Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Иоанн Крестьянкин

ВЕРНУТЬСЯ КО ХРИСТУ

Когда на душу надвигается темная туча какого-то ужасающего недовольства всем и всеми, когда в душе меркнет прежде радующий свет, когда холод сковывает и парализует все желания, а молитва не дает прежнего воодушевления, ободрения и облегчения - что делать?
Вернуться ко Христу! Подумать совершенно спокойно, искренно, спросить себя: а был ли у меня в душе уголок, посвященный Богу? Было ли живое чувство к живому Спасителю? Ощущалось ли именно Его участие в моей жизни и был ли к Нему устремлен мой внутренний взор?
На такие и подобные вопросы, может быть, будет совсем неожиданный ответ.
Часто так бывает: вначале молиться легко, помнить о Боге легко. Кажется, что никакого утомления, никакого напряжения для этого не надо. Просто живешь в лучах Его света. Усилий никаких. Кстати, благодарности, может быть, тоже никакой. Не думаешь, что это дар, просто принимаешь как должное. Кажется, что живешь в другом измерении, в другом мире, другим воздухом дышишь, другими глазами смотришь на мир. И как-то незаметно может подкрадываться сухость, состояние подавленности, «окамененное нечувствие».
Бывает и так, что человек занят делами нужными. Человек, возможно, занимается ими целиком. Он делает это по убеждению, что должен так, что дела его свидетельствуют о его вере.
И здесь надо не забывать оставлять время и место для живого общения с Богом.
Ни в какое дело, будь оно самое святое, нельзя уходить целиком, погрузившись с головой. Каким бы оно ни было, оно только временное поручение, оно не должно заслонять Того, Кто послал делать то или другое.
Временами эта истина открывается людям обстоятельствами.
Один молодой священник ушел целиком со всей страстью в издательскую деятельность. Когда у него обнаружили туберкулез легких и вынуждены были послать лечиться, он, всегда горевший в делах, оказался в больничной палате без дела. При всей его искренней преданности воле Божией это вынужденное безделье заставило его оглянуться на себя, и не без труда далось ему убеждение: если Господь посылает его делать Его дело, он пойдет. Если Господь отстранит его от этого дела, он спокойно станет в стороне. Если Богу будет угодно приковать к одному месту, например, к больничной койке, он будет терпеть ее столько, сколько Господу угодно продержать его здесь. Если он предал Ему всего себя, всю душу, всю жизнь, то уже не дело важно, а преданность, готовность делать все, что ему будет дано. Сколько дано, когда, как - все это в руках Божиих, а в душе только готовность отозваться на все!
С такой решимостью он прошел весь жизненный путь, увенчанный мученичеством.
Но этот пример не типичный, чаще бывает не так. Человек делает дело, деятельность увлекает, и человек уверен, что делает все правильно, и искренно удивляется, почему молитва потеряла силу. И правда, почему?! Возможно, это попущение Божие для того, чтобы человек замедлил свой бег и задумался. Возможно, причины разные в разных случаях, но не исключена возможность увлечения собой, внутреннего любования собой в стремлении к бурной деятельности. Очень возможно, что сознание своей значимости в жизни других людей и было той стеной, которая выросла в душе и наглухо отгородила ее от действия животворных лучей благодати Божией.
Очень возможно, что растет незаметно высокая оценка своих трудов, растет внутреннее преклонение пред выдуманным величием своих поступков. Казалось бы, это странно, это должно быть чуждо всякому, кто не лишен трезвого взгляда на свои труды... Но здесь скрыта опасность не увидеть подлинного значения своих усилий. Видеть себя мешает гордость. Только побеждающий ее начинает понимать, что вместо самооценки надо очистить и освятить в душе место Богу. Но не ради ли славы Его были все труды? Казалось - да, а оказалось - нет!
Об этой возможности внешнего служения Богу и внутреннего забвения о Нем сказано в Евангелии: «Не всякий говорящий Господи, Господи! войдет в Царство Небесное».
Не всякий, кто даже Его именем пророчествовал, Его именем мог бесов изгонять, чудеса творить. Тогда как же узнать, угодно ли Ему усердное служение в лице ближних или в другом виде?
Узнать можно по той мере смирения и преданности, которая в искреннем служителе Богу вырастает и готовность делать все, что Господь пошлет. Делать или болеть, идти или лежать, на высоте светить Его имени или глину месить - все равно, была бы только на это воля Божия. Не свой выбор только, а полное соответствие Божиего желания и поведения.
Если даже на первых порах возникает внутреннее противление, то оно будет лишь способствовать более глубокому покаянию и устремлению к познанию воли Божией.
Вернуться ко Христу! Как и в чем выражаться это должно? Да и не совсем точно сказано - вернуться, вернее - повернуться ко Христу лицом, открытой душой, всей своей искренностью и глубиной.
Потому и тяжко бывает, холодно и пусто в жизни, что мы сами лишаем себя живительного света Христова. Может быть и так, но что делать, если в обычной жизни так мало приходится думать о каком-то особом свете, да и не всегда ясна его реальность?
Да, мы привыкли в храме слышать: «Христе, Свете истинный, просвещаяй и освящаяй всякого человека, грядущаго в мир, да знаменается на нас свет лица Твоего, да в нем узрим свет неприступный».
Что же за свет? Не думая о нем, мы вроде бы и не чувствуем его, а когда его нет, все это чувствуют, все говорят, все знают - жизнь серая, скучная, мрачная и пустая. Это ясно самому простому неискушенному человеку. Как же ощутить его, этот свет?
Нет рецептов внешних, хотя, скорее всего, говорят: ходи в церковь, молись, постись. Да, и в храм ходи, и молись, и постись, но при всем этом учись помнить, что Бог смотрит на тебя и видит все, что в уме и в сердце твоем. Знаешь за собой грехи -кайся в них. Знаешь бессилие - проси силы, знаешь свое неразумие - проси мудрости, знаешь нетерпение - готовься ждать ответа столько, сколько Господь найдет нужным. Всеми делами жизни, всеми своими мыслями, всей силой воли надо учиться помнить о Боге и делать только то, что Он велит.
Нередко бывает так, и человеку кажется, что он знает нужное и делает в меру сил своих, а со стороны даже виднее, что делает он только то, что считает нужным, и ведет себя так, как ему нравится... Остается ли Богу место в его жизни? Можно считать, что думаешь о спасении души, и говорить об этом, а на деле искать для себя больших удобств и жить одним своим разумом.
Почему же человек не видит в себе противоречий?
По доверию себе, по уверенности в своей правоте. А свет? Свет будет, когда Господь будет в жизни, в душе занимать подобающее Ему место - первое!
Не просто так сказано, что Господь может быть у человека или на первом месте, или где-то на задворках мысли, или совсем не быть с ним. И будет фальшь, будет та самая ложь жизни, которая для многих стала обычной, к ней привыкли, и она кажется уже естественной. В этом и беда - в своей беспечности, бездумности, безразличности к Богу. И не обстоятельства виноваты, не люди, не условия жизни - мы сами!
Все окружающее на нас действует, но мы можем допустить или не допустить эти действия. Мы, только мы, можем трезво оценить свои желания и намерения и честно ответить себе на вопрос: «Хочу ли я, чтобы первое место в моей жизни, в мыслях моих, в стремлениях было отдано Богу? Ищу ли я, чтобы Его воля, а не моя была мне законом? Прошу ли у Него сил понять во всей путанице обстоятельств то, что Он хочет, чтобы я делал? Стремлюсь ли проверять каждую мысль и стоять на страже сердца, чтобы никакая страсть не стала стеной между моей душой и Богом?
Если на все подобные вопросы мы можем сказать только нет, то о каком свете можно говорить?
Для нас есть еще покаяние, и покаянием можно спастись от мрака уныния, бессилия, от всего, что тяготит душу и отравляет жизнь. Слава Богу, покаянием спасается любой, кто осудит себя! Но себя, а не других!
Покаяние - великая милость Божия, и им открываются нам двери Царствия Небесного. Аминь.


Письмо архимандрита Иоанна (Крестьянкина) адресованное молодому человеку, имевшему определенные видения духовного мира и вопросившего об истинности данных видений у отца Иоанна.

Дорогой о Господе, Владимир!

“Кто после найденной истины, доискивается еще чего-то, тот ищет лжи” – гласит соборный разум Церкви, в Деяниях 7-го Вселенского Собора.

В отношении всяческих явлений и чудесных моментов – тоже имеет свое суждение. Святое Писание верных Богу чад предупреждает, что в последние времена мир наполнится всяческими чудесами и будут знамения и на небе и на земле. И вот до этих времен мы дожили и именно это наиболее яркое подтверждение того, что мир одряхлел и приближается к своему концу. Сейчас младенцы зачастую играют с “домовыми” и не мнимо, но реально; люди, не прикасающиеся к науке – получают дар целительства. И в упоении и обольщении своей исключительностью гибнут сами и губят тех, кто хочет быть здравым любой ценой. Ваши видения той же области. Почитайте 3-й том св. Игнатия Брянчанинова “о чувственном видении духов”. И почерпните у святого мужа знания и примите их неоспоримо и без сомнения. А почему именно Вам эти видения – да потому, что враг рода человеческого не хочет отпускать вас, как жертву свою. Если ранее Вы принадлежали ему своей жизнью, то теперь будете принадлежать ему обольщением, если поверите его лести. Боритесь со всем этим категорическим неприятием ни видений, ни запахов, ни помыслов. Боритесь мыслью, что видений от Бога светлых быть не может по греховности вашей, а вражьих видений Вы не хотите. Смертные грехи, к которым и Вы прикоснулись, бесследно не проходят.

Поверьте мне – это враг видоизменяет свою власть над Вами и свою влияние на Вас. Хорошо бы Вам глубоко исповедоваться и пособороваться. Причащаться надо не реже, чем через две недели, конечно, с подготовкой соответствующей. Время наше прямо трагично, так долго люди жили вне Бога и столько за это время наделали, что, обращаясь теперь к Богу, они долго несут на себе груз прожитой во грехе жизни и враг опекает их особо активно. Божие благословение Вам не принимать видений и не смущаться помыслами вражьими.

Смирение победит всякую лесть.

Архимандрит Иоанн Крестьянкин






СЛОВО В НЕДЕЛЮ СЫРОПУСТНУЮ,
ВОСПОМИНАНИЕ АДАМОВА ИЗГНАНИЯ
28 февраля (13 марта) 1994 года


Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!


Быстротечная река времени стремительным потоком несется в вечность. И только Святая Церковь и праздники Божии на какое-то мгновение приостанавливают это движение, как бы отсчитывая время. И вся наша жизнь, от рождения до исхода из нее, отражается в этом годичном круге, напоминает и зовет: "Познай себя, всмотрись в себя, человече. Кто ты, как живешь и что ждет тебя впереди? Ведь и ты вместе с этим потоком времени несешься к безвремению, к вечности". И так каждый день, каждый год. И давно ли впервые ныне раздался в Церкви вопль истомившегося во грехах человеческого сердца: "Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче!" И встрепенулись сердца - повеяло постом. Но вот уже промелькнули подготовительные недели к покаянному поприщу Великого поста, когда - фарисей и мытарь были зеркалом для душ наших;
- гласом блудного сына взывали мы с вами к Небесному Отцу, осмысливая и свое отпадение от Истины, и уход в страну далече: "Боже, согреших на небо и пред Тобою, сотвори мя яко единаго от наемник Твоих";
- напоминание о Страшном и славном Суде Господнем, когда книги разгнутся и тайное явится, еще не устрашая, нас звало к познанию себя, к покаянию.

И вот сегодня уже последний день в преддверии Великого поста. В этот день вспоминает Церковь страшную трагедию, свершившуюся с человечеством на заре его истории - изгнание его, в лице общего нам всем праотца Адама, от лица Божия, изгнание Адама из рая.

Юдоль плача и печали - земля приняла изгнанника, чтобы по заповеди Божией израстить преступнику волчцы и терния, чтобы в поте лице снесть ему хлеб свой, чтобы в боли, слезах и печали родить и вскармливать детей своих, чтобы пожать все горькие плоды своего преслушания Отцу Небесному. Плакал Адам по изгнании своем, седе "прямо рая", плакал, вспоминая, кем он был, и чем обладал, и Кого лишился. И по Адаме первом все человечество по сей день плачет и воздыхает о неуловимом теперь призраке счастья. А мир весь, издерганный и усталый, плачет от беспутия, от того, что обнажена душа, что бесцельна и безрадостна жизнь. И ничто не может наполнить нашу жизнь так, чтобы почувствовал вполне человек безоговорочную полноту действительного, а не призрачного счастья, ибо она, эта полнота, только в Боге.

Но мы - изгнанники. Рай далеко, и чем дальше живет человечество от времени падения, тем туманнее в нем становится прекрасный образ рая, тем глубже боль и страдание человечества и тем больше стирается образ и подобие Божие в душе человека. И погиб бы мир давно, если бы не Второй Адам - Христос, вновь отверзший заключенный рай и давший человеку возможность в него вернуться.

И мы все несем сейчас на себе тугу и тяжесть жизни изгнанника. Но и мы же, те, кто живет жизнью Церкви, знаем и райскую радость отверзтых Царских врат, и животворящих ликующих слов: "Христос Воскресе!" и в них - изначальную близость Божественной любви к человеку. Но предшествует этой райской радости на земле Великий пост, и Церковь постоянно учит, что то, что мы потеряли грехом, найти, обрести, вернуть можно лишь покаянием, подвигом и трудами великого воздержания.

Пройдет всего несколько часов, и все мы с вами с изумлением заметим, что вокруг нас и в нас что-то изменится; произойдет нечто, что наложит на все печать особой сосредоточенности и внимания. Это настанет святой Великий пост. И мы вместе с Церковью от призыва к покаянию должны будем перейти к самим покаянным трудам, к делу покаяния.

Святая Мать-Церковь восприняла заповедь Господа о цельбоносном посте, прозвучавшую еще в ветхозаветные времена к народу Божию через пророка Иоиля: "...Обратитесь ко Мне, всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании... назначьте пост, проповедите цельбу, созовите... старцев" и всех жителей в дом Господа "да восплачут священники, служители Господни, и говорят: "пощади, Господи, народ Твой, не предай наследия Твоего на поругание..." (Иоил. 2, 12, 15, 17).

Поприщем Великого сорокадневного поста начал путь Своего подвига Второй Адам - Иисус Христос, чтобы Своей Божественной любовью к падшему человеку вновь открыть заключенный рай и указать путь, по которому человек может в него вернуться.

Святое Евангелие свидетельствует: "Иисус... возведен был Духом в пустыню... и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал" (Мф. 4, 1-2). И приступил к Нему диавол, искушая Его. Велика дерзость и слепота темной силы. Преуспев в искушении человека в раю, она усвоила себе богоборчество до ослепления, не узнав в Христе Спасителе Сына Божия, она приступила к Его кротости, смирению, терпению, чистоте и святости с мраком соблазнов, сплетенных из гордости, измен, самомнения и лжи. Безгрешный же Христос Бог, не требующий очищения, противостал искусителю постом и молитвой, указывая и всем нам, по Нем грядущим, путь борьбы со грехом. И подтвердил Господь словом и делом, что "сей же род (диавол) изгоняется только молитвою и постом" (Мф. 17, 21).

Постом и молитвой принимает христианин силу Духа от Господа на борьбу с врагом; постом и молитвой получает он дар рассуждения и ум Христов; пост и молитва возжигают свет, рассеивающий тьму греховной жизни, ибо "... свет во тьме светит, и тьма его не объят" (Ин. 1, 5).

А человек своим произволением избирает путь посреди тли и нетления, избирает доброе или злое. И если грехом преслушания Богу вошли в жизнь горе, страдание и смерть, то только послушанием, постом и молитвой - этой нашей живой жертвой любви к Богу - возвращается в жизнь свет высшей правды, мир и радость. И это, дорогие мои, есть рай уже на земле.

Но любовь к Богу на земле по заповеди Божией является только любовью к людям. Сердце христианина может согреваться и гореть только двуединой любовью и к Богу и к людям одновременно. Если же наше сердце черство и жестоко по отношению к брату - к человеку, то, омраченное неприязнью, холодностью, жестокостью, оно становится равнодушным или лицемерным и к Богу. И рай, который мог быть так близко - в сердце нашем, уходит, тускнеет, и грех нелюбви рождает преслушание, самость и самолюбие. Но как любить грешника, как любить нелюбовного к нам, как любить врага? И Господь приходит на помощь. Он дает нам молитву Господню, и мы каждый день слышим: "...и остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим..."
Этой молитвой Господь говорит нам: посмотри на себя,
- ведь ты и есть тот самый должник, которому надо оставить долг;
- это ты и есть тот самый грешник;
- это ты нелюбовный - любишь по выбору;
-это ты - чей-то враг: ты кого-то обидел, кого-то презрел, кого-то уничижил.
- это ты сам нуждаешься в прощении, сам нуждаешься в снисходительной любви.

И звучат слова сегодняшнего Евангелия: "...если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших" (Мф. 6, 14-15). Простите всем всё и вся, и прощены будете. Простите, и спасены будете, и наследуйте рай.
А сейчас же за этими словами Господа о прощении звучат и другие слова: "Не судите, да не судимы будете..." (Мк. 7, 1). И в этих словах Господь указывает кратчайший и вернейший путь ко спасению, открывающий перед нами врата Царствия Небесного. Господь указывает на то, без чего все наши подвиги и усилия в жизни вообще, и на поприще Великого поста в частности, будут тщетны. И этот путь один - путь любви к людям, начинающийся с неосуждения.

"Не судите, да не судимы будете..." Господь пришел в первом Своем пришествии не судить мир, но спасти. Он пришел открыть миру заключенный для него рай. А весь суд Бог отдал Сыну Своему во втором пришествии, а пока "...милость превозносится над судом" (Иак. 2, 13). Теперь еще время милости Божией. Бог нас еще милует, а мы судим, а мы рядим. Мы, ничтоже сумняся, поднимаемся своим мнением и судом и над ближними, и над дальними, и над малыми, и над великими. Мы судим, когда знаем много; мы судим и тогда, когда ничего не знаем; мы судим со слов других. И вдумайтесь, дорогие мои, ведь наш суд, как и суд вражий, уже распространяется и на Самого Спасителя. Согрешил человек пред Богом, пред людьми, мы - свидетели тому. Но мы не видели, как он каялся, и мы не слышали, как над головой грешника прозвучали утешительные слова иерея: "...властию мне данною, прощаю и разрешаю все грехи твои, во имя Отца и Сына и Святаго Духа". Милость Божия уже стерла рукописание грехов, а мы все еще продолжаем помнить и судить. Но это уже суд не над человеком, но над Богом, помиловавшим и простившим.

Так, мы погибаем судом. Ведь где суд, там нет любви. Одна любовь способна на всякое время быть адвокатом, и только любовь прикрывает наготу брата своего.

А мы судим! И этот суд оборачивается для нас приговором нам же, и он звучит: "Суд бо без милости не сотворшему милости" (Иак. 2, 13)! И рай не может принять нас, ибо нет в нас любви. Где нет любви - там нет спасения.

Сегодня, начиная подвиг Великого поста, начнем же, други наши, решать два главнейших духовных урока: не судить и не соблазнять! А чтобы нам укорениться в спасительном блаженном неосуждении, положить начало этому подвигу с первых же великопостных дней, надо нам учиться видеть, судить и осуждать только самого себя - того единственного человека, которого мы знаем подлинно, всесторонне и глубоко. Вот где суд без милости будет во спасение. Ибо этот единственный суд приведет нас в разум истины. Он дарует нам зрение той пропасти, на краю которой мы стоим и которую изрываем своими грехами, своими долгами Богу и людям, своим осуждением других.

И этот наш суд над собой исторгнет из сердца нашего живой спасительный вопль, достигающий неба: "Господи! Помилуй мя Боже, милостив буди мне грешному!" И начнется чудо нашего спасения. Миром, тишиной и любовью утешит Господь наши покаянные души и сердца. По слову же дорогого нам всем старца, преподобного Серафима Саровского: "Стяжи дух мирен, и тысячи спасутся вокруг тебя" - начнется преображение жизни вокруг нас.

"Днесь весна душам!" Святой Великий пост при дверех. Им да прозябнет семя нашего покаяния и молитвы и даст спасительный плод воскрешения душ в Боге.

Чадо Божие!
"Да постится ум твой от суетных помышлений;
да постится воля твоя от злого хотения;
да постятся очи твои от худого видения;
да постятся уши твои от скверных песней и шептаний клеветнических;
да постится язык твой от клеветы, осуждения, лжи, лести и сквернословия;
да постятся руки твои от биения и хищения чужого добра;
да постятся ноги твои от хождения на злое дело."

Вот это и есть христианский пост, которого ждет от нас Господь.

Войдем же, други наши, в Великий пост, встанем на поприще его подвигов - покаяния, воздержания и смирения - и утвердимся в них, чтобы, получив прощение, встретить Воскресение Христово, Святую Пасху - райское сияние на земле.
Аминь.



ПОКРОВ МАТЕРИ БОЖИЕЙ

Духовное покровительство, ходатайство и заступление перед Богом, которое получаем по великому милосердию и любви к нам Божией Матери, воспеваем мы ныне. Ибо с тех пор как воля Божественного Страдальца и Спасителя мира усыновила род человеческий Божией Матери в лице любимого ученика Его Иоанна Богослова, - это покровительство не прерывалось ни на один день, и во все времена истории человечества было так: Мать и чадо!

Вдумайтесь в эти слова, в смысл глубочайшего и святейшего родства, чище и святее которого нет на земле.

«Мати - се сын Твой!» - звучит с Креста из уст Божественного Страдальца. И что значат эти слова?! Отныне, что ни совершится с названным сыном Твоим, пройдет сквозь сердце Твое. Отныне его небольшие радости будут Твоим счастьем, его боль, беда и скорбь - Твоим великим горем и слезами, и, главное, непрестанная дума и забота о чаде, забота, не знающая усталости, не знающая отдохновения. И все это, как завещание, приняла Пресвятая Дева от Своего умирающего на Кресте Единородного Сына. С тех пор мир заполнился многими знамениями покровительства Божией Матери - знаками Ее Материнской любви.

Примерам несть числа, начиная из глубины времен и до наших дней...

Варварское племя сарацин (народ, родственный теперешним туркам, магометане по вере), движимое ненавистью к христианам, осадило город Константинополь с единственной целью - стереть его с лица земли, разрушить его многочисленные храмы, большая часть которых была посвящена Царице Небесной. Жителей предполагалось предать лютой казни, а некоторых рабству, надругавшись над верой их.

Весь народ от мала до велика собрался во Влахернской церкви. Отчаяние внушило обратиться с великим воплем и слезами в молитве к Матери Божией. Это была последняя и единственная надежда. Представьте, как молились они, заглядывая в завтрашний день свой, откуда уже веяло дыхание смерти. Все земное забыто, впереди - дверь в вечность, и мученическая насильственная смерть - на пороге.

Глубина покаянного чувства, сокрушение о грехах были столь велики, что Царица Небесная Сама поспешила явиться к молящимся и утешить их. Ее светящийся омофор становится Покровом от грядущей на них беды.

Но не все воочию видят явление Ее. Только двое, чья жизнь отдана Богу, Правде и Истине, чье сердце у ног Спасителя, только они поражены видением. Это святой Андрей, Христа ради юродивый, славянин по происхождению, и ученик его Епифаний: «Блаженни чистые сердцем, яко тии Бога узрят».

Двое узрели Матерь Божию, а все молящиеся, через покаяние очистив сердца, смогли безусловно поверить им. За верой же явилось дело - враг внезапно, без всякой видимой причины, оставил свое намерение.

А все те, кто хранит об этом событии память в своем сердце, с тех пор поют:

«Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякого зла честным Твоим омофором».

Державный Покров Матери Божией покрыл весь род христианский на все времена.

Православная Россия - УДЕЛ Божией Матери. Она являлась в России Сама тем святым, чьи сердца не знали тени порока: преподобному Сергию Радонежскому, преподобному Серафиму Саровскому и другим. Их было много, всех теперь не перечислить. Она посещала многострадальную, но верную Богу Русь, многочисленными Своими иконами, являя русским людям Свой Покров.

Про Матерь Божию можно смело сказать, что Она - неисчерпаемый океан чудес, явленных на Руси.

Наиболее почитаемые у нас иконы Божией Матери - Казанская и Владимирская. Их значение в жизни русского народа огромно. Они сделались всенародной святыней и знамением Небесного Покрова над Русской Церковью и нашим Отечеством.

Архиепископ Херсонский Иннокентий (Борисов +1857 г.) назвал Казанскую икону «Русским Покровом» - Покровом Пресвятой Богородицы над Россией.

В Смутное время 1612 года дружина Димитрия Пожарского несла список чудотворной Казанской иконы в своих рядах и изгнала из Москвы польских интервентов. В память этого события в 1б49 году был установлен Всероссийский праздник Казанской иконе, совершаемый 22 октября.

В 1709 году накануне Полтавской битвы Петр молился со своим войском перед Казанской иконой, и им была одержана победа.

В 1812 году этот же образ осенял русских воинов, отражавших нашествие французов. И именно 22 октября русские войска нанесли противнику первое крупное поражение.

Во все трудные для России времена, во всех походах и войнах (не исключая и последнюю Великую Отечественную войну) русские войска неизменно брали с собой иконы Божией Матери Казанской, Смоленской, Донской. И всегда страна наша ощущала помощь Заступницы Усердной рода христианского.

Три раза в году совершается празднование Владимирской иконе в благодарность за избавление Ее помощью нашего Отечества от врага. Церковь вспоминает эти события 21 мая, 23 июня и 26 августа.

А псковская земля особенно отмечает еще и день 7 октября, когда чудотворный образ Псково-Печерский «Умиление», находящийся в нашей святой обители, оградил Псков и Псковскую землю от посягательства иноверцев. Икона эта неоднократно спасала и Псков и обитель нашу от различных врагов, искони желающих завладеть русской землей.

Смоленская икона Божией Матери (она же «Одигитрия» или «Путеводительница») была привезена в XII веке в город Смоленск. Тогда совершилось возвращение Российской державе города, 110 лет пребывавшего под властью литовских князей.

В XIII веке Феодоровская икона спасла город Кострому от нашествия татар. Князь Василий велел нести сей образ во главе своего войска. Яркие лучи, исходящие от святой иконы, ослепляли врагов, и нашествие было разгромлено. Прославилась она и во время стихийных бедствий, моровых язв, чумы и холеры, распространявшихся в народе.

И особенно надо отметить чудесное явление иконы Божией Матери «Державная». Это произошло в год отречения от престола последнего русского Императора. Явилась икона 2 марта одной крестьянке в селе Коломенском под Москвой. На иконе в руках у Матери Божией были царские скипетр и держава. И сказала Она, что отныне Сама будет охранять Россию. И теперь в России царство не от мира сего. Теперь вместо Царя руководит страной Матерь Божия. И мы с вами ощущаем на себе Ее Державный Покров и заботу о русском народе.

Матерь Божия всегда защищала и миловала Русь, наказывала и вновь возвращала свою любовь людям, прошедшим ради грехов своих сквозь страдания, покаянием и страданием очистившим свои сердца.

Но в нынешнее тяжкое время, когда земля состарилась, отягчилась неверием, беззаконием и невежеством в познании повелений Божиих, не отступила ли Она от нас, Заступница наша Усердная, ревнуя о славе Сына Своего и Бога? Нет, дорогие мои, быть этого не может. Для Матери бедствующее чадо еще дороже. И пока на Руси хоть малое стадо сохраняет верность заветам Христа, надежду на заступление Матери Божией, мы не погибнем. Мы не должны ни сомневаться, ни смущаться всем тем, что видим и слышим теперь.

«На земле нет ничего невозглавленного, потому что начало всему - Бог», - так говорят святые отцы. И нынешние события - это не такое уж открытие для всех нас, ибо это подтверждение, что ни одно слово Божие не изнеможет, но все совершится до малейшей подробности в свое время.

Разве не читаем мы с вами 20 столетий назад написанные апостолом Павлом слова, обращенные к его ученику апостолу Тимофею. Наверное, апостол Тимофей тогда удивился и не понял во всей полноте эти слова, а нам остается тоже удивляться, видя их сбывшимися:

«Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, небоголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся». И последние слова - заповедь нам: «Таковых удаляйся»!

Можно не верить словам, но как нам, всем живущим теперь, не верить делам, которые уже совершились. Как не верить Богу?

Слово Божие - в Нем все, всю жизнь на 20 столетий пронзил взором апостол и увидел нас, живущих в эти тяжкие времена. Посмотрим на себя, посмотрим в себя и вокруг себя, и если мы такие, то возопием к Богу и Матери Божией об исправлении. Удалимся от беззаконных и удалим беззакония от себя.

И еще один страшный бич, разоряющий все живое от государства до Церкви, и его видел Господь и устами верного ученика поведал миру - «удаляйтесь разделения». В I Послании к Коринфянам Господь через апостола кротко просит народ Божий: «Умоляю вас, братия... чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях». Это настолько важно, что в другом месте в Послании к Римлянам опять и опять апостол умоляет братии своих остерегаться разделения: «Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны... уклоняйтесь от них; ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных».

Господь наставляет, предупреждает, остерегает, умоляет. И надо всем нам усилиться услышать Слово Божие, ибо верно, нечто страшное для жизни таится в деле разделения. Народ на народ, и царство на царство, соседи на соседей, и родители на детей, и дети на родителей - все восстает, все распадается, нет единодушия, и иссякает любовь, единственный источник истинного неложного знания.

А для тех, кому Слово Божие - сама жизнь, нет страха. Покроет их Господь в тайне селения Своего. Они не поколеблются, но Господу останутся верны и в тяжкую годину испытаний. Слово Божие проведет их сквозь тень и сень смертную. «Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды. Все у вас да будет с любовью» (1 Кор. 16,13-14). А Матерь Божия всегда есть и будет с теми, кто верен Ее Божественному Сыну и идет путем вечного спасения. Она, по словам святителя Иоанна Златоуста, - первая Преемница Божественных Дарований и первая Раздаятельница этих даров и благословений людям, ищущим помощи у Господа и милостей у Нее. Так будет всегда, до последнего часа и мгновения жизни мира.

И наше верующее, знающее великую силу ходатайства Матери Божией сердце пусть всегда припадает к ногам Божией Матери со своими воздыханиями, нуждами, скорбями, во всех испытаниях и в минуты плача о грехах. И Она, Радость всех скорбящих, наша Небесная Мать, простирая Свой Державный Покров, заступит и спасет и помилует всех нас. Аминь.

Псково-Печерский монастырь








 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова