М.С.Красовицкая
ЛИТУРГИКА
К оглавлению
Порядок пения тропарей и кондаков на малом входе в Господском храме.
|
|
Г
дв
|
Г
ндв
|
Б
дв
|
Б
ндв
|
пред по
|
П
|
пред по
|
П
|
Отдание
Г и Б
|
бдение,
полиелей, славословие
|
шестеричный и без знака
|
Г
|
Б
|
|
|
|
|
|
|
неделя
|
Т
р
о
п
а
р
и
|
П
|
В
П
Св
|
В
П
|
В
П
Св
|
В
П
Св
|
В
П
Св
|
В
П
Св
|
В
Св
|
В
Св
|
|
|
К
о
н
д
а
к
и
|
П
|
В
Св
П
|
В
П
|
В
Св
П
|
В
Св
П
|
В
Св
П
|
В
Св
П
|
В
Св предста- тельство
|
Св В
|
В
Св
предста-
тельство
|
Св В
|
прочие
дни
|
Т
р
о
п
а
р
и
|
П
|
П
Св
|
П
|
П
Св
|
П
Св
|
Х
П
Св
|
П
Св
|
Х
Св
|
понедельник
вторник четверг
|
Среда Пятница
|
Суббота
|
Х
Д
Св
|
Д
Св
|
Х
Д
Св
|
К
о
н
д
а
к
и
|
П
|
Св
П
|
П
|
Св
П
|
Св
П
|
X*
Св
П
|
Св
П
|
Св
Х
|
Д
Св
Со святыми
|
Св Со святыми
Х
|
Св Со святыми
Яко на-
чатки
|
* В субботу не поется
Примечания
1. Перед предпоследним кондаком
поется "Слава," перед последним "И ныне." Если
поется один кондак, то перед ним "Слава: И ныне."
2. В четверг поются два тропаря
и кондака дня. В субботу поется тропарь дня "Апостоли,
мученицы..." если же святой не имеет тропаря, то и второй
тропарь - "Помяни, Господи..."
3. Если празднуется память двух
святых, то поются тропари и кондаки обоим в иерархическом
порядке.
|
Обозначения
Праздники:
Г - Господский; Б - Богородичный;
дв - Двунадесятый;
пред
по
П
пред- и попразднство
Тропари и кондаки:
В - Воскресный; П - Праздника;
Х - Храма;
Д - Дня седмицы; СВ - святого
Минеи;
| пред / по | П | -
пред и попразднество |
"Предстательство" - кондак общий Богородице. Может быть заменен пением кондака "Взбранной
воеводе...";
"Со святыми..." -
кондак заупокойный
"Яко начатки..." -
кондак всем святым
|
Херувимскую песнь нельзя, не задумываясь,
называть изменяемой частью литургии, но два раза в году эта песнь
на литургии не поется. Это Великий Четверг, когда поется "Вечери
Твоея тайныя..." и Великая Суббота, когда поется "Да молчит всякая
плоть..." По древним спискам Иерусалимского Устава известно, что
и на Пасху не пелась Херувимская, а пелась особая песнь, начинающаяся
словами "Воскресения день..." т.е. Херувимская песнь - это как бы
потенциально изменяемая часть литургии. Евхаристического канона
совершенно не касается богослужебный Устав данного дня. Это неизменно.
И, наконец - Достойно или О Тебе радуется. На литургии
Иоанна Златоуста поется Достойно, на литургии Василия Великого
- О Тебе радуется. Но в двунадесятые праздники и их попразднство,
а также в некоторые особые дни поется песнопение, называемое "задостойник"
- т.е. "вместо Достойно." Задостойник состоит из припева
и ирмоса 9-й песни праздничного канона. Например, от первого дня
до отдания Пасхи (кроме Преполовения и отдания его) поется задостойник
Пасхи - припев "Ангел вопияше Благодатней..." а ирмос - "Светися,
светися, Новый Иерусалиме..."
Запев и ирмос вместе образуют задостойник. Что такое
запев? На двунадесятые праздники 9-я песнь должна идти не с библейскими
стихами и не с припевами, которые в нашей практике заменили библейские
песни, а с особыми запевами, которые свои на каждый праздник; количество
их различно: от одного до двенадцати. Тропари канона на 9-й песни
в этом случае поются с запевами - особыми возглашениями, усвоенными
только лишь этому празднику.
После возгласа "Святая святым" и ответа хора "Един
Свят..." поется особый текст - причастный стих, или киноник (от
греч. koinwnikoV) - "причащаю, приобщаю, делаю общим"). Причастные
стихи практически всегда скоординированы с прокимнами, поэтому к
ним относится все то, что мы сказали о прокимнах.
И, наконец, последняя изменяемая часть Божественной
литургии - это отпуст. О том, как он произносится и каких святых
следует поминать, мы скажем в дальнейшем.
|