Д. С. Лихачев
О семантике Успенских храмов.
О юморе прот. Аввакума.
"Академика Лихачева команда Горбачева очень умело использовала, прикрывая им свое немыслимое воровство. В бесконечные сериалы “бандитского Петербурга” с семьей Собчака и всех прочих нынешних “питерцев” академик Лихачев очень даже хорошо вписывается как политически дураковатый, выживший из ума интеллигент и свадебный генерал, почему-то решивший, что вдруг вот так, за здорово живешь, бывшие коммунисты будут возрождать традиционную Россию, а он будет обучать матерых воров и бандитов идеалам русского гуманизма и народнического правдолюбия. Лихачева держали в собчаковской конюшне как козла для успокоения маразменной советской телепублики, которой он часами рассказывал свои байки про тюрьмы и лагеря, подслеповато предсмертно щурясь и уговаривая своих слушателей не делать людям зла. Ни разу Лихачев ни на кого не гавкнул и не окрысился из своей слежавшейся и пропахшей гниющими книгами норы и только все время всему умилялся. А ведь совсем не наивен был, между прочим, старичок, мог бы и гавкнуть, но рот его был очень давно, со времен соловецкой юности, заколочен гвоздями-сотками.
Алексей Смирнов
http://magazines.russ.ru/zerkalo/2006/27/sm08.html
Градозащитная
семантика успенских храмов
на Руси
Оп.: Успенский собор Московского кремля. Материалы и исследования. М 1985. Стр.
17-23.
Номер страницы следует после текста на странице.
Храмы,
посвященные Успению Богоматери, занимают в культуре Древней Руси особое место.
Три момента здесь привлекают наше внимание: их распространенность; расположение
в центре оборонительных сооружений (кремлей, монастырей); единство традиционного
архитектурного образа.
В этих особенностях исключительную
роль играет мифология Успения: символы, легенды и традиции, сформировавшиеся главным
образом во Влахернском и Киево-Печерском монастырях 1). Житие и Успение
Божьей матери устанавливались по церковному преданию, а не по каноническим книгам.
Апокрифические сочинения об Успении были хорошо известны на Руси, и согласно им
строилась иконография Успения 2). Особой популярностью среди этих апокрифов
пользовались "Слово Иоанна Богослова на Успение Божьей матери" и "Слово о Успении
Божией матери Иоанна архиепископа Солунского", а также отчасти "Житие пресвятой
Богородицы Епифания, иеромонаха обители Каллистратовы". Все эти сочинения довольно
поздние, что и давало церкви основание относить их к числу апокрифических. Однако
ни один из сюжетов апокрифов никогда не отвергался, они принимались и в иконописи,
где многое из сказанного в них изображалось.
Согласно этим сочинениям, не только
душа, но и тело Богоматери было "принято в небесную славу". Перед Успением апостолы
(кроме Фомы) слетелись к Богоматери на облаках. Когда через три дня по кончине
Богоматери прибыл Фома и пожелал проститься с ее телом, в гробе его не оказалось,
а были только пелены - плащаница Богоматери.
По некоторым из рассказов, тело
было объято светлым облаком, поднято и находилось между небом и землей
(курсив наш.- Д. Л.). Именно поэтому Богоматерь называется в церковных песнопениях
"легким облаком", "светлым облаком", "лествицей к небеси" (песнь 5-я 1-го канона).
Пребывание Богоматери между небом и землей особенно подчеркивается в песне 4 первого
канона: "Посмотрите, народы, и удивитесь: вот святая и наиболее видная гора Божия
поднимается
__________________
1) См.: Лихачев
Д. С. "Слово о полку Игореве" и культура его времени. Л., 1978. Здесь же указана
предшествующая литература.
2) См.: Порфирьев
И. Я. Апокрифические сказания о новозаветных лицах и событиях. СПб., 1890,
с. 77-99.
-17-
все выше в небесные обители, небо земное поселяемо бывает
в небесное и нетленное селение" 3).
Свидетелем Вознесения Богоматери,
по некоторым апокрифам, был апостол Фома: Богоматерь сбросила ему пояс, которым
ее опоясали апостолы в гробе. Этот пояс должен был "материально" доказать Фоме
и другим апостолам, что Вознесение Богоматери совершилось на самом деле. Таким
образом, пространство между небом и землей, воздух - стихия Богоматери. Многие
из ее чудес совершаются именно в этом пространстве, не исключая и легендарных
перенесений по воздуху ее икон - Тихвинской, Сосновской (Соловецкой), Толгской
(Ярославской), Святогорской и др.
Существенно и то, что Иоанн Дамаскин
(VIII в.) в своей гомилии на Успение говорит, что св. Пульхерия, построившая многие
церкви в Константинополе, в первый год царствования императора Маркиана перенесла
гроб Богоматери вместе с оставшимися в нем одеждами в Константинополь, в построенный
в честь Богоматери храм во Влахерне. В дальнейшем этот монастырь, где хранились
ризы Богоматери, сыграл совершенно исключительную роль в религиозном сознании
русских и в установлении на Руси культа Успения.
Под 866 г. в "Повести временных
лет" 4) рассказывается о поражении под Константинополем русских дружин,
предводительствуемых Аскольдом и Диром. Русские ладьи, войдя в залив Суд, "много
убийство крестьяном створиша, и в двою сот корабль Царьград оступиша". Император,
находившийся вне Константинополя, едва смог войти в город для его защиты и вместе
с патриархом Фотием всю ночь молился во Влахернском храме. Затем с песнопениями
вынесли ризу Богородицы (ту самую, в которой ее погребали) и омочили ее в море.
Была перед тем тишина, и вдруг возникла буря с ветром и великими волнами и разбила
корабли русских. Только немногие из них возвратились домой.
Именно это событие способствовало
особому почитанию русскими Богоматери, ее Успения и риз. Богоматерь стала покровительницей
русского воинства, а праздник Покрова, посвященный ризам Богоматери,- праздником,
который до XIX в. праздновался только в России. Ни в Болгарии, ни в Сербии, ни
в Молдавии и Валахии этот праздник до освобождения Балкан от османского ига вообще
не был известен.
Почему же событие, связанное с
поражением Руси, стало знаком ее божественного покровительства, а Влахернский
монастырь одним из самых почитаемых русскими паломниками? Здесь нужно принять
во внимание и средневековую идеологию, и психологию. Наказание божие, с точки
зрения человека того времени, - это знак особой заботы бога о наказываемом. Наказывались
русские язычники, победа же над ними греков-христиан была победой правоверных
над неверными. Религиозные различия были для средневекового сознания важнее разли-
__________________
3) Сильченков К.
Праздник Успения Божией матери.- Вера и разум, 1901, № 13, с. 55-76; № 14, с.
120-132; Скабалланович М. Христианские праздники: Успение пресвятой Богородицы.
Киев, 1916, кн. 6, с. 43. :
4) Повесть временных
лет. М.; Л., 1950, ч. 1, с. 19, пер. с. 215.
-18-
чий национальных. Все это позволяет понять особое "военное",
"защитное" значение Покрова, Успения и самого Влахернского монастыря для Руси.
Следует обратить внимание также на то, что победа над русскими, когда буря с ветром
разметала их корабли, совершилась между небом и землей, в воздушной стихии, которая
по представлениям того времени находилась в особой власти Богоматери.
Идейные основания построения Успенских
храмов на Руси обнаруживаются также в Киево-Печерском патерике. Нас не интересуют
источники рассказов Патерика о построении первого Успенского храма в Печерском
монастыре, в данном случае важна идеологическая сторона легенд. Если основание
Печерского монастыря в целом связывалось с Афоном (именно отсюда была перенесена
в Киево-Печерский монастырь монашеская традиция), то основание Успенского собора
- с константинопольским Влахернским монастырем.
Вот некоторые эпизоды из легенд,
рассказанных владимирским епископом Симоном в его послании Поликарпу. Легенды
эти восходят к варяжскому роду Африкана. Варяг Шимон пришел из Скандинавии к Ярославу
Мудрому и получил при нем "великую власть": он был назначен старшим при сыне Ярослава
Всеволоде. После смерти Ярослава Всеволод стал княжить в Киеве. Образовался княжеский
триумвират-Изяслав, Святослав и Всеволод. Русское войско этих трех князей потерпело
в 1068 г. страшное поражение от половцев при Альте. Среди мертвых и раненых на
поле сражения лежал и Шимон. Согласно Киево-Печерскому патерику, он взглянул на
небо и увидел там "церковь превеликую", вспомнил, что видел уже однажды эту церковь
в небе, когда был спасен на море во время бури, и стал молиться Богоматери, Антонию
и Феодосию Печерским. "И вот вдруг некая сила исторгла его из мертвецов", Шимон
был по воздуху перенесен в Киев и оказался целым и невредимым. Здесь Шимон рассказал
Антонию Печерскому следующие "дивные вещи": "Отец мой Африкан сделал крест и на
нем изобразил красками богомужное подобие Христа,- образ новой работы, как чтут
латиняне, большой величины в десять локтей. И воздавая честь ему, отец мой украсил
чресла его поясом, весом в пятьдесят гривен золота, и на голову возложил венец
золотой. Когда же дядя мой Якун изгнал меня из владений моих, я взял пояс с Иисуса
и венец с головы его и услышал глас от образа; обратившись ко мне, он сказал:
"Никогда не возлагай этого венца, человече, на свою голову, неси его на уготовленное
ему место, где созидается церковь матери моей преподобным Феодосием, и тому в
руки передай, чтобы он повесил над жертвенником моим". Я же упал от страха и,
оцепенев, лежал, как мертвый; затем, встав, я поспешно взошел на корабль.
И когда мы плыли, поднялась буря
великая (курсив наш.-Д. Л.), так что все мы отчаялись в спасении, и начал
я взывать: "Господи, прости меня, ибо ради этого пояса погибаю за то, что взял
его от честного твоего и человекоподобного образа!". И вот увидел я церковь наверху
и подумал: "Что это за церковь?" И был свыше к нам голос говорящий: "Та, что будет
создана преподобным во имя Божией матери, в ней же и ты положен будешь". И видели
мы ее величину и высоту, если размерить ее тем золотым поясом, то двадцать мер
- в ширину, тридцать -
-19-
в длину, тридцать - в вышину стены, а с верхом - пятьдесят.
Мы же все прославили бога и утешились радостью великой, что избавились от горькой
смерти. И вот доныне не знал я, где создастся церковь, показанная мне на море
и на Альте, когда я уже находился при смерти, пока не услыхал я из твоих честных
уст, что здесь меня положат в церкви, которая будет создана. И, вынув золотой
пояс, он отдал его, говоря: "Вот мера и основа, этот же венец пусть будет повешен
над святым жертвенником".
Старец же восхвалил бога за это
и сказал варягу: "Чадо! С этих пор не будешь ты называться Шимоном, но Симон будет
имя твое"" 5). Таким образом, Шимон из латинства перешел в православие,
и, как явствует из дальнейшего рассказа, православными стали и все другие варяги,
жившие вместе с ним: Симон оставил "латинское заблуждение и истинно уверовал в
господа нашего Иисуса Христа со всем домом своим около трех тысяч душ и со всеми
священниками своими".
Опуская подробности этой части
легенды о построении Успенского собора Печерского монастыря и некоторые несообразности,
отмеченные М. Д. Приселковым 6), следует обратить внимание на следующее:
образ Успенского храма дважды является в воздухе. Один раз над полем битвы, другой
- в бурю; оба раза он служит спасению - по воздуху переносится Шимон, и ветром
прибивает к берегу корабль Шимона. "Свыше" даются, кроме зрительного образа, и
пропорции, и точные размеры храма. Как и во влахернском чуде, "забота" Богоматери
ведет к обращению язычников в православие.
Но на этом связь строительства
Успенского собора в Печерском монастыре с Влахернским монастырем и его культом
Богоматери не кончается. Другое "чудо", рассказанное в том же послании Симона
Поликарпу, касается событий в самом Константинополе. Строители-греки (их было
четверо) видели во сне Богоматерь, которая позвала их во Влахерны. Симон передает
рассказ строителей: "И вот увидели мы Царицу (Богоматерь.-Д. Л.) и множество воинов
при ней, мы поклонились ей, и она сказала нам: "Хочу церковь построить себе на
Руси, в Киеве, повелеваю же это вам"". Далее в передаче Симона следуют практические
распоряжения Богоматери, заканчивающиеся словами: ""Выйдите наружу, посмотрите
церквь". И увидели мы церковь на небе". Далее Богоматерь дает строителям "наместную"
икону - свой образ, получивший название Влахернской Богоматери. Нет необходимости
передавать детали последующего изложения легенды о строительстве. Важно только,
что храм трижды показывается на небе. Затем сам план церкви выжигается на земле
небесным огнем и проявляется выпавшей росой. Посланные затем из Царьграда иконописцы
чудесным образом видят Успенский собор уже построенным высоко на горе, над рекой.
__________________
5) Абрамович Д.
Києво-печерський патерик. У Києвi, 1930, с. 1-5. Использую здесь и далее перевод
Л. А. Дмитриева, помещенный в книге "Памятники литературы Древней Руси, XII век"
(М., 1980, с. 413 и ел.).
6) Приселков М.
Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X-XII вв. СПб., 1913,
с. 250 и др. Здесь отмечены противоречия Патерика и Жития Феодосия.
-20-
Эти легенды
объясняют не только однотипность Успенских храмов на Руси, но и обычное для них
расположение на горе, на крутом берегу, что сохраняется почти на тысячелетие.
Когда иконописцы-греки отказываются
расписывать Успенскую церковь в Печерском монастыре и пытаются уехать на лодке
назад в Константинополь, начинается, как и в двух первых случаях, сильная буря
и ладья их сама идет вверх по Днепру против течения. Иконописцы рассказывают:
"На другую же ночь снова увидели мы эту церковь и чудную икону наместную, говорившую
нам: "Люди, зачем напрасно мечетесь, не покоряясь воле сына моего и моей; если
не послушаетесь меня и захотите бежать,- я возьму всех вас и прямо в ладье поставлю
в церкви моей" 7).
Во всех этих "чудесах" виден характерный
"почерк" влахернского культа Богоматери. Неудивительно, что изгнанный из монастыря
печерский игумен Стефан сам создает в Киеве церковь "по подобию Влахернской",
а монастырь, основанный им при церкви, получает название Влахернского.
Освящение Успенской церкви в Печерском
монастыре произошло 14 августа, накануне дня празднования Успения, установленного
в VI в. императором Маврикием в честь его победы над персами. Освящение церкви
происходило, как явствует из текста Киево-Печерского патерика, в обстановке, подобной
той, что описана в апокрифическом сказании о явлении со всех сторон света апостолов
на облаках при Успении Богоматери. Митрополит Иоанн и все русские епископы - Иоанн
Черниговский, Исайя Ростовский, Антоний Юрьевский, Лука Белгородский - были чудесным
образом предупреждены и собраны в церкви Успения. Симон не решился, однако, утверждать,
что они слетелись на облаках. Но митрополит при освящении церкви сказал: "Пресвятаа
Богородице, якоже в свое преставление апостолы от конець вселенныа събравши в
честь своему погребению, тако и ныне в освящение своея церкове собравши тех наместники
и наши служебники" 8).
Связь Успенского собора с воздушной
стихией на этом не кончается. В Патерике рассказывается, что, когда позднее разбойники
хотели напасть на паству Феодосия и избить ее в Успенском соборе, храм спасает
всех находившихся в нем, поднявшись в воздух: "И приидоша (разбойники.-Д. Л.)
и се внезапу бысть чюдо страшно: от земля възятся церкви с сущими в ней и възыиде
на въздух, яко не мощи им дострелити ея" 9).
Деятельным проповедником культа
Успения Богородицы становится Владимир Мономах. В "Повести временных лет" рассказывается,
что сын Симона-Шимона Георгий был послан Владимиром Мономахом в Суздальскую землю,
"вдав ему на руки сына своего Юрия" (Долгорукого.-Д. Л.). Когда Юрий сел на княжение
в Киеве, Суздальская земля была поручена "как отцу" Георгию Симоновичу.
Характерно завещание Георгия Симоновича,
где он рассказывает о том, как Богоматерь защищала Русь от половцев со своего
"города
__________________
7) Памятники литературы
Древней Руси, XII век, с. 427.
8) Абрамович Д.
И. Указ, соч., с. 15.
9) Там же, с. 53.
-21-
высокого": "Когда мы приходили с половцами на Изяслава
Мстиславича, увидали мы издали ограду высокую и быстро пошли туда, а никто не
знал, какой это город. Половцы же бились под ним и многие ранены были, и побежали
мы от города того. После уже узнали мы, что это было село обители святой богородицы
Печерской, а города тут никогда и не бывало, и сами живущие в селе том не знали
о случившемся, и лишь на другой день вышедши, увидали, что произошло кровопролитие,
и подивились бывшему" 10).
Успенский собор в Суздале был
сооружен, как предполагает Н. Н. Воронин, во второй приезд Владимира Мономаха
в Ростовскую землю, в 1101 - 1102 гг. "Дорога в Ростовскую землю лежала через
Смоленск; здесь в 1101 г. был построен Мономахом кирпичный собор" 11),
и тоже в честь Успения. Так, на обеих окраинах Руси, на западе и востоке, в Смоленске
и Суздале, в один год были построены два Успенских собора, и одновременно вокруг
них воздвигались земляные валы кремлей 12).
Не касаясь темы дальнейшего распространения
Успенских храмов на Руси, следует еще раз отметить, что традиция культа Успения
и образ Успенских храмов на Руси, четырежды показанный самой Богоматерью, согласно
легендам, в воздухе, связаны с Влахернским храмом.
Нет ничего удивительного в том,
что Аристотель Фиораванти следовал установившемуся на Руси облику храмов при строительстве
московского храма Успения. Числовые соотношения высоты, длины и ширины собора,
положенные в его основание, имели определенное мистическое значение 13).
В самом деле, число "10" считалось пифагорейцами самым совершенным числом, положенным
в основание всего существующего, а производные от десяти - заключающими это совершенство.
Число "100" есть десять, помноженное на десять, и воспринимается как наивысшее
совершенство. Именно это число "100" составляется в .сумме трех чисел, указанных
варягу Шимону для построения храма Успения: 20+30+50=100. Секст Эмпирик так излагает
учение пифагорейцев о числе "десять". "Четверицей у них (пифагорейцев.- Д. Л.)
называется число десять, которое является суммой первых четырех чисел, потому
что один да два, да три, да четыре есть десять. Это число является самым совершенным,
потому что, приходя к нему, мы снова возвращаемся к единице и начинаем счет сначала.
"Вечно текущей природы имущую корень неточный" они назвали ее потому, что, по
их мнению,
__________________
10) Памятники литературы
Древней Руси, XII век, с. 455. Город в Древней Руси отличался от села прежде всего
наличием стен: значит, чудо Богоматери заключалось в том, что она окружила свое
село городскими стенами и тем его защитила.
11) Воронин Н. Н.
Зодчество Северо-Восточной Руси XII-XV вв. М., 1961, т. 1, с. 29, 34 и др. См.
подробнее: Воронин Н. Н., Раппопорт П. А. Зодчество Смоленска XII-XIII
вв. Л., 1979, с. 25-36.
12) Остатки Успенского
собора Мономаха были открыты Н. Н. Ворониным под сохранившимся собором Рождества
Богоматери. См.: Воронин Н. Н., Раппопорт П. А. Указ, соч., с. 35-36.
13) На возможность
такого значения было указано Б. В. Раушенбахом в сентябре 1979 г. на конференции
Музеев Кремля "Уникальному памятнику русской культуры Успенскому собору Московского
Кремля - 500 лет".
-22-
в ней залегает смысл совокупности всего, как, например,
и тела, и души" 14).
Согласно данным Киево-Печерского
патерика, сообщенным все тем же владимирским епископом Симоном, Успенский храм
в Суздале был создан Владимиром Мономахом "всемъ подобиемъ" Успенскому собору
в Киево-Печерском монастыре: "в высоту, и в широту, и в долготу... в ту же меру"
15). Однако археологические исследования А. Д. Варганова и Н. Н. Воронина
показали, что мономахов собор в Суздале был значительно меньше своего образца.
Это дало основание Н. Н. Воронину предполагать неточность в сообщении Киево-Печерского
патерика 16). Однако если иметь в виду символическое значение чисел,
то следует думать, что для строителей Успенских храмов основное значение было
в числовых соотношениях, пропорциях, а не в реальных размерах. И действительно,
Успенские храмы и после строились на Руси однотипно, но разных размеров. Это подтверждает
предположение о том, что Аристотель Фиораванти перед строительством нового Успенского
собора в Московском Кремле интересовался только Успенскими храмами и не мог особенно
полагаться на "авторитет" такого храма, как Софийский собор в Новгороде, как полагают
некоторые исследователи. София могла для него быть, скорее всего, "художественным"
образом, но не символическим образцом, подобно Успенским храмам Московии.
__________________
14) Секст Эмпирик.
Соч.: В 2-х т. М., 1976, т. 2, с. 167. О мистическом значении числа "10" см.:
Трубецкой С. Н. История древней философии. М., 1906, ч. 1, с. 76-77.
15) Абрамович Д.
И. Указ, соч, с 12.
16) Воронин Н. Н.
Зодчество Северо-Восточной Руси XII-XV вв. М., 1961, т. 1, с. 27- 32.
-23-
|