. Из неопубликованных заметок
§ 1
_____Необходимо готовиться к лекции; собрать
интересное и важное, относящееся к теме - прямо или косвенно, составить сжатый,
по возможности, полный план и пройти по нему несколько раз. Еще лучше - написать
речь и, тщательно отделав ее в стилистическом отношении, прочитать вслух.
_____Письменное изложение предстоящей речи очень
полезно начинающим лекторам и не обладающим резко выраженной способностью к свободной
и спокойной речи.
_____План должен быть подвижным, то есть таким,
чтобы его можно было сокращать без нарушения целого.
§ 2
_____Следует одеться просто и прилично.
В костюме не должно быть ничего вычурного и кричащего (резкий цвет, необыкновенный
фасон); грязный, неряшливый костюм производит неприятное впечатление. Это - важно
помнить, так как психическое действие на собравшихся начинается до речи, с
момента появления лектора перед публикой.
§3
_____Перед каждым выступлением следует мысленно
пробегать план речи, так сказать, всякий раз приводить в порядок имеющийся
материал. Когда лектор сознает, что хорошо помнит все то, о чем предстоит сказать,
то это придает ему бодрость, внушает уверенность и успокаивает.
§ 4
_____Лектору, в особенности начинающему, очень
мешает боязнь слушателей, страх от сознания, что речь окажется неудачной,
то тягостное состояние души, которое хорошо знакомо каждому выступающему
публично: адвокату, певцу, музыканту и т. д. Все это, с практикой, исчезает в
значительной мере, хотя некоторое волнение, конечно, бывает всегда.
_____Чтобы меньше волноваться перед выступлениями,
надо быть более уверенным в себе, а это может быть только при лучшей подготовке
к лекции. Чем лучше владеешь предметом, тем меньше волнуешься. Размер волнения
обратно пропорционален затраченному на подготовку труду или, вернее, результату
подготовки. Невидимый ни для кого предварительный труд - основа уверенности лектора.
Эта уверенность тотчас же повысится во время самой речи, как только лектор
почувствует (а почувствует он непременно и вскоре же), что говорит свободно, толково,
производит впечатление и знает все, что еще осталось сказать.
_____Когда спросили Ньютона, как он открыл закон
тяготения, великий математик ответил: “Я об этом много думал”. Другой великий
человек - Альва Томазо Эдисон сказал, что в его изобретениях было 98 процентов
“потения” и 2 процента “вдохновения”.
_____Многим известно, во что обходился “перл создания”
нашему Гоголю: до восьми переделок начальных редакций! Итак, страх лектора уменьшается
подготовкой и практикой, то есть тем же трудом.
_____В уменьшении страха перед слушателями играют
большую роль и те счастливые минуты успеха, которые, нет-нет, да и выпадают
на долю не совсем плохого или только порядочного лектора.
§5
_____Начинать речь с обращения: “Товарищи”. Можно
построить начальную фразу и так, чтобы эти слова были в середине: “Сегодня, товарищи,
вам предстоит...”.
§6
_____Говорить следует громко, ясно, отчетливо
(дикция), немонотонно, по возможности выразительно и просто. В тоне должна быть
уверенность, убежденность, сила. Не должно быть учительского тона, противного
и ненужного - взрослым, скучного - молодежи.
§ 7
_____Тон речи может повышаться (то, что в музыке
crescendo), но следует вообще менять тон - повышать и понижать его в связи
со смыслом и значением данной фразы и даже отдельные слова (логическое ударение).
Тон подчеркивает. Иногда хорошо «упасть» в тоне: с высокого, вдруг перейти
на низкий, сделав паузу. Это «иногда» определяется местом в речи. Говоришь о Толстом,
- и первая фраза об его «уходе» может быть сказана низким тоном; этим сразу подчеркивается
величие момента в жизни нашего великого писателя.
_____Точных указаний делать по этому вопросу нельзя:
может подсказать чутье лектора, вдумчивость. Следует помнить о значении пауз
между отдельными частями устной речи (то же, что абзац или красная строка в письменной).
Речь не должна произноситься одним махом; она должна быть речью, живым словом.
§ 8
_____Жесты оживляют речь, но ими следует
пользоваться осторожно. Выразительный жест (поднятая рука, сжатый кулак, резкое
и быстрое движение и т. п.) должны соответствовать смыслу и значению данной фразы
или отдельного слова (здесь жест действует заодно с тоном, удваивая силу речи).
Слишком частые, однообразные, суетливые, резкие движения рук неприятны, приедаются,
надоедают и раздражают.
§9
_____Не расхаживать по сцене, не делать однообразных
движений, например покачиваний с ноги на ногу, приседать и т. п.
§ 10
_____Полезно всматриваться в отдельные
группы слушателей (особенно в маленьких аудиториях, комнатах): слушатели смотрят
на лектора, и им приятно, если лектор посмотрит на них. Этим привлекается внимание
и завоевывается расположение к лектору. У лектора не должно быть одной какой-то
точки, к которой привлекается во все время речи его взор.
|