Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Историческое описание Сеноксарскаго монастыря. Москва. В привилегированной типографии Кряжева, Готье и Мея 1802 - 26 с. 8° (17 см.) Примечание: Ценз. : И.А. Гейм.

Опись А, №1295

См. Молдавия.

Текст с предисловием анонимного автора, ок. 2010 (www.gidrm.ru/doc_2729.html).

В 1802 году в Москве вышла брошюра «Историческое описание Сеноксарского монастыря», сразу же ставшая библиографической редкостью. Эта книга попала в поле зрения составителя географического словаря, своеобразной Российской географической энциклопедии, Афанасия Щекатова, крупного ученого своего времени. Книга ему так понравилась, что он почти полностью включил ее в свой фундаментальный компилятивный труд «Словарь географический Российского государства…», подвергнув текст незначительной редакторской правке.
«Историческое описание…», как может убедиться читатель, составлялось не монахом или литератором, а знатоком архитектуры, хоть и дилетантом. Автор, хорошо знавший обители России, почти ничего не сообщил конкретного о настоятелях, братии и внутреннем распорядке и укладе в монастыре, зато отметил главное достоинство архитектурного облика Санаксара –  логичность и продуманность, соразмерность и гармоничность его композиции и прекрасную вписанность в ландшафт. Данный труд представляет собой сокращенный вариант монастырской летописи и в основном описывает порядок строительных работ, превративших погибшую провинциальную пустынь в выдающееся произведение зодческого искусства. Анонимный автор явно относился к числу поклонников таланта зодчего и художника иеромонаха Филарета Былинина, но не смотря на ангажированность оценок, летописец совершенно справедливо описал  труд санаксарского творца в превосходных тонах. Собственно, благодаря данному описанию мы и знаем, что именно совершил иеромонах Филарет, вечный труженик, отмеченный искрой Божией. Судя по обилию фактов и точности интерпретаций, автор достаточно долго прожил в монастыре, изучая хранившиеся в нем документы. Несмотря на то, что «Историческое описание…» создавалось двести лет назад, оно и по сей день не утратило своего значения для общества и науки. Исходя из исключительной редкости и оригинального описания, и словаря,  считаю полезным опубликовать текст «Исторического описания…» еще раз в надежде,  что он заинтересует  всех читателей, неравнодушных к истории и духовной культуре Отечества.

 

Санаксарский  Богородицкий мужеский заштатный монастырь, или Сеноксарская пустыня, находится в Тамбовской губернии и епархии, в Темниковском уезде, расстоянием от города Темникова в трех верстах, по дороге, пролегающей из оного города чрез Касимов в Москву, на левом берегу реки Мокши, и есть знатнейший из всех в той стране, как по заведению в нем строгой монашествующих общежитийной жизни, так и по отличному вкусу строения своего и прекрасному месторасположению... Сеноксарским назван от окружающих монастырь сенокосов, Санаксарским же зовется, думать надобно, по просторечию. Начало свое имеет с 7167 (1659) года, когда житель города Темникова писец Лука Евсюков, которого должность была таковая: летом служил на коне с саблею, а зимой писал в приказной избе, имея место сие, где ныне стоит монастырь, в своем владении с прочими сенокосы, по особливому усердию своему к  монашескому чину убедил из какой-то обители прийти на оное, яко его собственное, игумена Феодосия, который пришед и пленившись красотою оного и удивлением, при том решившись остаться тут навсегда, пособием приютившейся к нему еще братии и помянутого Евсюкова, сперва поставил часовню, потом начал расчищать лес и устраивать место, приличное к монастырскому пребыванию.
Жители города Темникова и уездные, видя добродетельное их житие и умножение братии, в 7177 (1669) году обще с ними просили Святейшего Патриарха Иоасафа о позволении построить на том месте во имя Пресвятыя Богородицы Владимирския церковь, и быть тут для монашествующих пустынному монастырю, по которому их прошению того же года октября в 30 день дана от Святейшего Патриарха благословенная грамота; оный храм сооружен, и в 7184 (1676) по прошению оного игумена Феодосия с братиею, по грамоте  ж Святейшего Патриарха Иоакима оная церковь освящена и сей пустыни даны земля и лесные угодья, которые 7193 (1685) писцом Дмитрием Полочениновым и отмежеваны.
По оном игумене Феодосии были строители Зосима и Трифон, при которых, по благословению Преосвященного Стефана, митрополита Рязанского, за ветхостию оная Владимирская церковь вновь построена во имя тоя же Сретения иконы Владимирския, деревянная холодная. По сих были строители: иеросхимонах Петр, при котором, в 1730 году марта 12 дня, на прошение его, по указу Синодального казенного приказа, дозволено построить вторую церковь, Усекновения Главы св. Иоанна Предтечи дере-вянную теплую; строитель Филагрий, в бытность коих обе церкви и кельи все были деревянные и весьма небогатые, сверх того и братиею скудные. В 1752 году февраля 24 дня, по указу Суздальской духовной консистории, определен сюда в строители Спасо-Евфимиева монастыря иеромонах Порфирий; но как братии и содержания было недостаточно, просил опять означенную Суздальскую консисторию о возвращении себя на обещание в тот же Спасо-Евфимиев монастырь, на которое прошение последовавшим указом, в 1753 году марта 17 числа, в тот монастырь и переведен; а Се-ноксарская пустыня приписана под управление и смотрение, по близости, к Саровской пустыни.
Между тем в 1757 году, по именному повелению блаженныя и вечнодостойныя памяти благочестивейшей Государыни Императрицы Елисаветы Петровны, в сходственность желания своего к уединенному житию, переведен из Александро-Невского монастыря в Саровскую пустыню монах Феодор, родом из дворян фамилии Ушаковых, муж добродетельный, и в бытность свою во оной, увидя в зависимости состоящую Сеноксарскую пустыню пусту в братстве и от времени обветшавшую в строении, в 1759 году начал прилагать старание свое о поправлении оной, и вскоре пособием знаемых ему санктпетербургских благодетелей ограду, кельи и прочее возобновил деревянным же строением. О сем известившись, бывший тогда Преосвященный Пахомий, епископ Тамбовский, повелел ему, Феодору, в оной Сеноксарской пустыни иметь жительство, куда он и переселился; и в 1762 году декабря 13 дня оным Преосвященным Пахомием рукоположен во иеромонаха. Получивши сан сей и имея в полном смотрении пустыню, начал пещися всячески о приумножении братии, чему особенно содействовать изволила сама вечно незабвенная памяти Императрица Екатерина Великая, по именному своему повелению, в 1763 году, уволив к нему в пустынь из гвардии и от Двора Ея Величества 12 человек, кои и были пострижены в том же году. Сим великим благочестия примером тронувшись, потом другие благонамеренные люди начали приходить туда из всяких званий, особенно же из военных отставных в немалом количестве, чем самым число братии умножили.
Сим образом составив обитель, по указу Святейшего Правительствующего Синода 1764 года он, Феодор Ушаков, удостоен быть начальником, а пустынь велено именовать монастырем. Сей Феодор, получа такое знаменитое титло, тем вящие еще прилагал труды и попечение, и видя оные в преуспеянии, вознамерился в сие время вместо деревянные уже ветхие церкви построить каменную о двух этажах, чтобы поместить Божии храмы, в нижнем во имя Усекновения Главы Иоанна Предтечи, в верхнем во имя Владимирския Богородицы, на что от Преосвященного Павла, епископа Владимирского и Муромского, в 1765 году сентября 15 дня дана за рукою его грамота, а от кабинета по именному Ея Императорского Величества указа тысяча рублей серебром. Таковым монаршиим вкладом и подаянием других доброхотных дателей строение оной в 1774 году и кончено. Оная церковь снаружи длиною на 14, шириною на 8, а вышиною на 24 саженях, с пятью главами, а во внутренности с четырьмя вверху и внизу столбами; полы внизу чугунные, а вверху штучные хорошего искусства дубовые. В том же году июня 10 дня коштом дмитровского купца Павла Иванова сына Толченого вылит в сей монастырь колокол в 107 пудов 30 фунтов.
В том же году в июле месяце по именному указу Ея Величества оный настоятель иеромонах Феодор переведен в Соловецкий монастырь, а на место его, с согласия братии, выбран в настоятели сего же монастыря ие-ромонах Иоиль и августа 8 дня указом в той должности утвержден. При нем по данным грамотам от Преосвященного Иеронима Владимирского и Муромского освящены церкви: 1) соборная в нижнем этаже, Усекновения Иоанна Предтечи, вся святыми образами и прочим благолепием украшенная и впоследствии по стенам расписанная трудами тутошнего живописца иеродиакона Филарета, в которой иконостас резной и вызолоченный по полименту; 2) на святых вратах под колокольнею каменного здания, во имя Преображения Господня, украшенная таким же резным иконостасом, вызолоченным собственными трудами его ж, живописца Филарета, с жи-вописными трудов его иконами и по стенам им же вся расписанная наподобие мрамора, августа 28 дня 1776 года. В сем же году оная над церковью колокольня, под которою святые ворота, вышиною около 26 сажен, кладкою приведена в окончание. В то же лето к ней по обеим сторонам прикладена ка-менная стена длиною на 33 саженях, вышиною в 8 аршин, в которой сделаны по правую сторону входа в монастырь проезжие ворота и на углах по оной стене по обеим сторонам две башни вышиною по 10 сажен, из коих в одной, стоящей на северную сторону к реке Мокше часовня, а в другой башне, на полуденную сторону, внизу и вверху по одной келье. Оное здание начато производиться с 1776 года, по плану сказанного живописца иеродиакона Филарета, под присмотром иеромонаха Вениамина, который пред тем был строителем Флорищевой пустыни 8 лет и 6 месяцев и по собственному желанию своему пришел оттоль на обещание в здешний монастырь в 1775 году.
В 1777 году, от входа в монастырь на северной стороне к Мокше реке, начат трапезный корпус о двух этажах на 14 саженях, который продолжался кладкою два лета и кончен. В 1778 году в декабре месяце настоятель иеромонах Иоиль переведен на жительство в дом Преосвященного Иеронима во Владимир, а по нем в том же году, по общей всея братии выбору, той же обители иеромонах Венедикт определен указом Владимирской консистории в настоятеля, а в казначея сказанный иеромонах Вениамин. Сей настоятель Венедикт человек был сострадательный, милостивый и к службе Божией рачительный. При нем в 1779 году складены на восточную сторону, позади соборного алтаря, к Сеноксарской заводи, о двух этажах каменный корпус братских келий с небольшим на 10 саженях. В том же году от Пре-освященного Иеронима, епископа Владимирского и Муромского, даны за рукою его грамоты: 1) о переименовании в соборной церкви, в верхнем ярусе храма Владимирской Богородицы в храм Рождества Богородицы; 2) о созидании церкви вместо оныя соборной Владимирския во имя ее же при больнице с кельями, из которых соборная Рождества Богородицы в верхнем этаже, по уборе ее коринфского ордена архитектурою, в резном и вызолоченном великолепно по полименту иконостасе, с живописными отменной работы иконами, особливо в местном поясе, написанными собственными трудами помянутого живописца иеродиакона Филарета и с расписанием всех стен его же трудами, с немалым медным паникадилом и чеканными посеребренными лампадами, освящена 1780 года августа в 16 день самим Преосвященным Иеронимом Владимирским, а больничная во имя Владимирския Богородицы церковь, по плану упомянутого же живописца иеродиакона Филарета созидавшаяся в 1780 и 1781 годах, положением на 16 саженях и одном аршине, также по украшении ее резном по зеленой земле иконостасе, вызолоченном и живописными образами и стенным расписанием собственными трудами помянутого же живописца совершившаяся, по данной от него же, Преосвященного Иеронима, грамоте 1782 года июня в 6 число освящена настоятелем иеромонахом Венедиктом с братиею. При сем же настоятеле, 1781 году, на полуденную сторону, в той же линии больничных келий складен для иеромонахов двухэтажный корпус, в симметрию противу стоящего на северной стране трапезного корпуса, также на 14 саженях, в коем 18 братских келий.
В 1782 году для монахов и для работ братских швальных и чеботарных, при небольшом отступлении помянутого корпуса, в той же линии складен на 22 саженях о двух апартаментах корпус, в коем 32 братских кельи, в средине помянутых корпусов воздвигнута в стене маленькая наподобие кверху пьедестала башенка, с крытыми кладовыми. В 1783 и 1784 году в симметрию сего корпуса с подобною же башенкою на северную страну, к реке Мокше, складен также о двух этажах для настоятеля, казначея и братии, а внизу для кладовых монастырских, на 22 саженях корпус, внизу и вверху с каменными сводами. Того же года в октябре месяце, по именному Ея Императорского Величества указу возвращен бывший настоятель иеромонах Феодор из Соловецкого монастыря на пребывание в сей монастырь. В 1784 и 1785 годах построена внизу для укрепления стен келейных ограда, с пристойными украшениями каменная, объемлющая всю возвышенность с реки, заводи и лугов, вокруг всего монастыря, с отступлением от стен келейных саженях в четырех, а по местам немного и более, состоящая в арках, вышиною с подошвы в три аршина, а по местам и более, по которой в дни Пасхи, храмовые и другие праздники отправляется крестное хождение; вверху же по всей стене сделан по ватерпасу, а по выравненной земле от стен келейных, возвышенность вышиною в полтора аршина, что и представляет вокруг всего монастыря род баллюстрады. В том же году к западной стране подле колокольни, к стране северной приладен к стене для печения просфор об одном этаже с сеньми и со сводами на пяти с небольшим саженях корпусец. В том же году против северной страны алтаря, где башня, составляющая собою симметрию по углам с больничной церковью, по восточной стране прикладены к стене ледники и для варения квасов; тут же кельи с палаткою и с сводами об одном этаже каменные.
В 1785 и 1787 годах сооружен вне монастыря, в расстоянии от святых врат саженях в 50, выходя из монастыря по правую сторону, для богомоль-цев благородных особ гостиный о двух этажах дом с приделанным в верхнем этаже балконом, в отменном весь вкусе и в немалом количестве покоев. В 1788 году в декабре месяце на сумму благодетелей слит в Москве колокол в 237 пудов, а прежде оного другой колокол в 1783 году перелит из разбитого в 64 пуда 30 фунтов, которые с преждесказанным, по прибору к ним приличным, всего 12, составляют приятнейший звон.
В оном же 1788 году декабря 27 числа преставился о Господе на вечную жизнь отец настоятель иеромонах Венедикт и погребен подле соборной церкви на углу к северной стране. По нем выбраны в настоятеля, с согласия всей братии, казначей иеромонах Вениамин, муж кроткий, исполненный добродетели и благочестия, не менее того ревностный рачитель монастырского благоустройства; а иеродиакон Филарет, по посвящении во иеромонаха, в казначея, которые и определены указом Преосвященного Феофила, епископа Тамбовского и Пензенского, консистории 1789 года февраля 14 числа. При сем настоятеле того ж года при окончании в монастыре каменного здания прикладены к стене передней, что подле врат проезжих, внутри монастыря в симметрию просфорного корпуса, для живописцев об одном этаже, также с сеньми, на пяти же с небольшим саженях корпусец. В 1790 году прикладены к трапезе над воротами, что на реку Мокшу, с сводами каменные три кельи с сеньми и с накатами. Таким обра-зом, весь монастырь, как соборная, с новосделанным прекрасным рундуком, и больничная церковь, так и колокольня, по местам живописью с словами от стихов Священного Писания, приличествующими всякому месту, снаружи и внутри сказанным живописным мастером казначеем Филаретом будучи расписаны и разными красками со вкусом раскрашены, все покрыты главы белым, а кровли черным железом, выкрашенным потом зеленою краскою, больничные кельи чугунною черепицею, а прочие в монастыре и вне монастыря гостиная господская и братские корпусы тесом и раскрашены мумиею.
В 1791 году вне монастыря складен корпус каменный в равной линии от гостиных господских, в немалом расстоянии от оного, о двух этажах, верхнем для богомольцев простого народа, а в нижнем для конюшенных послушников и работников монастырских, длиною на 12 саженях. В том же году февраля 19 дня преставился ко Господу возобновитель монастыря иеромонах Феодор Ушаков, монашестовав 48, а всего живши 73 года, и положен подле соборной церкви на северной стране, мало повыше места на-стоятеля иеромонаха Венедикта. В 1793 году складен между корпусов, гостиного господского и конюшенного, корпус также каменный о двух этажах, в одну равную со всем тем зданием линию, для богомольцев простого народа, на 10 саженях с одним аршином. В 1794 году построены при гостином дворе между гостиных господских и простого народа, в стенах двое ворот каменные же,  вышиною в верхнем треугольнике в 8 аршин.
 В том же году от настоятеля иеромонаха Вениамина с братиею, чрез послушника и рясофорного монаха бывшего бригадира Сергия Андреевича Полтева, с пособием родственника его Петра Богдановича Пассека, произ-водилась просьба к Ея Императорскому Величеству блаженныя памяти Государыне Императрице Екатерине Алексеевне II о прибавке штата монахов, на которую последовала мая 24 Высочайшее благоволение за собственноручным подписанием такое: «Указ Нашему Синоду. Тамбовской епархии в Сеноксарском мужском монастыре повелеваем число монашест-вующих умножить противу монастырей второго класса, сходно с положением в штатах духовным местам 1764 года марта 31 дня, Нами утвержденных, оставя в прочем тот монастырь по-прежнему на своем содержании».
В 1796 году в монастыре против стены собора, к полуденной стороне прикладены к ограде для больных братии каменные кельи, мерою в длину на 7 саженях. В том же году против монастыря, на западную страну в немалом от монастыря расстоянии, складена каменная кузница с кельею, мерою в длину на 16, а в ширину на 7 аршин с половиною. В 1797 году вне монастыря на конюшенном дворе построены ворота с небольшою стеною, каменные. В том же году, по силе состоявшегося декабря 18 дня именного блаженныя памяти Государя Императора Павла Петровича, самодержца всея России, за собственноручным подписанием указа, по примеру многих заштатных монастырей награжден и сей монастырь ежегодною по триста рублей получаемою из казначейства милостынею, також и мельницею, состоящей в Моршанской округе, при деревне Выше, на реке того ж имени, о осми поставах и с толчеею.
   В 1800 году по согласию всей братии выбран в казначея много лет трудившийся тут по способности своей в полезных монастырю послушаниях иеромонах Гедеон; а прежний казначей живописец иеромонах Филарет по собственному желанию своему оставил сию должность и определен указом Тамбовской духовной консистории быть оного монастыря и прочих в той епархии монастырей благочинным. В том же году при обители, вне монастыря, на конюшенном дворе, складена каменная конюшня длиною на 17, а шириною на 5 саженях. В 1801 году от оной конюшни к реке Мокше, по задней стороне гостиных и конюшенного корпусов и дворов и всего вмещаемого тут строения начата строиться ограда каменная с конюшенными амбарами и сараями, объемлющая все оное пространство каменных зданий, чем и составляет собою, в рассуждении  монастыря, второй квадрат.
Что принадлежит до церковной утвари, монастырь сей, как внутренно-стию украшений церковных, пребогатейшею ризницею своею, вышитою золотом по разным бархатам по выданным рисункам сказанного живописца Филарета, в крайне редком вкусе, также и многим количеством риз, дорогих парчей и драгоценными Евангелиями и сосудами не уступает самым лучшим монастырям Российским; все сие, так как и монастырь весь, выстроен суммою, подаваемою вне и внутри монастыря от разных благотворителей старанием бывших, особливо же нынешнего настоятеля вообще с братиею. К привлечению сердец благодетелей, к снабдению обители сея таковыми драгоценностями, послужило средством строгая в том монастыре монашествующих жизнь, редкий порядок общежития, милостивое к бедным призрение, нелестная к посетителям искренность, добродушное принятие всех без изъятия монастырским коштом. Ныне в монастыре братии около ста человек, и все они большею частию отставные военнослужащие и из дворян.
 Словом сказать, расположение всех монастырских зданий, с сопряжен-ными приятностями местоположения, приводит всякого в удивление. Симметральное соответствие оных, новый во всем вкус, чистота и удивительная вообще связь составляют собою крайнюю чрезвычайность, а рассыпанная повсюду правильность, точность и ум в архитектуре и искусстве доставляют зрителю приятное восхищение».

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова