|
Амброджо Донини
У ИСТОКОВ ХРИСТИАНСТВА
К оглавлению
АРИАНСТВО,
ДВА ПЕРВЫХ ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРА
И КОНЕЦ ЯЗЫЧЕСТВА
Теологические битвы сотрясали христианский мир не менее двух столетий
со времен Константина и до Юстиниана, вовлекая широкие массы верующих в злобные
и нередко кровавые распри по абсурдным и фиктивным проблемам — единичности или
множественности бога и субстанциальной идентичности отца-творца и сына, рожденного
«прежде всякой твари», согласно выражению из Павлова «Послания к колоссянам» (1 : 15).
Эти споры, конечно, не были прямым результатом распада, вызванного кризисом в
экономических, политических и религиозных структурах империи. Но они представляли
собой одно из самых многозначительных проявлений этого распада: обнищания подневольных
слоев, упадка торговли, ремесел и базисного производства, разложения городских
центров в Италии, Галлии, Испании и Северной Африке, концентрации населения в
некоторых зонах Средиземноморского бассейна, особенно на Востоке, куда сама сенатская
аристократия пыталась вложить свои капиталы. Кризисные явления выражались также
в перемещении экономической жизни из города в деревню и возвращении сельского
хозяйства к низшим формам производства, в превращении свободного крестьянина,
прикрепленного к господской земле, в колона, в распространении обычая выплаты
налогов, а также содержания служащим и даже военным натурой, в вымогательствах
со стороны правителей, сборщиков податей, мелких и крупных бюрократов, военных
начальников сверх всяких выносимых пределов (родители иногда бывали вынуждены
продавать в рабство своих детей, несмотря на запрещение законом подобных действий),
в тяге к бегству в зоны, занятые «варварами», гораздо более гуманными, чем римляне,
о чем рассказывает христианский писатель V в. Сальвиан из Марселя. Все это вместе
взятое создавало обстановку общей неустойчивости и страха, которая усилива-{238}ла
влечение к иррациональному и к религиозному уходу от действительности, причем
не только в среде обращенных в христианство.
Старые племенные и сельские культы далеко не угасли, как показала непродолжительная,
но радикальная попытка восстановления язычества во второй половине IV в. при одном
из последних преемников Константина, императоре Юлиане.
НЕРАВНОМЕРНОЕ РАСПРОСТРАНЕНИЕ
ХРИСТИАНСТВА
В начале константинианскои эры, в первые десятилетия IV в., распространение
христианства в различных частях империи было еще очень неравномерным.
Можно выделить три основные зоны по степени христианизации:
1) полоса наибольшего, проникновения
христианской религии — это Малая Азия, особенно Фригия, Вифиния и Понт вплоть
до границ Кавказа, Армения, включая районы на запад от Евфрата, острова Эгейского
моря, а также определенные зоны Эдессы;
2) зона, где христианство охватило значительную часть населения, но не занимало
лидирующего положения: Греция, Македония, Сирия, некоторые греческие городе) Палестины,
Египта, проконсульской Африки и Нумидии, Рим и его ближнее окружение, побережье
Южной Италии и Сицилии, Испания и Галлия вплоть до центрального массива;
3) наконец, Палестина, часть Аравии и Месопотамия, Эпир, Далмация, Центральная
и Северная Италия, особенно вдоль консульских дорог, дунайские провинции. Мезия
и Паннония, Киренаика, Ливия и Мавритания — районы, надо сказать, менее населенные,
где процессы евангелизации еще только начинались.
Изолированные христианские общины спорадически встречаются также на северном
побережье Черного моря, в Одессе и в Крыму, на севере Галлии, в Бельгии, вдоль
Рейна, в Реции и Норике, вокруг Виндобона, нынешней Вены, и на британских островах,
включая Гибернию, как латиняне называли Ирландию.
Высокая концентрация христианского населения в восточной половине Средиземноморского
бассейна и перенесение политического и административного центра империи {239}
в Византию — это два тесно связанных между собой явления. Но на решение Константина
повлияли также и другие факторы. Они имели экономический и военный смысл. Упадок
сельского хозяйства привел Рим и Италию к утрате ими всякой надежды на главенство.
Возникала основа той эволюции римского мира, которая привела к противопоставлению
отсталой Западной Европе более богатого коммерческими и производственными импульсами
византийского государства.
Все более явное отпадение Византии от Рима способствовало консолидации в религиозной
сфере того течения, которое впоследствии будет названо ортодоксальным, или православным,
то есть «истинным». Этот процесс завершился схизмой Фотия в IX в. и полным отделением
восточной церкви от латинской при патриархе Михаиле Керуларии в XI в.
Различное распределение верующих между восточной и западной частями империи
дало себя знать также в распределении епископских кафедр: их было от 800 до 900
на Востоке и от 600 до 700 на Западе, при общем их количестве в конце царствования
Константина порядка 1700. Это число, подсчитанное к тому же только на территории
Римской империи, может показаться очень большим, если вспомнить, что в I Ватиканском
вселенском соборе в 1869—1870 гг. приняло участие менее 800 епископов, а участников
II Ватиканского собора с правом голоса, прибывших со всех континентов земного
шара, было менее 2500. Однако несопоставимыми оказываются не эти цифры, а сам
тип епархии.
За вычетом крупных городских центров епископские епархии того времени были
гораздо ближе по своей территории к тем единицам, которые мы сейчас называем приходом.
До IX в. слово paroikia [паройкиа], которое означает по-гречески «зона соседства»,
или «резиденция в чужой стране», применялось в латинской транскрипции — parochia
[парокиа] — для
обозначения местопребывания епископа. Абсолютно неоправданно с лингвистической
точки зрения сближение этого слова с греческим parochos [парокос] — «правитель,
администратор», «поставщик продовольствия и жилья» (в поздней латыни оно изменило
свою форму на parocus [парокус]), но оно способствовало {240} формированию современного
значения слова: приходский священник и приход.
В городах епископы пользовались заметным престижем, который все более возрастал
в обстановке административного беспорядка, порожденного соперничеством между самодержцами
Востока и Запада и набегами варваров. Епископы одного и того же округа именовались
suffraganei [суфраганеи] — «помощники», «соратники»; в сельских зонах их называли
corepiscopi [корепископи], то есть «соепископы»,— словом, которое перешло из греческого
языка прямо в латинскую церковную терминологию. Епископы провинциальных столиц
или районов получали титулы митрополитов. Титул «патриарх» вошел в постоянное
употребление после Юстиниана, в начале VI в. На епископа возлагалось руководство
низшим духовенством. Его еще выбирало собрание верующих, но во многих случаях,
особенно в более важных центрах, эти выборы уже стали чистой формальностью.
Епископский сан нередко переходил от отца к сыну или от брата к брату. Власть,
которой они располагали не только на религиозной почве, но также и в экономической
сфере, благодаря управлению значительными богатствами — собственностью церкви,
делала назначение на епископский пост чрезвычайно привлекательным для членов состоятельных
семейств. Давление, которое многие из них оказывали на центральные органы управления
начиная со времен Константина, было не одного только духовного порядка. Александр,
епископ Александрии Египетской, был обвинен в саботаже снабжения зерном Константинополя,
чтобы вынудить императора занять менее двойственную позицию по отношению к арианству.
С распространением аскетических обычаев для епископов стало обычным правило
безбрачия, которое, однако, как уже упоминалось, еще долго не применялось к рядовому
духовенству. Имели место выборы епископами лиц, только что принявших христианство
или идеологически остававшихся за гранью христианства. В 411 г. философ-неоплатоник
Синезий из Кирены, еще не будучи крещеным, принял епископскую кафедру в Птолемаиде,
в Ливии. Амвросий, сын некоего высокопоставленного чиновника, перешел почти непосредственно
от обязанностей гражданского администратора Эмилии и Лигурии с резиденцией в Милане
к обязанностям епископа ломбардской митрополии. В 371 г., за несколько дней, он
прошел крещение {241} и посвящение в епископский сан. Милан, западная столица
империи, имел в то время гораздо большее значение, чем сам Рим, не только по политическим,
но и по религиозным причинам. Многие из аристократических римских фамилий не отказались
от старого культа. Сенаторы-язычники и христиане мерялись силами в римской курии,
пережившей упадок и выполнявшей преимущественно почетные функции.
В административной области три большие восточные митрополии — антиохнйская,
александрийская и константинопольская — охватывали только одну, восточную, из
четырех префектур, на которые Диоклетиан разделил империю. Антиохийская распространяла
свою власть на Сирию, Палестину, Месопотамию, Аравию и Киликию, юго-восточную
часть Малой Азии. Александрийская — на Египет. Юрисдикция константинопольской
митрополии распространялась на большую часть Малой Азии и Балканского полуострова.
От Рима же зависели три западные префектуры: Италия, Галлия и Иллирия. Теоретически
управление церковью должно было бы соответствовать этому делению. На деле же ситуация
развивалась совсем в ином направлении.
Достоинство митрополии осталось за Константинополем только после 381 г., когда
в новой столице состоялся II вселенский собор. Халкидонский собор 451 г. подтвердил
учреждение митрополии в Константинополе, несмотря на несогласие римского епископа.
Но в действительности главенство ее имело тенденцию распространиться на весь восточный
христианский мир. Авторитет римской церкви был этим заметно умален.
Палестине выпали на долю особые заботы императоров IV в. Ее города были обогащены
и умножены. Элиа Капитолина снова стала официально именоваться Иерусалимом. Константин
построил там крупную базилику после того, как его мать Елена, наложница Констанция
Хлора, направила туда несколько преданных ей прелатов, чтобы отыскать святые места
и обнаружить подлинный крест. Их «открытия», достигавшиеся очень экстравагантными
методами, следовали одно за другим ускоренным темпом и никогда не вызывали никаких
сомнений. В 451 г. по решению Халкидонского собора в Иерусалиме была учреждена
самостоятельная митрополия за счет антиохийской. В Палестине развилось также широкое
монашеское движение. {242}
При Юстиниане епископские епархии в крупных митрополиях получили наименование
патриархатов. На Западе со временем это наименование распространилось на
другие центры. Но в восточной церкви до сегодняшнего дня число патриархов осталось
прежним. Патриархов всегда было пять: константинопольский, римский, антиохийский,
александрийский (в Египте) и иерусалимский. Они считались главными по значению,
исключая почетное первенство, признанное за епископом бывшей столицы империи —
Рима, и реальное главенство епископа города Константинополя, прозванного отныне
«новым Римом».
ОСОБЕННОСТИ АРИАНСТВА
Соперничество и раздоры между всеми этими церковными владениями возникали все
чаще начиная с того времени, когда епископская деятельность получила официальное
признание государства. К политическим и национальным мотивам разногласий добавились
глубокие противоречия по поводу вероучения и уклада религиозной жизни.
В последние годы диоклетиановых гонений, между 305 и 306 г., на Востоке возникло
нечто подобное донатистскому инакомыслию в Северной Африке. Поводом для этого
послужил отказ ликопольского епископа Мелетия (Нижний Египет) и группы ригористов
из числа его последователей признать служение тех священников, которые не устояли
в момент испытания. В основе этого раскола таились также этнические и социальные
брожения. Приверженцы Мелетия, получившего частичную поддержку на Никейском соборе,
были в большинстве выходцами из Нижнего Египта, где местное население оказалось
под господством меньшинства эллинского происхождения, пришедшего из северных городов.
Обращению местных жителей в христианство способствовало и широко распространенное
национальное недовольство.
Они говорили на коптском языке, а не на греческом. На этот язык были
переведены многие древние христианские тексты, особенно апокалиптического и гностического
толка, греческие или арамейские оригиналы которых оказались впоследствии утраченными
либо в результате конфискаций по повелению Диоклетиана, либо вследствие {243} антицерковных действий новых императоров. Благодаря случайным
находкам писаний на коптском языке в последние десятилетия наше документальное
наследие от первых веков христианства чрезвычайно обогатилось. Коптский язык остается
богослужебным, хотя и непонятным для большей части египетских христиан.
Коптского вероисповедания по-прежнему придерживается эфиопская церковь, организованная
в начале IV в. высшим египетским духовенством. Она оставалась подчиненной александрийскому
патриарху вплоть до нападения фашистов на Абиссинию, когда греческий патриарх
Каира возвел в сан митрополита руководителя эфиопской церкви, присвоив ему титул
«Abuna» («абун») — «отец». Помимо обрядовой стороны абиссинское духовенство следовало
после схизмы V в. за своей матерью-церковью также и в наследовании учения монофизитов
Движение, которое получило наименование мелетианского, по имени Мелетия, не
имело большого распространения, поскольку сторонники абсолютной нетерпимости смешались
почти сразу с арианцами. Поэтому и возникшие через некоторое время раздоры в лоне
антиохийской церкви, которые привели к выбору двух соперничавших епископов, одного,
примкнувшего к мелетианской традиции, и другого — к никейскому правоверию, составляют
эпизод истории арианства.
Глубокий раскол, который Арий
произвел в христианском мире, усугубил тлевшее по всей территории империи напряжение,
как на Востоке, так и на Западе, и оставил стойкие следы в религиозной, политической
и социальной сферах.
Утверждают иногда, что арианство, защищавшее идею единичной божественной сущности
и переосмысливавшее образ логоса, якобы выражало тенденцию к большей «рациональности»
в интерпретации догмы. Этот тезис, кажущийся более глубоким, нежели оценки церковных
ересиологов, не принимает во внимание тот факт, что как та, так и другая партии,
на которые была разделена церковь в IV в., двигались по пути извращенного, иррационального
мировидения. Приписывать сыну бога, Христу, подчиненную роль посредника между
творцом и творением столь же иррационально, как и утверждать субстанциальную идентичность
обоих первых лиц троицы. Функция третьего лица, духа божьего, еще не была тогда
достаточно продумана собравшимися в Никее отцами. О ней заговорили {244} лишь
позднее, на II вселенском соборе 381 г. И разногласия по поводу зависимости духа
святого от одного отца или от отца и сына вместе стали во второй половине IX в.
одним из оснований отпадения византийского патриарха Фотия от римской церкви.
Не менее антиисторической является и другая интерпретация арианства, согласно
которой успех арианского епископата якобы был обусловлен его большей зависимостью
от государственной власти, особенно на Востоке, что облегчало становление послушной
императорской воле, подчиненной ей церкви.
То, что арианские епископы защищали самостоятельность своих церквей ради отделения
религиозной власти от политической в интересах наиболее гонимых верующих,— это
тоже одна из многих легенд, которые были пущены в обращение, чтобы очистить церковные
иерархии от обвинения в обогащении, в коррупции и в потворстве привилегированным.
В действительности как ариане, так и их антагонисты, никогда не колеблясь,
прибегали к сотрудничеству, с властью самодержцев и с органами принуждения, когда
считали его полезным. И гражданские власти нередко переходили от покровительства
одного направления к поддержке другого, заменяя опеку репрессиями, и не колебались
при этом в выборе оружия. Более, чем религиозными вопросами, они были заняты распределением
запасов стратегических ресурсов и продуктов питания в различных провинциях империи
и крупнейших митрополиях. Дело в том, что резервы сырья, провианта, дешевых рабочих
рук и рекрутов для армии во многих случаях зависели от преобладания в различных
епархиях того или иного религиозного направления. Типична в этом отношении борьба,
которая долго шла между Константинополем и Александрией и сопровождалась взаимным
вмешательством в сферу действия обеих церквей и поддержкой враждующих партий внутри
самого императорского двора.
Эволюция религиозной идеи, конечно, не является абсолютно точным отображением
процессов, происходивших в среде, которая эту идею однажды породила. Всякая идеология,
возникшая в определенной социально-экономической обстановке, движется затем автономно
и не всегда целиком соотносится с исходной структурой.
Потребность примирить тот фактический монотеизм, который отныне преобладал
в самой языческой среде, с {245} утверждением божественности Иисуса возникла
в первую очередь из усвоенной христианством, после его отделения от иудаизма,
идеологической установки. В диспутах о значении некоторых теологических терминов,
различным образом употреблявшихся школами Антиохии и Александрии, сказывалась
также различная философская ориентация сторонников двух враждующих тенденций.
Священник Арий (по-видимому, ливиец по происхождению) родился около 256 г.
и умер в изгнании в Константинополе в 336 г. Он получил образование в школе Лукиана
из Антиохии, разделявшего взгляды Павла из Самосаты. Вместе с ним учились другие
знаменитости того времени, среди которых был Евсевий из Никомедии. Лукиан интерпретировал
важнейшие положения христианской проповеди в духе аристотелизма. Философия Аристотеля
вновь ожила во второй половине II в. н. э. после длительного забвения. Особенно
это относится к сочинениям последнего периода деятельности философа. В III в.
Сирия стала одним из центров наибольшего распространения аристотелизма.
Из групповой солидарности ученики мученически погибшего во время
диоклетиановых гонений Лукиана именовали себя «конлукианистами» Их отличали
хорошее знание категорий аристотелевской метафизики, требование абсолютной трансценденции
бога, буквальное толкование Библии и строгая нравственная жизнь, близкая
по характеру к стоицизму. Когда же Арий переселился из Антиохии в Египет, призванный
епископом Александром принять руководство церковью в Баукалисе, густонаселенном
квартале Александрии, он столкнулся с совсем иной обстановкой. В
христианских общинах Александрии преобладало неоплатоновское направление:
менее навязчивое понимание концепции единичности бога, преобладание идеалистической
по характеру диалектики, аллегория в основе объяснения библейских текстов
с возможностью непредусмотренных выводов из их объяснения. В этой ситуации
Арий и его приверженцы в первый момент оказались в меньшинстве и в
изоляции. {246}
I
ВСЕЛЕНСКИЙ (ЭКУМЕНИЧЕСКИЙ)
СОБОР
В НИКЕЕ
Чтобы определить божественную сущность и одновременно отношения между
двумя первыми лицами троицы, теологи прибегали к двум почти синонимичным терминам:
ипостась, что означает по-гречески «то, что стоит под», то есть под феноменологической
внешностью (субстанциальная реальность — «субстанция» в переводе
на латинский), и usìa [усиа], причастие настоящего времени от греческого
глагола «быть» — «то, что есть» (передаваемого на латинском языке словом essentia
[эссенциа]) — сущность — иной способ обозначения действительности. Но эти
два слова различным образом звучали в аристотелевской философской школе и в школе
платоновского направления. Епископ александрийский Александр считал неоспоримым,
что Христос — сын бога составляет часть самой божественной сущности («эссенции»)
отца — отсюда понятие omousia [омоусиа] — «равносущностность», которое возобладало
в Никее. Но для Ария равенство субстанций не могло не подразумевать двойственности
лиц, и единичность божества оказывалась тем самым непоправимо разобщенной.
Так представлялось тогда противоречие между теми, кто утверждал, что Иисус
был истинным воплощенным «логосом» (словом), и признавал его только человеком,
ставшим богом или в момент крещения, как сказано в Евангелии от Марка, или в момент
воскресения, согласно Павлу. К этому добавлялась путаница, порожденная термином
«лицо» в применении к членам троицы. По-гречески слово pròsôpon [просопон]
могло означать одну обособленную реальность .
Между тем соответствующее латинское слово persona [персона], заимствованное из
драматургического искусства, где оно столетиями означало «маска», которой актеры
закрывали лицо на сцене, скорее {247} выражало идею того, что три лица были только
внешним проявлением единой индивидуальности.
Дискуссионные ухищрения христиан, лишенные какого бы то ни было культурного
смысла, подобно абстракциям буддийской теологии или мусульманской мистике, могли
быть восприняты массами верующих лишь в самой приблизительной степени. По мнению
одних. Ария следовало осудить, поскольку он отрицал божественность Христа; согласно
же его приверженцам. Александр проповедовал едва прикрытую форму политеизма. Возможность
включиться в распределение съестных припасов и других благ, которую обещали своим
приверженцам с той или с другой стороны, а также личность самих участников конфликта
также играли свою роль в определении позиций. Так, Арий изложил свои взгляды в
богослужебных гимнах, которые имели большой успех.
Низложенный со своего поста синодом из ста египетских епископов, созванным
в 321 г. Александром, Арий вынужден был покинуть страну. Вначале он укрылся
в Цезарее, в Палестине, затем у своего друга, никомедийского епископа Евсевия,
который старался реабилитировать его. Арианство быстро распространялось почти
по всем восточным приходам. Получив в конце концов разрешение занять прежний пост
в Александрии, Арий встретил растущее противодействие своего епископа и еще более
ожесточенное со стороны другого своего противника — диакона Афанасия, который
в 328 г. наследовал Александру на кафедре египетской митрополии. В поисках поддержки
противники Ария просили вмешательства крупнейших церковных авторитетов Запада.
Письма с призывами вступиться были направлены Александром римскому епископу
Сильвестру, но они только подлили масла в огонь. Образовались две партии, не столько
религиозные, сколько политические. Константин, который до того момента ловко лавировал
между двумя борющимися сторонами, после победы над Лицинием решил непосредственно
выйти на поле битвы, чтобы помешать новым центробежным тенденциям разрушить единство
империи и целостность той системы власти, которая имела возможность укрепиться.
По его приказанию в 325 г. была собрана всеобщая ассамблея епископов в городке
Никее Вифинской, недалеко от хорошо укрепленной резиденции императора.
Слово «собор» по-латински передается термином con-{248}cilium [концилиум] —
«собрание», «ассамблея» (от cum-calare [кум-каларе] — «созывать») . Его греческий эквивалент — слово synodos
[сюнодос], лат. synodus, тоже означает «собрание», «совокупность», оно долгое
время и предпочиталось. Ныне оно означает только национальные и провинциальные
собрания епископов, а порой также совещания духовенства одной епархии. Никейский
собор стал первым экуменическим, то есть универсальным, вселенским собором. Считалось,
что границы империи совпадают или почти совпадают с пределами «обетованной земли»
(от oikoumene [ойкоумене] по-гречески). В действительности на соборных сессиях
в Никее приняло участие ограниченное число епископов: 250 согласно Евсевию, 270
согласно Евстафию из Севастии, около 300 согласно Афанасию. Дошедшие до нас их
списки неполны: в них значится от 218 до 220 имен. Официально принятая, признанная
традицией цифра приводится Иларием из Пуатье: 318 человек.
Но это символическое число, оно напоминает 318 рабов, посланных Авраамом преследовать
Кедорлаомера и «царей, бывших с ним», которые взяли в плен «сродника его», Лота,
как повествует Библия (Быт., 14 : 14, 17).
Из западной части империи прибыли всего семь делегатов — два пресвитера, Витус
и Винцент, представлявшие римского епископа, и пять епископов, по одному из Калабрии,
Галлии, Паннонии, Цецилиан из Карфагена и из Испании кордовский епископ Оросий.
Этот последний был своего рода церковным советником Константина. Его первая поездка
в Александрию для примирения враждующих сторон окончилась неудачей. На соборе,
который работал под руководством императора, присутствовало все же свыше двух
тысяч человек.
Арианство даже не было названо в заключительном осуждении собора, но это
была дипломатическая тонкость. Основные положения арианства были отвергнуты со
всей очевидностью: «Все те, кто говорят, что было время, когда (Христа) не было
или прежде, чем он был рожден, не было, или он пришел к бытию из ничего, или он
другой субстанции или сущности, или сотворен, или подвержен изменению, или умалению,
всех их католическая и апостоли-{249}ческая церковь предает анафеме». Когда же,
однако, речь зашла об учении о троичности,
Вселенские соборы |
Номер |
Место |
Год |
Понтифик
(папа) |
1 |
|
325 |
Сильвестр
I |
2 |
|
381 |
Дамасий |
3 |
|
431 |
Целестин
I |
4 |
|
451 |
Лев I |
5 |
|
553 |
Вигилий |
6 |
|
678—681 |
Агафон |
7 |
|
787 |
Адриан
I |
8 |
|
869—870 |
Адриан
II |
9 |
|
1123 |
Каллист
II |
10 |
|
1139 |
Иннокентий
II |
11 |
|
1179 |
Александр
III |
12 |
|
1215 |
Иннокентий
III |
13 |
|
1245 |
Иннокентий
IV |
14 |
|
1274 |
Григорий
X |
15 |
|
1311—1312 |
Климент V |
16 |
|
1414—1418 |
Мартин
V |
17 |
|
(1431) |
Евгений
IV |
|
|
1438—1445 |
|
18 |
|
1512—1517 |
Юлий
II — Лев X |
19 |
|
1545—1563 |
Павел
III — Юлий III — Пий IV |
20 |
|
1869—1870 |
Пий
IX |
21 |
|
1962—1964 |
Иоанн
XXIII — Павел VI |
Католическая церковь насчитывает 21 вселенский собор.
Протестанты в целом признают только четыре первых — от Никейского до Халкидонского.
Православные полностью признают только семь первых, отрицают ценность первой части
восьмого (IV Константинопольского) и отвергают целиком все остальные. |
то, чтобы избежать раскола,
пришли к компромиссу, который никого не устроил и стал причиной последующих споров.
Была изобретена формула omoùsios [омоусиос], то есть равенства сущностей
двух первых лиц троицы, «кон-{250}субстанциальности» их, в латинском переводе.
Многие вспоминали, что подобное определение было отвергнуто за полстолетия до
того провинциальным синодом Антиохии в 268 г., поскольку оно допускает в скрытой
форме существование двух божественных сущностей, равных, но различных. Арианские
епископы оказались более нетерпимыми и отказались подписаться под ним. Константин
без колебаний отправил их в изгнание в дунайские и балканские районы Европы, где
передвигались племена готов, вандалов, а вслед за ними — лангобардов. Эти народности
познакомились таким образом с христианством в его арианском варианте.
Миссионер-епископ арианской ориентации Ульфила, выходец из числа христиан
Каппадокии, захваченных в плен вестготами, назначенный Евсевием из Никомедии на
должность в Никополь, в нижней Мезии, завершил дело, начатое первыми «ссыльными».
Обратив в христианство вестготов, Ульфила дал им алфавит и перевел на их язык,
старый готский. Библию и основные богослужебные тексты. После его смерти, в 383
г., в Константинополе арианство оказалось в состоянии стать преобладающей религией
«варваров».
Акты Никейского собора не сохранились. У нас есть, однако, текст «Credo» («Верую»),
или символа веры, который был затем частично пересмотрен на II вселенском соборе
в 381 г., а также около двадцати канонов, или дисциплинарных и богослужебных правил.
Тогда предполагалось только разрешить при помощи этих актов некоторые внутренние
вопросы второстепенного характера. Но в результате этих мер возникло церковное
право, которое и было названо каноническим. Этими правилами самостоятельность
диаконов была ограничена. Было запрещено перемещение священников и епископов из
одной епархии в другую; решено собирать провинциальные синоды дважды в год; укорочена
узда моральной жизни духовенства. Один из декретов запрещал, по крайней мере в
теории, вверить отправление священных обрядов новообращенным, раскаявшимся отступникам
и евнухам. Эти последние располагали обширными правами при восточном дворе в качестве
хранителей императорского гинекея (женской половины дома) и нередко попирали авторитет
церковных епархий.
Наконец, чтобы попытаться положить конец раздорам по поводу даты празднования
пасхи, ввиду того, что большая часть христиан Востока еще следовала иудаистскому
{251} обычаю, было решено отдать предпочтение александрийскому обычаю, уже принятому
римской церковью. Ежегодное повторение христианской пасхи было закреплено за первым
воскресеньем вслед за весенним полнолунием. Однако не все восточные церкви подчинились
декрету.
ПУТЬ
АРИАНСТВА ОТ НИКЕИ
ДО
КОНСТАНТИНОПОЛЯ
Закрывая заседание собора, Константин устроил торжественный пир, который
глубоко поразил приглашенных: были и такие среди них, которые решили, что «царство
божие» наконец осуществлено на земле, но, конечно, не то, о котором пророчествовал
Апокалипсис!
Достигнутое в Никее соглашение
оказалось неприменимым: через несколько лет ситуация изменилась в пользу арианства.
Некоторые епископы, которые отказались его подписать и были за то сосланы Константином
(в их числе влиятельный Евсевий из Никомедии), были возвращены на свои посты.
Чтобы противостоять конфликтам, которые часто принимали неслыханно жестокие формы,
гражданские власти вмешивались все более решительно в дела церкви. На первый план
в это время выходит фигура Афанасия, который был моложе Ария на целое поколение
и стал его непоколебимым противником.
Послание Константина церквам
после Никейского собора
Константин победоносный, великий, божественный — церквам!
Убедившись по счастливому положению государства, сколь велико благоволение
ко мне всемогущего бога, я считаю подобающим содействовать тому, чтобы хранить
одну-единственную веру, искреннее человеколюбие и благочестие по отношению ко
всемогущему богу во всех верующих католической церкви.
Но поскольку это не могло быть достигнуто, если бы сначала не подвергались
обсуждению различные касающиеся религии вопросы в присутствии всех епископов,
или по меньшей мере большей их части, собранных в одном месте, я созвал их сколько
было {252} возможно и принял участие, как равный среди
вас, в собрании, на котором все запросы были внимательно обсуждены, пока не было
со всеобщего согласия принято угодное богу решение, так чтобы не допускать более
дискуссий и разногласий по вопросам веры.
(Из «Жизни Константина» Евсевия Кесарийского,
III, 17).
Бурная жизнь Афанасия (296—373) типична для тех неспокойных
времен. Пять раз он был низложен и принужден к изгнанию, провел почти третью часть
своего епископства вдали от епархии, то на Западе, чаще всего в Галлии, где добился
преобладания никейского правоверия, то среди монахов Фиванской пустыни, в Египте.
Латинский перевод его «Жития Антония», основателя монашества, способствовал также
распространению в западном мире идеалов египетского аскетизма. Он умер в Александрии,
достигнув 77 лет, когда столь гонимое им движение ариан клонилось к закату.
Не желая потерять расположение арианского епископата в наиболее важных провинциях
империи, Константин пытался успокоить враждующие фракции и умерить жесткость одобренных
в Никее дефиниций. Как политику ему импонировали идеи его советников арианского
направления: признавая за Христом божественную субстанцию и сдваивая тем самым
божественную монархию, афанасианцы в каком-то смысле ставили под угрозу единство
земной монархии, которая должна управляться одним самодержцем земным, представителем
единственного бога.
Константин умер 22 мая 337 г. недалеко от Никомедии, когда готовился выступить
против персидского царя Сапора II, который захватил некоторые восточные районы
империи. Созданная им государственная система распалась. Империя была разделена
между тремя его оставшимися в живых сыновьями, провозглашенными Августами: Констанций
II правил на Востоке, Константин II — на Западе и Констант — в Иллирии. Над этим
последним антиарианская партия имела власть. Но когда Констанций II стал в 353
г. единственным императором, с хладнокровной жестокостью разделавшись с братьями,
арианство мало-помалу стало господствующим вероисповеданием и местные синоды превратились
в простое орудие имперской политики. {253}
Уже в Тире в 335 г. Афанасий был лишен поста и выслан в Тревири. По приказу
тамошнего правителя Дионисия александрийскому епископу не было разрешено даже
участвовать в заседаниях синода. В результате совещания епископов следовали одно
за другим почти непрерывно. Когда ариане протестовали, поскольку на одном синоде
в Риме было отменено осуждение Афанасия, римский епископ Юлий (337—352) попытался
доказать непреложность принципа общецерковного единогласия, только благодаря которому,
а не из-за созыва собора императором, и становились законными соборные решения.
Однако его попытка оказалась безрезультатной. На синоде 341 г. в Антиохии была
выработана новая формула веры, которая должна была бы заменить никейскую. В Сердике,
нынешней Софии, потерпела фиаско попытка примирения враждующих сторон, и впервые
западный епископат отделился от восточного. В Сирмие в 351 г. возобновилось наступление
против Афанасия; то же произошло в Арле в 353 г., в 355 г.— в Милане. В Милане
были смещены и сосланы во Фракию не только самые заядлые афанасийцы, но и римский
епископ Либерий, замещенный диаконом Феликсом. Только отрекшись от Афанасия и
покорившись тем самым воле императора Констанция II, который, впрочем, был крещен
лишь перед самой смертью, Либерий смог вернуть себе епископскую кафедру.
Противоречия обострились настолько, что казались неразрешимыми. Ни к чему не
привели ни оба синода в Сирмие в 357 и 358 гг., ни синод 359 г. в Римини, на котором
и сами западные епископы оказались глубоко разобщенными. Почти в то же время в
Селевкии, на Востоке, враждебные фракции поочередно отлучали друг друга от церкви.
Разброд в христианском мире был одной из причин, облегчивших попытку восстановления
язычества Юлианом, вступившим на трон в 361 г., после смерти Констанция. В числе
прочих проступков общественное мнение вменяло епископам в вину нетерпимое нарушение
равновесия сил в государстве и дезорганизацию путей сообщения. Дело в том, что
своими бесконечными переездами они занимали дороги, поскольку они пользовались
преимуществами перед всеми остальными путниками, как некогда секаторы.
Можно было бы не упоминать о течениях, на которые было разбито само арианство
в период между Никейским (325 г.) и Константинопольским (381 г.) соборами, если
{254} бы не необходимость постоянно учитывать, что широкие массы верили, будто
различные интерпретации догматики в какой-то степени объясняют им их судьбу. В
успехах или неудачах абстрактных теологических идей, оторванных от всякой действительности,
они неизбежно усматривали отображение условий их земной жизни. В этом трагедия,
таящаяся во всех религиозных конфликтах, когда в них оказываются втянутыми широкие
слои народа, даже если главное в этих конфликтах — личное соперничество и идеологические
споры между высшими церковными сановниками, столкнувшимися в борьбе за власть.
Только с учетом этого и следует вспомнить о трех главных течениях арианства:
«чистые» ариане, прозванные anomèi [аномеи], то есть противники никейской
формулы «омоусиос» — «равносущностности»; сторонники абсолютного различия между
двумя первыми лицами троицы: полуариане, или омоусиане, которые путем добавления
«и» думали разрешить главную трудность и утверждали, что сын не был равен, но
был подобен, omoios [омойос] — отцу, и, наконец, «омеи» или «омеане», прозванные
также «акакианами» по имени одного из их крупнейших представителей — Акакия из
Цезареи, склонные допустить только то сходство между небесными отцом и сыном,
которое существует в таких случаях и на земле. Другие подразделения арианства
выглядят еще более изощренными; они не играли особой роли в истории этой ереси.
После смерти Констанция II в 361 г. арианство вынуждено было перейти к обороне,
и его траектория стала клониться к закату со всеми ее взлетами и снижениями. Столь
же стремительно, как оно появилось, оно и распалось за какие-нибудь несколько
десятилетий, а сохранилось только у «варваров».
На Востоке между тем утвердилась школа трех отцов, прозванных каппадокийцами
по названию той области Малой Азии, где они родились: Григорий Назианзнн (или
Назианский), его брат Григорий Нисский и Василий Кесарийский. Несмотря на малую
оригинальность их теологических изысканий, они открыли дорогу ко II вселенскому
собору 381 г., который нанес арианству решающий удар. Собранные в Константинополе
по инициативе императора Феодосия, 150 соборных отцов, все с Востока или, самое
большее, с Балканского полуострова, подтвердили «Кредо» Никейского собора на основе
улучшенной формулы трех каппадокийцев: «одна-единственная божественная суб-{255}станция
в трех лицах». Затем в нее была включена концепция происхождения, или «процессии»,
духа от отца. Добавление «и от сына», которое впервые встречается в прямой форме
в актах синода испанских епископов, собравшихся в 589 г. в Толедо, так и
не было признано греческой церковью.
Один из одобренных собором канонов устанавливал, что второе место во всемирной
церкви после почетного первого, оставленного за Римом, будет признано за Константинополем,
как имперской столицей, а не за Александрией. О подобном решении римский епископ
Дамасий (366—384) даже не был проинформирован. По этой причине, помимо других
причин, вселенский характер I Константинопольского собора признан и на Востоке,
только в Халкидонии, в 451 г.; в Риме и на Западе он был признан лишь в начале
VI в.
Отголоски арианского кризиса давали себя знать на протяжении всей истории церкви,
вплоть до протестантской реформы и позже. Считается, что так называемые «христологические»
дискуссии V в. о единичности или двоичности природы сына бога (монофизитская ересь)
и VII в. о присутствии или отсутствии одной-единственной воли в лице Христа (монофелитская
ересь), по существу, явились продолжением сложных прений о троице, которые только
казались завершенными в конце IV в.
УТОПИЯ ИМПЕРАТОРА ЮЛИАНА
Хотя Константин и поставил в равные юридические условия христиан и язычников,
он задавался целью превратить новую религию в эффективное орудие управления. Его
политика примирения с арианством главным образом и была направлена на решение
этой задачи. Но значительные слои общества по-прежнему оставались связанными с
древними религиозными верованиями.
Преобладавшее до той поры представление о мире не исчезло, оно еще удерживалось,
и не только в лоне привилегированных слоев и в жреческой среде приверженцев древних
культов, лишенных поддержки со стороны государства, но и в среде интеллектуалов,
примыкавших к философским школам восточной и западной митрополий, и в части городского
и сельского населения, где прочно укоренились религиозные обычаи, освещавшие знаменательные
{256} моменты существования человека: рождение и смерть, труд и страдание. Повседневная
жизнь к тому же не слишком изменилась после эдикта Константина. Верно, что распаду
общества, голодовкам и эпидемиям, усугубленным военными действиями, люди пытались
противопоставить некоторые формы взаимопомощи, направляемой церковными иерархиями.
Однако все это не могло хотя бы минимально умерить недовольство и укрепить дух
смирения и отрешенности.
Если исключить явление организованного аскетизма, который не мог по самой своей
природе выйти за определенные границы, хотя бы географические, обращение в христианство
не вело автоматически к существенному изменению нравов. Захват владений, репрессии,
насильственное устрашение соперников делали общественную и частную жизнь тех же
христианских самодержцев не менее циничной и жестокой, чем жизнь их языческих
предшественников. После того как по приказу Константина был удавлен его тесть
и устранен с политической сцены зять Лициний, император не поколеблясь отделался
от собственного сына Криспа, которому не было еще и двадцати лет, заставив, по
невыясненным причинам, солдат убить его в Поле в 326 г. И его дети показали себя
в борьбе за власть ничуть не менее безжалостными.
Не может удивить и тот факт, что многих одолевало искушение переложить на христиан
ответственность за беды и извращения, которые одолевали мир. Недовольство достигло
угрожающих пределов, когда Констанций повелел конфисковать собственность древних
храмов и запретить жертвоприношения богам. После его смерти в 361 г. враждебные
христианизации империи элементы сплотились вокруг нового суверена Юлиана, и тогда
начался короткий период восстановления язычества, который завершился через два
года трагическими событиями.
Родившийся в 331 г. Флавий Клавдий Юлиан, сын сводного брата Константина Юлия
Констанция, шести лет от роду спасся вместе с братом Констанцием Галлом от ужасающей
резни, устроенной в 337 г. Констанцием II в самой императорской семье. Укрытый
в пустынной местности Малой Азии, в Каппадокии, затем в Никомедии, где он проходил
обучение новой религии и воспитывался под присмотром своих учителей, служивших
одновременно и тюремщиками, Юлиан очень скоро испытал глубокое отвращение к христианству,
которое представлялось ему бес-{257}конечной и безрезультатной тяжбой ариан с
неарианами.
Во избежание худшего зла, Юлиан прикинулся ревностным верующим и вступил в
ряды низшего духовенства в качестве «чтеца». Он остриг волосы и срезал бороду,
чтобы убрать всякие внешние признаки приверженности языческим обычаям. Отметим,
что искусство IV в. еще тяготело к изображению Иисуса и апостолов безбородыми
и с коротко стриженными волосами. По возвращении ко двору в Константинополь он
попал под влияние ритора Ливания и философа-неоплатоника Максима. И это влияние
решило его судьбу. Культура и религиозная концепция этих идеологов древнего язычества,
носителей монотеизма синкретического культа солнца, показались ему несравненно
выше примитивной и неупорядоченной христианской теологии отцов IV в., вовлеченных
в бесконечные препирательства.
В 355 г. 24-летний Юлиан был провозглашен Цезарем и направлен в Галлию, чтобы
сдержать натиск франков и алеманнов. Там он завоевал расположение армии, открыто
отверг власть Констанция II и зимой 360 г. в Париже дал себя провозгласить Августом,
после чего двинулся на восток. Констанций, занятый войной с персами, двинулся
навстречу, чтобы преградить ему путь, но 5 октября 361 г. он умер, и Юлиан был
признан единственным самодержцем империи.
Юлиан предпринял попытку восстановления язычества вначале на Западе, затем
в восточных районах средиземноморского мира, где христиане были с давних времен
в большинстве. Здесь и обрело свой смысл обвинение, оставленное за ним в истории
и связанное с его именем: Юлиан — отступник и даже «беззаконник». Его план основывался
на чистке новой христианской бюропартии, на политике большего внимания к интересам
колонов и наиболее обездоленных слоев и на возобновлении престижа древней религии.
Но времена для подобной реформы уже прошли.
Юлиан никогда не задавался целью отменить эдикт 313 г. о веротерпимости, он
не превратился и в подлинного гонителя веры. Едва прибыв в Константинополь, он,
напротив, повелел, чтобы изгнанные Констанцием II за их оппозицию арианству епископы
были возвращены на свои посты. Вернулся также и Афанасий, который добился в 362
г. созыва в Александрии благосклонного к никей-{258}ской ортодоксии собора. Но
в то же время Юлиан отменил привилегии, которыми в действительности пользовалось
христианское духовенство, и восстановил храмы древних богов и храмовое имущество,
конфискованное в предшествующие годы. Самой серьезной мерой, возбудившей негодование
всего церковного мира, было запрещение христианским риторам и грамматистам преподавать
в школах по причине несовместимости двух противоположных идеологий.
Получили поддержку африканские епископы-донатисты, и евреям было разрешено
восстановить их храм в Иерусалиме. Юлиан знал по собственному опыту, что значила
сильная организация вообще и в религиозной сфере в частности. Поэтому он создал
профессиональное языческое духовенство, сформированное в первую очередь из философов
и организованное по модели христианской организации. И распределение помощи беднякам,
особенно в крупных городах, осуществлялось по образцу христианских ассоциаций
вспомоществования.
В политической области Юлиан восстановил некоторые отмиравшие функции сената,
осуществил обширную административную децентрализацию в интересах местного правления
и произвел раздачу невозделанных земель. Чтобы подчеркнуть свою новую линию и
подавить гордыню Константинополя, «нового Рима», он перенес свою резиденцию в
более близкую к персидской границе Антиохию. Это решение не задело римского епископа,
но усилило непопулярность императора на Востоке.
Используя хорошее знание христианских текстов, Юлиан написал трактат в трех
книгах, чтобы поразить «бесчестную секту последышей галилейца». Труд этот впоследствии
систематически уничтожали, и если мы знаем сейчас его основные положения, то лишь
благодаря его последовательному опровержению епископом Кириллом Александрийским,
составленному спустя несколько десятилетий.
Юлиан желал избежать любых проявлений насилия. Но во многих местах группы язычников,
почувствовав опеку государства, перешли в наступление. В Александрии толпа убила
епископа Григория. В отместку дафнийские христиане, все там же, в Египте, сожгли
храм Аполлона. Формировалась, таким образом, основа жесткой антиязыческой реакции,
которая разгулялась в различных районах империи после смерти Юлиана. {259}
Все эти меры свидетельствуют о противоречивости, о двойственности и утопизме
замыслов и реформ Юлиана, которые тем самым заранее были обречены на неудачу и
несомненно отпали бы сами по себе, даже если бы император не пал, смертельно раненный,
26 июня 363 г. во время неудачной кампании против персов, через два года после
вступления на престол. Приписанная ему фраза: «Ты победил, галилеянин»,— естественно,
не более чем позднейшая и преднамеренная выдумка. Современный ему языческий историк
Аммиан Марцеллин, который задался целью своими 31 книгой о деяниях римских императоров
от Нерона до Юлиана продолжить труд Тацита, не всегда беспристрастен, но его свидетельство
позволяет отвергнуть все злословие, пущенное в ход врагами столь спорной личности
Юлиана, которого многие даже именовали Великим.
Директивы Юлиана языческому
духовенству
Эллинизм не осуществляется так, как мы бы хотели, и это по вине тех
самых людей, которые его несут с собой. И все же положение богов блестяще и величественно,
лучше, чем можно было бы ожидать. Кто смел бы надеяться на подобные столь значительные
изменения в такое короткое время? Но мы не должны думать, что их достаточно, и
закрывать глаза на тот факт, что прогрессу безбожия последовательно противостоят
дружеское участие к гостям, забота об опочивших и образцовая святость жизни. Так
вот, надлежит нам принять все это ближе к сердцу. И не достаточно делать все это
тебе одному — все священники Галатии должны поступать так же.
Ты должен порицать верующих и убеждать их быть ревностными или же
отлучать их от служения богам... Да убеждает их жрец не ходить в театр, не пить
в кабаках, не заниматься никаким искусством или предосудительным или мерзким занятием.
Воздавай хвалу повинующимся, изгоняй непокорных. Учреждай в каждом городе многие
странноприимные дома, чтобы путешествующие могли пользоваться нашей благотворительностью,
и не только те, что из наших, но всякий, кто нуждается в помощи. Как ты сможешь
сделать это — то будет моя забота. Я распорядился, чтобы ежегодно Галатии отпускали
30 000 модиев зерна и 60 000
секстариев вина. Пятую часть всего этого надлежит раздать бедным, которые служат
в храмах, остальные — гостям и тем, кто просят поддерживать их. Ибо постыдно,
что из евреев никто не просит помощи, что неблагочестивые евреи кормят вместе
со своими бедняками также и наших, так что те кажутся лишенными нами всякого подспорья...
Нельзя допускать, чтобы другие взяли над нами верх в наших же добродетелях. Будем
же всегда действовать в духе благочестия по отношению к богам... Ты один, знай
же, распоряжаешься в храме. Так повелевает божественный закон.
Эти отрывки извлечены из послания, написанного в Антиохии
в 362 г. императором Юлианом великому жрецу Галатии (Малая Азия) Арсакию. Эллинизм
— это языческая религия; «безбожие» означает христианство. Письмо это приведено
под номером LXXXIV в изданных Буде писаниях Юлиана.
Поражение Юлиана привело
к возвращению персам всех земель между Тигром и Евфратом, потерянных ими со времен
Диоклетиана. Мир, который удалось заключить Иовиану (363—364), провозглашенному
солдатами императором, ознаменовал закат римского владычества на Востоке. Все
благоприятное язычеству законодательство было отменено. Через тридцать лет Евгений,
по прозванию «узурпатор», который правил на Западе после смерти Валентиниана II
(392—394), вновь попытался опереться на язычество и придал своей вооруженной борьбе
против Феодосия характер религиозного конфликта. Но его провал был полным. Тем
временем Феодосии позаботился в ликвидации теоретического равенства и равновесия
двух культов, провозгласив христианство единственной официальной религией империи.
ЗАКАТ ЯЗЫЧЕСТВА
Речь идет не о линейном и бесконфликтном процессе — такого и быть не
могло. Чувства и интересы, которые задел Юлиан, после его смерти энергично укреплялись.
Но еще многие годы свобода отправления языческого культа не ограничивалась, и
он мог сосуществовать с христианской религией. {261}
В 364 г., после смерти Иовиана, высшие военные, гражданские, государственные
сановники, собравшиеся в Никее, провозгласил императором Флавия Валентиниана
I (364—375), командовавшего императорской гвардией при Юлиане. Но его обязали
разделить власть с братом Флавием Валентом (364—378). Этому последнему был вверен
Восток, который в то время был относительно спокоен. Только в 376 г. вестготы,
на которых наседали гунны, попытались расселиться по ту сторону имперской границы
Валентиниан I получил Запад, которому на Рейне, на Дунае, в Африке и в Британии
угрожали различные племена и коалиции. Против пиктов и скоттов сражался один из
его лучших полководцев — Феодосий (в 376 г. он был казнен), отец будущего императора
Феодосия.
В отношении религиозных проблем Валент придерживался проарианской ориентации,
он возвысил до небывалого уровня арианский епископат и партию ариан. Валентиниан,
напротив, стремился остаться нейтральным между двумя фракциями. Язычники и христиане
по-прежнему участвовали при нем в «консистории», или имперском совете в Милане,
и занимали самые высокие государственные должности. В 364 г. он, однако, запретил
ночные празднества, организованные культами мистерий, за вычетом элевсинских,
тогда еще слишком популярных. Элевсинский храм был разрушен только через тридцать
лет, в 394 г.
В Риме большинство из 384 членов сената составляли представители древних патрицианских
семейств, враждебных христианству. В их среде в то время сорганизовалась настоящая
партия языческого направления, которая держала в своих руках наиболее высокие
военные и гражданские должности. Выделялись особенно заметно члены этой группы
— Веций Агорий Протестат, верховный жрец Весты и Солнца, префект претория в 367
г., латинский панегирист Квинт Аврелий Симмах, который со временем станет префектом
Рима, то есть реальным главой сената, только формально подчиненным императору.
Именно тогда произошел один из самых многозначительных эпизодов, характеризующих
идеологическое и политическое противостояние носителей двух религий,— распря,
участниками которой были Симмах и Амвросий и которая была спровоцирована удалением
из зала сената жертвенника Виктории.
В зале, где происходили заседания сената, император Август повелел поместить
в 29 г. до н. э. алтарь в честь {262} битвы при Акциуме. Алтарь, шеведр эллинистического
искусства, был перевезен в Рим из Таранта после падения города и установлен у
подножия статуи богини Виктории. Перед началом заседаний высшего законодательного
собрания Рима вокруг жертвенника совершались церемонии умилостивления с ритуальными
жертвоприношениями и клятвами в верности перед изображением богини. Веками алтарь,
предмет исключительного почитания, пребывал непрерывно в зале. На короткое время
его выдворяли в 357 г. во время приезда в Рим императора Констанция II, поскольку
начинало казаться скандальным, что христианские власти и сенаторы были вынуждены
участвовать в столь откровенно языческих обрядах или по крайней мере присутствовать
при их отправлении. Он был затем вновь помещен в курии Юлианом. Валентиниан I
относился к нему терпимо.
Тем временем над империей нависла опасность военной и политической бури: монгольское
по происхождению племя гуннов надвигалось на владения империи со стороны Каспийского
моря и Северного Кавказа во главе своего рода федерации аланов и готов. 9 августа
378 г. римские армии были разбиты при Адрионополе, и Валент погиб в сражении.
Готы наводнили Иллирию и продвинулись до Юлианских Альп. Целые отряды римского
войска перешли на их сторону. Рабы, колоны и широкие слои городских плебеев Балканского
полуострова братались с завоевателями. В том состоянии нищеты и гнета, которое
было характерно для последнего периода империи и ускорило ее падение, почти окончательно
стерлась всякая разница между рабами и обедневшими жителями деревни, между колонами
и массой ремесленников. Все единодушно ненавидели угнетателя — римское государство
— и видели в христианстве последнюю надежду, хотя и иллюзорную, на вызволение
из отчаянного положения и общий путь к спасению.
Вновь заговорили тогда о конце света. Тот же Амвросий подмечает в некоторых
своих сочинениях предвещающие его знаки.
После смерти Валентиниана на Дунае, в 375 г., два его сына, Грациан (375—383)
и Валентиниан II (375— 392), поделили между собой западную часть империи. На Востоке
в 379 г. был провозглашен Августом Феодосий I, прозванный Великим, родом из Испании,
блестящий солдат, как и его отец, который в конце жизни короткое время правил
всей империей. Феодосий I попытался вна-{263}чале расположить к себе готов, набирая
их в войско. В Константинополе таким образом сложилась настоящая партия готов,
что позже стало поводом для жестоких стычек и беспорядков.
Религиозная политика этих государей вела к прекращению частичной веротерпимости,
которая до того еще существовала.
В 381 г. Феодосий объявляет вне закона арианское направление, наказывает за
обращение в язычество, лишая отступников гражданских прав, и возобновляет запрещение
ночных жертвоприношений. В 382 г. Грациан отказывается от титула верховного жреца,
которым высшие жреческие языческие власти наделяли императора. Он приказал конфисковать
имущество коллегии весталок и других религиозных языческих объединений и лишил
их всех государственных субсидий. Но против этих мер и против приказания удалить
из зала заседаний сената алтарь Виктории выступили старые римские аристократические
кланы, которые не приняли полного разрыва между государственным аппаратом и традиционной
религией.
Между 382 и 384 г. они неоднократно пытаются привлечь на свою сторону миланский
двор, резиденцию западных императоров. Первая делегация, во главе с Симмахом,
даже не была допущена ко двору. Но в 383 г., после мятежа под руководством Максима
в Галлии — выражения сильных тенденций в провинциях к местной автономии — и убийства
Грациана в Лионе, положение изменилось. Двенадцатилетний император Валентиниан
II, находившийся под влиянием своей матери Юстины, благосклонно относившейся к
арианской партии, несмотря на противодействие епископа Амвросия, не желал враждовать
еще и со своим римским окружением. В 384 г. явившийся с новым посольством Симмах
был принят при дворе и смог прочитать в присутствии императора и всей консистории
свое «Отношение». Оно сохранилось среди его сочинений. Миланский епископ отвечал
на него дважды — XVII и XVIII письмами (см. его «Эпистолярий»),
Не исключено, что без энергичного вмешательства Амвросия миссия Симмаха могла
бы увенчаться успехом, по крайней мере на время.
Столкнулись не только две сильные личности, но две враждебные идеологические
и социальные концепции. В самой религиозной области расхождения между ними не
были принципиальными. Симмах со своим другом Про-{264}тестатом и теоретиком римского
неоплатонизма Никомахом Флавианом исповедовали теологический и нравственный монотеизм,
который во многих пунктах совпадал с христианством. Они считали, что божество
может быть познано с разных сторон и к истине можно прийти различными путями.
Но их миропонимание в целом было связано с защитой политической системы, сложившейся
в империи. Оно свидетельствовало об инструментальном понимании функций религии
(«всякий культ должен оцениваться с точки зрения выгод, которые он может принести
тому, кто правит»). Престиж Рима, с точки зрения Симмаха, требовал сохранения
тех культов, под сенью которых утвердилась во всем величии цивилизация империи.
В позиции Симмаха удерживалось закоренелое презрение к униженным и рабам. Когда
был поставлен под сомнение обычай набирать рабов и гладиаторов для жестоких цирковых
игрищ, он дерзко и демонстративно выступил в его защиту.
У Амвросия выявляется гораздо более рафинированная форма использования религиозного
чувства. Нетерпимость по отношению к язычеству принимает у него характер переоценки
подхода к угнетенным слоям населения и осуждения — не только на словах — неограниченного
права собственности. Типично утверждение, которое мы встречаем в его трактате
«Об обязанностях священнического служения», о том, что «природа сотворила право
на совместное владение имуществами, лишь присвоение породило частную собственность».
Обращению противника к мифу Амвросий противопоставляет чисто человеческие оценки
истории: не боги и не чудеса даровали Риму победы, а сила и имущество его граждан
и его легионов (Письмо XVIII, 7—30).
Может показаться малодостоверным, что епископ Милана, живший в мире сверхъестественного,
мог трактовать с подобным пренебрежением иррациональные аспекты верования в чудеса,
присущие языческой идеологии. И в самом деле, ясность его критических суждений
тускнеет, как только он берется объяснять чудодейственные явления с точки зрения
христианской религии. Не следует, впрочем, переоценивать неоднократно высказывавшиеся
им намерения не связывать христианство с обветшалыми моделями нравственности и
религиозности и принять идею эволюции человека к более высоким формам мышления
и поведения. «В любом возрасте,— писал он,— возможно {265} учиться и отказываться от заблуждений. Никогда не поздно
исправиться и нечего стыдиться принимать лучшие взгляды» (там же, 7).
Что касается положения о выгоде, изложенного им императору Валентиниану II,
чтобы доказать необходимость нейтралитета государства в религиозных делах, то
они никого не могут ввести в заблуждение: речь идет лишь о нанесении завершающего
удара по языческим обычаям, а не о теоретическом изложении какой бы то ни было
формы терпимости, которая тогда была совершенно нереальна. К тому же он требовал
для своего культа той самой поддержки гражданских властей, право на которую языческих
и иудейских культов он отвергал, равно как и требования поддержки со стороны диссидентских
— в первую очередь арианских — течений в лоне самой церкви. Он никогда не упускал
случая требовать действия властей против всех этих течений. И когда Феодосий пожелал
наказать монахов, подстрекавших к разрушению синагоги в Каллинике, в Осроене,
как за действия, наносившие ущерб единству империи, Амвросий настойчиво протестовал
против этого намерения в духе яростной антииудаистской полемики.
Прошение Симмаха и языческих сенаторов в конце концов было отвергнуто. Две
последующие попытки, одна в 389 г., когда Феодосий находился в Милане после победы
над Максимом, и другая в 391 г., в правление 20-летнего Валентиниана II, также
закончились неудачей. Алтарь Виктории так и не был возвращен на место. Только
статуя богини еще некоторое время оставалась в сенате, пока не была разрушена
в 410 г., когда готы Алариха сожгли Рим. Ее терпели из-за ее художественной ценности:
после смерти Феодосия был издан в Равенне в 399 г. эдикт, предписывавший «запрещать
языческие приношения богам, но не разрушать декоративные общественные сооружения».
Эта вспышка либерализма по отношению к язычеству вскоре угасла. Крушение язычества
унесло с собой бесценные шедевры архитектуры, скульптуры и живописи древнего мира.
Эдикт Феодосия от 8 ноября 392 г. обозначает дату того, что можно было бы определить
как «свидетельство о смерти язычества». Непосредственным поводом для этого акта
была последняя попытка Евгения, западного антагониста Феодосия, вдохнуть, по политическим
мотивам, жизнь в языческую традицию. Декрет подписан помимо {266} Феодосия Флавием
Аркадием, первенцем императора, который после смерти отца стал восточным римским
императором. Изданный в Константинополе, этот эдикт был вскоре применен на всей
территории империи. Все жертвоприношения и культовые обряды, как публичные, так
и приватные, были запрещены в городах, в деревне и в частных домах под страхом
конфискации помещений, земель и другой недвижимости. Храмы должны были быть закрыты,
и практически предоставлялась свобода разрушать их или переделывать в христианские
церкви.
Случаи открытых преследований язычников становились все более частыми.
Прославленные культовые центры, такие, как храм Сераписа в Александрии, были
преданы огню. Все, что осталось от древнейшей александрийской библиотеки, погибло
безвозвратно. Язычники устраивали шествия протеста, носили свои священные образа,
и начинались новые кровавые беспорядки. Спустя несколько лет, в 415 г., все в
той же Александрии христианские фанатики-монахи зверски растерзали знаменитую
Ипатию, представительницу последних языческих философских течений, астронома и
математика, теоретика неоплатонизма.
Религиозная и обрядовая практика язычества, однако, не исчезла без следа ни
на уровне народных масс, ни в образованной среде. Она оживала в литургических
действиях, посвященных повседневной жизни, священных жертвенных возлияниях и во
все большем применении ладана, в культе святых и реликвий, которые заняли место
идолов, в почитании определенных деревьев, животных, источников и природных явлений,
которое сохранилось и поныне.
В конце IV в. или в первые годы V в. христианский поэт Пруденций все еще считал
себя обязанным бороться с влиянием Симмаха в культурных кругах римлян, чему он
посвятил несколько тысяч посредственных стихов. И как раз тогда, когда новый восточный
самодержец Феодосий II, наследовавший отцу Аркадию, полагал, что внутри империи
более не существовало приверженцев язычества, широкие массы народа по-прежнему
объясняли великие военные и социальные потрясения того времени упразднением древних
культов и победой новой религии. На эти обвинения отвечал блаженный Августин трактатом
«О граде божием» (открывшим дорогу средневеко-{267}вым представлениям о церкви
и обществе), который в то же время явился и последним свидетельством борьбы между
двумя религиозными концепциями.
Раскол между Востоком и Западом тем временем близился к финалу.
В 394 г. Феодосий I еще оставался единственным императором. После его смерти
империя никогда больше не объединялась с руках одного суверена. На Востоке мы
еще увидим Аркадия (395—408), правившего под руководством сановника галльского
происхождения Руфина, префекта претории; на Западе — Гонория (395—423), правившего
под тщательным надзором Стилихона, опытного военачальника, вандала по происхождению,
командовавшего войсками империи. Столица западной ее части была перенесена в 402
г. в Равенну.
И в христианской религии углубился процесс разобщения двух ее направлений,
одного — с центром в Риме, другого — византийского. {268}
|
|
|