ДВА ТАИНСТВА
См. антисемитизм.
Мученик Гавриил, шестилетний младенец пострадал 11 апреля 1690 года от фанатиков-евреев. Арендатор деревни Зверков еврей Шутко похитил младенца в отсутствие его родителей и увел его в местечко Белый Сток. Здесь фанатики распяли св. Гавриила и издевались над ним до тех пор, пока не выпустили всю кровь…
Эту цитату я выписал не из 300-летней давности мракобесной истории и даже не из «Братьев Карамазовых» Достоевского, нет, она помещена в недавно выпущенном откидном православном церковном календаре на 2010 год! Тираж календаря – сто тысяч(!) экземпляров. Сколько же православных людей будет отравлено ядом антисемитизма, заключенном в этом маленьком, но таком страшном листочке!
Самым подлым и богомерзким обвинением евреев, от которого они жестоко страдали в течение более тысячи лет, является так называемый Кровавый навет, - о том, что иудеи совершают ритуальные убийства христианских детей, дабы получить их кровь и подмешать её затем в пасхальную мацу. Но в начале нашей эры в Древнем Риме в том же самом обвиняли христиан! Первыми христианами (их называют иудеохристианами) были исключительно евреи, так как христианство первоначально представляло собой еретическую секту в иудаизме. И те, и другие совершали обрезание, почитали субботу, вместе молились в одних и тех же синагогах, вместе отмечали религиозные праздники и отличались друг от друга только тем, что ортодоксальные иудеи жили в ожидании прихода Мессии (от древнееврейского Машиах, буквально «помазанник»), который должен был объединить еврейский народ и возродить независимое еврейское государство, иудеохристиане же считали, что Машиах уже являлся миру в лице Иисуса, был распят, затем чудесно воскрес и живым был взят на небо, но скоро явится вновь и установит на земле Царство Божие.
Иудеохристиан становилось все больше и больше, и в конце II века произошел их окончательный разрыв с иудеями. Точнее, иудеи изгнали из синагог раскольников, каковыми были в их глазах христиане, и те стали молиться отдельно. Тогда же догматические споры переросли в межконфессиональную рознь. Как уже отмечалось, все религиозные обряды у иудеев и иудеохристиан были абсолютно одни и те же, кроме двух: Крещения и Причащения,- таинствами, как считали иудеохристиане, придающими верующим Божью благодать.
Ортодоксальные иудеи спокойно относились к Крещению, так как это был частично и их обряд тоже. Дело в том, что ритуальное омовение в воде (по-гречески «крещение» называется «баптизо», то есть, «окунаю») принято было и в иудаизме, собственно, оттуда оно и перешло в христианство. Мальчик, рожденный в еврейской семье, подвергался обрезанию на восьмой день от рождения, после чего считался иудеем. Эту процедуру прошел и сам Иисус, в честь чего первое января отмечается и в православии, и в католицизме как праздник Обрезания Господня. Когда же иудаизм принимал язычник, он сначала совершал ритуальное омовение, как бы смывая с себя прошлое, и только уже затем ему делали обрезание.
Причащение же вызывало у евреев не только недоумение и внутренний протест, но даже религиозный ужас. Они не могли себе представить, как это можно пить кровь! Это было даже не диким языческим обычаем, но, по иудейским понятиям, кощунственным, богопротивным поступком, ибо в Торе (Ветхом Завете) самим Богом запрещается евреям употреблять кровь — в любом виде: «…Душа всякого тела есть кровь его, она душа его; потому Я сказал сынам Израилевым: не ешьте крови ни из какого тела, потому что душа всякого тела есть кровь его; всякий, кто будет есть ее, истребится» (Левит; 17:14); «Только строго наблюдай, чтобы не есть крови, потому что кровь есть душа; не ешь души вместе с мясом. Не ешь ее; выливай на землю как воду» (Второзаконие; 12:23-24).
Оба таинства восходят к самому Христу: сначала он принял Крещение на Иордане от Иоанна Предтечи, затем в ночь перед распятием во время Тайной вечери заповедал своим ученикам — будущим апостолам в память о Себе вкушать пресный хлеб (мацу) и запивать его вином: «И когда они ели Иисус, взяв хлеб благословил, преломил, дал им и сказал: примите, ядите: сие есть Тело Мое. И взяв чашу, благодарив, подал им, и пили из нее все. И сказал им: сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая» (Марк; 14:22-24); и «…Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие; ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем…» (Иоанн; 6:55-56). Потому и называется та вечеря Тайною, что апостолам открыто было таинство, а вовсе не потому, что проходила тайно: они ни от кого не таились, но, как положено правоверным иудеям, отмечали Песах (Пасху) - самый главный еврейский праздник.
И уж если сейчас, в XXI веке, масса людей подвержена суевериям, то что говорить про «те годы дальние, глухие». Причащение, имевшее у христиан символическое значение, — то есть пили обычное красное вино, но говорили, что это Кровь Христова, ели мацу, но говорили, что это тело Христово, — постепенно обрастало самыми чудовищными слухами, и чем чудовищнее они были, тем охотнее в них верили.
ОДНА МОЛВА…
«Младенца, завернутого в тесто, помещают перед посвящаемым в таинство. Новичку предлагают нанести, казалось бы, безобидные удары по тесту, и в результате он, сам того не понимая, убивает младенца. Окружающие жадно лижут его кровь, наперегонки разрывают тело, и этой жертвой заключают союз, сознанием общего преступления обеспечивая взаимное молчание», — так римский адвокат и писатель Минуций Феликс в своей книге «Октавий», опубликованной около 180 года, живописал якобы практикуемый христианами обряд Причащения, каким его представляли себе язычники-римляне. Преследование христиан за приписываемые им ритуальные убийства детей приняло столь широкие размеры, что Тертуллиан, один из отцов Церкви, принужден был с отчаянием опровергать клевету: «Мы считаемся самыми безбожными людьми за то, что у нас есть тайный обычай убивать и поедать детей. Так вы нас называете, но вы не заботитесь о том, чтобы доказать это. Докажите это, если вы в это верите, или не верьте, так как этого не доказали… Одна молва. Но свойства молвы известны всем. Она всегда ложна. Она и жива только ложью. Кто же верит молве?» (200 г. «Апологетика».)
Этот вопрос, идущий из глубины души, Тертуллиан мог бы с полным основанием адресовать своим последователям, которые спустя несколько столетий стали обвинять евреев в том, в чем некогда язычники-римляне обвиняли христиан. Обвинение это служило в Средние века поводом для кровавых погромов и преследований иудеев по всей Европе, особенно на территории нынешних Франции и Германии, хотя уже тогда Римские папы выступали с опровержением Кровавого навета и призывали паству не поддаваться греховному суеверию. Первая такая булла была издана папой Иннокентием IV 28 мая 1247 года. Нельзя без ужаса читать в ней о мучениях, которым подвергали погромщики ни в чём не повинных людей. В булле говорилось: «После того, как евреев обвинили в том, что они распяли девочку, найденную затем мертвой во рву, дворянин отнял у евреев все имущество, бросил их в ужасную тюрьму, хотя они не были ни в чем уличены и ни в чем не признались, и даже никто их ни в чем не обвинял, не разрешил им законной защиты и не дал им возможность доказывать свою невиновность, некоторых разрубил на части, других приказал сжечь. У мужчин вырывали срамные части, у женщин груди, и различными пытками их мучили до тех пор, пока они устами признались в том, о чем совесть им ничего не говорила, предпочитая раз умереть в муках, чем быть непрестанно мучимыми. Чтобы увеличить муки преследуемых, епископ из Труа-Шато и некоторые магнаты этой провинции, воспользовавшись этим случаем, ограбили все имущество живущих в их владениях евреев, заключили их в тюрьму и мучили различными притеснениями и насилиями тех, кого апостольский престол взял под свою защиту».
Буллы в защиту евреев от кровавого навета издавали затем папы Григорий X в 1272 году, Мартин V в 1422-м, Николай V в 1447-м, Павел III в 1540-м, наконец, Климент XIII в 1763 году дважды. По его повелению кардинал Корсини писал нунцию апостольского престола в Варшаве: «Евреев часто обвиняли в человекоубийствах на основании плохо обоснованного народного убеждения, что они подмешивают человеческую, в особенности христианскую кровь в тесто опресноков», - и требовал пресекать все проявления человеконенавистнического навета.
В Польшу кровавый навет пришел из Германии, а уже из Польши распространился в России. Точнее, он стал явлением русской жизни, когда после трех разделов Польши почти половина ее территории, особенно густо населенная евреями, была присоединена к Российской короне. В этих бывших польских областях, ставших частью пресловутой черты оседлости, время от времени возникали процессы по обвинению евреев в ритуальных убийствах. Комиссия Священного Синода по канонизации святых в своем докладе Архиерейскому Собору Русской Православной Церкви, состоявшемся в феврале 1997 года, указала на то, что все попытки связать иудеев с ритуальными убийствами заканчивались ничем. Характерно в этом отношении Велижское дело. Оно началось в последний год царствования Александра I, который, кстати, еще в 1817 году издал рескрипт, разосланный всем губернаторам черты оседлости и в котором воспрещалось возбуждение уголовных дел «по одному предрассудку будто евреи имеют нужду в христианской крови». Велижское дело тянулось десять лет уже под личным контролем императора Николая I, который был убежден в том, что евреи, во всяком случае какая-то их секта, практикуют ритуальные убийства.
По подозрению в насильственной смерти трёхлетнего христианского мальчика арестовали более сорока евреев, но никто не признал приписываемой им вины. Тем не менее, Витебский генерал-губернатор, откровенный антисемит князь Андрей Хованский вынес обвинительный приговор. Затем по заведенному порядку для окончательного вердикта дело передали в Государственный Совет. Там оно попало к графу Николаю Мордвинову, одному из самых просвещенных и независимых политических деятелей своего времени. Он тщательно изучил материалы следствия и подготовил Записку, в которой не оставил от обвинения камня на камне. Государственный Совет 18 января 1835 года единогласно присоединился к выводам графа, и император был вынужден утвердить это решение. Всех подследственных евреев отпустили на свободу, естественно, не извинившись и не возместив никакого ущерба.
Утверждая оправдательный вердикт, Николай I, тем не менее, выразил своё особое мнение: «Внутреннего убеждения, что убийство евреями произведено не было, не имею и иметь не могу. Неоднократные примеры подобных умерщвлений с теми же признаками вызывают сомнения». Правда, Николай признал, что ритуальные убийства противны иудейской религии, однако высказал предположение, что это дело какой-то изуверской секты среди евреев. И «объективности» ради добавил: «К несчастью, и среди нас, христиан, существуют иногда такие секты, которые не менее ужасны и непонятны».
Император словно пропустил мимо глаз то место в Записке графа Мордвинова, где о сектах говорилось весьма однозначно: «Но разрушенное в главных основаниях мнение сие (использование евреями крови в ритуальных целях. - В.К.) получило другое направление. Евреев начали в позднейшее уже время обвинять как сектаторов (сектантов, — В.К.). Кроме того, что существование таковой ужасной секты ни одним фактом не обнаруживается, нельзя предполагать, что талмудисты, уклоняясь от закона Моисеева, запрещавшего употребление даже крови животных, могли произвести секту, совершенно основанию оного противную, и чтобы евреи, в течение веков претерпевшие бедствия от ужасных правил ее не открыли существования оной, особенно при той ненависти, какую евреи-сектаторы взаимно между собой питают».
ВОЗМОЖНА ЛИ ДЕКАНОНИЗАЦИЯ?
А сейчас перенесёмся в Россию наших дней. Откроем любой православный календарь за любой год и там 3 мая отмечен как день памяти Мученика младенца Гавриила Белостокского. К лику святых Русской Православной Церкви младенец Гавриил был причислен в 1890 году, когда антисемитизм принял в России угрожающие размеры - вплоть до погромов. Но то был конец XIX века, а сейчас на дворе, как никак, начало XXI! Однако по-прежнему в ранге святых РПЦ продолжает числиться мифический младенец Гавриил. Более того: с 1993 года 2-3 мая по новому стилю мощи его переносятся из города Белосток (ныне на территории Польши) в Заблудов, где при открытой раке проходят всю ночь богослужения. Мощи привозят на машине до окраины Заблудова и оттуда на руках верующие несут их в местный православный храм. По случаю дня поминовения 2 мая из Белостока в Заблудов выходит паломнический крестный ход - обычно более тысячи человек. И все они искренне верят в злодейское убиение евреями младенца Гавриила, хотя сама история убийства гротескно неправдоподобна, неизвестно также ничего о суде над мучителями-изуверами: ни в каких официальных документах он нигде даже словом не упомянут, потому что его никогда и не было. А была одна молва…
В «Житиях русских святых», изданных в 2008 году в Москве, так сказано о младенце Гаврииле: «Претерпел мученическую кончину от иудеев (ритуальное убийство) секты хасидов… Святого Гавриила распяли, прободили в бок и кололи разными инструментами до тех пор, пока не выпустили всю кровь». Эти «Жития» вышли по благословению митрополита Ташкентского и Среднеазиатского Владимира, и таким образом история младенца Гавриила получила статус официального документа РПЦ. Можно ли по этому поводу говорить об антисемитизме в Русской православной церкви? Скорее всего, нет. Скорее всего, это всего лишь досадный рецидив старого предрассудка.
Официальную позицию Русской Православной Церкви в отношении евреев и, следовательно, антисемитов тоже, однозначно высказал Патриарх Алексий II на встрече с американскими раввинами 13 ноября 1991 года в Нью-Йорке: «Единение иудейства и христианства имеет реальную почву духовного и естественного родства и положительных религиозных интересов. Мы едины с иудеями, не отказываясь от христианства, не вопреки христианству, а во имя и в силу христианства, а иудеи едины с нами не вопреки иудейству, а во имя и в силу истинного иудейства... — И далее Патриарх процитировал обращение к евреям, сделанное в начале прошлого века архиепископом Николаем (Зиоровым) - Еврейский народ близок нам по вере. Ваш закон — это наш закон, ваши пророки — это наши пророки. Десять заповедей Моисея обязывают христиан, как и евреев. Мы желаем жить с вами всегда в мире и согласии, чтобы никаких недоразумений, вражды и ненависти не было между нами».
Очень резко высказался всё тот же Алексий II и в адрес нынешних наших антисемитов, пытающихся в своей националистической деятельности прикрыться авторитетом РПЦ. Закрывая Архирейский Собор 5 октября 2004 года, Патриарх заявил, словно припечатал: «Мы знаем немало таких людей, которые имеют средства и издают газеты (такие, как например, «Русь Православная»), дискредитирующие Церковь и её иерархов. Они пытаются внести раздор в души верующих, вся их деятельность сводится к попыткам разделить Церковь».
Главный редактор газеты «Русь Православная» небезызвестный Константин Душенов - автор книг, статей и фильмов махрово-антисемитского характера. За фильм «Россия с ножом в спине. Еврейский фашизм и геноцид русского народа» прокуратура Санкт-Петербурга возбудила 22 октября 2007 года уголовное дело против Душенова, обвинив его в совершении действий, «направленных на возбуждение ненависти и вражды, а также на унижение достоинства группы лиц по признакам национальности, происхождения, отношения к религии, совершенные публично и с использованием средств массовой информации организованной группой». (Статья 282, пункт В, часть 2, УК РФ). Вот уже более года в Северной столице тянется вялотекущий судебный процесс, который, как и многие подобные ему, окончится, скорее всего, ничем. Но это уже вина не РПЦ, а нашей Фемиды, столь дряблой и снисходительной к националистам разного толка.
В истории христанства был еще один младенец, причисленный к лику святых, - Симеон Триентский. Его, якобы, умертвили евреи в ритуальных целях в 1475 году. Обвиненных в этом преступлении евреев подвергли таким нечеловеческим пыткам, что они признали свою вину. Инквизиторы вели подробные протоколы этих допросов с пристрастием – волосы дыбом встают, когда читаешь их. Справедливости ради следует сказать, что подобным истязаниям подвергали и христиан, заподозренных в сношениях с нечистой силой. Мучений почти никто не выдерживал, и, в конце концов, несчастные признавались, что они действительно являются слугами дьявола. Несмотря на упорное противодействие папы Сикста VI, влиятельная часть конгрегации таки принудила его причислить младенца к лику святых. Однако в 1964 году II Вселенский собор деканонизировал Симеона. Этот Собор вообще вошёл в историю Католической Церкви как реформаторский: были приняты решения об изменении литургии, об экуменизме, о задачах церкви в современной мире и т.д. В частности, был упразднен догмат о вине евреев в распятии Христа. В Русской же Православной Церкви он остается по сей день незыблемым. И в Страстную неделю церковный хор ежедневно поёт псалом: «Богоубийц собор, иудейский язык беззаконный, к Пилату неистовне зовый и глаголаше: «Распни Христа неповиннаго, Варавву же паче нам отпусти».
Трудно понять, как вяжется вся история о Мученике младенце Гаврииле со словами Патриарха Алексия II, сказанными им на упомянутой встрече с американскими раввинами: «Во время печально знаменитого суда над Бейлисом эксперты нашей Церкви — профессор Киевской Духовной академии протоиерей Александр Глаголев и профессор Петербургской духовной академии Иван Троицкий твердо защищали Бейлиса и решительно высказывались против обвинения евреев в ритуальных убийствах».
Казалось бы, в 1913 году после оправдания киевским судом присяжных еврея Менделя Бейлиса, ложно обвиненного в ритуальном убийстве христианского мальчика Андрюши Ющинского, в России была поставлена точка в истории кровавого навета. Однако нет, - о чем свидетельствует почитание памяти Мученика младенца Гавриила Белостокского. Давно пришла пора провести его деканонизацию, открыто и откровенно объяснив верующим, что этот средневековый миф о ребенке, якобы злодейски убиенном евреями в ритуальных целях, всего лишь поклёп и на евреев, и на иудейскую религию. Указанный акт ни в коей мере не станет чем-то зазорным для РПЦ, напротив, лишь повысит её авторитет, ибо нет ничего превыше в нашей жизни, чем Истина, которая есть Бог.
|