Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Джеральдин Фейган

РПЦЗ в России: существование или выживание?

«Православная Русь» №9, 2001

 

От редакции «Православной Руси»

Предлагаемыя вниманию читателей две статьи представляют интерес тем, что написаны сотрудником британской независимой исследовательской организации Кестон колледж и тем самым являют собой объективное свидетельство о положении российских приходов юрисдикции Архиерейскаго Собора Русской Зарубежной Церкви.

(Перевод с английского обеих статей А. В. Александрова)

Россия: Тяжелая борьба Русской Зарубежной Церкви за церковную собственность

Русская Православная Церковь Заграницей имеет в России около 100 приходов, и, как сообщил 28 февраля сего года агентству Кестон о. Сергий Киселев из прихода Свв. Царственных Мучеников в Москве, «почти все они не имеют собственных храмов». Немногочисленные приходы, имеющие храмы, сосредоточены в единственной официально зарегистрированной епархии РПЦЗ — Ишимской и Сибирской, где, по словам правящаго архиерея, Епископа Евтихия (Курочкина), ситуация лучше чем в Европейской части России: «Восемь приходов имеют храмы».

Когда в 90х годах стало возможным регистрировать приходы РПЦЗ в России, по словам о. Владимира Цуканова из прихода Рождества Богородицы в г. Курске (350 миль южнее Москвы), «уполномоченный [по делам религии] сказал, что никогда не позволит нам легально существовать». Когда приходу тем не менее удалось получить регистрацию, продолжает о. Владимир, «он сказал что не позволит нам получить храм. В Курске множество закрытых храмов, и мы просили дать нам любой, но стоило нам обратиться с официальной просьбой о передаче храма, как нам отвечали, что храм передан Московской Патриархии». По словам о. Владимира, в Курске не менее 15 храмов Московской Патриархии, в то время как два прихода РПЦЗ, в каждом из которых около 30 человек, собираются в частных домах.

В интервью агентству Кестон 10 апреля с.г., Александр Шаповалов, в настоящее время ответственный за работу с религиозными организациями в Курской области, сначала утверждал, что РПЦЗ никогда не обращалась с просьбами о предоставлении храма. Затем он вспомнил, что около 1990 года была просьба о передаче верхняго храма Святой Троицы, находящагося в Курске на территории монастыря, но в просьбе было отказано: «Причины я не помню». Монастырь, сообщил А. Шаповалов, в настоящее время открыт и принадлежит Московской Патриархии.

На вопрос, считают ли курския местныя власти, что все закрытые храмы автоматически принадлежат Московской Патриархии, Шаповалов ответил, что никогда не возникало проблем в связи с тем, что образуется община РПЦЗ и заявляет: «мы принадлежим к РПЦЗ, выделите нам храм». Он указал, что недостатка в храмах нет, поскольку в деревнях так много разрушенных храмов, что «никто не пытается завладеть ими, даже Русская Православная Церковь (имеется ввиду МП — ред.)».

О. Сергий Киселев из Москвы сообщил агентству Кестон, что его прихожане, около 50 человек, в настоящее время собираются в зале частной школы, где есть «вся церковная утварь», включая иконостас. В результате, по его словам, о РПЦЗ в столице практически не знают, «хотя если бы у нас был хотя бы один храм с регулярными службами, то прихожан было бы очень много». О. Сергий не знает точно, какие храмы его приход пытался получить, и когда это происходило, поскольку в то время еще не служил на приходе, однако ему известно, что все просьбы были отвергнуты: «В качестве главной причины указывалось несогласие Русской Православной Церкви с РПЦЗ». Кроме того, насколько ему известно, по закону все православные храмы должны быть возвращены или Московской Патриархии, или старообрядцам.

Представитель Московскаго комитета по управлению имуществом, к которому агентство Кестон обратилось по телефону 12 апреля с.г., грубо ответил, что информация предоставляется только в ответ на письменные запросы. В интервью агентству Кестон 4 апреля в Москве, Епископ Евтихий сказал, что в московском приходе много разногласий, и что если бы не это, «мы бы получили здесь древний храм очень быстро».

В СанктПетербурге приходы Св. Иоанна Богослова и Преподобномученицы Елизаветы в настоящее время собираются в художественной мастерской и в частной квартире, сообщил агентству Кестон о. Валентин Соломаха 10 марта. «В СанктПетербурге получить храм просто невозможно», — сказал он. «Между государством и Церковью (Московской Патриархией — ред.) есть договоренность». Хотя в городе много разрушенных храмов, объяснил о. Валентин, любая попытка получить один из них — детали он сообщить не смог по той же причине, что и о. Сергий Киселев — отвергается властями: «Отказы были достаточно строгими, и все потеряли надежду».

Однако, сказал о. Валентин, поскольку в городе примерно 120 прихожан РПЦЗ, и они собираются в просторных старых зданиях, им хватает места. Он добавил, что у РПЦЗ раньше был в городе «настоящий храм», примыкающий к одной из городских больниц, но его настоятель, о. Александр Жарков, был убит три года назад, после чего храм перешел к группе, покинувшей юрисдикцию НьюІоркского Синода. «Мы шутим. что иметь храм опасно», — заметил о. Валентин, — «Это наш русский черный юмор».

11 апреля с.г. Светлана Андрейченко из Санкт-Петербургскаго комитета по управлению имуществом сообщила агентству Кестон, что по закону здания религиознаго назначения должны передаваться представителям соответствующей религиозной конфессии. Хотя в соответствии с этим постановлением все церковныя здания в Санкт-Петербургской епархии принадлежат Русской Православной Церкви, сказала она, РПЦ и РПЦЗ, тем не менее, «рассматривались бы на равных», при обращении с просьбой о передаче одного и того же храма.

В связи с большим количеством заявок, которыя поступают в ея отдел, Андрейченко не смогла вспомнить подробности дела о больничном храме. Однако она сообщила, что примерно десять лет назад приходу РПЦЗ был передан храм по адресу Московский проспект, 100, но впоследствии выяснилось, что приход был неправильно зарегистрирован и «отдел регистраций отозвал их регистрацию, после чего мы должны были прервать договор с ними, поскольку у них не было статуса юридическаго лица».

Интересно, что эта ситуация сильно напоминает инцидснт на дру I гом конце Российской Федерации, о котором сообщил агентству Кестон 14 марта священник РПЦЗ Анатолий Суржик из прихода Св. Евсевия во Владивостоке. Когда приход поменял юрисдикцию в середине 90х годов, разсказал он, «власти лишили нас регистрации, чтобы Московская Патриархия могла отобрать храм». По его словам, это произошло без обращения к закону или официальных объяснений: «Когда я спросил в отделении внутренних дел — почему, мне сказали: "Мы не считаем необходимым объяснять вам причины"». Приход из 176 прихожан в настоящее время снимает здание бывшаго детскаго сада, и был перерегистрирован в 1999 г. в составе Ишимской епархии.

Закон о религии от 1997 г. разрешает только централизованным религиозным органюациям «которыя действовали на территории Российской Федерации на законных основаниях не менее 50 лет на момент подачи названной организацией заявления о государственной регистрации» (ст. 8, часть 5) использовать слова «Россия» или «Российский» в своем названии. Это резко отличается от требований предъявляемых к другим сферам деятельности: например, кондитерский гигант «Нестле» продает свой шоколад в России под маркой «Россия». Поскольку до революции Русская Православная Церковь именовалась «Православная Российская Церковь», агентство Кестон заинтересовалось, могло ли это требование закона повлиять на гюпытки РПЦЗ выступать в качестве правопреемницы дореволюционной Церкви — в том числе и в отношении собственности.

О. Сергий Киселев, считает что названис «Православная Российская Церковь» было узаконено до тех пор, пока его не изменили при Сталине, и также указал на то, что не было юридическаго прецедента по предъявлению РПЦЗ претензий на правопреемство в России, как это было в США, где «независимые специалисты — даже не православные» постановили что РПЦЗ является исторической правопреемницей собственности Русской Православной Церкви в ЛосАнжелосе. О. Владимир Цуканов затруднился прокомментировать закон о 50летнем минимуме, но по его мнению Московская Патриархия стремится не допустить присутствия РПЦЗ, чтобы «убедить международное сообщество что они [Московская Патриархия] являются законной Церковью и имеют права на все наследие [Русской Православной Церкви.

Епископ Евтихий согласился с о. Владимиром Цукановым. что Московская Патриархия нё терпит присутствия РПЦЗ в России, несмотря на незначительную численность, поскольку «это та же конфессия, но без пороков, приобретенных при советской власти» (и о. Владимир Цуканов и о. Сергий Киселев особо упомянули экуменизм и недостаточность прославления царской семьи лишь как страстотерпцев).

Однако, Епископ Евтихий не считает, что закон 1997 г. о 50летнем барьсре был принят против РПЦЗ. Вместе с тем он особо отметил, что «на 100 процентов уверен» что Священный Синод, созданный в 1927 г. являлся «узурпацией церковной власти советской властью». Епископ Евтихий заявил, что в данный момент РПЦЗ сознательно не борется за признание ея правопреемства. «Нельзя спешить», — объяснил он агентству Кестон, — «наша церковная организация пока еще очень слаба».

Джеральдин Фаган

Кестон Ньюс Сервис.

17 апреля 2001 г.

Россия: Тяжелая борьба

Русской Православной Церкви Заграницей

за регистрацию

В соответствии с последними данными Российского министерства юстиции РПЦЗ имеет 37 перерегистрированных (после принятия несколько лет назад новаго закона о культах ред.) приходов в Российской Федерации. Поскольку по оценкам двух клириков РПЦЗ в России около 100 приходов, то Ію всей видимости почти две трети из них не имеют официальнаго права на существование. РПЦЗ удалось зарегистрировать только одну из трех своих епархий в России, поскольку, даже будучи зарегистрированными, лишь немногие приходы могут доказать, что существовали в течение 15 лет, что необходимо для формирования централизованной религиозной организации. Соглашаясь, что регистрация и вопросы собственности (см. помещенную выше статью) являются главными проблемами РПЦЗ в России, Епископ Ишимский и Сибирский Евтихий (Курочкин) тем не менее не считает, что оне связаны с законом о религии от 1997 года, но скорее, как он выражается, с «человеческим фактором» внутри Церкви.

10 апреля Татьяна Басова из отдела внутренних дел г. Курска сообщила агентству Кестон, что двум приходам РПЦЗ в области грозит ликвидация (см. сообщение Кестон Ньюс Сервис от 21 декабря 2000 г.) — В январе, в интервью агентству Кестон в Москве, о. Владимир Цуканов из прихода Рождества Богородицы в Курске разъяснил, что приходы РПЦЗ в Курске, Белгороде и Воронеже перешли в ведение епископа Одесскаго Лазаря (Журбенко). В результате, сказал о. Владимир, епархиальные документы для регистрации приходов «Іюдятся для Украины, но не для нас, поэтому регистрация потеряла силу». По этой же причине, добавил он, «наша епархия не может существовать» — поскольку российские приходы епархии существуют менее 15 лет, «у нас нет трех местных организаций, необходимых для регистрации епархии, а без епархии мы не можем зарегистрировать новые приходы — порочный круг».

О. Владимир сообщил агентству Кестон, что СанктПетербург находится в юрисдикции единственной зарегистрированной в России епархии РПЦЗ — Ишимской и Сибирской. Однако, о. Валентин Соломаха из СанктПетербурга, с которым мы связались по телефону 10 марта с. г., сказал, что его приход Новомученицы Елизаветы, возглавляемый о. Владимиром Савицким, не зарегистрирован в городе. «Зарегистрироваться невозможно», — объяснил о. Валентин, — «Мы подавали документы, но нам отказывали по разным поводам. Потом один чиновник из отдела внутренних дел дал нам дружеский совет, объяснив что пытаться зарегистрироваться безполезно, поскольку они (отдел) ничего не решают — существует "телефонное право" (неофициальныя указания вышестоящих чиновников)».

Несмотря на неоднократныя попытки, агентству Кестон не удалось получить ответа от соответствующаго подразделения СанктПетербургскаго управления внутренних дел.

В интервью агентству Кестон 4 апреля с.т. Епископ Евтихий сказал, что «15 или 20» из 40 приходов Ишимской епархии имеют регистрацию: «Если нам нужна регистрация, мы регистрируемся». Главная причина более благоприятной ситуации с регистрацией в Сибири, по его мнению, в том, что в его епархии «священники всегда служат там, где родились — мы знаем людей, наши прихожане знают друг друга, в то время как в других епархиях они приходят к незнакомым людям, и в приход легко внедрить провокаторов, которые мешают нашей деятельности, втягивая нас в споры с властями».

По мнению Епископа Евтихия, именно это отсутствие согласия между членами Церкви не позволило РПЦЗ за последния 10 лет создать сильную организацию в России, а не действия властей или закон 1997 года. «Неправда, что закон нас притесняет», — заявил он. «Когда я прочел его, я понял, что если иметь желание и приложить усилия, можно построить церковную организацию, которая сможет противостоять власти государства, особенно будучи привилегированной, традиционной конфессией. В Министерстве юстиции мне сказали: "Вам-то что волноваться? Вы же православные"».

Однако, Епископ Евтихий признал также, что РПЦЗ сталкивалась с препятствиями при регистрации, которыя, по его мнению, «к сожалению» исходят от Московской Патриархии. Несколько лет назад, сообщил он, представитель Московской Патриархии утверждал перед местными властями, что РПЦЗ финансируется ЦРУ (Сепiгаi ІпІе1i§епсе А§епсу — ред.), называя Епископа Евтихия агентом. Несмотря на то, что последовавшее за этим разследованиие ФСБ (Федеральная служба безопасности России — ред.) федеральнаго уровня опровергло эти обвинения, они сыграли большую роль, вызвав подозрения в отделах регистраций. На официальном уровне это всегда принимает форму мелочных придирок к регистрационным документам: «Чиновники хотят подстраховаться, чтобы их не обвинили в сотрудничестве с неугодными Московской Патриархии».

28 февраля с.г. о. Сергий Киселев из прихода Свв. Царственных Мучсников в Москве сообщил агентству Кестон, что проблемы усугубляются тем, что центр РПЦЗ находится за границей. Например, объяснил он, Епископ Торонтский Михаил не мог подписывать официальные документы, будучи в России в 2000 г. По словам приходского священника, Епископ Михаил пытался официально зарегистрировать НьюІоркский Синод РПІДЗ в России на федеральном уровне два года назад, но в Министерстве юстиции нас назвали «американской сектой» и сказали что мы эмигрантская Церковь и не имеем отношения к России.

11 апреля Виктор Королев, ответственный за регистрацию религиозных организаций в Министерстве юстиции России опроверг агентству Кестон информацию о том, что Епископ Михаил пытался зарегистрировать Нью-Йоркский Синод в России. «Зачем им это нужно? Они находятся за границей, пусть регистрируются в уважаемых Соединенных Штатах Америки». Однако, сказал он, Церковь пыталась перерегистрировать вторую епархiю, покрывающую Москву и область, но это не удалось, поскольку «они не могли правильно подать документы — в соответствии с законом». Этой епархии, сообщил он агентству Кестон, теперь грозит ликвидация.

10 апреля Александр Шаповалов, ответственный за работу с религиозными организациями в Курской области, прокомментировал агентству Кестон, что «можно существовать без регистрации, и кажется они (приходы РПЦЗ в Курске) решили идти по этому пути». Епископ Евтихий, однако, указал на причины, по которым РПЦЗ стремится получить официальную регистрацию для своих приходов: «Когда мы нанимаем людей для работы в приходе, мы хотим дать им стабильность, а для этого нужна регистрация. Священникам нужны пенсии и медицинское страхование, а для этого нам тоже нужен статус юридическаго лица».

 

Кестон Ньюс Сервис.

17 апреля 2001 г.

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова