И. Л.Жучкова, В. В.Калугин
БИБЛИОТЕКА САРОВСКОЙ ПУСТЫНИ
Исследования в Российском государственном
архиве древних актов
Источник: http://www.voskres.ru/literature/sarov.htm,
авг. 2000 г.
Саровская (Сатисо-градо-Саровская) мужская пустынь была основана в конце XVII
в. на земле, принадлежавшей кадомскому помещику князю Д. Н. Кугушеву. Здесь в
разное время поселились сначала инок Феодосии из Пензы, затем - старец Герасим,
Иларион, иеромонах Исаакий (в миру и схиме Иоанн) из Арзамасского уезда, который
стал основателем пустыни и ее первым строителем. Отшельники "испросили" у своих
покровителей князей Кугушевых землю и стали строить кельи, а в горе выкопали пещеры.
В 1711 г. местоблюститель патриаршего престола Стефан Яворский утвердил общежительный
устав, положивший начало официальному существованию Саровской пустыни 1.
Уже первые иноки стали собирать библиотеку. В начале XX в. в ней было около
10 тысяч томов и среди них более 700 рукописей и старопечатных книг. Библиотека
находилась на втором этаже колокольни, в специально оборудованном помещении. Заведовал
ею схимонах с высшим светским образованием.
В середине XIX в. на монастырских книгах были проставлены библиотечные штампы
с изображением Святого Духа, написаны инвентарные номера и сделаны владельческие
пометы с указанием на принадлежность книг Саровской пустыни. Сохранилось объяснение
принятой тогда системы шифров: "По каталогам: по хронологическому -- № экз. /
том -- 481/497, по систематическому -- № 15/1" (История Саровской пустыни иеросхимонаха
Иоанна, № 103, л. 1). Таким образом, в саровской библиотеке существовало два принципа
учета книг: хронологический и систематический (тематический).
Рукописное собрание Саровской пустыни поступило в древлехранилище Московского
отделения исторического архива РСФСР (ныне Российский государственный архив древних
актов) в 1928 г. из Пензенского губернского архивного бюро в количестве десяти
"кулей" (343 кг). В революционные годы национализации монастырского имущества
это был обычный способ оценки и учета изъятых исторических документов. В настоящее
время коллекция хранится в РГАДА, фонд № 357.
Поскольку монастырь был основан в конце XVII в., число ранних рукописей в его
книжном собрании невелико. Древнейшими источниками являются Лествица Иоанна Лествичника
среднеболгарского извода третьей четверти XIV в., Сборник смешанного содержания
(среди статей Слова Иоанна Златоуста и Ефрема Сирина) начала XV в., № 2 и Апостол
толковый конца XV - начала XVI в., № 3.
Большинство рукописей относится к XVII-XVIII вв. Самая поздняя книга -- Песни
пророческие -- датирована 1899 г. Всего собрание Саровской пустыни, находящееся
в РГАДА, включает в себя 337 единиц хранения. По хронологии источники распределяются
следующем образом: XIV в. -- 1 рукопись; XV в. -- 2; XVI в. -- 9; XVII в. -- 60;
конца XVII -- начала XVIII в. -- 5; XVIII в. -- 208; конца XVIII -- начала XIX
в. -- 2; XIX в. -- 50.
Обращает на себя внимание незначительное количество церковной литературы, без
которой невозможно совершать богослужение в большом монастыре. После национализации
монастырского имущества библиотека была разделена на две части, одну из которых
отправили в Москву, а другую вместе с делопроизводственными документами передали
в Саранский архив (ныне Центральный государственный архив Мордовской республики).
В настоящее время в нем хранится свыше 70 рукописей, старопечатных книг и гражданских
изданий ХУ111-Х1Х вв., а также большой архив Саровской пустыни, содержащий 1633
дела. Кроме того, 4 саровские книги оказались в собрании Самарской областной библиотеки
2.
Саровская библиотека собиралась на протяжении двух столетий. У ее истоков стоит
основатель пустыни Иоанн. До нашего времени сохранились его автографы. Иоанн сделал
вставки в старопечатном Лимонаре Софрония Иерусалимского (Киев, типография Спиридона
Соболя, 1628 г.) и переписал патериковые повести, № 117. В середине XVIII в. его
преемник строитель иеромонах Ефрем изготовил список Псалтыри, № 180, а в 1765-1773
гг. -- рукопись Общежительного правила Саровской пустыни, № 95.
Их примеру последовали ученики. Инок Сергий в 1736 г. переписал Евангельские
чтения на Великий четверг и пятницу, № 84; иеромонах, скрывший свое имя под инициалами
"Д. И.", в 1753 г. -- Похвалу богородице, № 89; послушник Иван Ефимов в 1778 г.
-- Сборник церковно-учительного содержания, № 101; иеродиакон Евгений в 1796 г.
-- Сборник богослужебного содержания, № 108; бывший симбирский купец послушник
Афанасий Иларионов в последней четверти XVIII в. -- формуляр грамоты Екатерины
II, № 250; иеросхимонах Варлаам в середине XVIII в. -- Сборник смешанного содержания,
№ 184; будущий игумен иеромонах Исайя, возможно, в 1786 г. -- Сборник сочинений
митрополита Димитрия Ростовского, № 263, а в 1810 г. -- Слова постнические и житие
Исаака Сирина, № 286; монах Боголеп в 1810г. -- Сборник-конволют богослужебного
содержания, № 166; послушник Сергей Курский в 1823 г. -- Службы страстям Христовым
и Покрову Богородицы, № 295; иеродиакон Варлаам в 20-30-е гг. XIX в. - Толкования
на Псалтырь и разъяснения иудейской Пасхи, № 308, а также собственные духовные
творения, № 309; послушник Иван Егоров Невельский (впоследствии иеромонах Иаков)
в 1850 г. -- Историю Саровской пустыни иеросхимонаха Иоанна, № 103; иеромонах
Авель в середине XIX в. -- сочинение "Общежительная Саровская пустынь и достопамятные
иноки в ней подвизавшиеся", № 315, опубликованное в 1884 г.; монах Варлаам, бывший
до 1862 г. келейником игумена Нифонта и умерший в 1864 г., сделал выписки из книг
Ветхого и Нового Завета, № 299; уставщик иеромонах Иннокентий в 1899 г. изготовил
список Песней пророческих, № 302.
Немало книг было переписано "скорбящим монахом Иринархом, ползы ради душевной"
(№ 236, л. 2). Его, по праву, можно назвать главным саровским книгописцем, продолжавшим
традиции древнерусской книжной культуры. Его перу принадлежат два Цветника 1768
г., № 97 и 1792 г., № 112; Сочинения Григория Синаита 1772 г., № 98; Сборник сочинений
и житие Исаака Сирина 1779 г., № 102; два сборника-конволюта смешанного содержания
1780 г., №104 и 1806 г. №287, Сочинения Тихона, епископа Воронежского, 80-х гг.
XVIII века, №236, Исправник 1794 г, №113, Сборник церковно-учительского содержания
1798 г., №115, Житие Феодосия Тотемского 1799г., №116.
Иринарх переписывал книги до глубокой старости. В сборнике 1806 г., по-видимому,
одной из его последних работ сообщается: "Написано в пустыни Саровской 1806-го
году месяца августа 22 дня скорбящим монахом Иринархом [на] 81 году жития его"
(№ 287, л. 158). Следовательно, он родился в 1725 г. и, согласно его записям,
не менее 38 лет -- с 1768 по 1806 г. занимался "книжным строением".
Монах Иринарх был не только библиофилом и писцом, но и искусным книжным художником.
Среди его работ выделяются красочные миниатюры в Цветнике 1768 г. и Сборнике 1798
г., гравюры в Сочинениях Григория Синаита, Цветнике 1792 г. и Исправнике 1794
г., тонкие заставки, инициалы и концовки с изображением Иисуса Христа в Сочинениях
епископа Тихона Воронежского, Цветнике 1768 г., Сочинениях Григория Синаита, Сборнике
сочинений Исаака Сирина и сборниках-конволютах.
Разнообразен орнамент рукописей из библиотеки Иринарха. В Сборнике-конволюте
богослужебного содержания конца XVIII в., № 260 сделаны украшения в стиле барокко,
в Сборнике смешанного содержания середины XVIII в., № 185 помещены гравюры, в
Летописе келейном Димитрия Ростовского второй четверти XVIII в., № 161 -- гравюры
и миниатюра. Инок Иринарх любил красивую, хорошо украшенную книгу.
Среди монастырской братии были и другие искусные книжные оформители. Высокими
художественными достоинствами выделяются составленный иеромонахом Иоакимом формуляр
грамоты Екатерины II последней трети XVIII в., № 250 и переписанное монахом Ефремом
Общежительное правило Саровской пустыни 1765-1773 гг., № 95 в прекрасном переплете,
тисненным золотом, с золотыми обрезами и орнаментальными застежками. Другое Общежительное
правило пустыни 1768 г., № 96 обращает на себя внимание заставкой в красках на
золотом фоне с пятифигурным Деисусом. Монах Сергий украсил Евангельские чтения
1736 г., № 84 миниатюрой с распятым Христом, заставкой, инициалом и киноварной
вязью.
В целом в собрании Саровской пустыни хранится небольшое количество иллюминированных
рукописей. Из ранних памятников наиболее интересны своими красочными заставками
и инициалами балканского и неовизантийского стилей Апостол толковый конца XV -
начала XVI в., № 3; Златоуст постный третьей четверти XVI в., № 9 и Синаксарь
последней четверти XVI в., № 11.
Разнообразные миниатюры и другие украшения старопечатного орнамента имеют Меч
духовный братьев Лихудов конца XVII - начала XVIII в., № 72; Служба и сказание
о чудесах иконы Донской Богоматери третьей четверти XVII в., № 40; Синодик 20-х
гг. XVIII в., № 138. Барочные заставки-рамки, заставки с миниатюрами и инициалы
украшают Сборник сочинений Димитрия Ростовского второй четверти XVIII в., № 165.
В стиле рококо выполнены заставки и инициалы в Недельных словах и поучениях Димитрия
Ростовского последней четверти XVIII в., № 253, 254. Лицо человека изображено
в заставке Сборника-конволюта церковно-учительного содержания второй трети XVIII
в., № 240. Самой богатой по художественному оформлению книгой является Житие Василия
Нового третьей четверти XVIII в., № 211. Рукопись украшают 154 миниатюры.
Монастырская библиотека включила в себя келейные книги саровских монахов. Из личных
коллекций, переданных после смерти их владельцев в общую "книгохранительницу",
наиболее значительно собрание иерея Георгия. На его рукописях сделана владельческая
запись первой трети XVIII в.: "От книг иерея Георгия". Библиофилу Георгию принадлежали
Апостол толковый конца XV - начала XVI в., № 3; Житие Зосимы и Савватия Соловецких
и служба им середины XVI в., № 8; Златоуст постный третьей четверти XVI в., №
9; Златоуст начала XVII в., № 14; Сочинения и житие Григория Синаита середины
XVII в., №34; Сборник-конволют смешанного содержания последней четверти XVII в.,
№ 54; Меч духовный Иоанникия и Софрония Лихудов конца XVII - начала XVIII в.,
№ 72; Житие Григория, епископа Омиритского 1700 г., № 76; Канонник 1705
г., № 79; Катехизис 1709 г., № 81; Выписки из Соборного уложения 1649 г. и новоуказных
статей 1718 г., № 83; Русско-греческий словарь начала XVIII в., № 120; Сборник-конволют
богослужебного содержания начала XVIII в., № 75; Сборник сочинений Исихии, пресвитера
Иерусалимского, Симеона Нового Богослова и Нила Сорского нач. XVIII в., № 143;
Соборное уложение 1649 г. XVIII в., № 146 и другие рукописи.
Представляется любопытным восстановить биографию этого саровского книголюба.
Священник Георгий (в миру Григорий) был москвичом. Его сын священник Петр Григорьев
служил в храме "в Москве в Барышах" (см. ниже). Из записей в книгах иерея Гоергия
известно, что некоторые из них он приобрел в Москве в 1723-1727 гг. Это упомянутые
выше сборник-конволют, № 54 и Меч духовный братьев Лихудов, купленные в Малых
Лужниках; Канонник, проданный дьяком церкви Троицы в Хохловке; Катехизис, приобретенный
у священника храма Поклонения честных вериг апостола Петра на Покровке; выписки
из Соборного уложения 1649 г. и новоуказных статей 1718 г., подаренные бывшим
дьячком церкви Иоанна Предтечи на Знаменке.
Очевидно чувствуя приближение скорой смерти, Григорий постригся в монахи в
Саровской пустыни не ранее 1727 г. -- датой последней покупки книг в Москве. Вскоре,
до 1730 г., он умер. 1 января 1730 г. в монастырскую библиотеку поступил Синодик
"от многогрешнаго и всенедостойнаго иерея Петра для поминовения преставившихся
родителей своих иерея Георгия и Улиании, Павла, Анны и их сродников, и подписал
сие многогрешный иерей Петр своеручно" (Синодик 20-х гг. XVIII в., № 138, л. 15-60).
В 1732 г. Петр Григорьев, "что в Москве в Барышах", вновь вложил для вечного поминания
родных Канонник (запись на л. II об.), Меч духовный братьев Лихудов (запись на
л. 8) и Риторику конца XVII (?) - начала XVIII в., № 74 (запись на л. 1 об. --
2). Эти книги иерея Георгия достались его сыну по наследству.
Вторая по величине келейная библиотека принадлежала иноку Иринарху. На многих
рукописях имеются его собственноручные записи: "От книг монаха Иринарха, иже и
подписую". Среди принадлежавших ему рукописей были Слова постнические и житие
Исаака Сирина середины XVI в., № 7; Летопис келейный митрополита Димитрия Ростовского
второй четверти XVIII в., № 161;
Сборник смешанного содержания с сочинениями Димитрия Ростовского середины XVIII
в., № 185; Сборник-конволют смешанного содержания 60-х гг. XVIII в., № 198; Сочинения
Тихона, епископа Воронежского, 80-х гг. XVIII в., № 236; Сборник-конволют богословского
содержания 1768 г. - конца XVIII в., № 260.
Келейные книги были также у иеромонаха Авраамия и инока Савватия -- Сборник
житийного содержания третьей четверти XIX в., № 325; у иеромонаха Матвея -- Сборник-конволют
церковно-учительного содержания середины XVIII в., № 182; у Гаврилы Карпокова
(XVIII в.), послушника Феодосия Михайлова -- "Наставление, хотящим в монастыре
жить и спасаться" Тихона, епископа Воронежского, конца XVIII в., № 273; у иеромонаха
Ефрема -- Слова постнические Исаака Сирина 60-х гг. XVIII в., № 203; у послушника
Льва Григорьевича Пржевалинского, бывшего подполковника (60-70-хх гг. XIX в.)
-- Выписки, сделанные им из житий святых, 60-х гг. XIX в., № 317, Выписки церковно-учительного
содержания 70-х гг. XIX в., № 324; у "наипоследнейшего иеродиакона Гермона" --
Сборник-конволют богословского содержания третьей четверти XVII в., № 37.
Библиотека постоянно пополнялась за счет книжных вкладов в пустынь и покупок
рукописей. Саровский монах Евфимий пожертвовал в нее Сборник житий начала XVII
в., № 15; московский купец Василий Васильевич Жегалкиньш -- Сочинения Псевдо-Дионисия
Ареопагита последней трети XVII в.; Иван Васильевич Плещеев -- Вопросы и ответы
Псевдо-Афанасия князю Антиоху конца XVII в., № 62; архимандрит Новгородского Юрьева
монастыря Фотий -- Житие и чудеса Василия Нового и видения Григория, ученика его,
не позднее 1827 г., № 330.
После смерти пензенского канцеляриста Федора Дмитреевича Портнова в пустыни
остался купленный им у ростовского купца Сборник житий ростовских святых 1759-1760
гг., № 90. В конце XVIII в. монах Клопского монастыря Адам по заказу своего игумена
Маркеллина, бывшего до 1796 г. саровским строителем, переписал в дар пустыни Житие,
тропарь и молитвы Михаилу Клопскому, № 285.
Часть рукописей поступила в саровскую библиотеку из других монастырей России.
Так, Санаксарской Богородичной пустыни принадлежал Летопис келейный Димитрия Ростовского
второй четверти XVIII в., № 161;
Соловецкому монастырю -- Монастырский устав Нила Сорского 1807 г., № 288;
Иосифо-Волоколамскому монастырю -- Поминальник схимонаха Авраама 1807 г., № 289.
В саровской библиотеке находятся также книги ранее принадлежавшие торговому человеку
Гостинной сотни Афанасию Михайловичу Гурьеву -- Сочинения и житие Григория Синаита
середины XVII в., № 34; вдове князя Ивана Ивановича Лобанова-Ростовского Фотиньи
Ивановне -- Сборник-конволют житийного содержания третьей четверти XVII в., №
38. Следует особо выделить две ранние рукописи: Устав Нила Сорского третьей четверти
XVI в., № 10, вложенный Никитой Григорьевичем Строгановым в Благовещенский собор
г. Сольвычегодска в 1598 г., и Синаксарь последней четверти XVI в., купленный
новгородцем Василием Калашниковым у протопопа Московского Кремлевского собора
Алексея Комина в 1681 г.
Интересна судьба Сборника-конволюта смешанного содержания 70-х гг. XVII в.,
№ 50. До поступления в пустынь в 1797 г. он принадлежал дьяку Якову Иванову Попову
(1683 г.), затем подьячему Арзамасской приказной избы Петру Ивановичу Кемарскому
и, наконец, достался по наследству его сыну подьячему приказа Большой Казны Якову
Петровичу Кемарскому.
Рукописное собрание Саровской пустыни содержит важные источники по истории и культуре
России. История феодальной России представлена Сборником историческим со Степенной
книгой Сокращенной редакции и Новым летописцем последней четверти XVII в., № 53;
Степенной книгой Сокращенной редакции последней четверти XVII в., № 96 и конца
XVII (?) -- начала XVIII в., № 152; Чином поставления на царство Федора Ивановича,
Бориса Годунова, утвержденной грамотой избрания на царство Бориса Годунова (1598
г.) середины XVII в., № 30, Родословными книгами редакции начала XVII в. (список
80-х гг. этого столетия), № 52 и Особой (близкой к Патриаршей) редакции не ранее
1675 г. -- не позднее 80-х гг. XVII в., № 51;
Разрядно-родословным сборником (возможно, рода Нагих) первой трети XVII в., №
16, в котором выделение на л. 1 об. и 217 об. г. Темникова среди разрядных известий,
вероятно, объясняется вниманием читателя к истории края, где находится Саровская
пустынь.
Значительный интерес представляют также Палея толковая середины XVI в., № 6; Хронограф
редакции 1620 г. третьей четверти XVII в., № 41;
Сказание Авраамия Палицина Окончательной редакции последней четверти XVII в.,
№ 57; Скифская история А. И. Лызлова не позднее 1725 г., № 136 и перв. трети XVIII
в., № 144; Родословие от праотца Ноя до великого князя Ярослава Всеволодовича
середины XVIII в., № 181; Синодики 20-х гг. и конца XVIII в., № 138, 279; Сборник
произведений по истории г. Астрахани середины XVIII в., № 188.
Деловая и юридическая письменность Московской Руси представлена такими памятниками,
как, например, Стоглав первой трети XVII в., № 19; Указная книга Московского судного
приказа второй трети XVII в. -- не ранее 1646 г., № 27; Соборное уложение 1649
г. в списках 1718 г., № 83 и второй половины XVIII в., № 146.
В рукописном собрании значительно число литературных произведений Древней Руси.
Это оригинальные и переводные богословские творения, жития, слова, поучения, исторические
сочинения, повести, хождения, апокрифы, публицистика и др.. Помимо перечисленных
выше, следует отметить Сочинения Иосифа Волоцкого середины XVII в., № 32; Устав
Иосифа Волоцкого третьей четверти XVIII в., № 224; несколько списков Устава Нила
Сорского: второй и третьей четверти XVI в., № 5, 10; конца XVII в., № 64; 80-х
гг. XVIII в., № 230, 1807 г. № 288; Казанская история середины XVII в., № 29;
Повесть о новгородском белом клобуке третьей четверти XVII в., № 41; Повесть о
Петре и Февронии Муромских Ермолая-Еразма второй четверти XVIII в., № 156;
Сказания об иконах Богородицы: Ахтырской 80-х гг. XVIII в., № 232, 243, Донской
третьей четверти XVII в., № 40, Иверской третьей четверти XVIII в., № 218, Толгской
60-х гг. XVIII в., № 204, первой половины XIX в., № 313, Шуйской 1783г.,№ 109.
Представляет большой интерес автограф Первой беловой редакции "Свидетельства
ко образу святыя неизреченные Софии-Премудрости Слова Божия о Российском благословенном
царствии" -- одно из наиболее смелых публицистических произведений Игнатия Римского-Корсакова.
Сочинение, написанное летом 1689 г., было приложено к сборнику канонического содержания,
принадлежавшему автору (№ 237, л. 243 -248).
Значительную часть собрания составляет оригинальная и переводная агиографическая
литература. Из числа этих источников необходимо назвать такие, как: Житие и служба
Зосимы и Савватия Соловецких середины XVI в., № 8; Киево-Печерский патерик второй
четверти XVII в., № 21; Житие Антония Сийского последней четверти XVII в., № 47;
Житие Макария Желтоводского того же времени, № 58; Житие Ефрема Новоторжского
конца XVII в., № 69;
Житие Феодосия Тотемского 1899 г., № 116; Житие Илариона митрополита Суздальского
второй четверти XVIII в., № 154; Житие Михаила Клопского конца XVIII - начала
XIX в., № 285; Житие основателя пустыни иеросхимонаха Иоанна 1890 г. (?), № 301
и др. Некоторые жития сохранились в нескольких списках.
В состав собрания также входят "естественнонаучные" сочинения: Шестоднев Иоанна
экзарха Болгарского второй четверти XVIII в., № 167; Космография Герарда Меркатора
последней трети XVII - начала XVIII (?) в., № 44; Книга Большому Чертежу редакции
1679 г. в списке последней четверти XVII в., №49.
Интересны памятники "саровской литературы". Прежде всего необходимо отметить
историко-литературные произведения: Историю Саровской пустыни иеросхимонаха Иоанна
1780 г., № 103; Путешествие во Иерусалим иеромонаха Мелетия 1797 г., № 114 3;
творения иеродиакона Варлаама, занимавшегося стихотворным переложением избранных
псалмов и пророческих песен, 20-х гг. XIX в., № 308 и первой трети XIX в., № 309;
келейные записки послушника Петра Николаевича Аверьянова первой половины XIX в.
№ 311 и 60-х гг. XIX в., № 318; Житие основателя Саровской пустыни иеросхимонаха
Иоанна кон. XIX в., № 301, 326. Заслуживает внимания план Саровской обители, составленный
в 1780 г., № 103. Л. 130. Помимо этих источников, в фонде хранятся Общежительное
правило Саровской пустыни 1765-1773 гг., № 95, 96, 1829 г., № 296 и Устав Саровской
пустыни последней четверти XVIII в., № 267.
Среди книг записью о великом святом пустыни Серафиме Саровском выделяется Сборник
третьей четверти XVIII в., № 216. На л. 55 отмечено:
"Отлучися от обители отец Серафим совершенно на житие в пустыню месяца августа
в дню 27 числа 1794 года...".
Рукописное собрание Саровской обители, хранящееся в РГАДА, невелико по объему.
Однако эта разнообразная и ценная коллекция уже давно привлекает внимание специалистов
разных профессий - филологов, историков, краеведов. Так, например, рукописные
материалы Саровской пустыни были использованы при исследовании и издании древнерусских
памятников К. Н. Сербиной 4, А. П. Богдановым 5,
Л. А. Ольшевской и С. Н. Травниковым 6. Введение в
более широкий научный оборот источников из библиотеки Саровской пустыни откроет
новые страницы в истории русской культуры.
Примечания
1 Описание общежительной Саровской пустыни. М.,
1905. С. 30-33. Подробнее об истории Саровской пустыни см.: Саровская пустынь.
Спб., 1849;
Общежительная Саровская пустынь и достопамятные иноки в ней подвизавшиеся. М.,
1844; Петров Г. Преподобный Серафим Саровский. Дивеево. Понетаевка. СПб., 1903;
Серафим, архимандрит (Чичагов). Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. СПб.,
1903. Ч. 1-2.
2 Наживина С. Я. Рукописи Иргизского монастыря и
Саровской пустыни в Куйбышевской областной библиотеке // ТОДРЛ. М.; Л., 1958.
Т. 14. С. 624-627.
3 Издание памятника: Путешествие во Иерусалим Саровской
общежительной пустыни иеромонаха Мелетия в 1793-1794 гг. 2-е изд. М., 1800.
4 Сербина К. Н. Книга Большому Чертежу. М., 1950.
С. 21, 22, 195, 198. Использована Книга Большому Чертежу редакции 1679 г. в списке
последней четверти XVII в., № 49.
5 Памятники общественно-политической мысли в России
конца XVII века: Литературные панегирики / Подгот. текста, предисловие и коммент.
А, П. Богданова. М., 1983. Ч. 1. С. 22, 43; Ч.2. С. 233-241. Издание автографа
Первой беловой редакции "Свидетельства ко образу святыя неизреченные Софии-Премудрости
Слова Божия о Российском благословенном царствии" Игнатия Римского-Корсакова из
сборника № 237, л. 243-248.
6 Древнерусские патерики: Киево-Печерский патерик,
Волоколамский патерик / Изд. подгот. Л. А. Ольшевская, С. Н. Травников. С. 311.
Использован список Киево-Печерского патерика второй четверти XVII в., № 21, по
которому подведены разночтения при издании Основной редакции памятника.
И. Л.Жучкова, В. В.Калугин |