Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

О. А. Белоброва

Автограф Дионисия Зобниновского

Оп.: Труды отдела древнерусской литературы института русской литература. Т. XVII. Л., 1961.

Среди рукописных книг, сохранившихся в собрании Троице-Сергиева монастыря,1 находится немало замечательных памятников русской письменности, превосходных образцов книжного оформления.

В большинстве своем, по обычаям русского средневековья, эти книги дарились в Троице-Сергиев монастырь в качестве вкладов, сведения о которых вписывались как во вкладную книгу, так и на листы рукописи, передававшейся в монастырь.

Одна из рукописных книг—Минея на апрель, XVI в.,2 имеет на первом, чистом листе следующую запись (см. рис. 1): «В лето 7135 сию святую книгу месяца апреля дал в дом пречистые Богородицы и великаго чюдотворца Сергия в Стромынской монастырь живоначальные троицы Сергиева монастыря архимарит Дионисеи впрок без отдачи вовеки. Аминь. Подписал архимарит Дионисей своею I рукою».3

Далее, на лл. 1—17, следует еще одна, более ранняя запись: «В лето 7131 г. сентяврия в 1 день сию святую книгу, глаголемую Минею, месяц апрель дал в церковь Рождества господа нашего Иисуса Христа и собора святых всех власных 12 апостол и святых великих чюдотворцов Петра и Алексея я Ионы, митрополитов киевских и всеа Русии, в Троецкую Сергиева монастыря служню слободу живоначалные троицы Сергиева монастыря архимарит Дионисей по своих родителех, иноке Феодосье, иноке Улее, иноке Ефросине, Вассе, священнике Феодоре Мамелфе и по себе и по всех своих родителех впрок без отдачи архимарит Дионисей». Почерк здесь более размашистый, но, по-видимому, и эту запись Дионисий сделал собственноручно. Возможно, рукопись побывала в обоих указанных местах и вернулась в собрание книг лавры позднее, подобно Прологу, написанному Германом Тулуповым в 1632 г. и вложенному Дионисием в ту же церковь в служней слободе.4

Наиболее интересен в этой Минее, разумеется, бесспорный образец почерка одного из выдающихся писателей-патриотов первой трети XVII в. Достаточно пространная запись на первом листе Минеи может оказать неоценимую услугу для подтверждения интересных выводов О. А. Держа-

1  ГБЛ, Отдел рукописей, ф. 304.
2  Там же, № 554.
3  Текст   этой   записи  приведен   в  книге:   Арсений.   Описание   славянских  рукописей библиотеки свято-Троицкой  Сергиевой  лавры. М.,   1878,  №  554.
4  ГБЛ,   Отдел   рукописей,  ф.   304,   №   727. — Впоследствии   этот   пролог   был  дан в Троицкий монастырь келарем Аверкием (ср.: Арсений. Описание славянских рукописей. .., № 727).

 

 388/389

виной об авторстве первых шести глав «Сказания об осаде», приписываемых иоследовательвицей не Авраамию Палицыну, а Дионисию Зобниновскому.5

 

Рис.  1. Автограф Дионисия Зобниновского 1627 г. [ГБЛ, ф. 304, № 554, Минея XVI   в.,  начальный   («порожний»)   лист  ненумерованный,   13X19  см.].

Изучение текстов патриотических грамот, составлявшихся при Дионисии и рассылавшихся из Троицкого монастыря по русским городам с при-

5 О. А. Державина. «Сказание» Авраамия Палицына и его автор. — В кн.: «Сказание» Авраамия Палицына. Подготовка текста и комментарии О. А. Державиной и Е. В. Колосовой. Под ред. Л. В. Черепвина. М.—Л., 1955, стр. 16—63. — Автограф Дионисия важен и для определения поправок, встречающихся во многих рукописях Троице-Сергиева монастыря XVII в. Ср., например, список Жития Сергия и Никона Радонежских, написанный Германом Тулуповым около 1630 г. (ГБЛ, Отдел рукописей, ф. 304, № 699), в котором, как отмечал еще Арсеяий (А р с е н и й. Описание славянских рукописей.. .,№ 669), «ошибки и пропуски исправлены .. . Дионисием».

389//390 

зывом защищать Москву от польско-литовских интервентов, также может быть значительно более плодотворным, если будет принят во внимание почерк переписчиков, среди которых были близкие к Дионисию люди.6

Примечательная во многих отношениях личность Дионисия, обогатившая, в частности, древнерусскую портретную живопись,7 еще ждет своего исследователя, которому предстоит совершенно по-новому рассмотреть разнообразные материалы биографии этого писателя-патриота и собрать их воедино. Это прежде всего данные почти не исследованного Жития Дионисия, написанного Симоном Азарьиным и дополненного Иваном Наседкой.8 Мало изучена деятельность Дионисия по исправлению книг, за которую он был обвинен в еретичестве и предан суду.9 Большой интерес представляют и записи о вкладах Дионисия в монастыри (Старицкий, Троице-Сергиев), в особенности о книгах. Сохранились некоторые произведения русского художественного ремесла — ювелирные изделия XVII в., которые не только по преданию, но и надписями на них свидетельствуют, что заказывал и дарил их Дионисий, иногда совместно с Авраамием Палицыным.10 Наконец, удается воссоздать даже и внешний облик Дионисия, счастливо сохранившийся в литературных описаниях и в памятниках изобразительного искусства.11

6  Тексты   троицких   грамот,   изданные   в   первой   половине   XIX   в.   (ААЭ,   т.   II. СПб.,   1836,  №№   190, 202;  СГГД, т.  II.  М.,   1819, №  275),  вообще  недостаточно изучены. Ценные начинания в исследовании списков грамот из ленинградских и московских архивов предприняты старшим научным сотрудником Загорского музея Е. Н. Кли-тиной,  выступившей   в   январе   1960  г.   с  докладом   «О  троицких   патриотических   грамотах» на научной конференции по поводу 350-летия снятия осады с крепости Троице-Сергиева монастыря (ср.: Научный архив Загорского музея).
7  О.   А.    Белоброва.    Портретные   изображения   Дионисия    Зобниновского. — В   кн.:   Сообщения   (Загорский   Государственный   историко-художественный   музей-заповедник), вып. III. Загорск,  1960, стр.  165—169.
8  До сих пор, например, остались незамеченными любопытные сведения о том, что «до сего же Дионисия в дому Сергия чюдотворца мало любили Максима Грека книг» [Житие Дионисия:  ГБЛ, собр.  Ундольского  (ф. 310), №   1305,  XVII  в.,  л.  47;  ГБЛ, собр. Троице-Сергиевой лавры  (ф. 304), № 700, XVII в., л.  117 об. и другие списки].
9  См.  статью  Г.  И.  Коляды   «Работа  Ивана  Федорова  над  текстами   Апостола  и Часовника  и  вопрос о  его уходе  в  Литву»,  напечатанную  в  настоящем томе.
10  В Загорском государственном историко-художественном музее хранится несколько произведений,  подаренных  Дионисием  в  Троице-Сергиев  монастырь.
11  О.    А.    Белоброва.    Портретные    изображения    Дионисия    Зобниновского, стр.  165—169.

 

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова