Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

РАШИД-АД-ДИН

Рашид-ад-Дин. Сборник летописей. М.:Л.: Изд-во АН СССР, 1946, 1952. Тт. I-III.

Опись А, №10167.

Рашид ад-Дин Фазлуллах ибн Абу-ль-Хайр Али Хамадани (Рашид ад-Доулэ; Рашид ат-Табиб — «врач Рашид»)[1] (ок. 1247, Хамадан — 18 июля 1318, Тебриз) — иранский государственный деятель, врач и учёный-энциклопедист; везир государства ильханов Ирана (1298—1317).

Из "Еврейской энциклопедии":

(он же Рашид ад-Давла; 1247, Хамадан, – 1318, место смерти неизвестно, похоронен в Тебризе), врач, историк и политический деятель периода правления в Иране монгольской династии Ильханидов (известны также как Хулугуиды). Сведения о начальном периоде жизни Рашид ад-Дина скудны. Принадлежал к семье хамаданских евреев, служивших в администрации Ильханидов. До перехода в ислам был известен как Рашид ад-Давла. Точная дата перехода Рашид ад-Дина в ислам не установлена (приводимая иногда дата 1277 г. является спорной). Рашид ад-Дин освоил в молодости искусство врачевания, однако начал свою карьеру не как врач, а вероятнее всего, в финансовом ведомстве Ильханидской державы в правление Абака-хана (1265–82). В начале правления Газан-хана (1295–1304) Рашид ад-Дин был придворным врачом. Газан-хан назначил Рашид ад-Дина везиром, ответственным за проведение экономической реформы, направленной на упорядочение налоговой системы и денежного обращения и приведшей к стабилизации экономического положения в стране. Успех реформы привел к тому, что Рашид ад-Дин стал фактически вторым после Газан-хана лицом в стране; его сыновья были наместниками ряда областей империи. Он сделал города Тебриз и Султания центрами учености. Труды Рашид ад-Дина написаны по-персидски. В 1302 г. он по заданию Газан-хана начал свой основной исторический труд — «Джами‘ат-таварих» («Сборник летописей»). Первая часть сочинения (известна также как «Та’рихи Газани» — «Газанова история») посвящена в основном истории монголов и тюрок. По поручению следующего Ильхана — Улджайту (1304–1317) Рашид ад-Дин написал вторую часть сочинения, освещающую историю известных тогда государств и народов мира, включая Индию и Китай, народов Европы и др.; есть также раздел «История сынов Израиля». Существовала и третья часть, которая не сохранилась. Сочинение, завершенное в 1310/11 г., — одно из наиболее значительных исторических сочинений, созданных в рамках мусульманской цивилизации.

Рашид ад-Дин написал также труды по медицине и ботанике, компендиумы по естествознанию, агротехнике и строительству, четыре трактата по суннитской теологии. Представляет ценность переписка Рашид ад-Дина с сыновьями и другими лицами.

Интенсивная политическая деятельность Рашид ад-Дина продолжалась и при Улджайту. После его смерти Рашид ад-Дин был обвинен в отравлении правителя и казнен вместе с сыном Ибрахимом, кравчим хана. Голову Рашид ад-Дина носили по Тебризу, возглашая о казни «неверного еврея». Он был все же похоронен как мусульманин, но почти через столетие, в 1407 г., по приказу сына Тимура — Миран-шаха, правившего Западным Ираном и Ираком в 1404–1409 гг., перезахоронен на еврейском кладбище Тебриза.

Сочинение «Джами‘ат-таварих» привлекло внимание европейских ученых в 1-й половине 19 в., и с тех пор различные его части неоднократно издавались в подлиннике и переводах. Первый русский перевод был издан в 1858–88 гг., второй — в 1946–60 гг. В 1971 г. на русском языке была переведена «Переписка» Рашид ад-Дина. Ряд европейских, в том числе советских ученых подвергали сомнению или обходили молчанием еврейство Рашид ад-Дина, однако иранский ученый Аббас Зарьяб Хои в 1971 г. неопровержимо доказал еврейское происхождение Рашид ад-Дина.

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова