Александр Петрович Каждан
Cм. Византия.
Византийская культура. 1968.
Рец. на Историю христианства Робертсона, 1954.
Каждан А.П. Два дня из жизни Константинополя. СПб.: Алетейя, 2002. 11 сентября 1185 г.
The Oxford Dictionary of Byzantium. Ed. in chief Alexander Kazhdan. New York, Oxford: Oxford University Press, 1991. 2284 pp.
(Александр Пейсахович, англ. Alexander Kazhdan; 1922, Москва — 1997, Дамбертон-Окс, США) - историк-византинист, один из крупнейших специалистов по Византии ХХ века, редактор фундаментального «Оксфордского словаря Византии».
Каждан родился в купеческой семье в Москве. После революции семья познала голод и лишения. Отец Песя (Песах) Эфрон, или в русской версии Петр Израилевич Каждан, стал одним из ведущих специалистов по технологии изготовления смазочных масел в строящейся советской танковой промышленности. A. П. Каждан тоже познал гонения. Из-за буржуазного происхождения перед ним были закрыты двери вузов в Москве. Каждан закончил Уфимский пединститут. После защиты диссертации в 1946 г. двери московских научных институтов опять оказались закрыты перед ним, на сей раз, из-за его «космополитической» национальности Cемье пришлось скитаться по внештатным должностям в глубинке.
В 1944 г. Каждан женился на Римме Извянской (которую все знавшие её звали Мусей). В 1944 г. родился сын Дмитрий.
С 1956 г. профессор Александр Каждан работал в Институте истории Академии Наук СССР. Среди них научные книги и статьи, статьи в ведущих советских энциклопедиях, переводы античных и средневековых авторов, научно-популярные публикации и книги. Каждан участвовал в редколлегии журнала «Византийский вестник». Дискуссионные статьи Каждана охотно печатал Александр Твардовский в «Новом мире».
В 1975 г. сын Каждана Дмитрий получил приглашение занять кафедру профессора в Гарвардский университет (США).
Жизнь Александра Петровича усложнилась, жену уволили с работы. и он принял решение эмигрировать. В 1978 г. он прибыл в Вену с израильской визой. Но через год, после длительного пребывания в Париже и Бирмингеме Александр Каждан поселился в США где работал в Центре изучения Византии в Дамбертон-Окс и вёл курс лекций в Принстонском университете.
После 1978 г. труды Александра Каждана, выдающегося ученого и талантливого просветителя, было вычеркнуто из российской жизни. Книги Каждана изымались из библиотек, статьи из научного оборота. В московском издательстве «Искусство» на 30 лет застряла рукопись его замечательной книги «Два дня из жизни Константинополя».
В США Каждан воспитал целую плеяду исследователей-византологов. Каждан не идеализировал византийские историю и культуру, не подгонял ее к каким-либо сусальным схемам. Каждан много писал о византийских корнях русского и восточно-европейского тоталитаризма. Во многом благодаря трудам Александра Каждана сегодняшний взгляд на византийскую и всю восточно-европейскую культуру и историю, в том числе, на православный компонент этой культуры, в мире в целом положителен, а интерес огромен. Благодаря Александру Каждану, его коллегам и ученикам, историческая наука смогла преодолеть предубеждения, избавилась как от лакированно-торжественных, так и от карикатурно-несправедливых стереотипов. Александр Каждан был одним из тех, кто работал для сближения культур, Востока и Запада, Америки и России.
Сын Давид (Дмитрий) — американский математик специалист по репрезентации групп. Внук Эли Каждан многолетний советник и соратник Натана Щаранского, занимавший ряд постов в израильской государственной службе. |