Яков Кротов. Путешественник по времени. Вспомогательные материалы: Россия, 18 век.
Журнал домашнего (помещичьего) управления
Оп.: Вестник Европы. 1871. Т. I. С. 510—512
Отрывок. 1763—1765 гг.
Оп.: Хрестоматия по русской истории: Т. III / Сост. Михаил Коваленский. Изд. 2-е. — М.: Изд. Т-ва «Мир», 1917. С. 200—201.
№ 407. Нашим людям Алексею Крысину за незбирание кушать на стол, Матвею Павлову за отхождение из горницы во время дневанья своего, не давать им указного [Указным называлась мясная провизия, выдаваемая дворовым, понедельно или помесячно, сверх положения по указу боярина.] всего по неделе; а ежели по сему вычтено не будет, то у кого сей наш журнал, того сечь (плетьми) на дровнях, давая по сто ударов нещадно. Получен (приказ) сент. 17 числа 1763 года. (Такие отметки о времени получения приказа следуют против каждой статьи.)
№ 408. Нашим человеком Егором Хваталовым, пьяным, ездя, потеряно седло людское верховое, которому цена 4 р., узда ременная цена 60 к., тесак без портупеи цена рубль, потник 70 к., всего по цене потеряно на 6 р. на 30 к., которые вычесть у него из положенного ему жалованья в первую дачу, а что из оного жалованья вычетом не станет, то вычесть из месячины и из столового запасу, и из указного по цене без упущения; а ежели по сему вычтено не будет, то у кого сей наш журнал, того сечь на дровнях, давая по сто ударов нещадно.
№ 410. Нашему человеку Ивану Владимирову нами приказано было, чтоб окорока свиные оба сделать на буженину с чесноком, а он один сделал с чесноком, другой с луком, а нами велено лопатку с луком сделать, и он приказу нашего не исполнил, за что вычесть у него в будущий [1]764 год из положенного жалованья рубль; а ежели по сему исполнено и вычтено не будет (следует приказ о ста ударах плетьми, для журналиста, повторяемый для угрозы после каждой статьи журнала).
№ 417. Впредь, ежели кто из людей наших высечется плетьми на дровнях, дано будет сто ударов, а розгами дано будет семнадцать тысяч, таковым более одной недели лежать не давать; а которым дано будет плетьми по полусотни, а розгами по десяти тысяч, таковым более полунедели лежать не давать же; а кто сверх того пролежит более, за те дни не давать им всего хлеба, столового запасу и указного всего же; да из жалованья, что на те дни причтется, вычитать без упущения; и ныне, сколько Николай Кинешенцев да Дмитрий Федоров от наказания плетьми пролежит сверх недели, за те дни вычесть у них положенную месячину да столовый запас, да из жалованья, что причтется, вычесть же без упущения; а ежели и пр.
№ 446. Впредь всегда нашим людям говеть, разделяя пост поровну, и людям также разделяться поровну ж всем, а не так, как в нынешнем [1]764 году, не разделясь поровну, и больше половины людей говели на последней неделе; за что не давать тем, которым велено на пятой неделе говеть, указного по две недели всего, сверх того, кому за прочие вины давать не велено. А говеть и причащаться всех принуждать всякой год без пропуску. А ежели кто которой год не будет говеть, того плетьми, а которые не причастятся, тех сечь розгами, давая по пяти тысяч раз, нещадно; а ежели по сему исполнено не будет, то у кого сей наш журнал, того сечь на дровнях, давая по сто ударов, нещадно.
№ 465. Девке Дарье Степановой за худое топление кабинета нашего, что подле спальни, не давать в рождественский мясоед указного всего семь дней скоромных.
№ 468. Впредь Феклу Яковлеву именем и отечеством не звать никому, а звать ее всем трусихой и лживицей; а ежели кто именем и отечеством назовет, того сечь розгами, давая по пяти тысяч раз нещадно.
№ 477. Ключнице Домне Фроловой за подавание нам худых сливок не давать хлеба семь дней.
№ 510. Впредь, ежели когда во время езды нашей в гости не положится в карман гребенка, да для чищенья платья не возьмется щетка, то того, кто нас будет одевать, да дневального лакея сечь розгами, давая по пяти тысяч раз нещадно...