|
«Благодатное старчество есть одно из высочайших достижений
духовной жизни церкви»
Впереди жизнь. Необходимо принятие серьезного решения, от
которого зависит будущая судьба. «Я окончил курс наук в 1903 году и должен был
избрать себе жизненный путь. Сердце влекло меня в монастырь, но я колебался сделать
решительный шаг». О той поре юности вспомнит уже старик:
«образование получил в духовной семинарии, затем поступил в Соловецкий монастырь». Веками у русского народа, да и у всех
верующих людей, существует древний благочестивый обычай, когда в серьезные жизненные
моменты, перед принятием важных решений, за советом и помощью человек обращался
к мудрым, уважаемым, авторитетным старцам.
В описываемый период времени, наиболее известными духовными
руководителями в России были оптинские старцы. К ним стремились со всех концов
страны, как бедные, так и богатые, простые неграмотные крестьяне и представители
высших слоев общества, интеллигенция, чиновники, военные, духовенство, мещане,
все кто имел нужду. Поэтому, естественной была поездка молодого человека в Калужскую
губернию в Свято-Введенский монастырь, приобретший с первой половины XIX
столетия всероссийскую известность благодаря традиции старчества. Этот монастырь
в то время не славился ни знаменитыми реликвиями и святынями, не обладал архитектурными
красотами и т.д., но привлекал живой традицией духовного руководства и старчества.
Основание обители относится к XV столетию, когда здесь поселился
бывший разбойник и предводитель шайки Опта, раскаявшийся в грехах и посвятивший
свою дальнейшую жизнь исправлению и молитвенному подвигу. В XVIII веке монастырь
пришел в запустение, было даже время, когда здесь проживало всего два старика
монаха, причем один из них был слепой. Однако, известный святитель Филарет /Амфитеатров/[i], будучи епископом Калужским, потрудился
над созданием скита при монастыре. Этот скит послужил к возрождению всего монастыря,
благодаря принесенной, учениками знаменитого старца преподобного Паисия Величковского[ii]
традиции старчества.
Известный святитель российской Церкви, ныне канонизированный
митрополит Московский Филарет /Дроздов/ (1782-1867 гг.), провидя значение Оптиной,
всячески поддерживал и способствовал возрождению православной монашеской мистической
традиции. Православная Церковь, в лице оптинских старцев нашла утраченный за предыдущие
столетия, общий язык с интеллигенцией, восстановила связь с образованными слоями
общества. В Оптину к старцам стремились тысячи людей, в том числе побывали здесь
Николай Гоголь, Федор Достоевский, Константин Леонтьев, Владимир Соловьев, Лев
Толстой и многие другие. Братья Иван и Петр Киреевские стояли у истоков знаменитого
оптинского книгопечатания. По всей России славилась пустынь своими изданиями святоотеческой
литературы, скитская библиотека насчитывала более 30 тысяч книг и рукописей. В
начале XX века при монастыре действовали книжный склад и лавка, гостиница для
паломников, странноприимный дом, больница, черепичный и свечной заводы.
Путь паломника из Архангельска пролегал до северной столицы
Санкт-Петербурга, затем по железной дороге на поезде до ближайшей к монастырю
станции. Дабы у читателя сложилось более полное представление о времени и описываемых
событиях, позволю привести отрывок из воспоминаний некоего путешественника, бывшего
у старцев в 1903 году: «Прибыв в город Козельск Калужской губернии, в пяти верстах
от Оптиной пустыни, мы пошли пешком через прекрасный, покрытый зеленью, луг. Он
раскинулся перед нашим взором, как прекрасный ковер, украшенный разноцветными
цветами. А на склоне горы над рекой Жиздрой виднелась Оптина – эта великая Пустынь,
«Фиваида» наша, «Заиорданье»…
Подошли к Жиздре. Там паром нас ждал, готовый переправить
нас через реку. Его обслуживали смиренные иноки Оптиной. И вот вступаем на почву
святой обители, где все овеяно трудами, подвигами оптинских пустынножителей, их
слезами и молитвой – непрестанной… Сойдя с парома, идем по шоссе к гостиницам,
их было шесть… отвели нам скромный номер… Спрашиваем, - как пройти в скит к старцу…
Идем … через монастырский фруктовый сад, минуем ограду монастырскую, попадаем
в монастырский лес – сосновый, величественный, деревья в два-три обхвата. Идем
дорожкой, ведущей прямо в скит.
Вот, наконец, подходим. Видим колокольню скита. Направо –
хибарка. Это дом, где жили великие старцы Оптинские. Еще направо – домик скитоначальника.
Подходим к воротам. Стучим…».
Другой путешественник, добавляет в своих воспоминаниях: «Когда я приехал в обитель,
то прежде всего лег спать, так как в вагоне провел бессонную ночь. Колокол к вечерне
разбудил меня. Богомольцы отправились в храм на богослужение, я же поспешил в
скит, чтобы иметь возможность побеседовать, когда всего менее было посетителей.
Расспросив дорогу в скит, а там келию старца Иосифа, я, наконец, пришел в приемную
хибарки. Приемная - это маленькая комнатка с весьма скромной обстановкой. Стены
украшены портретами разных подвижников благочестия и изречениями святых отцов...
Через несколько минут меня позвали к старцу. Вошел я в убогую его келейку, полумрачную,
с бедной, только деревянной обстановкой...».
По одному из монастырских изданий начала прошлого века узнаем о жизни в обители:
«Церковная... служба велась по уставу. Пение столповое. В будние дни утреня начиналась
в половине второго часа и продолжалась до половины пятого, ранняя обедня с 6 до
8, вечерня с 5 до 7. В праздники - служба более продолжительная...».
В другом источнике сообщается: «Вообще же жизнь монастырская была очень насыщенная
и организована по строгому распорядку, так что некогда было отвлекаться. Наиболее
полно содержание жизни послушников можно представить, прочитав распорядок дня
Оптиной пустыни конца XIX века, описанный в документе, найденном в рукописном
отделе РГБ. Распорядок дня в Оптиной пустыни в конце XIX века. Вставать
в 6 часов: от 6 до 6.30 Умывание. Уборка, от 6.30 до 8 Часы. Чтение Св. Евангелия
и чай, от 8 до 10.30, что повелят по расписанию, от 10.30 до 11 чтение. После
трапезы: от 12 до 13.15, что повелят по расписанию, от 13.15 до 14.15 отдых и
чай. По приходе от вечернего правила: Воскресенье, до трапезы: Чтение Св. Евангелия
и Апостольских посланий. Запись и сводка вопросов при откровении старцу. Составление
вопрошаний на духовные вопросы. После трапезы: Запись из книг, запись недоразумений
из прочитанных книг, а также запись мыслей из них...».
Выше приведенная цитата заимствована из книги посвященной местночтимому в Калужских
пределах подвижнику благочестия архимандриту Амвросию /Иванову/[iii],
который проходил свое послушание и готовился к принятию монашества в Оптиной пустыни.
Будущего старца Амвросия звали Василием, в 1902 году ему исполнилось 20 лет. Этот
простой русский парень, в последствии, таким образом, записал свои первые впечатления,
о осмотре монастыря, которое проходило под руководством одного из братии: «...отец...
водил нас везде и даже на дачу ходили, и нужно сказать, что всюду было чинно,
хозяйственно и благодатно, чего, пожалуй, и не увидишь в мирской жизни... Паломники
по благочестивому обычаю должны были начать осмотр монастыря в первую очередь
с братского кладбища. Как учил при жизни старец Макарий, необходимо было поклониться
почившим старцам, помянуть их и просить прощения и благословения на дальнейшее
пребывание в обители».
Из воспоминаний составленных по словам другого святого старца, современника и
возможного сотоварища по Оптинскому паломничеству, узнаем подробности монастырской
жизни, о том, как проходили «…самые различные послушания: и на кухне, и в пекарне,
и на свечном заводе, и в поле».
Вполне вероятно, что помимо Василия Иванова, будущего старца
схиархимандрита Амвросия, мог встречаться в Оптиной Пустыни, во время своего паломничества,
Трофим Мелетьев с еще одним будущим святым, - Георгием /Герасимом Лавровым/[iv], который до назначения настоятелем Георгиевского
монастыря в г. Мещевске[v],
проходил здесь свое монашеское делание.
Помимо Оптиной пустыни посетил наш выпускник еще и Казанский
женский монастырь в Шамордино[vi],
где молился на могиле знаменитого старца иеросхимонаха Амвросия /Гренкова/ (+1881г.).
Павел писал о своей поездке в Оптину: «Я открылся одному
из старцев и сообщил ему обо всех своих планах, заверив его, что я всецело последую
его советам».
В это время в Оптиной традиции старчества продолжали известные
преподобные отцы. Один из них старец Иосиф /Литовкин И./ (1837-1911гг.), ближайший
ученик и продолжатель традиций преподобного старца Амвросия. «Он жил в келье отца
Амвросия, и, своей кротостью, смирением и преданностью памяти своего наставника,
приобрел общую любовь. Про него святой Амвросий говорил своим духовным чадам:
«Я поил вас вином с водой, а отец Иосиф будет поить вас цельным вином».
Как писал исследователь оптинской истории И.М. Концевич: «Распорядок дня о. Иосифа
был заведен раз и навсегда. С утра он принимал посетителей. После трапезы немного
отдыхал, а затем опять принимал народ. К себе он был всегда строг и никогда не
позволял себе никаких послаблений. В обращении он был ровен со всеми. Его краткие
ответы и сжатые наставления были действительнее самых продолжительных бесед. Кроме
влияния своим благодатным словом на душевное расположение человека, о. Иосиф имел
еще несомненный дар исцеления болезней душевных и телесных. Случаев, в которых
ясно обнаруживается его дар прозорливости, так много, что не возможно их передать».
Скитоначальником тогда был отец Венедикт /Дьяконов/[vii],
в последствии ставший архимандритом Свято-Пафнутьева Рождества Богородицы монастыря
в древнем городе Боровске[viii]
и благочинным всех монастырей Калужской епархии, а настоятелем самого монастыря
являлся отец архимандрит Ксенофонт. Сохранилось свидетельство об этом священнослужителе:
«Ксенофонт, архимандрит и настоятель Оптиной пустыни, смиренный, строгий, молчаливый
и благоговейный хранитель оптинских преданий, из крестьян».
Известны имена старцев проживавших в Иоанно-Предтеченском
скиту при Оптиной пустыни, - это преподобный иеросхимонах Нектарий /Тихонов/
(1857(8?)-1928гг.), усердный делатель молитвы Иисусовой, любивший уединение. Отца
Нектария еще называют последним оптинским старцем, т.к. он пережил трагические
революционные события и был свидетелем разорения обители.
В то время, когда Трофим Мелетьев совершал паломничество
в Оптину, келейником старца Нектария был, находившийся еще в сане иеромонаха преподобный
Варсонофий /Плиханков П.И./ (1845-1913гг.). О старце Варсонофие свидетельствовали
современники, - он был «истинный старец… Господь ему непосредственно открывает
прошлое, настоящее и будущее людей. Это и есть прозорливость».
Еще один ученик святого старца Амвросия, жил в то время в
монастыре, - это отец Анатолий младший /Потапов А./ (+1922г.), «по своему внешнему
согбенному виду, и по своей манере выходить к народу… и смиренному обращению с
людьми, напоминал преподобного Серафима Саровского».
Как свидетельствует житие отца Анатолия, он «многие годы провел в скиту келейником
у великого старца Амвросия. После его смерти, будучи еще иеродиаконом, старчествовал
в скиту, и вскоре стал общепризнанным старцем Оптиной пустыни».
Будучи выпускником Архангельской духовной семинарии, молодой
человек, впрочем, как тысячи подобных ему простых русских людей, приезжая к старцам,
общался со святыми людьми. В наше время Церковь прославила, наряду со старцем
Амвросием многих из его учеников и среди них, как раз те самые священники, монахи,
духовники к которым обращался за духовным советом в важный переломный момент своей
жизни будущий епископ Павел. В православном церковном календаре, издания Московской
Патриархии, под 24 октября по новому стилю, указывается праздник именуемый: «Собор
преподобных Оптинских старцев», который объединяет память известных нам святых,
бывших старшими современниками двадцати трех летнего Трофима Малетьева, это: преподобные
Иосиф, Варсонофий, Анатолий, Нектарий[ix].
Старческое благословение передавало волю Божию, которая заключалась
в принятии Трофимом иноческого пути. Преподобный отец «… нашел, что мне подходит
монашеская жизнь. Следуя его совету, я просил, чтобы меня приняли в Соловецкий
монастырь, что и было исполнено»,
- рассказывал позднее владыка.
«Монастырь – тихая пристань; они подобны светочам, которые
светят людям, приходящим издалека, привлекая всех к своей тишине».
Иоанн Златоуст
Таким образом, Трофим, следуя духовному совету, направляется
в Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Обитель эта хорошо известна благодаря
своей богатой истории.
Острова Соловецкого архипелага расположены в 165 километрах
от Полярного круга. Древняя Соловецкая обитель существует с XV в.
Преподобный Савватий Соловецкий
Постриженик Кирилло-Белозерского монастыря[x],
затем жил в уединении на Валааме, в 1429г. прибыл на Соловецкий остров и основал
здесь монашеское общежитие. Скончался преподобный в 1435г.
Преподобный Зосима Соловецкий
С 1436г. поселился на острове, с помощью прибывших монахов
возвел храм и первые монастырские постройки, скончался в 1478г.
За многовековое существование, здесь прославились многие
русские святые, были построены величественные храмы, собраны народные святыни,
в виде чудотворных икон и других реликвий. Трофиму Мелетьеву этот монастырь, можно
сказать, был родным и знакомым с детства.
Своего расцвета обитель достигла во времена настоятельства
святого Филиппа (Колычева)[xi] в XVI веке, когда была создана уникальная
система мелиорации, соединившая специальными каналами 52 озера на острове.
К рубежу XIX-XX веков трудами братии и богомольцев монастырь
превратился в уникальный оазис среди полярных широт. За короткий период навигации,
около восьми тысяч богомольцев посещало обитель. Для этой цели существовало сообщение.
Людей с материка к Соловецкой пристани, находящейся у главных ворот обители, доставляли
пароходы «Михаил» и «Соловецкий». В 1903г. к ним прибавился еще один – «Вера».
В остальное время, в течение восьми месяцев в году, остров
становился недоступным, и прерывал свою связь с внешним миром. Спасо-Преображенский
монастырь жил своей жизнью, помимо собственно обители, живущей ритмом молитвы,
богослужения и духовного делания, здесь были двухгодичное училище, иконописная
школа, больница, богадельня для социального призрения и различные мастерские.
Достижения монастырской системы хозяйствования были представлены
в 1903г. на Всероссийской выставке, проходившей в Ярославле. Полярная обитель
поставляла российскому потребителю овощи, огурцы, лук, картофель. Монахи славились
изготовлением изделий из дерева и кожи, в основном оленьей и производством посуды.
Начиная с 1903 года, молодой послушник ступил на стезю монашеского
делания. Принимали в число насельников обители молодого Трофима наместник иеромонах
Федот и духовник старец иеромонах Ипполит.
В течение последующих пяти лет Мелетьев прошел традиционные
степени посвящения. Сначала послушник, затем, рясофорный инок и, наконец, пострижение
в мантию. В России, как и в других православных странах, существует древний обычай,
когда в монашеском постриге, меняется имя человека. Трофим Мелетьев стал монахом
Павлом. Обряд пострижения над ним совершил настоятель монастыря архимандрит Иоанникий.
В 1908 году монах Павел преосвященным епископом Архангельским
и Холмогорским Иоаникием (Казанским), был рукоположен в иеродиакона. Через два
года, сменивший Иоаникия епископ Михей /Алексеев/ (1851-1931гг.)[xii] совершил священническую хиротонию иеромонаха
Павла. «Таким образом, я пробыл в монастыре шесть лет. Сердце мое было вполне
удовлетворено молитвой и работой… Как хотел я там остаться! Но Провидение судило
иначе», - напишет владыка в 1962г., оформляя свои воспоминания.
В его жизни наступил новый период.
«Просвещение во тьме лежащих, спасение отчаянных, Христе
Спасе мой»
Ирмос 5 песни канона 2 гласа
В скором времени молодой иеромонах удостаивается возведения
в сан игумена, чему способствовали следующие обстоятельства: «...по решению начальства
стал заниматься миссионерской деятельностью на севере России».
«Архиепископ Архангельский обратился к отцу настоятелю, с просьбой отпустить меня
из монастыря для служения душам человеческим, ибо в епархии сильно ощущался недостаток
в священниках. Мои начальники не могли не исполнить этого желания, и я был отпущен.
Я получил звание игумена и стал миссионером в Северной России».
На территории Архангельской губернии, до революции насчитывалось
816 церквей и часовен, при которых действовало 275 церковно-приходских школ, помимо русского населения в северной
заполярной части проживало местное население - ненцы, по дореволюционной терминологии
называвшееся «самоедами». По происхождению они относятся к финской языковой группе,
отсюда и название: «саамы».
Церковь занимала свою, определенную позицию в непростых отношениях,
которые складывались между туземцами и русским. Церковные источники говорят о
том, что нередким был обман, закабаление, финансовое превосходство, жажда наживы
и т.д. со стороны тех, кто общался с племенами местных жителей. Колонизация сопровождалась
ограблением самоедов и приобретением богатства русскими купцами и охотниками «не
всегда благородным путем и по Божьи».
Северяне промышляли ловлей рыбы в реках и озерах, забоем
морского зверя, оленеводством и охотой в тундре. Климат здесь суровый, реки покрыты
льдом восемь месяцев в году.
Христианизация саамов народов началась в первой четверти
XIX века, при епископе Неофите /Докучаеве-Платонове/[xiii],
трудами первого миссионера в этом крае священника Феодора Истомина. Затем решением
Синода, под руководством архимандрита Вениамина /Смирнова/ была устроена особая
миссия с двумя походными церквями. Проводилась работа по переводу молитв, Катехизиса
и Нового Завета на местный язык. Количество национальных приходов увеличилось
до трех, при церквях были устроены школы для детей.
Один из русских купцов в 1885г. построил Никольский храм
в Югорском шаре на крайнем севере. До ближайшего прихода за 600 верст отсюда,
приходилось добираться почти месяц. Через пять лет епископ Архангельский Нафанаил
/Троицкий/ (1864-1933гг)[xiv]
учредил скит из одного иеромонаха, двух иеродиаконов, монаха и четырех послушников.
В 1899г. этот скит передали в ведение Соловецкого монастыря.
В епархиальном источнике говорится о миссионерской экспедиции
предпринятой в 1887г. иеромонахом Никольского карельского монастыря Ионе.
В самом конце XIX века в Архангельске была образована специальная
комиссия, целью которой являлась задача по исправлению и созданию новых переводов
церковных текстов на языки местного населения.
Сохранились свидетельства некоторых священников, осуществлявших
миссионерские поездки по северному краю: «Насколько бедна материальная жизнь самоедов…
настолько же, если еще не более, бедна и жизнь духовная. Хотя они и считаются
христианами, как просвещенные святым крещением, но большинство из них являются
таковыми только по имени. Ведя кочевой образ жизни, завися постоянно от массы
крупных и мелких благоприятных и неблагоприятных обстоятельств, местные самоеды
всем этим обстоятельствам придают особое значение, все истолковывают по-своему.
Частые случаи сильного падежа оленей приводят самоедов в уныние; сопоставляя
благосостояние своих предков в отдельные годы с нынешним своим оскудением, они
невольно приходят к вопросу, - не прежние ли это боги (языческие) разгневались
на них за их измену им. И вот, считаясь христианами, они начинают умилостивлять
своих прежних богов, принося им жертвы… не только крещеные самоеды, но даже и
некоторые православные русские, посещающие тундру, побаиваются идолов и украдкой
не прочь совершить им и жертвоприношение». Наивные дети природы говорили: «В
Бога то, брат и мы веруем, а без болванов в тундре все-таки нельзя быть…».
Многократно православные священники пытались отбирать, уничтожать и сжигать идолов,
«да сколько… не жгли, ничего не поделали, болваны живы и поныне… самоеды упорно
их восстанавливали», - писал в отчете один из миссионеров.
О духовном состоянии этого народа читаем далее: «Несомненно,
что понятия их о вере христианской крайне скудны и ограничены, что они, исповедуя
христианскую веру, - т.е. ставя в чумах святые иконы, зажигая перед ними в дни
праздников свечи или лампады, посещая, если придется церковь, в тоже время не
могут отрешиться от почитания своих прежних божков, принесения им жертв и т.п.».
Вера самоедов была не глубокой. Обряды и почитание святых, носили утилитарный,
практический характер. Интересное замечание одного из миссионеров о том, что в
чумах чаще всего встречались иконы святителя Николая, Георгия Победоносца, Флора
и Лавра, священномученика Власия, как раз подтверждают это. Крайне редко можно
было встретить иконы Спасителя и Божией Матери. Не вера, а обрядоверие, суеверие
обреталось здесь. Иллюстрацией качества христианской веры, может служить, следующая
история:
Один самоед, по обету совершил паломничество в Соловецкий
монастырь, прожил там месяц, участвовал в службах, говел, причастился, пожертвовал
сумму денег, а «на обратном пути, чтобы не обидеть идолов, принес в жертву двух
оленей и развесил по священным деревьям несколько кусков цветной материи. И подобных
случаев масса».
Миссионерам приходилось совершать опасные путешествия, преодолевать
огромные расстояния, испытывать недостатки. Отчеты о пастырских поездках полны
подробностей: «Не раз приходилось нам, не найдя самоедского чума, ночевать под
открытым небом и оставаться без теплой пищи и чая более суток; приходилось питаться
одним мерзлым хлебом и мясом, насколько они могли поддаваться действию зубов,
а жажду утолять вместо чая снегом… Спать приходилось на голом снегу. Но каков
этот сон? Со всех сторон тебя пронизывает резкий холодный ветер, и укрыться от
него нет никакой возможности, холод забирается везде и по телу пробегают «мурашки»,
появляется ломота в костях, голова тяжелеет; мысль здравая, ясная начинает отсутствовать;
сердце наполняется жгучей, щемящей тоской и отчаянием, а с высоких темных небес
смотрит на тебя безучастная к людскому горю и страданию луна, разливая по всей
окрестности холодный и бледный свет; мигают мириады ярких звездочек и своим ярким
жизнерадостным мерцанием как бы насмехаются над бессилием и беспомощностью человека».
Предшественник Мелетьева на миссионерском поприще писал:
«Во время метели свету Божьего не видно; вверху и внизу и со всех сторон кружится
и носится снег, поднимаемый ветром с земли или сыплющийся с облаков. Тундра во
время метели то же, что море летом во время сильной бури, только здесь тебя обдает
не холодной водой, а мелким снегом, который слепит глаза и режет лицо. Горе путнику,
застигнутому на дороге в такую погоду. Чум поставить нет никакой возможности:
ветер с силой вырывает у тебя из рук шест, и сколько бы не трудился, все будет
безуспешно; даже и посторонняя человеческая помощь здесь бесполезна и никто и
ничто не может облегчить горькой участи и страданий человека. Одна, во время метели,
надежда только на промысел Божий, от Бога жди только спасения и утешения, если
Ему угодно будет во время остановить разбушевавшуюся стихию».
Очевидно, выбор управлявшего с 1912 по 1921гг. Архангельской
епархией владыки Нафанаила (Троицкого), при подборе претендента на вакантную должность
епархиального миссионера, не случайно остановился на кандидатуре Павла Мелетьева.
Помимо семинарского образования, в свое время молодой человек, успешно «сдал экзамен
за педагогические курсы при Санкт-Петербургском учебном округе».
Именно такой молодой, энергичный священник-педагог требовался для работы в отдаленных
селениях севера по расширению противоязыческой миссии. «Нужна постоянная бдительность
и внимание со стороны православного миссионера по отношению к этим детям в вере;
нужна постоянная проповедническая деятельность… миссионеров и прочная постановка
школьного дела… чтобы вывести их из печального религиозного положения и довершить
окончательное обращение их в христианство», - читаем в Епархиальном источнике.
Священники-педагоги требовались для работы в школах, которые
создавались для просвещения аборигенов. Миссионерский комитет в Архангельской
епархии на свои средства содержал 10 инородческих школ. В 1902г., такие школы
были устроены для детей ненцев по одной в Печерском и Мезенском уездах.
Русская Православная Церковь во все времена особое внимание
уделяла усилению своей миссионерской деятельности. Достаточно вспомнить, что именно
благодаря подвижникам монахам, стремившимся к уединению, осваивались новые места,
когда вслед за созданием скитов, приходов и монастырей, просвещались окраины,
шла христианизация инородческого населения и вслед за этим мирная колонизация
новых земель. С 1908 года, по решению Святейшего Синода в Российской империи действовали
особые правила, регламентирующие деятельность внутренней миссии. Согласно, этих
правил основной упор в работе епархиальных окружных миссионеров делался на увещевательные
беседы с населением, большое внимание уделялось созданию миссионерских школ, в
том числе женских. Недостатки в церковно-приходской и миссионерской работе происходили
из-за общего неудовлетворительного состояния дел в области административного управления
всех уровней, упадке культуры богослужений, плохого материального и нравственного
состояния духовенства. «Поэтому, - как пишет исследователь, - была выдвинута задача
усилить миссионерскую деятельность, привлечь способных и опытных миссионеров для
выработки новых приемов полемического и апологетического воздействия».
В 1908г. в Архангельской епархии проводились серьезные мероприятия, связанные
с улучшением миссионерской работы. Создается единый миссионерский совет, в период
1902-1913гг., действовало десять миссионерских школ. В начале XX в. работали летние
миссионерские курсы, специальная переводческая комиссия, в которой состояли опытные
священники, и преподаватели семинарии занималась переводом и изданием книг на
языках северных народов саами-лопарей и самоедов-ненцев и др..
История Козельской Введенской Оптиной пустыни. - Издание
Оптиной Пустыни, 1906. - с. 38-39.
[i] Филарет /Амфитеатров/
(1779-1857гг.), митрополит Киевский, строгий аскет-мистик, известен благодаря
сборникам своих проповедей, управлял Калужской епархией с 1819 по 1825гг.
[ii] Паисий Величковский
(1722-1794гг), родился в Полтаве, жил в монастырях Афона, затем Румынии. В течение
своей строго подвижнической жизни много трудился над изучением и переводами древних
аскетических произведений. Переводы его составили целую библиотеку, известную
под названием «Добротолюбие». Основатель и руководитель целой плеяды учеников,
усвоивших принципы монашеского делания, ставшего известным, как старчество, что
способствовало возрождению монашества в России.
[iii] Амвросий
/Иванов Василий Федорович/, архимандрит, родился в 1879г. в Тамбовской губернии,
поступил послушником в Оптину пустынь, в 1903г. перешел в Боровский Пафнутьев
монастырь, с 1911г. иеродиакон, с 1912г. иеромонах, после закрытия монастыря,
претерпев репрессии, служил на приходах, умер в 1978г. в с. Спас-Прогнанье Жуковского
района Калужской обл.
[iv] Георгий /Лавров
Г./, архимандрит, род. 1868/69, поступил в Оптину Пустынь, затем стал настоятелем
Георгиевского монастыря в г. Мещевске Калужской губернии, в 1918-1922гг. в заключении,
с 1922г. – в Даниловском монастыре в Москве, в 1928г. выслан в Уральскую область
Казахстана на 3 года, умер в г. Горьком в 1932г. Канонизирован Юбилейным Архиерейским
Собором РПЦ в 2000г.
[v] Георгиевский
монастырь близ г. Мещевска Калужской епархии, разграблен в смутное время (XVII
в.), возобновлен. Обитель была известна тем, что в ней находился чудотворный образ
Скорбящей Божией Матери и на территории был захоронен местночтимый юродивый Андрей
(+1812г.), на могиле которого благочестивые паломники заказывали панихиды. В настоящее
время монастырь возобновлен, возглавляется игуменом Георгием (Евдачевым).
[vi] Женский монастырь
и детский приют в Шамордино основаны стараниями преподобного Амвросия /Гренкова/
в 1875-1884гг.
[vii] Венедикт
/Дьяконов/, родился в 1849г., окончил Смоленскую духовную семинарию, с 1873г.
диакон, далее священник села Чеботово Дорогобужского уезда Смоленской епархии.
В 1881г. овдовел. С 1884г. в Оптиной пустыни, в 1887г. пострижен в монашество,
в 1900г. награжден наперсным крестом, в 1903г. назначен настоятелем Боровского
Пафнутьева монастыря с возведением в сан архимандрита.
[viii] Рождества-Богородицы
Пафнутьев монастырь в г. Боровске, в 10 км. от станции Балабаново Киевской ж/дороги,
основан преподобным Пафнутием в 1444г., мощи которого почивали в соборном храме
под спудом.
[ix] Преподобные
старцы Оптинские Иосиф, Варсонофий, Анатолий, Нектарий канонизированы на юбилейном
Архиерейском Соборе РПЦ в 2000г.
[x] Кирилло-Белозерский монастырь в Новгородской
епархии, основан в 1397г. преподобным Кириллом, мощи которого почивают под спудом.
В обители были святыни: храмовая икона Успения Богородицы, написанная пр. Андреем
Рублевым и Смоленская, принадлежавшая основателю. В монастыре содержались под
стражей патриарх Никон и кн. Василий Патрикеев-Косой.
[xi] Филипп /Колычев/ (1507-1569гг.), митрополит
Московский и всея Руси, был игуменом Соловецкого монастыря с 1548 по 1566гг.,
за осуждение опричнины впал в немилость от царя Иоанна IV Грозного, принял мученическую
кончину от рук Малюты Скуратова.
[xii] Михей (Алексеев), род. в 1851г. в Петербургской
губ., в 1869 г. окончил Морское училище, служил в Военно-морском ведомстве. В
1890 г. поступил послушником в Оптину пустынь под руководство старца Амвросия,
с 1892 по 1896 гг. учился в Московской духовной академии, с 1893г. иеромонах,
с 1897г. игумен, настоятель Иосифо-Волоколамского монастыря, с 1902г. епископ,
с 1908 по 1912гг. на Архангельско-Холмогорской кафедре. Па покое проживал в Оптиной
пустыне, был чтим народом за высокую и праведную жизнь, скончался в 1931г. – См.:
Мануил (Лемешевский). Т.4. – с.424.
[xiii] Неофит /Докучаев-Платонов/ управлял
Архангельской епархией с 1821 по 1825гг.
[xiv] Нафанаил (Троицкий), род. в 1864г.
в Донской области. С 1888г. священник, в 1897г. окончил Киевскую духовную академию,
с 1904г. епископ Козловский, викарий Тамбовской епархии, с 1912г. епископ Архангельский
и Холмогорский, с 1918г. архиепископ, в 1921г. переведен в Харьков, с 1924г. митрополит,
умер в 1933г.
|
|
|