Предисловие
Многоуважаемый читатель, Вы держите в Ваших руках новое издание замечательной книги профессора Алексея Александровича Царевского. Эта работа была издана в Казани в 1898 г. и является лучшим трудом на тему влияния православной веры на русскую жизнь и культуру.
* * *
Книга профессора Царевского написана 100 лет тому назад очень наблюдательным ученым. Она особенно ценная, так как дает нам взгляд на русских людей и Россию того времени. С тех пор прошло 100 лет, и Россия и русские пережили несколько катастроф, в которых потеряли свыше ста миллионов душ. Многое что изменилось, и сам русский человек тоже изменился, но все-таки несмотря на все это многое, то что написано профессором Царевским, все еще применимо и относится и к нашему времени.
* * *
По Промыслу Божию она появилась снова, как раз тогда, когда русские люди праздновали 1000-летие крещения Руси и старались осознать значение Православия в жизни России, русского народа и вообще каждого русского человека.
* * *
О профессоре Царевском «Полный православный богословский энциклопедический словарь» (издание СПб) писал так (Том II, стр. 2310): «Царевский, Алексей Александрович-духовный писатель, родился в 1855 г., кончил Казанскую духовную академию, где и состоит теперь профессором славянскаго языка, палеографии и истории русской словесности, написал: «Посошков и его сочинения», «С. Я. Надсон и его поэзия, мысли и печали», «Значение православия в жизни и исторической судьбе России», «Значение просветительных трудов св. Кирилла и Мефодия в славянорусской жизни и истории», «Светлое Христово Воскресение и празднование его в церкви православной», «О священной поэзии православнаго христианскаго богослужения» и многие другия.»
* * *
Автор этого издания разработал его так, чтобы книга могла стать учебником и справочником по вопросу влияния Православной веры на жизнь в Православной России. Таким образом эта книга может быть полезной педагогам, преподавателям, духовным отцам, а также и всем боголюбивым мирянам. Пожелаем ей самого широкого распространения.
* * *
Очень интересно, символично и знаменательно, как происходят издания этой книги. Работа над ними захватывает 100 лет, несколько поколений и церковных юрисдикций. Все они в области христианской проповеди, любви к Господу Богу и Православию едины.
Так вот, эта книга, изданная впервые в 1898 г. в Казани, была найдена в библиотеке одного известного американского университета в 1980-ых годах русским ученым монахом о. Архимандритом Амвросием (Пагодиным) в Калифорнии. Отец Амвросий снял с нее ксерокопию и переслал в Монреаль, в Канаду, Митрополиту Виталию, Восточно-Американскому и Нью-Йоркскому. Митрополит ее переиздал в 1986 г. - как раз в преддверие 1000-летия крещения Руси. В 1991 г., Научно-издательский центр «Альфа» в Санкт-Петербурге переиздал ее по новой орфографии.
* * *
Пишущий эти строки, автор этого издания, для лучшей наглядности материала написал заглавия для подглав и заголовки-резюме для каждого абзаца в книге. Оглавление для подглав и абзацев и сама книга долгое время были отдельно друг от друга. В 1997 г. при содействии о. Протоиерея Стефана Павленко в Калифорнии был приготовлен учебник-справочник, который сейчас находится в Ваших руках.
* * *
При издании этого труда помогали и сотрудничали многие лица которых просто нет возможности каждого отдельно назвать. Автор этого издания от всей души и всего сердца приносит всем им глубокую благодарность.
* * *
Итак, как уже было сказано выше, несколько поколений, в разных странах и церковных юрисдикциях, трудились для издания этих книг. Пользуясь настоящим изданием, все работающие на ниве Господней, светские педагоги и вообще каждый человек смогут быстро и просто найти описание влияния Православной веры на разные области жизни русского человека во славу Божию. Дай Бог, чтобы этот труд помог воздвигнуть Храмы Господни на Руси и снова освятить и просветить ее светом Православия.
Автор-составитель издания
14/27 сентября 1997 года Воздвижение Креста Господня
Введение
Каждый русский человек при встрече с иностранцами, в особенности с Запада, чувствует и замечает что мы - русские - во многом отличаемся от них. Наше мышление, мировоззрение, характер, интересы и общие черты другие. Иностранцы тоже это подмечают и дают нам эпитеты вроде «сумасшедший русский» (crazy Russian), или «загадочная русская душа» или «каждый русский является религиозным философом» (every Russian is a religious philosopher) или просто «ты такой смешной» (you are so funny). Так в чем же дело?
Разгадка русского человека в том, что Православная христианская вера воспитала его характер и стала основой его мировоззрения и культуры. Поэтому и разница между русским человеком и западным чаще всего бывает из за того что у русского подход бывает более христианский.
Многие русские духовные отцы, а также и светские писатели и мыслители об этом говорили и писали. Но все это было коротко или просто отдельные мысли и намеки. Есть несколько трудов, которые затрагивают эту тему, но нет хорошо разработанной книги. Книга профессора А.А.Царевского является исключением.
* * *
Предлагаемая читателю книга есть переиздание работы профессора А.А.Царевского. Это прекрасно написанный труд, который затрагивает всю жизнь русского человека и наглядно показывает влияние Православной веры на него. Книга написана с большим чувством и любовью к русскому человеку, его культуре и стране, в которой он живет - России. Настоящее издание для наглядности и удобства дополнено заглавиями подглав и заголовками-резюме абзацев.
* * *
В книге подробно описываются все отрасли жизни страны и характер русского народа. В ней четыре главы: (I) Влияние на политическую судьбу России, (II) Влияние на внутреннюю жизнь Руси, (III) Влияние на характер русского человека и (IV) Основные свойства русского человека.
* * *
Книга была написана для верующего, православного христианина, живущего по своей вере и знающего Закон Божий, историю Церкви Христовой, жития святых и т. п. Не знающим всего этого, она будет трудной. Кроме того, мы живем во время когда люди крайне неосведомлены о христианстве. Часто говорится, что все религии учат одно и то же, и что разницы между ними мало. Поэтому напомним читателю об основном в Православном христианстве.
* * * Иисус Христос учил об Едином Господе Боге, Создателе всего мира, Праведном и любящем Отце, Промыслителе, Который нас создал и дал нам заповеди о том, как жить. Господь нас учил что нужно жить по этим заповедям, нужно честно трудиться, почитать родителей, нельзя убивать, прелюбодействовать, воровать, лгать и завидовать, и самое главное - нужно посвящать время Богу. Это были знаменитые Десять Заповедей, которые были даны древним евреям еще до Иисуса Христа. Иисус же углубил эти заповеди и еще учил о любви ко всем, о скромности, о жизни по Божией правде, о милосердии, о внутренней сердечной чистоте, о миротворчестве, о добрых делах, искренности, нравственной чистоте, о духовном а не материальном богатстве, о духовной, а не телесной красоте, о надежде на Бога и о жизни после смерти (Матф. 5-7). Все учение Иисуса Христа было углублением древней еврейской веры. Учение было настолько праведно, глубоко и очевидно и для тех языческих времен необычно, что было ясно, что оно исходило не от человека.
Учение Иисуса Христа содержало семена для здоровой культуры и цивилизации человеческого общества. Оно быстро распространилось по всему миру и стало фундаментом для законов, нравственности и жизни всех народов. Поэтому эта новая культура начала называться «христианской», а народы «христианскими». В мире английского языка есть выражение «это есть Библия» (this is the Bible) что значит: это содержит все, здесь есть все, это есть основа всего.
Христианство оказало благотворное влияние на весь мир. Языческий мир - где господствовала сила, богатство, гордость, жестокость, нравственная распущенность - под влиянием христианства постепенно переродился. Основными ценностями стали доброта, любовь, милосердие, скромность, прощение, чистота нравов. Христианство повлияло на всю жизнь человека, на все отрасли его сложной жизни и омыло все и вся. Христианские правила и нормы для жизни стали основой законов всех цивилизованных стран. Христианское учение стало колыбелью новой очищенной христианской культуры.
* * * Тоже напомним читателю, что Православная Христианская Церковь и православное христианство - это та Церковь и то христианство, которое начато Иисусом Христом и потом по Его желанию продолжено апостолами. В самом начале определились пять древних Церквей: Иерусалимская, Антиохийская, Александрийская, Римская и Константинопольская. Позже эти матери Церкви создали другие дочери Церкви, которые тоже стали самостоятельными и равноправными. Таким образом сейчас существуют еще и Болгарская, Греческая, Русская, Румынская, Сербская, Синайская, Церковь на острове Кипр и другие Церкви. В христианском Символе веры (краткое определение того, во что верят христиане) говорится что Церковь «соборная». Все Церкви были равны между собой и общего управления у них не было. Общие вопросы решались на собраниях, которые назывались Вселенскими Соборами. В течение первого тысячелетия учение Церкви утвердилось на семи Вселенских Соборах.
В 1054 г. от Православной Христианской Церкви отделилась Римская (так называемые католики, которые претендуют на первенство в Церкви). От нее, в 1517 г., отделились протестанты, которые потом - из за неопределенности учения - разделились на массу отдельных групп (сект). В настоящее время, в 1998 г., их свыше 22.000. Православная Церковь не признает сектантов за Церкви, а только как христианские общества.
Православная Христианская Церковь сохранила подлинное учение Иисуса Христа и отличется полнотой учения. Другие Церкви и группы постепенно отошли от первоначального христианского учения, и у них оно очень «разбавленное» и искаженное.
АНМ
The Significance of Orthodox Christianity in the Life and History of Russia by Professor A. A. Tsarevsky Imperial University of Kazan, Kazan, Russia, 1898
Книга сия «Значение Православия в жизни и исторической судьбе России» профессора А.А.Царевского дополнена заглавиями и переиздана по благословению Архиепископа Антония Западно-Американского и Сан-Францисского в ознаменование 1000-летия Крещения Руси и 2000-летия Христианства. Церковь Всех святых в земле Российской просиявших Бурлингэйм, Калифорния, США 1998 г.
© Copyright 1998 by Alexandre Miroshnichenko, except the text by Professor A. A. Tsarevsky A. N. Miroshnichenko c/o Church of all Russian Saints 744 El Camino Real Burlingame, CA 94010-5005, USA Перепечатывать можно только с разрешения издателя.
Печатается по изданию: Проф. А. А. Царевский, «Значение Православия в жизни и исторической судьбе России». Казань, 1898 г. Книга дополнена заглавиями подглав, заголовками-резюме абзaцев, предисловием, введением и библиографией.
АНМ, Храм всех Святых в Земле Российской просиявших ANM, Church of all Russian Saints, 744 El Camino Real, Burlingame, CA 94010-5005
|