Как-то, употребив французское
слово «longueur»*
Байрон походя заметил, что хотя у нас в Англии нет такого слова, зато в
достатке есть само явление. Точно так же есть склад мышления, который ныне
распространен настолько, что влияет на наши суждения почти по любому поводу, но
которому до сих пор не дано своего имени. Я выбрал для него самый близкий из существующих
эквивалентов — слово «национализм», но читатель очень скоро убедится, что я употребляю
его в не совсем привычном смысле, хотя бы только потому, что чувство, о котором
я веду речь, не всегда связано с тем, что называется нацией, то есть с какой-либо
определенной расой или географической территорией. Оно может связываться с церковью
или классом или может иметь чисто негативный смысл, быть просто направленным против
чего-либо, вовсе не нуждаясь в том, чтобы отстаивать какую бы то ни было позитивную
идею.
Под «национализмом» я прежде всего имею в виду привычку считать,
что человеческие существа можно классифицировать, как насекомых, и что к миллионам,
а то и к десяткам миллионов людей могут быть, ничтоже сумняшеся, приклеены ярлыки
«хорошие» или «плохие»[1].
Но во-вторых, — и это куда важнее — я имею в виду привычку человека отождествлять
самого себя с одной-единственной нацией или какой-либо другой группой и ставить
ее выше добра и зла, не признавая за собой никакого иного долга, кроме служения
ее интересам. Национализм не следует путать с патриотизмом. Оба этих слова обычно
употребляются настолько неопределенно, что любые их толкования будут оспаривать;
нельзя, однако, смешивать эти понятия, поскольку в основе их лежат две разные
и даже исключающие одна другую идеи. Под «патриотизмом» я понимаю приверженность
человека к определенному месту и определенному образу жизни, которые он считает
лучшими в мире, но при этом не имеет желания навязать их силой другим людям. Патриотизм,
по самой природе своей, имеет оборонительный характер как в военном, так и в культурном
отношении. Национализм же, напротив, неотделим от стремления к власти. Каждый
националист неизменно стремится достичь все большей власти и большего престижа,
но не для себя, а для нации или иной группы, в которой он решил
растворить собственную индивидуальность.
Коль скоро речь заходит о наиболее одиозных и легко опознаваемых националистических
движениях в Германии, Японии и других странах, все это самоочевидно. А столкнувшись
с таким феноменом, как нацизм, который мы имеем возможность наблюдать со стороны,
едва ли не каждый из нас скажет о нем то же самое. Но здесь я должен повторить
то, что уже сказал: я пользуюсь термином «национализм» только из-за отсутствия
лучшего. Национализм в широком смысле, в каком я употребляю это слово, включает
в себя и такие движения и направления, как коммунизм, политический католицизм,
сионизм, антисемитизм, троцкизм и пацифизм. Это необязательно означает верность
какому-либо правительству или стране, еще менее обязательно — верность своей
собственной стране, и даже не всегда обязательно, чтобы группы, в которые
верит националист, существовали на самом деле. Вот несколько очевидных примеров:
еврейство, ислам, христианство, пролетариат, белая раса — все это объекты страстных
националистических чувств, но существование их можно серьезно оспаривать, и ни
одному из этих понятий не дано определения, которое принималось бы всеми и повсеместно.
Есть смысл еще раз подчеркнуть, что националистические чувства могут быть чисто
негативными. Есть, например, троцкисты, которые стали просто врагами СССР, не
став при этом приверженцами какой-либо другой группы. Постигнув суть этого примера,
вы лучше поймете, что я имею в виду, говоря о национализме. Националист — это
тот, кто думает исключительно или в основном категориями состязательного престижа.
Он может быть позитивным или негативным националистом, то есть он может использовать
собственную интеллектуальную энергию для возвеличивания или уничижения, но в любом
случае его мысли всегда направлены на победы или поражения, триумфы или унижения.
Он рассматривает историю, особенно современную историю, как бесконечные взлеты
и падения великих общественных группировок, и в каждом происходящем событии ему
видится, что его сторона побеждает, а ненавистный противник проигрывает. Но важно
также не путать национализм с простым обожествлением успеха. Националиста нельзя
упрекнуть просто в приверженности выгодному принципу объединения с сильнейшим.
Напротив, встав на ту или иную сторону, он уверяет себя, что она-то и есть
сильнейшая, и способен придерживаться этого убеждения, даже когда факты абсолютно
против него. Национализм — это жажда власти, приправленная самообманом. Каждый
националист способен на самую вопиющую бесчестность, но в то же время (поскольку
считает, что служит чему-то большему, чем он сам) он непоколебимо уверен в собственной
правоте.
Теперь, когда я изложил свое столь длинное определение, думаю,
можно согласиться, что стереотип мышления, о котором я веду речь, широко распространен
среди английской интеллигенции и более свойствен ей, чем народным массам. Ибо
для тех, кто глубоко заинтересован в современной политике, некоторые темы оказываются
настолько зараженными соображениями престижа, что подлинно рациональный подход
к ним становится почти невозможен. Из сотен примеров возьмем такой: «Кто из трех
великих держав-союзниц — СССР, Британия или США — внес самый большой вклад в поражение
Германии?» Теоретически можно дать на это здравый и даже исчерпывающий ответ.
На практике, однако, необходимые расчеты здесь невозможны, поскольку каждый, решивший
заняться этим вопросом, неизбежно начнет трактовать его с точки зрения состязательного
престижа. Он сначала решит этот вопрос в пользу России, Британии или Америки
и только потом начнет подбирать аргументы, которые, по его мнению, доказывают
его точку зрения. И существует масса подобных вопросов, на которые вы можете получить
честный ответ только от того, кому безразличен затронутый предмет и чье мнение,
возможно, в любом случае никому не нужно. Отсюда, отчасти, заметное падение в
наше время политического и военного предвидения. Примечательно, что среди «экспертов»
всех направлений не нашлось ни одного, кто бы оказался способен предсказать такое
вероятное событие, как русско-германский пакт 1939 года[2].
А когда грянуло сообщение о пакте, то посыпались расходящиеся самым коренным образом
толкования, высказывались предположения, которые почти сразу же опровергались,
поскольку почти в каждом случае они были основаны не на изучении вероятностей,
а на желании представить СССР хорошим или плохим, сильным или слабым. Политические
или военные комментаторы, как астрологи, могут пережить едва ли не любую ошибку,
потому что их наиболее преданные последователи обращаются к ним не за оценкой
фактов, а для того, чтобы стимулировать свои националистические привязанности[3].
Эстетические суждения, особенно литературные, искажаются так же, как и политические.
Индийскому националисту трудно наслаждаться чтением Киплинга, а консерватору трудно
увидеть достоинства в Маяковском, и всегда существует искушение объявить любую
книгу, с чьим направлением ты не согласен, непременно плохой книгой именно с литературной
точки зрения. Люди сильных националистических убеждений очень часто скатываются
к подобной эквилибристике, не считая себя при этом бесчестными.
В Англии, если исходить из количества вовлеченных людей, возможно, доминирующей
формой национализма является старомодный британский ура-патриотизм. Несомненно,
что и сегодня он широко распространен, и может быть, даже гораздо шире, чем -могло
бы предположить большинство обозревателей десяток лет назад. Однако в данном эссе
я рассматриваю в основном реакцию интеллигенции, среди которой ура-патриотизм
или даже патриотизм старого типа почти мертвы, хотя ныне они, кажется, оживают
у незначительной ее части. Едва ли стоит напоминать, что среди интеллигенции сегодня
основной формой национализма является коммунизм — если употреблять это слово в
очень широком смысле, включая сюда не просто членов коммунистической партии, но
и «попутчиков», и вообще русофилов. Коммунистом в этом эссе я буду называть того,
кто смотрит на СССР как на свою отчизну, кто считает своим долгом оправдывать
политику русских и любой ценой служить русским интересам. Совершенно очевидно,
что таких людей много в сегодняшней Англии и их прямое и косвенное влияние очень
велико. Но процветает и множество других форм национализма, и, чтобы лучше разобраться
в этом вопросе, необходимо выделить точки соприкосновения различных и даже на
первый взгляд противоположных течений мысли.
Десять или двадцать лет назад формой национализма, которая
более всего соответствовала сегодняшнему коммунизму, был политический католицизм.
Свое самое выдающееся выражение он нашел в Г. Честертоне,
хотя этот писатель представлял собой скорее экстремальный, чем типический случай.
Честертон, писатель большого таланта, предпочел подавить как собственное здравомыслие,
так и интеллектуальную честность ради пропаганды римской католической церкви.
В последние двадцать лет жизни Честертон все свое творчество, в общем-то, обратил
в бесконечное повторение одной и той же темы, которая, несмотря на всю вымученную
искусность, была проста и скучна, как утверждение: «Велика есть Диана Эфесская».
Каждая книга, которую он написал, каждый абзац, каждое предложение, каждый поворот
сюжета в каждом рассказе, каждый фрагмент диалога — все в его произведениях было
призвано безошибочно продемонстрировать превосходство католиков над протестантами
или язычниками. Но Честертону мало было считать это превосходство только интеллектуальным
или духовным, его необходимо было перевести в категории национального престижа
и военной мощи, что и повлекло за собой дилетантскую идеализацию латиноязычных
стран, и особенно Франции. Честертон недолго жил во Франции, и его описания ее
как страны католических крестьян, беспрерывно поющих Марсельезу за стаканами
красного вина, имеют примерно такое же отношение к реальности, как Синдбад-Мореход
к повседневной жизни Багдада. В результате он не только колоссально переоценил
французскую военную мощь (и до и после войны 1914-1918 годов Честертон считал,
что Франция сама по себе сильнее Германии), но и вульгарно, глупо прославлял сам
процесс войны. После военных стихов Честертона, таких, как «Лепанто» или «Баллада
Святой Барбары», «Атака легкой бригады» Киплинга читается как пацифистское произведение,
— возможно, это самые безвкусные и напыщенные стихи на английском языке. Нельзя
не сказать, что, если бы вся эта романтическая чепуха, которую он привычно писал
о Франции и французской армии, была бы написана кем-нибудь о Британии и британской
армии, Честертон первым бы все это высмеял. Во внутренней политике он был противником
имперских амбиций, подлинным ненавистником ура-патриотизма и империализма и, в
меру своих сил и возможностей, настоящим другом демократии. Стоило ему, однако,
заговорить о международных делах, как он готов был пожертвовать своими принципами,
даже не замечая этого. Так, его почти мистическая вера в преимущества демократии
не помешала ему восхищаться Муссолини. Муссолини уничтожил представительное правительство
и свободу печати, за которую у себя дома так упорно боролся Честертон, но Муссолини
был итальянцем, он сделал Италию сильной, и это определяло все. Точно так же Честертон
никогда ни словом не осуждал империализма и порабощения цветных рас, если это
практиковали итальянцы или французы. Его чувство реальности, его литературный
вкус и даже в какой-то мере мораль изменяли ему, как только затрагивались его
националистические привязанности.
Совершенно очевидно, что существует значительное сходство между политическим
католицизмом, нашедшим свое выражение в Честертоне, и коммунизмом. Точно так же,
как между ними и, например, шотландским национализмом, сионизмом, антисемитизмом
или троцкизмом. Конечно, было бы сверхупрощением считать, что все формы национализма
одинаковы, даже по своей духовной атмосфере, но существуют определенные правила,
которые во всех случаях верны. Вот основные черты националистического мышления.
Одержимость. Насколько это только возможно, ни
один националист никогда не думает, не говорит и не пишет ни о чем, кроме превосходства
своей собственной группировки. Любому националисту трудно, если вообще возможно,
скрыть свою причастность к группировке. Малейшая тень, брошенная на его группировку,
или любая похвала по адресу враждебной организации выводят его из себя, и избавиться
от этого чувства он может, только дав решительный отпор. Если выбранная националистом
группировка является реальной страной, скажем Ирландией или Индией, он готов твердить
о ее превосходстве не только в военной мощи и политической добродетели, но и о
превосходстве в искусстве, литературе, спорте, структуре языка, физической красоте
ее жителей, а может быть, даже в климате, ландшафтах и кухне. Националист обязательно
продемонстрирует огромную чувствительность в таких вещах, как правильное развешивание
флагов, сравнительный размер заголовков и порядок перечисления различных стран[4].
Терминология играет существенную роль в националистическом мышлении. Страны, которые
добились независимости или пережили националистическую революцию, обычно меняют
свои названия, а страна или какая-либо другая группировка, вокруг которых бушуют
страсти, как правило, имеют сразу несколько названий, каждое из которых имеет
свой подтекст. Обе стороны в гражданской войне в Испании имели вместе девять или
десять названий, выражавших различные степени как любви, так и ненависти. Некоторые
из них (например, «патриоты» — для сторонников Франко или «лоялисты» — для тех,
кто поддерживал правительство), несомненно, вызывали вопросы, но среди них не
было ни одного, которое обе враждующие группировки согласились бы употреблять.
Все националисты считают долгом распространять свой собственный язык в ущерб языку
противника; между англоязычными людьми эта борьба сегодня выражается в более мягкой
форме соперничества диалектов. Любой американский англофоб откажется пользоваться
жаргонным выражением, если узнает, что происхождение его британское, и конфликт
между латинистами и германистами — чаще всего конфликт националистических мотивов.
Шотландские националисты настаивают на превосходстве южных шотландцев, а социалисты,
чей национализм принимает форму классовой ненависти, протестуют против произношения
дикторов Би-Би-Си и даже открытого «а». Примеры можно умножить. Националистическое
мышление часто кажется окрашенным верой в добрую магию, верой, которая, возможно,
возникла из широко распространенного обычая сжигать изображения политических противников
или делать из их портретов мишени в тире.
Нестабильность. Степень
горячности, с которой обычно держатся за националистические привязанности, не
мешает националистам менять свои пристрастия. Начнем с того, что, как я уже упоминал,
привязанности эти могут быть (и часто оказываются на деле) связаны с какой-то
иностранной державой. Очень часто великие национальные лидеры или основатели националистических
движений даже не принадлежат к той стране, которую они прославили. Иногда они
просто иностранцы, или, что чаще, выходцы из периферийных районов, и их национальность
сомнительна. Примерами могут служить Сталин, Гитлер, Наполеон, Де Валера, Дизраэли,
Пуанкаре, Бивербрук. Пангерманское движение частично обязано своим возникновением
англичанину Хьюстону Чемберлену. За последние 50-100 лет смена форм национализма
была обычным явлением среди литературных интеллектуалов. Ловкадио Херни переметнулся
к увлечению Японией, Карлейль и многие другие его современники — Германией, а
в наш век, как правило, склоняются к России. Впрочем, существует и другой очень
любопытный факт: в истории возможен и обратный переход. Страна или другая
группировка, которые годами обожествлялись, вдруг становятся отвратительными,
а их место в сознании людей почти сразу же заменяет новый объект поклонения. В
первом варианте «Наброска истории» Г. Уэллса, да и в других его произведениях
того периода, заметно, что Соединенные Штаты превозносятся столь же неумеренно,
как сегодня восхваляется коммунистами Россия; и тем не менее всего через несколько
лет это некритическое восхищение превратилось во враждебность. Коммунист-фанатик,
который в течение недель, а то и дней обращается в столь же фанатичного троцкиста,
— самое обычное явление. В континентальной Европе фашистские движения очень часто
набирали сторонников из коммунистов, хотя всего через несколько лет может так
же возникнуть и обратный процесс. Неизменным в националисте остается состояние
его ума; объект его чувств может меняться, а иногда и вообще выдумываться.
Впрочем, для интеллектуала эти переходы имеют важную функцию, о которой я уже
упоминал коротко в связи с Честертоном. Они позволяют ему быть гораздо более
националистичным — более вульгарным, более глупым, более злобным, более бесчестным,
— чем он мог быть, если бы все его чувства относились к собственной стране или
группировке, которую он реально знает. Когда читаешь раболепную или просто хвастливую
чепуху, которая пишется о Сталине, Красной Армии и т. д. достаточно интеллигентными
и умеющими чувствовать людьми, то понимаешь — такое возможно только потому, что
имеет место своего рода умственный вывих. В обществе вроде нашего не принято для
любого, кто считается интеллигентом, чувствовать привязанность к собственной стране.
Общественное мнение, то есть та часть общественного мнения, о которой он, как
интеллектуал, обычно осведомлен, не позволит ему сделать это. Большинство людей,
окружающих его, настроены скептически и критически, а наш интеллектуал может усвоить
такое же отношение из конформизма или просто из трусости — в этом случае он откажется
от такой формы национализма, которая ему ближе, но при этом ни на шаг не приблизится
к подлинному интернационализму. У него остается потребность в Отечестве, и естественно
он начинает искать его где-то за рубежом. Найдя же таковое, интеллектуал может
без удержу погружаться в те самые чувства, от которых, как ему кажется, он избавился.
Бог, король, империя, Юнион-Джек — все эти свергнутые идолы могут опять возникнуть
под другими именами, и, поскольку они не осознаются тем, что они есть на самом
деле, в них можно верить с чистой совестью. Переходный, перенесенный национализм
позволяет найти козла отпущения, то есть обрести спасение, не меняя собственного
поведения.
Безразличие к реальности. Все националисты умеют
не видеть сходства между аналогичными фактами. Британский тори будет защищать
идею самоопределения Европе и одновременно выступать против нее в Индии, совершенно
не чувствуя своей непоследовательности. Любое действие будет расцениваться им
как хорошее или плохое не по действительному достоинству, а в зависимости от того,
кто его осуществляет. Практически нет таких нарушений законности — пыток, использования
заложников, принудительного труда, массовых депортаций, тюремного заключения без
суда, подлогов, убийств, бомбардировок гражданских объектов, — которые не меняют
своей моральной окраски, если их совершает «наша» сторона. Либеральная «Ньюс кроникл»
опубликовала как пример дичайшего варварства фотографию русских, повешенных немцами,
а затем, год или два спустя, с чувством теплой симпатии поместила на своих страницах
почти такие же снимки немцев, повешенных русскими[5].
То же самое происходит и с историческими событиями. История в значительной степени
рассматривается в националистических категориях, и такие явления, как инквизиция,
пытки Звездной палаты, подвиги английских пиратов (сэр Фрэнсис Дрейк, например,
который любил сдирать кожу с живых испанских пленников), Царство террора, «герои»
подавления восстания сипаев, которые расстреляли сотни индусов, привязав их к
жерлам пушек, или солдаты Кромвеля, которые полосовали лица ирландок лезвиями
бритв, часто становятся в моральном отношении событиями нейтральными, а иногда
и доблестными, когда считается, что делается это во имя «правого» дела. Если оглянуться
на последние двадцать пять лет, то с трудом найдешь хотя бы год, когда не сообщалось
бы о тех или иных зверствах в какой-либо стране. И все же ни в одно из преступлений
— в Испании, России, Китае, Венгрии, Мексике, Амритсаре, Смирне — английская интеллигенция
в целом не верила и ни одно из них не осуждала. Были ли эти действия достойны
осуждения и даже происходили ли они вообще — все это решалось в зависимости от
политических склонностей.
Националист не только не осуждает преступления, совершаемые его собственной
стороной, но обладает замечательным свойством вообще не слышать о них. Целых шесть
лет английские обожатели Гитлера предпочитали не знать о существовании Дахау и
Бухенвальда. А те, кто громче всех поносил немецкие концлагеря, часто были в абсолютном
неведении или лишь догадывались, что концлагеря есть и в России. Огромные по масштабам
события, вроде голода на Украине в 1933 году, который унес жизни миллионов людей,
фактически прошли мимо внимания большинства английских русофилов. Многие англичане
почти ничего не слышали об уничтожении немецких и польских евреев во время войны.
Их собственный антисемитизм привел к тому, что сообщения об этом страшном преступлении
не могли проникнуть в их сознание. В националистическом мышлении существуют факты,
которые одновременно являются правдивыми и неправдивыми, известными и неизвестными.
Известный факт может быть столь непереносимым, что его привычно отодвигают в сторону
и не берут в расчет; или, наоборот, его всегда учитывают, но он тем не менее никогда
не признается за факт, даже мысленно.
Каждого националиста неотступно преследует убеждение, что прошлое
можно менять. Он подолгу живет в некоем фантастическом мире, в котором события
совершаются так, как им следовало бы, в котором, к примеру, испанская армада добивается
успеха или русская революция сокрушается в 1918 году, — и националист, если ему
представится такая возможность, обязательно перенесет часть своих мечтаний в исторические
книги. Большое число пропагандистских писаний нашего времени является всего-навсего
подделкой. Факты замалчивают, даты меняют, цитаты вырывают из контекста и препарируют
так, что смысл их совершенно меняется. События, которые, по мнению националистов,
не должны были иметь места, не упоминаются, а в конце концов отрицаются полностью[6].
В 1927 году Чан Кайши заживо сварил сотни коммунистов, и тем не менее через десять
лет он стал одним из героев именно среди левых. Перегруппировка сил на международной
арене привела его в антифашистский лагерь, а раз так, значит, и сваренные коммунисты
«не считаются» или считается, что их вообще не было. Основная цель пропаганды
— это, конечно, воздействие на общественное мнение в данный момент, но те, кто
переписывает историю, возможно, и в самом деле верят, хотя бы частичкой своего
сознания, что им удастся задним числом вставить в прошлое нужные факты. Если рассматривать,
например, все искусные подтасовки, с помощью которых пытались показать, что Троцкий
не играл заметной роли в гражданской войне в России, то трудно отделаться от впечатления,
что люди, ответственные за это, просто-напросто лгут. Скорее всего, они верят,
будто их версия и есть именно то, что происходило пред лицом господним,
и что, следовательно, подобное переписывание истории вполне оправданно.
Безразличие к объективной истине поощряется отгораживанием одной части мира
от другой, из-за чего все труднее и труднее узнать, что происходит на самом деле.
Тут могут появляться вполне оправданные сомнения даже в отношении самых грандиозных
событий. Например, невозможно подсчитать с точностью до миллионов или даже десятков
миллионов число жизней, унесенных войной. Бедствия, о которых постоянно сообщалось:
сражения, бойни, голод, революции, — все это вело к формированию у среднего человека
чувства нереальности. Не было никаких способов проверить эти факты, не было уверенности
даже, что они вообще происходили, ибо сообщения шли из разных источников и всегда
— в совершенно разной интерпретации. Что правда, а что неправда в сообщениях о
Варшавском восстании августа 1944 года? Правду ли сообщали о немецких газовых
печах в Польше? Кто в действительности повинен в голоде в Бенгалии? Не исключено,
конечно, что правду найти можно, но факты, представленные почти любой газетой,
будут поданы настолько нечестно, что обыкновенного читателя можно простить и за
то, что он проглотил ложь, и за то, что у него не будет собственного мнения. Общая
неопределенность относительно того, что же происходит на самом деле, легко склоняет
людей к самым сумасшедшим верованиям. Поскольку ничто никогда полностью не доказывается
и не опровергается, можно бесстыдно отрицать самый безошибочный факт. Более того,
все время размышляя о власти, победах, поражениях, мести, националист нередко
не очень-то стремится знать, что же происходит в мире реальном. Ему лишь нужно
чувствовать, что его группировка опережает какую-то другую, и легче всего
этого добиться, выигрывая у противника, а не анализируя факты, чтобы убедиться,
что они подтверждают его точку зрения. Все националистические споры остаются на
уровне дискуссионных клубов. Они почти всегда неубедительны, поскольку каждый
участник дебатов неизменно считает себя победителем. Некоторые националисты недалеки
от шизофрении; они совершенно счастливы, живя в мечтаниях о власти и победах,
которые не имеют к окружающему никакого отношения.
Насколько смог, я рассмотрел духовные стереотипы, которые присущи
всем формам национализма. Теперь следует классифицировать эти формы, хотя совершенно
очевидно, что такая классификация не может быть полной. Национализм — обширнейшее
явление. Мир мучают заблуждения и ненависть, сплетенные в запутанный клубок, а
некоторые, наиболее зловещие из них, все еще не затронули сознание европейцев.
В этом эссе меня интересует национализм, который наличествует среди английской
интеллигенции. У интеллигенции куда чаще, чем среди простых англичан, национализм
не смешан с патриотизмом, и, таким образом, его можно изучать в чистом виде. Ниже
я перечисляю разновидности национализма, процветающие ныне среди английских интеллектуалов,
и сопровождаю их комментарием. Для удобства я использую три подзаголовка: позитивный,
переходный и негативный национализм, хотя некоторые разновидности можно включить
более чем в один раздел.
Позитивный национализм
1. Неоторизм. Представлен
такими личностями, как лорд Элтон, А. П. Герберт, Дж. М. Янг, профессор Пикторн,
литературой Реформистского комитета тори и такими журналами, как «Ныо инглиш ревью»,
а также «Найнтинс сенчури энд афтер». Подлинной движущей силой неоторизма, придающей
ему националистический характер и отличающей его от обычного консерватизма, является
желание не признавать, что британское могущество и влияние пришли в упадок. Даже
те, кто мыслит достаточно реалистично и может понять, что военные позиции Британии
уже не те, какими они были, стремятся все-таки утверждать, что «английские идеалы»
(что это такое, обычно не говорят) должны господствовать в мире. Все неотористы
настроены антирусски, но иногда основной упор они делают на антиамериканизм. Знаменательно,
что эта школа мысли приобретает, по-видимому, влияние среди молодых интеллектуалов,
иногда бывших коммунистов, которые прошли обычный путь разочарования и разочаровались
в коммунизме. Достаточно распространена среди неотористов фигура англофоба, который
неожиданно превратился в рьяного пробританца. Писателями, которые могли бы проиллюстрировать
такую тенденцию, являются Ф. А. Войт, Малькольм Маггеридж, Ивлин Во и Хью Кингсмилл,
психологически схожее развитие можно наблюдать у Т. С. Элиота, Уиндема Льюиса
и их различных последователей.
2. Кельтский национализм.
Валлийский, ирландский и шотландский национализм имеет различные черты, но они
едины в своей антианглийской ориентации. Участники всех трех движений выступали
против войны, хотя и продолжали говорить, что настроены прорусски, и эта сумасшедшая
грань позволяла им быть одновременно сторонниками и русских, и нацистов. Однако
кельтский национализм не то же самое, что англофобия. Движущей силой тут является
вера в прошлое и будущее величие кельтских народов, и поэтому такого рода национализм
имеет сильный привкус расизма. Кельт считает себя духовно превосходящим саксонца
— он проще, более одарен творчески, менее вульгарен, менее сноб и так далее, —
но за всем этим скрыта обычная жажда власти. Одним из симптомов этого является
заблуждение, что Ирландия, Шотландия и даже Уэльс могут сохранить свою независимость,
не прибегая к помощи и ничем не будучи обязанными защите со стороны Британии.
Среди писателей, хорошо представляющих эту школу мысли, — Хью Макдиармид и Шон
О’Кейси. Ни один современный ирландский писатель, даже масштаба Йитса или Джойса,
не свободен полностью от следов национализма.
3. Сионизм. Сионизм
обладает всеми обычными чертами националистического движения, но американский
вариант его представляется более воинственным и пагубным, чем британский. В своей
классификации я помещаю сионизм в раздел прямого, а не переходного национализма,
поскольку он процветает почти исключительно среди самих евреев. В Англии, по ряду
не очень существенных причин, интеллигенция в большинстве своем настроена проеврейски
в палестинском вопросе, но в то же время достаточно равнодушна к нему. Все люди
доброй воли в Англии настроены проеврейски в том смысле, что они не одобряли их
преследование нацистами. Но любую подлинно националистическую преданность или
веру в прирожденное превосходство евреев весьма трудно обнаружить среди представителей
благородного сословия.
Переходный национализм
1. Коммунизм.
2. Политический католицизм.
3. Чувствительность к цвету кожи. Старомодное, презрительное
отношение к «туземцам» сильно ослабло в Англии, а различные псевдонаучные теории,
подчеркивающие превосходство белой расы, отброшены[7].
Среди интеллигенции чувствительность к цвету кожи проявляется с обратным знаком,
то есть существует как уверенность в прирожденном превосходстве цветных рас. Сейчас
это становится все более обычным среди английских интеллектуалов, чаще, вероятно,
из-за мазохизма и сексуальной фрустрации, чем из-за связи с восточными или негритянскими
националистическими движениями. Даже на тех, кто не особенно озабочен «цветным
вопросом», снобизм и подражательство оказывают сильное влияние. Едва ли не каждый
английский интеллектуал будет скандализован утверждением, что белые расы превосходят
цветные, в то же время противоположное утверждение покажется ему несомненным,
даже если он с ним не согласен. Националистическая предрасположенность к цветным
расам смешана обычно с убеждением в том, что их сексуальная жизнь намного превосходит
возможности белых и существует целая подпольная мифология о сексуальной неутомимости
негров.
4. Классовое чувство.
Среди интеллектуалов высшего и среднего классов это чувство проявляется только
с обратным знаком, то есть как вера в превосходство пролетариата. И здесь вновь,
внутри интеллигенции, решающим является давление общественного мнения. Националистическая
лояльность по отношению к пролетариату и самая злобная теоретическая ненависть
к буржуазии могут и часто сосуществуют с обычным снобизмом в повседневной жизни.
5. Пацифизм. Большинство
пацифистов или принадлежат к малоизвестным религиозным сектам, или просто являются
проповедниками гуманности, которые выступают против пресечения человеческой жизни
и в своих рассуждениях предпочитают не идти дальше этого. Существует, однако,
меньшинство интеллектуальных пацифистов, подлинным, хотя и непризнаваемым, мотивом
которых выступает ненависть к западной демократии и преклонение перед тоталитаризмом.
Пацифистская пропаганда обычно сводится к утверждению, что одна сторона так же
плоха, как и другая. Но если присмотреться повнимательнее к писаниям молодых пацифистов,
то можно обнаружить, что в них нет и следа беспристрастия и что они почти всегда
направлены против Британии и Соединенных Штатов. Более того, как правило, они
не порицают насилие, как таковое, а только то насилие, которое используется западными
странами для своей защиты. Русские, в отличие от британцев, не осуждаются за защиту
себя военными средствами, и фактически вся пацифистская пропаганда этого типа
избегает упоминания России или Китая. Не утверждается опять-таки, что индийцы
должны отказаться от применения силы в своей борьбе против Британии. Пацифистская
литература полна двусмысленных намеков, и если они имеют какой-либо смысл, то
лишь тот, что государственные деятели типа Гитлера предпочтительнее деятелей типа
Черчилля и что насилие, наверное, можно извинить, если оно достаточно насильственно.
После падения Франции французские пацифисты, вставшие перед реальным выбором,
которого не приходилось делать их английским коллегам, в большинстве своем перешли
к нацистам, да и в Англии, по-видимому, число членов союза защиты мира немногим
превосходило количество чернорубашечников. Пацифистские писатели воздавали хвалу
Карлейлю, одному из интеллектуальных отцов фашизма. В целом же трудно не почувствовать,
что пацифизм в той форме, в какой он проявляется среди интеллигенции, тайно вдохновлялся
обожанием власти и победоносной жестокостью. Ошибка состояла в том, что эти чувства
связывались с Гитлером, но объект привязанности националиста может быть легко
заменен.
Негативный национализм
1. Англофобия. Среди
интеллигенции ироническое и слегка враждебное отношение к Британии является более
или менее обязательным, но во многих случаях это чувство является искренним. Во
время войны оно нашло выражение в пораженчестве, которое охватило интеллигенцию
и которое существовало и после того, как стало ясно, что державы оси победить
не смогут. Многие открыто выражали удовлетворение, когда пал Сингапур или когда
британцев вытеснили из Греции, и существовало заметное нежелание верить в хорошие
новости, например в Эль-Аламейн или в число немецких самолетов, сбитых в битве
за Британию. Английские левые интеллектуалы в действительности, разумеется, не
хотели победы немцев или японцев в войне. Но многие не могли отказать себе в удовольствии,
которое доставляло им унижение собственной страны, и убеждали себя, что окончательная
победа достигнута усилиями России или, возможно, Америки, но никак не Британии.
В международной политике многие интеллектуалы следуют принципу, что любая фракция,
поддерживаемая Британией, обязательно должна быть не права. В результате «просвещенное»
мнение во многом стало зеркальным отражением политики консерваторов. Англофоб
всегда способен на «перевертыш», и поэтому столь часто явление, когда пацифист
по отношению к одной войне превращается вдруг в ярого поборника войны в другом
военном конфликте.
2. Антисемитизм. Сейчас
его видимых примет поубавилось, поскольку нацистские преследования заставили каждого
думающего человека принять сторону евреев против их угнетателей. Каждый человек,
чье образование дало ему возможность услышать слово «антисемитизм», утверждает
как само собой разумеющееся, что он не грешит им, а антиеврейские замечания тщательно
убираются из всех видов литературы. На самом деле антисемитизм широко распространен
даже среди интеллектуалов, и всеобщий заговор умолчания, возможно, способствует
лишь ужесточению его. Люди левых взглядов также не свободны от антисемитизма,
и на отношения их иногда влияет тот факт, что многие троцкисты и анархисты — евреи.
Однако более естествен антисемитизм среди людей консервативного .направления,
тех, кто подозревает евреев в ослаблении национальной морали и обескровливании
национальной культуры. Неотори и политические католики всегда готовы поддаться
антисемитизму, во всяком случае на какой-то период.
3. Троцкизм. Это понятие
употребляется настолько широко, что включает в себя анархистов, демократических
социалистов и даже либералов. Я использую здесь его для обозначения доктринированного
марксизма, главной движущей силой которого является враждебность сталинскому режиму.
Троцкизм лучше изучать по малоизвестным памфлетам или газетам типа «Соушилист
аппил», чем по трудам самого Троцкого, который, вне всякого сомнения, не был человеком
одной идеи. И хотя кое-где, например в Соединенных Штатах, троцкизм способен привлечь
к себе достаточно большое число сторонников и развиться в организованное движение
с собственным маленьким фюрером во главе, вдохновляющая его идея обязательно негативна.
Троцкист всегда выступал против Сталина, точно так же, как коммунист —
за него. Подобно большинству коммунистов троцкист хотел бы не столько изменить
окружающий мир, сколько ощутить, что битва за влияние склоняется в его пользу.
И в том и в другом случае налицо навязчивое сосредоточение на едином предмете,
одинаковая неспособность вырабатывать подлинно рациональное мнение, основанное
на вариативности. Тот факт, что троцкисты везде являются преследуемым меньшинством
и что обычные обвинения против них, например в сотрудничестве с фашистами, явная
ложь, создает впечатление, что троцкизм интеллектуально и морально превосходит
коммунизм; однако сомнительно, что между ними есть большая разница. В любом случае
наиболее типичные троцкисты — это бывшие коммунисты, никто не приходит к троцкизму
иначе как через одно из левых движений. Ни один коммунист, если только его привязанность
к партии не объясняется годами привычки, не застрахован против неожиданного прыжка
в троцкизм. Обратный процесс, по-видимому, не происходит столь же часто, хотя
для этого и нет очевидной причины.
В предложенной мной классификации есть некоторые моменты, которые
могут показаться преувеличенными или чересчур упрощенными, у кого-то может сложиться
впечатление, что я поторопился с безосновательными выводами и пренебрег обычными
порядочными побуждениями. Такое неизбежно, потому что в этом эссе я пытаюсь вычленить
и определить тенденции, которые существуют во всех умах и извращают наше мышление,
даже если не существуют в чистом виде и не действуют постоянно. Здесь важно внести
поправки в чересчур упрощенную картину, которую я вынужден был нарисовать. Начать
с того, что ни у кого нет права предполагать, что каждый человек или даже
каждый интеллектуал заражен национализмом. Во-вторых, национализм может появляться
и исчезать и быть ограниченным. Интеллигентный человек может быть только наполовину
склонен к идее, которая привлекает его, но которую он считает абсурдом, и он может
не задумываться над ней довольно долго, возвращаясь к ней только в моменты гнева
или сентиментальности или когда он убежден, что речь идет о чем-то несущественном.
В-третьих, националистические убеждения могут быть приняты человеком из самых
лучших побуждений, по ненационалистическим мотивам. В-четвертых, несколько видов
национализма, даже взаимоисключающих видов, могут сосуществовать в одном и том
же человеке.
Все время я говорил «националист делает то» или «националист делает это», используя
для иллюстрации крайний, почти безумный тип националиста, у которого в сознании
нет нейтральных зон и нет других интересов, кроме борьбы за власть. Подобные люди
и в самом деле достаточно распространены. Однако они, как говорится, не стоят
ни пороха, ни выстрела. В реальной жизни с лордом Элтоном, Д. Н. Приттом, леди
Хьюстон, Эзрой Паундом, лордом Ванситартом, преподобным Куглином и со всеми остальными
из этого ужасного племени необходимо бороться, однако вряд ли надо напоминать
об их интеллектуальном убожестве. Мономания интереса не представляет, и тот факт,
что ни один фанатичный националист не способен написать книгу, которая по прошествии
нескольких лет заслуживала бы прочтения, имеет определенный санитарный эффект.
Но когда признаешь, что национализм не торжествует повсеместно, что все еще есть
люди, чьи суждения не подчинены их желаниям, все-таки остается факт, что стереотип
националистического мышления широко распространен, причем так широко, что ряд
серьезных и жгучих проблем — Индия, Польша, Палестина, гражданская война в Испании,
московские политические процессы, американские негры, русско-германский пакт и
что там еще — не Могут обсуждаться (по крайней мере, такого еще не случалось)
на сколь-нибудь разумном уровне. Элтоны, притты и куглины — эти огромные глотки,
изрыгающие ту же самую ложь снова и снова, представляют собой явно крайние случаи,
но мы обманем себя, если не поймем, что все мы можем напоминать их в те моменты,
когда теряем над собой контроль. Предположим, наступили на какую-то мозоль (и
это может быть мозоль, о существовании которой вы и не подозревали до этого) —
и тогда даже самый здравомыслящий и добродушный человек может неожиданно превратиться
в злобного адепта, изо всех сил стремящегося лишь «одержать верх» над своим противником
и безразличного к тому, сколько лжи он при этом скажет или сколько допустит логических
ошибок. Когда Ллойд Джордж, бывший противником бурской войны, объявил в палате
общин, что британские коммюнике, если их суммировать, сообщают об убийстве такого
числа буров, которое превышает все бурское население, Артур Балфут вскочил и крикнул:
«Хам!» Очень немногие люди способны удержаться от подобных вспышек. Негр, оскорбленный
белой женщиной, англичанин, услышавший, как невежественно критикуется американцем
его страна, католический апологет, которому напомнили об испанской армаде, — все
они действовали бы примерно так же. Затроньте нерв национализма, и тогда исчезают
интеллектуальные приличия, тогда может быть изменено прошлое, и самые очевидные
факты могут отрицаться.
Если человек в каком-то уголке сознания хранит националистическую преданность
или ненависть, то некоторые факты, даже те, что в известной степени признаны истинными,
окажутся неприемлемыми. Приведу лишь несколько примеров. Я перечисляю пять типов
националистов и против каждого из них привожу факт, который является совершенно
неприемлемым именно для данного типа националиста, неприемлемым даже в самых сокровенных
мыслях его.
Б р и т а н с к и й т о р и . Вторая мировая война
ослабила мощь и престиж Британии.
К о м м у н и с т . Если бы не поддержка Британии и Америки,
Россия была бы разбита Германией.
И р л а н д с к и й н а ц и о н а л и с т . Ирландия
может сохранить независимость только благодаря защите Британии.
Т р о ц к и с т . Сталинский режим принят русским народом.
П а ц и ф и с т . Те, кто «отрекаются» от насилия, могут
делать это только потому, что другие творят насилие за них.
Надо сказать, что все эти факты совершенно очевидны для того, чьи чувства не
затронуты, но для перечисленных типов националистов они просто невыносимы,
поэтому их следует отрицать, а для отрицания создавать ложные теории. Вернусь
к удивительному провалу в военном предвидении. Думаю, не ошибусь, если скажу,
что интеллигенция больше ошибалась относительно хода войны, чем простые люди,
и что она потому и ошибалась, что была во власти приверженности той или другой
стороне. Средний интеллектуал из левых верил, например, что война была проиграна
в 1940 году, что немцы захватят Египет в 1942 году, что японцев никогда не удастся
выдворить с оккупированных ими земель, что англо-американские бомбардировки никак
не повлияли на Германию. Он мог верить во все это, так как его ненависть к британскому
правящему классу не позволяла ему признать, что планы Британии могут привести
к успеху. Нет предела благоглупостям, которые будут проглочены, если вы находитесь
под влиянием такого рода чувств. Я слышал, как с уверенностью утверждалось, например,
что американские войска брошены в Европу не для сражения с немцами, а для подавления
английской революции. Надо принадлежать к интеллигенции, чтобы верить в подобную
чепуху. Ведь ни один простой человек не может быть таким идиотом. Когда Гитлер
вторгся в Россию, чиновники министерства информации издали «в качестве справки»
предупреждение, что падение России можно ожидать в течение шести недель. С другой
стороны, коммунисты расценивали каждый этап минувшей войны как русскую победу,
даже когда русские были оттеснены почти до Каспийского моря и потеряли пленными
несколько миллионов человек. Нет необходимости множить эти примеры. Смысл в том,
что, как только на сцену выходят страх, ненависть, зависть и властолюбие, чувство
реальности у людей исчезает. И, как я уже говорил, так же размывается чувство
правоты или неправоты. Нет такого преступления, ни одного абсолютно, которое не
могло бы быть оправдано, если оно было совершено «нашей» стороной. Даже если кто-то
не отрицает, что преступление совершено, даже если он знает, что это такое же
преступление, которое он осуждал в каком-то другом случае, даже если он признает
в интеллектуальном плане, что его нельзя оправдать, — и все равно он не сможет
почувствовать, что так нельзя поступать. На сцену выходит преданность, а потому
жалость скрывается за кулисами.
Причина подъема и распространения национализма — это слишком большой вопрос
для того, чтобы его затрагивать здесь. Достаточно сказать, что в тех формах, в
которых он проявляется среди английской интеллигенции, он является искаженным
отражением ужасных битв, реально происходящих в мире, и что его самые невероятные
благоглупости оказались возможными в результате крушения патриотизма и религиозных
верований. Если направить свои мысли в этом направлении, то есть опасность впасть
в консерватизм или политический квиетизм. Можно не без успеха доказывать, например
(и возможно, это правда), что патриотизм является своего рода прививкой против
национализма, что монархия — это защита от диктатуры, а организованная религия
— защита от предрассудков. Или опять-таки можно доказывать, что никакой
непредвзятый взгляд на вещи невозможен, что все символы веры и кредо несут
с собой те же самые ложь, глупости и жестокости. Это-то часто выдвигается как
причина того, чтобы держаться от политики подальше. Я не приемлю такого взгляда
хотя бы потому, что в современном мире никто, считающий себя интеллектуалом, не
может стоять в стороне от политики — в том смысле, что она его не беспокоит.
Я думаю, что человек должен быть вовлечен в политику, используя это понятие в
самом широком смысле слова, и что у него должны быть предпочтения, то есть он
должен признавать, что какие-то символы веры объективно лучше других, даже если
они осуществляются равно плохими средствами. Ну а что касается националистической
любви и ненависти, о которых я говорил, они являются частью маскировки большинства
из нас, независимо от того, нравится нам это или нет. Я не знаю, можно ли избавиться
от них, но убежден — против них можно бороться и для этого необходимо моральное
усилие. Прежде всего дело состоит в том, чтобы выяснить, кто вы такой на самом
деле» каковы в действительности ваши чувства, а потом разобраться в своих привязанностях.
Если вы ненавидите и боитесь России, если вы завидуете богатству и мощи Америки,
если вам отвратительны евреи, если вы ощущаете свою неполноценность по отношению
к правящему классу Британии, вам не удастся избавиться от этих чувств простым
усилием ума. Но, по крайней мере, вы можете осознать, что они у вас есть, и помешать
им отравлять вашу духовную жизнь. Эмоциональные позывы, от которых нельзя уйти
и которые, возможно, даже необходимы для политического действия, должны существовать
в человеке бок о бок с признанием реальности. Но это, повторяю, требует моральных
усилий, а современная английская литература настолько, насколько она вообще жива
для главных тем нашего времени, показывает, сколь немногие из нас готовы сделать
их.