Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Анастасий Суржик

Cм. карловчане.

В 2002 г. иеромонах Дальневосточного благочиния РПЦЗ.

"Портал-Credo.Ru": В сентябре 2008 года в Киеве состоялось совещание РПЦЗ(В) – первое после состоявшегося 7-10 апреля 2008 года в Монреале и Мансонвилле (Канада) Архиерейского Собора той части РПЦЗ(В), которую фактически представляете Вы и Епископ Сан-Францисский и Западно-Американский Владимир (Целищев). Каковы были цели и задачи киевского совещания и его итоги?

Епископ Анастасий: Совещание ставило перед собой цель – знакомство архиереев с духовенством и представителей духовенства между собой. Кроме того, был представлен отчет о состоянии приходов и общин. Совещание прошло в духе молитвенного единства, и, по отзывам духовенства, все были удовлетворены. Главной задачей для нас стало сплочение духовенства нашего округа. В апреле РПЦЗ(В) была разделена на два церковных округа - Американский (под руководством епископа Владимира) и Евразийский. В состав последнего включены Западно-Европейская и Молдавская, а также Южно-Российская, Сибирская и Дальневосточная епархии. Я являюсь руководителем Евразийского церковного округа. После смерти митрополита Виталия отдельные епархии потеряли управление, а епископы откололись, поэтому мы упорядочили церковное управление. Общины и духовенство Евразийского церковного округа концентрируются, в основном, в Европейской части России. У нас в округе семь протоиереев, девять иеромонахов, четырнадцать иереев и один диакон.

– Чего Вы ожидаете от Собора РПЦЗ(В), который намечен на ноябрь этого года?

– Ноябрьский Собор продолжит курс апрельского на организацию приходской жизни и синодальных учреждений. Мы также продолжим поиск путей ликвидации разделений внутри Зарубежной Церкви и подумаем, как строить отношения с различными частями Православной Церкви дальше.

– Как Вы относитесь к тем приходам Зарубежной Церкви, которые объединились с РПЦ МП? Можно ли с ними еще вести диалог?

– Приходы, которые отошли от нас, по сути, признали путь Московской патриархии истинным и отвергли церковную истину, Церковь, которую признавали новомученики и исповедники российские. Нам нет смысла общаться с людьми, совершившими предательство, они признали неканоническую структуру и стали раскольниками.

– Были ли у Вас контакты, к примеру с епископом Евтихием (Курочкиным), который от лица Зарубежной Церкви назначен окормлять приходы, перешедшие в РПЦ МП?

– Епископ Евтихий боится даже по телефону со мной разговаривать. Несколько лет назад, еще в самом начале раскола, я хотел с ним пообщаться, но он очень просил его больше не беспокоить. Те, кто перешел в Московскую патриархию, совершили предательство, а согрешившему человеку страшно признать свой грех. Иуда только однажды предал Спасителя, а эти люди – священники РПЦЗ в России - вышли из Московской патриархии в начале 1990-х годов и каялись, и сейчас, когда возвращались в патриархию, тоже каялись. Получается, что предали они не единожды.

– Считаете ли Вы себя единственно истинной Православной Церковью и каким видите будущее целого ряда церковных юрисдикций, существующих в России и называющих себя Православными Церквями?

– Мы определяем себя как Русскую Православную Церковь – часть Российской Православной Поместной Церкви. Наше каноническое сознание связывает нас с российской исторической Церковью. Другие способы и формы церковного бытия в той или иной степени приводят к каноническим нарушениям. В других церковных группах каноническое самосознание нарушено, и они объявляют себя всей полнотой Русской Церкви. Мы же выступаем за воссоздание Всероссийского Высшего церковного управления. Это дело не одного архиерея или прихода, а всей полноты Церкви. Восстановить эту полноту и саму церковную жизнь может только Поместный Собор, который будет созван согласно правилам, разработанным на Всероссийском Поместном соборе 1917-18 годов. Пока что об этом можно говорить только теоретически. Сейчас положение печальное. Но все же надо идти путем диалога, а не судить всех направо и налево. Главное – признать свои ошибки, совершенные в прошлые времена, которые привели к разделениям. Кроме того, мы осознаем себя гонимой Церковью и молимся за сохранение церковного единства.

– Могли бы Вы найти общий язык с представителями духовенства Московской патриархии, которые также выступают за созыв Поместного собора и оппозиционно настроены по отношению к священноначалию РПЦ МП?

– В рамках Московской патриархии мы можем строить отношения только с теми, кто признает наши принципы. Мы не можем принять человека, пока он не признает, что нынешний Патриарх – лжепатриарх, а структура Московской патриархии, созданная в 1943 году, является незаконной канонической структурой. Признать, что РПЦ МП – это Поместная церковь, мы не можем. Это просто часть православия, которая должна принести покаяние.

Если говорить о правом крыле внутри Московской патриархии, то его представители также болеют той же самой болезнью, что и руководство РПЦ МП – сергианством. Тот же епископ Диомид признает Московскую патриархию поместной Церковью. И это является препятствием для вступления в диалог и взаимного единения. Мало признавать положения Собора 1917-18 годов, надо признавать реальность, что Патриарх Тихон был последним законным патриархом, а Московская патриархия не стала канонической поместной Церковью. Об этом заявляли все соборы РПЦЗ. Вне этих представлений не может строится единство, поскольку неизбежно произойдет стекание в лживую структуру РПЦ МП, превращение в православное крыло или группу. Это ошибочный путь.

Беседовал Роман Лункин, для "Портала-Credo.Ru"

 

© Портал-Credo.ru 2002-08 8648 572

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова