Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Пьер Тейяр де Шарден

 

БОЖЕСТВЕННАЯ СРЕДА

 

(Взято с сайта: http://home.worldonline.nl/~sttdc/theoru.htm, 2005 год. Тут текст с курсивом, но в кодировке, которая в шесть раз "утяжеляет" текст).

Струговщиков Е., свящ.: Тейяр де Шарден и православное богословие.

М.: Fazenda «Дом надежды», 2004, 256 с. ББК 86.37 - С 87 - ISBN 5-86181-314-0

Вот Введение к книге:

ВВЕДЕНИЕ

«Мы храним память о Пьере Тейяре де Шардене как об ученом, философе и писателе. Повышение интереса к религиозным идеям, непрерывному расширению нашего познания Вселенной и таким образом новая постановка вопросов, касающихся взаимосвязи между наукой и верой, - таковы причины дальнейшей расчистки путей, намеченных Тейяром де Шарденом. В этом мире, стремящемся к прогрессу и братству, его идеи, несомненно, открывают перед нами новые перспективы жизни».1 Эти слова генерального директора ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) Амаду Махтара М'Боу лишь отчасти объясняют непрекращающийся интерес к наследию одного из самых известных католических мыслителей последнего столетия.

Французский священник, иезуит Пьер Тейяр де Шарден (1881-1955) был поэтом, мистиком, философом, богословом, естествоиспытателем. Оригинальная интуиция, неординарность мысли, скрупулезность исследователя, - все эти черты сделали Тейяра самым обсуждаемым католическим автором последних десятилетий. 2 Творчество его с огромным интересом изучалось и изучается в мире в самых разных ракурсах и с самых разных точек зрения. Историки науки спорят о правдоподобии, ценности и перспективах дальнейшего продумывания той всеохватной картины развития Вселенной, которую Тейяр создавал «по кусочкам» всю свою жизнь.3 Естествоиспытатели до сих пор пользуются его исследованиями сразу в нескольких областях: общей и исторической геологии, геоморфологии, палеонтологии, палеоантропологии.4 Проблематика философская, поднятая Тейяром, активно обсуждалась и обсуждается сегодня среди философов.5 Христианские богословы всех конфессий и сегодня продолжают оценивать значимость теологических идей, которые Тейяр не боялся высказывать, не смотря на постоянное давление на него со стороны католических богословских кругов.

Богословие в смысле «голой науки» никогда не интересовало Тейяра. Когда читатель сталкивается с богословскими темами в произведениях французского мыслителя, то практически всегда эти темы изложены скорее поэтически, чем логически. Темы богословские перекликаются с темами естественнонаучными и философскими, критическому анализу ткань богословской мысли поддается с трудом. И, тем не менее, именно теологическая плоскость стала предметом особого внимания богословов уже при жизни Тейяра. В католическом богословии Тейяр оценивался и оценивается по сей день как весьма положительно, так и резко отрицательно.6 С двадцатых годов у него начались осложнения с Обществом Иисусовым (членом которого он являлся), а затем и с западными богословами вообще, и эта напряженность вокруг идей, изложенных им в многочисленных произведениях, в католических кругах не исчезла и до сего дня. Можно говорить о подъемах и спадах в истории отношений к Тейяру и тейярдизму, как нарекли уже после смерти мыслителя школу и стиль его последователей, но факт остается фактом: учение Тейяра не перестает быть спорным в контексте новейшей католической теологии и в контексте богословской мысли запада в целом. Очень быстро творчество западного мыслителя стало предметом внимания и некатолических богословов. 7

Дело в том, что Тейяр часто мыслил о христианстве, в плане его надконфессионального универсализма, хотя было бы несправедливо не сказать, что мы встречаем в его произведениях и отдельные элементы апологии собственно римо-католичества.8 Но и такие элементы всегда возводятся Тейяром к как будто покинутому универсализму христианской религии:

Если христианство действительно предназначено, согласно его исповеданию и чувствам, стать религией завтрашнего дня, то лишь включившись в живую и организованную направленность римского католицизма оно может надеяться померяться силами с великими современными гуманитарными учениями и вобрать их в себя. Быть католиком означает единственную возможность быть христианином полностью и до конца. 9

Здесь важно не обмануться и увидеть то, что видят католические радикальные традиционалисты: «быть христианином полностью и до конца» не значит для Тейяра быть католиком, хотя быть католиком для него тождественно «быть христианином полностью и до конца». Именно этот христианский универсализм позиции Тейяра вывел его творчество в надконфессиональное пространство. Интерес к идеям просто христианского мыслителя и их обсуждение возникли и вне западных (католических и протестантских) богословских кругов сразу после опубликования главных работ.

Уже в пятидесятые годы в богословскую полемику вокруг сочинений Тейяра включились и православные богословы. В первую очередь тейяровское творчество стало обсуждаться представителями парижской школы русского богословия. Насколько мысль Тейяра является христианской, церковной, традиционной? Что можно и нужно отвергнуть и, напротив, взять на вооружение в арсенале идей, высказанных Тейяром в его произведениях? Какие генетические нити связывают его богословие (и есть ли они вообще) с православной традицией? Эти вопросы были поставлены православными богословами, обратившими свое внимание на Тейяра и западные споры вокруг него.

Однако, не смотря на интерес, проявленный среди православных богословов к творчеству Тейяра, право-славная исследовательская литература, посвященная богословию этого религиозного мыслителя, до сего дня остается чрезвычайно скудной. Монографий богословского характера, посвященных Тейяру, не существует вовсе. Нет даже простого изложения богословских взглядов Тейяра. Все, что имеется на сегодняшний день - это достаточно фрагментарная критика, разбросанная по самым разным (по своему качеству и назначению) работам православных авторов.

На первом месте в хронологическом ряду таких работ - критический обзор религиозной философии Тейяра, данный прот. В. Зеньковским в его «Основах христианской философии».10 Далее следует менее проработанный в критическом отношении своеобразный «схематический набросок», предназначенный обозначить систему связей нескольких тейяровских богословских тем с восточно-христианской традицией, принадлежащий прот. Г. Клингеру.11 Последнюю позицию занимает оценка богословских взглядов Тейяра, данная прот. А. Менем в популярном изложении.12 Наконец, требует упоминания оценка наследия Тейяра, данная проф. ЛДА Н. А. Заболотским в ряде его работ, существующих лишь в машинописном виде. 13

В богословской плоскости, которая может быть обозначена как «Тейяр и православие», как и в плоскости западной теологии, выявленной выше, мнение исторических участников дискуссии вокруг Тейяра расходится диаметрально. С одной стороны стоят те, кто не видит в мысли Тейяра ничего православного, таков, например, прот. В. Зеньковский, который считал натурфилософскую картину «Феномена человека» (одного из главных произведений Тейяра) не только неправославной, но вообще нехристианской. Другой оценочный полюс представлен мнением прот. Г. Клингера, который считал интуиции Тейяра едва ли не полностью идентичными православному святоотеческому богословию. Срединную позицию заняли оценки Тейяра, данные прот. А. Менем и проф. Ленинградской Духовной Академии Н. А. Заболотским.

Каково же богословие Тейяра? В чем его содержание? Существуют ли связи (и, если существуют, то какие) Тейяра с православным богословием? Ответы на эти вопросы, в достаточно полном виде до сих пор не прозвучали не только в русскоязычной литературе, но и в литературе иноязычной. Эти-то ответы и станут целью настоящего исследования. Предметом же исследования, соответственно, будут богословские взгляды Тейяра, которые до сих пор далеки от осмысления в работах православных исследователей.

M'Bow A. -M. Allocution d'Amadou Mahtar M'Bow a l'occasion de la celebration du centenaire de la naissance du Pere Teilhard de Chardin. Paris, 1981. Р. 1. При ссылке на сочинение Тейяра де Шардена указывается лишь название. Издание, по которому цитируется та или иная его работа, см. в «Хронологии основных работ». В ссылках на другие источники при наличии в используемом издании номера тома (книги, части), главы (раздела), стиха (строки) указываются и они.

См. специальные библиографические издания (работы Тейяра и литература о нем): A Basic Teilhard Bibliography 1955-1968. New York, 1968; Baudry G. -H. P. Teilhard de Chardin. Bibliographie (1881-1972). Lille, 1972; Grenet P. -B. Teilhard de Chardin. Presentation per l'abbe Paul Grenet. Choix de textes, bibliographie, fac-similes. Paris, 1961; Jarque J. E. Bibliographie generale des oeuvres et articles sur Pierre Teilhard de Chardin parus jusq'a fin decembre 1969. Freiburg, 1970; Pierre Teilhard de Chardin (1881-1955). Bruxelles, 1965; Polgar L. Intenationale Teilhard-Bibliographie 1955-1965. Freiburg - Munchen, 1965; Pounlin D. Teilhard de Chardin. Essai de bibliographie 1955-1966. Quebeck, 1966; Terra H. de. Bibliographie des deutschsprachigen Schrifttums von und uber Pere Teilhard de Chardin 1955-1964. Frankfurt, 1965.

См., напр.: Duroux P. E. L'Histoire naturelle de l'humanite selon Teilhard. Paris, 1964; Guerra L. F. La filosofia de la naturalezza en Teilhard de Chardin. Lima, 1964; Walhert G. von. Teilhard de Chardin und die moderne Theorie der Evolution der Organismen. Stuttgart, 1966; Ермоленко М. Т. К критике теоретико-эволюционных основ тейярдизма // История и теория эволюционного учения. Вып. 3. Л., 1975. С. 152-160; Касавина Г. З. Проблема оснований биологии и современная буржуазная философия // Философские основания естествознания. М., 1977. С. 210-224; Левада Ю. А. «Феномен Тейяра» и споры вокруг него // Вопросы философии. № 1. 1962.

См., напр.: Bone E. Pierre Teilhard de Chardin // Revue des Questions scientifiques (Louvain). T. XVII. 1956. Р. 90-104; Kuhn W. Teilhard de Chardin und die Biologie // Stimmen der Zeit. Freiburg, 1962/63; Piveteau J. Le Pere Teilhard de Chardin, savant. Paris, 1964; Харитонов В. М. Введение в теорию антропогенеза и археологию палеолита. М., 1998.

См., напр.: Martin M. G. The Spirituality of Teilhard de Chardin. Westminster, 1968; Pluzanski T. Paradoks w nowozytnej filozofii chrzescijanskiej. Warszawa, 1970; Provenzano J. P., Provenzano J. The Philosophy of Conscious Energy: Answers to the Ultimate Questions. Winston-Derek Pub., 1993; Soucy C. Teilhard de Chardin est-il un philosophe? // Essais sur Teilhard de Chardin. Paris, 1962. Русскоязычная литература, посвященная этой плоскости рассмотрения идей французского мыслителя, находится в достаточно выгодном положении. Марксизм, так долго задававший тон философским публикациям в СССР, во многом перекликается с тейярдизмом, что не отрицал и сам родоначальник последнего, отсюда понятен интерес к католическому модернисту, возникший в Союзе вместе с выходом его главных работ. «Феномен человека» (одна из главных книг Тейяра) был переведен на русский язык и опубликован всего через десять лет после первого выхода в свет на западе. Среди русскоязычной литературы, однако, творчеству Тейяра была посвящена (опубликована) лишь одна монография (Бабосов Е. М. Тейярдизм: попытка синтеза науки и христианства. Минск, 1970). Ее автору принадлежит также книга «Истина и богословие» (Минск, 1988) и статья «Границы диалога с наукой» (Наука и религия. № 7. 1966. С. 26-30), в которых, впрочем, новых идей, относящихся к тейярдизму не содержится. Русскоязычная литература, посвященная Тейяру де Шардену, представлена спектром разноплановых и коротких сочинений, обсуждающих разные аспекты философии тейярдизма, и словарными статьями (См., напр.: Быховский Б. Э. Тейяр де Шарден // Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 672-673; Губман Б. Л. Тейяр де Шарден // Современная западная философия. М., 1991. С. 295-296; Кузнецов В. Н. Французская буржуазная философия ХХ века. М., 1970; Назаров В. И. Эволюционная теория во Франции. М., 1974; Пасика В. М. Христианский эволюционизм Тейяра де Шардена // Из истории зарубежной философии 19-20 века. М., 1967. С. 164-183; Пасика В. М. Тейяр // Философский словарь. М., 1967; Пасика В. М. Тейяр де Шарден // Большая советская энциклопедия. Т. 25. М., 1976. С. 362; Пасика В. М. Тейяр де Шарден // Философская энциклопедия. Т. 5. М., 1970. С. 192-193; Тейярдизм // История философии. Т. 6. Кн. 2. М., 1965. С. 80-82).

См. об этом: Bendlova P. Teilhard de Chardin - nova nadeje katolicismu? Praha, 1968; Ястребов И. В. Католицизм в современной Франции. М., 1973.

См. протестантскую оценку Тейяра: Daecke S. M. Teilhard de Chardin und die evangelische Theologie. Die Weltlichkeit Gottes und die Weltlichkeit des Welt. Gottingen, 1967; Клор О. Новые тенденции в отношении евангелической и католической теологии к современному естествознанию // Вопросы научного атеизма. Вып. 1. М., 1966.

См., напр.: Тейяр де Шарден П. Введение в христианскую жизнь // Тейяр де Шарден П. Божественная среда. М., 1992. С. 212-213. Далее: Введение в христианскую жизнь.

Там же. С. 213.

Зеньковский В. В., прот. О трудах Teilhard de Chardin // Зеньковский В. В., прот. Основы христианской философии. Т. 2. Париж, 1964. С. 175-186.

Клингер Г., прот. Тейяр де Шарден и православная традиция // Вестник РСХД. № 106. Париж, 1973. С. 109-132 (Klinger J. O. Teilhard de Chardin a tradycja kosciola wschodniego // Zycie i Mysl. № 6-7. 1968).

Мень А., прот. Тейяр де Шарден: христианин и ученый // Тейяр де Шарден П. Божественная среда. М., 1992. С. V-XXIV.

Заболотский Н. А. Тейяр де Шарден и церковно-учительная традиция. Актовая речь в Ленинградской Духовной Академии 9 октября 1970 г. Л., 1970 (машинопись); Заболотский Н. А. Древние восточные Церкви. Лекции для студентов Ленинградской Духовной Академии. Т. 2. Л., 1983 (машинопись).

Заболотскому принадлежит также перевод на русский язык сборника работ Тейяра «Будущее человека» (Пьер Тейяр де Шарден. Будущее человека. Л., 1970 (машинопись)). Заболотскому же, по всей видимости, принадлежит, использованный в настоящей работе по причине недоступности оригинального издания, перевод книги аббата Поля Грене «Тейяр де Шарден - христианский эволюционист» (Грене П., аббат. Тейяр де Шарден - христианский эволюционист. Париж, 1961 (рус. пер. - Б/м, б/г (машинопись), библ. СПбДА)) и ряда статей Тейяра, в приложении к ней. Оба эти перевода существуют в машинописном варианте, хранятся в библиотеке СПбДА.

Прилагаю для Вас также вступительные статьи к книге:

ПРЕДИСЛОВИЕ

Французский богослов и философ Пьер Тейяр де Шарден занимает видное место в истории богословской мысли ХХ столетия. Творческое наследие Тейяра давно приковывает к себе внимание многих исследователей, о чем свидетельствуют тысячи публикаций, посвященных тем или иным аспектам его учения.

Уже при жизни Тейяра началась дискуссия, посвященная его богословским идеям. Эта дискуссия продолжается и поныне. Католические ученые на протяжении полувека пытаются оценить богословское наследие мыслителя, причем их оценки иногда оказываются диаметрально противоположными. Так на II Ватиканском соборе возникла бурная дискуссия между сторонниками Тейяра (епископами Харли, Райтом, Шпюльбеком и Реетцом, «бразильским апостолом» Гельдером Камара и др.) и его противниками (итальянским кардиналом Руффини, французским монахом Доном Прю и др.). Сторонниками Тейяра были известные католические богословы-томисты Поль Грене и Жан Ладрие. Но среди томистов были и его противники: Этьен Жильсон и Жак Маритен. Такую же полярность оценок Тейяра мы находим у протестантских богословов.

Для нас, конечно, важна оценка тейярдизма в контексте православного богословия. Но и здесь не обнаруживается однозначных выводов. Протоиерей Василий Зеньковский, например, рассматривая богословие Тейяра в свете православного мировоззрения, подверг идеи католического мыслителя суровой критике. Протоиерей Георгий Клингер, протоиерей Александр Мень и профессор Ленинградской Духовной Академии Н. А. Заболотский, напротив, относились к идеям Тейяра с симпатией, находя в них многие нити, связывающие тейярдизм с православным мировоззрением.

К сожалению, наследие Тейяра в России пока еще плохо изучено. Если говорить о богословском аспекте работ Тейяра, то это не удивительно: в советский период не было условий для подобного рода исследований. Обсуждение богословия Тейяра, впрочем, имело место в среде русских православных ученых ХХ века, оказавшихся в эмиграции, но и оно носило достаточно фрагментарный характер.

В этой связи обнадеживает появление в России книг, подобных той, что держит в руках читатель. Книга священника Евгения Струговщикова представляет собой первое в России подробное богословское исследование темы, которая уже полвека волнует умы христианских богословов во всем мире, - исследование, написанное с православных позиций.

Бесспорным достоинством книги, на наш взгляд, является то, что на ее страницах читатель словно вступает в живой диалог с Тейяром. Благодаря обильному цитированию автор дает самому Тейяру возможность объяснять свои идеи. Значительное число текстов Тейяра становится известным русскоязычному читателю из книги о. Евгения впервые. Мысли французского богослова, нередко весьма трудные для понимания и многомерные в своем возможном истолковании, благодаря тщательной систематизации становятся значительно более доступными.

Менее бесспорной, по нашему мнению, является попытка автора сопоставить идеи Тейяра с православным богословием, начиная с древнейших представителей Православного Предания и кончая выдающимися православными богословами ХХ века. Святоотеческая традиция оказала на Тейяра лишь косвенное и опосредованное влияние (что признает и сам автор настоящей книги), и было бы ошибкой искать прямые параллели между Тейяром и восточными Отцами Церкви. Нам представляется, кроме того, что общая апологетическая направленность данной работы мешает ее автору критически подойти к некоторым аспектам богословия Тейяра, в частности, тем, которые вызывали недоумение в среде католических богословов. Не всегда убедительными кажутся нам выводы автора о большей близости Тейяра к православному богословию, чем к католическому, и к восточной святоотеческой традиции, чем к западной.

Указанные недостатки не снижают общую значимость настоящей книги, которая открывает не только православным, но и всем русскоязычным читателям богатый интеллектуальный и духовный мир Тейяра-богослова. Хочется надеяться, что книга о. Евгения станет своеобразным введением в круг богословских взглядов этого видного представителя католической мысли ХХ века и позволит православному читателю обрести собственную взвешенную позицию. +Епископ Венский и Австрийский Иларион

ВСТУПИТЕЛЬНАЯ СТАТЬЯ

Пьер Тейяр де Шарден, бесспорно, может быть признан одним из наиболее глубоких и самобытных мыслителей закончившегося столетия. Однако его личность, равно как и его научно-богословские труды, по сей день служат предметом острых дискуссий. Парадокс состоит в том, что отношение к Тейяру весьма полярно - от восторга и поклонения со стороны одних до резкого неприятия другими. Эта междоусобная брань ведется не одно десятилетие, начавшись еще при жизни самого «виновника» споров. С чем связана столь острая дискуссия, какой из сторон отдать предпочтение? Книга о. Евгения позволяет обрести собственную позицию. Каково подлинное место богословия Тейяра, а также его научного творчества? Как соотносится система его взглядов, его многочисленные богословские (и догматические) новации с системой взглядов католического и, в особенности православного богословия? Вот примерно тот круг вопросов, которые обозначены автором данной работы.

Прежде всего, хочется отметить структурную стройность и соразмерность данного исследования, а также его логическую безупречность. Это позволяет читателю познакомиться с большим корпусом работ Тейяра (значительная часть которых, к сожалению, до сих пор не переведена на русский язык), не заблудившись в этом многообразии.

Однако о. Евгений не ограничивает свою задачу лишь обзором трудов французского мыслителя. Его книга открывается весьма обстоятельным биографическим очерком, который даже искушенному и хорошо знакомому с личностью Тейяра читателю откроет много прежде не известных страниц его жизни. Это чрезвычайно важно для понимания того, как формировалось его весьма самобытное мировосприятие.

Предпринятый о. Евгением анализ различных аспектов богословского наследия Тейяра, а также, что важно именно для православного читателя, последовательное от главы к главе, сравнение его с восточной патристикой и восточным богословием нового времени, делают данную работу особенно ценной. Хочется отметить тот своеобразный метод, который использует автор. Его можно было бы обозначить, как метод «личностной отстраненности». О. Евгений ни коим образом не демонстрирует свою собственную позицию, не навязывает ее читателю. Ему удалось на протяжении всей книги сохранять некий нейтралитет. Это позволило автору избежать назидательности и морализаторства, сконцентрировав все внимание читателя на том, ради чего создавалась эта работа - анализе трудов Тейяра. О. Евгений беспристрастно, чрезвычайно корректно и вместе с тем глубоко (о чем свидетельствует обширный список цитируемой литературы) предлагает читателю не только познакомиться с наследием Тейяра, но также провести параллели со святоотеческим богословием, если они есть, или выявить расхождения, коль скоро таковые обнаружатся. Но даже и в этом случае его тон остается ровным и доброжелательным, лишенным обличительного пафоса.

Нельзя не отметить в качестве одного из достоинств книги также то, что о. Евгению удалось преодолеть «поэтическую размытость» текстов Тейяра с тем, чтобы сделать его мысль более понятной (и даже правильно понятной) русскоязычному читателю. Дарованная таким образом возможность познакомиться с системой взглядов Тейяра де Шардена приводит к некоторому неожиданному выводу: католический богослов, не будучи в достаточной мере знакомым с восточной патристикой, между тем по целому ряду ключевых вопросов (в том числе и догматических) очень близко подошел к тому, что за много веков до него было открыто святым отцам нашей Церкви как мистическое видение. Тейяр же сделал попытку описать собственный мистический опыт современным языком. Конечно, его «словотворчество» не всегда можно признать удачным и уместным, однако стремление заполнить явный «терминологический вакуум», существующей ныне, достойно уважения, внимательного анализа и последующего развития. Более того, если мы действительно стремимся к построению христианской концепции цельного знания (а без этого трудно представить себе дальнейшее плодотворное развитие науки), то начинать необходимо именно с создания языка, единого и понятного для науки, философии и богословия.

Особенно хочется подчеркнуть актуальность и своевременность книги о. Евгения. Здесь нужно принять во внимание то обстоятельство, что в последнее десятилетие в нашей стране оживилась деятельность так называемых «научных креационистов». На церковные прилавки потоком хлынули книги и брошюры (часть переводные, а часть - наших собственных креационистов) антиэволюционного содержания. Во многих из них создается совершенно не объективный, грубо искаженный облик Тейяра де Шардена, а также дается весьма не конструктивная критика (если не сказать охаивание) его научно-богословской позиции. При этом частная точка зрения авторов этих работ - непримиримых противников идеи эволюции, выдается за официальное мнение Русской Православной Церкви. Все это вызывает множество вопросов у неподготовленных читателей. На этом фоне книга о. Евгения будет интересна всем тем, кто честно желал бы разобраться в комплексе этих непростых проблем.

Можно утверждать, что о. Евгению удалось отделить пшеничные зерна от плевел, причем сделано это тонко, тактично, доброжелательно, безупречно с точки зрения богословского анализа. Нам явлен достойный образец того, как бережно нужно работать с наследием прошлого, даже если не все в нем может быть принято нами. Книга о. Евгения заполняет тот пробел, который до ныне существовал, поскольку столь фундаментального исследования творчества Тейяра де Шардена, по крайней мере, на русском языке, еще не издавалось.

«Мысленные вещи, не прошедшие через ощущение, пусты и не порождают никакой истины», - писал великий мыслитель, ученый, гениальный художник Леонардо да Винчи. Эти слова имеют самое непосредственное отношение к научному творчеству Тейяра де Шардена. Его горячая убежденность в реальности эволюции материи - не только плод мысленного труда ученого, но и сакральное мироощущение человека, стяжавшего горячую истинную веру. Возможно, в этом - главная ценность его свидетельства и его самобытного миросозерцания. Конечно, для многих покажется непривычным увидеть христианство в эволюционной перспективе, как предлагает нам Тейяр. Однако никаких догматических оснований для отвержения подобного взгляда нет. Напротив, этот новый ракурс лишь расширяет горизонт нашего видения и постижения естественной и сверхъестественной реальности. Для Тейяра, как и для многих его современных последователей, эволюция - это процесс восхождения и преображения творения, механизм развертывания в мире величественного Божественного замысла. И движущей силой этого процесса является любовь творения к Творцу. Вывод Тейяра о том, что основной мотив творения мира есть безграничная Божественная любовь, то есть понимание им любви не только как состояния, но и наделение ее креационными функциями - может быть и есть то главное, та золотая крупица Истины, которую столь щедро подарил миру этот великий мыслитель.

«Дух дышит, где хочет», - свидетельствовал Христос. Да, действительно, где хочет! И это дыхание отчетливо ощущается, когда вступают в диалог с Тейяром де Шарденом, читая его труды. Книга о. Евгения поможет заинтересованному читателю осуществить эту встречу и начать диалог. Ее появление станет прекрасным подарком всем интересующимся личностью Пьера Тейяра де Шардена.

Остается лишь сожалеть, что Россия пока не входит в тот обширный список стран мира, приведенный о. Евгением, в которых существуют общества последователей (или друзей) Тейяра. Возможно, выход в свет данной работы привлечет внимание и интерес к личности и научно-богословскому наследию Тейяра де Шардена и будет способствовать появлению аналогичного общества в нашей стране.

Биолог-методист Отдела религиозного Образования и катехизации Московского Патриархата Муравник Галина Леонидовна

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова