М.С.Красовицкая
ЛИТУРГИКА
К оглавлению
6. Богослужение Седмичных
Дней Октоиха.
Кроме предпразднства
и попразднства, при одном святом, имеющем службу без знака или
шестеричную или при двух малых святых.
Мы рассмотрели несколько
подготовительных тем: богослужебное время, богослужебные книги,
богослужебные тексты. Все они готовят нас к тому, чтобы заниматься
уже собственно чинопоследованием служб; ведь для этого нужно понимать,
к какому кругу относится та или иная служба, из какой богослужебной
книги и, следовательно, из какого богослужебного круга взят тот
или иной текст, какое он имеет происхождение. Важно помнить о соединении
богослужебных текстов различного происхождения: основу образуют
тексты Священного Писания (ветхозаветные и новозаветные), между
ними вставляются молитвы верующих (самые распространенные, общие
молитвы - ектеньи) и гимнография (тексты, составленные церковными
авторами). Все эти тексты самого разного происхождения образуют
единую службу. Конечно, сразу почувствовать своеобразие этих соединений
различных текстов, различных кругов времени невозможно, но с каждым
годом осмысленной и напряженной богослужебной жизни мы будем узнавать
и понимать все больше и глубже. Итак, мы рассматриваем: Богослужение
седмичных дней, т.е. дней кроме субботы и воскресенья. Оставшиеся
пять дней называются седмичными или буднями: понедельник, вторник,
среда, четверг и пятница - ими мы будем заниматься, они имеют свой
особый устав служения, изложенный в 9-й главе Типикона.
Периода пения Октоиха, т.е. книги, которая
соответствует седмичному богослужебному кругу. Октоих действует
практически круглый год, и никогда не исчезает полностью (за редким
исключением), но в году есть период, когда Октоих играет определяющую
роль в устроении богослужения, когда богослужение идет практически
только по Октоиху и Минее. Это тот период, когда не поется Триодь
Постная и Цветная. Период пения Октоиха - от Недели Всех святых
(первая неделя после праздника Троицы) до Недели о мытаре и фарисее.
В этот период года Октоих взаимодействует только с Минеей, и большинство
богослужений в их изменяемой части образуются взаимодействием Октоиха
и Минеи, т.е. седмичным кругом и неподвижными праздниками годового
круга.
Кроме (т.е. вне) предпразднства и попразднства.
Что такое предпразднство и попразднство? Все двунадесятые Господские
и Богородичные праздники, а также некоторые другие имеют предпразднство
и попразднство. Предпразднство - это те дни, когда праздник еще
не наступил, но когда мы уже ждем его, когда в службе появляются
песнопения, ему посвященные. Попразднство - это несколько дней с
первого дня праздника до его отдания, когда мы продолжаем его праздновать.
Эти периоды, имеющие специфические правила построения богослужения,
разбирать в этой главе мы не будем. Чтобы понять, что такое шестеричный
святой и святой без знака, пройдем тему:
Знаки праздников месяцеслова
(47-я глава Типикона).
Месяцеслов - это система неподвижных праздников
годового круга, тех, которые закреплены за определенным числом определенного
месяца. По сути дела, каждый день бывает какой-нибудь праздник,
но праздники эти разные: они бывают великие, средние и малые. В
Типиконе все праздники имеют знаки, которые соответствуют разным
типам службы, 47-я глава Типикона "О знамениях праздников месяцеслова"
начинается такими словами: "Подобает ведати, яко праздницы разделени
суть на великие, средние и малые."
Великие праздники имеют знак "крест окружен," т.е.
в Типиконе напротив дня, в который празднуется великий праздник,
на полях стоит знак Крест в Круге и изображается он красным
цветом. Великими праздниками являются все неподвижные двунадесятые
и, кроме того, Обрезание Господне, Покров, Рождество и Усекновение
главы Иоанна Предтечи, а также память свв. апостолов Петра и Павла.
Далее в Типиконе говорится о том, какая служба совершается в дни
этих праздников - в эти праздники совершается бдение. Перечислим
службы дневного круга, которые будут совершаться в этот день: девятый
час и малая вечерня, великая вечерня и полиелейная утреня, первый
час, примыкающий к утрени, и часы третий и шестой.
Великая вечерня и полиелейная утреня с первым часом
- это бдение, служба бденная, которая по Уставу должна длиться
всю ночь. Она образуется великой вечерней и полиелейной утреней,
слитыми в одну службу. (Впрочем, следует отметить, что Типикон позволяет
даже в дни великих праздников, за исключением Рождества и Богоявления,
совершать в малых обителях, где нет достаточного количества чтецов
и певцов, и в приходских храмах, не бдение, продолжающееся всю ночь,
а отдельно Великую вечерню с повечерием, а утром - полунощницу с
полиелейной утреней).
Далее в Типиконе говорится о средних праздниках,
они имеют два знака.
- Крест с полукружием красного цвета - этот
знак означает, что в праздники, имеющие этот знак, служба совершается
тоже бденная, и состав служб дневного круга точно такой же, как
и при знаке.
- Полный круг с крестом красного цвета отличаются
лишь изменяемые части службы: при совершении бденной службы среднего
праздника на утрени читается не только канон праздника; перед ним
вставляется канон Божией Матери.
Еще один знак средних праздников - крест един точию
красный. При праздниках, имеющих этот знак, совершаются службы дневного
круга в следующем порядке: девятый час и великая вечерня, повечерие,
полунощница, полиелейная утреня, первый, третий и шестой час. Такой
тип службы кратко называют "полиелей," по самой праздничной
части богослужения.
Мы видим, что когда по Уставу совершается бденная
служба, то служится малая вечерня, а когда служба только полиелейная
и бдения нет, малая вечерня не служится. При бдении также нет места
повечерию и полунощнице, потому что вечерня и утреня слиты в одну
службу и нельзя что-нибудь вставить между ними, а при полиелее есть
место для повечерия и полунощницы.
Следующий знак относится уже к малым праздникам месяцеслова
и имеет название: "три точки, несовершенно окружены." Этот знак
может быть двух цветов: черный и красный, будем обозначать их так:
*** Добавить знаки, где следует ***
При красном знаке совершаются следующие службы суточного
круга: девятый час, будничная вечерня, повечерие, полунощница, утреня
с праздничным окончанием, первый, третий, шестой час. Такое богослужение
называется службой с великим славословием.
При черном знаке (такую службу называют шестеричной)
богослужение строится следующим образом: девятый час, будничная
вечерня, повечерие, полунощница, будничная утреня, первый, третий,
шестой час. В Типиконе есть еще один тип службы, но его невозможно
изобразить графически, это служба без знака. При службе без знака
совершаются те же дневные службы и в том же порядке, как и при знаке.
Поговорим о том же несколько с другой стороны. Вечерни
бывают великие, малые и будничные. Малая совершается при двух знаках:
, , великая совершается при трех знаках: , , ,
будничная вечерня совершается при знаках: и , а также службе без
знака.
Утрени бывают: полиелейная - служится при , , и ;
утреня с праздничным окончанием - она совершается только при одном
знаке ; и будничная утреня - при знаке и службе без знака.
Необходимо знать наиболее употребительные, закрепившиеся
в обиходе названия этих знаков: и - бденная служба или служба
с бдением; - полиелейная служба; - служба с великим славословием
или служба с праздничным окончанием; - шестеричная
служба, (она называется так потому, что святому, который имеет такой
знак, поют шесть стихир на Господи, воззвах и читают шесть
тропарей в каждой песни канона).
Мы будем изучать шестеричную службу и службу без
знака, при них совершается будничная вечерня и будничная утреня.
Однако надо иметь в виду, что тема будничного богослужения более
других связана с практическим составлением службы по книгам. Освоить
и уяснить этот материал можно только, имея перед глазами соответствующие
последования и богослужебные тексты.
Устав будничных служб или седмичных дней излагается
в 9-й главе Типикона. В этой главе описываются два типа службы:
один тип называется в Типиконе так: "Аще пето Бог Господь" - им
мы и займемся. Этот тип службы совершается не в пост (в постной
службе - это второй тип будничного богослужения, описанный в 9-й
главе - на утрени поется Аллилуйя).
Начинается 9-я глава словами: "Пред вечером мало
кандиловжигатель, взем благословение от настоятеля, знаменует в
кампан, и, собравшимся братиям в притвор церковный, чредный же священник,
востав, творит начало..."
Во-первых, вечерня начинается незадолго до вечера,
т.е., когда еще светло и солнце не зашло. Кандаловжигатель
- тот, кто зажигает светильники в храме - приходит к настоятелю
или к предстоятелю (это старший в монастыре) и берет у него
благословение.
"И знаменует в кампан" - это значит - звонит в колокол,
и когда собралась братия в притвор, встает "чредной священник,"
тот, чья "череда," и дальше описывается ход службы.
Начало общее. Состав начала рассматривался
в предыдущей главе - это самые главные и самые содержательные молитвы
на богослужении. Начало общее читается не в начале службы, а в начале
каждого цикла служб. Заметим, что девятый час начинается с начала
общего, на вечерне же начала общего нет, потому что девятый час
и вечерня примыкают друг к другу.
Тропарь и кондак уходящего дня. Первая служба
дневного круга - это вечерня, а последняя - девятый час. Эти две
службы совершаются как бы вместе, одна за другой: после девятого
часа сразу следует вечерня, но принадлежат они разным дням. Поэтому
на девятом часе читаются тропарь и кондак того святого, который
праздновался в предыдущий день, т.е. не того дня, к которому будет
относиться вечерня.
На вечерне начала общего нет, и первым текстом является
103-й псалом. Другое название этого псалма - "предначинательный."
В современной практике этот псалом читает чтец, однако по Уставу
его должен читать предстоятель, т.е. старший в монастыре
(игумен). Мы еще много раз встретим указания, кто какой текст читает,
и естественно, что текст, читаемый предстоятелем, имеет в службе
особый смысл и особую значимость. Утрата способа исполнения текстов
изменяет акценты в нашем богослужении. Представим себе, что начинается
служба, и вдруг выходит предстоятель и читает предначинательный
псалом, или Свете тихий, или Сподоби, Господи, или,
что совсем трудно себе представить, шестопсалмие. Это совершенно
другое восприятие богослужебных текстов, чем то, которое мы с вами
имеем. Это учение Типикона нами утрачено.
Первой ектеньей всякой службы является великая
ектенья. Обратим внимание на порядок ектений, которые идут в
будничной вечерни: великая, малая, просительная и сугубая. Этот
же порядок повторится на будничной утрени. У каждой ектеньи свое
устроение, свое место в службе, и перед нами здесь все виды ектений,
которые необходимо знать.
Кафизма рядовая. По Уставу в те дни года,
когда нет Великого поста, Псалтирь должна за седмицу прочитываться
целиком один раз. А в великопостное время Псалтирь должна прочитываться
за седмицу два раза. Каким образом это осуществляется? Вся Псалтирь,
разделенная на 20 кафизм, распределяется Уставом (гл. 17) по дням
и службам, и кафизмой рядовой называется та кафизма, которая пришлась
на данную службу. В приходском богослужении кафизма очень часто
опускается на вечерне, и в том случае, если отсутствует кафизма,
отсутствует и малая ектенья: они или вместе есть, или их вместе
нет. По Уставу не должно читать кафизму на вечерне, если накануне
служилось бдение.
Вечерние (или воззвашные) псалмы - 140-й,
141-й, 129-й и 116-й, находящиеся в Часослове, должны быть полностью
пропеты на каждой вечерне. К заключительным их стихам (в зависимости
от количества стихир) припеваются стихиры, которые и называются
"стихирами на Господи, воззвах": пропевается стих, после него стихира,
и т.д. К сожалению, в нашем приходском богослужении эти псалмы полностью
не поются: от них остались только начальные и заключительные стихи.
Свете тихий - по Уставу этот текст должно
не петь, а читать, и читать должен предстоятель. Этот текст очень
важен для вечерни.
"Свете тихий святыя славы Бессмертнаго Отца Небеснаго,
Святаго, Блаженнаго, Иисусе Христе! Пришедше на запад солнца, видевше
свет вечерний, поем Отца, Сына и Святаго Духа, Бога. Достоин еси
во вся времена пет быти гласы преподобными, Сыне Божий, живот даяй;
темже мир Тя славит."
Это не Священное Писание, это гимнография, очень
древний гимн, восходящий еще ко II или III веку (по крайней мере,
к IV веку было утрачено имя автора). Хотя в Часослове автор указывается
- Софроний, патриарх Иерусалимский, но это, скорее всего, неверно.
Текст этот очень древний, он во многом определяет характер именно
вечерней службы. Здесь Господь Иисус Христос называется "тихим Светом."
Вечером свет дневной гаснет, а для нас все только
начинается, потому что для нас Господь - Свет Немеркнущий и Незаходящий.
Здесь так и говорится: "Пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний"
- т.е. видя последние лучи солнца уходящего дня, мы славим Святую
Троицу, мы поем: "Достоин еси... пет быти гласы преподобными" -
Ты достоин того, чтобы Тебя воспевали голоса святых людей. Затем
еще прибавляется: "Сыне Божий, живот даяй, темже мир Тя славит"
- Ты, Господи, даешь жизнь, и поэтому мир Тебя славит. Заметим,
что в этом песнопении нет просьбы или какого-то прошения, даже хвалебный
и благодарственный характер в нем пребывает прикрыто. Это гимнография
созерцательного характера, удивительный и прекрасный текст.
"Прокимен дне" - для дней седмицы есть прокимен
вечерне, он поется на вечерни практически всегда и вытесняется только
великими прокимнами. Помещаются эти прокимны в Служебнике и Часослове.
По Уставу этот прокимен должен возглашать канонарх (брат, особо
учиненный канонаршить на клиросе, который возглашает громко стихи).
В нашей практике прокимен перешел в ведение диакона, поэтому и находится
он в Служебнике (заметим, что, согласно Уставу, диакон вообще не
участвует в будничной службе).
Богослужение
седмичных дней с Бог Господь: в период пения Октоиха (службы
без знака, шестеричная, двух малых святых; без пред- и попразднства)
№
|
Что поется / читается
|
Кто поет / читает
|
Бого-
служебные
книги
|
Глава Типикона
|
Примечания
|
1
|
Благословен Бог наш...
|
С
|
С
|
|
|
2
|
Начало обычное
|
Ч
|
Ч
|
|
|
3
|
Девятый час
|
Ч С
|
Ч М
|
9
|
Читаются тропарь и кондак уходящего дня
|
Вечерня
|
|
|
|
|
|
4
|
Благословен Бог наш...
|
С
|
С
|
23
|
Если был пропущен 9-й час, читается начало
обычное
|
5
|
Предначинательный псалом (103-й)
|
Ч
|
Ч
|
9, 7
|
По указанию Типикона читается предстоятелем
|
|
Светильничные молитвы
|
С
|
С
|
9
|
|
6
|
Великая ектения
|
Д Л С
|
С
|
9
|
|
7
|
Рядовая кафизма
|
Ч
|
П
|
9, 17
|
Если накануне служилось бдение, кафизма
не читается. В приходских храмах иногда читают псалом за
кафизму
|
|
Малая ектения
|
Д Л С
|
С
|
9
|
Опускается, если не было кафизмы
|
8
|
Господи, воззвах
(псалмы 140,141,129 и 116)
|
Л
|
Ч
|
9, 22
|
|
|
Стихиры на Господи, воззвах
|
Л
|
Ч О М
|
9, 48
|
Св. без знака: 0:3 М:3
Шестеричн.: М:6
2 мал. свв.: 1М:3, 2М:3
Слава: М; И ныне: Б
|
9
|
Свете Тихий
|
Л
|
Ч
|
9, 7
|
По указанию Типикона читается предстоятелем
|
10
|
Прокимен дне
|
Д Л
|
С Ч
|
9
|
По указанию Типикона возглашается канонархом
|
11
|
Сподоби, Господи
|
Ч
|
Ч
|
9, 7
|
По указанию Типикона читается предстоятелем
или чтецом
|
12
|
Просительная ектения
Мир всем
Молитва главопреклонения
|
Д Л С
С
|
С
С
|
9
9
|
|
13
|
Стихиры на стиховне
|
Л
|
О М
|
9, 48
|
Стихиры Октоиха со своими стихами Слава:
М; И ныне: Б
|
14
|
Ныне отпущаеши
|
Ч
|
Ч
|
9, 7
|
По указанию Типикона читается
предстоят.
|
15
|
Трисвятое. Пресв. Троице: Отче наш
|
Ч
|
Ч
|
9
|
|
16
|
Тропарь
|
Л
|
М
|
9, 48
|
Т: М, Слава: И ныне: Б
Если 2 свв., то 2-й Т на Славу:
|
17
|
Сугубая ектения
|
Д Л С
|
С
|
9
|
|
18
|
Окончание вечерни
|
С Л
|
С
|
9
|
|
Условные обозначения: Кто поет / читает:
С - священник, Д - диакон, Ч - чтец, Л
- лик.
Богослужебные книги: С - Служебник,
П - Псалтирь, Ч - Часослов, О - Октоих, М
- Минея
Примечания: О - Октоих (0:3 - 3 стихиры
Октоиха), М - Минея (1М - стихиры 1-го святого Минеи, 2М
- 2-го святого), Б - Богородичен, Т - тропарь святого
Минеи (2-й Т - тропарь 2-го святого), К - канон.
Сподоби, Господи - по Уставу дан выбор, его может
читать предстоятель, а может чтец. Это очень важная вечерняя молитва,
ее значение сравнимо со значением великого славословия на утрени.
Восхваление Господа сочетается в ней с молитвой о том, чтобы Он
помог нам избавиться от грехов; благодарственная и просительная
темы переплетаются: "Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися
нам... Благословен еси, Господи, Боже отец наших, и хвально и прославлено
имя Твое во веки, аминь..." По Уставу эта молитва должна читаться,
но читаться очень важным лицом. Устав на протяжении всей службы
выделяет определенные тексты, - тексты, отнесенные в ведение предстоятеля.
"Стихиры на стиховне" - это отдельный вид
стихир, в абсолютном большинстве случаев их три, причем стихиры
на Славу, и ныне никогда не входят в счет. Как в стихирах
на Господи, воззвах, так и в стихирах на стиховне соединяются
праздничные богослужебные круги. Стихиры, взятые из Октоиха, соответствуют
седмичному кругу, темам дней седмицы, а те стихиры, которые берутся
из Минеи, говорят о событии, которое празднуется по месяцеслову
- происходит соединение богослужебных кругов времени.
Ныне отпущаеши - по Уставу также читает предстоятель.
Это текст из Нового Завета, и легко понять, сколь важное значение
он имеет для вечерни. "Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко..." -
это слова, произнесенные Симеоном Богоприимцем в тот день, который
теперь называется Сретением и которым мы празднуем встречу Ветхого
и Нового Завета, ожидания Спасителя и исполнения этого ожидания.
Этот текст (а по Уставу он всегда должен читаться) образует лицо
вечерни, и именно потому, что он появляется в конце вечерни (а чем
ближе к концу, тем возвышеннее, полнее и торжественнее служба),
мы можем говорить о вечерни как о службе, содержащей в себе тему
ожидания Спасителя, - вот, это ожидание уже на пороге своего исполнения.
На этом же пике вечерни читается Трисвятое по Отче наш. Это
самые главные и самые сжатые молитвы, в которых содержится все,
что есть в службе. И здесь же поется самый главный текст из изменяемых
частей службы, тропарь Минеи.
После вечерни полагается идти на братскую трапезу,
после которой совершается повечерие. Типикон дает такое указание
после повечерия: "Должно есть и сие ведати: по отпущении... не подобает
монахом творити беседы друг со другом, но с молчанием исходити в
келлии своя, и упражнятися на молитву и на чтение, и тако упокоятися,
яко да со вниманием на утреннее славословие востанем бодростне."
Типикон говорит, что после повечерия уже нельзя разговаривать.
После этого будет полунощница и будничная утреня;
именно уставом будничной утрени мы сейчас и займемся.
Утреня имеет своего рода заставку, которая называется
"двупсалмие." Из самого этого слова ясно, что эта часть службы
образуется двумя псалмами, эти псалмы всегда одинаковы: 19-й и 20-й.
К ним примыкают некоторые постоянные тексты, которые находятся в
Часослове. Псалмы, входящие в состав двупсалмия - мессианские. Непосредственно
в них говорится о царе пророке Давиде; но он, в свою очередь, выступает,
как прообраз вечного Царя - Христа. Мы уже говорили о том, что утреня
- служба преимущественно мессианского характера; ее центральная
тема - пришествие в мир обещенного Спасителя, которое соотносится
с Рассветом и явлением видимого солнца (по Уставу утреня начинается
еще до восхода, затемно). И вот, с самого начала службы уже появляется
эта тема.
Шестопсалмие по Уставу назначено читать предстоятелю,
и оно имеет такой подробный комментарий в Типиконе, какого не имеют
другие части утрени. Про шестопсалмие сказано, что его надо читать
"тихим гласом и легким, косно (т.е. медленно) и во услышание всех."
Про шестопсалмие сказаны и другие важные для нас
слова: "Егда же глаголется шестопсалмие, тогда подобает со вниманием
слушанию прилежати (т.е. особенно внимательно стараться слушать):
покаяния бо псалмы исполнены суть и умиления. Глаголем же сия псалмы
со благоговением и со страхом Божиим, яко Самому Богу невидимо беседующе
и молящеся о гресех наших." Редкая часть в службе имеет подобный
комментарий в Типиконе.
Бог Господь со стихами по Уставу должен возглашать
не диакон, а канонарх, подобно тому, как и на вечерне прокимен по
Уставу возглашает канонарх.
На будничной утрени читаются две или три кафизмы,
какие и сколько кафизм в каждый конкретный день, можно узнать из
17-й главы Типикона. После каждой кафизмы читаются (а по Уставу
должны петься) седальны из Октоиха.
Пс.50-й - неизменяемая и неотъемлемая часть
утрени.
На будничной утрени читаются каноны из Октоиха
и канон святого из Минеи. В понедельник в Октоихе на утрени помещены
каноны покаянный (умилительный) и бесплотным Силам, во вторник -
покаянный и Иоанну Предтече, в среду и пятницу - каноны Кресту и
Божьей Матери, в четверг - апостолам и свт. Николаю. По Уставу в
каждой песни канона должен быть ирмос (ирмос поется только первого
канона, остальные пропускаются) и 13 тропарей всего 14 строф, гимнографических
единиц; однако на практике каноны сильно сокращаются. Тропари канона
должны припеваться (заметим, что Типикон знает только пение
канона и никогда не говорит о чтении) к стихам библейских
песен. Сейчас почти повсеместно библейские песни употребляются лишь
Великим постом, а перед тропарями канона читаются соответствующие
его теме припевы (напр., Слава, Господи, Кресту Твоему Честному,
Пресвятая Богородице, спаси нас и т. д.). Песни 3-я, 6-я, 8-я и
9-я не только открываются, но и закрываются ирмосами; они берутся
из канона Минеи. Малые ектеньи, которые возглашаются по 3-й, 6-й
и 9-й песням: делят канон на три части.
После 3-й песни читается (по Уставу поется) седален
с Богородичном из Минеи, после 6-й - кондак и икос Минеи, по 9-й
песни - эксапостиларий из приложения Октоиха, светилен из Минеи
(если есть) и Богородичен.
Хвалитные псалмы - неизменяемый текст утрени;
в службе шестеричному святому к ним иногда припеваются хвалитные
стихиры.
Вседневное славословие по Уставу должен читать
предстоятель.
С этого пункта окончание будничной утрени
симметрично окончанию будничной вечерни.
Отпуст в заключение не произносится, он прозвучит
уже на первом часе, который (за исключением Царских часов) всегда
присоединяется к утрени.
По окончании как будничной вечерни, так и будничной
утрени полагается исхождение в притвор и там совершение литии по
усопшим, т.е. молитвы об упокоении умерших братий.
|