А.А.Дудин
ТОЛЕРАНТНОСТЬ В ПОЛИТИКЕ
ЮЛИАНА ОТСТУПНИКА
ПО ОТНОШЕНИЮ К ХРИСТИАНСГВУ (361-З6Згг.)
Московский Педагогический государственный университет
Ист.: http://www.hist.msu.ru/Calendar/1999/Apr/lomonos99/Dudin.htm
12.2000 г.
Римская традиционная религия, будучи изначально религией римской
гражданской общины, не смогла стать всеобщей религией огромного
средиземноморского государства. Попытки императоров создать некое
подобие единой религии на всей территории Империи/легализация некоторых
иноземных культов в Риме, создание императорского культа, культа
"Непобедимого Солнца" и т.п./ не увенчалось успехом. Усугубление
экономического кризиса породило религиозный протест масс против
существующих порядков. Таким образом, весь этот религиозный
синкретизм не мог ни оправдать существующий режим, ни создать общегосударственную
идеологию. Все это могла сделать только новая религия, с одной стороны,
созвучная чаяниям масс, с другой стороны, способная дать догматическое
оправдание существующих социальных порядков и теократической императорской
власти. Этой религией впоследствии смогло стать христианство, объединявшее
/будучи незаконным/ различные социальные слои.
Христианство в первые два века своего существования распространялось
очень слабо: наибольшее число христиан было в Малой Азии и Сирии.
На Балканском полуострове отдельные общины были лишь в нескольких
городах /Коринфе, Филиппах, Фессалониках/.Со второго века появляются
общины в южных районах Египта-Ахмиме, Асьюте, Хенобоскионе /.На
Западе христиан было очень мало. С третьего века христианство начинает
быстро расширятся. Достаточно сказать, что в конце третьего века
христианская община в Риме оказала поддержку около 1500 вдовам и
нищим.
В разное время государство по-разному относилось к христианству.
Случаи преследования отдельных христианских проповедников и групп
христиан учащаются во второй половине второго века, а с середины
третьего века начинаются официальные гонения. Но никакие гонения
не уничтожили эту религий. Будучи изначально религией гонимой, христианство
использовало действия Рима в свою пользу, подкрепляя статус "Церкви-Мученицы"
и привлекая к себе все больше населения. Лишь император Константин
понял, что данный культ уже невозможно истребить, и поэтому легализовал
христианство, что дало ему еще большее влияние в Империи. Таким
образом, христианство в отличие от других многочисленных культов
могло и стадо единственной религией, имеющей возможность быть общеимперской
идеологией.
Что касаемо Юлиана Отступника, то к началу его правления Император
смог подавить в себе противоречия своей непростой натуры и начать
свое правление уже с подготовленным планом действий в области религии.
Источники, освящающие до императорский период жизни Юлиана, ничего
не могут сказать об этом плане, о нем могут сказать лишь сами действия
императора на императорском престоле. Лишь благодаря им мы сможем
выяснить направленность императорской политики в области религии,
основные цели политики и план мероприятий в разные периоды его правления.
Для удобства правление Юлиана разделено на два периода:
1/Константинопольский/зима 361-дето З62гг./; 2/Антиохийский/лето
362-лето 363гг./.
Основные события, связанные с религиозной жизнью Империи в первый
период его правления : Александрийское возмущение язычников, указ
о возвращении ссыльных епископов, собрание христиан различных конфессий
и "школьный эдикт".
Первое же событие в религиозной жизни Империи, начиная с приезда
Юлиана Отступника ж Константинополь II декабря 361г. позволяющим
говорить о наличии первоначального плана взаимоотношений с христианством
у Юлиана-это возмущение язычников в Александрии 24 декабря Зб1 г.
Суть возмущения такова: взбунтовавшаяся языческая чернь добралась
до арианского епископа Александрии Георгия Каппадокийского, убила
его вместе с рядом должностных лиц, сожгла, а пепел выкинула
в море. В послании "Императора Цезаря Юлиана Высочайшего Августа
народу Александрии" Юлиан пристыдил жителей города в том, что они
осквернили город убийством епископа. Юлиан отметил, что понимает
ненависть александрийцев к Георгию, соглашается с тем, что епископ
заслужил наказания, но потребовать впредь действовать не силой,
а через суд. Это дает основание говорить о том, что император руководствовался
лишь законом вне зависимости от личных пристрастий. Это один из
принципов толерантности, и последующие события докажут это.
Следующим важным событием в период правления Юлиана был указ от
8 февраля 362г. о возвращении епископов, сосланных при Констанции
II предшественнике Юлиана. Этот факт говорит о том, что политика
толерантности набирала обороты.
Следующее событие в первый период правления Юлиана Отступника,
прямо вытекающие из предыдущего указа, собрание христиан различных
течений при Юлиане. Это событие раскрывает нам самый важный
пункт мероприятий Юлиана-создание мирного соседства различных представителей
христианства и язычников, а, возможно, и объединения этих
враждующих идеологических группировок в одно, в основном соответствующее
идеалам неоплатонизма, чьим приверженцем был Юлиан. Судя по косвенным
свидетельствам, это собрание окончилось ничем, это
ожесточило Юлиана. В произведениях Юлиана появляются оскорбления
в адрес христианине это, на май взгляд, не превратило Юлиана в гонителя
подобно его предшественникам Децию, Валериану и Диоклетиану, и все
последующие события о том свидетельствуют.
Второй период правления Юлиана можно было бы с твердой уверенностью
назвать периодом гонений. Но так можно заключить лишь при общем
взгляде на этот период. Более детальное рассмотрение всех
событий показывает, что Юлиан, действительно озлобившись на христиан
за их полную неспособность пойти на компромисс с неоплатонической
группировкой, все таки по мере сил старался действовать в рамках
веротерпимости. Различные события, в свое время растолкованные в
клерикальной историографии как свидетельства гонений/изгнание Афанасия
Великого, события с мучеником Вавилой, еп. Марком Аретузийским,
трактаты "Против христиан"/ имеют под собой другое основание. Суть
в том, что некоторые из них были напрямую спровоцированны фанатиками
христианства, другие произошли в силу сложившихся обстоятельств,
третьи вообще возникли по недоразумению. А в совокупности все эти
события дали почву для последующей пропоганды императора-отступника.
Таким образом, политика Юлиана Отступника по отношению к христианам
всегда была толерантной, хотя в силу обстоятельств она не могла
быть похожей на таковую.
Примечания:
1/Свенцицкая И.С. Раннее христианство:страницы истории. М.,1967.
С.136.
2/Там же.С.139.
3/Амм.Марц. XXII. II" 1-П.;Филост.УП.1-<В.; Сократ Схоластик.Церковная
история.М.. 1996. C.I 37-138.
4/Юлиан.Письма. ЧЛ1.//Вестник Древней Истории 1970.^.0.2^5-^47.
5/Там же.
|