Copyright by the William F. Ayers Foundation 1949
(Лекция И.И. Сикорского в William F. Ayres Foundation, Бриджпорт, Коннектикут, США , Plymouth Congregational Church, Lansing Michigan, 15 ноября, 1949).
Перевод c английского Филиппа Кокоши.
(http://www.sikorskyarchives.com/theevol1.html)
Общие положения.
Тема этого цикла лекций — один из самых важных вопросов, которые человеку предстоит разрешить в своей жизни. Вопрос связан с нашими представлениями о зарождении человека, о значении его существования во вселенной, громадной и необъятной, внешне кажущейся безразличной, если не враждебной к нашему порядку существования. Вопрос этот принимает специфическое значение в нашу бурную эпоху, эпоху трагедий и разочарований.
Профессор Сорокин хорошо определил характер не так давно имевших место событий в незабываемых строках:
“В настоящее время ни невинность детей, ни почтенные седины стариков, ни нежность девушек и женщин не щадятся. Если случается что-нибудь — они главные жертвы войны, революции, криминала и других форм насилия. Цивилизация, которая до 1914 года выставляла напоказ свою человечность и гуманизм, в сравнении с извращенной жестокостью и мизантропией Средних веков, выродилась в нечто столь низкое и зверское, что превзошло даже пресловутую жестокость варваров. Возрождаясь в течение двенадцатого и тринадцатого веков в духе гуманитарности, сострадания, земной мудрости и благородных побуждений, чувственная западная культура завершила эту фазу своего существования, не сумев противостоять взбунтовавшейся звериной жестокости и насилию. Нельзя себе представить более полного и трагического крушения”.
Рене Декарт, известный французский философ и ученый, когда-то сказал: “Чтобы познать истину, надо хоть раз в жизни усомниться во всем настолько, насколько возможно”. Это правило кажется применимым и к обсуждению путей развития души в наш трагический век.
Начнем с того, что примерно половина человечества не признает материалистической теории, напрямую отрицающей существование “человеческой души”. В то же время глубоко верующие люди, убежденные в существовании потенциально бессмертной души человека, в наше время могут усомниться в действительности её морального развития. В течение долгого времени развитие человека , которое может расцениваться как конструктивная постепенная эволюция его души и разума, связывалось в первую очередь с развитием таких моральных качеств человека, как мудрость, уступчивость, доброта, честность, терпимость, сострадание, самопожертвование, правдолюбие и тому подобное. И тем не менее, события нашего столетия, самого кровавого из последних двадцати пяти веков существования цивилизации, свидетельствуют о величайшем отрицании этих тенденций. Учитывая все эти факты, становится трудно утверждать с уверенностью, имела ли место вообще какая-нибудь прогрессивная эволюция человеческой души в течение пяти тысяч лет зафиксированной истории.
Настоящая попытка обсудить этот вопрос и выявить какие-либо упорядоченные и прогрессивные общие тенденции, несмотря на разочаровывающие и хаотичные свидетельства современности, должна быть предварена некоторыми пояснениями.
В этом обсуждении понятие “душа” будет фигурировать как высшая, потенциально бессмертная составляющая личности человека. Именно этот компонент нашего сознания реагирует на такие факторы, как сострадание, доброжелательность, терпимость, любовь, правдолюбие, всепрощение и т.п. В силу этого, термин “душа” не может быть отождествлен с термином “интеллект”.
И в литературе, и в жизни мы легко можем найти примеры простых, необразованных людей, которые являются, однако, развитыми духовно и нравственно; они тонко и безошибочно чувствуют окружающий мир и острее реагируют на вышеупомянутые факторы. Это связано, как правило, с их глубокой верой в Бога. С другой стороны, в жизни, как и в произведениях великих писателей, мы часто видим людей, у которых высокий интеллект и обширные познания объединены с жестокой и грубой душой, душой пещерного человека или, что еще хуже, зверя. Фактически, русское слово “бездушный” в этом случае следует воспринимать буквально, но даже и такая характеристика может быть объединена с высоким интеллектом и обширными знаниями.
Под “развитием” подразумевается процесс постепенного изменения чего-либо, имеющий своей целью подъем, улучшение, расширение и усовершенствование. В этом случае, понятие “развитие души”, принятое в самом широком его смысле, может означать процесс развития, в ходе которого люди могут пройти долгий путь от уровня зверя до уровня Бога.
Вообще, понятие “естественное развитие” обычно связывается с длительным процессом постепенного изменения, результатом которого было появление на Земле живых существ. Сравнивание этого процесса с процессом развития души позволит нам выявить некоторые аналогии между ними, что вполне естественно. В растительном и животном мире эволюция происходит под влиянием природных факторов, развивающих у животных и растений способность к выживанию видов. Надо отметить, что эти факторы влияют не столько на развитие вышеупомянутых способностей, сколько на исчезновении видов, не сумевших должным образом применить данные им природой способности.
По аналогии мы можем предположить, что существуют подобные факторы и на более высоком уровне мироощущения, влияющие на развитие и становление души человека. Пытаясь обнаружить эти факторы, мы изучим некоторые конкретные примеры, взятые не только из жизни человека, но и более низких уровней жизни.
Использование мира животных и растений в качестве отправной точки в этом изучении окажется оправданным, если опираться на следующие умозаключения.
Растительный и животный мир Земли считается предшественником и колыбелью человечества. Более того, можно предположить, что некоторые фундаментальные законы высшего порядка существования оказывают и будут оказывать на земную жизнь такое же влияние, какое оказывает закон всемирного тяготения, контролирующий движение и огромных небесных тел, и мельчайших элементарных частиц.
Настоящее обсуждение будет базироваться на предположении, что в среде современных живых существ мы можем обнаружить некоторые виды, подобные существам — жителям Земли (носителям разума) в древние времена. Так, некоторые современные бактерии и простейшие, вероятно, являются потомками представителей древнейшей земной жизни, современные ящерицы и крокодилы чем-то напоминают динозавров, и т.д. Это дает нам возможность наблюдать живые организмы, подобные тем, которые населяли землю сотни миллионов лет назад.
Постепенное развитие разума у животных, и стремительное в этом отношении продвижение человека очевидны и бесспорны. Поэтому в нашем обсуждении мы будем использовать интеллектуальное развитие как базовое понятие, на которое будем ссылаться и наблюдать реальный или фигуральный процесс развития души, сопоставляя его с развитием разума вообще. Понятие “фигуральный” используется, потому что вначале мы сошлемся на развитие некоторых высших инстинктов у животных.
Чтобы соблюсти некоторую последовательность анализа этого развития, мы изучим в частности взаимосвязи, существующие между уровнем развития разума и следующими факторами:
1. Организация и наличие лидера.
2. Развитие благородных чувств и высших инстинктов.
3. Значение смерти.
1. Организация и наличие лидера.
Касательно первого из этих трех факторов, можно наблюдать следующее.
Рассматривая низшую жизнь и царство растений, легко заметить, что сама идея насчет организованности и наличия лидера не имеет никакого значения. На более высоком уровне жизни редко, но можно встретить примеры социальной организованности. Стаи птиц следуют за вожаком, аналогично дела обстоят и в стадах оленей или бизонов. Самый яркий пример сложной социальной организации, основанной на механической дисциплине и четком разделении труда и распределении пищи представляют собой пчелы и муравьи. Муравейники — хороший пример тотализированной экономики, эффективной при наличии рабочей силы, в данном случае муравьев. Однако этот пример представляет собой некое символическое предупреждение человеку, неукоснительно склоняющемуся в сторону социальной организации, подобной муравьиной. Чтобы подобное общество было действительно эффективным, необходимы были следующие три фактора.
1. Муравей потерял свои крылья, что символизирует потерю свободы.
2. Он фактически лишился способности к зрению, отсюда и потеря доступа к реальной информации.
3. Муравей не может иметь свое собственное потомство, потому что в муравейнике воспроизведение популяции осуществляется королевой по принципу массового производства.
Надо также отметить, что в животном мире примеры сложной социальной организации встречаются довольно редко. Касательно же пчел и муравьев, их примеры производят впечатление своеобразных экспериментов природы по созданию некоей социальной упорядоченности, которые в общем-то не обязательны для такой формы жизни, потому что многие другие живые существа с соответствующим уровнем физического и умственного развития продолжают жить сами по себе, не пытаясь создавать организованные группы. Только в среде самых высокоразвитых животных, птиц и млекопитающих, мы можем найти такую важную для выживания вида форму небольшой и широко распространенной социальной организации, как семейство.
Переходя от животных к древним людям, мы замечаем, что у древних людей возникает потребность в наличии более сложной организации — деревни или общины. Соответственно, возникает и потребность в наличии лидера. С развитием интеллекта сложней становится и организация, следовательно, еще больше возрастает роль лидера.
На этом этапе крах организации или неспособность лидера руководить может стать причиной ужасной катастрофы. Дальнейшее развитие интеллекта и накопление научных знаний создает потребность в ещё более сложной социальной организации, и так далее до тех пор, пока не будет достигнута стадия, в которой возникнет необходимость во всемирной организации.
Группа известных ученых недавно высказала мнение, что сейчас человечество уже приближается к этой стадии (т.е. стадии всемирной организации). Свои взгляды эти ученые изложили в брошюре “One World or None” (“Единый Мир или Небытие”). В действительности непосредственной причиной возникновения этих умозаключений стало создание атомной бомбы. Вместе с тем это совершенное орудие уничтожения как раз то и является одним из результатов научно-технического и интеллектуального прогресса.
Подводя итоги этой части обсуждения, мы видим, что в примитивной жизни наличие социальной организации не имеет смысла и невозможно; существам вроде рыб, насекомых, рептилий и амфибий организация все еще, как правило, не нужна и не существует, за исключением некоторых вышеописанных странных и редких случаев; на более высоком уровне животной жизни возникает потребность в семейной организации и, с развитием разума потребность в более сложной организации также возрастает — до тех пор, пока организация, охватывающая весь мир и возглавляемая хорошим лидером, не станет отчаянно необходимой для выживания человеческой расы.
2. Развитие благородных чувств и высших инстинктов.
Изучая растения и низшие уровни жизни, можно легко заметить, что сама идея о развитии высших чувств и благородных инстинктов к ним не применима. Некоторые следы проявления этих чувств и инстинктов могут быть отмечены в среде других существ, носителей, так сказать, промежуточного разума — насекомых, ракообразных, рыб, амфибий, и т.п. Переходя к животным более развитым, а именно, к птицам и млекопитающим, мы определенно можем отметить появление благородных инстинктов. Они проявляются в первую очередь в отношениях между детенышами и родителями, в особенности матерью, где альтруизм и милосердие нередко доходят до самопожертвования. Например, птица много дней высиживает яйца, а затем проводит недели в поисках пищи для маленьких птенцов.
Медведица или кошка нежно заботятся о своем потомстве и рискуют жизнью, защищая детенышей от противника, который нередко крупнее или сильнее матери. Слониха готова служить человеку, поймавшему её слонят. Собаки проявляют подлинную привязанность и верность своим хозяевам и готовы отдать свою жизнь за них. Однако надо отметить, что в животном мире такие проявления альтруизма и истинного благородства распространяются только на членов стада, чаще на детенышей, или на одного конкретного человека, как в случае с собаками или другими домашними животными.
Переходя от животных к древним людям, мы видим, что сфера проявления высших чувств и благородных инстинктов становится значительно шире и глубже. Кроме семейных отношений, которые становятся более ярко выраженными и долговечными, у людей возникает чувство благодарности и верности сообществу, в котором они живут — племени, нации, и наконец, среди лучших из людей, верность и преданность всему человечеству.
Завершая эту часть обсуждения, мы можем констатировать следующую последовательность чувственно-эмоционального и интеллектуального развития.
Даже умозрительно нельзя представить себе наличие высоких чувств и благородных инстинктов в растительном мире. С развитием интеллекта развиваются и высшие благородные чувства, и потребность в них возрастает с развитием разума. Следует отметить, что повышающийся уровень интеллекта не является причиной возникновения высоких чувств и благородных побуждений. Однако действительно то, что развитие интеллекта создает потребность в большем проявлении альтруизма и благородных чувств. Есть причины полагать, что это один из высших фундаментальных законов вселенной.
Конечно, влияние этого закона не проявляется с математической точностью. Нам очень хорошо известно, что умный, но недобросовестный человек может спокойно наслаждаться жизнью, попирая при этом высшие принципы морали и права.
Однако можно с уверенностью заявить, что вид живых существ не сможет существовать, если в числе его представителей не найдется достаточно особей, обладающих высокими чувствами и благородными инстинктами, соответствующими уровню развития вида.
3. Значение смерти и понимание ее смысла.
Изучая явление смерти и отношение к нему представителей различных уровней жизни, мы можем вывести интересные заключения. Для существ, — представителей низших уровней жизни, естественная смерть, в общем, несущественна, а иногда даже отсутствует. Различные простейшие организмы, вроде примитивных одноклеточных, в некотором смысле кажутся бессмертными. Они размножаются путем деления, одна особь порождает две и в конечной стадии этого процесса остается фактически неизменной. При поддержании соответствующих условий среды, этот процесс может продолжаться бесконечно. Т.е. физической смерти нет. Такой тип жизни может погубить только какая-нибудь глобальная катастрофа. ( “Британская Энциклопедия”, статья “Смерть”.)
Переходя к следующему уровню жизни — к миру насекомых, мы замечаем, что смерть отдельной особи является общепринятым правилом. Фактически смерть не вызывает никакого страха и не становится причиной тяжелых страданий. Смерть родителя или детеныша незначима, поскольку насекомым незнакомы отношения между близкими родственниками и они не способны переживать смерть своих близких.
Что же касается высших животных — птиц и млекопитающих, для них смерть становится трагедией и причиной многих психологических страданий. Птица или кошка очень болезненно переживают потерю детенышей, особенно если она связана с насилием.
Но все-таки, значение трагедии смерти в животном мире не слишком велико. Скорбь по поводу потери близких у животных обычно связана с потерей детенышей и как правило, страдания кратковременны. Но, что еще более важно, фактом является то, что на протяжении всей своей жизни животные, возможно, не знают и не понимают, что они смертны.
Только люди в полной мере ощущают глубину трагедии смерти. Человек, независимо от того, каков он, прекрасно понимает, что и он сам, и все близкие ему люди когда-нибудь умрут и что во вселенских масштабах человеческая жизнь ничтожно коротка. Потеря дорогих сердцу людей — это трагедия, след от которой остается в душе на многие годы, или даже на всю жизнь. С незапамятных времен одним из понятий, обозначавших человека, было “смертный”. Это еще больше подчеркивает значение смерти в жизни человека, а также страданий и горя, с этим явлением связанных.
Вышеупомянутые соображения предполагают следующие выводы.
В среде представителей нижайших уровней жизни естественная смерть особи почти незначима, не причиняет страданий и во многих случаях вообще не имеет места. Рассматривая насекомых как представителей следующего уровня жизни, мы видим, что хотя смерть является общепринятым правилом; она не вызывает даже незначительных и кратковременных страданий. Значение и трагичность смерти в полной мере проявляются только по достижении определенного уровня развития разума. И, наконец, принимает реальные очертания в жизни людей. На более высоком уровне развития разума степень восприятия трагизма смерти еще более увеличилась бы, если бы не вера людей в жизнь после смерти.
Учитывая вышеупомянутые идеи, можно следующим образом сформулировать одно из фундаментальных правил духовного развития в нашем мире. По понятным причинам, процесс естественного развития увеличивает и степень умственного развития живых существ. Это, в свою очередь, создает условия, заставляющие живые существа развиваться в направлении высших чувств и благородных инстинктов. Отказ развиваться духовно в соответствии с интеллектуальным прогрессом грозит виду вырождением и исчезновением.
Символическую демонстрацию этого закона можно наблюдать в животном мире. Как правило, представители низшего и промежуточного уровней жизни, разбросав семена или отложив яйца, совершенно не заботятся о будущем потомстве, и все-таки вид выживает.
Но высшие животные, которые не проявляют заботы о своих отпрысках, вымирают. Поэтому надо отметить: чтобы выжить, высокоразвитые существа вынуждены проявлять благородные чувства по отношению друг к другу.
Касательно людей, правило становится значительно шире. Мало того, что необходимо заботиться о детях в течение многих лет, но имеется множество других моральных обязательств, количество которых возрастает с развитием интеллекта и научных знаний.
Благородные чувства ответственности и привязанности, испытываемые человеком к людям, его окружающим, постепенно перерастают в сложный комплекс чувств и альтруистичных побуждений, испытываемых тем же человеком к своей нации, затем к группе наций и, наконец, ко всему человечеству.
Настоящее обсуждение требует принять к краткому рассмотрению современные идеи о естественно-научных законах. Всего несколько веков назад даже самое обычное явление на земле или в небесах считалось происходящим по Божьему велению. Планеты и звезды меняли свое положение на небесах, будучи якобы передвигаемы ангелами; штормы и эпидемии происходили по причине гнева Божьего, и т.д. Когда же были сделаны открытия, подтверждающие, что все эти явления происходят по законам природы, и следовательно, они предсказуемы и даже в некоторых случаях управляемы, это посчитали богохульством и яростно оспаривали. Но в настоящее время мы воочию видим, что функциональная организованность Божьей Вселенной придает ей еще больше красоты и величественности. Сегодня мы признаем, что чудесная точность всех операций во вселенной напрямую связана с действиями законов природы, которые Господь использует как своего рода инструменты. Основной фактор, влияющий на оперативность и точность действий во вселенной — это закон всемирного тяготения.
Неосторожный человек, упавший с высокого здания, может покалечиться или даже погибнуть, потому что на него подействует этот закон. Что же, его трагедию можно расценить как преднамеренное действие со стороны Бога? Однако правильнее будет сказать, что человек пострадал из-за своей собственной ошибки и Бог не приостановит действие законов, контролирующих вселенную, для того, чтобы защитить невнимательных и неосторожных людей от последствий их же собственных действий.
В некоторой степени это подобно той опасности, в которой человеческая раса оказалась в наши дни. Создается впечатление, что человечество безрассудно противостоит высшему фундаментальному закону, предполагающему духовное развитие как основу для развития умственного.
Символически эта ситуация напоминает загадочное событие, произошедшее 60 миллионов лет назад. До этого, в течение более чем 100 миллионов лет на Земле доминировали динозавры, в эпоху своего расцвета достигшие огромных размеров и обладающие невиданной силой. И вот животные, громаднейшие представители которых запросто могли перекусить пополам тигра и растоптать слона, по каким-то неизвестным причинам полностью вымерли примерно 60 миллионов лет назад. Одна из гипотез, объясняющих внезапное исчезновение самых громадных в истории земли животных такова: динозавры откладывали яйца в теплый песок и не проявляли никакой заботы о своем потомстве, также как и современные ящерицы и другие животные-представители низшего уровня жизни. Считается, что более мелкие животные пронюхали об этом и начали поедать оставленные без присмотра яйца динозавров, тем самым обрекая расу гигантов на вымирание.
Если это так, то сила и мощь динозавров требовала проявления хотя бы минимума альтруизма, проявляемого птицами и млекопитающими в стремлении защитить свое потомство и дать виду возможность выжить. Динозавры не смогли проявить этот минимум альтруизма и в итоге канули в небытие
Этот случай представляет собой некое символическое предупреждение современному человечеству. Человека 20-го века можно назвать разумным супер-динозавром. Никогда еще на нашей планете не было засвидетельствовано проявление такой безграничной интеллектуальной мощи, как в 20-ом веке. Всего лишь 100 лет назад то, что в наши дни кажется обыденным и привычным — общение людей за сотни тысяч километров друг от друга, передвижение со скоростью тысячи миль в час, и наконец, атомная бомба, дающая человеку возможность по его желанию уничтожить всю жизнь на земле — было просто невероятным, всё это невозможно было даже предположить. Сегодня эта супер-интеллектуальная мощь не только воплотилась в реальность, но и превратилась в своеобразный вызов человека природе. Человек должен прогрессировать не только в направлении развития разума, но и в направлении развития своей души. Если же он не делает этого, то значит, он противится главному закону природы и вселенной. Такие ошибки нередко имеют фатальный итог.
Этот вывод противоречит мыслям радикальных материалистов на эту же тему. Согласно им, действительно важна только сама организация, потому что благородные побуждения — сами по себе всего лишь результат воздействия на людей их среды обитания, которая может и должна быть сформирована всемогущим государством. Это окружение, которое поддерживается системой награждения за повиновение и наказания за неповиновение (кнута и пряника), позволяет организации функционировать эффективно и гладко, в течение неопределённо долгих периодов времени без какой-либо потребности в вере и в высших чувствах. Ничего больше не надо, кроме железной дисциплины и безотказного повиновения лидеру, а религия, вера и высшие благородные чувства объявляются всего лишь продуктами суеверий или последствиями мозговой деятельности человека.
Некоторые материалистически настроенные ученые готовы были пойти еще дальше. Они уверенны, что в будущем медициной будут разработаны препараты и приборы, влияющие непосредственно на человеческие чувства и поведение. Следовательно, агенты правительств смогут поддерживать в простых людях смиренность и повиновение, вызывать в солдатах жестокость перед битвой и т.п. Такой подход означает полное отрицание реальности существования человеческой души.
Краткость времени не позволяет дальше обсуждать эту тему, которую я попытался проанализировать глубже в моей работе “Невидимое Прикосновение”. Могу лишь только выразить твердое убеждение в том, что подобные мероприятия — это попытка заменить истинные благородные чувства искусственной подделкой. Основанная на этом организация устойчивой не будет; она неизбежно рухнет под весом собственной жестокости и бездушности всего за несколько лет, даже если до этого она доминировала во всем мире.
Итак, первую часть нашего обсуждения можно подытожить следующим образом.
Постепенное развитие разума у живых существ и стремительный научный прогресс человечества кажутся частью естественного процесса эволюции. Развитие разума создает потребность во все более сложной организации с хорошим лидером во главе. А для нормального ее функционирования необходимо и моральное развитие, потому что любое сообщество может нормально существовать только в том случае, если члены и лидеры сообщества духовно развиты и обладают высшими чувствами.
Может показаться, что правило это в некоторой степени подобно природному закону выживания сильнейших и наиболее приспособленных. Различные виды высших животных и люди должны развивать у себя благородные чувства и импульсы в соответствии с развитием умственным. Если же они неспособны на это, то в скором времени подвергнутся задержкам в развитии или даже вымиранию.
На первый взгляд, вышеупомянутые правила морального развития вполне справедливы. Нравственно развивающаяся раса получает возможность выжить, нормально развиваться и процветать. Тех же, кто не может развиваться морально, преследуют всяческие несчастья и они обречены на вымирание. Однако кажется, что аспект справедливости исчезает, если рассматривать судьбы отдельных людей, а это уже очень много значит. Слишком часто мы видим, как безнравственные и жестокие люди упиваются властью и успехом, а лучшие из людей, напротив страдают и морально, и физически. С самого начала времен лучшие представители человечества страдают много и долго — от Эхнатона и Сократа до Ганди и Бернадотта, и многого множества им подобных, не говоря уж об Основателе Христианства и Его великих последователях.
Быстрое развитие интеллекта и научно-технический прогресс — очевидный и бесспорный факт. Духовное развитие, хоть и чрезвычайно медленное, может быть отмечено по крайней мере у лучшей — или большей — части человечества, несмотря даже на такие его трагические задержки, как сегодняшняя. Но, пока рассматривается только земная жизнь, кажется, что процесс духовного развития ни к чему не ведет.
Нельзя с уверенностью утверждать, что люди — представители самой блестящей и развитой цивилизации, когда-либо существовавшей на земле — лучше или счастливее людей, живших триста лет назад, или три тысячи лет назад, но можно уверенно сказать, что беспокойства сегодня больше, а умиротворенности и спокойствия меньше, чем было раньше.
Безнадежно печальный аспект земной жизни становится очевиден тогда, когда все земное зло выходит на поверхность и становится ясно, что люди никогда не будут способны его победить. Однако люди благородной и чистой души признавали существование земных зол не только в моменты кризиса — они всегда признавали реальность зла. Такие настроения проявились в ряде пессимистических философских и религиозных учений, вроде некоторых форм Буддизма. Бессознательное состояние или небытие, согласно им, предпочтительнее жизни на земле.
Многие великие люди, в моменты тяжких душевных страданий, бросали упреки даже Божественному Провидению непосредственно. А. С. Пушкин, величайший поэт России, человек неземного гения и славы, написал нижеследующие строки в свой 29-ый день рождения.
“Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?”
Далее поэт пишет:
“Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?..”
Омар Хайям, персидский поэт и мыслитель 12-го века, выразил подобные настроения в еще более резкой форме:
О, жестокое небо, безжалостный Бог!
Ты еще никогда никому не помог,
Если видишь, что сердце обуглено горем,
Ты немедля еще добавляешь ожог.
…
Если б небо вершило лишь праведный суд
И земной был закон справедлив, хоть и крут,
Если б там, наверху справедливость царила,
Благородные разве бы мучились тут?..
До недавнего времени была популярна христианская концепция о том, что мир, созданный Богом, изначально был идеален и совершенен, даже лев и ягненок питались только травой и мирно резвились друг с другом и что именно человек, в первый раз согрешив, внес в животный мир дисгармонию, кровопролитие и смерть.
Сегодня мы знаем, что смерть, страдание и кровопролитие в животном мире имели место еще за сотни миллионов лет до того, как Адам впервые согрешил. Потому человек — не причина, а скорее такая же жертва дисгармонии в живой природе.
Вышеупомянутые вопросы никогда не будут разрешены полностью, если поиск ответов ограничен только реальностями земной жизни. Полные и удовлетворяющие ответы на них можно найти только в том случае, если поиск ведется не только в пределах человеческого понимания земных реальностей, но и за его границами.
В связи с этим будет правильным рассмотреть вторую и наиболее важную стадию развития души.
Предыдущая стадия, о которой говорилось ранее, влияет на моральное развитие отдельных видов или рас, имея своей основой законы природы и формируя процесс естественного развития. Факторы, от которых зависит течение этого процесса, предельно просты, понятны и относятся скорее к осязаемым реалиям нашего порядка существования. Достигнутые заключения понятны как для материалиста, так и для человека верующего, даже если первый использует различные специализированные термины.
В отличие от этого, вторая и главная стадия развития души таинственна и загадочна и представляет собой подготовку человеческой души к процессу перехода из нашего мира в высший порядок существования. Эта тема религиозная, которая неверующему человеку может показаться продуктом воображения. Тут уже нет видов, сознательно или инстинктивно борющихся за право жить и процветать в процессе течения жизни. Есть только человек, который борется за право жизни в высшем вечном порядке существования.
Человек сам не может продвинуться в этом отношении, не установив связи с Высшим Уровнем Жизни путем молитвы и духовных размышлений и не получая помощи и руководства Оттуда.
Основная часть этого этапа обсуждения будет относиться к вопросам религии. Она включает в себя очень существенные и таинственные вопросы, касающиеся духовного происхождения человека и значения действий Иисуса Христа. Эта тема уже неоднократно обсуждалась людьми, более сведущими в этой области, чем автор. Мне хотелось бы, однако, сделать некоторые пояснения насчет того, какое отношение эта тема имеет к нашей дискуссии.
Около шестидесяти или восьмидесяти лет тому назад казалось, что наука ведет человечество к материализму, отводя его от религии. Сегодня же эта тенденция, похоже, коренным образом изменилась. Истинная наука теперь вновь обращает людей к Богу, даже если при этом необходимо пересмотреть некоторые традиционные представления, доказать их нелогичность и неправильность. С другой стороны, наука позволяет нам лучше осознать основные концептуальные понятия религии.
Одно из самых важных — это вера в жизнь вечную. Саму вечность иногда считают бесконечным течением дней и лет. Современная научная мысль предлагает различные объяснения термина ”вечность”, одно из которых можно проиллюстрировать простым примером, взятым из геометрии.
Давайте представим себе геометрическую фигуру, например квадрат. Мы знаем, что он абстрактен и нереален. Можно проиллюстрировать это, наблюдая тень того, что мы называем твердой поверхностью. Если же мы представим себе не конкретное число квадратов, а бесконечное их множество, результат мы можем наблюдать двумя способами. Один из них — вообразить поверхность, протянувшуюся во всех направлениях на несчетные количества миллиардов миль. Иногда это можно выразить как движение пространства в направлении его образующих составляющих. В таком виде эта бесконечность настолько же реальна, насколько была таковой, будучи одним-единственным квадратом.
Другой способ состоит в том, чтобы представить некоторое количество квадратов, налагающихся друг на друга до тех пор, пока не образуется геометрическое тело — куб. Это означает движение пространства в строго заданном направлении. В этом случае то, что мы рассматриваем, больше не является тенью; оно стало геометрическим телом — существующим в действительности.
Данный пример может иллюстрировать то, что считается правильным пониманием термина “вечная жизнь”. Вечная жизнь неподвластна течению времени, иными словами, существует вне нашего порядка существования на протяжении многих триллионов лет. Это истинная жизнь, которая должна воплотиться в высшем порядке существования. С точки зрения этого высшего порядка, наша земная жизнь не имеет никакой реальности — как будто она всего лишь тень.
Возвращаясь к теме дисгармонии, свидетелями которой на земле мы являемся, и мучающих каждого человека вопросов, поставленных великими людьми, о которых уже говорилось, мы можем с уверенностью сказать, что если это единственный путь свободного перехода живых существ в жизнь высшего порядка, то в принципе, весь ход процесса будет оправдан.
Пытаясь глубже проникнуть в эти тайны, мы должны понять ограничения, наложенные на нас нашим уровнем существования. Однако мне кажется, что следующий пример, взятый из мира растений, символически пояснит суть самого процесса.
Если мы смешаем золотой песок с алмазной крошкой, польем эту смесь дорогими духами и посадим туда зерно, то оно не прорастёт. Но если то же зерно посадить в почву, смешанную с дурно пахнущим навозом, оно прорастёт и превратится в красивый и ароматный, радующий взор цветок.
На первый взгляд, зерно не должно было прижиться в темной, плохо пахнущей почве. В действительности же, эта почва стала для зерна питательной средой, из которой оно начало расти сквозь толщу почвы, преодолевая силу гравитации, стремясь к теплому солнцу и голубому небу. Но если бы зерно свыклось со своим темным пристанищем и, не прорастая, осталось там, оно бы просто сгнило.
Может быть и так, что меланхоличность и неудовлетворенность, связанные с жизнью на земле и так много раз выражаемые великими людьми, служат достойной цели. Недовольство существующим порядком жизни вдохновляет на поиск такового более совершенного. Понимание человеком того, что он навсегда останется бессильным перед лицом земного зла, заставляет его смиренно обратиться за помощью и руководством со стороны Всевышнего.
Эти комментарии не предполагают считать дисгармонию в природе, первородный грех и, как последствие, хаос и беспорядочность земной жизни содействующими в руководствовании души человека на пути её развития. Они всего лишь временные и неизбежные последствия процесса, который скоро прекратится и забудется, как дурной сон.
Что же действительно было необходимо человеку для развития души — так это шанс проявить свободу воли, конечно же, ограниченную до разумных пределов, хотя в тоже время иногда очевидны страдания от последствий использования или неправильного употребления этой свободы им самим или его окружающими.
В наше время мы уже не воспринимаем буквально Библейскую историю Сотворения Мира, но, несомненно, в ней заключены блестящие образцы божественной мудрости, неоспоримой истины, представленные символично. Например, упоминание Древа Познания добра и зла, посаженного на границе между земной и вечной жизнью. Нижеследующие комментарии не следует воспринимать как интерпретацию этой истории и как комментарии авторитетные. Они представлены как мысли, возникшие под впечатлением от этой истории и предположительно указывающие в правильном направлении.
Можно предположить, что существовало два пути к вечной жизни. Один из них был безболезненным и относительно легким; необходимо только беспрекословное повиновение. Однако тот, кто этим путем пойдет, как и предполагалось, станет просто существом; существом невинным и послушным, и, вместе с тем, своего рода “машиной”, потому что существо, не различающее добро и зло, не различает ничего вообще, и, следовательно, не может нормально воспринимать достоинство и мощь высшего порядка существования.
Я убежден, что художники, как и пророки, в моменты вдохновения вникают в тайны других миров и могут символично рассказать о том, что они узнали. Одна из обязательных деталей величайших религиозных произведений живописи — образ ангела, изображаемого в виде маленького ребенка, или просто головы ребенка с крылышками. Эти изображения как бы представляют бессмертных людей, вечно юных и никогда не взрослеющих. Они символизируют чистоту и невинность и не создают впечатления мощных носителей высшего разума.
Другой путь к вечной жизни хаотичен и трагичен. Более того, он опасен в прямом смысле этого слова, потому что неудача людей в следовании этим путем ведет к вечной смерти, и известно, что много живых существ будет обречено на смерть, следуя этим путем. Это, в свою очередь, заставляет задуматься над тем, что такое добро и что такое зло. Действительно ли Бог запретил использовать этот путь, чтобы идти к вечной жизни, или только предупредил о его опасностях — это уже другой вопрос.
Этот трудный путь не был избран для людей простыми парнем и девушкой примерно за 4000 лет до Рождества Христова. Он был определен общим развитием жизни на планете по крайней мере десять, а возможно и сто миллионов лет назад, и не мог появиться по другой причине, кроме как по плану и воле Создателя под воздействием некоторых факторов, которые выше человеческого восприятия и недоступны для влияния на них людей. На определенной стадии этого процесса, приведшего к обильному орошению планеты кровью и слезами людей, произошло распятие на Голгофе, а затем свершилось таинственное, загадочное, божественное событие, которое во многом повлияло на земную жизнь, хотя и происходило вне её течения
Живые существа, прошедшие этот тяжелый путь, умеющие различать добро и зло, твердо выбрав одно из двух и с любовью и уважением попросив у Бога зажечь в них искру вечной жизни, в конце концов получат это искру и возродятся в вечную жизнь в высшем порядке существования.
В течение этого процесса, а также пока не сделан твердый выбор между добром и злом, правдой и ложью, Божественным руководствованием и поддерживаемым силами зла бунтарским своеволием, — смерть останется абсолютной необходимостью. Она играет роль клапана безопасности, ограничивающего количество страданий и боли, которое один человек может причинить многим людям. Смерть определяет время нахождения у власти зверских угнетателей и тиранов, время от времени появляющихся на земле. Отсутствие естественной смерти при существующих обстоятельствах наложило бы вето на свободу воли, сделало бы процесс эволюции души незначимым и ненужным, превратило бы земную жизнь в ад. Если разумная жизнь несовершенна и не устроена должным образом, смерть в ней — необходимость. На высшем и совершенном уровне жизни смерть не нужна и является вопиющим абсурдом.
Тема нашей дискуссии предлагает попытаться выстроить догадки о том, какое отношение имеет громадная вселенная, в масштабах которой наш мир — всего лишь маленькая пылинка, к финальной судьбе всего человечества. Чтобы попытаться сделать это, надо представить себя в роли независимого наблюдателя, не являющегося человеком и просто случайно попавшего на землю. Этот наблюдатель обладает знаниями, характерными для нашего уровня жизни и введен в нашу дискуссию с тем, чтобы избавить нас от влияния традиционных идей и представлений и дать нам возможность самим, на основе наших же мыслей и догадок, сделать выводы. Этот воображаемый наблюдатель — существо верующее, потому что это нормально для полностью развитого разумного существа, которое прислушивается к голосу своего разума и души.
Во вселенной он наблюдает две реальности — материя и жизнь. Оба эти понятия, конечно же, не совсем удовлетворительны, но, за неимением более точных, мы используем их здесь. Касательно первого, мы располагаем некоторой информацией о гигантской сфере, около миллиарда световых лет в диаметре. Вселенная в целом, конечно, намного больше, но та часть её, которую мы можем наблюдать, впечатляет своим величием, громадностью, невиданными количествами используемой энергии, блеском и математической точностью всех процессов, в ней происходящих. Она является воплощением силы и мудрости её Создателя.
Что же касается жизни, то все наши знания о ней ограничены лишь теми видами, которые населяют маленькую планетку всего-то около 8000 миль (около 12800 километров) в диаметре. С точки зрения воображаемого наблюдателя, эта планета — всего лишь выбранная наугад одна из триллионов ей подобных. Нет материальных свидетельств, подтверждающих или отрицающих наличие жизни ещё где-нибудь, кроме как на Земле. Хотя и можно утверждать, что Земля — самый важный из обитаемых миров во вселенной, однако, согласно правилам теории вероятности, факты говорят не в пользу этой гипотезы.
Жизнь на земле находится в состоянии дисгармонии и постоянно меняется. Однако есть некоторые правила, настолько, универсальные, что они могут быть применимы и к жизни во вселенной вообще. Некоторые из этих фундаментальных правил таковы:
1. Жизнь не может появиться сама по себе из ниоткуда.
2. Жизнь высшего уровня не может появиться полностью сформированной, т.к. ее развитие — это постепенный процесс, требующий много времени.
3. Этот процесс в большинстве случаев представляет собой сравнительно быстрое развитие эмбриона в чреве матери.
Таким образом зародыш будущей человеческой жизни выглядит вначале как крошечное существо, незрячее, глухое и лишенное разума; затем он превращается в некое подобие водяного животного вроде рыбы, затем у него формируются все признаки млекопитающего, так, что ни один специалист не сможет отличить эмбрион обезьяны от эмбриона собаки в этой стадии, и, наконец, приобретает очертания маленького человека. Весь этот сложный комплекс преобразований чудесным образом укладывается в период девяти месяцев. Однако он символизирует процесс развития, который происходил в течение, грубо говоря, миллиардов лет.
Как правило, можно наблюдать, что, чем чище и благоприятнее среда обитания, тем более высокоразвитые существа её населяют. Таким образом, затененные и неблагоприятные места являются средой обитания всяческих микробов и бактерий — представителей нижайшего уровня развития; в чистой воде обитают существа-носители промежуточного разума, в то время как носители наивысшего разума живут вне пределов земли, в самой чистой и благоприятной среде обитания — в воздухе. Кроме того, можно также отметить, что высокоразвитым существам требуется много места для обеспечения нормальной жизни. В этом случае фактор разума преобладает над фактором размеров тела. Домашним животным для нормального развития достаточно всего нескольких акров; крокодилы или гиппопотамы удовольствуются и несколькими квадратными километрами болотистой местности. В отличие от них, человек, движимый врожденной любознательностью, исследовал почти каждый уголок земного шара, включая земли за полярным кругом, труднодоступные горные хребты, безжизненные пустыни. Он уже подсознательно считает, что одной Земли для него мало.
Отсюда следует, что носителям высшего разума для нормальной жизни требуется огромное пространство, а другими словами — космос, вмещающий неисчислимое количество небесных тел, таинственный, полный неведомого. То же, что мы никогда не наблюдали представителей этой расы и не можем их себе даже представить, также как и то, что никакой жизни, подобной земной, не может существовать в межзвездном пространстве — ещё не доказательство, что в космосе не существует жизни, радикально отличной от земной.
Космос не безжизненнен, не пуст и не темен. Космос полон света и радиации; света и радиации очень много и в скоплениях звезд, но и в известной нам части вселенной свет и радиация встречаются в огромных количествах. Профессор Д. Джинс, известный астроном, отмечал: “Тенденция современной физики состоит в том, чтобы разделить всю материальную Вселенную на волны, и только волны. Это волны двух видов: упорядоченные, которые мы называем твердой материей, и неупорядоченные, которые называются радиацией и светом.” (Д. Джинс. Загадочная Вселенная, с. 83)
Следовательно, то, из чего формируется материя, в изобилии существует в космосе. В космосе — огромном пристанище миллионов звезд и галактик, гигантских скоплений света и радиации, имеется еще и воображаемый, таинственный и загадочный источник силы гравитации. Эта странная сила превратила первобытный хаос в величественную, упорядоченную вселенную. Как практикующий инженер, я бы утверждал, что действие источника такой потрясающей силы материально и осязаемо на каждом дюйме, отделяющем солнце от других планет. Однако, несмотря на все усилия ученых, пока не удалось не то что найти хоть какие-нибудь следы этого таинственного источника, кажущегося невесомым и невидимым, но даже установить его природу.
Наша Земля движется вокруг Солнца под действием гравитации, сила воздействия которой около трех миллиардов тонн. Чтобы передвинуть такую массу, понадобился бы стальной трос, диаметр которого был бы равен диаметру земли. Совершенно очевидно, что при определенных условиях сила гравитации способна двигать такие объекты, которые в сотни и тысячи раз более массивны, чем те, которые способен сдвинуть с места плетеный трос, изготовленный из самой высококачественной стали и равный диаметру земли. Невидимый источник гравитации распространяет свое воздействие на миллиарды миль в холодном открытом космосе с такой же непринужденностью, с какой он проникает сквозь плотную массу Земли или невероятно раскаленную поверхность Солнца. Скорость распространения этого воздействия нам неизвестна, но можно предположить, что она во много раз больше скорости света.
Природа невидимых проводов, мощных и гибких, обладающих огромной прочностью, объединяющих галактики, планеты и звезды, все ещё не раскрыта и остается для нас тайной. Термин ”гибкий космос” никак не объясняет их природу, это всего лишь новое название старой тайны.
До недавнего времени человек изготовлял верёвки из органических материалов — кожи или шерсти животных, стеблей растений и т. д. Значит, те вещества, из которых состоит человеческое тело, по своей природе близки к материалам, из которых люди делают веревки. По аналогии можно предположить, что тела высших существ, населяющих небеса, состоят из той же материи, из которой Великий Архитектор создал таинственные провода-связки, соединяющие всю Вселенную. Существа, состоящие из этого суперматериала, будут невидимы, неосязаемы, бессмертны, независимо от того, где они находятся — в холодном межзвездном пространстве или же на раскалённой поверхности звезды, не говоря уж о простых планетах. Физические тела фактически не ощущают их присутствия, хотя сами эти существа, возможно, могут оказывать влияние на них всех, включая даже свет.
Другой компонент, необходимый для нормальной жизни — это энергия. Небеса или космос, конечно же, наполнены огромным количеством энергии. Сила, поддерживающая жизнь и все явления на земле, происходит от солнечного света, идущего из космоса, и то это всего лишь одна миллиардная часть энергии, вырабатываемой нашей звездой. Другие звезды также выбрасывают в космос огромное количество энергии в виде радиации и света. Для того, чтобы использовать хотя бы малую часть этой энергии, даже с нашей точки зрения, не надо чуда. Однако существам, живущим в высшем порядке жизни, эта энергия практически не нужна. Возможно, они получают энергию других видов, которой, конечно же, достаточно в Небесах-Вселенной.
Как уже было сказано, появлению любой разумной жизни на земле предшествует долгий процесс её начального развития, протекающий в местах хорошо защищённых. Основные стадии этого процесса проявляются в развитии живого организма перед его появлением на свет. Так, например, орел не сразу рождается красивой и величественной птицей, способной летать высоко в небе. Вначале он представляет собой крохотный комочек живой ткани, развивающийся в теле матери, потом он продолжает развиваться уже внутри яйца, в уюте и тепле, и только затем он превращается в сильную и красивую птицу, парящую над равнинами и горами. Это правило одинаково для всех живых существ, даже человек не является исключением.
По аналогии кажется возможным, что гораздо более сильные существа — носители высшего разума, вероятно обитающие во вселенной, также начинают свое развитие в каком-нибудь укромном и тихом месте. В сравнении с вселенной маленькая планета может показаться таким тихим защищенным местом — чем-то вроде яйца.
Развитие научной мысли в прошлом и позапрошлом веках заставило отказаться от традиционных представлений о небесах и аде. Вместо грубых представлений о небесах как о некоем подобии земли появилась идея, представляющая небеса как нечто абстрактное, своего рода состояние разума, при котором испытываешь радость общения с Богом в неземной и в некоторой степени нереальной обстановке. Вселенная, о красоте и необъятности которой тогда ещё не было известно, в рамки этих представлений якобы не укладывалась или вообще игнорировалась.
Мне кажется, что эту трактовку нужно пересмотреть. Современная наука показала нам совсем иную вселенную — величественную, громадную и упорядоченную. Её размеры, таинственность, красота и функциональная организованность свидетельствуют о том, что вселенная не была создана напрасно. Она имеет благородное предназначение и служит достойной цели, в соответствии с могуществом и величием её Создателя.
Невозможно представить вселенную безжизненной, за исключением небольшой колонии низших смертных существ, прочно прикреплённых к своим маленьким незначительным планеткам и не имеющих возможности общаться с другими цивилизациями и путешествовать по безграничной, блистательной вселенной.
Конечно же, должна быть иная жизнь высшего порядка, представители которой могут свободно передвигаться между звездами и галактиками, восхищаться неописуемыми красотами вселенной и под покровительством Свыше объединяться как умственно и духовно в одно целое и неделимое сообщество, так и физически под действием закона тяготения, под воздействием света и т.д.
На маленькой земле чувствительный и духовно развитый человек может обнаружить множество прекрасных и вдохновляющих явлений, интересных как для науки, так и для людей творческих.
Например, горы всегда завораживали поэтов, живописцев, учёных и многих других людей своей красотой. Но давайте представим себе другие горы. Они достигают сотен миль в высоту. Они состоят из огня разных оттенков — от голубого до алого. Они все время находятся в движении и меняют свою форму, их поверхность волнуется. Время от времени это величественное зрелище сменяется зрелищем еще более неописуемым по красоте. Вершины гор взмывают на тысячи метров вверх и выпускают ввысь фонтаны золотого и алого огня. Может ли быть, что ни один человек никогда не сможет наблюдать это прекрасное зрелище, никогда не воспоет его красоту в стихах или хотя бы изучит его с намного более близкого расстояния? Да, мы никогда не сможем воочию увидеть поверхность звезды. Но другие разумные существа высшего порядка, конечно же, её видят. И это только один пример. Ведь громадное количество неописуемых красот, интересных мест, природных чудес, колоний различных форм жизни даже на нашей крошечной планете невозможно себе представить.
Если ребенку или простодушному человеку задать вопрос: ”Где небо?”, они непременно укажут вверх. То же самое, даже при его объеме знаний, сделал бы и астроном. Обычно солнце и звезды называют небесными телами, что четко определяет их местонахождение — небеса. Учитывая всё это, я твердо уверен в том, что представления о Небесах и Небесном Царстве, помимо обозначения особого состояния разума и прямого контакта между человеком и его Создателем, имеют также и прямое значение, обозначая территорию всей вселенной, как территорию Царства Божьего.
Часто люди задают вопрос: “Если высшая жизнь существует в действительности, то почему до сих пор никто из видевших её открыто не рассказал о ней?” Ответ таков: взрослый орёл уже не сможет вернуться обратно в яйцо. Я уверен, что это объяснение вполне исчерпывающе, хотя несомненно есть и другие причины. Возможно, жизнь без смерти соотносится к нашей жизни так же, как земная жизнь к мертвой материи.
Душа человека, хоть она и не состоит из плоти и крови, является тем не менее самым высшим проявлением земной жизни, и неотделима от неё.
Можно сделать заключение, что финальный этап развития человеческой души в процессе жизни на земле состоит в вырабатывании посредством внутренних усилий и молитвы уверенности получить и силы принять полноту вечной жизни, которая, войдя в душу человека после смерти тела, уничтожит малейшие остатки зла, и создаст бессмертное существо, обладающее невероятной мощью, разумом, новыми способами восприятия и передвижения, и другими способностями, которые мы даже не можем себе представить.
Несомненно, перерождение в вечную жизнь, — это не нечто символическое, не просто изменение обстановки. Это действительно происходит по законам высшего порядка и так же реально, как рождение человека.
Повторю ещё раз, что с помощью всех аналогий и сравнений, используемых в нашей дискуссии, нам удалось осветить только незначительную часть темы. Все главное в ней таинственно, и с нашего уровня мы не можем этого понять. Надо признать, что мы пытаемся выразить нечто вечное и бессмертное через временное и относительное. В наше время мы, живя на земле, находимся в центре беспорядочного процесса земной жизни, окруженного дисгармонией и торжествующим хаосом. Однако, несмотря на все это, взгляды на будущее могут быть очень даже оптимистичны, если жить по всем правилам и канонам Христианской веры. Даже если кажется, что зло и смерть сильнее, чем хрупкая, несовершенная земная жизнь, всё же бессмертная жизнь намного выше и земной жизни, и смерти вместе взятых. Развитие и становление человеческой души в подготовке к её таинственному переходу в высший порядок жизни — самое важное явление, происходящее на нашей планете. Именно этот факт придаёт еще больше благородства, достоинства и значимости процессу человеческой жизни в целом.
|