еп. Антоний Длугош
основы катехетической дидактики
ПРИМЕЧАНИЯ
1
Догматическая Конституция о Церкви Второго Ватиканского Собора Lumen gentium
- Свет народам (далее - LG), 9.
2
Быт 12, 1.
3
Исх 19-34.
5
A. Dlugosz, Katechetyczne przeslanie znakow Starego Testamentu. Studium biblijno-katechetyczne,
Krakow 1994, c. 179-182.
6
Декрет Второго Ватиканского Собора об экуменизме Unitatis redintegratio
(далее - UR), 2.
7
Общее катехетическое руководство (далее - DCG), 17; Иоанн Павел II, Апостольское
обращение о передаче катехизации "Catechesi tradendae" (далее
- CT), 18. 48.
8
DCG 21; CT 20.25.
9
DCG 24. 45.
10
Догматическая Конституция о Божественном Откровении Dei Verbum - Слово Божие
(далее - DV), 2. 21; DCG 14.
11
DV 2-4; CT 22.
12
DV 13; DCG 13.
13
DCG 32. 34; DV 13; Декрет Второго Ватиканского Собора о подготовке ко священству
Optatam totius (далее - OT), 16.
14
DV 2.
15
DCG 10.
16
DCG 32. 43.
17
DV 23. 25; CT 6.
18
DCG 34.37.
19
M.Finke, Pedagogika wiary, Poznan 1996, c. 8.
20
В. Кубик Очерки катехетической дидактики, Москва, 1996.
21
Термин "керикс" объясняет Р.Муравский в книге Katecheza chrzcielna
w procesie wtajemniczenia chrzesciajanskiego czasow apostolskich, Warszawa
1990, c. 23-24; об этом термине и термине "глашатай" см. также A.Jankowski,
Kerygmat w kosciele apostolskim. Nowotestamentowa teologia gloszenia slowa
Bozego, Czestochowa 1989, c. 7.
22
Катехизис Католической Церкви (далее ККЦ), 2123-2125; ср. Пастырская Конституция
Второго Ватиканского Собора о Церкви в современном мире Gaudium et spes - Радость
и надежда (далее GS), 20.
23
GS 12.45; Иоанн Павел II Первое обращение по радио и телевидению Urbi et orbi
- Городу и миру, Рим, 17 октября 1978 г.; Выступление на открытии III Генеральной
Конференции Епископата Латинской Америки, Пуэбла (Мексика), 28 января 1979
г.; Выступление по случаю 30-летия Конституции Gaudium et spes, Рим, 8
ноября 1995 г. в: Przemowienia i homilie Ojca Swietego Jana Pawla II, Krakow
1997, c. 359-400.
24
DV 2; DCG 10.
25
Еф 4, 13; Кол 1, 28; GS 22.
26
Мф 1, 18; Лк 2, 6; Ин 1, 14.
27
Мф 5-6; Мк 1-7.
28
Мф 8-9; Мк 1-2; Лк 5; Ин 2,5-6.
29
Мф 10; Мк 10-11; Лк 4-9; Ин 3-4.
30
Мф 27-28; Мк 14-16; Лк 23-25; Ин 19-21.
31
DCG 35.
32
DV 23; DCG 11.
33
DV 2.
34
DV 21.
35
DV 15.
36
DCG 20.
37
DCG 11.13.125.
38
CT 27.
39
DCG 10.
40
DCG 11.
41
№ 2; DCG 10-11. 39.
42
DV 2.
43
J.Charytanski, Wprowadzenie, c. 9.
44
DCG 32.
45
Апостольское обращение Павла VI о евaнгелизации Evangelii nuntiandi (далее
- EN), 4.
46
Рекомендуется пользоваться Библией брюссельского издательства "Жизнь с Богом".
- Прим. пер.
47
Имеются в виду издания: Требник. «Чин Христианского Посвящения взрослых»,
Москва, Ц.К. 1998
48
Чин Мессы (на пяти языках) Torino, Italia, 1993
49
Лекционарий в 7 томах. Красноярск, 1994
50
Литургический календарь (изд. Францисканцев)
51
DV 10; CT 27
52
DV 21.
53
DV 8.
54
DV 7-9.
55
DV 9.
56
DV 10.
57
LG 25
58
CT 18.
59
Апостольская конституция Иоанна Павла II Fidei depositum, w: ККЦ, с. 9.
60
CT 50.
61
«Листки христианской азбуки» для занятий с самыми маленькими; «Бог наш
Отец». Курс катехизиса (для преподавателей) и тетрадь для детей, 1-й
год занятий, С.-Петербург-Москва, 1996; «Иисус собирает нас». Курс катехизиса
(ддя преподавателей) и тетрадь для детей, 2-й год занятий, С.-Петербург-Москва,
1996; «Возрастать во Христе». Курс катехизиса (для преподавателей) и тетрадь
для детей, 3-й год занятий, С.-Петербург, 1997; «Литургический Год». Курс
катехизиса (для преподавателей) и тетрадь для детей, 4-й год занятий,
С.-Петербург, 1997; «Личность Иисуса Христа через героев Ветхого Завета».
Курс катехизиса (для преподавателей) и тетрадь для детей, 5-й год занятий,
С.-Петербург,1999г. «Расцвести во Христе». Курс катехизиса (для преподавателей)
и тетрадь, 6-й год занятий, С.-Петербург, 2000; «Господь любит меня».
Учебник по катехизации для детей перед Первым Причастием, Иркутск, 1998; «Придите
ко Мне все». Подготовка к первой исповеди и Святому Причастию, Барановичи,
1997; «Господь Иисус среди нас». Учебник по катехизации для детей после
Первого Причастия, Барановичи, 1997; «Библейский курс. Толкование на Евангелие
от Марка, ч. I-III, Новосибирск, 1995-1996.
62
См. далее с. 67-69.
63
Правила составления таких конспектов и подготовки к выступлениям можно найти в
различных пособиях, например: D.Aslett, Jak przemawiac publicznie i nie wyjsc
na idiote, Warszawa 1994, c. 50-56; A.Wiszniewski, Jak przekonujaco mowic
i przemawiac, Warszawa-Wroclaw 1994, c. 39-70.
64
Эта тема подробно разработана в работе S.Kulpaczynski, Katechetyczna dydaktyka
modlitwy, Lublin 1989.
65
Деян 5,42.
66
См. определение в Кратком религиозно-философском словаре Л. И. Василенко,
Москва, 1998.
67
CT 5.
68
DCG 42.
69
S.Kulpaczynski, Formy obrazowe…, w: Katechizacja roznymi metodami,
c. 185-200.
70
S.Kulpaczynski, Katecheza przy pomocy srodkow audiowizualnych, w: Katechizacja
roznymi metodami, c. 201-220; R.Podpora, Wideokaseta w katechezie,
w: tamze, c. 221-227.
71
J.Szpet, D.Jackowiak, Lekcje religii szkola wiary, Poznan 1996, c. 173-174.
72
Postawy katechetow, red. M.Majewski, Krakow 1996; E.Materski, Odpowiedzialnosc…,
c.49-50.
73
J.Szpet, D.Jackowiak, Lekcje religii..., c. 167-168.
74
M.Majewski, Lekcja religii a katecheza, w: Katecheza w szkole, ред.
тот же, Lublin 1992, c. 57.
75
Такую классификацию использует М.Маевский в книге Propozycja katechezy integralnej,
Lodz 1978, c. 154.
76
A.Splawski, Zagadnienia metodyczne w katechezie mlodziezowej, w: Teoretyczne
zalozenia katechezy mlodziezowej, red. R.Murawski, Warszawa 1989, c. 374-375.
77
C.M.Martini, Lud w drodze. Medytacje, Krakow 1992, c. 13-14. (К. Мартини,
Жизнь Моисея).
78
Там же, с. 14.
79
A.Jankowski, Czytanie Pisma Swietego (lectio divina), w: Lectio divina.
Boze czytanie, seria: "Z tradycji mniszej", t. 2, Tyniec-Krakow
1991, c. 15.
80
Instrukcja skierowana do Biskupow Ordynariuszow w dniu 13 maja 1950 na temat
prawidlowego nauczania Pisma Swietego w Seminariach Duchownych i Zakonnych Kolegiach,
w: Wstep ogolny do Pisma Swietego, red. J.Homerski, Poznaс 1973, c. 459.
81
Рекомендуется использовать комментарии, помещенные в Библии брюссельского издательства
"Жизнь с Богом". Ключ к пониманию Св. Писания, Брюссель, 1982.
82
Pismo Swiete Starego i Nowego Testamentu, Wstep-przeklad z oryginalu-komentarz-ekskursy,
red. S.Lach, L.Stachowiak, Poznan 1962, Pismo Swiete Nowego Testamentu, Wstep-przeklad
z oryginalu-komentarz-ekskursy в 12 томах, ред. E.Dabrowski, F.Gryglewicz,
Poznan-Warszawa 1958-1979.
83
Ветхий Завет. Книга Бытия. Перевод с древнееврейского М. Селезнева с историко-филологическим
комментарием.
84
Lapple Od egzegezy do katechezy, Warszawa 1986.
85
Например, можно использовать книги: Б. Антонини Введение в Библию, Москва,
1995; Б. Антонини Божественное Откровение. Историко-теологическое введение
в Библию с очерком изучения Догматической конституции «О Божественном Откровении»,
Москва, 1992; Б. Антонини Экзегезис книг Ветхого Завета; Л. Буйе О Библии
и Евангелии, Брюссель, 1965; А. Мень Как читать Библию (руководство к чтению
книг Ветхого Завета в 3-х томах), Москва, 1998; А. Мень История
религий в 2-х т., Москва, 1997; Э. Гальбиати, А. Пьяцца Трудные
страницы Библии, Милан-Москва 1992.
86
S.Grzybek, Metodologia teologii biblijnej, RBL 38 (1985) № 2, с. 99.
87
Мф 14, 22-31. Другие инсценировки могут основываться на повествовании об исцелении
прокаженного (Мк 1, 40-45), встрече Иисуса с Закхеем (Лк 19, 1-6), исцелении хромого
(Ин 5, 1-9), беседе с богатым юношей (Мк 10, 17-22), свадьбе в Канне Галилейской
(Ин 2, 1-11).
88
R.Kollmann, Bibliodrama w doswiadczeniu i badaniach naukowych, w: Katechizacja
roznymi metodami, red. M.Majewski, Krakow 1994, s. 33-54; R.Jaworski, Spotkac
sie, Plock 1993, c. 75-82. - Здесь приводятся указания для инсценировки четырех
библиодрам: "Работники в винограднике", "Милосердный отец - блудный
сын", "Милосердный Самаритянин", "Заблудшая овца". О
методе драмы см. также A.Dziedzic, J.Pichalska, E.Swiderska, Drama na lekcjach
jezyka polskiego, Warszawa 1995.
89
На основе Лк 10, 30-37.
90
На основе Лк 10, 38-42.
91
На основе Мф 27, 15-26.
92
О важности использования настоящего времени в библейских рассказах см. A.Dlugosz,
Katechetyczne przeslanie..., c. 31-36.
93
R.Kaminski, Biblia w zyciu parafii i malych wspolnot religijnych,
w: Biblia w nauczaniu chrzescijanskim, red. J.Kudasiewicz, Lublin 1991,
c. 158.
94
Джош Мак Дауэлл (Josh McDowell) - современный американский протестантский
проповедник.
95
J.McDowell, Przewodnik do zrozumienia twojej Biblii, Krakow 1990, c. 26-34.
96
J.McDowell, Przewodnik…, c. 38-49.
97
Ин 3.
98
Ин 4.
99
J.McDowell, Przewodnik…, c. 75-78.
100
Брюссельская Библия, "Жизнь с Богом", 1989.
101
Симфония (репринт), Москва, 1928; Симфония (первая полная), Москва,
1998; J.Flis, Konkordancja Starego i Nowego Testamentu do Biblii Tysiaclecia,
Warszawa 1991.
102
Praktyczny slownik biblijny, red. A.Grabner-Haider, Warszawa 1994; Словарь
Библейского Богословия; К. Леон-Дюфур Брюссель, 1974 (2-е изд. Киев, 1998);
С. Аверинцев Словарь София-Логос, Киев, 1999; А. Мень Библиологический
словарь, Москва; Библейская хронология, Москва, 1998; Евангельский
словарь библейского богословия, ред. У.Элуэлла С.-Петербург, 2000; Библейский
словарь, Б.Геце (репринт, Варшава, 1938), Стокгольм.
103
Библейская энциклопедия (репринт), Москва, 1991; Библейская энциклопедия
(перевод с английского), Москва, 1998; Библейская энциклопедия Брокгауза
(с иллюстрациями, перевод с немецкого), 1999; Библейская энциклопедия,
Э. Нюстрем, Торонто, 1979; Большой путеводитель по Библии, перев. с немецкого,
Москва, 1993.
104
A.Szlagowski, Wstep ogolny historyczno-krytyczny do Pisma Swietego, t.3,
Warszawa 1908, c. 245-249.
105
К популярным библейским атласам относятся: Атлас библейской истории с географическими
указателями, Москва, 1999; Библейский атлас, Москва, 1998; У.Ла Сор,
Д.Хаббард, Фбуш Обзор Ветхого Завета, С.-Петербург, 1999, в котором содержится
много карт и фотографий; альбом J.Rogersona Swiat Biblii, Warszawa 1996,
где в основном представлен географический контекст. Каждая книга снабжена комментариями,
часто очень подробными. Об использовании исторических карт в дидактике см. A.Zielecki,
Mapa w nauczaniu historii, Warszawa 1984.
106
В настоящее время наиболее распространен синтетический подход, отправной точкой
которого служит изложение главной мысли текста фрагмента, богословского значения
и контекста.
107
Примером могут служить книги: K.Romaniuk, Synopsa polska czterech Ewangelii,
Wroclaw 1985, а также: Библия. Комментарий. (Новозаветные таблицы: Б.
Согласование Четвероевангелия), Брюссель, 1989; Б. Антонини Экзегезис
книг Нового Завета, Москва, 1995; Д. Гатри Введение в Новый Завет,
С.-Петербург, 1996; Р. Шнакенбург Новозаветная христология, Москва, 1999.
108
Много таких рекомендаций содержится в трудах Отцов Церкви и в уставах основателей
орденов, см., например: A.Tomkiel, Ojcowie Koscioia ucza nas modlitwy,
Warszawa 1995, c. 94-98; Д.Омэнн Христианская духовность в католической традиции,
Рим-Люблин, 1994; а также, К.Богданов Очерки по антропологии молчания (В: Молчание
в церковной и религиозно-мистической традиции) С.-Петербург, 1997;
М.И. Рупник Пал ему на шею (lectio divina по притче о милосердном отце),
Москва, 1999; много информации можно также найти в книге M.Kanior, Historia
monastycyzmu chrzescijanskiego, t. 1: Starozytnosc (wiek III-VIII),
Krakow 1993.
109
К. Островская В поисках ценностей (Игры и упражнения в помощь катехизатору),
Москва, 2000.
110
Этот метод представил Збигнев Марек SCJ на катехетическим симпозиуме, который
прошел в Ченстохове в феврале 1995 г., а затем опубликовал в статье: O korzystaniu
z Pisma Swietego w gloszeniu zbawczego oredzia, "Horyzonty Wiary"
6 (1995) № 3, с. 47-64.
111
Стоит обратить внимание, что первые польские экуменические переводы изданы именно
в такой форме: Ewangelia sw. Mateusza, Warszawa 1997 и Ewangelia sw.
Marka, Warszawa 1997.
112
Принципы структурального анализа повествовательных текстов и речей разработала
Г.Миллер (G.Miller) из Германии и представила их на лекциях для студентов
Католической Богословской Академии (Польша) в 1992 г.
113
R.Murawski, Katecheza w formie..., c. 107; Z.Marek, O korzystaniu...,
c. 63.
114
Имеются в виду события, описанные в Деяниях Апостолов (8, 4-13).
115
Много примеров содержится в книге D.Topa Gry sprawdzajace. Metody kontroli
w katechezie (materialy pomocnicze), Krakow 1995; К. Островская В поисках
ценностей (Игры и упражнения в помощь катехизатору), Москва, 2000
116
D.Top, Gry sprawdzajace. Metody kontroli w katechezie (materialy pomocnicze),
Krakow 1995, с. 12-17.
117
T.Siek-Piskozub, Gry i zabawy..., c. 95.
118
Grupa bawi sie i pracule. Zbior grupowych gier i cwiczen psychologicznych,
oprac. M.Jachimska, Wroсlaw 1994, c. 24.
119
Там же, с. 144.
120
L.Szczegodzinska, Gry i zabawy towarzyskie, Warszawa 1971, c. 157.
121
Grupa bawi sie i pracuje, с. 53.
122
Там же, с. 150.
123
R.Kaminski, Biblia w zyciu parafii, c. 156-157.
124
Там же, с. 161.
125
Vocabulaire de theologie biblique sous la direction de X.Leon-Dufoir, Cerf,
Paris 1970. Русское издание: Словарь Библейского Богословия, "Жизнь
с Богом", Брюссель, 1974; 2-е изд. Киев, 1998.
126
Я.Кудасевич называет этот метод библейским пересмотром жизни, J.Kudasiewicz, Nowe
formy apostolatu biblijnego, RBL 26 (1973) № 5-6, с. 289-296.
127
В.Эрль и Ф. Гайзер предлагают черпать актуальные события, ситуации, вопросы, проблемы
для обсуждения из журналов, средств массовой информации, наблюдений и личного
опыта, современной литературы, фильмов, спектаклей, песен. См. W.Erl, F.Gaiser,
Neuе Methoden der Bibelarbeit, Tubingen 1969, c. 12-18.
128
Этот метод (без названия) приводится в книге В.Кубик Очерки катехетической
дидактики.
129
Там же, с. 289-292.
130
Ch.Lubich, Klucz do jednosci, Katowice 1989, c. 102-106.
131
М. Рупник Пал ему на шею (Lectio divina по притче о милосердном отце),
Москва, 1998
132
J.Szpet, D.Jackowiak, Lekcje..., c. 119.
133
R.Berger, Maly slownik liturgiczny, Poznan 1990, c. 96-97. о. Руперт Бергер
Малый литургический словарь, «Строматы», №6-7 1997 №12 1999; Словарь
литургических терминов, Москва, 1998.
134
Примером данного метода может служить Сумма Теологии св. Фомы Аквинского.
Свежавски Святой Фома, прочитанный заново, "Символ", №33.
135
В современном богословии это один из главных методов. S.C.Napiorkowski, Jak
uprawiac teologie, Wroclaw 1991, c. 69-71.
136
В. Кубик Очерки катехетической дидактики, учебное пособие колледжа
св. Ф. Аквинского, Москва, 1996.
137
Там же.
138
Этот метод также называется «Заполнением листа в команде», см. В. Кубик Очерки
катехетической дидактики, учебное пособие колледжа св. Ф. Аквинского, Москва,
1996.
139
Там же.
140
Там же.
141
K.Kruszewski, Gry dydaktyczne, w: Sztuka nauczania. Czynnosci nauczyciela,
red. tenze, Warszawa 1994, c.171-173; Cz.Kupisiewicz, Podstawy dydaktyki…,
c.152-154. К. Островская В поисках ценностей (Игры и упражнения в помощь катехизатору),
Москва, 2000.
142
Этот метод описывает В. Кубик.
143J.Polturzycki,
Dydaktyka dla nauczycieli, Torun 1996, c. 126-127.
144
K.Kruszewski, Metody nauczania, c. 143-145.
145
Cz. Kupusiewicz, Podstawy dydaktyki..., c. 144-145.
146
Этот вид беседы больше всего напоминает метод Сократа. См. Диалоги Платона.
147
На это обращают внимание дидактики. См., например, K.Kruszewski, Metody nauczania,
c. 136.
148
J.Antoszkiewicz, Metody heurystyczne, c. 82-83.
149
R.I.Arends, Uczymy sie nauczac , Warszawa 1994, c. 294.
150
Cz. Kupisiwiecz, Podstawy..., c. 151-152.
151
См. J.Szpet, D.Jackowiak, Lekcje religii..., c.120.
152
В своих полемиках Сократ стремился изменить убеждения собеседников или, по крайней
мере, усомниться в обоснованности их рассуждений.
153
J.Polturzycki, Dydaktyka doroslych, Warszawa 1991, c. 166-168.
154
Этот вид дискуссии называют также многократной дискуссией, дискуссией 66 и Филиппс
66, см. J.Polturzycki, Dydaktyka dla nauczycieli, c. 123.
155
Более подробно о способе организации обучения см. в работе E.Perrot Efektywne
nauczanie. Praktyczny przewodnik doskonalenia nauczania, Warszawa 1995, c.
103-148.
156
A.Dlugosz, Katechetyczne przeslanie..., c. 37.
157
RH 14.
158
DV 2.
|