Alberti, Leon Battista. Della Architettura della Pittura e della Statua. Bologna. 1782. 498 p.
Опись А, 30391.
Альберти Леон Баттиста - Десять книг об архитектуре. О статуе.
Издание 1782 года. Альберти-архитектор оказал большое воздействие на формирование стиля Высокого Возрождения. Вслед за Филиппо Брунеллески развивал античные мотивы в архитектуре. По его проектам был построен дворец Ручеллаи во Флоренции (1446—1451), перестроен фасад церкви Санта-Мария-Новелла (1456—1470), церквей Сан-Франческо в Римини, Сан-Себастьяно и Сант-Андреа в Мантуе, определившие направление в архитектуре XV в. Альберти занимался и живописью, пробовал свои силы в скульптуре. Как первый теоретик итальянского искусства Возрождения известен сочинением «Десять книг о зодчестве» (1452), и небольшим латинским трактатом «О статуе» (1464).
Историки отмечают далеко идущие параллели между книгами "античного" Витрувия и книгами замечательного гуманиста XV века - Альберти . Кстати, нельзя не отметить некоторого созвучия имен Альберти и Витрувия ввиду частого перехода "б" в "в" и наоборот. В самом деле, альб(в)ерти - витрувий. Альберти (1414-1472) известен как крупнейший архитектор, автор фундаментальной архитектурной теории, исключительно сходной с аналогичной теорией "античного" Витрувия , с.3-4. Как и "античный" Витрувий, Альберти написал большой труд, включавший в себя не только его теорию архитектуры, но и сведения по математике, оптике, механике. Название средневекового труда Альберти "Десять книг об архитектуре" совпадает с названием аналогичного "античного" труда Витрувия. Сейчас считается, будто "античный" Витрувий был для средневекового Альберти "образцом для подражания при составлении собственного трактата" , с.152. Труд Альберти целиком выдержан "в античных тонах". Специалисты давно составили таблицы, в которых параллельно друг другу, - иногда совпадая дословно! - идут фрагменты труда Альберти и фрагменты труда Витрувия. Историки комментируют это обстоятельства так: "Все эти многочисленные параллели... открывают ту эллинистически-римскую атмосферу, в которой формировались собственные его мысли"