Чоран, Э. М. Признания и проклятия / Пер. с франц. О. Акимовой. — СПб: Симпозиум, 2004. — 206 c.
Опись А, №20446.
- о нём Зонтаг.
Эмиль Мишель Чоран
Emile Choran
( 08.04.1911 года - 20.06.1995 года )
Родился в трансильванском селе Решинари, принадлежавшем тогда Австро-Венгрии и позже вошедшем в состав румынского жудеца Сибиу. Сын православного священника, учился в немецкой школе. Закончил факультет филологии и философии Бухарестского университета, где сблизился с Мирчей Элиаде и Эженом Ионеско, мировоззрение их кружка сложилось под сильным воздействием немецкого культур-пессимизма и философии жизни (Шопенгауэр, Ницше, Людвиг Клагес). С 1932 Чоран начинает публиковаться в румынской прессе, выступает с резкой критикой румынского провинциализма, лозунгами возрождения нации, надеждами на харизматического вождя, симпатией к итальянскому фашизму и немецкому нацизму. В 1933—1934 по стипендии Фонда Гумбольдта занимается в Берлинском университете Фридриха-Вильгельма и Мюнхенском университете имени Людвига Максимилиана, в 1935 возвращается в Румынию, преподает в провинциальном лицее. Первые книги пессимистической философской эссеистики написаны по-румынски. В 1937 по стипендии Института Франции в Бухаресте Чоран уезжает в Париж, посещает семинары по философии в Сорбонне, путешествует по Франции, Испании, Великобритании — пешком и на велосипеде. Годы гитлеровской оккупации проводит в Париже. После войны решает остаться во Франции и перейти на французский язык, полностью порывает с прежним националистическим образом мысли.
Книги афоризмов и эссе Чорана, написанные на французском, полны разочарованием в европейской цивилизации, мрачным скепсисом, неверием в прогресс и, вместе с тем, острым анализом ходячих предрассудков и исторических иллюзий, бежалостностью к себе и к человеку в целом. Живущий в обстановке крайней бедности, сторонящийся известности нелюдим (он отказался практически ото всех премий, которые ему присуждали) Чоран встречается лишь с узким кругом избранных друзей, но к концу 1960-х годов приобретает у нонконформистской молодежи Франции, Испании, ФРГ, Северной и Латинской Америки славу своеобразного «пророка нигилистической эпохи». Его книги переводятся на многие языки, признание возвращается к нему даже в Румынии. Однако после 1987, когда его книга «Признания и проклятия» приобрела шумный успех и даже стала бестселлером, Чоран практически ничего больше не пишет. Посмертно опубликованы записные книжки писателя (записи прекратились в 1972), остаются не напечатанными дневники, которые он вел с 1972 года.
Камерное сочинение Hommage a Cioran для 6 инструментов (1992) принадлежит Мишель Реверди. Чоран - главный герой драмы живущего во Франции румынского писателя Матея Вишнеца "Парижская мансарда с видом на смерть" (2007).
Главные сочинения
На вершинах отчаяния (1934, на рум.яз.)
Слезы и святые (1937, на рум. яз.)
Трактат о разложении основ (1949, на франц. яз., премия Ривароля, на нем. язык книгу перевел Пауль Целан)
Силлогизмы горечи (1952)
Соблазн существования (1956)
История и утопия (1960)
Злой Демиург (1969)
Очерк реакционной мысли. О Жозефе де Местре (1977)
Упражнения в славословии (1986)
Признания и проклятия (1987)
Книги на русском языке
Чоран, Э. М. После конца истории: Философская эссеистика / Пер. Б. Дубина, Н. Мавлевич, А. Старостиной. — СПб: Симпозиум, 2002. — 544 с.
Сиоран. Искушение существованием / Пер. с фр., пред. В. А. Никитина; ред., примеч. И. С. Вдовиной. — М.: Республика; Палимпсест, 2003. — (Мыслители XX века). — 431 c. ISBN 5-250-01864-5 RAR-архив
Чоран, Э. М. Признания и проклятия / Пер. с франц. О. Акимовой. — СПб: Симпозиум, 2004. — 206 c. ISBN 5-89091-184-4
[править]
Отдельные публикации на русском языке
Чоран, Э. М. Соблазн разочарования / Пер. И. Хадикова // Митин журнал. — 1998. — Вып. 56. — С. 300—307.
Чоран, Э. М. «Страдание» (Отрывок из работы «Печаль бытия») // Пер. с рум. А. Бовдунова
Чоран, Э. М. «Энтузиазм как форма любви» (Отрывок из книги «На вершинах разочарований») // Пер. с рум. А. Бовдунова
[править]
Литература о Чоране
Liiceanu Gabriel. Itineraires d’une vie. E.M.Cioran. Paris: Michalon, 1995.
Lectures de Cioran/ Textes reunis par Norbert Dodille et Gabriel Liiceanu. Paris: l’Harmattan, 1997.
Kluback W., Finkenthal M. The temptations of Emile Cioran. New York: Peter Lang Publishing, 1997.
Bollon Patrice. Cioran, l’heretique. Paris: Gallimard, 1997.
Stolzel Thomas. Ein Saulenheiliger ohne Saule. Begegnungen mit E.M. Cioran. Essays.Graz: Literaturverlag Droschl , 1998.
Jaudeau Sylvie. Cioran ou le dernier homme. Paris : Jose Corti, 2001.
Thoma Friedgard. Um nichts in der Welt. Eine Liebe von Cioran. Bonn: Weidle Verlag, 2001.
Balan George. Emil Cioran: La lucidite liberatrice. Paris: ed. Josette Lyon, 2003.
Modreanu Simona. Le Dieu paradoxal de Cioran, Paris: Editions du rocher, 2003.
Valcan Ciprian. La concurrence des influences culturelles francaises et allemandes dans l'oeuvre de Cioran. Bucuresti: Editura ICR, 2008.
Наврозов, Л. Эмиль Чоран: «последний инакомыслящий» // Иностранная литература. — 1994. — № 1.
Зонтаг, С. «Думать наперекор себе». Размышления о Чоране / Пер. с англ. Б. Дубина // Иностранная литература. — 1996. — № 4.
Зонтаг, С. «Думать наперекор себе». Размышления о Чоране // Зонтаг С. Мысль как страсть. Избранные эссе 1960-70-х годов. — М.: Русское феноменологическое общество, 1997. — C. 97-113.
Дубин, Б. Бесконечность как невозможность: фрагментарность и повторение в письме Эмиля Чорана // Новое литературное обозрение. — 2002. — № 54 (2). — C. 251—261.
Ленель-Лавастин А. Забытый фашизм: Ионеско, Элиаде, Чоран. М.: Прогресс-Традиция, 2007
Илья Смирнов «Забытый фашизм». Театр абсурда в колоде одной масти |