или
СВЕДЕНИЯ О ВСЕХ СВЯТЫХ И ПОДВИЖНИКАХ БЛАГОЧЕСТИЯ НА РУСИ
(до XVIII века)
ОБЩЕ И МЕСТНО ЧТИМЫХ
изложены в таблицах, с картою России и планом Киевских пещер
Справочная книга по русской агиографии
Издание Графа С.Д.Шереметева
С.-ПЕТЕРБУРГ
Типография М.Стасюлевича, Вас. Остр., 5 лин., 28
1891
Сведения о Русских святых и подвижниках благочестия состоят из четырех отделов:
I. Святые Юго-Восточной России; II. Святые Северо-Восточной России; III. Святые Средней России; IV. Святые Западной России, с алфавитными к ним указателями.
Сведения о каждом лице отдельно заключаются в пяти следующих графах:
1. Имя и звание святого (Князь, Княгиня, Святитель, Преподобный, Архимандрит, Игумен, Игуменья, Блаженный (юродивый), Праведный, Праведная, Затворник, Верижник, Пустынник).
2. Год и число преставления (если известны) или одно столетие, в коем оно последовало.
3. День памяти, открытия или перенесения мощей (если таковые известны).
4. Место погребения: где и как почивают мощи – открыто или под спудом. Если открыто, в раке – сведения об оной, когда и какая, и кем устроена.
5. Есть ли житие и служба? Когда и кем составлены? В списках какого века сохранились?
6. На прилагаемой карте России показаны те города и места, по коим святые именуются в древних описаниях о них:Киевским, Новгородским, Радонежским, Соловецким, Ростовским, Устюжским и проч. У нас есть печатные Патерики: Печерский (Киевский) и Соловецкий, остаются и рукописные Патерики Иосифова (Волоколамского) монастыря1.
Желательно, чтобы настоящая книжка побудила местных чтителей памяти святых составить Патерики по областям и городам: Новгородской, Псковской, Московской, Ярославской, Ростовской и иных, причем особенно желательно, чтобы существующие жития нарочитых святых непременно были напечатаны вплоть до самых древних и исправных, дошедших до нас списков первой начальной редакции (если их несколько). Подробный указатель, где именно таковые находятся – желающие найдут в сочинении Николая Барсукова: «Источники Русской Агиографии», изданном Обществом Любителей Древной Письменности в 1882 году, а оценку житий, как литературных памятников – в сочинении В.О.Ключевского: «Древне-русские жития святых, как исторический источник», Москва, 1871 года.
Заметим, притом, что из семисот девяноста пяти имен упомянутых в настоящей книжке святых и подвижников благочестия (до XVIII века), имеются жития не более двухсот имен святых (писанных же до 1550 года не более семидесяти пяти).
Архимандрит Леонид.
1 Сказания и повести о Псково-Печерском монастыре составляют тоже Патерик оного и заслуживают быть напечатанными под сим заглавием.
|