Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Аркадий Алехин

ЕВАНГЕЛЬСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В Г. ХАРЬКОВЕ

См. 19 век.

Благая весть о любви Бога-Отца и о спасении Божием, совершенном через Сына Его, нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа, принесена была в Харьков в 1880 г. Василием Николаевичем Ивановым, который был назначен заведовать магазином Британского Библейского общества в Харькове и приехал из Тифлиса. Собраний верующих тогда не было, происходили только беседы о евангельских истинах на квартире В. Н. Иванова втайне, с большою осторожностью.

В начале 1883 года приехал в Харьков Егор Никанорович Иванов, бывший жандармом при станции Очеретино во время постройки Екатерининской жел. дор. и живший в селе Архангельске, где он уверовал, за что был уволен и впоследствии судим в г. Изюме Харьковским окружным судом 11 декабря 1884 года. Он был присужден к лишению всех прав и состояния и к ссылке на Закавказье на вечное поселение, а затем сослан в г. Елисаветополь в кандалах с обритием правой половины головы. В Харькове Е. Н. Иванов сообщил свои верования брату Алексею Никаноровичу Иванову, квасовару, у которого жил Василий Архипович Лежапеков. Они оба уверовали, и В. Д. Лежапеков понес благую весть Иустинье Ивановне Пироженковой, которая также приняла евангельскую истину.

Таким образом в квартире В. Н. Иванова все уверовавшие стали устраивать свои молитвенные собрания с пением псалмов, чтением Слова Божия и молитвой. В Харьков в то время приехал Яков Делякович Деляков, крестил Е. Н. Иванова и других и впоследствии стал часто посещать Харьков.

Вскорости В. Н. Иванов был отозван в Тифлис, и на его место заведующим магазином Библейского общества был назначен Иван Иванович Жидков, в квартире которого собрания верующих продолжались, и количество их увеличивалось.

Е. Н. Иванов получил право от Орловского губернатора быть книгоношей и до своего суда усердно распространял книги Св. Писания. Верующие этого времени назывались “пашковцами”, и Яков Делякович Деляков трудился в благовествовании на содержании Пашкова. На их собрании был один раз приезжий проповедник от баптистов Иван Иванович Вилер, но организации общины баптистов тогда в Харькове не было.

Летом 1891 г. приездом из Ростова в Белгород заехал в Харьков Феофан Акимович Бойченко. Он остановился у своего родственника Семена Ивановича Щаблия и там проповедовал в присутствии другого родственника Ивана Артемовича Смеликова, который в то время работал на заводе Бергенгейма. Слова Бойченко пали на сердце Смеликова, и он на заводе среди товарищей стал говорить о том, что не надо креститься руками, ходить в церковь, поклоняться иконам, а следует только веровать в Евангелие. Среди товарищей произошел шум и крики.

Товарищи Смеликова возмутились, один только Трифон Васильевич Яровой, очень набожный, имевший Евангелие, заинтересовался словами Смеликова, стал беседовать с ним и, узнав о Бойченко, захотел повидаться с ним, когда он будет ехать обратно из Белгорода. После беседы с Бойченко, Трифон Яровой принял евангельские истины и на заводе во время завтрака и обеда стал читать Евангелие и приглашать к чтению Алексея Федоровича Галушку и Андрея Литвинова. К ним в дальнейшем присоединились Егор Алексеевич Сыромятников, Иван Федорович Уваров и Яков Иванович Сазонов. Все эти заводские товарищи в числе семи человек стали собираться для бесед по своим квартирам, а потом у С. И. Щаблия, который в то время держал столовую. Жены их сперва были против их верований, но потом и они стали принимать евангельское вероучение. К женам их присоединились и женщины, прислуживавшие в столовой, из которых первая уверовала Устинья Семернина. На собрания к С. И. Щаблию по вечерам приходили: И. И. Жидков, В. П. Иванов, который опять из Тифлиса переехал в Харьков и Мария Ивановна Хлусова, мать Варвары Михайловны Погореловой. Осенью того же 1891 года приехал к С. И. Щаблию пресвитер. Астраханской общины баптистов Федор Прохорович Балихин и совершил крещение Андрея Литвинова с женою, Сыромятникова и Захария Мозгуна. В то время уверовавшие познакомились с семейством Клеберга, имевшего мастерскую хирургических препаратов на Мещанской улице, и зимою стали делать собрания в его мастерской.

Весною и летом 1892 года, так как число верующих увеличилось и за их собраниями начались со стороны православных священников и полиции наблюдения, стали делать собрания в лесах под Григоровкой и в Сокольниках. В июне месяце опять приехал в Харьков Ф. П. Балихин и крестил 7 душ, затем он в Григоровском лесу образовал общину из 15 человек и назначил руководящим общиной И. И. Жидкова, который, так как был под надзором полиции, поручил руководство общиной Андрею Литвинову.

Осенью 1893 года приезжал в Харьков пресвитер бакинской общины баптистов Василий Васильевич Иванов-Клышников и крестил 7 душ, в том числе Щаблиеву Дарью Сергеевну, Евгению Семеновну Иванову и Надежду Лазаревну Федосьеву.

С увеличением числа верующих, увеличились и преследования со стороны православных священников, миссионеров и полиции. Православным христианам священники внушали, чтобы они доносили и где заметят, что собираются штундисты, как они называли евангелистов, туда они направляли полицию, которая арестовывала собирающихся, составляла протоколы и предавала их суду.

В 1895 году пристав Сизов арестовал 20 верующих, собравшихся в лесу под Григоровкой, препроводил их в участок на Холодную гору переписал всех и отпустил. В доме Марка Павловича Суненко собравшиеся были арестованы и подвергнуты судебной ответственности два раза: первый раз в 1895 году — 29 человек, а во второй раз в 1896 году — 40 человек, и оба раза по суду при участии поверенных были оправданы. Было собрание также в доме Фесенко по Григоровскому шоссе, причем собравшиеся были арестованы, протокол был составлен на жену Фесенко, которая по суду была оправдана.

В 1896 году арестованы были: Галушка, Смеликов и Яровой за отказ дать присягу Николаю II и из 5-го участка препровождены были в полицейское управление, где просидели неделю и подверглись допросу прокурора, священников и миссионеров, а затем по распоряжению губернатора были освобождены.

В 1902 году было арестовано собрание верующих в доме С. Л. Леонова на Основе. Собравшихся отвели на Холодную гору к приставу Сизову, там переписали, затем судили и оправдали.

Православные миссионеры увидали, что аресты и суды не дают им желаемого, тогда они стали отбирать подписку у домохозяев и квартирантов, что они обязуются не делать у себя собраний. В 1902 году собрание было в доме Филиппа Прохоровича Лаврова в Цигаревском переулке. От Лаврова потребовали подписку, что он не будет делать в своем доме собраний. Ф. П. Лавров подписки не дал, и его посадили в тюрьму на один месяц. В 1903 и 1904 годах собрания были на Конторской улице в двух местах, и в оба помещения, во время собраний верующих, являлась полиция и переписывала собравшихся. В 1903 г. приезжали в Харьков Д. И. Мазаев, В. В. Иванов-Клышников, Ф. П. Балихин. Собрание было в квартире Лаврова. Там были избраны: Стефан Васильевич Леонов—пресвитером общины, Михаил Федорович Зайцев — учителем и Михаил Павлович Хорошилов — диаконом общины, которые и были рукоположены весною 1904 года в собрании на Конторской улице Ф. П. Балихиным.

В 1905 году был объявлен манифест о свободе совести, и в том же году братья Лавровы устроили на своей усадьбе молитвенный дом, в котором уверовавшие стали делать свои молитвенные собрания беспрепятственно со стороны властей, но народ относился к собраниям в построенном молитвенном доме иначе. При начале собраний соседний лавочник, собрав ватагу хулиганов, подпоил их и устроил нападение на собравшихся верующих при их выходе из дома. На улице сильно были избиты Г. О. Бородин, Ф. Ф. Галушка и Е. М. Макаров, пострадали и некоторые женщины. Учинив нападение, хулиганы загнали выходящих обратно во двор Лавровых и держали их в осадном положении. Кто-то из посторонних сообщил об этом полиции; она явилась с эскадроном конных стражников, оттеснила народ от ворот Лавровых, вывела всех собравшихся верующих на улицу и, окружив их кольцом, повела в центр города; вела до тех пор, пока толпа, сопровождавшая все это шествие, не рассеялась, что случилось только на Павловской площади, тогда всем верующим дана была возможность мирно разойтись по домам.

Особенностями в жизни харьковской общины баптистов в это время было, во-первых, то, что когда умножилось число верующих, явились неприятности из-за отсутствия метрических записей браков и рождений детей. Родители жили, как небрачные, под разными фамилиями, а дети и вовсе без имени и фамилии. Но в этом положении дал выход утвержденный Таврическим губернатором пресвитер Астраханской общины баптистов Иван Сергеевич Сергеев, выхлопотавший метрические книги, куда он записывал всех обращавшихся к нему, посылая им свидетельства о браках и рождениях детей за своею подписью и печатью.

Во вторых, то, что детей, достигших школьного возраста, не принимали в правительственные школы, и они оставались неграмотными. Забота об открытии верующими своей школы побудила их составить в 1905 году проект устава Общества верующих евангельских христиан в г. Харькове и подать его на утверждение Харьковскому губернатору. Имя баптистов в уставе не упоминалось, потому что в то время существовал министерский циркуляр, в котором указывалось, что русских баптистов не существует, а есть штундо-баптисты, собрания которых преследуются законом. В уставе было указано, что общество может открывать школы, устраивать трудовые артели, мастерские, столовые, богадельни, детские приюты и прочее, и что оно управляется общим собранием и избранным Комитетом. Председателем Комитета был избран М. П. Хорошилов, который послал членский билет Д. И. Мазаеву, бывшему в то время председателем Союза русских баптистов, с предложением вступить членом в это Общество. На это предложение М. П. Хорошилова Д. И. Мазаев ответил отказом и выразил опасение, чтобы это Общество не увлекло участников его от Церкви Христовой. Это опасение передалось руководящим церковью, и у них явилось охлаждение к делу Общества, которое устроило школу для детей и в ней делало свои молитвенные собрания. Тогда Комитет объявил себя церковным советом, а свое Общество — церковью, и этим положил основание к образованию в Харькове общины евангельских христиан. Таким образом, в Харькове образовались две общины: христиан-баптистов и евангельских христиан. Пашковцы, во главе которых стояли инженер Синяк и Федоровский, впоследствии слились с общиной евангельских христиан.

Старейшие члены Харьковской общины, 1927 г. (?)

В 1908 году община баптистов заарендовала помещение на Александровской улице и в там же году состоялась регистрация общины по выработанному уставу на основании указа 1906 года. В этом помещении был рукоположен 5-го июля 1909 года Андрей Кузьмич Диденко пресвитером общины. Рукоположение совершил Ф. П. Балихин.

В 1910 году открыто было второе собрание общины в доме Лихачева по Старомосковской улице, где при собрании устроился жить А. К. Диденко со своей семьей, а в 1912 году община заарендовала для собраний большое помещение у Замятиной в центре города на Московской улице, оставив помещения на Старомосковской и Александровской улицах.

Это было время наибольшего торжества общины. Большое светлое помещение, куда перевели школу из помещения Старомосковской улицы. Школьные парты заняли небольшой уголок зала и не мешали собранию. Проповеди братьев привлекали слушателей, из них особенно проповеди П. Я. Дацко. Приезжали и проповедовали в собрании В. Г. Павлов и И. В. Непраш. Громадный зал был всегда полон слушателями. Община ликовала, но не ликовал сатана. Он направил своих служителей, чтобы разрушить это дело обширной евангелизации. Православные священники и миссионеры посещали собрания, в своих гласных молитвах грязнили членов общины, называя их еретиками, отступниками от истинной православной церкви, оставившими своих истинных пастырей, старались уловить проповедников в поношении православной церкви и служителей ее. Но их нападки были безуспешны до тех пор, пока в Харьков не был назначен вице-губернатором Кошуро-Масальский, гонитель баптистов. Тогда они пустили в ход клевету, будучи сильно возмущены призывными проповедями брата И. В. Непраша. Кошуро-Масальский поручил помощнику полицеймейстера Шостенко снять допрос со священников, миссионеров, с членов cовета общины и на основании этого дознания и клеветнических показаний вынес постановление о закрытии общины. Так как это представляет собою выдающееся явление в жизни общины, то я в конце помещаю копию журнального постановления Губернского Правления о закрытии общины как важный для общины исторический документ, который с большим трудом пришлось получить из Губернского Правления. Постановление о закрытии общины было объявлено 6 марта 1913 года, и одновременно и о закрытии собраний на Московской улице. Совет общины решил собраться вечером в тот же день на Основе в доме Г. О. Бородина для обсуждения совместно с братом И. В. Непрашем положения общины и того, что нужно предпринять для открытия собраний, но его проследили и поздно вечером арестовали всех собравшихся и повели их с Основы в центр города в полицейское управление. Там ночью всех переписали и дежурный, по просьбе членов совета общины, снесся по телефону с помощником полицеймейстера Шостенко, который, опросив фамилии арестованных, дал распоряжение отпустить всех, иначе пришлось бы всем ночевать в полицейском управлении.

Так как община была закрыта, и совет общины не мог от себя подавать заявления об открытии собраний, то заявление было подано от других членов общины, где было указано место собраний в арендуемом нами помещении на Московской улице. Кошуро-Масальский послал для осмотра помещения свою правую руку — инженера Рудавского, который осматривал и раньше это помещение, когда община открывала там собрания, и тогда сказал: “Я осматривал уже раньше это помещение, здесь был скейтинг-ринг,—что же здесь опасного? Пол каменный, стены каменные...” При вторичном же осмотре того же помещения по заявлению отдельных членов общины, тот же Рудавский признал помещение не соответствующим требованиям общественной безопасности. (Копия акта осмотра помещения, полученная с большим трудом из Губернского Правления, хранится при делах общины).

Начались тяжелые дни для общины. Собрание закрыто. По квартирам запрещено делать собрания. Возвратились прежние времена гонений. Так продолжалось полгода, а потом, воспользовавшись отъездом в отпуск из Харькова Кошуро-Масальского, члены общины подали заявление на открытие собраний на Моичной улице и получили разрешение. Но это помещение не удовлетворяло членов общины, почему они разыскали другое помещение в центре города. Внимание их остановилось на помещении бывшего театра-иллюзиона “Эхо”, на которое и было подано заявление членами общины. Это помещение осматривала комиссия с губернским архитектором Тулинцевым во главе и признала помещение годным для молитвенных собраний баптистов. Но такая резолюция не понравилась Кошуро-Масальскому и он послал для осмотра помещения другую комиссию с губернским инженером Рудавским во главе, который составил 18 июля 1914 года такой акт осмотра, что помещение оказалось несоответствующим требованиям общественной безопасности. (Копия акта осмотра хранится при делах общины).

Тогда члены общины нашли другое помещение, бывшую хлебопекарню по Харьковскому переулку и подали заявление на это помещение. Назначена была комиссия для осмотра помещения во главе с Рудавским, которая составила акт осмотра 3 сентября 1914 года, признав и это помещение не соответствующим требованиям общественной безопасности. (Копия акта осмотра хранится при делах общины).

Деятельное участие в составлении заявлений и в хлопотах по получению копий постановлений Губернского Правления и актов осмотра помещений принимал пишущий эту статью и состоявший в то время секретарем общины, чем вызвал к себе неприязненное отношение Кошуро-Масальского, который признал его деятельность вредной и запретил ему жить в Харькове и Харьковской губернии, потому он в ноябре месяце 1914 года был выслан из Харькова и до 1917 года, времени революции, жил в Курске. В то время пострадали также баптисты, служившие в земской больнице (Сабуровой даче). От них требовали подписку о возвращении их в православие и, кто ее не давал, тех увольняли со службы, — так в 1914 году было уволено 7 человек и в 1915 году — еще 7 человек.

К событиям из жизни общины надо отнести: 1) отозвание пресвитера Д. К. Диденко на союзную работу по делу благовестия и рукоположение пресвитеров и избрание на его место пресвитером общины Павла Емельяновича Каплиенко, рукоположение которого состоялось 3 сентября 1917 года и было совершено Ф. П. Балихиным в помещении на Моичной улице, 2) отозвание районным съездом П. Е. Каплиенко на работу по району для рукоположения пресвитеров и устроения общин, причем на место пресвитера общины был избран Григорий Осипович Бородин и рукоположен 13 июля 1921 года Ф. П. Макаренко и П. Е. Каплиенко в помещении по Моичной улице и 3) избрание пресвитером Дмитрия Степановича Тупикова, который был рукоположен 11 апреля 1926 года Н. В. Одинцовым, Д. Л. Правоверовым и И. Я. Миллером в помещении по Молчановскому переулку.

В настоящее время Харьковская община баптистов, зарегистрированная в Губмекосо 29 октября 1924 года, состоит из более 600 членов, имеет пресвитеров, диаконов, учителей и проповедников, имеет кроме собрания на Моичной улице, несколько собраний в разных местах города и распространяет свою деятельность на окрестности; при этом со стороны советской власти община не испытывает никаких стеснений в своей деятельности.

Копия.

ЖУРНАЛ ПРИСУТСТВИЯ ХАРЬКОВСКОГО ГУБЕРНСКОГО ПРАВЛЕНИЯ

Марта 6 дня, 1913 года.

Слушали: Ввиду полученных негласных сведений о незаконных действиях приехавшего из С.-Петербурга баптистского проповедника Ивана Непраша, Харьковскому Полицеймейстеру предложено было произвести по этому делу расследование. Из дознания, представленного 6 сего Марта и. д. Полицеймейстера, Помощником Полицеймейстера Шостенко видно, что Непрашем было устроено несколько собраний, как в частных помещениях, так и в молитвенном доме зарегистрированной Харьковской общины евангельских христиан баптистов на Московской ул., в доме № 8. На этих собраниях присутствовали не только баптисты, но и православные. Непраш в своих проповедях на этих собраниях призывал случайно пришедших в молитвенный дом к присоединению к баптизму, порицал православную веру и ее обряды. Кроме того, по инициативе Непраша баптистами, присутствовавшими в молитвенном доме 28 Февраля сего года был насильно выведен из собрания помощник Харьковского епархиального миссионера [клевета полиции - прим. автора]. Затем и собрании 3 сего Марта Непраш производил неразрешенный денежный сбор на распространение баптизма в России и уговаривал подписаться на издаваемую им газету "Гость".

Во время проповедей Непраша в молитвенном доме присутствовало большое число детей и нижних чинов расквартированных в гор. Харькове полков 10 Армейского Корпуса. В связи с этим Командир 10 Армейского Корпуса сообщил Управляющему Губерниею, что некоторые из нижних чинов, несмотря на его запрещение, посещают молитвенные собрания баптистов, при чем проповедники внушают им о непротивлении злу и призывают не брать оружия в руки. Усматривая из вышеизложенного, что Харьковская община евангельских христиан баптистов допускает в своем молитвенном доме по Московской ул. под № 8 действия проповедников и членов общины, несогласные с законом, Управляющий губерниею предложил на разрешение Губернского Правления вопрос о закрытии названной общины.

Закон: Высочайший Указ 17 Октября 1906 года, Правила о порядке устройства сектантских общин, ст. 6.

Приказали: Губернское Правление, рассмотрев вышеизложенное, находит: 1) что Харьковская община евангельских христиан баптистов, вопреки ст. 4 п. XI Уст. Иностр. Испов. допускала в своем молитвенном доме на Московской ул. призыв православных, в том числе детей и нижних чинов военного ведомства, к присоединению к баптизму, производство неразрешенных денежных сборов нараспространение баптизма; 2) что ею также допущено произнесение проповедей с явным порицанием Православной веры и ее обрядов и 3) что членами этой общины в собрании 28 Февраля сего года допущено насилие над помощником Харьковского епархиального миссионера.

В виду сего на основании Высочайшего указа 17 Октября 1906 года О порядке устройства сектантских общин ст. 6, Губернское Правление определяет: Харьковскую общину евангельских христиан баптистов закрыть и об этом для исполнения и объявления Совету Общины дать указ Харьковскому Полициймейстеру.

Подлинный за надлежащими подписями и утвержден б Марта 1913 года и. д. Губернатора, Вице-Губернатором.

С подлинным верно: И. д. Делопроизводителя: (подпись).

Настоящая копия журнального определения Харьковского Губернского Правления выдана Андрею Диденко, Павлу Дацко, Алексею Даценко и Аркадию Георгиевичу Алехину согласно их о том письменного прошения, в чем Харьковское Губернское Правление подписью и приложением казенной печати свидетельствует. Гербовый сбор взыскан. 14 Марта 1913 года, № 123.

За Вице-Губернатора, Старший Советник: Ленин (печать).

И. д. Делопроизводителя (подпись).

(“Баптист Украины”, 1927, № 11, с. 30-38)

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова