Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь

Яков Кротов. Путешественник по времени. Вспомогательные материалы.

Николай Зонтиков

ЦЕРКОВЬ СВЯТЫХ МУЧЕНИКОВ АЛЕКСАНДРА И АНТОНИНЫ В СЕЛИЩЕ В КОСТРОМЕ

К оглавлению

 

ХРАМ В КОНЦЕ XX – НАЧАЛЕ XXI ВЕКОВ.

В конце 80-х годов XX века в жизни Церкви, как и всей страны, начали происходить большие перемены. В ходе «перестройки» один за другим уходили в прошлое былые запреты и ограничения. На рубеже 80-х и 90-х годов церковное возрождение началось и в Костроме. Как уже писалось, в 40-80 гг. XX века Александро-Антониновская церковь была единственным действующим храмом Заволжской части Костромы. В свою очередь, в 90-е годы Александро-Антониновский храм сыграл в истории Заволжья Костромы особую роль: в это время от его общины один за другим «отпочковалось» несколько новых церковных приходов, основу которых составляли бывшие селищенские прихожане. Первым из Александро-Антониновского прихода выделилась община вновь возрожденного Ильинского храма в Городище, в июне 1990 года официально вовращенного Русской Православной Церкви. 15 июня 1990 года указом Епископа Александра первым с 1941 года настоятелем это храма был назначен второй священник Александро-Антониновской церкви иерей (ныне – протоиерей) Виталий Шастин (519). Тогда же заместителем председателя приходского совета Ильинского храма стала бывшая селищенская прихожанка Галина Борисовна Флегонтова. На плечи о. Виталия и Г. Б. Флегонтовой легли основные труды по возрождению старинного Ильинского храма, исторического «соседа» Александро-Антониновской церкви. Всяческую помощь и поддержку в этом благом деле в первые, самые трудные годы им оказывал о. Борис Втюрин. Если в 30-40 годы о. Иоанн Костин сносил в свой храм иконы из закрываемых заволжских церквей, то теперь некоторые из них возвращались туда, откуда их принесли. В 1990 году в Ильинский храм был принесен образ святого Илии Пророка, по свидетельству старожилов, перенесенный в Селище из Ильинского храма после его закрытия, передан ряд предметов священнического облачения и утвари.

В 1994 году в заволжском микрорайоне Малышково в перестроенном деревянном здании бывшей начальной земской школы открылся храм во имя преподобного Серафима Саровского. В 2001-2003 годах в микрорайоне Паново был возведен каменный храм во имя святых апостолов Петра и Павла и преподобных Ферапонта, Адриана и Феодосия Монзенских. Основу общин храмов в Малышкове и Панове также составили бывшие прихожане Александро-Антониновского храма.

Еще недавно совсем немыслимые перемены происходили и в жизни Александро-Антониновского прихода: в 1991 году о. Борис Втюрин открыл при храме воскресную школу для детей, в ноябре 1993 года преобразованную в воскресную школу для молодежи и взрослых.

В 1990 году о. Борисом при помощи Епископа Александра был приобретен и поднят на колокольню селищенского храма новый двухсотдвадцатикилограммовый (шестнадцатипудовый) колокол, отлитый в Воронеже. В 90-е годы о. Борис Втюрин сыграл исключительную роль в деле возрождения колокольного звона в нашем крае. Как признанному мастеру именно ему доверялся колокольный звон во время целого ряда важнейших событий церковной жизни Костромы. 24 июня 1990 года во дворе возле только что возвращенного епархии Богоявленско-Анастасиина собора в присутствии огромного количества костромичей Епископ Александр совершил молебен по случаю освящения начала восстановительных работ в здании собора. Незадолго до этого на соборную звонницу было повешено несколько новых колоколов. Множество людей в этот день впервые за многие десятилетия услышали раздавшийся со звонницы, где находился о. Борис, настоящий колокольный звон (520). 29 августа 1990 года в Костроме прошел первый с 1921 года крестный ход с главной святыней нашего края – Феодоровской иконой Божией Матери. Ход, в котором приняли участие тысячи людей, прошел через весь город – от Воскресенского кафедрального собора до места явления иконы – до Спасо-Запрудненской церкви. Когда духовенство с Епископом Александром выносило чудотворный образ из Святых врат храма Воскресения на Дебре, о. Борис Втюрин звонил в колокола на небольшой звоннице на церковной паперти (521). Один из журналистов тогда отметил особую «благодать колокольного звона» (522), звучавшего в этот день. Отец Борис звонил в колокола и в первые богослужения в Троицком соборе Ипатиевского монастыря. После того, как в 1994 году епархии была возвращена звонница Ипатия, он принял участие в восстановлении традиции колокольных звонов этой древней обители. В 90-е годы о. Борис выступал в роли наставника, делясь своими знаниями и навыками с молодыми звонарями вновь открывшихся храмах.

С 1990 года в Александро-Антониновском храме регулярно совершает Божественную литургию Епископ (с 1994 года – Архиепископ) Костромской и Галичский Александр (Могилев). В 1993 году в истории Александро-Антониновского храма произошло первое (после предполагаемого посещения его в 1613 году будущим Патриархом Иосифом) посещение его Предстоятелем Русской Православной Церкви. 7 мая 1993 года во время своего первого приезда в Кострому храм в Селище посетил Патриарх Московский и всея Руси Алесий II. Высокого гостя сопровождали Архиепископ Костромской и Галичский Александр, глава администрации Костромской области В. П. Арбузов, представитель Президента Российской Федерации Ю. А. Литвинов, председатель Областного Совета народных депутатов Р. А. Карташов и др. У церковной ограды Патриарха Алексия II встречало множество селищенцев, а в церкви о. Борис Втюрин в своем слове кратко рассказал Его Святейшеству об истории храма, особо отметив роль о. Иоанна Костина. Выйдя наружу, Предстоятель Русской Православной Церкви полюбовался открывающимся отсюда видом на Волгу и Ипатиевский монастырь (523).

В 1994 году в истории Александро-Антониновского храма состоялось важное событие – иеромонах Русской Православной Церкви Андрей (Вейде), англичанин по национальности, настоятель храма святого преподобного Максима Исповедника в Турине (Италия) передал в дар храму святую реликвию – частицу мощей святого мученика Александра.

В 1997 году о. Борис Втюрин вторым из настоятелей Александро-Антониновского храма после о. Иоанна Костина был удостоен высокой награды – митры.

Отец Борис Втюрин скончался на 61-м году жизни на исходе Великой субботы, в Пасхальную ночь, в 23 часа 45 минут 29 апреля 2000 года. Его отпевание в Александро-Антониновской церкви в сослужении всего духовенства Костромы 2 мая, во вторник Светлой седмицы, совершил Архиепископ Костромской и Галичский Александр. По старой традиции, прерванной после революции, о. Бориса похоронили на приходском кладбище вблизи от алтарной части храма (524). В некрологе, помещенном в епархиальной газете «Благовест» протоиерей Виталий Шастин, в 1986-1990 гг. служивший в Александро-Антониновском храме вторым священником, писал: «Завершился земной путь пастыря доброго, много потрудившегося для духовного блага своих пасомых, для блага всей нашей Матери-Церкви. Жизненный и духовный путь его и сама кончина, случившаяся в Пасхальную ночь, дают нам дерзновение надеяться на его блаженное упокоение в селениях праведных. Вечная ему память» (525).

В конце 90-х годов распоряжением Архиепископа Александра кладбище при Александро-Антониновской церкви было определено как епархиальное кладбище для почивших церковнослужителей Костромы и особо заслуженных мирян. Почти через год после похорон о. Бориса на нем был погребен протодиакон Леонид Васильевич Смирнов (1938 – 2001 гг.). Рукоположенный 15 июня 1969 года в сан диакона Архиепископом Кассианом он в последующие десятилетия последовательно служил (с 1982 года в сане протодиакона) в Воскресенском и Богоявленско-Анастасиином кафедральных соборах. Отец Леонид скоропостижно скончался 26 марта 2001 года в канун праздника Феодоровской иконы Божией Матери. 28 марта в Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе состоялось его отпевание, которое совершил Архиепископ Александр в сослужении Епископа Архангельского и Холмогорского Тихона (Степанова), всего городского духовенства и многих священнослужителей епархии, приехавших в Кострому на праздник. В тот же день останки о. Леонида были преданы земле рядом с могилой о. Бориса Втюрина вблизи от алтаря церкви (526).

13 января 2006 года после отпевания в Александро-Антониновском храме, которое совершил о. Игорь Шашков, на приходском кладбище была похоронена скончавшаяся двумя днями раньше, 11 января, Екатерина Никитична Забываева (1914 – 2006 гг.). Родившаяся в д. Дербино в крестьянской семье Екатерина Никитична с детства была прихожанкой Александро-Антониновской церкви. В 30-50 годы (то есть и во время войны) она работала на заводе «Рабочий металлист». Выйдя в 1957 году на пенсию, Екатерина Никитична целиком посвятила себя Александро-Антониновской церкви, старостой которой она стала в 1962-м и пробыла ровно сорок лет – до 2002 года. Случай столь долгого пребывания в должности церковного старосты поразителен, и, кажется, является единственным и для дореволюционного, и для советского периодов истории Костромского края.

После кончины о. Бориса Втюрина новым настоятелем храма стал протоиерей Игорь Шашков. Он родился 28 июня 1965 года в Костроме, в семье священника. Его родным отцом был протоиерей о. Ардалион Шашков (1933 – 1997 гг.), последние годы своей жизни служивший настоятелем Никольского храма в с. Саметь Костромского района. В 1982 году Игорь Шашков окончил в Костроме среднюю школу, в 1983-1985 гг. он служил в армии, в зенитно-ракетных войсках, в 1986-1990 году учился в Ивановском художественном училище (на отделении промышленной графики и рекламы). В 1992 году он окончил Костромское духовное училище. 14 октября 1991 года в Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе Епископ Костромской и Галичский Александр рукоположил его в диакона, 24 ноября того же года в церкви Воскресения на Дебре состоялось его рукоположение в священника. С 27 декабря 1991 года по 8 апреля 1992 года о. Игорь был настоятелем Троицкой церкви в с. Костеневе под Костромой. В 1992-2000 гг. он служил в с. Палкине Антроповского района, где в 1993-1996 гг. им по образцу старых русских храмов была выстроена деревянная церковь, 2 октября 1996 года освященная во имя преподобного Серафима Саровского. Окончив в 2003 году заочный курс Костромской духовной семинарии, о. Игорь в том же году поступил на заочное отделении Шуйского государственного педагогического университета (кафедра религиоведения).

В 2003 году по инициативе о. Игоря был возобновлен старинный обычай, когда в Александров день в Александро-Антониновскую церковь приносили главную святыню Костромского края – Феодоровскую икону Божией Матери. Спустя 80 с лишним лет утром 23 июня 2003 года икона была принесена в храм. Божественную литургию в сослужении многочисленного духовенства совершил Архиепископ Костромской и Галичский Александр (527).

23 июня 2004 года в Селище состоялось празднование 225-летия закладки Александро-Антониновского храма в камне. Утром этого дня в Заволжье на теплоходе был доставлен чудотворный образ Феодоровской иконы Божией Матери. Божественную литургию в переполненном храме совершил Архиепископ Костромской и Галичский Александр. После литургии состоялся многочисленный крестный ход, который вначале прошел вокруг церкви, а затем проследовал к большому деревянному кресту, воздвигнутому накануне на месте разрушенного храма Василия Блаженного. Возле креста был отслужен молебен (528).

22 июня 2005 года на приходском кладбище в церковной ограде состоялось открытие и освящение мемориала, посвященного памяти всех селищенцев не вернувшихся с Великой Отечественной войны. Этот мемориал был создан на средства, собранные местными жителями, при помощи администрации города Костромы и Костромского филиала Военно-мемориальной кампании (директор филиала – полковник в отставке М. С. Щемелев). Памятник устроен в виде развернутой книги, на двух беломраморных плитах-листах которой высечено сто девять имен *.

* Среди имен, высеченных на памятнике, значится и пропавший без вести в марте 1943 года селищинец Николай Павлович Сталлит (1916 – 1943 гг.) (529), отец которого, П. Х. Сталлит, как мы помним, в 30-е годы был одним из ярых борцов за закрытие Александро-Антониновской церкви.

Памятник увенчан православным крестом, и как эпитафия всем погибшим на фронтах Отечественной войны приведены слова из Евангелия от Иоанна: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин., 15, 13). Освящение мемориала состоялось 22 июня в 15 часов. Освятил памятник благочинный церквей г. Костромы протоиерей Валерий Бунтеев, которому сослужил о. Игорь Шашков. Вместе с жителями Селища при освящении присутствовала глава самоуправления г. Костромы И. В. Переверзева (530). Заметим, что подобный мемориал в церковной ограде приходского кладбища, судя по всему, является первым в России, во всяком случае, о другом подобном случае нам неизвестно.

В четверг 22 декабря 2005 года в жизни Селища произошло воистину сказочное событие – сюда для того, чтобы зажечь елку приехали Всероссийский Дед Мороз со своей внучкой – Костромской Снегурочкой. Они зажгли новогоднюю елку возле селищенского Дома Культуры – в нескольких шагах от церковной ограды. Корреспондент «Северной правды» так описывал это событие: «Встречали гостя из Великого Устюга в Селище. Сюда приехала для воссоединения со своим знаменитым дедушкой костромская Снегурочка. Дети и пришедшие с ним взрослые собрались заранее, рядом с елкой, вокруг установленной деревянной сцены, на которой в ожидании приезда высоких гостей ребятишек развлекали сказочные персонажи рангом пониже: зимушка-зима, лисичка-сестричка, медвежонок и другие. Дети с нетерпением поглядывали на дорогу, по которой с разных сторон должны были приехать дед с внучкой. Снегурочка появилась, как и положено, первой. Надо заметить, что если в прошлом году она прибыла на встречу в санях, запряженных тройкой лошадей, то нынче предпочла более современный способ передвижения – белую «Волгу», украшенную гирляндами и большой снежинкой. Снегурочку тут же облепила куча детворы, и на сцену ей удалось пробиться с некоторым трудом. Поздравив собравшихся с наступающим праздником, она исполнила песенку про зиму. Зверюшки помогали, как могли, подбадривая публику, уже изрядно подзамерзшую. Дети недружно скандировали: «Здравствуй, дед Мороз!» и «Устюг – Кострома!» Наконец, на белом «фольсксвагене» прибыл сам виновник торжества. (...) Выглядел дедушка немного усталым, да и немудрено, до Костромы он объехал полстраны, побывал в Тольятти, Кемерове, Самаре, Вологде, даже в якутский город Мирный умудрился заскочить. Однако выразил радость по поводу приезда на родину внучки, поздравил детей и с их помощью со второго раза зажег огни на селищенской елке» (531). Из Селища дедушка Мороз со Снегурочкой отправились в центр Костромы, чтобы зажечь огни на главной елке на Сусанинской площади.

Почти тогда же, в конце декабря 2005 года, в жизни Александро-Антониновского прихода произошло важное событие – вышел первый номер приходской газеты «Православный собеседник», посвященный празднику Рождества Христова. Нельзя не отметить, что «Православный собеседник» – это первая приходская церковная газета в истории Костромы.

В июне 1989 года на обезображенном внешними и внутренними перестройками бывшем доме мягковской усадьбы была открыта мемориальная доска в честь Н. К. Михайловского и Н. Н. Купреянова. В 1995 году детской художественной школе № 2, которая последние десятилетия размещается в бывшем доме усадьбы Ратьковых, присвоено имя художника Н. Н. Купреянова. Рано или поздно будет возвращено первоначальное посвящение и селищенской библиотке, которая с 20-х годов носит имя А. В. Луначарского. Как бы мы не относились к Н. К. Михайловскому, но его имя неотделимо от истории Селища, библиотека в селе была основана в память о нем и было бы во всех отношениях справедливо, если бы ей вернули имя Н. К. Михайловского.

Уже давно обсуждается вопрос о воссоздании храма Василия Блаженного: в 2000 году архитектор-реставратор Л. С. Васильев на основании старых фотографий выполнил детальный проект его восстановления. Ведется подготовка к церковному прославлению как священномученика о. Павла Острогского. Думается, что его канонизацией в приходе будет окончательно подведена черта под событиями XX века.

