Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

О.В.Якуба

ЦЕРКОВЬ НОВЫХ АПОСТОЛОВ В РОССИИ И В МИРЕ

Оп. в сб.: Свобода совести в России: исторический и современный аспекты, Москва, 2007

Cм. библиографию.

170 лет назад в России впервые появились представители тогда только что возникшей новой религиозной организации - Католической апостольской миссии. История распорядилась так, что менее века последователи этой церкви имели возможность свободно проповедовать на территории Российской империи. После бурного 1917 года, кардинально изменившего Россию, Церковь на многие десятилетия вынуждена была покинуть Советскую Россию, и ее «повторное возвращение» состоялось лишь в середине 80-х годов XX века.

Новоапостольская церковь (НАЦ) - одна из самых малоисследованных религиозных организаций. И, несмотря на то, что основана она еще в начале XIX в., в современной религиоведческой литературе о ней почти нет информации. За время своего существования Новоапостольская церковь претерпела значительные изменения и в своем названии, и в организационной структуре, и в богослужебной деятельности. Католическая апостольская община - самое первое название, которое организация получила в 1832 г. С 1863 г. община называлась «Всеобщая христианская апостольская миссия». Современное же название - Новоапостольская церковь - появилось в 1930 г. По мнению идеологов Церкви, оно призвано подчеркнуть то, что НАЦ возрождена последователями первых апостолов и практически ничем не отличается от раннехристианской церкви.

Последние годы XVIII в. были отмечены в Европе политическими и культурными потрясениями, имевшими далеко идущие последствия. Происходили эти события в разных странах, но наиболее важные среди них были связаны с Французской революцией. Французская революция стала тем толчком, который пробудил людей от нравственной апатии (1). В разных странах, особенно протестантских, стали проявляться апокалиптические настроения, люди стали обращаться к Библии и другим вероучительным книгам, начали возникать новые религиозные общины.

В первой половине XIX столетия Англию и Шотландию захватило широкое движение по возрождению церкви путем восстановления института апостольства. «В середине августа 1859 г. важнейшей новостью в Глазго (Англия) было духовное пробуждение, неожиданное, летняя гроза». В номере от 2 августа газета «The Scottish Guardian « писала: «В последние дни Святой Дух проявил Свою благодатную силу неподалеку от этих мест. Наши читатели знают, что, как только известие о большом пробуждении в Америке достигло Шотландию, в Глазго и в других местах прошли молитвенные собрания с целью вымолить такое же благословение. Полученные нами недавно сведения не оставляют сомнения, что эта молитва услышана» (2).

В 1822 г. из Шотландии в Лондон, после учебы в Эдинбурге, приехал Эдвард Ирвинг, священник Шотландской Евангелической церкви. Ирвинг был набожным человеком, истинным христианином, своими проповедями он вскоре прославился за пределами своей общины. В 1825 г. на годичном собрании библейского общества он выступил с большой проповедью на тему «Вавилон и осужденное Богом неверие», где совершенно недвусмысленно указал на то, что, по словам Библии, людей ждет Страшный суд, если они не изменят свой образ жизни. На этом собрании Ирвинг познакомился с Генри Драммондом, богатым банкиром, депутатом парламента, одним из основателей общества по борьбе с неверием» (3).

В 1826 г. Драммонд (еврей) по совету священника Луиса Уэя принял христианскую веру и пригласил 45 представителей духовенства различных религиозных направлений на восьмидневную конференцию в свое поместье в Олбери, на которой рассматривалась тема предвещания в Библии страшного суда над человечеством. Вели конференцию Генри Драммонд, и Хью Мак-Нил, местный пастор. Кроме Г. Драммонда и X. Мак-Нила в олберийской конференции принимали участие и другие известные проповедники того времени. Одним из них был Э. Ирвинг.

Э. Ирвинг сделал попытку отойти от антихаризматической позиции протестантской Реформации и привнести харизматические черты в протестантизм. Обладая исключительной харизмой, Ирвинг уже в начале служения критиковал коллег-евангеликов. Считая себя пророком, посланным Богом с особой вестью к протестантам Британии, он с готовностью принял в 1822 г. предложение стать пастором в лондонском приходе. Вскоре его проповеди получили признание, а огромное количество людей стремилось попасть к нему на службу, в связи с чем к 1827 г была построена огромная церковь.

В сознании своей правоты Ирвинг укрепился, познакомившись с первыми английскими евангеликами-премилленаристами. С грядущим возвращением Христа он связывал конец евангелизма и либерализма. Страстная вера и энтузиазм сделали его первым популяризатором идей премилленаризма (4) в XIX в., оказав влияние на общепризнанных основателей этой теории Плимутских братьев - Дж. Дарби и др. С тех пор Ирвинг защищал харизматическую эсхатологию.

В течение 1830 г. в церкви, где служил Ирвинг, наблюдались случаи «говорения на языках». За это Пресвитерия лишила Ирвинга кафедры, а в 1833 г. решением Генеральной ассамблеи Шотландской церкви ему было запрещено служение. Вместе со своими последователями (почти все они раньше принадлежали к англиканам-евангеликам) он влился в движение, носившее название Католической апостольской общины.

Следует отметить, что подобные явления (говорение на «иных языках») были характерны не только для такого специфического течения в раннем христианстве, как монтанизм, но и для многих общин, принадлежащих к лону ортодоксального христианства. Тлаголание иными языками», «пророчества», и другие «дары» были широко распространены среди христианских общин уже к концу II века, о чем свидетельствует не только каноническая литература, но и такие церковные писатели, как Евсевий, Ириней, Тертуллиан и др.

В Лондоне новое движение принимало все более широкий масштаб. Его центром была община Ирвинга. В новое движение включались целые общины конгрегационалистов, баптистов и др. Если в Шотландии движением были охвачены, прежде всего, бедняки, то в Лондоне и других уголках Англии к нему примкнули представители состоятельных и образованных слоев населения, здесь были священники, офицеры, государственные деятели, судьи, адвокаты, врачи. Но, несмотря на все личные качества Ирвинга, он не занимал руководящей позиции в новом движении, он не был апостолом и не обладал даром пророчества.

20 октября 1832 г. Г. Драммонд «по пророчеству был призван» стать пастором общины в Олбери. «Таким образом, он стал первым после смерти апостола Иоанна слугой, призванным словом Святого Духа после столетий молчания накануне совершения великого дела милости Господней» (5). Затем в Олбери были призваны и другие люди. Таким образом, постепенно сформировалась община, во главе которой стоял Г. Драммонд. Но обязанности призванных к тому времени «братьев» ограничивались увещеванием, чтением проповедей и молитв. Совершать таинства ни у кого не было полномочий.

С самого начала активное участие в «восстановлении Дела Господня» принимал адвокат Джон Бейт Кардейл. Он и члены его семьи были послушными членами Англиканской церкви, но были отлучены от церкви за самовольное проведение в своей квартире коллективных молитв. Кардейл занимал определенную руководящую позицию в кругу людей собиравшихся в его доме. В августе 1832 г. он впервые побывал на богослужении в пресвитерианской церкви Ирвинга, а в сентябре того же года впервые ощутил «непреодолимое стремление к пророчеству». «Интуитивно, чуть ли не пророчески, предвидел он возрождение апостольства, которое, согласно Священному Писанию должно было утвердиться в последние дни с тем, чтобы первенцы и невесты были подготовлены к возвращению небесного жениха. Многие его пророчества того времени уже указывали на то, что именно он вместе с другими был призван к этому сану» (6). 31 октября 1832 г. Дж. Б. Кардейл стал первым апостолом «восстанавливающейся Церкви первохристианских времен».

Таким образом, 1832 г. считается началом истории Католической апостольской общины (КАО). Согласно учения КАО, апостолов, как и в первоапостольские времена, должно быть двенадцать, а название должно подчеркнуть, что речь идет о Церкви, которая возрождена последователями первых апостолов, и она практически ничем не отличается от раннехристианской.

Избрание остальных апостолов состоялось в период с 1832 по 1835 г. Была создана и структура руководства в виде иерархии, во главе которой стояли апостолы. Ниже в этой иерархии стояли пророки, евангелисты и пасторы, а за ними по вертикали - ангелы или епископы, священники и диаконы. Для формирования вероучения решено было ознакомиться со всеми существующими христианскими вероучениями и взять из каждого лишь то, что, по мнению новых апостолов, вполне согласуется с буквальным смыслом Священного Писания. Для этого христианский мир был разделен на 12 регионов, каждый из которых был закреплен за апостолом (7). Таким образом, движение вышло далеко за пределы Англии.

Когда апостол умирал, его район переходил в ведение другого. В конце концов, все районы подчинились апостолу Вудхаусу.

Изучение христианских вероисповеданий продолжалось три года с 1836 по 1839 г., после чего все апостолы снова собрались в Лондоне. Проанализировав собранные материалы, они разработали учение Католическо-апостольской общины. Основным моментом этого учения является апостольское служение. По убеждению основателей общины, 12 апостолов были «призваны» Богом и КАО видела в этом знак особого Божьего расположения. Апостол-имеет полномочия совершать таинство запечатления, и без него это таинство оказывается невозможно. Как и в раннехристианские времена, избрание апостолов на место умерших было невозможно.

Основным мотивом восстановления апостольского служения было ожидание скорого пришествия Христа, и апостолы должны были подготовить к этому верующих. Идеологи КАО говорили, что пришествие, судя по всем признакам, очень близко, но верующему не обязательно знать его день и час, он каждую минуту должен быть готов к встрече с Христом, а Воскресение из мертвых будет первым признаком пришествия.

Большое значение придавалось роли апостолов и иерархии служений, состоящей из ангелов или епископов, пресвитеров или старейшин, которых также называли священниками, и диаконов. Апостолы, которые, согласно учению, назначены самим Богом, рукополагают людей на другие служения. КАО признавала, с некоторыми оговорками, семь таинств Римско-католической церкви, однако, в это число включалось и «запечатление».

В то время богослужение в общине использовало части как католической, так и протестантской литургии. Но в центре богослужения стояла не проповедь, как у протестантов, а «поклонение» Богу. Вся литургия была подчинена этой цели. Кульминацией богослужения являлась евхаристия (причастие), которая проводится с особой торжественностью, и неизмененный Апостольский Символ Веры.

Примечательно отношение КАО к другим конфессиям. Апостолы с самого начала не желали создавать новой деноминации и надеялись, что новое понимание учения Христа, которого они достигли, проникнет во все уже существующие конфессии. Экуменический дух открытости не исчез и после отделения КАО в самостоятельную общину. Членам церкви советовали посещать богослужения других конфессий и таким образом объединять христианство.

После того, как учение было оформлено, апостолы с избранными себе помощниками (евангелистами) снова разъехались по разным странам, теперь уже с миссионерской целью. Каждый апостол имел при себе свидетельство, подтверждающее его полномочия. Этот документ был предназначен для предъявления первым лицам государств, в которые направились апостолы, для придания большей важности миссии предъявителя. Однако впечатлить это свидетельство смогло только прусского короля Фридриха Вильгельма IV (1840-1858) (8).

По учению английских апостолов, каждый из них был обязан «запечатлеть» в своем округе 12 тысяч душ, чтобы довести число «первенцев» до 144 тысяч, о которых говорится в Евангелие и которых Господь должен забрать к себе в день Первого Воскресения.

После того, как умер шестой из двенадцати апостолов, в Германии пророки стали требовать назначения новых апостолов. В конце 1862 г. на апостольство был избран Рудольф Розохацкий (пресвитер из Кенигсберга). Спустя некоторое время в Гамбурге было избрано еще несколько апостолов. Шесть оставшихся в живых английских апостолов верили, что день Первого Воскресения близок и они доживут до него. Поэтому они не видели необходимости назначать приемников апостольства и отказались признавать новых, и в связи с этим в 1863 г. исключили гамбургскую общину из КАО. 1863 г является годом основания Новоапостольской церкви.

В связи с отделением от Католической апостольской общины в 1863 г. постепенно изменяется и порядок богослужения - устанавливается «новый порядок». Богослужение получает несколько более простое оформление, и некоторые ритуалы сокращаются. Кроме того, тексты некоторых молитв подвергаются переработке. Другое значение приобретает проповедь, теперь она не нечто побочное - как в католиче-ско-апостольской службе, а важная составная часть богослужения. С 1878 по 1881 гг. постепенно произошел отказ от богослужебного облачения. Что касается других внешних обрядов, то они постепенно исчезали один за другим. Учителя НАЦ объясняют постоянную тенденцию ко все большему упрощению порядка проведения богослужения и превращению его в богослужение проповедническое, с заключительным празднованием причастия, влиянием не только реформатской традиции, но и тем, что часто в общину приходили простые и бедные люди. Пышные литургические формы казались не походящими бедности и простоте. Кроме того, в большинстве случаев богослужения проводились не в церковных зданиях, а в задних комнатах, заброшенных фабриках, то есть в таких помещениях, которые не соотносились с праздничностью католическо-апостольским богослужением и облачением священнослужителей.

Таким образом, в начале XX столетия в новоапостольских общинах окончательно установилась простая форма богослужения, хотя и в последующие десятилетия она продолжала развиваться и изменяться.

В период формирования Новоапостольской церкви все апостолы, как и ранее в Католической апостольской общине, были равны. Хотя некоторые апостолы пользовались большим уважением и авторитетом по сравнению с другими, но отношения между ними строились по коллегиальному принципу. История КАО началась с призвания апостолов. В этом плане Новоапостольская церковь не изобрела ничего нового. Важную роль здесь сыграл призванный и рукоположенный еще в Католической апостольской общине пророк X. Гайер. Именно его действия привели к расколу в рядах КАО, а затем и к основанию новой Церкви. В России представители апостольской миссии впервые появились в 1836 г. Это был апостол У. Дау (9). Он приехал в Петербург и жил там какое-то время, изучая учение Православной церкви. Затем он предпринял путешествие по России, был в Москве, Киеве и других местах.

Апостольское учение впервые проникает на территорию России в конце 50-х гг. XIX в.(10). Сначала оно утвердилось в Ревеле, Риге, Мита-ве и Литве среди немцев, а затем в конце 60-х гг. XIX в. попало в Петербург, где образовалась апостольская община. Вот как Пругавин описывает факт признания апостольской общины в Петербурге: «Заручившись, благодаря сочувствию русских немцев, более или менее солидными средствами, петербургская апостольская община, обратилась в Министерство внутренних дел с просьбой о разрешении ей открыто совершать свои богослужения и даже построить церковь. При рассмотрении этого ходатайства возник вопрос о характере секты. Сначала полагали отнести ее к разряду протестантских, но это оказалось невозможным, так как она не берет свое начало из лютеранского учения, так же как нельзя ее считать выродившейся из православия. В числе ее членов находятся и лютеране, и православные, и католики, и реформаты. Проповеди в ней говорятся и на немецком языке, и на русском. Она почти ничего не имеет общего с учением «пашковцев», точно также ее нельзя сравнивать с «баптистами», перекрещенцами и иными немецкими сектами. Не разрешая этих вопросов по существу, Министерство внутренних дел, признавая общину безвредной, разрешило ей временно отправлять богослужения и читать проповеди, пока ходатайство ее не будет разрешено окончательно. Получив такой ответ, члены общины стали смелее, и повели свою пропаганду более открыто» (11).

Первым настоятелем и «архангелом» апостольской общины в Петербурге был барон Карл фон-Эрдберг. Тот же Пругавин писал о нем: «Стоявший долгое время во главе петербургской общины инженер-генерал-майор А.К. фон-Эрдберг умер в 1883 г. Он примкнул к общине при самом ее возникновении в Петербурге и скоро сделался высшим иерархом, став во главе всего дела. Благодаря его связям, ему удалось тогда же выхлопотать разрешение публично отправлять богослужения. Ему же в значительной степени община была обязана и устройством апостольской церкви» (12).

После смерти Эрдберга общину возглавил В.А. Дитман. Ее членами были, в основном немцы, но богослужения посещали и представители русского дворянства и простые люди, не имевшие званий и чинов.

После Октябрьской революции (1917) все имевшиеся на тот момент общины прекратили свое существование в 1920-30-х гг. Вновь появление апостольского учения в России отмечено в середине 1980-х гг. В июне 1988 г. в Москве начал работу «апостольский округ Швейцария». В новоапостольскую веру были обращены 14 человек. В октябре 1990 г. на одной из частных квартир апостол Кайнц и тогда еще священник, а сегодня апостол, А.П. Кондратов провели первые обряды крещения и запечатления. С 1991 г. стали проводиться первые регулярные богослужения на квартире прихожан Б.И. и Л.С. Новиковых. Почти одновременно в Москве была создана община от «апостольского округа Берлин-Бранденбург». В результате активной деятельности проповедников из этого округа в 1993 г. в Министерстве юстиции РФ был зарегистрирован Управленческий центр Новоапостольской церкви в России (УЦ НАЦ в России), который находится в Москве.

УЦ - высший руководящий орган для всех новоапостольских общин на территории Российской Федерации. Целью этого органа является координация деятельности региональных центров и отдельных общин по распространению и представлению единого новоапостольского учения, а также урегулирование внутрицерковных отношений и представление интересов общин и верующих перед органами государственной власти, организациями (13). Возглавляет Управленческий центр президент В.Г Безганс.

Каждая новоапостольская общин, согласно своему уставу, подчинена Региональному управленческому центру (РУЦ). В настоящее время на территории России зарегистрировано десять централизованных Региональных управленческих центров (РУЦ): Северо-Западный (центр в г. Санкт-Петербурге), Западный (г. Калуга), Северный (г Мурманск), Волжский (г. Нижний Новгород), Южный (г. Пятигорск), Центрально-Европейский (г. Пенза), Уральский (г Стерлитамак), Урало-Западносибирский, Сибирский (г. Новосибирск), Дальневосточный (г. Хабаровск). По данным УЦ НАЦ России на 1 января 2004 г. в России действует около 300 религиозных объединений, относящихся к новоапостольской вере, шесть апостолов, которым помогают около 700 священнослужителей. За время деятельности НАЦ было построено 32 новых и перестроено 38 старых зданий церквей.

Все новоапостольские общины мира образуют Международную Новоапостольскую церковь, во главе которой стоит Первоапостол. Новоапостольские общины отдельной страны или региона объединяются в апостольский округ, руководство деятельностью которого осуществляется окружным апостолом. По поручению окружного апостола различные сферы деятельности церкви находятся в ведении апостолов, епископов, окружных старейшин, окружных евангелистов (евангелистов), пастырей или священников.

Согласно новоапостольского учения, Первоапостол как глава церкви Иисуса Христа является высшей инстанцией во всех ее делах. Члены Новоапостольской церкви имеют в его лице представителя «Господа на Земле», в то время, как он считает себя помощником своих сестер и братьев в вопросах веры (14).

Последователи Церкви верят, что сан Первоапостола дается свыше, так как «Господь всегда избирал одного человека, которому особо поручал руководить Своим народом, считая его исполнителем Своей воли» (15).

Первостепенной задачей Первоапостола является достижение и сохранение единства среди апостолов. Его функции заключаются в проповеди учения Иисуса Христа, доведение до Церкви новых откровений Святого Духа. Первоапостол призван поддерживать чистоту веры, посвящать в апостолы избранных священнослужителей, а также заботиться о том, чтобы учение Христа распространялось апостолами в единой форме.

Основу вероучения современной НАЦ составляет Библия. Среди последователей Церкви считается, что Священное Писание играет важную роль в жизни христианина. «Будучи источником утешения, благоговения и наставления, оно способствует веропознанию» (16). Вместе с тем, по учению НАЦ, чтение Библии не может заменить роли апостолов в качестве проповедников учения Иисуса и исполнителей таинств, поскольку Библия не претендует на полное и исчерпывающе изложение всех божественных деяний.

Последователи НАЦ верят в Триединого Бога Отца, Сына и Святого Духа, а также в церковь Христову с ее таинствами. По учению Церкви, только принявший новоапостольскую веру может вступить в общение с Богом. Члены Церкви убеждены в том, что Сын Божий при своем пришествии возьмет к Своему Отцу на небеса тех, кто принял Дух Святой и приготовил себя к вечной жизни.

В своей догматике НАЦ уделяет большое внимание вопросу о Втором пришествии Христа на землю и установлении им «тысячелетнего царства Божия». О Втором пришествии говорится практически во всех речах Первоапостола и проповедях священников во время службы. В учении о жизни после смерти НАЦ во многом близка с другими христианскими церквями. Например, новоапостольцы утверждают, что после смерти душа человека попадает в некое посмертное состояние, в котором пребывает вплоть до воскресения из мертвых. При этом праведники и грешники находятся в разных местах.

Особенностью НАЦ является учение о том, что умершие и в посмертном состоянии способны уверовать и получить спасение. В этом им должны помочь живущие ныне члены Церкви, а молитва за умерших считается очень важным делом, посредством которого живые могут повлиять на состояние ушедшего из жизни.

Отличительной чертой от других протестантских течений является то, что в Новоапостольской церкви трижды в году проводятся богослужения, в ходе которых совершается поминовение усопших, которым так и не довелось уйти в мир иной «искупленными». В первое воскресенье марта, июля и ноября апостолы предлагают этим душам на воздвигнутых на земле алтарях таинства Церкви христовой (17). Это служение, проводимое для усопших, неизбежно предполагает веру в продолжение жизни после смерти. По представлениям новоапостольцев душа человека в зависимости от праведности его земной жизни может попасть в вечное единение с Богом или же быть навечно отлученным от Бога.

В НАЦ признаются три таинства: крещение водой, запечатление Духом Святым и причастие. Помимо таинств, в НАЦ существуют священнодействия, связанные с определенными важными событиями в жизни людей. Особое благословение дается по случаю конфирмации, помолвки, обручения и свадьбы, предродового развития ребенка. Особой исповеди, связанной с богослужением, в НАЦ не существует. Христианин признает свои грехи, произнося в молитве «Отче наш» слова: «и прости нам долги наши».

В отличие от большинства протестантских течений, которые придают огромное значение образованию своих богословов и последователей, новоапостольские идеологи считают, что служителям церкви не нужно богословского образования, и при этом ссылаются на Священное Писание. Для их подготовки к служению в Церкви проводятся семинары, на которых обсуждаются основы вероучения Новоапостольской церкви. Кроме того, для священнослужителей ежемесячно издается брошюра «Основные мысли», в которой определяется тема богослужения, основная мысль, которая должна развиваться в рамках темы, а также рекомендации Первоапостола, как нужно трактовать эту мысль. Благодаря таким подробным рекомендациям достигается единообразие в богослужениях и в учении в целом. Исполнение церковных поручений совершается добровольно, на основе личного убеждения и безвозмездно. Исключение составляют руководящие церковные сотрудники, у которых духовная деятельность занимает так много времени, что Церковь за их служение выплачивает им денежное содержание.

Руководители Церкви считают, что сегодня в России существуют все необходимые условия и предпосылки для расширения ее деятельности и стремятся максимально их использовать.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 История Царства Божьего. Франкфурт-на-Майне, 1988. С. 114.

2 Дональд Мак-Гавран. Закономерности роста Церкви. СПб., 1995. С. 188.

3 Общество усматривало свою задачу в распространении Библии по всему европейскому континенту, обучении и рассылке по всем странам миссионеров, но не для язычников, а для христиан, т. е. выполняло «внутреннюю миссию».

4 Премилленаризм - одно из учений о тысячелетнем Царстве Христа на земле. Его сторонники верят, что перед возвращением Христа будут знамения - войны, голод, землетрясения, отступничество, явление Антихриста, великая скорбь - и Евангелие будет проповедано всем народам. Эти события завершатся Вторым пришествием Христа, после чего воцарятся мир и справедливость, и Христос со своими святыми будет царствовать над миром. Это царство придет внезапно и будет установлено сверхъестественным образом, а не постепенно, в течение долгого времени, благодаря обращению отдельных людей.

5 История Царства Божьего. Франкфурт-на-Майне, 1988. С. 126.

6 См. Там же. С. 129.

7 См. Там же. С. 143-145.

8 История Царства Божьего. Франкфурт-на-Майне, 1988. С. 148.

9 Пругавин А.С. Раскол внизу и раскол вверху. СПб., 1882. С. 385; История Царства Божьего. Франкфурт-на-Майне, 1988. С. 149-150.

10 Пругавин А.С. Раскол внизу и раскол вверху. СПб., 1882. С. 395; Он же: Раскол вверху. Очерки религиозных исканий в привилегированной среде. СПб., 1909. С. 154.

11 Пругавин А.С. Раскол внизу и раскол вверху. СПб., 1882. С. 409.

12 Пругавин А.С. Раскол вверху. Очерки религиозных исканий в привилегированной среде. СПб., 1909. С. 193.

13 Наша семья. 2001. № 8. С. 10-12.

14 Новоапостольская вера: вопросы и ответы. Цюрих, 1992. С. 84.

15 См. Там же. С. 86.

16 См. Там же. С. 8.

17 Наша семья. 1993. № 11. С. 10.

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова