Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Philodemus. On Frank Criticism. Atlanta: Society of Biblical Literature, 1998. 204 с.

Опись А, №40331.

См. История философии.

О нём Шахнович, 2003.

Филодем из Гадары (после 110 — ок. 40 гг. до н.э.) поэт и философ эпикуреец

Филодем, философ-эпикуреец и поэт, родился в Гадарах, вероятно, около 110 г. до н. э. О его жизни известно очень мало. Он был учеником Зенона Сидонского, ставшего в начале I в. до н. э. главой эпикурейской школы в Афинах. В 70-е годы Филодем переехал в Италию. (Эпикуреизм проник в Рим уже задолго до Филодема). В Неаполе вместе с Сироном, другом по школе, они организовали философскую школу и были её руководителями. Умер он вскоре после 40 г. до н. э.

Местом философских бесед был не только Неаполь, но и Геркуланум. В середине ХVIII в. при раскопках Геркуланума был обнаружен загородный дом, а в нём помещение с бюстами Эпикура, Гермарха, Зенона (наверное, упомянутого выше учителя Филодема) и со свитками папирусов (около 1860). Дом этот считают домом Луция Кальпурния Пизона, который был покровителем Филодема. Геркуланская библиотека состоит преимущественно из фрагментов произведений эпикурейцев, главным образом - произведений Филодема.

Философские произведении Филодема сохранились только в геркуланских папирусах, которые ещё не полностью обработаны и недостаточно исследованы. С большей части развернутых папирусов были сделаны сразу же или позднее копии различной ценности, хранящиеся в Неаполе и Оксфорде.

Темы произведений Филодема разнообразны: логика, риторика, поэзия, музыка, этика, религия, история философии, биографии, диатрибы, диалоги.

Диатрибы - это трактаты на различные моральные темы (о смерти, бедности и т.д.). Филодем написал много подобных трактатов, которые он, по-видимому, объединил в одно собрание под общим заголовком "О пороках и противоположных им качествах"; за этим названием следовал номер книги и уточняющее название темы.

- См.: Г.Тароян. "Вестник древней истории". 1969. 4. С. 234-254.

*

Филодем, философ-эпикуреец и поэт, родился в Гадаре (Палестина) в ПО г. до н.э. В молодости обучался в Афинах у эпикурейца Зенона Сидонского, лекции которого в 79-78 гг. до н.э. посещал и Цицерон. Зенон был, что необычно для эпикурейцев, хорошим писателем и, возможно, привил Филодему любовь к поэзии. От Зенона Филодем, по его словам, усвоил взгляд на эпидейктическую риторику как на искусство, за что и был подвергнут нападкам, как ученик Зенона, особенно в родосской риторической школе. Филодем обосновался в Риме в семье Л.Кальпурния Пизона, консула 58 г. до н.э. Цицерон знал Филодема как человека ученого и начитанного, "превосходнейшего мужа" (Cic. De fin. II 35, 119 – о нем и о Сироне – "familiдres nostros... cum optimos viros, turn homines doctissimos"), хотя полагал, что эпикурейская философия оказала плохое влияние на его патрона.

Это именно Пизон подарил Филодему виллу в Геркулануме, где среди раскопок XIX в. были найдены фрагменты сочинения философа. Известно, что Вергилий одно время посещал школу Филодема в Неаполе, возможно, привлеченный необычным сочетанием серьезной философии и легкой поэзии, мастером которой был Филодем.

До нас дошли отрывки из сочинения Филодема, важные и для характеристики эпикурейской эстетики и для стоического отношения к поэзии. Об этом Филодеме – по крайней мере об его эстетических взглядах – нельзя ничего сказать особенно интересного, так как производимая им критика отличается отсутствием аргументации и сводится главным образом к выставлению контртезисов. Кроме того, эстетические сочинения Филодема дошли до нас на плохо сохранившихся папирусах, восстанавливать которые является весьма тяжелым и часто мало благодарным трудом. Тем не менее на основании работ по восстановлению текста "О поэтических произведениях" (Pen poiematцn) в изд. X.Йенсена221, "Риторики"222 и трактата "О музыке"223 можно извлечь из этих трудно читаемых материалов некоторые довольно интересные сведения, рисующие фон тогдашней эстетики и заметно обогащающие нас и в фактическом отношении. Поскольку работа Йенсена о Филодеме является капитальной и уже стала библиографической редкостью, она используется нами весьма обильно. Кроме того, имеется работа А.А.Тахо-Годи "Эпикуреец Филодем и стоическая оценка поэзии" (В кн.: "Вопросы филологии". М., 1969, с. 407-412). Эта работа используется нами в разделе о критике Филодемом Неоптолема Парионского (Парион – город у Геллеспонта). Данный раздел, таким образом, принадлежит А.Ф.Лосеву и А.А.Тахо-Годи.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова