Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Аристов Н. Московские смуты в правление царевны Софии Алексеевны. Варшава, 1871. 314 с.

В Описи А №317. См. 17 в.

Его же: Аристов Н. Промышленность древней Руси. СПб., 1866. 333 с.

Аристов Николай Яковлевич (1[13].12.1832—26.08[7.09]. 1882), публицист. Сын сельского священника. Окончил Тамбовскую семинарию (1854) и Казанскую духовную академию (1858). В 1858—1861 преподавал в Симбирской семинарии. С 1861, выйдя из духовного звания, жил в Петербурге. Защитил магистерскую диссертацию «Промышленность Древней Руси» (СПб., 1866). Доцент, затем профессор Казанского (1867—69), Варшавского (1869—73), Харьковского (1873—75) университетов, профессор и инспектор Нежинского историко-филологического института (1875—82). В 1882 — действительный статский советник. Начав публикацией «Повести о бражнике» (XVII в.) (с «примечанием» К. С. Аксакова) и статьей «Взгляд древних русских летописцев на события мира» («Православный собеседник». 1859. № 5), печатал статьи по русской истории в журнале «Время» («По поводу новых изданий о расколе»). Особенно активным было его участие в журналах «Библиотека для чтения», «Отечественные записки», «Древняя и новая Россия», «Исторический вестник». Взгляды Аристова — разновидность почвенничества: истинные носители русских начал в истории — низшее духовенство и народные массы; дворянство и чиновничество — отрицательные силы, поскольку они проводники иноземного влияния, которое берет начало с деятельности Петра I. Последнее — постоянная мишень публицистики Аристова, в т. ч. в его докторской диссертации «Московские смуты в правление царевны Софии Алексеевны» (Варшава, 1871). Опасна, с точки зрения Аристова, и народническая интеллигенция, «горсть молодежи, которая не держится ни иностранных, ни народных начал», а стремится «к разрушению всего внутреннего строя России («Гоголь как националист». «Век». 1882. № 2—4). В статье «Историческое значение сочинений Гоголя», вошедшей, как и предыдущая, в книгу Аристова «Сочинения Н. В. Гоголя со стороны отечественной науки» (СПб., 1887), рассматривал произведения писателя как исторически точный материал для изучения николаевской России. Некоторые исследования Аристова посвящены русскому народному творчеству. В «Преданиях о кладах» характерный фольклорный сюжет рассмотрен с точки зрения этического сознания народа. В интересном исследовании «Об историческом значении русских разбойничьих песен» (Воронеж, 1875), анализируя песни о Василии Буслаеве, Ермаке Тимофеевиче, Стеньке Разине, Пугачеве и др., выявлял в них исторические бытовые и художественные легендарные элементы.

 

Труды Н. Я. Аристова

Взгляд древних русских летописцев на события мира («Православный Собеседник», 1859);
Промышленность Древней Руси (1866);
Хрестоматия по русской истории для изучения древнерусской жизни, письменности и литературы до XVI века (Варшава, 1870);
Московские смуты в правление царевны Софьи Алексеевны (1871);
Об историческом значении русских разбойничьих песен («Филологические записки», Воронеж, 1875);
А. П. Щапов, его жизнь и сочинения (СПб., 1882);
Сочинения Н. В. Гоголя со стороны отечественной науки (СПб., 1883).
[править]Литература

Ш. А. Гумеров. Аристов. — Русские писатели. 1800—1917. Биографический словарь. Т. 1: А — Г. Москва: Советская энциклопедия, 1989. С. 104.
А. Н. Цамутали Н. Я. Аристов — Вопросы историографии и источниковедения истории СССР. — Москва — Ленинград, 1963.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова