Ко входуБиблиотека Якова КротоваПомощь
 

ПРАВОСЛАВИЕ В АНГЛИИ

Вэллели о ходе процесса между КПльской юрисдикцией и Московской, 2009.

Основой Сурожской епархии стал Успенский приход в Лондоне, существовавший как посольская церковь с 1716 года. За время существования сменял несколько адресов и в настоящее время расположен в здании бывшей англиканской церкви Всех святых.

После 1917 года приход находился в юрисдикции Зарубежного Высшего Церковного Управления. В 1926 году приход разделился на сторонников Карловацкого Синода и Западно-Европейской епархии. Службы совершались попеременно.

В 1931 году приход был принят в состав Константинопольского Патриархата.

В 1945 году вместе с Западно-Европейским Экзархатом воссоединился с Московским Патриархатом и оставался в его ведении после ухода Западно-Европейского Экзархата в юрисдикцию Константинопольского Патриарха в 1946 году. Настоятелем Успенского прихода был в те годы протоиерей Владимир Феокритов († 1950).

В 1948 году в Лондон прибывает иеромонах Антоний (Блум), назначенный духовником православно-англиканского содружества мч. Албания и преп. Сергия Радонежского. С 1 сентября 1950 года иеромонах Антоний становится настоятелем русского прихода в Лондоне.

К тому времени Успенский приход был уже не единственным на территории Великобритании. Так, в Оксфорде по инициативе Н. Зернова был создан православный русский центр – «Дом святых Григория и Макрины». Оксфорд стал центром содружества мч. Албания и преп. Сергия Радонежского. Появились и другие приходы, созданные русскими православными общинами.

В 1957 году в Великобритании образовано Сергиевское викариатство Западно-Европейского Экзархата (Московский Патриархат). Епископом Сергиевским стал Антоний (Блум).

1962 год, 10 октября – образована самостоятельная Сурожская епархия, которую возглавил архиепископ Антоний (Блум) с титулом Сурожского.

На 1 января 2006 года клир Сурожской епархии составляли 2 епископа, 24 священника и 13 диаконов. В епархию входили 9 приходов и 25 евхаристических общин (общины, состоящие из небольшого числа семей, в которых богослужения совершаются 1-2 раза в месяц): общее число – 34. 7 храмов являются собственностью приходов, 7 – частной собственностью, остальные храмы принадлежали другим конфессиям.

Епископ Сергиевский Василий Осборн становится епископом Амфипольским под омофором Константинополя. Этому способствует архиепископ Команский Гавриил (де Вильдер), глава экзархата русских приходов в Зап. Европе. На место ОсБорна МА назначил архимандрита Елисея (Ганабе).
Еп. Василий: цель его действий – «спасать местные, универсальное православие», ибо Церковь митрополита Антония не была британской, ни русской, ни греческой (хотя сам владыка Антоний повторял что церковь останется русской, и это сейчас часто вспоминают противники Осборна, считая переход неканоничным). Еп. Василий, однако, ссылается на то, он обсуждал с вл. Антонием этот шаг и что тот «ободрял подготовку отпускных грамот».  
Еп. Василий сказал что МП хочет сделать Сурож «нормальной» епархией за рубежом, окормляющих в основном недавних эмигрантов из бывшего СССР (в противовес старой эмиграции и англичан). // Василий ссылается на Антония, который говорил, что русское православие доступно Западу более, чем, например, греческое, т.к. последнее этнически обусловлено. Русское же – этнически открытое.

Кирилл о причинах

Конечно, этот вопрос волнует многих, поэтому в ходе проходящих в Лондоне встреч он, без сомнения, обсуждается. Не хотелось бы подробно сейчас возвращаться к тому, как дело дошло до известных печальных событий. В некоторых публикациях вопрос о причинах раскола переводится на принципиальную почву - будто бы между нынешним составом Сурожской епархии и теми, кто отошел от неё, есть принципиальное различие в их церковном мировоззрении. Однако факты показывают, что причиной разделения стал главным образом человеческий фактор: для многих камнем преткновения стала необходимость адаптироваться к новой ситуации в русской православной общине на Британских островах - прибытию множества эмигрантов из стран Восточной Европы.

То же самое в решении Комиссии МП: 
Комиссия считает важным, что по единодушному мнению свидетелей кризисные явления затрагивали только Лондонский кафедральный собор. На других приходах епархии напряженность отсутствовала. Принадлежность Русской Православной Церкви не мешала англоязычным священникам работать со своей паствой.
К периоду 2002-2003 гг. относятся письма русскоязычных прихожан, в которых отмечалось, что на приходе не хватает русскоязычных священников для совершения богослужения и особенно для исповеди, английский язык в богослужении постепенно занимает все большую долю, непропорциональную фактическому английскому присутствию в соборе, нет доверия епископу Василию, который высказывался о возможности перехода в юрисдикцию Константинопольского Патриархата. Авторы писем обращали внимание на пренебрежение русскими православными традициями совершения богослужений и треб.
АА: возможно было напряжение еще с начала 2000 гг.  - как подтверждает Комиссия_ между англоязычными и русскоязычными приходами, прихожанами. Например, это проявилось в протестах русскоязычной паствы против увольнения в 2005 г. о. Андрея Тетерина, присланного Москвой незадолго до этого. (То, что о. Андрей вел себя неприлично, Комиссия ИП признала).
Реакция в православном мире. Идея примата Константинополя.  
В «православном мире» решение Константинополя встретило пусть не полное, но все же одобрение. 3 октября на официальном сайте КП было опубликовано письмо архиепископа Тиранского и всея Албании Анастасия Варфоломею I, в котором Предстоятель Албанской Православной Церкви выражает полную солидарность с позицией Константинополя по «делу епископа Василия». Ранее решение Священного Синода КП поддержали Патриарх Александрийский Феодор II, Патриарх Иерусалимский Феофил III и митрополит Пафский Хризостом, исполняющий обязанности Предстоятеля Кипрской Православной Церкви. О солидарности с РПЦ заявил лишь Патриарх Антиохийский Игнатий IV.
Такая поддержка политики Константинополя – тревожный сигнал для Москвы. Вторым таким сигналом стало голосование по 45-му параграфу документа «Экклезиологические и канонические последствия сакраментальной природы Церкви» во время недавнего православно-католического богословского форума в Белграде (см. «НГР» №17 от 04.10.2006 г.). В этом параграфе в качестве «условия соборности» для поместных Православных Церквей называлось «общение с Константинопольским Патриархатом», и, несмотря на протест делегации РПЦ, большинство православных участников форума поддержало такую формулировку с небольшими корректировками.
По мнению епископа Венского и Австрийского Илариона (Алфеева), главы делегации Московского Патриархата на белградской конференции, спор, возникший в ходе богословского форума, и принятие в юрисдикцию Константинополя епископа Василия (Осборна) – звенья одной цепи, наглядная иллюстрация «дилеммы», которая существует в «православном мире» в отношении примата Константинопольской кафедры. «На всеправославном уровне принцип примата до конца не уяснен, – говорит епископ Илларион. – Одни склонны видеть в этом примате лишь первенство чести, другие присваивают Константинопольскому Патриарху некоторые координирующие функции или рассматривают его как высшую судебную инстанцию».
На встрече с журналистами в Стамбуле 3 октября Варфоломей I, сравнивая «католический» и «православный» типы церковной организации, заявил, что Православные Церкви «более демократичны» (в противовес католической «дисциплинированности»). В РПЦ склонны считать, что как раз Константинополь и нарушает тот «демократический» принцип, о котором сам же говорит.
В Московском Патриархате отмечают, что начиная с 2003 г. в юрисдикцию Константинополя перешли без отпускных грамот (не считая епископа Василия) 19 священнослужителей РПЦ (одному из них, протоиерею Георгию Ашкову, такая грамота по личному ходатайству митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова) была дана Священным Синодом 6 октября). 17 из них – клирики Сурожской епархии. Для Москвы это – прямое подтверждение «недружественности» Варфоломея I.
Оправдывая свои действия, Константинополь ссылается на 9, 17 правила 4-го Халкидонского Вселенского собора (право обиженных клириков обращаться к Константинополю) и правило 28 того же собора (примат Константинополя как царского города); РПЦ ссылается, в свою очередь, на 6-е правило 1-го собора; 2-е правило 2-го собора ; 8 правило 3-го собора (в Заявлении Св. Синода от 20.07.2006 подробный анализ канонического права). 

Европейские русские приходы
Сейчас – архиепископ Команский Гавриил и архиепископ Корсунский Иннокентий (МП)
Марк Смирнов: несколько лет тому назад патриарх Алексий II обратился к посланием ко всем диаспоральным приходам, то есть существующим в эмиграции православным приходам русской традиции, с призывом снова объединиться под эгидой Москвы и указал на то, что, конечно, общественно-политическая ситуация изменилась, и тех причин, прежде всего, конечно, политических, связанных с государственным атеизмом, уже больше не существует в России. Поэтому как бы идея этих расколов была — только на время как бы закрепить свое церковное существование, как-то его оформить юрисдикционно. Но теперь уже причин для этого нет. Но, к сожалению, не все одинаково услышали этот призыв. Во всяком случае, так называемое Парижское архиепископство, которое подчиняется Константинополю, оно решило остаться вне этого процесса, в отличие от зарубежников, которые все-таки на этот призыв откликнулись.
Кирилл o европейском экзархате:
До 2003 года во главе Экзархата стоял архиепископ Сергий (Коновалов), который вел курс на сближение Экзархата с Московским патриаршим престолом, что соответствовало исторической справедливости и канонической истине. Нынешнее же руководство Экзархата [архиепископ Команский Гавриил (де Вильдер),] не только явно отошло от этого курса, но и допускает публикации и действия очевидно недружественные по отношению к Русской Православной Церкви. Мы открыты к дискуссии, однако она должна строиться на основании канонической традиции Церкви. Попирать те правила, на которых церковная жизнь строилась веками, крайне опасно. От этого межцерковные отношения грозят превратиться в хаос. Это в полной мере относится и к случаям принятия священнослужителей без подобающих отпускных грамот.

Ответ Совета Архиепископии на журналы заседаний Св. Синода от 6 октября 2006
Сообщение Совета архиепископии православных Русских Церквей в Западной Европе (экзархат Вселенского патриарха)

18 октября 2006 г. состоялось заседание Совета Архиепископии под председательством Высокопреосвященного архиепископа Гавриила. На нем были рассмотрены следующие вопросы: …

 в) Совет Архиепископии считает также нужным отметить, что вопреки утверждениям, приводимым в «справке», содержащейся в том же журнале № 104:
Высокопреосвященный архиепископ Гавриил не был «назначен во главе Экзархата» (как читается в справке), а был - как и все его предшественники во главе Экзархата - избран свободным соборным волеизъявлением Общего епархиального собрания, состоявшегося 1 мая 2003, в согласии с постановлением Московского Всероссийского церковного собора 1917-1918 гг. и действующим уставом Архиепископии. Избрание его было затем подтверждено Священным Синодом Вселенского престола.
«Руководство Экзархата» никогда не отказывалось и не отказывается от духовного наследия митрополита Евлогия и его приснопамятных преемников на церковном поприще в Западной Европе. Именно храня верность их учению и следуя православной экклесиологии, которая основывается на территориальном принципе Церкви, выявляемой в определенном месте, Архиепископия призывает к созданию на территории наших стран единой местной Церкви, как это уже было заявлено в 1949 г. митрополитом Владимиром и членами Общeго Епархиального собрания и впоследствии было неоднократно подтверждено, в частности, архиепископом Сергиeм: «Пребывание под омофором Вселенского патриарха в течение 70 лет и укоренение в странах Западной Европы за эти долгие десятилетия создали совершенно новое положение [по сравнению с периодом митрополита Евлогия]. Речь уже не может быть просто о “возвращении” нашей Архиепископии [...] под омофор Московского Патриарха: нам предстоит совместно искать, в духе взаимопонимания и любви, пути к более глобальному решению проблемы православного рассеяния в западных странах».
Викариатство Великобританских островов: Под председательством Высокопреосвященного архиепископа Гавриила пройдет ежегодная конференция Викариатства, которая состоится в субботу 18 ноября в Лондоне на тему «Приобрести свободу вo Христе ». В программе конференции два доклада: «Местная церковь - наше будущее» (арх. Гавриил) и «Перемена и преемственность: викариатство в контексте Православия в Западной европе» (еп. Василий).


«Областные епископы да не простирают своей власти на церкви, за пределами своея области, и да не смешивают церквей; но, по правилам, Александрийский епископ да управляет только Египетскими церквами; епископы восточные да начальствуют только на востоке, с сохранением преимуществ Антиохийской церкви, правилами Никейскими признанных …» и проч.

«Тоже да соблюдается и в иных областях, и по всюду в епархиях: дабы никто из боголюбезнейших епископов не простирал своей власти на чужую епархию, которая прежде и сначала не была под его рукою, или его предшественников: но если кто-либо уже простер и насильственно себе подчинил какую-то епархию, то да отдаст её:…»  и проч. .

 

Битва за православную церковь в Великобритании

("The Independent", Великобритания)

Cражение ведется за сам дух православия

Пол Вэллели (Paul Vallely), 15 февраля 2009

 

Восемь лет назад Олег Дерипаска решил спасти приходящую в упадок православную церковь в Манчестере. Не был ли его великодушный поступок началом поддерживаемого Кремлем крестового похода за возвращение России ее духовных форпостов на Западе?

Строгий интерьер с правильными пропорциями, как и подобает творению сэра Кристофера Рэна (Christopher Wren). Дубовые панели, широкие арочные окна с простыми стеклами - все здесь дышит торжественностью неоклассицизма. Своды со вкусом выкрашены в англиканский серо-зеленый цвет, оттеняемый кремовой окантовкой и сдержанной позолотой.

Однако над алтарем висит нечто огромное и экзотическое. Это - подавляюще массивная византийская икона в форме черного как смоль креста. На кресте - гигантская распятая фигура, из рук и ног ее сочится алая кровь. Края креста - ярко золотые, что явно призвано символизировать победу света над тьмой.

Зрелище под иконой не менее чуждо эстетике этого здания: человек в золотом одеянии и золотой митре на голове машет над алтарем двумя связками горящих свечей. Его окружают полдюжины священников, дьяконов и служек в одеяниях тускло бордового цвета.

Мы находимся в церкви св. Андрея в Холборне в первое воскресенье месяца. Ее прихожане - их около ста человек - беженцы, для некоторых из них это уже вторая эмиграция. За шесть десятилетий в Великобритании возникла небольшая, но энергичная епархия Русской Православной Церкви. Ее прихожанами являются и пожилые иммигранты, и их потомки, которые покинули родину уже в коммунистическую эпоху, и прибыли в Британию после долгих скитаний (Финляндия, Швейцария, Италия, Франция), и представители британской аристократии и высших слоев общества, перешедших в православие. Их объединил вокруг себя харизматичный святой человек, который 50 лет был их пастырем. Речь идет о ныне покойном митрополите Антонии Блуме.

Однако сегодня прихожане вновь оказались в изгнании. Англиканская церковь, где они собираются дважды в месяц, превратилась во временное пристанище. Теперь в церкви Блума им уже не приходится рассчитывать на радушный прием.

Это не просто очередная история раскола, подобного многим, преследовавшим христианство на протяжении 2000 лет. Эти до странности необычные английские православные утверждают, что их выжили из их церкви многочисленные русские, недавно приехавшие в Великобританию, часть из которых решилась на 'захват' церкви, шаг, инспирированный Москвой.

Все это - часть масштабной истории, где ключевой фигурой является Олег Дерипаска. Он - самый богатый человек в России, алюминиевый царь, друг члена британского кабинета лорда Мандельсона (Mandelson), именно на его яхте злополучный министр финансов теневого кабинета тори Джордж Осборн (George Osborne) попался на удочку щедрого гостеприимства олигарха и был обвинен в попытке получить пожертвования на нужды своей партии.

Страсти разгорелись после того, как еще один член правительства, Генеральный прокурор баронесса Скотланд вынесла важное судебное решение в преддверье судебного разбирательства, которое должно состояться на следующей неделе, между двумя враждующими православными 'фракциями' - она приняла сторону Москвы, где совсем недавно митрополит Смоленский Кирилл, которого многие считают бывшим агентом КГБ, был избран новым Патриархом Московским и всея Руси.

Эта история вступит в решающую стадию в понедельник, когда две 'фракции' встретятся в канцелярском отделении Высокого суда правосудия, где будет рассматриваться вопрос о праве собственности на собор в Кенсингтоне стоимостью 15 млн. фунтов стерлингов, а также на пять домов и квартиры. Однако на кону здесь стоит нечто большее, чем просто недвижимость - сражение ведется за сам дух православия.

* * *

Собор Успения Пресвятой Богородицы и Всех Святых на улице Эннисмор-Гарденс, расположенный недалеко от Альберт-Холла, совершенно не похож на церковь в Холборне. Он построен в итальянском стиле, и англиканская церковь в 1978 году сочла ее слишком пышной. Внутри собора с потолка свисает большой электрический светильник. Стены увешаны иконами в золотых окладах. Напольные подсвечники освещают иконы и реликвии. В конце нефа находится высокий экран - иконостас, скрывающий от непосвященных глаз простых прихожан святую святых церкви.

Многое, касающееся этого места, недоступно пониманию. На стене висит портрет основателя церкви митрополита Антония. Однако прихожане, которые утверждают, что их выжили из церкви, говорят, что чтят память о нем скорее своим бунтарским поведением, а не рабским послушанием.

Антоний Блум родился в Швейцарии в русской эмигрантской семье, вырос во Франции. Он получил медицинское образование, работал врачом и во время Второй мировой войны участвовал во французском Сопротивлении, затем был пострижен в монашество и направлен в Лондон в качестве духовного руководителя местных белоэмигрантов.

Его подход к православию носил космополитический характер. После своего прибытия в Британию в 1948 году он взял за принцип держать двери своей церкви открытыми для людей любой национальности. Он отказывался принимать деньги от Русской Православной Церкви, которая при Сталине была восстановлена как орган государственной власти. И действительно на протяжении всей 'холодной войны' Блум выступал по радио, вещавшем на Россию, представляя глас свободный Церкви в тот момент, когда практически вся иерархия РПЦ была запятнана сотрудничеством с коммунистическими властями. Когда началась перестройка, он приветствовал ее, и радушно встретил поток россиян, которые эмигрировали в Великобританию.

Но он не предвидел, что новоприбывшие попытаются изменить принципы православия, открытого для всех, которые его община исповедовала на протяжении всех предшествующих 40 лет. 'Их приехало очень много, - рассказывает одна из прихожанок Рут Нейрс (Ruth Nares), учительница, перешедшая двадцать лет назад из англиканства в православие, привлеченная, как она выражается, его невероятным чувством священного. - Наша община состояла из русских белоэмигрантов, финнов, французов, итальянцев и англичан. Однако новоприбывшие обладали совершенно другим менталитетом. Для многих церковь была одним из мест, где можно повидаться с другими русскими. Они входили посреди службы, громко разговаривали, стоя в дальних рядах, перекусывали'. Музыкант Карин Гринхед (Karin Greenhead) добавляет: 'Было много неприятных моментов, они могли толкнуть или отпихнуть Вас. Однажды рядом с церковью даже случилась драка'.

Изменились не только прихожане. За последние шесть лет Московская патриархия направила сюда ряд священников, а вместе с ними в жизнь прихожан вторглось непрошенное мировоззрение. 'Практически каждое воскресенье на нас обрушивалась пропаганда в лучших советских традициях и предостережения, что 'дьявол - среди нас', - говорит Николас Такетт (Nicholas Tuckett), основатель компании Ikon Records, которая продает записи православной музыки. - Я был просто не в состоянии молиться'.

Возникающие разногласия в основном касались мелочей церковной жизни. Прихожане спорили, можно ли проводить обряд венчания по субботам, как часто нужно причащаться, насколько строго следует соблюдать пост, обязаны ли женщины покрывать голову в церкви, и можно ли пускать их туда в брюках.

Однако за всеми этими спорами о несущественных вещах таилась принципиальная борьба за власть. 'Российская фракция' начала направлять в Москву петиции о проведении реформ, которые заставили бы старых прихожан стать 'более русскими'. Преемник митрополита Антония, епископ Василий обратился к Московской патриархии с просьбой не поддерживать тех прихожан, которых он считал возмутителями спокойствия. Однако митрополит Кирилл, который в прошлом месяце был избран главой РПЦ, ему не ответил.

В то время митрополит Кирилл возглавлял Отдел внешних церковных сношений Московской патриархии, должность, которая, как отмечают критически относящиеся к нему люди, была учреждена Сталиным, когда он восстановил патриаршество во время Второй мировой войны, чтобы поднять дух народа. Московский патриархат стала органом государственной власти. В последующие годы священнослужители, которые достигали высоких постов в церковной иерархии, были или осведомителями или агентами КГБ.

Из недавно обнародованных документов следует, что митрополит Кирилл, который проходил под кодовым именем Михайлов, был тесно связан с КГБ и следил за тем, чтобы интересы Церкви не расходились с государственными. В 2001 году он заявил, что Московская патриархия "сегодня действует в тесном сотрудничестве" с МИД РФ, чтобы "восстановить историческую справедливость с целью вернуть родине ее архитектурные и исторические ценности, построенные российскими художниками и на деньги русского народа. ... Если православное церковное здание за границей в свое время принадлежало русской церкви и если это юридически доказано, то оно должно снова стать собственностью нашей Церкви. Если оно в былые времена находилось в реестре государственного имущества, то оно должно быть возвращено государству".

Под его эгидой Московский патриархат стал предпринимать шаги по возвращению собственности в Израиле, Венгрии, Германии, Франции, а теперь и в Великобритании. В ряде случаев для достижения цели привлекалось правосудие, в других, как, например, в Манчестере в ход шли деньги.

Десять лет назад церковь, которую посещали российские православные, начала разрушаться. Местная община прилагала много усилий, чтобы собрать деньги на новое здание. И тут, как написано на их Интернет-сайт, 'в конце 2001 года на счет трастового фонда по строительству церкви поступило очень щедрое пожертвование от одного известного промышленника из России'. Им оказался Олег Дерипаска, олигарх, который помогал реставрировать православные церкви в России.

Однако этот дар, как выяснилось, имел свою цену - от местной общины ожидалось, что она порвет отношения с находящимся в Лондоне митрополитом Антонием и перейдет в прямое подчинение Московского патриархата. Лондонская православная община должна была понять, куда ветер дует. Но, будучи типичными представителями английского среднего класса, прихожане повели себя слишком сдержанно. 'Я думаю, возможно, мы были слишком вежливы, но тогда мы просто не понимали, что происходит', - говорит Карин Гринхед.

Когда Москва направила в Лондон следственную комиссию, прихожане проявили готовность к сотрудничеству. Обратившиеся в православие англичане подумали, что они имеют дело всего лишь с группой несколько вульгарных невежд, привыкших третировать собеседников. 'Мы слишком поздно поняли, что это была запланированная, преднамеренная атака, - вспоминает Гринхед. - Это стало для нас крайне неприятным, травмирующим опытом. С каждым разговаривали отдельно и с пристрастием допрашивали о его лояльности'.

'Это была тактика, достойная Владимира Ильича Ленина', - говорит еще один прихожанин Николай Матвеев. 'Меня уже как-то арестовывало КГБ, естественно я отнесся к этому с подозрением', - заявил другой прихожанин, пожелавший остаться неизвестным.

* * *

Епископ Василий посчитал, что ситуация сложилась невыносимая, и начал ходатайствовать о переводе своей епархии из-под юрисдикции РПЦ в лоно Вселенской Константинопольской патриархии. Прежде чем это могло произойти, Москва объявила, что епископ Василий 'ушел на покой'.

'Одним воскресным утром он узнал, что из Парижа на смену ему прислали архиепископа, - говорит один из священников, отец Стефан Майковский. - Дело могло закончиться самой настоящей дракой, если бы епископ Василий не удалился'. Затем из Константинополя на имя епископа пришло разрешение создать новую структуру - викариат - под юрисдикцией Вселенской патриархии. Епископ Василий ушел. Пятнадцать приходов его епархии последовали за ним, как и половина священников и 554 человека из 1 161 зарегистрированных прихожан епархии.

В ответ Москва подала в суд, требуя, чтобы два трастовых фонда, управляющих собственностью общины, передали ей собор, стоимостью 15 млн. фунтов и пять домов и квартир, где проживают священники - таким образом, два священника практически остаются на улице. Ситуацию осложняет тот факт, что в документе об учреждении фонда доверительной собственности, составленном в 1944 году, говорится только о 'распространении православной веры', в нем специально не была упомянута РПЦ, на тот случай, если Москве пришло бы в голову взять все под свой контроль. Сегодня британские суды должны определить, кто в данном случае является законным наследником имущества.

Интересы Москвы представляет адвокат Пол Хаузер (Paul Hauser), который утверждает, что с легальной точки зрения все абсолютно прозрачно: 'У епископа возникли разногласия с патриархией, и он ушел, забрав с собой часть прихожан. Однако это по сути дела не меняет тот факт, что благотворительные учреждения существуют в интересах епархии и прихода, которые никуда не делись'.

Он приводит в пример следующую аналогию: 'Возьмем, например, трастовый фонд, который был создан в интересах больницы Guy's Hospital. И предположим, что группа врачей повздорила с директором больницы и уволилась, чтобы создать новый госпиталь, который они назвали Guy's 2, а затем заявили, что этот новый госпиталь должен являться законным бенефициаром фонда. Первый Guy's Hospital, несомненно, ответит, что врачи имели полное право основывать новую больницу, но это никоим образом не меняет ситуацию в отношении трастового фонда. Он должен оставаться при Guy's Hospital и действовать в его интересах, а не в интересах нового медицинского учреждения'.

У Генерального прокурора, настаивает адвокат, нет других альтернатив, как вынести решение в пользу Москвы. Однако другие подозревают, что тут замешана политика. Из-за того, то Генеральный прокурор уже неоднозначно высказала свою позицию, сторона епископа Василия, если проиграет дело, будет вынуждена в полном объеме оплачивать судебные издержки - при этом они не имеют права использовать средства трастового фонда для оплаты услуг адвокатов, соответственно не могут обеспечить профессиональную защиту своих правовых интересов в понедельник в Высоком суде. 'Это означает, что у наших свидетелей не будет адвокатов, - говорит прихожанка Тамара Драгадзе. - Зато другая сторона, кажется, денег не считает'.

Хаузер, который также ведет дела Олега Дерипаски, не сообщил, кто финансирует истца. 'Скажем так, эти деньги не из трастовых фондов, потому что церковь не хочет, чтобы средства из них шли на другие нужды. Поэтому РПЦ пришлось искать другие пути, чтобы финансировать это дело, и ей это удалось. Судебные издержки не оплачиваются из каких-либо британских фондов'.

* * *

Здесь политика вновь выходит на передний план. В отношениях между Великобританией с Россией начался непростой период, когда Москва отказалась выдать агента, подозреваемого в убийстве перебежчика из КГБ Александра Литвиненко, умершего в Лондоне в 2006 году, а Лондон отказался выдать бизнесмена-диссидента Бориса Березовского. Россия и Великобритания не раз 'обменивались' высылкой дипломатов. Градус отношений упал еще ниже, когда Британия поддержала Грузию во время ее конфликта с Москвой. Поэтому правительство Великобритании вовсе не жаждет вызвать раздражение Владимира Путина, недолжным образом рассудив мелкую тяжбу о церковном имуществе.

В Генеральной прокуратуре настаивают на том, что 'они составили свое суждение об этом деле на основании мнений экспертов и тщательного анализа фактов с учетом первоначальных соглашений о создании трастового фонда и его целей'. И на это суждение, по словам официального представителя Генерального прокурора, 'не оказали влияния внешнеполитические соображения'.

Однако для ряда членов парламента эти заявления звучат неубедительно. 'Вмешательство Генерального прокурора в попытке не позволить одной из сторон пользоваться услугами юристов весьма необычно, - заявил Норман Бейкер (Norman Baker), член парламента от либерально-демократической партии. - Это противоречит принципам естественного права, что позволяет предположить, что все дело в нежелании портить отношения с Россией'. Бейкер собирается обсудить этот вопрос с сэром Аланом Бейтом (Alan Beith), председателем парламентского комитета по юридическим делам, который в настоящее время ведет расследование деятельности Генеральной прокураторы, в частности ее подверженности политическому давлению. Расследованию Бейта подлежат и решения прокуратуры, принятые после вторжения в Ирак.

В церкви же прихожане удивленно поднимают брови, слыша подобные высказывания. 'Эту чушь даже комментировать не хочется, - говорит Эдриан Дин (Adrian Dean), секретарь приходского совета, от чьего имени был подан иск в суд. - Это просто раздувание скандала. Те, кто покинул приход, выдумали эту идею исключительно потому, что Генеральный прокурор вынесла решение не в их пользу. Реакция по принципу 'зелен виноград'. С юридической точки зрения эта церковь всегда входила и сейчас входит в епархию РПЦ'.

* * *

Суд, скорее всего, сочтет, что все не так просто. Настоящий приход был основан в 1934 году, и его трастовый фонд создавался в 1944 так, чтобы можно было при необходимости сменить юрисдикцию. Именно это позволило приходскому совету в 1946 году, на волне послевоенной эйфории, проголосовать за присоединение к Московскому патриархату. Суд должен вынести решение, могут ли доверители фонда - при возвращении в лоно Константинопольской патриархии лишь части прихожан - выбирать, чью сторону принимать.

Последователей епископа Василия еще больше огорчает тот факт, что именно они выкупили церковь в 1978 году. 'Мы собрали все деньги сами, - говорит Рут Нейрс. - Пожилые белоэмигранты продавали свои золотые зубы, чтобы заплатить за церковь. Вся община работала, не покладая рук, чтобы найти деньги и оплатить работы по реставрации - а теперь мы остались бездомными, и все потому, что Москва хочет протягивать свои щупальца все дальше'.

Страсти кипят. Тамара Драгадзе считает, что случившееся напоминает то, как группы приезжих мусульман пытались захватить ряд британский мечетей. Проводятся параллели и с проникновением членов троцкистской фракции Militant в Лейбористскую партию в 1980-х годах. Поминают и повадки кукушек в чужих гнездах.

'Я с этим не согласен', - говорит Эдриан Дин, который сравнительно недавно перешел в православие. 'Никто не требовал, чтобы епископ Василий и его сторонники уходили, - говорит адвокат Москвы Пол Хаузер. - Однако никто в новом викариате в это не верит. Они подозревают, что 'за иконостасом' происходит нечто, что Москва хотела бы скрыть от глаз общественности'.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова