опубликованное в течение последних нескольких дней, о
вынесении смертных приговоров представителям духовенства в России имеет под собой
основание, то результатом этого будет негодование и ужас цивилизованных народов
всех стран".
Валентинов, стр. 65-67
23 июня/6 июля
Открытие "Всероссийского съезда белого духовенства" под руководством
Красницкого. Изгнание со съезда 37 епископов во главе с еп. Антонином. Постановления
о введении женатого епископата и закрытии монастырей — на рассмотрение "Поместного
Собора".
1. Жив. Церк.,
1922, № 6-7.
2. Фиолетова.
Без даты
Воззвание Русского Национального Комитета ко всем церквам, исповеданиям,
правительствам и народам.
"Мы — русские без различия политических направлений, религиозных
убеждений и социальных положений, не можем сейчас молчать.
Мы громко заявляем культурному миру, что в нашем несчастном отечестве
в настоящую минуту творится коммунистической властью злое дело, превосходящее
своей наглостью и преступностью многое из того, что ею было совершено до сих пор.
Промотав все денежные товарные средства прежней национальной
России, государственно обанкротившиеся большевики приступили к растрате последних
наличных ресурсов: музейных и религиозных ценностей. Никто из знающих русские
дела не может сомневаться, что эти средства нужны погибающей коммунистической
власти исключительно для поддержания себя самой. Но для обмана толпы, разумеется,
выдвинута благовидная идея помощи голодающим — неизбежным жертвам самого же большевистского
режима..."
По поводу преследования Патриарха Тихона: "...Вопреки бесстыдному
заявлению Чичерина в Генуе о том, что в коммунистической России установлена свобода
религий и культов и что там проведен принятый многими культурными странами принцип
отделения Церкви от государства, всякий честный и знающий человек должен признать
это за чистую словесную ложь, прикрывающую для чужестранного мнения звериную природу
и практику большевизма. Все религии и культы могут представить на мировое судилище
горы документов об их преследованиях и мучениях со стороны атеистически воинствующего
коммунизма. Но мартиролог русской православной церкви неизмеримо превзойдет все
другие. 29 замученных и убитых епископов, тысячи таких же священников и монахов,
десятки тысяч кощунственно оскверненных церквей, бесчисленные издевательства над
лицами священного и духовного сана, всенародные и циничные поругания предметов
веры — всё это сливается в мрачную картину непрерывного гонения на Церковь, последним
по времени звеном которого является искусственно созданный процесс Патриарха Московского
и всея России.
Суд большевиков над социалистами вызвал движение в социалистическом
интернационале, и последний добился прав защиты своих единомышленников. Ужели
небывалое глумление над совестью христианского народа не вызовет соответственного
отклика в других церквах и в других христианских исповеданиях? Ужели культурный
мир, стоящий на основаниях свободы, не подвергнет моральному осуждению попирателей
элементарной религиозной свободы?
...В России оскорблен человек. Оскорблена главнейшая святыня
— сердцевина его личности: его религиозная свобода, источник и основа всех других
свобод.
Люди и христиане, пробудитесь и вступитесь!"
Валентинов, стр. 283-284.
Июль
Данные на июль 1922 г. — из 73 епархиальных архиереев 37 присоединились
к ВЦУ, 36 остались с Патриархом Тихоном, на положении самоуправляющихся.
Шишкин, стр. 101
Июль
Процесс в Гомеле по делу о закрытии хедеров. Привлечено 11 "евреев-клерикалов"
во главе с раввином Барышанским ("еврейский Тихон"). Раввин приговорен к 3 годам
заключения, остальные — к разным срокам.
1. Валентинов, стр. 68
2. Правда, 1922, № 159
3. Рев. и Церк.,
1924, № 1-2
28 июля/10 авг.
Сообщение в "Известиях" (за подписью Красикова) о том, что ВЦИК
помиловал 6 из 10 приговоренных к расстрелу по петроградскому делу.
Левитин, т. 1
Ночь с 30 на 31 июля/(12-13 авг.)
Расстрел митрополита Вениамина, архим. Сергия, Новицкого и Ковшарова.
Левитин, т. 1
Август
Арест еп. Ямбургского Алексия (Симанского) и трехлетняя ссылка
в Сибирь (в янв. 1923 сослан еп. Николай Ярушевич).
Троицкий, 2, стр. 90
8/21 авг.
Окончание смоленского процесса по делу о церковных ценностях.
К расстрелу — 4 человека, 10 человек — к различным срокам заключения. "Раскаявшемуся"
епископу Филиппу — общественное порицание.
Из речи еп. Филиппа на суде: "Та социальная революция, которая
произошла у нас в России, есть не только восстановление прав человека, но начало
восстановления на земле правды Христовой, правды евангельской".
Рев. и Церк.,
1924, № 1-2
11/24 авг.
Докладное письмо еп. Ковровского Афанасия (Сахарова) митр. Владимирскому
Сергию (Страгородскому) с выражением беспокойства и недоумения по поводу признания
последним ВЦУ. Борьба владыки Афанасия против обновленцев во Владимирской епархии.
1. ЧС-2
2. Вестник РСХД,
№ 107, стр. 181.
12/25 авг.
Письмо митр. Сергия в ВЦУ с изложением своего частичного несогласия
с некоторыми мероприятиями и реформами ВЦУ и с просьбой о некоторой своей самостоятельности
в управлении епархией.
ЧС-2
14/27 авг.
Резолюция митр. Сергия на докладе еп. Афанасия с подтверждением
признания ВЦУ и возможности участвовать в намеченном ВЦУ съезде.
ЧС-2
Сентябрь
Выделение из "Живой церкви" — "Союза церковного возрождения"
во главе с Введенским и Боярским. Новое объединение с еп. Антонином и Красницким.
В состав нового ВЦУ включены митр. Сергий и арх. Евдоким Нижегородский.
Левитин, т. 1
Сентябрь
Поездка митр. Евлогия в Карловцы для выяснения отношений с ВЦУ
в связи с указом Св. Синода и Высш. Церк. Упр. от 22 мая/6 июня 1922 г. Заседание
ВЦУ. Резолюция: "Отсрочить выполнение указа впредь до выяснения обстоятельств,
при которых он был издан". Предложение еп. Вениамина: "Митр. Евлогий должен взять
управление в свои руки без всякого Собора, а если необходимо Синод временно сохранить,
то надо, чтобы митр. Евлогий — не митр. Антоний — был его председателем ".
Отказ митр. Евлогия от реализации своих прав, "ради братского
отношения к собратьям-архиереям, закинутым в эмиграцию, во имя любви к митр. Антонию,
старейшему зарубежному иерарху, с которым меня связывала долголетняя духовная
дружба..."
Окончательное решение архиерейского съезда: подчиниться воле
Патриарха, ВЦУ упразднить, поручить митр. Евлогию разработать план управления
Русской Церковью за границей.
митр. Евлогий,
стр. 404, 605
Без даты
Разъяснение ссыльных митр. Кирилла, митр. Агафангела и арх. Фаддея
по поводу обновленцев как сборища бунтовщиков.
1. Сб. док.
2. Фиолетова.
12/25 сент.
Арест и двухлетняя ссылка еп. Афанасия (Сахарова) в Зырянский
край.
Вестник РСХД,
№ 107, стр. 182
14/27 ноября
Московский процесс "второй группы церковников". Привлечено 118
обвиняемых: "противодействие изъятию" и "контрреволюционная пропаганда".
Приговор: игуменья Побединская, протоиерей Хотовицкий, благочинный
Успенский — 10 лет, 4 человека — по 7 лет; 16 человек — по 5 лет; 51 человек —
разные сроки; 31 человек — оправдан. Ко всем осужденным, кроме первых 23 человек,
применена амнистия.
1. Правда, 1923,
2. Известия, 1923,
27 февр. № 44
3. Левитин
4. Валентинов,
стр. 71-72
23 ноября/6 дек.
Анафематствование заключенным Патриархом Тихоном ВЦУ, как учреждения
антихристова.
"Божиею милостью, смиренный Тихон, Патриарх Московский и всея
России, всем архипастырям, пастырям и всему Православному русскому народу.
Благодать и милость Господа нашего Иисуса Христа да приумножится.
В тяжелую годину наших испытаний, в годы торжества сатаны и власти антихриста,
когда на наших глазах новыми иудами-предателями из рода нашего разрывается нешвенный
хитон Христов — Святая Церковь Православная, Мы, по долгу своего Первосвятительского
служения, призываем всех верных сынов Божиих стать твердо и мужественно за веру
Божию и на защиту Святой Церкви древлеправославной даже до уз, крови и смерти,
если того потребуют обстоятельства жизни, и запрещаем признавать ВЦУ как учреждение
антихриста, в нем же суть сыны противления Божественной Правде и церковным святым
канонам.
Сие же пишем, да ведомо будет всем вам, что властию, данною нам
от Бога — анафематствуем ВЦУ и всех имеющих с ним какое-либо общение.
Благодать Господа да пребудет со всеми вами. Аминь. Смиренный
Тихон, Патриарх Московский и всея России. Москва, Донской монастырь. 23 ноября
(6 декабря) 1922 г."
1. Сб. док.
2.ЧС-1
3. Известия,
1923, № 153
4. митр. Елевферий,
"Нед. в Патр."
6/19 дек.
Прочтение послания Патриарха Тихона с анафематствованием ВЦУ
с амвонов московских храмов в день Св. Николая.
Фиолетова
6/19 дек.
Сообщение в "Известиях" о результатах изъятия церковных ценностей:
"По сведениям ЦК Помгола серебра из церковных ценностей собрано
более 23.997 пуд." "Известия" признают, что это "цифра до смешного пустяковая".
Известия,1922,
19 дек. № 287
Конец года
Данные о числе духовных лиц, погибших при столкновениях при изъятии
ценностей и расстрелянных по суду в течение 1922 г.
2691 белого духовенства
1962 монашествующих
3447 монахинь и послушниц
Итого 8100 жертв.
Польский,
т.1, стр. 214
|