Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь

Яков Кротов. Путешественник по времени.- Вера. Вспомогательные материалы

Гленвилл Дауни

Дауни Г. Газа в начале VI века. Белгород, 2014.

Гленвилл Дауни (1908—1991) — крупный американский ученый середины ХХ века в области позднеантичной истории и, в особенности, ранневизантийского Востока.

В течение многих лет он являлся профессором истории и классической филологии в Университете Индианы (США, Блумингтон), работал в Принстоне, а в 40-х гг. принимал активное участие в археологических исследованиях в Стамбуле (раскопки храма св. Апостолов). Г. Дауни обладал обширными знаниями процессов и событий, протекавших на территории Римской империи и Ближнего Востока. Его плодотворная работа нашла отражение в многочисленных научных трудах.

Г. Дауни внёс наиболее весомый вклад в исследование ранневизантийских городов — Антиохии на Оронте и Газы Палестинской. Следует отметить, что проблемы истории отдельных городов Ранней Византии являются одними из наиболее важных в современной византологии. Помимо археологических исследований речь здесь идет о хозяйственной деятельности жителей, о социальных стратах и взаимоотношениях между ними, о муниципальном самоуправлении, об этноконфессиональных взаимоотношениях. Одним из наиболее ярких городов в таком отношении является Газа Палестинская.

Дауни в своей монографии «Gaza in the early Sixth century» пытается составить классификацию основных форм экономической жизни ранневизантийского города на примере морского порта Газы. Интерес данной работы состоит в том, что автор показывает сосуществование двух миров в Газе: один, борющийся за существование (местное семитоязычное население, низший слой бедняков), другой — пребывающий среди празднеств, образования и досуга (грекоязычные высокопоставленные чиновники и ученые); мир людей, которые жили в трущобах, в противовес миру хорошо обеспеченных людей, собравшихся в элегантных триклиниях, чьи мозаичные полы иллюстрировали знаменитые эпизоды из греческой мифологии.

Подобная ситуация встречается и в Антиохии. Только на этот раз речь пойдёт о языческих и христианских ценностях. Заинтересованность к Антиохии у Дауни возросла в результате открытия мозаичных картин религиозного и философского содержания при раскопках. Одно из таких творений изображает заключённую в медальон Мегалопсихию — «Великодушие». Г. Дауни посвятил этому обширную статью «The Pagan Virtue of Megalopsychia in Byzantine Syria», где в качестве проблемы обозначено изменение моральных и политических ценностей при принятии христианства. Автор на основе мозаик и живописи показывает, как Церковь нашла компромиссное решение в существовании христианских (Вера, Надежда, Добродетель) ценностей и классической традиции.

Профессор Дауни — автор работы «Ancient Antioch», для написания которой привлекались топографические данные. Более полная история Антиохии от её истоков до арабских завоеваний содержится в книге «A history of Antioch in Syria: from Seleucus to the Arab conquest». Здесь Дауни показывает Антиохию как главный город на Ближнем Востоке, который являлся колыбелью язычников и христиан. Также Глэнвилл Дауни стремится показать и отдельно взятый промежуток времени в жизни города.

Третья книга об Антиохии — «Antioch in the age of Theodosius the Great» — позволяет проследить период расцвета города во время правления Феодосия и связать «старый мир Либания с новым миром св. Иоанна Златоуста».

В качестве дополнения к исследованиям по истории и топографии Антиохии Г. Дауни с М. Спинка перевели Хронику Иоанна Малалы (книги 8-18) по просьбе отдела Искусств и Археологии Пристонского университета, а также перевод трактата Прокопия «О постройках».

Также Г. Дауни был занят общим исследованием истории поздней Римской империи: как две половины одной империи пошли в двух совершенно разных направлениях. Об этом свидетельствуют его работы «Constantinople in the age of Justinian» и «The late Roman Empire». Если в «Constantinople in the age of Justinian» Дауни анализирует политическую культуру эпохи, внешнюю политику Юстиниана, занимается описанием столичного города и самого императора, то в «The late Roman Empire» он исследует переход от язычества к христианству, который является одним из самых знаменательных событий в истории. Глэнвилл Дауни показывает, как военный хаос III века привел к реформам Диоклетиана, и как впоследствии христианство одержало победу над существующим социальным порядком, а также причины, по которым латинский Запад выделился в особую цивилизацию.

Помимо вышеуказанных, среди крупных работ Дауни необходимо назвать монографии о Велизарии и Аристотеле и перевод трактата Прокопия Кесарийского «О постройках», а также многочисленные статьи.

Таким образом, вклад Г. Дауни в изучение поздней античности и византинистику весьма весом.

 

  • G. Downey. Ancient Antioch. Princeton. — 1963.
  • G. Downey. Antioch in the age of Theodosius the Great. University of Oklahoma Press. — 1962.
  • G. Downey. «Byzantium» was an unbroken continuation of the Roman Empire..
  • G. Downey. A history of Antioch in Syria: from Seleucus to the Arab conquest. Princeton University Press. — 1961.
  • G. Downey. Chronicle of John Malalas, books VIII—XVIII. University of Chicago Press. — 1940.
  • G. Downey. Constantinople in the age of Justinian. University of Oklahoma Press; New edition. — 1981.
  • G. Downey. Gaza in the early sixth century. University of Oklahoma Press. — 1963.
  • G. Downey. The late Roman Empire. N. Y.. — 1969.
  • G. Downey. Procopius, Buildings of Justinian (editor, with Henry B. Dewing) / Loeb Classical Library. Cambridge. — 1940.
  • G. Downey. Chronicle of John Malalas. Books 8-18 (translated from the Church Slavonic, with Matthew Spinka). Chicago. — 1940.
  • G. Downey. Belisarius, Young General of Byzantium. New York. — 1960.
  • G. Downey. Aristotle, Dean of Early Science. New York. — 1962.
  • G. Downey. The Persian Campaign in Syria in A. D. 540 // Speculum. Boston; Cambridge. — 1953.

Статьи:

  • Byzantine architects. Their training and methods // Byzantion. Vol. 18. 1948. P. 99-118.
  • Constantine the Rhodian: His Life and Writings. Princeton University Press, 1955. 12 p.
  • Constantine’s Churches at Antioch, Tyr and Jerusalem (Notes on architectural terms) // Mélanges de l’Université Saint-Joseph. Vol. 38. 1962. P. 189—196.
  • Earthquakes at Constantinople and Vicinity, A.D. 342—1454 // Speculum. Vol. 30. 1955. P. 596—600.
  • Education in the Christian Roman Empire: Christian and Pagan Theories under Constantine and his Successors // Speculum. Vol. 32. 1957. P. 48-61.
  • From the Pagan City to the Christian City // The Greek orthodox theological review. Vol. 10, 1. 1964. P. 121—139.
  • Imperial Building Records in Malalas // Byzantinische Zeitschrift. Vol. 38. 1938. P. 1-15, 299—311.
  • John of Gaza and the Mosaic of Ge and Karpoi // Antioch-on-the-Orontes, II: The Excavations, 1933—1936 / Edited by Stillwell, Richard. Princeton, 1938. P. 205—212.
  • Julian and Justinian and the Unity of Faith and Culture // Church History. Vol. XXVIII. 1959. Р. 339—349.
  • Justinian as a builder // The Art bulletin. Vol. 32, 4. 1950. P. 262—266.
  • Justinian’s View of Christianity and the Greek Classics // Anglican Theological Review. Vol. XL. 1958. Р. 13-22.
  • Justinian’s view of Christianity and the Greek classics // Anglican theological review. Vol. 40. 1958. P. 13-22.
  • Notes on the topography of Constantinople // The Art bulletin. Vol. 34, 3. 1952. P. 235—236.
  • Paganism and Christianity in Procopius // Church History. Vol. 18. 1949. P. 89-102.
  • Philanthropia in Religion and Statecraft in the Fourth Century after Christ // Historia. Zeitschrift für Alte Geschichte. Vol. 4. 1955. P. 199—208.
  • Polis and civitas in Libanius and St Augustine: A contract between East and West in the Late Roman Empire // Bulletin de

la Classe des Lettres et des Sciences Morales et Politiques (Belgique). Ser. 5, vol. 52. 1966. P. 351—366.

  • Procopius «De aedificiis» I.4.3 // Classical philology. Vol. 43. 1948. P. 44-45.
  • Procopius on Antioch: a study of method in the «De Aedificiis» // Byzantion. Vol. 14. 1939. P. 361—378.
  • Seleucid Chronology in Malalas // American Journal of Archaeology. 1938. Vol. 42. P.106-120.
  • Stories from Herodotus; a panorama of events and peoples of the ancient world. E. P. Dutton & Compant, 1965. 153 p.
  • The builder of the original Church of the Apostles at Constantinople; a contribution to the criticism of the Vita Constantini attributed to Eusebius // DOP. Vol. 6. 1951. P. 51-80.
  • The calendar change at Antioch in the fifth century // Transactions and proceedings of the American Philological Association. Vol. 69, 2. 1938. P. XXXIV.
  • The Calendar-Reform at Antioch in the Fifth Century // Byzantion. Vol. 15. 1941. P. 39-48.
  • The Christian Schools of Palestine: A Chapter in Literary History // Harvard Library Bulletin. 12. 1958. Р. 297—319.
  • The Church of All Saints (Church of St. Theophano) near the Church of the Holy Apostles at Constantinople // Dumbarton Oaks papers. Vol. 9/10. 1956. P. 301—305.
  • The Composition of Procopius' De Aedificiis // Transactions and proceedings of the American Philological Association. Vol. 78. 1947. P. 171—183.
  • The dating of the Syrian liturgical silver treasure in the Cleveland Museum // The Art bulletin. Vol. 35, 2. 1953. P. 143—145.
  • The name of the Church of St. Sophia in Constantinople // The Harvard theological review. Vol. 52. 1959. P. 37-41.
  • The Persian Campaign in Syria in A.D. 540 // Speculum. Boston- Cambridge, 1953. Vol. 28. P. 340—348.
  • The Persian Campaign in Syria in A.D. 540 // Speculum. Vol. 28. 1953. P. 340—348.
  • The perspective of early church historians // Greek, Roman and Byzantine studies. Vol. 6. 1965. P. 57-70.
  • The work of Antoninus Pius at Antioch // Classical philology. Vol. 34. 1939. P. 369—372.
  • Themistius and the Defense of Hellenism in the Fourth Century // The Harvard theological review. Vol. 50. 1957. P. 259—274.

О нём:

  • Лопатина М. Ю. Г. Дауни и его вклад в изучение поздней античности // Белгородский диалог — 2014. Белгород, 2014. С. 94-95.

 

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова