Разоблачение лживых заверений о про-московских симпатиях св. ИОАННА, Шанхайского Чудотворца.
Оп.: http://www.karlovtchanin.com, 2006
От Редакции :
Нам уже не раз приходилось с возмущением опровергать лживые утверждения о том, что святой Владыка Иоанн будто питал симпатии к красной Москве и к её пособнику Московской Патриархии. В этом поношении светлой памяти нашего дивного Святого, и бывшего Правящего Западно-Европейской Епархией в течении 11 лет, особо упорствуют протоиереи Александр Лебедев и Пётр Перекрестов. Постоянное повторение этой клеветы, естественно, не совершается случайно или зря : вбить в умы и сознание людей, что в их стремлении предать Зарубежную Церковь подчинением Москве они следуют высокому примеру Святителя Иоанна. К нашему возмущению, эта же клевета прозвучала, хотя и в притушенном виде, в недавнем Послании Епархии, находящейся под омофором Вл. Амвросия. В том же Послании был также оклеветан и преемник св. Иоанна, приснопамятный Архиепископ Антоний Женевский, будто тоже стоящий за единство. Но мы к этому ещё вернёмся. Владыка Иоанн всего три года провёл в Сан-Франциско, и от. Пётр Перекрестов тогда был маленьким мальчиком. Возомнив себя каким-то душеприказчиком памяти и мысли нашего дивного, нетленного Святого, он явно пытается надеть слишком для себя великий костюм. Имевший место случай, когда икона Святителя с треском упала с аналоя во время одной такой беседы от. П. Перекрестова должен был бы его озадачить. Случайностей в жизни христианина нет, имеются знамения свыше. Трудно даже себе представить, как можно было придумать такую небылицу, зная, что из шести дальневосточных Зарубежных Архиереев, один лишь, к тому же будучи самым молодым, Владыка Иоанн не польстился на приманку и решительно отверг Московскую Патриархию. В Лионском храме имеем прихожанина, Алексея Туманова, который в молодости в Шанхае прислуживал, а затем и иподиаконствовал Вл. Иоанну, и который мог бы разоблачить новоявленных безстыдных поддельщиков. Как веское и надеемся окончательное опровержение приводим Декларацию, сделанную в 1963 году ближайшими сотрудниками Владыки под присягой, на Кресте и Св. Евангелии, весьма своевременно помещенную в последнем выпуске “Нашей Страны”.
Д Е К Л А Р А Ц И Я
Мы, нижеподписавшиеся проживающие в Сан Франциско и в окрестных городах :
Бывший безсменный Председатель Российской Ассоциации г. Шанхая — Г. К. Бологов,
Бывшие члены ее исполнительного Комитета последнего состава : Д-р П. И. Алексеенко и В. В. Красовский,
Бывшие члены Контрольно-Наблюдательной Комиссии последнего состава : Н. Н. Плешанов и Б. М. Крапин,
Бывший Начальник Благотворительного Отдела Ассоциации Б. Л. Купер, и
Бывший председатель Русской Торговой Палаты г. Шанхая М. А. Мошкин,
настоящим, под присягой на Кресте и Св. Евангелии, своими подписями удостоверяем и во всеуслышание заявляем, что — в бытность его духовным главой многотысячной русской эмигрантской колонии гор. Шанхая, за все время его пребывания на посту Епископа, а позднее Архиепископа Шанхайского, с 1936 года до массовой эвакуации из Китая российских антикоммунистов на Филиппинские острова в начале 1949 года, — Владыка Иоанн никогда не подчинялся Московскому Патриарху, ни в какие сношения с Московской Патриархией не вступал и с таковой ни в какой связи никогда не состоял, и что письмо от 21 марта 1963 года, опубликованное на второй странице газеты "Русская Жизнь" (№ 5326 от 30 апреля 1963 года) есть пасквиль, ложь и клевета, направленные на опорочение чести Православного Русского Иерарха, самоотверженная и доблественная борьба которого против страшного натиска и напора со стороны представителей Советских властей и перешедших на советскую сторону архиереев, включая его правящего архиепископа, проходила на глазах у тысяч русских антикоммунистов Шанхая, которые на всю жизнь останутся благодарны Владыке Иоанну за то, что он спас Шанхайский Кафедральный Собор от захвата его безбожниками ; отстоял, кроме одного храма, все православные церкви Шанхая и закрепил их за Заграничным Синодом ; удержал большинство православного духовенства от следования примеру Правящего Архиепископа Китайского Виктора, подчинившего Русскую Духовную Миссию в Китае Советским властям, и самоотверженно боролся с коммунистической пропагандой, завлекавшей русские души ложным патриотизмом и убеждавшей и запугивавшей русских людей брать советские паспорта и репатриироваться — по амнистии Сталина — в Советский Союз.
Мобилизация всех русских антикоммунистических сил в Шанхае для противодействия и отпора бешено развивавшейся советской пропаганде и массовой провокации и создание Российской Эмигрантской Ассоциации, объединившей в своих рядах свыше 6.000 Белых русских людей, — были бы невозможны без духовного руководства, стойкости и примера Владыки Иоанна.
Эти шесть тысяч честных русских людей из Китая благодарны своему скромному, но мудрому и сильному духом и молитвой Архипастырю за то, что они и дети их сейчас живут в Соединенных Штатах Америки, в Бразилии и в Австралии, а не на целине Советской Сибири, ибо заслуга его в их спасении немалая.
Мало кто знает, что пришлось перенести Владыке Иоанну за те месяцы в Шанхае, и чего ему стоила борьба против попыток советского захвата зарубежных церквей, общин, школ, организаций, православного духовентсва и населения, и каким опасностям он подвергался.
Мы же были свидетелями этой послевоенной эпопеи — борьбы Владыки Иоанна и верного православного духовенства и мiрян против попыток советского захвата Русской Зарубежной Церкви, в то время, как Г. К. Бологов, бывший старостой Кафедрального Собора в Шанхае с 1938 года, и М. А. Мошкин, бывший помощник старосты Кафедрального Собора с 1943 года, стояли близко к Владыке, принимали в этой борьбе непосредственное участие и знают все детали.
Давление на Епископа Иоанна Шанхайского с советской стороны началось ещё до окончания Второй Мiровой Войны, когда иерархи Зарубежной Церкви в Манчжурии — Митрополит Мелетий, Архиепископы Нестор и Димитрий и Епископ Ювеналий прислали письма Правящему Архиепископу Виктору Китайскому и Пекинскому и Епископу Иоанну Шанхайскому с сообщением о том, что 26 июля 1945 года они признали Патриарха Алексия Московского и Всея Руси, и с предложением Архиепископу Виктору и Епископу Иоанну последовать их примеру и подчиниться новому Московскому Патриарху, как законному главе Русской Православной Церкви.
Не имея, из-за военных действий, связи с Заграничным Синодом за пределами Китая и не зная истинного положения вещей в Европе, Америке и других странах, Епископ Иоанн написал о полученном им письме от иерархов из Харбина своему начальнику Архиепископу Виктору в Пекин, советуя ничего не предпринимать в отношении признания Патриарха до восстановления связи с Зарубежным Синодом, а для выяснения вопроса о законности и каноничной правильности или неправильности выборов Патриарха Алексия Епископ Иоанн посоветовал Арх. Виктору послать ему краткое приветсвие по поводу его посвящения и ждать, каков будет ответ. Этим предполагалось выяснить, являлся ли новый Патриарх преемником в Бозе почивших и всегда признававшихся Зарубежной Церковью Святейшего Патриарха Тихона и Местоблюстителя Патриаршего Престола Митрополита Петра (Крутицкого) или же он просто являлся продолжателем политики умершего советского Патриарха Сергия.
В ожидании же выяснения этого вопроса и для успокоения той части русской колонии Шанхая, что стала просоветской и требовала признания Московского Патриарха, Епископ Иоанн отдал распоряжение (Указ № 630 от 6 сентября/24 августа 1945 года) о временном поминании Патриарха Алексия во время богослужения, взамен существовавшего до того поминания "Православного Епископства Цервки Российская".
Тем временем связь с Заграничным Синодом была, наконец, восстановлена 2-го октября 1945 года, когда Епископ Иоанн получил из Швейцарии телеграмму за подписью Митрополита Анастасия, который кратко сообщал, что Заграничный Синод продолжает существовать, что родители Владыки Иоанна живы и находятся в Германии, и что он, Митрополит, просит сообщить ему о положении Церкви в Китае.
Епископ Иоанн послал доклад о создавшемся в Шанхае положении, прося инструкций, а текст телеграммы Митрополита Анастасия переслал Архиепископу Виктору в Пекин.
Следующая телеграмма пришла в ноябре месяце из Соединенных Штатов от Архиепископа Тихона Западно-Американского и Сан-Франциского, в которой Владыка Тихон сообщал, что Митрополит Анастасий, Архиепископы Виталий, Иоасаф, Иероним и он связались между собой и просят Епископа Иоанна быть с ними и Московского Патриарха не признавать.
Это было все, что требовалось знать Епископу Иоанну, и когда, в начале декабря 1945 года пришло письмо от Архиепископа Виктора о том, что он признал Патриарха Алексия, — Епископ Иоанн категорически отказался признать нового Патриарха, несмотря на страшное давление, уговоры и угрозы.
Вечером 15 января 1946 года Архиепископ Виктор прилетел в Шанхай на аэроплане из Пекина и объявил, что он не только признал Патриарха, но и стал советским гражданином, взяв паспорт СССР.
Архиепископ Виктор тщетно уговаривал, требовал и приказывал Епископу Иоанну подчиниться и признать Патриарха. В конце концов, он приехал на очередное еженедельное собрание духовенства, где официально сообщил о своем переходе в советскую Церковь, потребовал, чтобы священнослужители последовали его примеру и, оставив Епископа Иоанна председательствовать, покинул заседание. После слова Епископа Иоанна, призвавшего духовенство оставаться верным Русской Зарубежной Церкви, собрание вынесло предложенную им резолюцию : доложить Митрополиту Анастасию о верности духовенства Заграничному Синоду и просить указаний.
От Синода очень долго не было никакого ответа, и за это время около семи недель на Епископа Иоанна оказывалось страшное давление со стороны советских властей, Архиепископа Виктора, Митрополита Нестора из Манчжурии, со стороны большой части русской общественности, подавшей на советские паспорта, духовенства, перешедшего на ту сторону, и других. Письменно и устно, в прессе, в клубах и на собраниях советская сторона пыталась доказать, что избрание патриарха было совершенно законно, по всем церковным правилам, и предложила, как доказательство, продемонстрировать документальный фильм об избрании Патриарха Московского и Всея Руси.
Епископ Иоанн на этот просмотр фильма согласился, дабы лично увидеть и проверить всю процедуру избрания, при условии, что фильм будет продемонстрирован не в советском клубе, где в то время показывались все советские картины, а в зале какого-либо театра.
На просмотр фильма приехало большинство шанхайского духовенства, включая проживающего сейчас в Сан Франциско митрофорного протоиерея Н. Колчева, о. И. Вень и др.
Перед началом фильма и без всякого предупреждения, оркестр заиграл советский гимн, и Епископ Иоанн немедленно покинул зал. Устроители просмотра бросились за Архиереем и, остановив его в фойе, стали извиняться и уговаривать остаться. Епископ Иоанн вернулся в зал после окончания гимна и, просмотрев фильм, объявил, что в показанных так называемых выборах Патриарха никакой законности не было, что выборы были проведены по классическому советскому образцу, где выставлен был только один кандидат, за которого представитель каждой без исключения епархии одинаково голосовал, зачитывая стереотипную фразу, и где не было ничего духовного, канонического.
Это заявление Епископа Иоанна еще более озлобило болышевизанствовашие круги, и гонение на Владыку и верное ему духовенство еще более усилилось.
20-марта, в день Престольного Праздника, Владыке Иоанну во время Литургии принесли телеграмму. Никогда не занимаясь абсолютно ничем постронним во время богослужения, Епископ Иоанн спрятал телеграмму в карман, не читая, и вскрыл её только после службы. В телеграмме, подписанной Митрополитом Анастасием, значилось :«Признаю постановление духовенства под Вашим председательством правильным».
Эта моральная поддержка, полученная от Главы Зарубежной Русской Церкви, придала оставшемуся верным духовенству новые силы для продолжения защиты православных церквей от притязаний и посягательств большевиков.
В борьбе Владыка Иоанн не знал отдыха, буквально летая из церкви в церковь, посещая школы, общественные организации, говоря проповеди в защиту Зарубежного Синода, призывая русских людей к верности, изгоняя советских агитаторов из православных храмов и Белых русских организаций.
В этот период времени Владыка Иоанн подвергался особенно сильному давлению и угрозам со стороны как Архиепископа Виктора, так и назначенного быть Экзархом Патриарха Алексия на Дальнем Востоке Митрополита Нестора.
Наконец, 15-го мая пришла телеграмма от Митрополита Анастасия из Мюнхена о возведении Епископа Иоанна в Архиепископы с непосредственным его подчинением Архиерейскому Синоду. Однако, обнародовать этого было нельзя до получения официального указа из Синода.
В пятницу 31-го мая 1946 года в Шанхай снова прилетел Архиепископ Виктор, но на этот раз, по приезде, он был встречен советскими консульскими чинами, а не духовенством и паствой. В тот же вечер, Архиепископ Виктор проследовал в собор в окружении консульских чиновников и новоиспеченных комсомольцев и занял часть соборных покоев со своей свитой. В этот вечер советские устроили демонстрацию, пытаясь изгнать Владыку Иоанна из собора и соборных покоев.
На следующий день, 1-го июня 1946 года пришел долгожданный официальный указ о возведении Епископа Иоанна в правящие Архиепископы с непосредственным подчинением Синоду.
Новый правящий Архиепископ поставил Арх. Виктора в известность о состоявшемся назначении и предложил ему выехать из соборного дома и покинуть пределы Шанхайской Епархии.
Архиепископ Виктор, в свою очередь, вручил Архиепископу Иоанну 15-го июня Указ Московского Патриархата (№ 15 от 13-го июня 1946 года) о назначении Епископа Ювеналия из Манчжурии в распоряжение Архиепископа Виктора "для замещения кафедры Епископа Шанхайского Иоанна, не признавшего юрисдикции Московской Патриархии".
16 июня 1946 года этот указ был опубликован в советских газетах, и наступил момент открытой борьбы за физическое владение Собором, за право совершать в нем богослужения. Архиепископ Виктор запретил нашему духовенству (о. иеромонаху Модесту, о. Медведеву, о. К. Заневскому) служить в соборе, в то время как Владыка Иоанн служил сам ежедневно и приказывал им служить с ним, запрещая советским священникам говорить проповеди и говорил их сам за них, объясняя богомольцам, почему Зарубежная Православная Церковь не признает Московского Патриархата.
Чувствуя всё усиливающийся перевес Владыки Иоанна, советская сторона стала прибегать к угрозам, к привлечению комсомольцев и дебоширов, и одно время было серьёзное опасение похищения ими и увоза Архиепископа Иоанна и других антикоммунистических руководителей Белой русской колонии на советский пароход. Представители нашей молодежи, без ведома Владыки, организовали охрану, которая всегда незаметно следовала за ним по пятам и оберегала его.
Когда Архиепископ Виктор "отстранил" Архиепископа Иоанна своим указом и запретил его в священнослужении, — Владыка Иоанн, вместо того, чтобы покинуть собор, взошел на амвон и сказал молящимся, что он отстранен Архиепископом Виктором за то, что остался верен присяге, данной Зарубежному Синоду, которую они оба приносили. И отслужил полностью всю Литургию!..
К августу 1946 года, советское духовенство и советские граждане перестали посещать кафедральный собор, и Китайское Национальное Правительство и городские власти признали Архиепископа Иоанна главой Шанхайской Епархии Зарубежной Православной Церкви.
Из шести иерархов Заграничной Синодальной Церкви в Китае, верным Заграничному Синоду и своему Первоиерарху остался только один, а с ним свыше 6.000 мiрян, его духовных детей, от имени которых мы, нижеподписавшиеся, последние выборные представители правящих органов Российской Эмигрантской Ассоциации города Шанхая, сегодня пришли, чтобы перед лицом низкой клеветы, под присягой защитить светлое и доброе имя Владыки Архиепископа Иоанна, честь Православного Иерарха и Русское Национальное Достоинство.
Последний Председатель Российской Эмигрантской Ассоциации гор. Шанхая Г.К. Бологов,
Бывшие члены последнего Исполнительного Комитета П.И. Алексеенко В.В. Красовский,
Бывшие члены Контрольно-Наблюдательной Комиссии Н.Н. Плошаков и Е.М. Крапин,
Бывший Начальник Благотворительного Отдела Ассоциации Б.Л. Купер,
Бывший Председатель Русской Торговой Палаты гор. Шанхая М.А. Мошнин.
ПРИВЕЛ К ПРИСЯГЕ ВЫШЕПОДПИСАВШИХСЯ ЛИЦ ПРОТОИЕРЕЙ ПЕТР ТРИОДИН, БОГОРОДИЦЕ-ВЛАДИМИРСКОЙ ЖЕНСКОЙ ОБИТЕЛИ.
9 мая 1963 Сан-Франциско, Калифорния
"Наша Страна" N° 2783 от 12 ноября 2005 г., стр. 3-4 Свято-Николаевский приход >>>
Возникновение Свято-Николаевского прихода в Лионе (Франция) непосредственно связано с "евлогианским" расколом, тяжело потрясшем во втор. пол. 20-х гг. ХХ ст. русскую православную эмиграцию в Западной Европе.
Когда первая волна Белой Эмиграции прибыла на территорию своей бывшей союзницы Франции, немалое количество Русских осело в этом крупном промышленном городе, освященном кровью Святых Лионских Мучеников, пострадавших в 177 году от Р.Х., во главе с первым епископом Лионским, священномучеником и глубоким старцем Пофином, учеником Св. Поликарпа, его заместителем - Священномучеником Иринеем, Святой девицей-мученицей Бландиной и прочими 46 славными Лионскими Мучениками.
Городом было предоставлено русским беженцам помещение, в котором был обустроен первый русский храм в Лионе, посвященный Покрову Пресвятой Богородицы. К сожалению, в 1926 году Покровский храм отошел в раскол, учиненный митр. Евлогием (Георгиевским). Перед самой сознательной частью русских лионцев, самых монархически настроенных, верных отеческому Православию и его традициям, встал немаловажный вопрос - найти храм и священника, дабы остаться под омофором Русского Архиерейского Синода под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и Галицкого Антония (Храповицкого). После долгих поисков был найден большой, вместительный деревяный барак и 11 мая 1928 г. официально основан новый русский православный храм, посвященный святителю Николаю Чудотворцу в воспоминание святого Царя-Мученика. Решением Архиерейского Синода РПЦЗ из Югославии был направлен в Лион отец Виктор Пушкин, Донской казак, бывший полковой священник, дважды Георгиевский кавалер за подвиги в Великую и Гражданскую войны, в знак чего служил с наперсным крестом на георгиевской ленте. По сей день отец Виктор Пушкин занимает особое место в сердце и сознании лионских старожилов и их потомков.
*
Послание пастырского совещания Сан-Францисской и Западно-Американской епархии
Оп.: http://www.pravos.org/docs/doc455.htm
Мы, клирики Сан-Францисской и Западно-Американской епархии Русской Православной Церкви заграницей, собравшиеся на пастырское совещание под сенью Спасо-Вознесенского храма столичного града Калифорнии, Сакраменто, приветствуем прихожан и всех верующих обширной Сан-Францисской и Западно-Американской епархии словами: «мир вам».
В течение четырех дней мы общались, молились, слушали доклады, задавали вопросы, делились своими радостями, заботами, скорбями, тревогами и надеждами. Божией милостью, по главным вопросам наше духовенство проявило удивительное единомыслие и взаимопонимание. За это мы благодарим Господа Бога.
В нашей епархии служили великие иерархи: святитель Тихон, будущий Всероссийский Патриарх и исповедник, святитель Шанхайский и Сан-Францисский Иоанн, приснопамятные архиепископ Антоний (Медведев; + 2000 г.) и епископ Сеатлийский Нектарий, духовный сын старца Нектария Оптинского. Сан-Францисскую и Западно-Американскую епархию особенно любили два Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви заграницей: Блаженнейший митрополит Анастасий, у которого была летняя резиденция в Бурлингейме, и приснопамятый митрополит Филарет, который любил приезжать в Калифорнию и именно здесь отмечал 50-летие своего священства. Все эти иерархи не только оставили живой след в Сан-Францисской и Западно-Американской епархии, но и свои заветы об устроении церковной жизни, о любви к Русской Церкви, о духовном единстве, о соборности и доверии ко Священноначалию и друг ко другу. Дух этих великих иерархов жив в нашей Сан-Францисской и Западно-Американской епархии по сей день и мы чувствуем их молитвы о нас.
Мы благодарны Господу Богу, что пять лет тому назад Ему было угодно избрать Высокопреосященнейшего митрополита Лавра избрать Первоиерархом Русской Зарубежной Церкви. На Высокопреосвященнейшего митрополита Лавра выпал жребий служения в тот момент истории Русской Зарубежной Церкви, когда произошли масштабные перемены в жизни Церкви в России, перемены позволившие двум частям Русской Церкви, в России и за рубежом, преодолеть свои разногласия и вступить на путь восстановления церковного единства.
После кончины Преосвященного епископа Сеатлийского Нектария в 1983 году, когда не было викарного епископа в Сан-Францисской и Западно-Американской епархии, приснопамятный архиепископ Антоний написал в своем завещании, чтобы в случае его смерти, Преосвященный архиепископ Сиракузский и Троицкий Лавр управлял Сан-Францисской и Западно-Американской епархией до назначения сюда правящего архиерея. Архиепископ Антоний считал, что архиепископ Лавр не только заслужил доверие клира и паствы Сан-Францисской и Западно-Американской епархии, но и обладал даром любви, мира, трезвения и рассудительности, которые особенно необходимы при переменах в церковной жизни. Сейчас не только Сан-Францисская и Западно-Американская епархия, но и вся Русская Зарубежная Церковь готовятся вступить в каноническое общение с Церковью в России и не случайно, что во главе зарубежной части Русской Церкви стоит именно Высокопреосвященнейший митрополит Лавр.
Восстановление канонического единства с Церковью в России означает, что настанет день, который чаяли духовные вожди русского зарубежья. Восстановление канонического единства позволит нашей Русской Зарубежной Церкви вернуться в семью Православных Поместных Церквей и выполнять свою миссию в современном мире не в изоляции, а в сотрудничестве со здоровыми силами православия во всем мире. Мы не должны этого бояться и искать врагов, там, где их нет. Если с нами — правда, если Господь с нами, если у нас — славное прошлое, то было бы грехом в настоящее время замыкаться в свою праведность, было бы грехом скрывать наше достояние.
За последние несколько лет появился опыт сотрудничества нашей Сан-Францисской и Западно-Американской епархии с представителями Поместных Церквей: нас неоднократно посещали гости из России, представители Московского Патриархата, в том числе и Ректор Московских духовных школ Преосвященный архиепископ Верейский Евгений, и известный всероссийский духовник Оптиной пустыни, схи-игумен Илий; молодежь нашей епархии начала участвовать в мероприятиях других юрисдикций — помощь в строительстве домов бедным в Мексике, молодежные лагеря в Румынии; представитель нашей епархии принимал участие в ассамблеи Западно-Американской епархии Американской Православной Церкви; одна из главных святынь Американской Церкви, Ситкинская Чудотворная икона Божией Матери, посетила кафедральный собор в Сан-Франциско; единственному православному лицею Русской Зарубежной Церкви помогают (и в нем преподают) представители Греческой, Антиохийской, Иерусалимской и Американской Церквей; православные семьи района Залива принимали детей из белорусского приюта; в приходах Сан-Францисской и Западно-Американской епархии пели церковные хоры и православные ансамбли из России; на пастырском совещании духовенства Сан-Францисской и Западно-Американской епархии весной 2006 года один из главных докладов о миссионерстве прочитал представитель Антиохийского Патриархата; на молодежной встрече в сентябре 2006 года принимала участие музыкальная группа из новообращенцев Болгарской Церкви; на церковно-певческих съездах и на Всезарубежном съезде молодежи читали доклады регента и духовенство из Московского Патриархата; на пастырском совещании в Ванкувере участники молились и разделяли радость «славы» местного прихода нашей братской Сербской Церкви...
Мы должны заявить и подтвердить, что эти совместные мероприятия ничего, кроме вдохновления, радости и пользы общему делу православия не принесли. Мы ничего не потеряли, а наоборот, обогатились опытом и общением.
Сколько сил и времени было потрачено на противостояние Церкви в России? На IV Всезарубежном Соборе один из докладчиков отметил, что в его епархии годами, если не десятилетиями, на пастырских совещаниях речь шла лишь о двух предметах: о «сергианстве» и об экуменизме. Ни слова о пастырских вопросах, вопросах молодежи, православной семьи, миссионерства, образования, подготовки смены. Перед нами стоит столько задач, столько работы, столько не начатого и еще больше незаконченного.
Мы, духовенство Сан-Францисской и Западно-Американской епархии, считаем, что надо как можно скорее, неотлагательно и без какого-либо замедления завершить процесс восстановления единства в Русской Церкви. Это позволит нам перейти к насущным вопросам нашей приходской и епархиальной жизни. Это позволит нам сотрудничать и делиться опытом с нашими православными соседями из Поместных Православных Церквей. Это также позволит всем нам ездить в Россию и у русских святынь, в древних храмах и монастырях, вместе со своими родными по вере и крови братьями и сестрами молиться, причащаться святых Христовых Таин и черпать духовные силы для продолжения нашего служения в Сан-Францисской и Западно-Американской епархии. Это также позволит всем желающим посещать святыни Афона, Грузии, Иерусалима и других стран не только в качестве паломников, но как полноценные православные, могущие иметь евхаристичское общение с православными верующими этих стран.
Утвержденный Высшей церковной властью Русской Православной Церкви заграницей «Акт о каноническом общении» даст твердый канонический фундамент Русской Зарубежной Церкви, как самоуправляющейся части Поместной Русской Церкви. Благодаря этому «Акту» она, с одной стороны, сохранит свою внутреннюю свободу, свои церковные структуры, свой особый Богом данный удел в современном мире, свое духовно-пастырско-историческое наследие, а с другой стороны – будет восстановлено канонически-молитвенное общение с Церковью в России, и статус Русской Зарубежной Церкви будет полностью соответствовать церковно-каноническим нормам.
В числе участников нашего пастырского совещания — семь членов IV Всезарубежного Собора. В четвертый рабочий день Всезарубежного Собора, на открытии которого пелись слова: «Днесь благодать Святого Духа нас собра», была принята Резолюция. Первый параграф Резолюции, в котором речь идет о «всецелом доверии и любви пастырей и мирян ко своему Первоиерарху, Высокопреосвященнейшему Митрополиту Лавру и Архиерейскому Собору», и в котором члены Собора свидетельствуют, что, как верные чада Святой Церкви, будут преклоняться перед волей Божией и подчиняться решениям предстоящего Архиерейского Собора был принят единогласно. Другими словами, каждый член Всезарубежного Собора перед Святым Духом засвидетельствовал, что он дает обещание верности Русской Зарубежной Церкви, ее Первосвятителю и Архиерейскому Собору. На Архиерейском Соборе было постановлено совершить дело единения Русской Церкви «неотлагательно». Члены IV Всезарубежного Собора, участники пастырского совещания Сан-Францисской и Западно-Американской епархии, подтверждают данное им на Всезарубежном Соборе обещание и не собираются предавать благодать, полученную ими на этом Соборе.
Мы, участники пастырского совещания Сан-Францисской и Западно-Американской епархии, твердо верим, что святые Новомученики Российские не зря пролили свою кровь и что их молитва перед Престолом Божиим не может оставаться бесплодной. Двадцать пять лет тому назад они были прославлены и 25 лет тому назад в нынешнем месяце впервые читалась молитва Новомученикам, в которой так сильно звучит призыв к церковному единству:
«Да упразднятся расколы в Церкве нашей, да будут вси едино».
Наш Сан-Францисский и Западно-Американский святитель Иоанн, архипастырь, молитвенник, подвижник и прозорливец, более полвека тому назад предсказал то, о чем он так горячо молился и усердно желал:
«Мы молим Господа, да ускорит Он наступление того вожделенного и чаемого часа, когда Первосвятитель всея Руси, взойдя на свое Патриаршее место в первопрестольном Успенском соборе, соберет вокруг себя всех русских архипастырей от всех Русской и чужих земель сшедшихся» (из Послания архиепископа Иоанна Шанхайской пастве от 2 августа 1946 года).
Мы твердо верим, что Божией милостью и молитвами святых Новомучеников Российских и святителя Иоанна, Шанхайского и Сан-Францисского Чудотворца, этот чаемый час настал и в сегодняшний день мы сможем воспеть словами пасхального прокимна: «Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвелимся в онь!»
+ КИРИЛЛ,
архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский.
Протоиерей Александр Лебедев (Лос-Анджелес)
Протоиерей Стефан Павленко (Бурлингейм)
Протоиерей Петр Перекрестов (Сан-Франциско)
Протоиерей Иоанн Оканья (Саннивейл)
Протоиерей Георгий Куртов (Монтерей)
Протоиерей Сергий Котар (Сан-Франциско)
Протоиерей Павел Волменский (Сакраменто)
Протоиерей Алексей Котар (Сиэтл)
Протоиерей Ярослав Беликов (Сан-Франциско)
Протоиерей Давид Мозер (Бойсе)
Протоиерей Мартин Свансон (Сен-Луис)
Иерей Борис Хендерсон (Денвер)
Иеромонах Рафаил (Виннипег)
Иерей Серафим Белл (Уоалла-Уоалла)
Иеромонах Трифон (Вашон-Айленд)
Иерей Лука Хаггинс (Уоалла-Уоалла)
Иерей Анатолий Левин (Гонолулу)
Иерей Иаков Стилл (Даймонд-Хейтс)
Иерей Иоанн Макьюин (Фениск)
Иерей Сергий Капитан (Рено)
Иерей Алексей Чумаков (Лос-Анджелес)
Иерей Иаков Баглиен (Корваллис)
Иеромонах Иаков (Сан-Франциско)
Иерей Мартин Персон (Лос-Анджелес)
Иерей Даниил Риз (Уоалла-Уоалла)
Диакон Николай Ленков (Мулайно)
Диакон Иоанн Веселяк (Денвер)
Диакон Димитрий Якимович (Сан-Франциско)
3/16 ноября 2006 год
Сакраменто, Калифорния
16 ноября 2006 г., Сакраменто, Калифорния
|