Завершим же нашу книгу стихотворением, посвященным Александро-Антониновскому храму *.

Храм Александра-Антонины

Хранит Божественный покров,

Наш этот край священный дивный

Благословен вовек веков.

Бессмертьем вечным воссияет

Его небесная звезда,

Обитель Божия вселяет

С надеждой веру навсегда.

Торжественность его убранства

И красота икон святых,

Духовность силы постоянства

В свечах сияет восковых.

Здесь красота любви святая

Людские вылечит сердца,

Здесь ангелы поют, летая,

И славя вечного творца.

Здесь Дух святой нас окрыляет,

И постоянно в жизни нам

Он ежедневно помогает

Вкушать священный фимиам.

Благословил тогда Создатель

Строителей, людей святых,

Построить храм – наш созидатель,

Чтоб помнили всегда о них.

О тех известных, безызвестных,

Кто храм возвел здесь на века,

И, украшая, как невесту,

Чья возвела его рука.

Храм Александра-Антонины

Великий памятник святых,

Хвалу возносят херувимы,

И мы помолимся за них.

Благослови, Отец небесный,

Селищенский родимый край,

Чтоб он расцвел, как рай чудесный,

Прозренье счастья людям дай.

* Автором стихотворения «Храм Александра-Антонины» является костромичка Идия Ивановна Мацулевич (р. в 1936 году).

519 Архив Костромской епархии. Дело Ильинской церкви.

520 Морозов Г. И зазвонят над Костромой колокола.// Молодой ленинец. 30.06.1990.

521 Зензинов А. Дожили и дождались.// СП. 1.09.1990.

522 Афанасов А. Спасибо тебе, третий Спас! // Молодой ленинец. 1.09.1990.

523 Негорюхин Б. «Вера без дел мертва...» Пребывание Патриарха всея Руси Алексия II в Костроме.// СП. 12.05.1993.

524 Шастин В., протоиерей. Вечная память.// Благовест. № 5 (55), май 2000 г.

525 Там же.

526 Вечная память.// Благовест. № 4(65), апрель 2001 г.

527 Дорога к храму.// СП. 20.06.2003.

528 Крестный ход в Селище.// СП. 25.06.2004.

529 Книга памяти. Т.1, Ярославль, 1994, с. 293.

530 Кольцова А. За други своя... // СП. 23.06.2005; Открытие памятника.// Селище. Газета территориального органа местного самоуправления «Селище». 28.11.2005.

531 Голятин С. Дед Мороз едва не остался без сладкого.// СП. 29.12.2005.

Список известных настоятелей Александро-Атониновской церкви в Селище (Кострома)

20-е гг. XVII в. — иерей Ермолай Леонтьев

30-е гг. XVII в. — иерей Памфил Евсевьев

Середина XVII в. — иерей Иоанн

1-я треть XVIII в. — иерей Иоанн Кондратов

1-я четверть XIX в. — иерей Феодор Селецкий

2-я четверть XIX в. — иерей Илья Смирнов (до 1850 г.)

1850-1875 гг. — иерей Иоанн Богословский (1821 — после 1875 г.)

1875-1903 гг. — иерей Василий Шафранов (1835 — 1904 гг.)

1903-1919 гг. — иерей Василий Вознесенский (1847 — после 1919 г.)

1919-1921 гг. — иерей Василий Звездин (1869 — после 1921 г.)

1921-1934 гг. — протоиерей Павел Острогский (1877 — 1937 гг.)

1934-1935 гг. — протоиерей Иоанн Гарский (1868 — 1935 гг.)

1935-1964 гг. — протоиерей Иоанн Костин (в монашестве — игумен Игнатий; 1890 — 1971 гг. )

1964-1966 гг. — протоиерей Ростислав Лозинский (1912 — 1994 гг.)

1966-1977 гг. — протоиерей Борис Васильев (1923 — 1993 гг.)

1977-2000 гг. — протоиерей Борис Втюрин (1939 — 2000 гг.)

С 2000 г. — протоиерей Игорь Шашков (родился в 1965 г.)

 

 

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова