Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Патриарх Варфоломей I

Послание в связи с Голодомором, 2008.

Его докторская: Архондонис, архим. Варфоломей. О кодификации священных канонов и канонических постановлений в Православной Церкви. Салоники, 1970.

Р. 29.2.1940, патриарх с 2.11.1991, родители: Христос и Меропе Архонтонис, в крещении Димитрий). В 1953-1968 гг. учился в Риме в папском Восточном институте, в Швейцарии в экуменическом институте, в Мюнхене. Очень активен в экологии, за что был прозван "Зелёным патриархом".

232-й Патриарх Константинопольский Варфоломей I родился 12 марта 1940 года на турецком острове Имврос. Школу закончил в Стамбуле, богословскую школу — на острове Халки. В 1961-1963 гг. служил офицером в турецкой армии. Дальнейшее образование (церковное право) получил в Швейцарии и Мюнхенском университете. Доктор богословия Папского Восточного института в Риме.

25 декабря 1973 года хиротонисан во епископа с титулом митрополит Филадельфийский. В течение 18 лет был управляющим Патриаршим кабинетом. В 1990 году назначен митрополитом Халкидонским. Был избран предстоятелем Константинопольской Церкви 22 октября 1991 года, чин интронизации состоялся 2 ноября.

Титул предстоятеля: Святейший Архиепископ Константинополя — Нового Рима и Вселенский Патриарх.

Патриаршая резиденция и кафедральный собор во имя святого великомученика Георгия Победоносца находятся в Фанаре (район Стамбула).

Почтовый адрес Патриархата: Rum Patrikhanesi, 34 220 Fener-Halic, Istanbul, Turkey

тел.: (90-212) 5319670-76 факс: (90-212) 5349037

Адрес в Интернете: http://www.epnet.gr http://www.patriarchate.org

Его визит в Гонконг, 2007.

В 2004 году, в связи с обсуждением концепции Москва — Третий Рим на VIII ВРНС, осудил её как богословски несостоятельную. Согласно изложению позиции Патриарха в греческой газете «То Вима» от 8 июля 2004 года, специально для министра иностранных дел России Игоря Иванова он заявил следующее: «Вовлечение правительства в процесс принятия церковных решений имеет привкус неприемлемого цезарепапизма. Во времена коммунистической эры происходила нетерпимая политизация Русской Церкви ... Мы надеялись, что ситуация будет иной после падения чудовищной системы. Однако, к нашему негодованию, мы видим, что настоящее российское правительство продолжает, не колеблясь, вторгаться и даже „делать политику“ в отношении сугубо церковных дел»; для председателя ОВЦС митрополита Кирилла (Гундяева) — «Неужели вы говорите нам, что единство православия есть вопрос цифр, политической силы, светской и дипломатической власти? То, что мы слышали относительно единства Церкви есть, целиком и полностью, прискорбное веяние духа ватиканизма, который толкует единство как единую организационную структуру, а не единство духа и сердца, как оно всегда толковалось в Православной Церкви».

ПОСЛАНИЕ В СВЯЗИ С ГОДОВЩИНОЙ ГОЛОДОМОРА

Возлюбленные чада Церкви — дорогие украинцы!

По Промыслу Божию, мы снова получили возможность обратиться к вам с отеческим словом. Церковь-Мать — Вселенский Константинопольский Престол — опять обращается к вам, чтобы разделить с вами не только радость, но и – на сей раз - печаль, вызванную Голодомором.

Все чаще навсегда покидают родные дома, своих детей, внуков и правнуков, те немногочисленные сыновья и дочери украинского народа, которым Господь Бог помог выжить во время всеукраинской трагедии, — Голодомора 1932-1933 годов. Поэтому наше слово в первую очередь обращено к украинской молодежи, как будущему Украинского Государства.

Вместе с вами мы стремимся осмыслить не только число замученных голодом украинцев, а, в первую очередь, причины, которые привели к той трагедии. Исследование политических и социальных факторов оставим для светских ученых. Мы же попробуем взглянуть на Голодомор с точки зрения Церкви.

Как случилось, что Украина, которая еще с античных времен поставляла хлеб странам, которые чувствовали его нехватку, сама начала голодать, к тому же голодать в мирное время, - и так, как не голодал ни один народ Европы во времена войн?

Руководители нового государства, появившегося на просторах поверженной империи, подменили Вифлеемскую звезду своей, кровавой, а вместо Христовой багряницы, которая впитала в себя Святую Кровь Спасителя мира, являвшейся и остающейся доныне хоругвью, которая указывает путь вечной жизни и за которой всегда шли верующие люди, забагровел красный стяг, незримо пропитанный невинной кровью лучших сынов и дочерей украинского народа.

Насильно захвативший власть завоеватель не будет заботиться о добре управляемого им коренного народа, не станет почитать его духовных, культурных и материальных ценностей. Он хорошо знает, что рано или поздно народ прозреет и сбросит с себя его иго. Поэтому для длительного господства необходимо затерроризировать титульную нацию. Сохранившиеся исторические документы бывшего Советского Союза изобилуют сведениями о национальности репрессированных. Подавляющее большинство уничтоженных, заключенных или выселенных — украинцы, к тому же, национально сознательные или хозяйственные. Вдохновителями, организаторами, руководителями и основными исполнителями акции по уничтожению украинцев были те, к кому обращался Иисус Христос: "Ваш отец — дьявол... Он был губитель искони..." (Ин., 8:44).

Три Голодомора, репрессии, войны призваны были стать для Тебя, украинский народ, источником духовного очищения, морального совершенствования, возвращения к праотеческой христианской традиции с Твоей собственной Церковью и внутренней христианской духовностью, а не с наносным, внешним, формальным христианством, которое граничит с обрядоверием. И наш визит в Киев на празднование 1020-летия Крещения Украины-Руси явил нам настоящих сыновей и дочерей Украинской Церкви, которые молятся Богу, а не человеку, даже если тот занимает высокое положение. Мы увидели, что даже ужасы XX века не сломали становой хребет нации, не сделали из украинца раба и послушного исполнителя чужих планов.

Призываю всех обратить свои взоры к Киеву, к украинским духовным — религиозным и культурным — святыням, к украинскому народу: ко всем, рожденным в Украине, имея в виду благо Украины, которой все без исключения должны служить: и наделенный властью, и "маленький" гражданин. Вспомните слова Спасителя: "Каждое царство, разделенное в самом себе себя, запустеет. И каждый город или дом, разделенный в самом себе, не устоит" (Матф., 12: 25).

Дорогие украинцы! Ваше прошлое — будь то радостное, победное, будь то грустное или трагическое, а в особенности Голодомор, — всегда будет с вами, даже когда вы будете пытаться забыть, приуменьшить или исказить его в угоду соседям. К вам обращены слова Апостола Павла: "Братья, каждый из вас, в каком состоянии был призван, пусть в том и остается перед Богом" (1 Кор., 7:24). Ваше призвание — быть добрыми христианами в древней украинской церковной традиции и гражданами Украины, а также единодушно свидетельствовать перед миром о трагедиях украинского народа в XX в., особенно о Великом Голодоморе 1932-1933 годов. Это Ваш долг перед памятью своих прадедов, дедов и отцов, ибо в мировой истории за все время существования человечества не было такой трагедии, во время которой за один мирный год было бы уничтожено больше людей одной нации, чем было уничтожено за несколько лет войны. И кто бы и что ни говорил, как бы ни пытался приуменьшить зло, это явный признак геноцида.

Чада Христовой Церкви — дорогие украинцы! В дни чествования памяти жертв Великого Голодомора 1932-1933 гг., особенно в его 75-ю годовщину, ваша Церковь-Мать — Вселенский Константинопольский Патриархат - скорбит вместе с вами и выражает глубокое и искреннее сочувствие всем вам и Президенту Украины господину В. Ющенко, представителю Украины перед мировым сообществом, благодаря настойчивым усилиям которого мир постепенно все больше узнает о страшной трагедии украинцев в XX в. Мы возносим ко Господу нашему Иисусу Христу наши молитвы и просим, чтобы Всеблагой Спаситель упокоил души всех замученных Голодом в селениях праведных и причислил их к сонму Своих Мучеников, как невинно убиенных. Пусть им будет вечная память, а на вас, всех живых, низойдет небесное благословение Всевышнего!

Фанар, 20 ноября 2008 года.

† Варфоломей, Архиепископ Константинопольский и Вселенский Патриарх.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова